Внимание как перцептивное действие у найссер кратко

Обновлено: 30.06.2024

Найссер 1967. Внимание – акт активного выбора. Внимание как перцептивное действие. В переработке входной стимуляции, предвосхищении и поиске необходимой информации в окружающей среде участвуют схемы или внутренние когнитивные структуры. Критика моделей ранней и поздней селекции. Отрицает существование специальных процессов и механизмов отбора информации. Но согласен, что внимание выполняет селективную функцию.

Критика Теории фильтра Бродбента: у него процесс внимания негативный (что-то отфильтровывается или ослабляется), надо рассматривать их как позитивные: мы осуществляем активную переработку информации определенной части входа, а не оставшихся частей. Найссер указывает на связь процессов восприятия и целенаправленных моторных действий субъекта.

Вывод по критике: Найссер подчеркивает активный, гибкий и конструктивный характер построения перцептивного образа.

Перцептивный цикл.

Человек не воспринимает пассивно ничего; у него всегда есть исследовательская активность, направляемая предвосхищающими схемами (функция предвнимания); результат исследования модифицирует схему и исследование продолжается. Уже усвоенная информация определяет то, что будет воспринято впоследствии. Есть временные схемы: схема настраивается на оптическое событие в целом.

Стадии переработки информации.

1) предвнимательная стадия (для всей стимуляции, поступающей на органы чувств). Происходят автоматически, параллельно и независимо от текущей деятельности и намерений субъекта. Простая переработка информации достаточна для управления многими видами привычного поведения. Два класса процессов: а. сегментация стимульного входа на ряд единиц, объем единиц зависит от материала и навыков субъекта. Отчасти эти операции соответствуют работе перцептивных сил. Когнитивные единицы, полученные на выходе структур предвнимательной переработке, сохраняются в течение непродолжительного времени в системах сенсорной (эхоической и иконической) памяти и служат возможным материалом последующей переработки (потенциальные объекты внимания); б. Процессы бдительности, обнаружение жизненно значимых стимулов (интенсивных, движущихся, внезапных). Не все процессы осуществляются при помощи врожденных механизмов (восприятие имени обусловлено опытом и научением). Текущая деятельность субъекта прерывается, и внимание переключается на процессы этого класса, которые требуют неотложной и более глубокой переработки информации.

Специальный механизм отбора не нужен. Активность распределяется на часть входа, остальное игнорируется. Исследования бдительности по методике селективного чтения.

2) Стадия фокального внимания. На этой стадии происходят процессы анализа и синтеза. Сюда входят процессы построения перцептивного образа (они различны в разных задачах и ситуациях, но всегда активны). Пример. Зрительное восприятие: анализ – выделение углов и линий буквенных символов, синтез – их соединение в соответствующий контексту и ожиданиям символ. При слуховом восприятии речи происходит также (помимо выделения фонем) активный процесс внутреннего проговаривания. По сути внимание – активный процесс синтеза перцептивного образа.


Внимание – не пассивный отбор (теории внимания Трейсман и Дойчей), а активный выбор (Найссер). Найссер и Беклин: визуальный аналог эксперимента на избирательное слушание.

Цель – критика модели фильтра.

Методика – избирательное (селективное) смотрение.

В первой серии опытов испытуемые должны были смотреть на экран и фиксировать нажатием на кнопку события одной игры (броски мяча или хлопки ладони). Скорость событий была приблизительно 40 в минуту. На экран транслировалось два наложенных друг на друга сюжета с играми.

Третья серия. Она была направлена на варьирования сходства между двумя наложенными друг на друга изображениями. Испытуемым транслировалось два сюжета, в обоих сюжетах по три игрока играли в мяч, но для одной группы разные игроки (из разных сюжетов) различались по цвету одежды, для второй – все были одеты одинаково. Задача испытуемого заключалась в фиксации событий.

Четвёртая серия. Сюжеты, транслируемые испытуемым, были такими же, как предыдущими. Однако в определенный момент времени на экране появлялась девушка с открытым зонтом. Также этот тест прошли и опытные наблюдатели.

1. Испытуемые как в первой, так и во второй сериях легко справлялись с задачей.

2. В третьей серии экспериментов продуктивность первой группы составила 0,87, второй – 0,67. Для испытуемых, которые смотрели вообще один сюжет, продуктивность была – 0,96.

3. В последней серии испытуемые не замечали девушку с зонтом. Однако половина опытных наблюдателей заметили девушку.

1. Не в видовом, ни в индивидуальном опыте животных и человека зрительная задача такого типа (избирательное смотрение) никогда не встречалось. Следовательно, специальный механизм фильтрации релевантной стимуляции не мог быть сформирован ни в процессе эволюции, ни в процессе индивидуального научения. И если теория фильтра была бы верна, то восприятие одного из сюжетов было бы крайней затруднительным, следовательно, лёгкость, с которой справлялись испытуемые с данным заданием, говорит против теории фильтра (даже четырёхмесячные младенцы могут отслеживать один из наложенных фильмов).

2. Разница в успехе испытуемых разных групп в третьей серии эксперимента интерпретируется Найссером как подтверждение о решающей роди предвосхищения в селекции релевантной игры. Таким образом, можно говорить, что избирательность обеспечивается предвосхищением необходимой информации и непрерывном настройкой перцептивной схемы.

3. Результаты последней серии эксперимента говорят для Найссера о принципиально возможности восприятия как релевантного, так и нерелевантного сюжетов, что в свою очередь, моет быть связано с наличным опытом испытуемого, а значит, и с научением, что в сою очередь говорит о том, что не существует ограничений, а существует недоученность.

6. Формирующий эксперимент П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницицкой. Формирование внимания.

Теория поэтапного формирования

Предмет психологии по Гальперину – ориентировочная деятельность. Первичная форма психики – психическое отражение потребности. Разработал формирующий эксперимент.

Внимание – это свёрнутое, автоматизированное, умственное идеальное действие контроля.

1.Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. Оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, то есть определённое свойствош этой деятельности.

2.Внимание не имеет собственного продукта. Его результатом является улучшение деятельности.

Пример. Если песня знакомая, то даже при плохой передаче мы её узнаем.

Применение образца объясняет два основных свойство внимания:

1) избирательность;

2) положительное влияние на деятельность.

Внимание – это контроль за действием, выполняемый на основе заранее созданного плана с помощью установленных критерием и способов применения. Сначала внимание выступает и осваивается во внешней форме, которая ещё не является вниманием. А затем в речевой форме переходит в умственный план и становится произвольным вниманием. Благодаря этому мы модем направлять внимание на то, что хотим, на всё, что бросается в глаза.

Непроизвольное внимание –это тоже контроль (за тем, что устанавливает восприятие, память, чувства и мышление). Зарождается из особенностей объекта и потребностей субъекта и из внешней материальной деятельности контроля.

Внимание можно обучать. Наряду с основной деятельностью дать задание проверять её, указать при этом критерии и приёмы, указать общий путь и последовательность во внешней форме. Далее организованные действия контроля путём поэтапной обработки доводятся до умственной, обобщённой, сокращённой и автоматизированной формы. То есть становятся актом внимания.

Эксперимент Гальперина в Иваново. Изложение и диктанты в школе. Дети со СДВиГом (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Сначала дети проговаривали правила проверки вслух, затем шёпотом, а потом вообще внешнее средство контроля убирали. Результаты: дети улучшили знания в области русского языка, но и стали лучше успевать по другим предметам, развили внимательность.

Акт внимания – это процесс активного выбора, а не пассивного отбора.

Процесс приёма и переработки информации осуществляется одновременно на уровне предвнимания и фокального внимания.

Предвнимание обеспечивает грубый анализ поступающей извне информации. Оно выполняет функции:

1) слежение за изменениями в поле активности – процессы бдительности;

Они делают субъект готовым к восприятию информации определенного рода.

Внимание – это направленность основного потока нашей активности по переработке информации на ограниченную часть наличного входа.

Ограничение определяется соответствующей когнитивной картой, выполняющей функцию предвосхищения принимаемой информации.

Вниманиерассматривалось как перцептивное действие, оно позволяет выбрать то, что мы хотим видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структурированную информацию, которая будет при этом получена. Выбор релевантной информации происходит в рамках перцептивного цикла.

Рис. Перцептивный цикл

Перцептивный цикл начинается с активизации схемы-предвосхищения, которая запускает процесс восприятия и направляет исследование потока информации. Исследовательская активность, в свою очередь, ведет к выбору адекватного предвосхищению фрагмента реальности, который, неизбежно отличаясь от предвосхищаемого образа, модифицирует исходную схему.

Акт внимания – это процесс активного выбора, а не пассивного отбора.

Процесс приёма и переработки информации осуществляется одновременно на уровне предвнимания и фокального внимания.

Предвнимание обеспечивает грубый анализ поступающей извне информации. Оно выполняет функции:

1) слежение за изменениями в поле активности – процессы бдительности;

Они делают субъект готовым к восприятию информации определенного рода.

Внимание – это направленность основного потока нашей активности по переработке информации на ограниченную часть наличного входа.

Ограничение определяется соответствующей когнитивной картой, выполняющей функцию предвосхищения принимаемой информации.

Вниманиерассматривалось как перцептивное действие, оно позволяет выбрать то, что мы хотим видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структурированную информацию, которая будет при этом получена. Выбор релевантной информации происходит в рамках перцептивного цикла.

Рис. Перцептивный цикл

Перцептивный цикл начинается с активизации схемы-предвосхищения, которая запускает процесс восприятия и направляет исследование потока информации. Исследовательская активность, в свою очередь, ведет к выбору адекватного предвосхищению фрагмента реальности, который, неизбежно отличаясь от предвосхищаемого образа, модифицирует исходную схему.

Процессы первой, предвнимательной стадии распространяются на всю стимуляцию, поступающую на органы чувств. Они происходят автоматически, параллельно и независимо от текущей деятельности, целей и намерений субъекта. Переработку информации на этой стадии У. Найссер характеризует как простую, но вполне достаточную для управления многими видами привычного поведения. По отношению к последующей стадии детальной переработки предвнимательные процессы выполняют две группы функций и, соответственно, делятся на два основных класса. Процессы первого класса сегментируют стимульный вход на ряд единиц, объем которых зависит от характера материала, навыков и умений субъекта. Предвнимательные операции второго класса У. Найссер называет процессами бдительности. Их функция заключается в обнаружении жизненно значимых стимулов. Так же, как и в отношении процессов первого класса, утверждается, что далеко не все такие процессы осуществляются при помощи врожденных механизмов. Некоторые из них, например, процесс восприятия собственного имени, обусловлены опытом и научением. Продукты процессов этого класса прерывают текущую деятельность субъекта, переключают его внимание на себя и как бы требуют неотложной и более глубокой переработки того события, о котором они сигнализируют и несут первичную, сырую информацию.

Специальное исследование процессов бдительности У. Найссер провел при помощи разработанной им методики селективного чтения. Автора интересовал, прежде всего, вопрос управления процессами бдительности. Испытуемые читали вслух фрагменты юмористических рассказов, отпечатанные красным шрифтом. Между строк этого текста располагались последовательности случайно отобранных слов, отпечатанные черным шрифтом. Испытуемых просили игнорировать черные слова и при любых условиях не снижать своей обычной скорости чтения текста. В строках черного шрифта иногда встречалось имя испытуемого и часто повторялось одно и то же слово. В середине опыта часть испытуемых предупреждали, что позже им зададут несколько вопросов по содержанию нерелевантного (черного) материала.

Результаты эксперимента подтвердили выводы ранних исследований, проведенных по аналогичной методике дихотического прослушивания. Испытуемые непредупрежденной группы ничего не могли сообщить о словах черного списка, практически никогда не замечали многократно предъявленное слово, но нередко замечали свое имя. Иная картина результатов получилась в группе предупрежденных испытуемых. Опрос относительно слов черного списка и специальное тестирование сохранения нерелевантного материала показали, что эти испытуемые, не снижая скорости чтения, замечали свое имя и повторяющееся слово гораздо чаще, чем испытуемые непредупрежденной группы. Этот результат говорил не только о том, что испытуемые не отфильтровывают нерелевантную информацию полностью, но и о том, что при условии постановки специальной задачи, они могут, без ущерба для основной деятельности, как-то настроиться на выделение значимых событий нерелевантного канала.

У, Найссер утверждал, что его теория легко объясняет большинство данных исследований внимания. Кроме того, в отличие от других моделей, она не сталкивается с трудностями при объяснении житейски известного факта легкого отвлечения внимания от сенсорных входов и его переключения на процессы и продукты умственной деятельности.

У. Найссер указывает здесь на тесную связь процессов восприятия и целенаправленных моторных действий субъекта, говорит об их взаимообусловленности и даже совпадении. Теоретическое и экспериментальное обоснование этих положений составило основное содержание следующего этапа развития представлений о внимании как аспекте активной переработки информации.

Итак, на раннем этапе своих исследований У. Найссер выступил с критикой моделей селекции, подчеркивая активный, гибкий и конструктивный характер построения перцептивного образа. Он выделяет два вида процессов переработки информации. На первой стадии автоматически разворачиваются процессы пассивной предвнимательной переработки. Функция этих процессов заключается в обнаружении жизненно значимых стимулов. Кроме того, они обеспечивают первичную грубую организацию сенсорного входа. За процессами автоматической переработки следует стадия активного конструирования образа, названная внимательной или фокальной переработкой. Нерелевантная информация не ослабляется и не блокируется при помощи какого-то специфического механизма, а просто пренебрегается субъектом, поскольку не отвечает текущим действиям, целям и ожиданиям.


Акт внимания – это процесс активного выбора, а не пассивного отбора.

Процесс приёма и переработки информации осуществляется одновременно на уровне предвнимания и фокального внимания.

Предвнимание обеспечивает грубый анализ поступающей извне информации. Оно выполняет функции:

1) слежение за изменениями в поле активности – процессы бдительности;

Они делают субъект готовым к восприятию информации определенного рода.

Внимание – это направленность основного потока нашей активности по переработке информации на ограниченную часть наличного входа.

Ограничение определяется соответствующей когнитивной картой, выполняющей функцию предвосхищения принимаемой информации.

Вниманиерассматривалось как перцептивное действие, оно позволяет выбрать то, что мы хотим видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структурированную информацию, которая будет при этом получена. Выбор релевантной информации происходит в рамках перцептивного цикла.

Перцептивный цикл начинается с активизации схемы-предвосхищения, которая запускает процесс восприятия и направляет исследование потока информации. Исследовательская активность, в свою очередь, ведет к выбору адекватного предвосхищению фрагмента реальности, который, неизбежно отличаясь от предвосхищаемого образа, модифицирует исходную схему.

Вопросы 39.Уровни организации внимания

2. Уровень бдительности (aler­ ting) функционально близок тони­ ческому в том смысле, что предна­ значен для обеспечения общего (не­ специфического) уровня готовности. Тем не менее разница между двумя уровнями становится понятна, если рассмотреть характеристики задач, адресованных каждому из них. Тони­ ческая задача — обеспечить нормаль­ ный уровень функционирования когнитивных систем. Задача на бди­ тельность подразумевает ожидание любых потенциально значимых со­ бытий и обеспечение готовности реа­ гировать на них. Хотя степень готов­ ности, несомненно, тесно связана с общим возбуждением организма, предмет задачи на бдительность — это уже не само возбуждение, а окру­ жающая среда с происходящими в ней событиями. Если работу тони­ ческого уровня можно связать с от­ носительно долгосрочной (в масшта­ бах минут) тонической активацией, то работу уровня бдительности — с кратковременной фазической (в масштабах секунд и миллисекунд) активацией. Работа уровня бдитель­ ности связана с простым обнаруже­ нием или различением, т. е. ответом на любое событие или объект, сен­ сорные характеристики которого превышают текущую фоновую сти­ муляцию или способствуют выделе­ нию фигуры по законам перцептив­ ной организации, что соответствует процессам предвнимания, по У. Найс­ серу (Neisser, 1967). К таким событи­ ям, прежде всего, относятся появле­ ние и исчезновение, внезапное дви­ жение, неожиданные звуки — врож­ денные диспозиции непроизвольного внимания (Канеман, 2006; Соколов, 1958; Rohrbaugh, 1984). Типичным примером задачи, где уровень бди­ тельности является ведущим, явля­ ется парадигма ожидания, в которой исследуется влияние предупреждаю­ щего сигнала на динамику процессов ожидания во времени (см. описание: Канеман, 2006). Вероятно, участие уровня бдительности в регуляции процессов ожидания также делает его ведущим в задаче оценки длитель­ ности коротких временных интерва­ лов.

3. Уровень пространственного внимания обеспечивает специфичес­ кую селективную настройку на отбор информации из определенного прос­ транственного источника. Традици­ онно используемая метафора внима­ ния как прожектора наиболее адек­ ватно описывает именно этот вид отбора. В классификации М. Позне­ ра (во всяком случае, по операцио­ нальному определению) данному уровню соответствует ориентиро­ вочная функция внимания (Posner, 1988; Posner, Fan, 2004), а в класси­ фикации Б.М. Величковского (2002, 2006) — режим амбьентного вос­ приятия6 . Если сопоставлять функ­ ции этого уровня с моделью построе­ ния движения Н.А. Бернштейна, то Теоретические и эмпирические основания уровневого подхода к вниманию 43 налицо сходство с уровнем простран­ ственного поля. Суть пространствен­ ного внимания видится в сегмента­ ции воспринимаемого и, возможно, мыслимого пространства на разно­ родные области повышенной и пони­ женной активации. Эффект прос­ транственного внимания состоит в том, что попадание некоторой стиму­ ляции в область повышенной актива­ ции обеспечивает ей преимущества в обработке, независимо от содержа­ ния этой стимуляции7 . В качестве ве­ дущего уровня пространственное внимание выступает в двух типах задач: а) при отыскании источника некоторого потенциально полезного сигнала (например, при необходи­ мости точно локализовать источник звука в акустически неблагоприят­ ных условиях) и б) при активном ожидании целевого события в опре­ деленном месте пространства. В ос­ тальных случаях, видимо, имеет смысл говорить о фоновом режиме работы пространственного внима­ ния. В истории экспериментальных исследований внимания изучение пространственного его уровня полу­ чило особое развитие в последние 30 лет в связи с широким распрос­ транением метафорических пред­ ставлений о внимании как прожек­ торе. В качестве наиболее ярких примеров методик, в которых так или иначе затрагиваются динамичес­ кие характеристики и свойства прос­ транственного внимания, можно привести разнообразные модифика­ ции зрительного поиска и так назы­ ваемую методику подсказки (см. описания: Фаликман, 2006). Причем, как было показано в многочислен­ ных исследованиях с помощью мето­ дики подсказки, уровень пространст­ венного внимания в роли ведущего и фонового, по­видимому, работает по разным правилам, что проявляется в значительных различиях динамичес­ ких характеристик ориентировки, вызванной внешними нерелевант­ ными раздражителями, и произволь­ но инициированной и/или поддер­ живаемой ориентировки (см.: Уточ­ кин, Фаликман, 2006).

5. Согласно ряду авторов, высшим уровнем внимания можно считать его проявления как функции пси­ хического контроля (Гальперин, 2005), программирующей (Лурия, 1973) или управляющей функции (Posner, Fan, 2004). В качестве веду­ щего данный уровень внимания про­ являет себя в задачах, требующих: а) сложного планирования операций и поддержания действия по намечен­ ному плану (что, несомненно, требу­ ет включения этого уровня в боль­ шинство мыслительных задач); б) выбора приоритетов среди не­ скольких возможных действий (как, например, в задачах на распределен­ ное внимание) и принятия решений; в) поиска закономерностей в предъяв­ ляемых ситуациях (например, для прогнозирования будущих изменений 8

Под одномерными мы будем понимать стимулы, у которых варьируется только одна харак­ теристика, а в остальном они идентичны всем прочим стимулам. Теоретические и эмпирические основания уровневого подхода к вниманию 45 и формирования упреждающих реак­ ций); г) разрешения возможных конфликтов между противоречивы­ ми аспектами ситуации и подавле­ ния нежелательных автоматизмов (например, преодоление интерфе­ ренции процессов называния цветов, которыми напечатаны слова, со сто­ роны автоматического чтения самих слов в задаче Струпа). Управляющая же функция данного уровня состоит в том, что он формулирует систему предписаний нижележащим уров­ ням относительно динамического распределения их ролей в будущем акте внимания. Что касается фоно­ вых эффектов уровня управления и контроля, то здесь особо остро вста­ ют глобальные вопросы уровневого подхода к познанию, практически не исследованные экспериментально. Во­первых, неясно, возможны ли в принципе фоновые эффекты на выс­ шем уровне. Например, если слож­ ное действие (моторное, перцептив­ ное и т. д.), сформированное при первоначальном участии ведущего управляющего уровня, после трени­ ровки автоматизировалось и более не требует сознательного контроля, означает ли это, что высший уровень перешел в фоновый режим или прос­ то больше не участвует в выполне­ нии данного действия? Далее, воз­ можно ли, что при работе одного из нижележащих уровней в качестве ве­ дущего управляющий уровень в фо­ новом режиме (т. е. непроизвольно и неосознанно) формирует алгоритмы, по которым будет работать ведущий уровень и другие фоновые? По на­ шим данным, решая задачу по лока­ лизации зрительных стимулов, ис­ пытуемые формируют неосознанные целесообразные алгоритмы пере­ ключений пространственного внима­ ния, однако эти стратегии очень просты и способны учитывать толь­ ко один источник степеней информа­ ционной свободы (в данном случае пространственный); при прибавле­ нии еще одного источника неопреде­ ленности (в данном случае времен­ ного) стратегии не формируются (Уточкин, 2007). Результаты допол­ нительных экспериментальных се­ рий этого же исследования (Уточ­ кин, неопубликованные данные) с добавочной загрузкой управляю­ щего уровня вторичной задачей арифметического счета дают нам основание полагать, что для форми­ рования таких простых неосознавае­ мых алгоритмов участие управ­ ляющего уровня (по крайней мере, в роли ведущего) не является необ­ ходимым9 .

Процессы первой, предвнимательной стадии распространяются на всю стимуляцию, поступающую на органы чувств. Они происходят автоматически, параллельно и независимо от текущей деятельности, целей и намерений субъекта. Переработку информации на этой стадии У. Найссер характеризует как простую, но вполне достаточную для управления многими видами привычного поведения. По отношению к последующей стадии детальной переработки предвнимательные процессы выполняют две группы функций и, соответственно, делятся на два основных класса. Процессы первого класса сегментируют стимульный вход на ряд единиц, объем которых зависит от характера материала, навыков и умений субъекта. Предвнимательные операции второго класса У. Найссер называет процессами бдительности. Их функция заключается в обнаружении жизненно значимых стимулов. Так же, как и в отношении процессов первого класса, утверждается, что далеко не все такие процессы осуществляются при помощи врожденных механизмов. Некоторые из них, например, процесс восприятия собственного имени, обусловлены опытом и научением. Продукты процессов этого класса прерывают текущую деятельность субъекта, переключают его внимание на себя и как бы требуют неотложной и более глубокой переработки того события, о котором они сигнализируют и несут первичную, сырую информацию.

Специальное исследование процессов бдительности У. Найссер провел при помощи разработанной им методики селективного чтения. Автора интересовал, прежде всего, вопрос управления процессами бдительности. Испытуемые читали вслух фрагменты юмористических рассказов, отпечатанные красным шрифтом. Между строк этого текста располагались последовательности случайно отобранных слов, отпечатанные черным шрифтом. Испытуемых просили игнорировать черные слова и при любых условиях не снижать своей обычной скорости чтения текста. В строках черного шрифта иногда встречалось имя испытуемого и часто повторялось одно и то же слово. В середине опыта часть испытуемых предупреждали, что позже им зададут несколько вопросов по содержанию нерелевантного (черного) материала.

Результаты эксперимента подтвердили выводы ранних исследований, проведенных по аналогичной методике дихотического прослушивания. Испытуемые непредупрежденной группы ничего не могли сообщить о словах черного списка, практически никогда не замечали многократно предъявленное слово, но нередко замечали свое имя. Иная картина результатов получилась в группе предупрежденных испытуемых. Опрос относительно слов черного списка и специальное тестирование сохранения нерелевантного материала показали, что эти испытуемые, не снижая скорости чтения, замечали свое имя и повторяющееся слово гораздо чаще, чем испытуемые непредупрежденной группы. Этот результат говорил не только о том, что испытуемые не отфильтровывают нерелевантную информацию полностью, но и о том, что при условии постановки специальной задачи, они могут, без ущерба для основной деятельности, как-то настроиться на выделение значимых событий нерелевантного канала.

У, Найссер утверждал, что его теория легко объясняет большинство данных исследований внимания. Кроме того, в отличие от других моделей, она не сталкивается с трудностями при объяснении житейски известного факта легкого отвлечения внимания от сенсорных входов и его переключения на процессы и продукты умственной деятельности.

У. Найссер указывает здесь на тесную связь процессов восприятия и целенаправленных моторных действий субъекта, говорит об их взаимообусловленности и даже совпадении. Теоретическое и экспериментальное обоснование этих положений составило основное содержание следующего этапа развития представлений о внимании как аспекте активной переработки информации.

Итак, на раннем этапе своих исследований У. Найссер выступил с критикой моделей селекции, подчеркивая активный, гибкий и конструктивный характер построения перцептивного образа. Он выделяет два вида процессов переработки информации. На первой стадии автоматически разворачиваются процессы пассивной предвнимательной переработки. Функция этих процессов заключается в обнаружении жизненно значимых стимулов. Кроме того, они обеспечивают первичную грубую организацию сенсорного входа. За процессами автоматической переработки следует стадия активного конструирования образа, названная внимательной или фокальной переработкой. Нерелевантная информация не ослабляется и не блокируется при помощи какого-то специфического механизма, а просто пренебрегается субъектом, поскольку не отвечает текущим действиям, целям и ожиданиям.

- процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приобретенной информации и выполнение поставленных задач.

- процесс сознательного, полусознательного и бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой.

- избирательное отражение объектов в соответствии с потребностями субъекта и с целями и задачами его деятельности.

Внимание: избирательно, удерживаемо.

Основа внимания: ориентировочный рефлекс- это многокомпонентная, рефлекторная реакция организма человека и животных, вызываемая новизной раздражения.

1. Двигательный - поворот головы.

2. Вегетативный – изменение дыхания, тонус мышц.

3. НейроФЗЛ – повышение активности коры головного мозга.

4. Сенсорный – повышение абсолютной и дифференциальной чувствительности.

Связь внимания с физиологическими механизмами:

· поворот головы и уха

2.Виды внимания: общая характеристика

1) По степени активности субъекта:

1. Непроизвольное – на основе О.Р. – не контролируется.

2. Произвольное – побуждение целью требует большого кол-ва Е.

3. Послепроизвольное - совмещение 1 и 2, не требует Е, связь с целью (Добрынин)

2) По степени прямой заинтересованности субъекта в объекте:

1. Непосредственное – объект интересен сам по себе.

2. Опосредственное - объект связан с интересующим лишь ассоциативно.

3) По характеру объекта внимания:

1. Чувственное – относится к восприятиям – стремление к испытанию сенсорных ощущений - слушаем музыку, смотрим фильм.

2. Интеллектуальное - относится к воспроизведенным представлениям – осмысление различных соображений по поводу действий, но без действия – решение проблем.

3. Моторное – исполнительное – концентрация на своих движениях – танцы или спортивные соревнования.

Читайте также: