Проект рукавичка в доу

Обновлено: 05.07.2024

Речь - неотъемлемая часть человека, необходимое условие существования человеческого общества.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка.

Прекрасным средством для формирования навыков пересказа художественных произведений является мнемотехника.

Проект заключает в себе целесообразное слияние наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности.

Разработанные мнемоквадраты и мнемодрожки для составления описания животных можно использовать в других видах деятельности в соответствии с лексическими темами.

В результате применения мнемотехники у детей:

  • расширился словарный запас;
  • речь стала более грамотной;
  • сформировался навык запоминания информации;
  • дети стали употреблять в речи связные предложения.

Таким образом, использование в работе над развитием речи приемов мнемотехники обосновано и дает положительный результат.

Этапы работы над проектом

1 этап. Организационный.

  1. Выбор темы проекта.
  2. Постановка цели и определение задач проекта.
  3. Изучение опыта коллег по теме.
  4. Подбор методической литературы по теме.
  5. Составление перспективного плана для осуществления работы с воспитанниками и их родителями.
  6. Подбор и изготовление схем - моделей для работы с детьми.

2 этап. Основной.

Работа с воспитанниками:

Работа по образовательным областям:

Работа с родителями:

Работа с педагогами:

3 этап. Заключительный.

Список используемой литературы.

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Познавательно – творческий проект

Для детей 2-ой мл.группы

Педагог – психолог: Богнюкова М.Н.

Выставка варежек с орнаментом.

Сбор материалов по теме: стихи, загадки, пословицы и поговорки, считалки.

-Обогатить представления детей об одежде, ее значении.

-Активизировать словарный запас.

-Развивать связную речь.

-Воспитывать бережное отношение к предметам одежды, умение следить за своим внешним видом.

-Развивать воображение и художественное творчество у детей.

-Воспитывать усидчивость, терпеливость, аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу.

-Создавать положительный эмоциональный настрой при подготовке к театрализованной деятельности, способствующий психологическому комфорту ребёнка.

-Создание условий для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки детско-родительского образовательного проекта.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники: воспитатели, родители, дети.

-Знать и называть предметы одежды.

-Владеть обобщающим понятием "Одежда".

-Узнавать предметы одежды по описанию.

-Знать сказку "Рукавичка".

Найди пару рукавичке (учить детей соотносить друг другу одинаковые предметы, развивать внимание)

Составь узор для рукавички (учить детей воображению, творческому замыслу)

Музыкально-театральная, речевая деятельность

Показ способа вязания рукавички.

Работа с родителями

Изготовление плоскостной рукавички (конкурс – выставка)

Открытое интегрированное занятие.

Коллекция варежек для мини – музея с помощью родителей.

Задачи: познакомить детей с появлением варежки.

Цели: познакомить с прошлым варежек, побудить к пониманию их названия, функции и необходимости в жизни человека; научить понимать, что человек создает варежки для себя и для других, определять и называть материал из которого сделаны варежки; познакомить с новыми словами, обогащать словарный запас.

В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни - по способу их изготовления. Были еще мохнатки, шубницы. Эти, нетрудно догадаться, делались их меха - оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др. - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни.

На Руси варежки известны с 13 века, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Богатые люди носили одежду с длинными рукавами и прятали там руки от холода. Но так неудобно было работать.

Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче!

Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки.

Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки.

Значение элементов орнамента на русских варежках.

Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием: ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы - символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов - дерево жизни, кресты - огонь или солнце.

На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами.

Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком.

Элементы орнамента подсказывают человеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом некогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определённый смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.

Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посередине обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.

Цепочка из ромбов - "древо жизни", ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил, именно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.

Если варежка испещрена крестами, не стоит пугаться. Крест - символ огня и солнца. "Вязаное" солнце - символ света и животворения.

Самый распространённый после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: птицы, звери, насекомые, волны, фантастические или сказочные звери или их части. Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания.

Цветовая палитра узоров русских варежек

При вязании узоров не меньшую роль, чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще (точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее: чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелёные, чёрно-сине-жёлтые, чёрно-сине-красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов.

Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зелёного и красного, жёлтого и фиолетового, оранжевого и синего, именно они считались гармоничными в 19 веке. Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи.

Колорит более ранних изделий был охристо-жёлтым (с оттенком табачно-зелёного), красно-коричневым - без резких контрастов. Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями: стеблями, цветами и корой растений.

Несмотря на это прелесть ручной работы остаётся, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом всё больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души. Вязать одинаковые вещи мне, например, просто неинтересно. Каждый раз хочется сотворить что-то новенькое. Ещё не довязала одну пару рукавичек, а уже зреет набросок следующей и хочется быстрей приступить к выполнению задуманного. А как приятно видеть восхищённые взгляды попутчиц, с интересом разглядывающих зимой мои варежки. Ведь они мой оберег, который зимой всегда со мной!

Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Творческо-исследовательский проект.

  • Развивать интерес детей к народному быту;
  • Познакомить детей с историей одежды: рукавичками и их изготовлением;
  • Формировать потребность в получении новых знаний об истории своего народа;
  • Поддерживать у детей и их родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности

Творческо-исследовательский, групповой, краткосрочный

4 месяца
(ноябрь-февраль)

  • Развивать интерес детей к народному быту;
  • Познакомить детей с историей одежды: рукавичками и их изготовлением;
  • Формировать потребность в получении новых знаний об истории своего народа;
  • Поддерживать у детей и их родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности

II этап – организационный:

  • создать выставку варежек;
  • разработать занятия с детьми;
  • разработать сценарий итогового развлечения;
  • эксперименты с пряжей и шерстью

Атрибуты:
2 искусственных елочки, 2 корзинки с елочным украшениями (небьющимися), бутафорские снежки; 2 больших мешка, раскрашенных под рукавички, для бега; 2 модульных больших мяча.

Ход праздника.
Они, как мамины ладони,
Они, как гнездышко для птички.
Их бабушки внучатам вяжут.
Зовут их просто … (рукавички)

– Здравствуйте! Сегодня у нас необычный праздник, его нет ни в одном календаре, его нигде не отмечают. Мы будем первыми! Это праздник Рукавичек! Как вы думаете, от какого слова произошло название “рукавичка”? Как мы называем их по-другому? (варежки) Все ли пришли с рукавичками? Покажите их? Давайте выберем самую красивую!
– В какое время года носят варежки? (зимой)
– Назовите три зимних месяца. (Декабрь, январь, февраль) Но бывает и так, что мы носим рукавички и в ноябре.
– Зачем их одевают? (на улице холодно, снег)
– На доске у нас рукавички не простые, а с секретом. На обратной стороне загадка. Но чтобы её прочитать, нужно найти пару рукавичке.
Едва повеяло зимой –
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их …
(Рукавички.)

Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Рукавички.)
А ну-ка, ребята,
Кто угадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.
(Варежки.)
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
(Варежки.)
В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама.
(Варежки.)
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Варежка.)
Греет руки пара печек
Из колечек от овечек. (Варежки.)

– Ну, какой же праздник без частушек?

Мы, старушки-веселушки,
Пропоём для вас частушки.
Мы споём частушки вам,
Вы похлопаете нам.
Рукавички я надену.
Стану я красавица,
Потому что рукавички
Всем ребятам нравятся!
Варежки, да варежки,
Варежки пуховые!
На ладонях дырочки,
Скорей свяжите новые!
Я на улицу пошла,
Варежки надела.
Засмотрелась я на них,
С лестницы слетела!
Я б хотела стать снежинкой,
В небесах кружиться.
И на варежки Егорке
Мягко приземлиться.
Во дворе у нас Андрей
Очень любит снегирей.
Вышью их на варежках,
Чтоб ему понравиться.
Варежками новыми
Я снегурочку леплю.
И весной её не брошу,
В холодильник поселю!
Мы частушки петь кончаем,
А к вам обращаемся.
Варежки носите,
Руки не студите!

Чтобы ручки защитить
Нужно варежки носить.
Рукавицы сберегут маникюр и кожу
И от грязи защитят рукавицы тоже.

Игра с рукавичками:

Дети сдают по одной варежке, а родителям предлагается узнать варежку по описанию. Например: эта варежка синяя, с двумя белыми полосками…

Нам оставил свои рукавички (раскрашенные мешки) богатырь. Кто быстрее добежит до елочки, засунув ноги в богатырскую рукавичку?

Ведущий – Ну вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Но зима еще не закончилась. Пусть же рукавички согревают ваши ручки в морозы.

Автор: Кромина Лариса Васильевна, структурное подразделение
дошкольного образования
МОУ СОШ с. Первомайское
Федоровского р–на Саратовской обл.,
музыкальный руководитель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возраст участников проекта: дети от 3 до 4 лет.

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Проблема проекта: дети с трудом приучаются просушивать свои рукавички после прогулки (забывают положить на батарею), часто оставляют в кармане, в шкафчике, теряют на прогулке.

Цель проекта: Умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Побудить детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений;

Обогатить представления детей об одежде, её значении;

Развивающие:

Обогатить словарный запас детей

Развить творческие способности.

Воспитательные:

Воспитать у детей опрятность, привычки соблюдать порядок по уходу за своей одеждой;

Создать благотворительные условия для формирования доброжелательности, доброты, дружбы;

Побуждение детей к стремлению получать удовольствие от результатов своего труда.

Развитие у детей познавательного интереса к окружающим вещам;

Воспитательный:

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков

Актуальность проекта: необходимость формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания.

Чтение стихов и загадок про рукавички;

Маски зверей: зайца, мышки, лягушки, лисы, медведя, волка;

Игрушки - атрибуты для игр-инсценировок (маски, костюмы), дидактических игр;

Выставка рисунков "По страницам сказки "Рукавичка"" (варежка и герои раскраска)

Фото проделанной работы (воспитатели)

Реализация проекта осуществляется по всем видам детской деятельности (специально организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых.) (1 неделя)

День недели

Временные отрезки дня

Содержание образовательной работы

Понедельник

(продолжить обучение детей внимательному слушанию произведения, выделять из общего текста главную мысль)

Организованная образовательная деятельность

Физкультура (по плану руководителя).

Наблюдение в природе (картотека)

Игры по инициативе детей.

Прослушивание аудио сказок

Организованная образовательная деятельность

Музыка (по плану музыкального руководителя)

Наблюдение в природе (картотека)

Чтение сказки: Мороз и заяц

Игры по инициативе детей.

Организованная образовательная деятельность

Физкультура (по плану руководителя)

Наблюдение в природе (картотека)

Игры по инициативе детей.

(настольный театр, пальчиковый театр), (театрализация сказки) (пробуждать у детей интерес к театрализованной игре, развивать умение имитировать характерные действия персонажей).

( закрепление названий предметов одежды, ее назначения. Воспитание опрятности у детей младшего возраста, аккуратности и бережного отношения к своим вещам.)

Организованная образовательная деятельность

Наблюдение в природе (см. картотеку)

Игры по инициативе детей

Подвижные игры по инициативе детей.

Игры детей в театральном уголке

Наблюдение в природе (картотека)

Игры по инициативе детей.

Наблюдение за погодой, одеждой людей в зимнее время года.

Рассматривание иллюстраций (сказки)

Воспитание культурно-гигиенических навыков в быту (объяснение, напоминание, игры).

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к дидактической, подвижной играм, декораций, костюмов к сказке.

прослушивание музыкальных произведений, имитация движений персонажей;

сказка под музыку;

музыкальное сопровождение сказки.

совместное создание эскизов к сказке;

У детей формируются культурно-гигиенические навыки: дети сами кладут рукавицы на батарею, напоминают друг другу, что вещи надо сушить после прогулки.

Дети имеют элементарное представление о том, что плохо и что хорошо.

У детей возникает желание пожалеть сверстника, помочь ему, проявить заботу.

В ходе реализации проекта сложилась творческая группа: родители, дети, педагоги.

Родители активнее стали принимать участие в жизни группы, в учебно-воспитательном процессе.

Читайте также: