Внутреннее строение и размножение речного рака план урока 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Большинство: Знают внешнее и внутреннее строение , умеют определять органы речного рака.

Цель: Сформировать знания о среде обитания, особенностях внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности речного рака, как представителя высокоорганизованного животного Типа Членистоногих.

Задачи:

  • — Познакомить учащихся с характерными особенностями внешнего и внутреннего строения ракообразных на примере речного рака, продолжить работу по изучению систематики животных.
  • -Развивать речь, продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать особенности строения, жизнедеятельности изучаемых животных, членистоногих. Развивать умения и навыки самостоятельно работать с литературой, формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную, личностную.
  • — Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в группах , стремление уважать чужое мнение, воспитывать потребность в знаниях.

Ход урока:

1.Организационный этап(1-2минуты):

А теперь возьмем свои ладошки и сильно потрем, свое тепло

передадим другу напротив, пожелаем удачного дня, успехов во всех начинания.

2.Мотивация темы урока.

Ребята! Я сейчас прочту вам загадку, а вы должны отгадать ,о каком животном идет речь и определить тему нашего сегодняшнего урока.

Все они живут в реке,

Норы делают в песке,

Всегда пятятся назад

И усами шевелят.

Поднимают клешни вверх

Кто такие забияки?

Это маленькие…раки.

Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока.

Исходя из выше сказанного, давайте определим, какова цель нашего урока?

— Продолжить знакомство с признаками Типа Членистоногие, на конкретных представителях.

— Изучить особенности внешнего и внутреннего строения класса Ракообразные, на примере Речного рака в связи с образом жизни;

— Воспитание бережного отношения к окружающей среде

Какие высказывания, фразеологические обороты, литературные произведения, связанные с этим животным нам известны?

— Сегодня в течение урока мы узнаем.

-Почему раки краснеют?

-Где зимуют раки?

— Всегда ли рак пятится назад?

На эти вопросы мы постараемся ответить в течение урока.

Деление на группы. (Выберите жетон, подписанный вашим именем и разделится по группам по цвету жетона.)

У вас на столах есть лист оценивания, где вы будете записывать результат.

Вы просмотрели видеоролик, надеюсь, вы были внимательны.

1.Задание группе. Изучить внешнее строение речного рака.

Используя текст учебника и дополнительную информацию, а также муляж. Вам необходимо изучить внешнее строение речного рака. Найти и подписать части рака на листочках.

  1. Рассмотрите внешний вид речного рака, сравните с рисунком в учебнике, и заполните карточку с заданием.
  2. Выясните, сколько отделов выделяют в теле рака. Как они называются?
  3. С помощью линейки выясните, каковы его размеры?
  4. Потрогайте покров рака и убедитесь в том, что он плотный. Выясните, из чего состоит панцирь рака.
  5. Рассмотрите органы головогруди: две пары усиков (коротких и длинных), одна пара сложных глаз, сидящих на коротких стебельках и др.
  6. Найдите ходильные ноги. Сколько их? Обратите внимание на их членистое строение. Какая пара ног имеет клешни? Какое значение имеют эти ноги в жизни речного рака?
  7. На конце брюшка найдите плавниковые пластинки. Какое значение они имеют в жизни рака?
  8. 2. Задание группе.

— Необходимо узнать его внутреннее строение .

Ученик, набравший наибольшее количество жетонов получит пятерку, а остальные по количеству набранных жетонов.

  1. ? Скажите, а какова биологическая роль речного рака для водоема, в котором он обитает? (санитар водоёма)

Почему раки не могут жить в грязных водоемах?

2.Сколько отделов выделяют в теле рака? Как они называются? (головогрудь и брюшко)

Почему когда варят раков, они краснеют?

Красящие вещества (пигменты), содержащиеся в покровах рака, при кипячении разрушаются. За исключением одного красного пигмента. Поэтому при варке раки становятся красными.

5.В чем различие самки рака от самца?

6.Способ размножения раков половой или бесполый? Сколько месяцев вынашивает самка икринки? (8 месяцев)

  1. 7. Где зимуют раки?Где раки зимуют? Вечный вопрос, волнующий тысячи русских людей. Всем культурным людям нужно знать, где раки зимуют. Итак, раки — это пресноводные животные, живущие в чистой воде рек, озер и прудов. Зимой своего местожительства они не меняют, а просто опускаются значительно глубже, туда, где вода не замерзает. С поздней осени до ранней весны раки ведут малоактивный образ жизни, отсиживаясь в укрытиях по 20 часов в сутки. Жизнь у самок в этот период более насыщенная, чем у самцов. Ведь через две недели после спаривания, которое происходит в октябре, самка откладывает себе на брюшко около 100 икринок и вынашивает их долгие 8 месяцев, то есть до начала лета, когда из них вылупляются молодые рачки. Для полноценного развития икринок заботливым мамашам приходится время от времени покидать нору, чтобы выгулять их и почистить. Весной, когда вода прогревается, раки становятся весьма активными, добывая пропитание, львиная доля которого приходится на растительную пищу, и защищая свой дом, который представляет собой длинную, до 35 см, нору. Так что никакой загадки, касающейся места, где раки зимуют, вовсе и не существует.

Ответ: То, что раки передвигаются задом наперёд, большое заблуждение. В реке рак ходит всегда головой вперёд (усики и глаза расположены именно на голове, а не сзади). Если же ползущего рака что – то беспокоит, он быстро пятится назад отталкиваясь своими клешнями; затем он резким движением подгибает под себя задний конец тела – членистое брюшко, которое заканчивается веерообразным плавником, и благодаря этому быстрыми толчками плывёт головой назад.

9 Какое количество икринок откладывает самка рака? (200)
10. Почему рак линяет?(хитиновый покров слабо растяжим)

Прочитайте! Это интересно!

  1. 11. Почему? При линьке рак некоторое время не ощущает положение своего собственного тела.

Статоцисты представляют собой углубления в основании коротких усиков, где помещается песчинка. При нормальном положении тела эти песчинки нажимают на находящиеся под ними нижние чувствительные волоски; если же у плавающего рака тело перевернется вверх ногами, песчинки перемещаются и нажимают уже на другие чувствительные волоски и тогда рак ощущает, что тело его вышло из нормального положения. При линьке рака сбрасываются и песчинки. Тогда рак сам клешнями засовывает новые песчинки.

12.В какое время года самка откладывает икринки? (осенью)

13 Почему раков называют речными санитарами? Ответ (всеядные и питаются падалью)

  1. Почему рак не поворачивая головы может одновременно смотреть в разные стороны?

Ответ. Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. В случае опасности он прячет глаза в углублениях панциря.

  1. 15. Благодаря какому веществу, наружный скелет рака отвердевает? Найдите это вещество в классе.

Ответ (Известь, мел. )Основной элемент, содержащийся в извести – кальций. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши волосы и ногти были крепкими, а кости твердыми, то необходимо употреблять продукты, содержащие кальций – творог, молочные продукты.

  1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?
  1. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый как происходит процесс роста ракообразных?

Рак периодически линяет — сбрасывает покровы. Пока новый панцирь не окреп (на это уходит около 1,5 недель), рак беззащитен и не может питаться. В это время он прячется в убежищах.

17.При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

Иногда линька происходит очень трудно для рака: он, не будучи в силах освободить из старой кожи свою клешню или ходильную ногу, обрывает ее. Но поврежденная конечность способна к регенерации, поэтому-то и попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой. Иногда рак, когда ему грозит опасность, при помощи своего мускульного усилия отламывает свою клешню.

— Как вы думаете, в чем сходство Членистоногих и Кольчатых червей?

Ответ: У Кольчатых червей и Членистоногих есть сегментированное тело, брюшная нервная цепочка, полость тела, органы чувств

—Какие признаки свидетельствуют о более высоком уровне развития Членистоногих по сравнению с Кольчатыми червями?

Хитиновый наружный скелет, к которому прикрепляются мышцы; членистые конечности; членики тела разнообразные, сгруппированы в отделы и несут определённые функции, более развитые системы органов; особенно развиты нервная система и органы чувств; усложнение поведения – инстинкты, образование условных рефлексов.

Оценивание. Подведение итогов.


Урок поможет сформировать знания об особенностях строения речного рака в связи с водной средой обитания.

Описание разработки

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

(Вопросы составляет учитель или учащиеся.)

1. Способность организма восстанавливать утраченные или поврежденные части тела это рефлекс (регенерация).

2. Часть организма, имеющая определенную форму, строение и выполняющая одну или несколько функций – система органов (орган).

3. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой – рефлекс.

4. Совокупность органов, объединенная общей функцией – система органов.

5. Полость тела, имеющая свои собственные стенки, называется первичной (вторичной).

III. Мотивационный момент.

- Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку. На столе под покрывалом спрятан живой рак в аквариуме.

Не брожу в полях и рощах,

Не топчу земных дорог,

Хоть имею, между прочим,

Тридцать восемь цепких ног.

- Речной рак относится к типу Членистоногие, классу Ракообразные. (Слайд)

Тема урока: Речной рак. Место обитания и образ жизни (Учащиеся записывают число и тему в тетрадь.)

- Какие высказывания, связанные с этим животным нам известны из обычной жизни?

Разработка урока по биологии на тему Речной рак

- Сегодня в течение урока мы должны ответить на вопросы:

Почему раки краснеют?

Где зимуют раки?

Лебедь, щука и рак

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

- Всегда ли рак пятится назад?

- Для решения этих задач определите цели урока. (Учащиеся самостоятельно определяют цели урока.)

Цели урока: вы узнаете характерные признаки членистоногих, их классификацию, особенности внешнего строения ракообразных в связи с водной средой обитания.

IV. Изучение нового материала.

- Членистоногие самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих. Внимание вопрос.

- Почему Членистоногие составляют более 2/3 всех видов животных на Земле?

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Байдилдаева Г.У., учитель биологии

Дата 03.12.2015г.

Тема урока: Речной рак. Место обитания и образ жизни

Тип урока: урок изучения нового материала.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Вопросы составляет учитель или учащиеся.)

1. Способность организма восстанавливать утраченные или поврежденные части тела это рефлекс (регенерация).

2. Часть организма, имеющая определенную форму, строение и выполняющая одну или несколько функций – система органов (орган).

3. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой – рефлекс.

4. Совокупность органов, объединенная общей функцией – система органов.

5. Полость тела, имеющая свои собственные стенки, называется первичной (вторичной).

III. Мотивационный момент

- Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку. На столе под покрывалом спрятан живой рак в аквариуме.

Не брожу в полях и рощах,

Не топчу земных дорог,

Хоть имею, между прочим,

Тридцать восемь цепких ног.

- Речной рак относится к типу Членистоногие, классу Ракообразные. (Слайд)

Тема урока: Речной рак. Место обитания и образ жизни (Учащиеся записывают число и тему в тетрадь.)

- Какие высказывания, связанные с этим животным нам известны из обычной жизни?

- Сегодня в течение урока мы должны ответить на вопросы:

Почему раки краснеют?

Где зимуют раки?

Лебедь, щука и рак

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

- Всегда ли рак пятится назад?

- Для решения этих задач определите цели урока. (Учащиеся самостоятельно определяют цели урока.)

Цели урока: вы узнаете характерные признаки членистоногих, их классификацию, особенности внешнего строения ракообразных в связи с водной средой обитания.

IV. Изучение нового материала

- Членистоногие самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих. Внимание вопрос.

- Почему Членистоногие составляют более 2/3 всех видов животных на Земле?

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЛЕНИСТОНОГИХ

Они имеют плотный покров из _____________________и ___________________________________ конечности. ___________________________тело большинства членистоногих разделено на отделы: _____________________________,

____________ и ____________________. К данному типу относится______________ видов.


Тип членистоногие включает три класса. (Слайд )


Речной рак, крабы, омары, мокрица

Почему Членистоногие составляют более 2/3 видов всех животных на Земле? Какие черты усложнения появились у Членистоногих?

1. Плотный хитиновый покров – воздухо- и водонепроницаемый.

2. Членистые конечности.

3. Сегментированность тела, что указывает на их родство и происхождение от древних кольчатых червей.

4. Появление отделов тела: головы, груди и брюшка. (Слайд )

Все вышеперечисленные признаки позволили членистоногим так широко расселиться на Земле и приспособиться к самым разным условиям обитания.

Самое крупное изменение – это возникновение хитинового покрова. С одной стороны, хитиновый покров обладает высокой прочностью и препятствует испарению влаги с поверхности тела, с другой стороны, он не растяжим и воздухонепроницаем. В связи с этим у животных появились трудности. (Слайд)

1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?

2. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как происходит процесс роста ракообразных?

3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

Окраска у речного рака зеленовато-черная. Тело покрыто панцирем, состоящим из хитина, пропитанного углекислым кальцием. Покровы речного рака служат наружным скелетом, к которому изнутри прикрепляются пучки поперечно-полосатых мышц.

Тело речного рака состоит из двух отделов – головогруди и брюшка.

На переднем конце головогруди расположена пара длинных и пара коротких усиков – органы осязания и обоняния. Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. Каждый глаз состоит из множества мелких глазков – фасеток. (Приложение 6) На переднем конце тела у рака три пары челюстей: пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки.

На головогруди располагаются три пары ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту. Есть 5 пар ходильных ног. При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара превращена в большие клешни. Ими рак схватывает добычу, обороняется.

На брюшке располагаются плавательные ноги и хвостовой плавник. Резко подгибая брюшко, рак отталкивается о воду хвостовым плавником, как веслом, и может в случае опасности быстро плыть задом наперед.

Какое строение имеют конечности рака? (Конечности состоят из многочисленных члеников.) (Слайд)

- Как передвигается рак? Всегда ли рак пятится назад? (Слайд)

Благодаря какому веществу, наружный скелет рака отвердевает? Найдите это вещество в классе. (Известь, мел.) Основной элемент, содержащийся в извести – кальций. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши волосы и ногти были крепкими, а кости твердыми, то необходимо употреблять продукты, содержащие кальций – творог, молочные продукты.

Учащиеся отвечают на вопросы по вариантам. (Слайд)

1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?

2. Как связано появление головной лопасти с функциями ног у ракообразных?

3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. В случае опасности он прячет глаза в углублениях панциря.

4. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый как происходит процесс роста ракообразных?

Рак периодически линяет - сбрасывает покровы. Пока новый панцирь не окреп (на это уходит около 1,5 недель), рак беззащитен и не может питаться. В это время он прячется в убежищах.

При линьке рак некоторое время не ощущает положение своего собственного тела. Почему?

5. При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

Иногда линька происходит очень трудно для рака: он, не будучи в силах освободить из старой кожи свою клешню или ходильную ногу, обрывает ее. Но поврежденная конечность способна к регенерации, поэтому-то и попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой. Иногда рак, когда ему грозит опасность, при помощи своего мускульного усилия отламывает свою клешню.

6. Где зимуют раки? Почему когда варят раков, они краснеют?

Где раки зимуют? Вечный вопрос, волнующий тысячи русских людей. Всем культурным людям нужно знать, где раки зимуют. Итак, раки - это пресноводные животные, живущие в чистой воде рек, озер и прудов. Зимой своего местожительства они не меняют, а просто опускаются значительно глубже, туда, где вода не замерзает. С поздней осени до ранней весны раки ведут малоактивный образ жизни, отсиживаясь в укрытиях по 20 часов в сутки. Жизнь у самок в этот период более насыщенная, чем у самцов. Ведь через две недели после спаривания, которое происходит в октябре, самка откладывает себе на брюшко около 100 икринок и вынашивает их долгие 8 месяцев, то есть до начала лета, когда из них вылупляются молодые рачки. Для полноценного развития икринок заботливым мамашам приходится время от времени покидать нору, чтобы выгулять их и почистить. Весной, когда вода прогревается, раки становятся весьма активными, добывая пропитание, львиная доля которого приходится на растительную пищу, и защищая свой дом, который представляет собой длинную, до 35 см, нору. Так что никакой загадки, касающейся места, где раки зимуют, вовсе и не существует.

Красящие вещества (пигменты), содержащиеся в покровах рака, при кипячении разрушаются. За исключением одного красного пигмента. Поэтому при варке раки становятся красными.

V. Закрепление

1. Тип членистоногие имеют… (смешанную) полость тела.

2. Панцирь ракообразных состоит из… (хитина).

3. Тело ракообразных разделено на… (головогрудь и брюшко).

4. Сложные глаза состоят из мелких глазков… (фасеток).

5. Способ смены покрова - … (линька).

6. Речной рак имеет … (5) пар ходильных ног.

- Какие выводы мы можем сделать? (Слайд)

1. Тело ракообразных имеет хитиновый покров.

2. Конечности членистые и специализированны по выполняемым функциям.

3. Отделы тела ракообразных - головогрудь и брюшко.

4. Рост раков происходит благодаря линьке.

Тест на усвоение материала.

VI. Домашнее задание

§42. Ответить на вопрос: Почему среди членистоногих не было, и нет таких крупных животных, как слон или, хотя бы, как собака?


-75%


строение ракообразные

Ракообразные — животные с жестким и прочным хитиновым панцирем, членистыми конечностями, дышащие при помощи жабр. Подтип Ракообразные входит в состав типа Членистоногие (сегментированные животные с плотным хитиновым покровом, выполняющим функцию наружного скелета, членистыми конечностями.)

Тело из нескольких отделов: из головы, груди и брюшка или из головогруди и брюшка. В настоящее время известно более 73 000 видов ракообразных, объединяемых в 42 отряда и 6 классов. Размеры: от долей миллиметра до 80 см. Ракообразные широко распространены в морях и пресных водоемах. Некоторые ведут наземный образ жизни: мокрица, пальмовый вор. В основном все ракообразные — свободноживущие, но есть среди них и паразиты (карповая вошь).

Особенности ракообразных обычно рассматривают на примере речного рака. Раки питаются моллюсками, живущими в воде личинками насекомых, разлагающимися трупами животных, растениями.

Внешнее строение.

У рака две пары усиков. Длинные усики служат органами осязания, а короткие – органами обоняния и осязания.

Ниже усиков находятся ротовые органы – 6 пар видоизмененных конечностей. Первая пара — верхние челюсти, а вторая и третья пары – нижние челюсти. Еще три пары – ногочелюсти (с их помощью рак направляет пищу в рот).

Ниже расположены пять пар ходильных ног. Первая (наиболее крупная) – клешни, служат органами защиты, нападения и захвата пищи.

На членистом брюшке есть еще и брюшные ножки. На них самки вынашивают икру (яйца), а затем — молодых рачков. У самки четыре пары брюшных ножек, у самца — пять пар. На самом конце брюшка — плоский членик, по бокам — сильно уплощенные ноги. Вместе они образуют хвостовой плавник, которым рак отталкивается от воды как веслом. Может в случае опасности быстро плыть задом наперед.

строение ракообразные

Внутреннее строение.

Дышат ракообразные с помощью жабр, находящихся под защитой панциря головогруди.

Органы чувств: осязание, обоняние, равновесие, слух, зрение. Глаза сложные (фасеточные) расположены на стебельках. Каждый глаз состоит из множества направленных в разные стороны очень мелких глазков — фасеток.

Кровеносная система незамкнутая. Сердце находятся в грудном отделе на спинной стороне. Циркулирует не кровь, а бесцветная или зеленоватая жидкость — гемолимфа. Она выполняет те же функции, что кровь и лимфа у животных с замкнутой кровеносной системой.

Выделительная система представлена парой зеленых желез (почки), расположенных в передней части головогруди. Они открываются наружу у основания длинных усиков.

Нервная система: окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.

Пищеварительная система: ротовое отверстие, желудок (измельчение и процеживание), кишечник (переваривание, всасывание), анальное отверстие на хвостовом сегменте брюшка.

ракообразные

Размножение.

Речному раку свойственно половое размножение. Оплодотворение внутреннее. Оплодотворенные яйца, отложенные самкой (от 60 до 200 штук), прикрепляются к ее брюшным ногам.

Значение.

Мелкие рачки (дафнии, циклопы, бокоплавы) – это корм для рыб и других животных, обитающих в воде или около неё. Некоторые ракообразные используются человеком в пищу: креветки, крабы, раки, омары, лангусты.

ракообразные таблица

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Закрепить изученный материал по типу моллюски. Выявить уровень успеваемости учащихся. Изучить новый материал. Познакомить учащихся со строением и развитием рака, а также с многообразием видов ракообразных. Сформировать знания о среде обитания. Воспитать бережное отношение к беспозвоночным животным.

Оборудование: муляж речного рака, таблица, слайды.

Осьминог – класс головоногие, тип моллюски или мягкотелые

Морская мышь – класс многощетинковые, тип кольчатые черви

Беззубка – класс двустворчатые, тип моллюски

Кальмар – класс головоногие, тип моллюски

Аскарида – тип круглые черви

Белая планария – класс ресничные черви, тип плоские черви

Корабельный червь – класс двустворчатые, тип моллюски

Бычий цепень – класс ленточные черви, тип плоские черви

Каракатица – класс головоногие, тип моллюски

Мидия – класс двустворчатые, тип моллюски

III Изучение нового материала

Ракообразные – обитают в воде и дышат жабрами. Представители ракообразных (фото): креветки, речные раки, омары, лангусты, крабы, раки – отшельники, циклопы, дафнии. Их тело состоит из головогруди и брюшка. Головогрудь образована из сросшихся члеников головы и груди. Конечности членистоногих подвижно соединяются с телом посредством суставов и сами состоят из нескольких члеников – Тазик, вертлуг, бедро, голень, лапка. Покров твердый, хитиновый, служит наружным скелетом. Дышит речной рак жабрами. Спереди на головном отделе есть острый шип. В углублениях по бокам шипа на подвижных стебельках сидят выпуклые глаза. По сторонам рта расположены видоизмененные конечности: переднюю пару называют верхними челюстями, вторую и третью — нижними. Следующие пять пар грудных одноветвистых конечностей, из которых первая пара — клешни, остальные четыре пары — ходильные ноги. Клешни речной рак использует для защиты и нападения. Брюшко рака состоит из семи члеников, имеет пять пар двуветвистых конечностей, которые служат для плавания. Шестая пара брюшных ног вместе с седьмым брюшным сегментом образует хвостовой плавник. Самцы крупнее самок, обладают более мощными клешнями, также у самок членики брюшка заметно шире, чем головогрудь. При потере конечности, после линьки отрастает новая. Окрас: изменяется, в зависимости от свойств воды и места обитания. Чаще всего окрас зеленовато-бурого цвета, коричневато-зеленоватый или иссиня-коричневый. Размер: самцы — до 20 см, самки — несколько меньше. Продолжительность жизни: 20-25 лет. Охотится речной рак ночью. Днем прячется в укрытиях (под камнями, корнями деревьев, в норах или любых предметах, лежащих на дне), которые охраняет от других раков. Роет норы, длина которых может достигать 35 см. Летом живет в мелкой воде, зимой перебирается на глубину, где грунт крепкий, глинистый или песчаный. Встречаются случаи каннибализма. Ползает речной рак пятясь назад. В случае опасности с помощью хвостового плавника взмучивает ил и резким движением уплывает прочь. В конфликтных ситуациях между самцом и самкой, всегда доминирует самец. Если же встретились два самца, то обычно побеждает более крупный.

У хитинового скелета есть недостаток — он не позволяет постоянно расти. Приходится регулярно линять — сбрасывать старые «латы Линька — процесс непростой, ведь из старой брони приходится вытаскивать даже тончайшие усики. В полости тела находятся внутренние органы, относящиеся к: пищеварительной, дыхательной, кровеносной, нервной, выделительной, половой системам



Пищеварительная система: Желудок состоит из двух отделов: в первом пища перетирается хитиновыми зубцами, а во втором измельченная пища процеживается. Далее пища поступает в кишечник, а затем в пищеварительную железу, где происходит ее переваривание и всасывание питательных веществ. Не

переваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие, расположенное на средней лопасти хвостового плавника. Строение глаз сложное, мозаичное (состоят из объединенных вместе 3 000 отдельных глазков).




Нервная система, как и у кольчатых червейсостоит из брюшной нервной цепочки с парными узлами в каждом

Кровеносная система, не замкнутая, сердце и сосуды гонят кровь в полость тела. Кровь голубого цвета.


сегменте. Органы чувств представлены усиками их 2 пары: короткие – органы обоняния и длинные – органы осязания.

IV Закрепление: отгадай загадки:

Р _ _ А _ К _ (этот рак из хлопка сшит) (рубашка)

РАК _ _ _ (этот рак на луну спешит) (ракета)

Р _ _ А _ К _ (глянь на стебель солнце село, шляпку белую надело) (ромашка)

РА _ _ _ _ К _ (зубов много, а ничего не ест.) (расческа)

V Итог урока: Выставление оценок Домашнее задание: Прочитать параграф 42 стр 160 – 161. Ответить на вопрос Почему рак – отшельник так называется?

Читайте также: