Внимание как познавательный процесс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Психические процессы имеют ряд определённых характеристик, так они:

  • кратковременны
  • быстропротекающие
  • являются откликом на происходящее
  • тесно связаны между собой

Психические процесс сливаясь воедино образуют психику личности. Психика постоянно изменяется под влиянием окружающей действительности. Изучение психики всегда происходит в динамике, в процессе взаимодействия. Психические процессы так же изучают в динамике.

Какие бывают психические процессы

Сегодня психологические процессы разделяют на отельные подгруппы условно, так как в современной психологии их уже принято не разграничивать. Объясняется это тем, что одни психические процессы невозможны без других, например, внимание невозможно без мышления.

Все психические процессы условно разделяют на:

  • познавательные
  • эмоциональные
  • волевые

К познавательным психическим процессам относят:

  • ощущения
  • рефлексию
  • речь
  • восприятие
  • представление
  • внимание
  • мышление
  • память
  • воображение

Эмоциональные психические процессы включают в себя:

Волевые психические процессы подразделяют на:

  • постановку цели
  • принятие решения
  • борьбу мотивов

В этой статье более подробно будет рассмотрен такой познавательный психический процесс как внимание.

Внимание как вид психического процесса

Внимание представляет собой психический процесс, который направлен на концентрацию сознания на том или ином объекте, явлении, деятельности. Внимание включает в себя 2 главные составляющие: направленность и сосредоточенность.

Готовые работы на аналогичную тему

Под направленностью понимают выбор объекта, а под сосредоточенностью предполагают отвлеченность от всего, что не связано с этим объектом. У животных внимание проявляется как настороженность, бдительность.

В эволюционном спектре развитие внимания имеет взаимосвязь с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая рефлекторная инверсия нужна для того что бы индивид мог реактивно переходить в состояние активного покоя для того что бы вести наблюдение за объектом.

В отличии от некоторых других психических процессов, процесс внимания не может быть отделен от восприятия, мышления и некоторых других психических процессов.

Внимание является характерной чертой познавательной деятельности. Еще одной характеристикой внимания является направленность, индивид может выбирать на чем он будет фокусироваться. В процессе внимания восприятие объекта индивидом меняется: при концентрации на объекте, индивид получает больше информации о нем, объект становится более ясным, четким, понятным. Процесс внимания является двусторонним. Это значит, что с одной стороны индивид может оказывать внимание объекта, а с другой стороны сам объект может привлекать внимание индивида, поэтому процесс внимания подразделяют на произвольный и непроизвольный.

Свойства внимания

Выделяют 6 основных свойств внимания, у разных индивидов они развиты в разной степени:

  • сосредоточенность
  • устойчивость
  • объем
  • распределение
  • переключение
  • рассеянность

Под сосредоточенностью понимают удерживание информации о предмете или событии в краткосрочной памяти. С сосредоточенность или иначе концентрацией имею тесную взаимосвязь нервные процессы по возбуждению.

Под устойчивостью внимания понимают способность индивида сопротивляться вещам, которые отвлекают его внимание. Устойчивость внимания не постоянная характеристика, она может усиливаться и ослабевать.

То свойство внимания, определяющее какое количество информации может храниться в области повышенного внимания индивида носит название объем памяти. Объем внимания у разных людей может отличаться, но в средним взрослый человек способен одновременно удерживать в своём внимании 4-6 объектов, ребенок школьного возраста от 2- 5 объектов.

Тахистоскоп – это прибор, с помощью которого можно измерить объём внимания. Суть измерения заключается в следующем: прибор на 0,1 секунду показывает человеку некие объекты - какое количество объектов удалось запомнить человеку, такой у него объем памяти.

В понятии распределения заключается способность индивида одновременно следить за несколькими разнородными объектами или выполнением действия.

Переключение внимания — это изменение направления сознания с одного объекта, ситуации, действия на другие. Это изменение является сознательным, осмысленным, связано с новым целеполаганием.

  • бессознательное желание что-то делать
  • физические недомогания (усталость, бессонница, головная боль)
  • однообразная деятельность
  • поражение головного мозга
  • психические заболевания (невроз, депрессия)

Виды внимания

Ученые выделяют три вида внимания:

  • произвольное
  • непроизвольное
  • после произвольное

В ситуациях, когда индивид имеет перед собой определенные задачи и цели, начинает работать механизм произвольного внимания. Произвольное внимание включат в себя внимание сознательное, направленное внимание, сосредоточенность. Связь внимания основана не на специфике предмета, его способности привлекать, а на цели индивида, при этом индивиду иногда необходимо прилагать значительные усилия для концентрации внимания. Как доказана учеными умственная деятельность становится легче в тех ситуациях, когда концентрация внимания сопровождается практической деятельностью.

В механизмах непроизвольного внимания главная роль отводится предметам (ситуациям, действиям), которые привлекают внимание индивида, при этом сам индивид не имеет предварительного сознательного намерения концентрироваться на этом объекте. Непроизвольное внимание возникает по нескольким причинам: объект имеет определенные особенности, которыми он привлекает; новизна объекта, значимость объекта, ожидания от объекта.

В ситуациях, когда у индивида включается внимание, связанное с интересами, увлечениями происходит включение механизма после произвольного внимания. Этот вид внимания является осознанным, но при этом особенных усилий воли не требуется для концентрации над этим объектом.

Общая психология

    Вы здесь:
  1. Познавательные процессы. Внимание.


Познавательные процессы. Внимание.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

Что же такое внимание?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

Внимание

Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо предмете, объекте (реальном или идеальном), событии, образе и т.д.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Внимание обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность.

С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется.

Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда вы направляете на что-либо свое внимание, то одновременно с этим вы сосредоточиваетесь на этом. И наоборот, когда вы сосредоточиваетесь на чем-либо, то вы направляете на это свою психическую деятельность.

Таким образом, внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени .

Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга: один в другом. Большой круг будет называться зоной неясного сознания, а малый круг – зоной ясного и отчетливого сознания, или зоной внимания.

Зона неясного сознания, зона внимания, внимание

Виды внимания

Непроизвольное . Возникает непреднамеренно в силу увлекательности, необычности, новизны раздражителя.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

Возникновение непроизвольного внимания вызвано целым комплексом причин:

1. Характер внешнего раздражителя. Сюда надо включить прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя. Представьте себе, что вы увлечены каким-то делом. В этом случае вы можете и не замечать легкого шума на улице или в соседней комнате. Но вот внезапно рядом раздается громкий стук от упавшей со стола тяжелой вещи. Это невольно привлечет ваше внимание. Таким образом, всякое достаточно сильное раздражение – громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах – невольно привлекает внимание.

2. Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище.

3. Общая направленность личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. Именно поэтому, идя по улице, милиционер обращает внимание на неправильно припаркованную машину, а архитектор или художник — на красоту старинного здания.

Произвольное . Управляется сознательной целью, носит отчетливо выраженный волевой характер. Наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности.

Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужным заняться.

Послепроизвольное . Возникает на основе произвольного внимания и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности.

Например, школьник, решая трудную арифметическую задачу, первоначально прилагает к этому определенные усилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями воли. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Внимание, объем внимания, концентрация внимания, устойчивость внимания, распределение, переключаемость

+

Свойства внимания

Объем – это количество объектов, которое человек способен охватить одновременно (V=5±2 ед.)

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскоп — прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания. Обычно тахистоскоп состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50-100 мс.). Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания – величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2.

Устойчивость – это длительность сосредоточенности сознания на объекте.

В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, и мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Другими словами, для поддержания внимания к какому-либо предмету необходимо, что бы восприятие предмета развивалось и обнаруживало перед нами новое содержание.

Концентрация – это степень и интенсивность сосредоточенности на объекте.

Распределение – способность удерживать в центре внимания определенное количество разнородных объектов.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Распределение внимания является обратной стороной его другого свойства – переключаемости.

Переключаемость – способность преднамеренного быстрого перехода от одного объекта внимания к другому.

Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Избирательность – способность успешной настройки на восприятие информации при наличии помех.

Также выделяют такие свойства, как:

Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Причины отвлекаемости могут быть внешними или внутренними.

Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.

Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности задело, которым в данный момент занят человек.

Рассеянность – неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.

Подлинная рассеянность - может быть у маленьких детей; у взрослых – по физиологическим причинам.

Мнимая рассеянность – невнимание человека к окружающим объектам, вызванное крайней сосредоточенностью на своих размышлениях, каком-то предмете, явлении.

ТЕМА 6.
Познавательные процессы: внимание и память

Устойчивость – это временнaя характеристика внимания, характеризующая длительность привлечения (или удержания) внимания к одному и тому же объекту. Противоположное свойство – отвлекаемость внимания. Это – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, глубина фокусирования психической активности. Противоположное свойство – рассеянность внимания, неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Возможны два вида рассеянности: первичная и вторичная. Первичная рассеянность состоит в том, что человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное (намеренное) внимание на каком-либо объекте или действии. Одной из ее причин может стать перегрузка мозга большим количеством впечатлений, утомление, неудачная организация психических процессов и т.п. Вторичная рассеянность – это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью (концентрированностью) его внимания на каком-либо предмете. Такая рассеянность – результат вовлеченности в работу, когда затруднена способность к распределению или переключению внимания.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий. Распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости, сознательного и осмысленного перемещения с одного объекта на другой. Переключаемость внимания – это способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации.

Объем – количество объектов, на которых субъект может сосредоточиться. Обычно не более 5-7 единиц. Такое ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части или объединять в смысловые группы.

Непроизвольное внимание определяется внешним стимулом, новизной объекта. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочная реакция. Оно возникает, и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Внешнее событие (изменение, особенность) захватывает в этих случаях активность человека само по себе, в силу своей неожиданности, особенности, жизненной важности.

Произвольное внимание поддерживается и управляется сознательной целью – текущим намерением человека. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-либо деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Память – это психический процесс запечатления, сохранения и последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, который позволяет накапливать информацию.

Отдельные виды памяти выделяются в соответствии с тремя критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по наличию цели запомнить – на произвольную и непроизвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, оперативную и долговременную.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память – это память на чувства. Способность сочувствовать, сопереживать основана на эмоциональной памяти, поскольку сочувствие возможно лишь с опорой на собственный опыт.

Образная память – это память на представления, она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Содержанием словесно-логической памяти являются образы, основанные на использовании знаков, а также суждеия и умозаключения. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется словесно-логической. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, а от степени ее развития, в свою очередь, зависит развитие всех других видов памяти.

В зависимости от целей деятельности память делят на произвольную и непроизвольную. Запоминание и воспроизведение, в которых отсутствует специальная цель что-либо запомнить, называются непроизвольной памятью. В случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти.

Оперативная память - процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда выполняются сложные системы действий, а результат носит отсроченный характер, память позволяет сохранять промежуточные результаты.

Помимо видов памяти в целом можно рассмотреть и составляющие ее процессы: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и

Эффективность запоминания увеличивается при использовании мышления. Основанное на понимании внутренних логических связей между частями материала, оно называется осмысленным запоминанием. Осмысление материала достигается разными приемами и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом является также сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Для улучшения запоминания (а по сути понимания) можно строить собственные схемы, маленькие теории, имитировать дискуссии и т.п. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.

Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом - наоборот, подвергается реконструкции, переработке. Результаты последних исследований дают основания считать, что сохранение не есть хранение самой информации, а скорее внутреннее описание того, как эта информация была добыта.

К процессам памяти относится также узнавание и воспроизведение. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее на основе личных впечатлений или на основе словесных описаний.

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. В принципе, это также важный процесс, иначе рано или поздно перегрузка может сильно затруднить работу над новым материалом. Забывается лучше лишняя информация, несущественная для дальнейшей деятельности.

Существуют индивидуальные различия памяти. Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения. Индивидуальность памяти проявляется также в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи то, что может быть выполнено практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный тип памяти. Чаще всего встречается смешанный тип памяти – слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой.

Современный мир живёт в быстром ритме, который ускоряется день ото дня. Люди функционируют в ситуации многозадачности, быстрого принятия решений, пресыщения информационным полем. На сегодняшний день с проблемой концентрации внимания приходится сталкиваться многим психологам, работающими как с детьми, так и со взрослыми. По последним исследованиям, примерно 5,29% населения Земли, что составляет примерно 370 млн человек, имеют проблемы с вниманием. Умение управлять своим вниманием – важнейший навык, без которого невозможно достичь поставленных целей в полной мере.

Цель

Изучить внимание как познавательный процесс, а также стратегии его максимальной концентрации с помощью актуальных методик и практик.

Задачи

1. Изучить особенности внимания как познавательного процесса, его свойства, формы, виды, а также развитие в онтогенезе.

2. Выявить особенности проявления концентрации внимания, причины трудностей, методы диагностики. Проанализировать способы и стратегии достижения максимальной концентрации.

3. Подобрать методики и провести исследование концентрации внимания учащихся подросткового возраста и взрослых людей.

4. Разработать и апробировать тренинг-практику, направленную на развитие концентрации внимания. Получить обратную связь о её эффективности.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Валидные практики, основанные на дыхании для расслабления организма

•Практики, выполняющие роль стимулятора к какой-либо цели, позволяющие сконцентрировать человека

• Ручка, лист для записи

Описание

В исследовании приняли участие 97 человек, из них ученики 18 школ, студенты 3-х университетов и взрослые люди, возраст респондентов составил от 10 до 63 лет: 67 человек в возрасте от 10 до 18 лет, 30 человек в возрасте от 20 до 63 лет. В условиях пандемии диагностический этап проводился дистанционно. Для этого в Google форме создали опросник, включающий вопросы и методику Мюнстеберга. Это также позволило охватить большое количество участников с разным социальным статусом и упростить обработку полученных данных.

Практическая часть работы состояла из трёх главных этапов:

- проведение опроса на выявление проблем с концентрацией внимания и желания овладеть приёмами её повышения;

- оценка эффективности и формулировка выводов.

Результаты

1. Было выяснено, что внимание как познавательный процесс имеет такие особенности, как: произвольность, устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение, объём. Оно может быть сенсорным, интеллектуальным, моторным, и в онтогенезе происходит развитие по направлению от более простого (непроизвольное внимание) к более сложному (произвольное внимание).

2. Большинство респондентов не могут сконцентрироваться из-за усталости, стресса, посторонних шумов. При этом оказалось, что меньше всего мешают визуальные раздражители. Возможно это связано с большим потоком информации, которую наш мозг вынужден обрабатывать.


3. Время максимальной концентрации внимания – с 09:00 до 15:00. Максимальная сосредоточенность нужна при умственной деятельности, минимальная – при решении бытовых вопросов.



Выводы

1. Проблема повышения концентрации внимания будет актуальна всегда в связи с постоянным расширением информационного поля.

2. Несмотря на то что уровень развития внимания является индивидуальной характеристикой, каждый может развивать этот познавательный процесс, используя методики и практики, подходящие лично ему.

Перспективы использования результатов работы

Разработанная тренинг-практика была передана действующему клиническому психологу для дальнейшего исследования и применения.

Награды/достижения

Мнение автора

Внимание — это общее понятие, отражающее один из психических феноменов, свойственных человеку. Особенность этого явления в том, что она обеспечивает избирательную сосредоточенность сознания на отражении свойств избранного объекта. Такими объектами могут выступать предметы обстановки, другие люди, природные явления, предметы старины, произведения искусства, достижения науки, услышанный интересный факт.

  • Сфера внимания
  • Разновидности (классификация видов внимания)
  • Свойства внимания
  • Методики развития внимания
  • Управление сосредоточением сознания
  • Функции внимания

Свойства внимания развитие внимания

Сфера внимания

Концентрация сознания не является всеобъемлющей. В сферу сосредоточения сознания попадают лишь те объекты, изучение которых обусловлено какой-либо необходимостью. Это могут быть следующие обстоятельства:

  • социальная необходимость;
  • субъективный интерес человека, являющийся следствием его наклонностей или сферы деятельности.

Психология внимания

Сфера психической активности теснейшим образом взаимосвязана с повседневной деятельностью и обеспечивает определённые успехи в познании мира, учёбе, работе. От неё зависит степень обучаемости человека и даже его способность к коммуникации с другими людьми и бесконфликтному общению.

Этот психологический процесс играет важнейшую роль и в процессе запоминания, и при воспроизведении из памяти зафиксированных ранее образов.

Разновидности (классификация видов внимания)

В результате изучения психологических процессов было выделено несколько разновидностей этого физиологического феномена. Каждый из них имеет определённые особенности.

Виды внимания в психологии различают следующие:

  • непроизвольное;
  • произвольное;
  • послепроизвольное.

Непроизвольный вид

К его особенностям относится отсутствие при выборе объекта концентрации сознательного выбора человека. Такое становится возможным в случае довольно сильного раздражителя, вынуждающего отвлечься от выбранных повседневных видов деятельности. Примерами объектов непроизвольного сосредоточения могут быть:

  • неожиданный шум;
  • новый человек в коллективе;
  • яркий движущийся предмет;
  • любое необычное для текущего времени и места явление.

Виды внимания

Объекты, привлекающие непроизвольное внимание, отвлекают от повседневной деятельности, вызывают яркий эмоциональный отклик, могут затруднять выполнение текущих задач, принятие решений. Раздражение высокой интенсивности может надолго снизить способность к сосредоточению (например, нечто, вызвавшее сильный стресс, испуг). Управлять непроизвольной концентрацией довольно сложно, поскольку она бывает весьма тесно связана с подсознательными внутренними установками.

Такая разновидность внимания превалирует, как правило, у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С этим связаны особенности подачи информации в дошкольных учреждениях и начальной школе — в виде ярких образов, вызывающих интерес у детей. Подобный стиль подачи материала способствует более быстрому и лёгкому усвоению информации детьми дошкольного возраста, а также создаёт основу для развития у них фантазии, творческого потенциала за счёт прочных связей с эмоциональной сферой.

Произвольная разновидность

Развитие внимания

Основная характеристика этого психического процесса — сознательное сосредоточение на объекте концентрации. Главное условие формирования произвольного внимания — это наличие мотивации. То есть человек должен понимать важность концентрации сосредоточения на определённом объекте. Для сознательной концентрации на определённой задаче необходимо волевое усилие, напряжение психической активности. Ведь человек должен сосредоточиться на определённом объекте или задаче, даже если суть этого явления ему неинтересна (примером может служить необходимость подготовки к экзамену в конце семестра).

Неотъемлемыми качествами произвольного сосредоточения сознания являются устойчивость и усидчивость.

Продолжительная концентрация произвольного внимания чревата развитием состояния усталости и даже сильного переутомления. Именно с этим связаны рекомендации делать регулярные перерывы при напряжённой интеллектуальной работе, выходя на свежий воздух или выполняя несложные физические упражнения.

Читать книги во время таких перерывов не рекомендуется, поскольку, благодаря переключению фокуса внимания с одного потока информации на другой, мозг не успеет отдохнуть.

Послепроизвольный тип

Для этой разновидности характерна высокая мотивация достижения цели. От произвольного сосредоточения она отличается тем, что здесь преобладает внутренняя мотивация. Поэтому для послепроизвольного внимания характерно отсутствие напряжения выполняющего задачу человека.

Именно эта разновидность внимания даёт значительные результаты, является высокопродуктивной.

Свойства внимания

Каждое из качеств преследует свои цели. Это делает возможным выполнение самых разнообразных задач. Характеристики внимания весьма тесно взаимосвязаны с составляющими личности:

Концентрация — намеренная сосредоточенность

  • Концентрация — намеренная сосредоточенность на выполняемой задаче или заданном объекте. Эффективно фокусироваться на определённом объекте человек способен на протяжении 30−40 минут.
  • Объём. Здесь подразумевается количество задач или объектов, которые человек может держать в сфере устойчивого сосредоточения.
  • Устойчивость — это способность на протяжении большого периода времени концентрироваться на одном объекте или задаче, не переключаясь на другие раздражители. Если человек склонён отвлекаться на многочисленные внешние раздражители — это признак лабильности (одного из нарушений) внимания.
  • Переключаемость. Это сознательное, произвольное перенаправление фокуса внимания. Как правило, это свойство обусловлено внешними обстоятельствами. Если переключение внимания происходит под влиянием незначительных изменений обстановки и возникает непреднамеренно, речь идёт о нарушении, которое называется отвлекаемость. Зачастую переключаемость внимания находится в зависимости от сосредоточенности: при высокой степени концентрация внимания переключить его с одного объекта на другой достаточно тяжело. Переключаемость является необходимым параметром, поскольку именно она даёт возможность отдыха при переходе с одного вида деятельности на другой.
  • Распределение. Это свойство характеризует способность к сосредоточению сразу на нескольких объектах или задачах, приблизительно равнозначных по степени важности. Необходимость распределения внимания, как правило, влечёт за собой быстрое возникновение состояния усталости.

Методики развития внимания

Способность к сосредоточению не является незыблемой, неизменной величиной. Его можно усилить, развить, натренировать при помощи разработанных специально для этой цели упражнений.

На сегодняшний день существуют различные методики для совершенствования способности этого физиологического механизма:

  • развитие концентрации;
  • развитие зрительного сосредоточения;
  • развитие слухового внимания.

Тренинг на концентрацию

 Тренинги на концентрацию

Примером может служить концентрация на определённой книге, размышления о том, кем она была написана и о чём, о действующих лицах и сюжете, о том, из какой бумаги она сделана, какие деревья были задействованы в процессе производства, какой она имеет цвет, форму, толщину, формат. Это упражнение эффективно для проработки фокуса и увеличения длительности сосредоточения на одном объекте.

Развивая полученный навык концентрации, можно тренироваться держать в сфере внимания 2, а позже — и больше предметов. В этом случае способность удерживать в памяти все замеченные качества всех объектов будет показателем тренированности.

Модификацией этого упражнения будет удержание в памяти нескольких предметов с переключением внимания с одного на другой и запоминанием ключевых свойств каждого из них.

Зрительное внимание

Такое упражнение расширяет возможности сосредоточения на предмете. Кроме того, развивает способность замечать неочевидные с первого взгляда особенности — наблюдательность. Например, рассматривая в течение 3—5 минут определённый объект, рекомендуется отмечать все его свойства и качества:

  • цвет;
  • форму;
  • величину;
  • высоту;
  • материал.

Для удобства можно кратко записывать характеристики изучаемого объекта.

Упражнение заключается в выявлении новых подробностей и мельчайших деталей при более детальном изучении объекта. При правильных занятиях, с каждым новым выполнением упражнения список замеченных особенностей объекта будет всё длиннее.

Существует теория, что такой способ развить внимательность при систематическом подходе срабатывает в любом возрасте, в любой период жизни и при любом роде занятий. Главное условие успеха, как и при любых тренировках, — это систематическое повторение упражнений.

Слуховое сосредоточение

Для тренировки этого типа внимательности рекомендуется концентрация на звуках. Например, при звучании человеческой речи подразумевается концентрация на звучащем голосе:

  • анализ скорости речи;
  • степень эмоциональности;
  • степень полезности излагаемой информации для конкретного индивида.

При развитой слуховой концентрации анализ тембра голоса и темпа речи не мешают восприятию смысла сказанного.

Управление сосредоточением сознания

Послепроизвольный тип

С необходимостью такого навыка сталкиваются многие люди. Этот навык помогает полностью сконцентрироваться на работе, игнорируя все внешние раздражители и замечая только ту информацию извне, которая действительно важна.

Достичь мастерства в управлении концентрацией сознания, умении осознанно направлять его поток на тот или иной объект помогут упражнения для развития зрительного и слухового внимания и его концентрации.

Функции внимания

Сравнительную характеристику функций и их значение можно представить в виде таблицы:

Название функции Её определение
Целенаправленность (направленность) Определяет степень сосредоточения на определённом объекте, а также переключаемости сосредоточения.
Избирательность Эта функция обеспечивает устойчивость к помехам и отвлекающим факторам во время сосредоточения на выполнении задачи. Её роль заключается в том, что из всего потока информации выделяется только нужная на текущий момент. Человеку с развитой избирательностью не мешают внешние раздражители. Он способен из общего шума вычленить только то, что действительно важно на текущий момент.
Активность Обусловливает поддержание работоспособности субъекта на протяжении всего периода сосредоточения. Обеспечивает равномерное распределение интенсивности познавательного процесса во времени. Это необходимо, чтобы темп выполнения задачи не снижался с течением времени.

Недостаточность той или иной функции чревато формированием неустойчивости, рассеянности (человек создаёт впечатление рассеянного, невнимательного, плохо усваивающего материал). На работе такой дефицит функций сказывается отрицательно: удлиняется время выполнения каждой отдельно взятой задачи, результатами чего являются повышенная утомляемость, недостаточная точность и пониженная производительность.

Читайте также: