Чем характеризовалась политическая жизнь россии в 1991 1993 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин, Правительство России во главе с И.О. Председателя Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть депутатов Верховного Совета - сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство и большая часть депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3—4 октября 1993 в центре Москвы.

Содержание

Предпосылки противостояния

Какая сила затянула нас в эту черную полосу? Прежде всего — конституционная двусмысленность. Клятва на Конституции, конституционный долг президента. И при этом его полная ограниченность в правах. [1]

Мнения о причинах конституционного кризиса

Согласно действовавшей тогда Конституции две ветви власти пережимали друг друга. По дурацкому советскому закону "всю полноту власти" имел Съезд народных депутатов. Но поскольку ни 1000 депутатов, ни 200 с лишним членов Верховного Совета, очевидно, страной руководить не могли, то реально власть оказалась у президента и назначаемого им (утверждаемого съездом нардепов) правительства. Возник вечный пакт, постоянный, неразрешимый конфликт президента и Верховного Совета. Да еще между ними болтался ни к селу ни к городу вице-президент

Хронология политического кризиса

Началом политического кризиса можно считать декабрь 1992 года, когда на VII Съезде народных депутатов РФ подспудный конфликт ветвей власти перешел в открытую фазу, а окончанием — декабрь 1993 года, когда была принята и вступила в силу новая Конституция РФ.

Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

    1992 года — в Москве открылся седьмой Съезд народных депутатов, на протяжение всей его работы депутаты и руководство Верховного Совета критиковали Правительство Е. Т. Гайдара1992 года — Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства 1992 года — Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике его работу, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов 1992 года — по инициативе Председателя Конституционного Суда В. Д. Зорькина прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова 1992 года — Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, в котором наметил на 11 апреля1993 года референдум по основным положениям Конституции 1992 года — по итогам многоступенчатого голосования Председателем Совета Министров — Правительства назначен В. С. Черномырдин

Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

Следует отметить, что результаты референдума были весьма противоречивыми. Например, в списки для голосования было внесено 107 310 174 участника, а бюллетеней для голосования выдано почти вдвое меньше — 69 222 858 [7] . Конкретные результаты апрельского референдума 1993 г также не совсем понятны: голоса, отданные Б. Н. Ельцину, не добавили исполнительной власти полномочий или ясности целей в проведении экономической программы. Однако, противоречивые результаты референдума были истолкованы Ельциным и его окружением в свою пользу. Впрочем, несмотря на юридическую неопределённость по третьему и четвёртому вопросам, победа Ельцинской команды в борьбе за умы граждан прямо следовала из результатов голосования.

1.1. Демократизация политического процесса, начавшаяся в период перестройки, привела к утверждению в политической системе РСФСР принципа разделения властей. На первых президентских выборах 12 июня 1991 г. победу одержал Б. Н. Ельцин (до этого исполнявший обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР).

• После подавления августовского путча и событий в Беловежской пуще 1991 г. произошло усиление позиций исполнительной власти, в том числе в силу роста политического авторитета лично Б. Н. Ельцина (с октября 1991 г. он являлся одновременно Председателем правительства). В результате в действовавшей Конституции РСФСР после внесенных изменений соединились два противоречивших друг другу начала государственного строя – институт президентской власти и принцип всевластия Советов.

• Переходный характер российской государственности сразу обусловил проблему противостояния двух ветвей власти. В сложившейся ситуации президент настойчиво защищал позиции радикальных демократов и их курса реформ. Ему противостоял оппозиционно настроенный Верховный Совет РСФСР. На Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г. большинство граждан высказалось за доверие президенту.

1.2. Политический кризис осенью 1993 г.

• 21 сентября президент подписал указы о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и о проведении поэтапной конституционной реформы.

• Противостояние в верхних эшелонах власти резко обострило обстановку в стране: общество раскололось на две части – тех, кто поддерживал президента, и тех, кто защищал Верховный Совет. Апогеем конституционного кризиса стали события 3–4 октября 1993 г. в Москве, когда здание Верховного Совета было взято штурмом, на улицах столицы произошли вооруженные столкновения и пролилась кровь. Противостояние завершилось победой президентской стороны, однако это не сняло политических противоречий в обществе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

16.1. Государственное строительство Российской Федерации

16.1. Государственное строительство Российской Федерации Провозглашением суверенитета было положено начало длительному процессу формирования государственных структур Российской Федерации. В 1990 г. решением II (Внеочередного) Съезда народных депутатов России был

КОНТРРАЗВЕДКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНТРРАЗВЕДКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Для постсоветской контрразведки также характерна регулярная сменяемость руководства. Первый начальник управления контрразведки — заместитель министра МБ РФ генерал-майор В.А. Клишин был смещен с должности летом 1992 года по обвинению

Перспективы развития Российской Федерации

55. Внутренняя политика Российской Федерации в 1991–2000 гг

55. Внутренняя политика Российской Федерации в 1991–2000 гг В октябре 1991 г. была составлена программа экономических преобразований, включавшая:1) либерализацию цен;2) приватизацию и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве;3) антимонопольную налоговую

56. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–2000 гг

56. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–2000 гг Важной задачей руководства страны стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 г. все автономные республики, а также автономные области объявили себя суверенными республиками. В декабре 1994 г. на

Глава 26. Военная разведка Российской Федерации

Глава 26. Военная разведка Российской Федерации .Военная разведка осуществляет комплекс мероприятий по получению и обработке данных о действующем или вероятном противнике, его военных ресурсах, боевых возможностях и уязвимости, а также о театре военных

1. Начало модернизации. 1991–1993 гг

1. Начало модернизации. 1991–1993 гг Современное общество переживает очередной, объективно назревший этап модернизации, которая включает в себя изменения в экономической, политической, социальной, культурной сферах, а также в области общественного сознания и психологии

События 1993 года — закономерный итог 1991-го

События 1993 года — закономерный итог 1991-го Д. В. Лобанов: Виктор Алексеевич, мы сейчас готовим проект, в первую очередь интернет-проект, посвященный событиям двадцатилетней давности — распаду Советского Союза. В связи с этим берем интервью у тех немногих, которые

Производство Беларуси и Российской Федерации (2009)

Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации Раздел первыйГлава 1. Основы конституционного строяСтатья 2Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.Статья 31. Носителем

Государство и право Российской Федерации в постсоветский период (1991 г. – наше время)

Государство и право Российской Федерации в постсоветский период (1991 г. – наше время) 1. Первым Президентом СССР была) Ельцин Б.Н.;б) Горбачев М.С.;в) Брежнев Л.И.2. Договор о прекращении деятельности и роспуске СССР был подписана) в апреле 1985 г.;б) в декабре 1991 г.;в) в октябре 1993

Указы Президента Российской Федерации

1. Тотальное увольнение всех с работы без каких-либо компенсаций. Проводилась в начале 90-х и в 2020 г. Последствие - жуткое обнищание народа.
2. Якобы для раздела советского имущества между всеми гражданами РФ. Привела к появлению олигархов.
3. Характеризовалась переделом власти между Ельциным и ВС. Конфликт в том, что президент фактически узурпировал власть в стране.
4. В 93-99 развал и анархия, в начале 21 в. построение централизованной вертикали власти.
5. В обстановке фактически гражданской войны в конце 80-х и до начала 2000-х.
6. Главная трудность - разрыв экономических связей между бывшими республиками СССР, что привело к безработице и отсутствию денег.
7. Практически во всех бывш. республиках Союза. Исключением можно назвать Казахстан, Белоруссию и Украину. Причины в дележе власти.

Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.

Причиной кризиса 1993 г.г. в российской политике стал конфликт между президентом РФ Борисом Ельциным (исполнительная власть) и Съездом народных депутатов (представительной властью). Противостояние началось еще летом 1990 года на I съезде депутатов РСФСР, после создания Конституционной комиссии. Главным спорным вопросом стал выбор модели государственного устройства страны – президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Б.Н. Ельцин, на тот момент руководитель комиссии, предлагал создать президентскую республику, где вся полнота власти сосредоточена в руках главы государства. Верховный совет народных депутатов выступал за сохранение законодательной власти за Советом Федерации.

К осени 1992 года противостояния принимает активные формы. Верховный Совет бойкотирует законы правительства, инициирует проведение референдума об импичменте президенту Ельцину. В ответ президент при поддержке правительства объявляет действия Верховного Совета враждебными интересам государства.

С 20 марта 1993 г. для преодоления кризиса в стране вводится президентский режим управления. Депутаты перешли к открытым обвинениям президента в диктатуре власти. 25 апреля 1993 г. прошел Всероссийский референдум о доверии президенту, где Б. Ельцин получил поддержку более половины голосов выборщиков и смог продолжить проведение конституционной реформы.

12 декабря, в соответствии с ранее изданным указом президента, прошел референдум. Большинство участников референдума одобрили проект конституции. Признаны состоявшимися и парламентские выборы.

Ключевые положения Конституции:

Многопартийность и парламентаризм

После роспуска в 1991 году Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в России начался всплеск активности политических партий. Вновь образованные партии и общественные организации предлагали свои варианты социального, экономического и политического развития государства. Закрепленная Конституцией многопартийность, позволила новым организациям участвовать в выборах в российский парламент первого созыва. В 1993 г. восемь избирательных объединений получили необходимые 5% голосов избирателей и получили депутатские голоса в Государственной Думе:

Эти партии и заняли ведущее положение на политической арене в начале 2000-х годов.

Деятельность Федерального собрания

11 января 1994 года приступили к работе Совет Федерации и Государственная Дума. Основным направлением их законотворческой деятельности стали вопросы административной системы, национальной политики, экономической деятельности и социального обеспечения.

На долю депутатского корпуса II созыва (1995 г.) пришлось самое большее количество принятых и разработанных законодательных документов.

За период 1990-2000‑е гг. парламент принял более 1 000 законов, половина из них была согласована с президентом и вступила в силу. Около 300 из принятых законов относилась к решению социальных проблем.

В 1996 году на первых после кризиса выборах президента основными соперниками стали Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов (КПРФ). После второго тура пост получил Б. Н. Ельцин с поддержкой 37,02 % голосов избирателей.

15 мая 1999 г. на повестку в Государственной думе впервые был вынесен вопрос о досрочном прекращении деятельности Б. Ельцина на посту президента. Причиной для отставки стали пять обвинений в его адрес: распад Советского Союза; конституционный кризис 1993 г.; боевые операции в Чечне; развал вооружённых сил и геноцид русского народа. Для принятия положительного решения об отставке президента должно было быть подано не менее двух третей голосов. Но во время голосования ни один пункт обвинения не набрал необходимого процента. Б. Ельцин, оценив свое положение на должности главы государства, в обстановке строжайшей секретности сам подписал указ о своей отставке. 31 декабря 1999 года вместо привычного новогоднего обращения он объявил о своем уходе. Исполняющим обязанности президента назначался глава правительства В. Путин. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран президентом Российской Федерации.

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х г.г.

Главной задачей правительства в этот период стало сохранение территориальной целостности России. Автономные республики и области друг за другом объявляли о независимости. Татарстан, Башкирия, Якутия составили планы самостоятельного внутреннего развития при выходе из состава России. Чечня заявила не только о выходе, но и о готовности защищать свой суверенитет с помощью оружия.

31 марта 1992 года 89 субъектов РФ подписали Федеративный Договор. Документ отказалась подписывать Чечня. Власти Татарстана выставили особые условия для присоединения.

Но избежать межнациональных проблем все-таки не удалось. В том же 1992 г. начались вооруженные конфликты на Северном Кавказе. Чечено-Ингушская республика разделилась на Чечню и Ингушетию. Для пресечения конфликта между Северной Осетией и Ингушетией федеральный центр вынужден был использовать вооруженные силы. Антирусские настроения разрослись в Туве. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Казахстана, Закавказья приходилось решать в срочном порядке. Выезд граждан России в ближнее и дальнее зарубежье на постоянное место жительства увеличился в несколько раз. Политический кризис в Чечне требовал принятия особых мер.

Первая война в Чечне 1994-1996 г.г. закончилась подписанием в Хасавюрте соглашения о выводе регулярных войск с территории Чечни и организации свободных выборов президента Чеченской Республики. Выборы состоялись в январе 1997 г. Но активное противостояние местных вооруженных формирований с федеральными войсками продолжилось. Режим контртеррористической операции (вторая чеченская война) отменен лишь 16 апреля 2008 года. Сегодня Чечня входит в состав России на правах народной республики под руководством президента Рамзана Кадырова (с 2007г.)

Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств

Длительные переговоры закончились подписанием нескольких двусторонних договоров. Это позволило восстановить экономические связи, сложившиеся во времена СССР.

13 декабря 1991 года в Ашхабаде пять президентов бывших центральноазиатских республик (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана) дали согласие на присоединение, при условии равноправного участия. На встрече в Алма-Ате через неделю лидеры государств подписали декларацию, где закреплялся порядок взаимоотношений между странами на паритетной основе. Устав Содружества Независимых Государств принят 22 января 1993 года. Шесть членов СНГ – Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, подписали договор о коллективной безопасности. В соответствии с договоренностями был создан специальный орган – Объединенные Вооруженные силы (ОВС СНГ). Латвия, Литва, Эстония отклонили предложение вступить в СНГ. Самыми продуктивными на сегодня являются отношения между Белоруссией и Россией, Россией и Кыргызстаном. Туркменистан с 2005 года присутствует в составе СНГ в качестве члена-наблюдателя. Из состава СНГ в 2009 году вышла Грузия. Заявку на выход из Содружества в 2018 году подала Украина.

Рост социальной напряженности вызвал обострение политической борьбы. С весны 1992 г. авторитет оппозиционных сил быстро рос. Постепенно главным центром оппозиции поли­тике президента Б. Н. Ельцина стали Съезд народных депу­татов и Верховный Совет.

В 1992 —1993 гг. неоднократно происходили столкновения между демонстрантами и милицией и внутренними войсками. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Од­новременно вышел указ о поэтапной конституционной рефор­ме. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. заявил об отстранении Ельцина от власти. Исполняю­щим обязанности президента был назначен генерал А. В. Руц­кой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован силами Ми­нистерства внутренних дел и спецслужб.

В Москве противники Ельцина организовали демонстра­ции. Поскольку телевидение тенденциозно освещало собы­тия, защитники Белого дома предприняли попытку овладеть Останкинским телецентром, но она оказалась неудачной: со­бравшиеся в Останкино люди были расстреляны.

4 октября Ельцин отдал приказ расстреливать из танков само здание Белого дома. Сотни человек были убиты, многие ранены. К вечеру депутаты покинули здание, руководство Верховного Совета было арестовано.

Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая была принята на всенарод­ном голосовании 12 декабря 1993 г., президент получил пол­номочия формировать правительство, вносить законодатель­ные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым поли­тическим вопросам. Законодательным органом власти высту­пал двухпалатный парламент — Федеральное собрание. Оно состояло из Совета Федерации, представленного субъ­ектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.

Активную деятельность развернула Либералъно-демократическая партия России (ЛДПР; лидер В.В.Жириновский). Опираясь на искусную демагогию и популизм, партия Жириновского в 1993 г. заняла 70 мест в парламенте, но на последующих выборах представительство ЛДПР в парламенте сократилось.

Поддержкой населения пользовалась Коммунистиче ская партия РФ (КПРФ) под руководством Г. А. Зюганова Идеалом партии стало новое видение социализма, построенного на принципах многоукладной экономики; восстановление СССР; укрепление обороноспособности страны.

Выборы в Государственную думу в 1995 г. показывали растущую роль в политической жизни страны оппозиции. Напряженной была президентская предвыборная кампания 1996 г. Первый тур, не определивший кандидатуру президента, состоялся 16 июня; второй — 3 июля 1996 г. Во втором туре борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и Г. А. Зюгновым. Было объявлено о победе Б. Н. Ельцина.

Усиливалась угроза распада Российской Федерации. К этому вел рост сепаратизма среди руководителей национальных республик, что сопровождалось ростом притеснения русских. Особенно опасное положение сложилось в Чечне, которая превратилась в источник преступности во всей России. Попытка Центра восстановить конституционную закон­ность и правопорядок привела в 1995 —1996 гг. к военным действиям. Ожесточенные бои были во многом неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей, поддержки сепаратистов из-за рубежа и даже в российских СМИ, включая телевидение. В результате с 1996 г Чечня фактически стала независимым бандитским государством.




После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин вынужден был выдвинуть на пост премьер-министра Е. М. При­макова, за которого проголосовали и члены думской оппозиции. Новому правительству, экономический блок в котором возглавил коммунист Ю. Д.Маслюков, удалось добиться роста промышленности, спада социальной напряженности. В мае 1999 г. попытка Думы отстранить от власти Ельцина привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Дагестан. Российская армия во многом учла опыт первой че­ченской кампании, и ее действия были более успешными. Власти пресекли попытки СМИ развернуть прочеченскую пропаганду. При участии населения Дагестана боевики были выбиты из республики. Осенью 1999 г. в России произошли чудовищные террористические акты — взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске. Их связали с действиями чеченских террористов. Началась антитеррористическая опе­рация на территории Чечни. Войска заняли почти всю тер­риторию республики, разгромили основные силы сепарати­стов. Ответственность за вторую чеченскую кампанию взял В.В.Путин, назначенный премьер-министром 9 августа 1999 г. Успех боевых действий привел к росту популярности Путина.

Эти события вызвали решения президента В.В.Путин- по дальнейшему усилению центральной власти. В конце 2О04 г был изменен порядок избрания глав регионов России. Теперь они избираются членами региональных законодательных органов по представлению президента. В Государственную думу стали избирать только по партийным спискам, проходной барьер увеличен до семи процентов.

Удалось нормализовать ситуацию в Чечне. Наряду с воен­ными мероприятиями там предпринимались меры по налаживанию мирной жизни. На референдуме в 2003 г. население республики приняло Конституцию, закрепляющую нахождение Чечни в составе России. В Чечне прошли выборы президента, парламента.

На президентских выборах в марте 2008 г. поддержанный В. В. Путиным Д. А. Медведев набрал более 70 % голосов пришедших на выборы избирателей. В.В.Путин стал премьер- министром России. Со второй половины 2008 г. Россия ощутила на себе последствия мирового экономического кризиса. В условиях резкого спада производства, роста безработицы, падения цен на нефть и газ власти принимают меры по пре­одолению последствий кризиса.

Россия на международной арене в конце XX — начале XXI в. После распада СССР международное положение Рос­сии резко ухудшилось. Страна практически вернулась к гра­ницам XVII в., уменьшились ее население, экономический и военный потенциал. Российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным стремилось к укреплению отношений с США и другими западными странами. При этом продолжалась практика односторонних уступок со стороны России. Провод­ником этой политики был министр иностранных дел А. В. Ко­зырев. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан Договор СНВ-2. По нему обе стороны обязывались сократить свой ядерный потенциал на две трети, однако по факту Рос­сия сокращала больше, чем США.

Тем временем США все более явно претендовали на роль мирового лидера. Было принято решение о расширении НАТО на Восток. В 1999 г. страны НАТО под надуманными пред­логами напали на Югославию. Одновременно ряд междуна­родных организаций при поддержке западных правительств пытались вмешиваться во внутренние дела России, в частно­сти в ситуацию вокруг Чечни.


Все это вело к переменам во внешней политике России. Руководство страны заявило о приверженности идее много­полярного мира. Расширялись связи с Китаем, Индией, Ира­ном, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отношения же с США и НАТО в 1999 г. значительно ухуд­шились. Премьер-министр России Е. М. Примаков, летевший с визитом в США, узнав о начале бомбардировки Югославии, приказал развернуть свой самолет назад.

Совместное противостояние международному терроризму после терактов 11 сентября 2001 г. способствовало улучше­нию отношений России с США, НАТО. Однако Россия в на­чале XXI в. строит свои отношения с западными, как и со всеми иными странами, исходя прежде всего из своих нацио­нальных интересов.

Политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на уси­ление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм междуна­родного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызы­вала возражение российского руководства, настаивавшего на мирном урегулировании конфликтов.

Расширение НАТО, решение о размещении элементов аме­риканской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше, вынудили Россию объявить в 2007 г. мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после прихода к власти в США президента Б. Обамы.

Российская дипломатия при В. В. Путине продолжала действовать на всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Отношения партнерства установлены с Вьетнамом, Индией и - Ираном. Большое влияние приобрела Шанхайская орагнизация сотрудничества (ШОС), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2001 г.

Во взаимоотношениях со странами СНГ России продолжает решать запутанный клубок проблем. После образования самостоятельных государств на постсоветском пространстве между ними начались конфликты (армяно-азербайджанская война), во многих из них вспыхнули гражданские войны (Таджикистан, Молдавия, Грузия). Во многом благодаря успехам российской дипломатии большинство конфликтов удалось пригасить.

В рамках СНГ было заключено немало договоров о сотрудничестве. Однако большинство из них оказались нерелеализованными. Со второй половины 90-х гг. между отдельными странами стали заключаться отдельные союзы.

Рост социальной напряженности вызвал обострение политической борьбы. С весны 1992 г. авторитет оппозиционных сил быстро рос. Постепенно главным центром оппозиции поли­тике президента Б. Н. Ельцина стали Съезд народных депу­татов и Верховный Совет.

В 1992 —1993 гг. неоднократно происходили столкновения между демонстрантами и милицией и внутренними войсками. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Од­новременно вышел указ о поэтапной конституционной рефор­ме. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. заявил об отстранении Ельцина от власти. Исполняю­щим обязанности президента был назначен генерал А. В. Руц­кой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован силами Ми­нистерства внутренних дел и спецслужб.

В Москве противники Ельцина организовали демонстра­ции. Поскольку телевидение тенденциозно освещало собы­тия, защитники Белого дома предприняли попытку овладеть Останкинским телецентром, но она оказалась неудачной: со­бравшиеся в Останкино люди были расстреляны.

4 октября Ельцин отдал приказ расстреливать из танков само здание Белого дома. Сотни человек были убиты, многие ранены. К вечеру депутаты покинули здание, руководство Верховного Совета было арестовано.

Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая была принята на всенарод­ном голосовании 12 декабря 1993 г., президент получил пол­номочия формировать правительство, вносить законодатель­ные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым поли­тическим вопросам. Законодательным органом власти высту­пал двухпалатный парламент — Федеральное собрание. Оно состояло из Совета Федерации, представленного субъ­ектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.

Активную деятельность развернула Либералъно-демократическая партия России (ЛДПР; лидер В.В.Жириновский). Опираясь на искусную демагогию и популизм, партия Жириновского в 1993 г. заняла 70 мест в парламенте, но на последующих выборах представительство ЛДПР в парламенте сократилось.

Поддержкой населения пользовалась Коммунистиче ская партия РФ (КПРФ) под руководством Г. А. Зюганова Идеалом партии стало новое видение социализма, построенного на принципах многоукладной экономики; восстановление СССР; укрепление обороноспособности страны.

Выборы в Государственную думу в 1995 г. показывали растущую роль в политической жизни страны оппозиции. Напряженной была президентская предвыборная кампания 1996 г. Первый тур, не определивший кандидатуру президента, состоялся 16 июня; второй — 3 июля 1996 г. Во втором туре борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и Г. А. Зюгновым. Было объявлено о победе Б. Н. Ельцина.

Усиливалась угроза распада Российской Федерации. К этому вел рост сепаратизма среди руководителей национальных республик, что сопровождалось ростом притеснения русских. Особенно опасное положение сложилось в Чечне, которая превратилась в источник преступности во всей России. Попытка Центра восстановить конституционную закон­ность и правопорядок привела в 1995 —1996 гг. к военным действиям. Ожесточенные бои были во многом неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей, поддержки сепаратистов из-за рубежа и даже в российских СМИ, включая телевидение. В результате с 1996 г Чечня фактически стала независимым бандитским государством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин вынужден был выдвинуть на пост премьер-министра Е. М. При­макова, за которого проголосовали и члены думской оппозиции. Новому правительству, экономический блок в котором возглавил коммунист Ю. Д.Маслюков, удалось добиться роста промышленности, спада социальной напряженности. В мае 1999 г. попытка Думы отстранить от власти Ельцина привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Дагестан. Российская армия во многом учла опыт первой че­ченской кампании, и ее действия были более успешными. Власти пресекли попытки СМИ развернуть прочеченскую пропаганду. При участии населения Дагестана боевики были выбиты из республики. Осенью 1999 г. в России произошли чудовищные террористические акты — взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске. Их связали с действиями чеченских террористов. Началась антитеррористическая опе­рация на территории Чечни. Войска заняли почти всю тер­риторию республики, разгромили основные силы сепарати­стов. Ответственность за вторую чеченскую кампанию взял В.В.Путин, назначенный премьер-министром 9 августа 1999 г. Успех боевых действий привел к росту популярности Путина.

Эти события вызвали решения президента В.В.Путин- по дальнейшему усилению центральной власти. В конце 2О04 г был изменен порядок избрания глав регионов России. Теперь они избираются членами региональных законодательных органов по представлению президента. В Государственную думу стали избирать только по партийным спискам, проходной барьер увеличен до семи процентов.

Удалось нормализовать ситуацию в Чечне. Наряду с воен­ными мероприятиями там предпринимались меры по налаживанию мирной жизни. На референдуме в 2003 г. население республики приняло Конституцию, закрепляющую нахождение Чечни в составе России. В Чечне прошли выборы президента, парламента.

На президентских выборах в марте 2008 г. поддержанный В. В. Путиным Д. А. Медведев набрал более 70 % голосов пришедших на выборы избирателей. В.В.Путин стал премьер- министром России. Со второй половины 2008 г. Россия ощутила на себе последствия мирового экономического кризиса. В условиях резкого спада производства, роста безработицы, падения цен на нефть и газ власти принимают меры по пре­одолению последствий кризиса.

Россия на международной арене в конце XX — начале XXI в. После распада СССР международное положение Рос­сии резко ухудшилось. Страна практически вернулась к гра­ницам XVII в., уменьшились ее население, экономический и военный потенциал. Российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным стремилось к укреплению отношений с США и другими западными странами. При этом продолжалась практика односторонних уступок со стороны России. Провод­ником этой политики был министр иностранных дел А. В. Ко­зырев. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан Договор СНВ-2. По нему обе стороны обязывались сократить свой ядерный потенциал на две трети, однако по факту Рос­сия сокращала больше, чем США.

Тем временем США все более явно претендовали на роль мирового лидера. Было принято решение о расширении НАТО на Восток. В 1999 г. страны НАТО под надуманными пред­логами напали на Югославию. Одновременно ряд междуна­родных организаций при поддержке западных правительств пытались вмешиваться во внутренние дела России, в частно­сти в ситуацию вокруг Чечни.


Все это вело к переменам во внешней политике России. Руководство страны заявило о приверженности идее много­полярного мира. Расширялись связи с Китаем, Индией, Ира­ном, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отношения же с США и НАТО в 1999 г. значительно ухуд­шились. Премьер-министр России Е. М. Примаков, летевший с визитом в США, узнав о начале бомбардировки Югославии, приказал развернуть свой самолет назад.

Совместное противостояние международному терроризму после терактов 11 сентября 2001 г. способствовало улучше­нию отношений России с США, НАТО. Однако Россия в на­чале XXI в. строит свои отношения с западными, как и со всеми иными странами, исходя прежде всего из своих нацио­нальных интересов.

Политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на уси­ление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм междуна­родного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызы­вала возражение российского руководства, настаивавшего на мирном урегулировании конфликтов.

Расширение НАТО, решение о размещении элементов аме­риканской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше, вынудили Россию объявить в 2007 г. мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после прихода к власти в США президента Б. Обамы.

Российская дипломатия при В. В. Путине продолжала действовать на всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Отношения партнерства установлены с Вьетнамом, Индией и - Ираном. Большое влияние приобрела Шанхайская орагнизация сотрудничества (ШОС), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2001 г.

Во взаимоотношениях со странами СНГ России продолжает решать запутанный клубок проблем. После образования самостоятельных государств на постсоветском пространстве между ними начались конфликты (армяно-азербайджанская война), во многих из них вспыхнули гражданские войны (Таджикистан, Молдавия, Грузия). Во многом благодаря успехам российской дипломатии большинство конфликтов удалось пригасить.

В рамках СНГ было заключено немало договоров о сотрудничестве. Однако большинство из них оказались нерелеализованными. Со второй половины 90-х гг. между отдельными странами стали заключаться отдельные союзы.

Читайте также: