Проект рукавичка в доу
Обновлено: 05.07.2024
Речь - неотъемлемая часть человека, необходимое условие существования человеческого общества.
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка.
Прекрасным средством для формирования навыков пересказа художественных произведений является мнемотехника.
Проект заключает в себе целесообразное слияние наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности.
Разработанные мнемоквадраты и мнемодрожки для составления описания животных можно использовать в других видах деятельности в соответствии с лексическими темами.
В результате применения мнемотехники у детей:
- расширился словарный запас;
- речь стала более грамотной;
- сформировался навык запоминания информации;
- дети стали употреблять в речи связные предложения.
Таким образом, использование в работе над развитием речи приемов мнемотехники обосновано и дает положительный результат.
Этапы работы над проектом
1 этап. Организационный.
- Выбор темы проекта.
- Постановка цели и определение задач проекта.
- Изучение опыта коллег по теме.
- Подбор методической литературы по теме.
- Составление перспективного плана для осуществления работы с воспитанниками и их родителями.
- Подбор и изготовление схем - моделей для работы с детьми.
2 этап. Основной.
Работа с воспитанниками:
Работа по образовательным областям:
Работа с родителями:
Работа с педагогами:
3 этап. Заключительный.
Список используемой литературы.
Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…
Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Познавательно – творческий проект
Для детей 2-ой мл.группы
Педагог – психолог: Богнюкова М.Н.
Выставка варежек с орнаментом.
Сбор материалов по теме: стихи, загадки, пословицы и поговорки, считалки.
-Обогатить представления детей об одежде, ее значении.
-Активизировать словарный запас.
-Развивать связную речь.
-Воспитывать бережное отношение к предметам одежды, умение следить за своим внешним видом.
-Развивать воображение и художественное творчество у детей.
-Воспитывать усидчивость, терпеливость, аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу.
-Создавать положительный эмоциональный настрой при подготовке к театрализованной деятельности, способствующий психологическому комфорту ребёнка.
-Создание условий для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки детско-родительского образовательного проекта.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: воспитатели, родители, дети.
-Знать и называть предметы одежды.
-Владеть обобщающим понятием "Одежда".
-Узнавать предметы одежды по описанию.
-Знать сказку "Рукавичка".
Найди пару рукавичке (учить детей соотносить друг другу одинаковые предметы, развивать внимание)
Составь узор для рукавички (учить детей воображению, творческому замыслу)
Музыкально-театральная, речевая деятельность
Показ способа вязания рукавички.
Работа с родителями
Изготовление плоскостной рукавички (конкурс – выставка)
Открытое интегрированное занятие.
Коллекция варежек для мини – музея с помощью родителей.
Задачи: познакомить детей с появлением варежки.
Цели: познакомить с прошлым варежек, побудить к пониманию их названия, функции и необходимости в жизни человека; научить понимать, что человек создает варежки для себя и для других, определять и называть материал из которого сделаны варежки; познакомить с новыми словами, обогащать словарный запас.
В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни - по способу их изготовления. Были еще мохнатки, шубницы. Эти, нетрудно догадаться, делались их меха - оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др. - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни.
На Руси варежки известны с 13 века, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Богатые люди носили одежду с длинными рукавами и прятали там руки от холода. Но так неудобно было работать.
Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче!
Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.
В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.
Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки.
Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки.
Значение элементов орнамента на русских варежках.
Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием: ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы - символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов - дерево жизни, кресты - огонь или солнце.
На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами.
Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком.
Элементы орнамента подсказывают человеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом некогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определённый смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.
Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посередине обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.
Цепочка из ромбов - "древо жизни", ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил, именно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.
Если варежка испещрена крестами, не стоит пугаться. Крест - символ огня и солнца. "Вязаное" солнце - символ света и животворения.
Самый распространённый после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: птицы, звери, насекомые, волны, фантастические или сказочные звери или их части. Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания.
Цветовая палитра узоров русских варежек
При вязании узоров не меньшую роль, чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще (точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее: чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелёные, чёрно-сине-жёлтые, чёрно-сине-красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов.
Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зелёного и красного, жёлтого и фиолетового, оранжевого и синего, именно они считались гармоничными в 19 веке. Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи.
Колорит более ранних изделий был охристо-жёлтым (с оттенком табачно-зелёного), красно-коричневым - без резких контрастов. Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями: стеблями, цветами и корой растений.
Несмотря на это прелесть ручной работы остаётся, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом всё больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души. Вязать одинаковые вещи мне, например, просто неинтересно. Каждый раз хочется сотворить что-то новенькое. Ещё не довязала одну пару рукавичек, а уже зреет набросок следующей и хочется быстрей приступить к выполнению задуманного. А как приятно видеть восхищённые взгляды попутчиц, с интересом разглядывающих зимой мои варежки. Ведь они мой оберег, который зимой всегда со мной!
Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.
Творческо-исследовательский проект.
- Развивать интерес детей к народному быту;
- Познакомить детей с историей одежды: рукавичками и их изготовлением;
- Формировать потребность в получении новых знаний об истории своего народа;
- Поддерживать у детей и их родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности
Творческо-исследовательский, групповой, краткосрочный
4 месяца
(ноябрь-февраль)
- Развивать интерес детей к народному быту;
- Познакомить детей с историей одежды: рукавичками и их изготовлением;
- Формировать потребность в получении новых знаний об истории своего народа;
- Поддерживать у детей и их родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности
II этап – организационный:
- создать выставку варежек;
- разработать занятия с детьми;
- разработать сценарий итогового развлечения;
- эксперименты с пряжей и шерстью
Атрибуты:
2 искусственных елочки, 2 корзинки с елочным украшениями (небьющимися), бутафорские снежки; 2 больших мешка, раскрашенных под рукавички, для бега; 2 модульных больших мяча.
Ход праздника.
Они, как мамины ладони,
Они, как гнездышко для птички.
Их бабушки внучатам вяжут.
Зовут их просто … (рукавички)
– Здравствуйте! Сегодня у нас необычный праздник, его нет ни в одном календаре, его нигде не отмечают. Мы будем первыми! Это праздник Рукавичек! Как вы думаете, от какого слова произошло название “рукавичка”? Как мы называем их по-другому? (варежки) Все ли пришли с рукавичками? Покажите их? Давайте выберем самую красивую!
– В какое время года носят варежки? (зимой)
– Назовите три зимних месяца. (Декабрь, январь, февраль) Но бывает и так, что мы носим рукавички и в ноябре.
– Зачем их одевают? (на улице холодно, снег)
– На доске у нас рукавички не простые, а с секретом. На обратной стороне загадка. Но чтобы её прочитать, нужно найти пару рукавичке.
Едва повеяло зимой –
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их …
(Рукавички.)
Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Рукавички.)
А ну-ка, ребята,
Кто угадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.
(Варежки.)
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
(Варежки.)
В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама.
(Варежки.)
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Варежка.)
Греет руки пара печек
Из колечек от овечек. (Варежки.)
– Ну, какой же праздник без частушек?
Мы, старушки-веселушки, Пропоём для вас частушки. Мы споём частушки вам, Вы похлопаете нам. | Рукавички я надену. Стану я красавица, Потому что рукавички Всем ребятам нравятся! |
Варежки, да варежки, Варежки пуховые! На ладонях дырочки, Скорей свяжите новые! | Я на улицу пошла, Варежки надела. Засмотрелась я на них, С лестницы слетела! |
Я б хотела стать снежинкой, В небесах кружиться. И на варежки Егорке Мягко приземлиться. | Во дворе у нас Андрей Очень любит снегирей. Вышью их на варежках, Чтоб ему понравиться. |
Варежками новыми Я снегурочку леплю. И весной её не брошу, В холодильник поселю! | Мы частушки петь кончаем, А к вам обращаемся. Варежки носите, Руки не студите! |
Чтобы ручки защитить
Нужно варежки носить.
Рукавицы сберегут маникюр и кожу
И от грязи защитят рукавицы тоже.
Игра с рукавичками:
Дети сдают по одной варежке, а родителям предлагается узнать варежку по описанию. Например: эта варежка синяя, с двумя белыми полосками…
Нам оставил свои рукавички (раскрашенные мешки) богатырь. Кто быстрее добежит до елочки, засунув ноги в богатырскую рукавичку?
Ведущий – Ну вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Но зима еще не закончилась. Пусть же рукавички согревают ваши ручки в морозы.
Автор: Кромина Лариса Васильевна, структурное подразделение
дошкольного образования
МОУ СОШ с. Первомайское
Федоровского р–на Саратовской обл.,
музыкальный руководитель.
Возраст участников проекта: дети от 3 до 4 лет.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Проблема проекта: дети с трудом приучаются просушивать свои рукавички после прогулки (забывают положить на батарею), часто оставляют в кармане, в шкафчике, теряют на прогулке.
Цель проекта: Умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Побудить детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений;
Обогатить представления детей об одежде, её значении;
Развивающие:
Обогатить словарный запас детей
Развить творческие способности.
Воспитательные:
Воспитать у детей опрятность, привычки соблюдать порядок по уходу за своей одеждой;
Создать благотворительные условия для формирования доброжелательности, доброты, дружбы;
Побуждение детей к стремлению получать удовольствие от результатов своего труда.
Развитие у детей познавательного интереса к окружающим вещам;
Воспитательный:
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков
Актуальность проекта: необходимость формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания.
Чтение стихов и загадок про рукавички;
Маски зверей: зайца, мышки, лягушки, лисы, медведя, волка;
Игрушки - атрибуты для игр-инсценировок (маски, костюмы), дидактических игр;
Выставка рисунков "По страницам сказки "Рукавичка"" (варежка и герои раскраска)
Фото проделанной работы (воспитатели)
Реализация проекта осуществляется по всем видам детской деятельности (специально организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых.) (1 неделя)
День недели
Временные отрезки дня
Содержание образовательной работы
Понедельник
(продолжить обучение детей внимательному слушанию произведения, выделять из общего текста главную мысль)
Организованная образовательная деятельность
Физкультура (по плану руководителя).
Наблюдение в природе (картотека)
Игры по инициативе детей.
Прослушивание аудио сказок
Организованная образовательная деятельность
Музыка (по плану музыкального руководителя)
Наблюдение в природе (картотека)
Чтение сказки: Мороз и заяц
Игры по инициативе детей.
Организованная образовательная деятельность
Физкультура (по плану руководителя)
Наблюдение в природе (картотека)
Игры по инициативе детей.
(настольный театр, пальчиковый театр), (театрализация сказки) (пробуждать у детей интерес к театрализованной игре, развивать умение имитировать характерные действия персонажей).
( закрепление названий предметов одежды, ее назначения. Воспитание опрятности у детей младшего возраста, аккуратности и бережного отношения к своим вещам.)
Организованная образовательная деятельность
Наблюдение в природе (см. картотеку)
Игры по инициативе детей
Подвижные игры по инициативе детей.
Игры детей в театральном уголке
Наблюдение в природе (картотека)
Игры по инициативе детей.
Наблюдение за погодой, одеждой людей в зимнее время года.
Рассматривание иллюстраций (сказки)
Воспитание культурно-гигиенических навыков в быту (объяснение, напоминание, игры).
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к дидактической, подвижной играм, декораций, костюмов к сказке.
прослушивание музыкальных произведений, имитация движений персонажей;
сказка под музыку;
музыкальное сопровождение сказки.
совместное создание эскизов к сказке;
У детей формируются культурно-гигиенические навыки: дети сами кладут рукавицы на батарею, напоминают друг другу, что вещи надо сушить после прогулки.
Дети имеют элементарное представление о том, что плохо и что хорошо.
У детей возникает желание пожалеть сверстника, помочь ему, проявить заботу.
В ходе реализации проекта сложилась творческая группа: родители, дети, педагоги.
Родители активнее стали принимать участие в жизни группы, в учебно-воспитательном процессе.
Читайте также:
- Прыжки разновидности прыжков 1 класс план урока
- План взаимодействия доу и семьи по физическому воспитанию
- Преступление как вид правонарушения его признаки кратко
- Чем было обусловлено изменение единой образовательной программы детского сада
- Новости залари иркутская область сегодня происшествия что написали иностнцы про пожджок школы