Интересные проекты в школах россии

Обновлено: 02.07.2024

Почему кота зовут Васькой?

Школьные проекты настолько разнообразны, что требуют классификации. По методу деятельности они могут быть исследовательскими, творческими, ролево-игровыми, информационными, предметно-ориентированными, выполняться как одним школьником индивидуально, так и парой или группой учеников. В предметно-содержательной области они делятся на монопроекты, если выполняются в рамках одного учебного предмета, и на межпредметные, требующие серьезной подготовки и выполняемые, как правило, вне уроков. Время выполнения проектов варьируется от нескольких минут на уроке до нескольких месяцев, а то и года.

Но какого бы типа ни был проект и сколько времени ни потребовал, главное – ребенок в процессе работы сам находит и систематизирует информацию, сам постигает ее и делает собственные выводы. Цель любого проекта – разбудить в ребенке жажду знаний, выработать умение ставить цели, решать задачи, находить пути и подходы к их решению, максимально раскрыть таланты.

От конструктора LEGO до робота

В прошлом году мы с учащимися десятого класса участвовали в программе “Школа IT-решений” в рамках работы в проекте “Школа новых технологий”, площадкой-организатором выступила компания КРОК, входящая в топ-10 крупнейших российских IT-компаний. В рамках этой работы ученики получили опыт жизни и работы настоящего айтишника: под руководством экспертов, в команде друзей, решали “боевые” задачи и получали живой опыт. В итоге ребята за полгода создали программу для помощи учителям групп продленного дня. Пользуясь ею, родители сообщали педагогам продленки, что они пришли за ребенком. Мы загрузили эту программу в школьный терминал, и она успешно работает.
Ольга Царева, учитель информатики в ГБОУ “Школа № 236 им. ГСС Г. И. Щедрина

Помимо этого, различные IT-компании тоже проявляют желание работать с талантливой молодежью и проводят с педагогами и учениками восьмых-девятых классов школы серию тренингов по разработке программного продукта с точки зрения рыночного подхода. Они показывают весь процесс разработки проекта от идеи до защиты готовой программы. По итогам тренингов дети пробуют сами создать свои программы, мысля как настоящие программисты. Такая учеба настраивает ребят совсем на другой конечный результат учебы: не просто получить хорошую оценку, но уметь представить свою идею, объяснить, как она действует и чем полезна для потенциального потребителя.

Проекты, реализующиеся по заданию производств

Однако сегодняшние руководители промышленных предприятий уверены, что инженеров будущего надо готовить со школьной скамьи. И делать это необходимо комплексно. Экскурсии на заводы, появление новых технических кружков, профориентационные лекции и мастер-классы в школах решают проблему нехватки инженерных кадров лишь частично. Необходим иной подход взаимодействия школ и предприятий, когда ребята не просто знакомятся с производственными процессами, а погружаются в них полностью.

Бизнес в девятом классе

Кроме индивидуальных проектов, я курирую групповые работы учеников, – говорит Анастасия. – Я выявляю их потребности, а они сами определяют, кто за что отвечает, какие цели ставятся. Обычно исхожу из интересов каждого ребенка. Трехмесячный проект разбивается на части, в его управлении я применяю коучинг и SCRUM-технологии управления проектом, которые используются в IT: назначается SCRUM-мастер, который обеспечивает четкое взаимодействие всех участников команды, разработчики; мы проводим встречи, на которых обсуждаем процесс, стремимся строго соблюдать график.
Анастасия Назукина, педагог-организатор МБОУ “СОШ № 28” (г. Химки)

Проект на уроке истории

А вот пример краткосрочного проекта: на обобщающем уроке истории семиклассники создавали карту внешнеполитических отношений России с другими странами в XVIII веке. Каждая команда отвечала за свою часть, правда, на презентацию проекта ей отводилось всего две минуты. Огромная карта возникла из пестрых картинок за рекордное время – 45 минут урока. Да, педагог в этом случае рискует столкнуться с нехваткой времени, но какая практика для ребенка – продумать, систематизировать, донести информацию в динамичном темпе! Такая проектно-игровая форма важна для закрепления материала, а оценка может и не ставиться, командам присуждают места, как в спортивном соревновании. Зато в процессе урока у ребенка пробуждаются азарт, любопытство, интерес к учебе.

Роль педагога в проектной деятельности – убедить ребенка в том, что учеба нужна ему не только из-за похвалы учителя, не только для оценки в аттестате. Это увлекательно, классно, здорово. И главное – совсем даже не про школу, а про жизнь.

И, что важно, их опыт наглядно опровергает распространённый стереотип, что образование в России — зона ответственности только государства и вообще неподходящая сфера для самовыражения.

Учить по-другому

1 сентября 2015 года 42 участника проекта начали вести уроки в школах Подмосковья и Воронежской области. В следующем учебном году организаторы собираются увеличить количество участников и расширить географию. В официальной группе проекта Вконтакте регулярно публикуются истории о том, как осваивают профессию новоиспечённые учителя.


Если школьники не знакомятся с научной картиной мира, а вместо этого получают подтверждение этих своих интуитивных воззрений из газет и с экранов телевизоров, то обрывочное и ненаучное представление о мире становится уже взрослой убеждённостью и вызывает полное неприятие научного знания.

Мы все понимаем, к чему это ведет. Не только к тому, что растут продажи гомеопатии и аудитория экстрасенсов, но и к тому, что из-за страхов общества закрываются целые области перспективных научных исследований, такие как пресловутая генетическая модификация организмов. Поэтому чем раньше приобщить ребят в теории и на практике к научному методу освоения реальности, тем лучше.

Цель проектов Фонда — создать полноценную среду, которая позволяет заинтересовать, вовлечь и поддержать школьников средних и старших классов в создании научных проектов. Речь, конечно, не идет о том, что школьники смогут совершать взрослые научные открытия, но они могут приоткрыть для себя красоту научного мышления, увидеть, как работает научный метод, научиться заниматься наукой.


Это действительно первое в нашей стране издание, которое собирает информацию об альтернативных способах обучения.

Десятиклассница школы № 1368 решила разобраться со своим будущим и создала навигатор по вузам Москвы. Программа создана на основе Excel и способна работать с большими данными. В таблицу стоит всего лишь ввести количество баллов ЕГЭ, и система сама подберет, в какие вузы проходит выпускник. Программа актуальна, потому что данные об институтах разрозненны, и чтобы собрать их в одном месте, школьнице пришлось даже отправлять запросы в высшие учебные заведения.

Два десятиклассника из школы № 1392 им. Л. Рябинкина разработали проект подледную арктическую теплицу. Дело в том, что сотрудники полярных станций большую часть времени отрезаны от мира. Воздушный коридор в тех широтах открывается с 15 марта по 15 апреля. В остальное время туда никак не попасть из-за погодных условий. А из-за отсутствия солнца и свежих овощей может начаться авитаминоз.

Школьники предлагают решить эту проблему с помощью теплицы для выращивания зелени и расположить ее подо льдом. Ведь на поверхности температура опускается до -60 градусов, а подо льдом остается не ниже нуля. Для выращивания зелени нужна температура до +17 градусов, поэтому для прогрева подледной теплицы нужно намного меньше энергии, чем для наземной.

Процесс выращивания полностью автоматизирован. Теплица представляет собой медленно движущийся конвейер. На разных стадиях созревания растения передвигаются в зоны с разной температурой и разным освещением. Процесс идет непрерывно. Конвейер может обеспечить свежими петрушкой, укропом и сельдереем ежедневно до 15 полярников. Школьники описали весь механизм, разработали схемы и создали макет, на котором наглядно виден процесс. Условия полярного выращивания они воссоздали в школьном парнике и экспериментально доказали, что их технология работает.

Современные реалии диктуют свои правила: хорошо живет успешный. А успешный тот, кто может ставить задачи, мобилизовать ресурсы, достигать цели, управлять командой и далее по списку. Да, сейчас не каждый взрослый справится со всем этим списком, однако дети наши будут лучше, чем мы. И министерство образования уверено, что качества успешного человека нужно начинать формировать прямо в первом классе.

Что это вообще такое, проектная деятельность? Многие думают, что проект - это доклад. Или реферат. Или, если серьезно, то целое исследование. Проектная деятельность содержит в себе элементы подготовки доклада, реферата и может включать в себя исследование.

Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).


Методы работы с проектом:

1. Изучение литературы и других источников информации по теме

Не забывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, делайте ссылки на источники информации.

Составьте план наблюдения (когда, где, сколько по времени и за чем наблюдать). Запишите результаты наблюдений.

Есть 3 вида опроса: беседа, интервью, анкетирование. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм.

Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. Условия, ход эксперимента, полученные результаты должны быть подробно описаны в работе.

Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, средства художественной выразительности, рифмы. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод.

Чему учит проектная деятельность

При правильной подаче проектная деятельность дает ребенку хорошие навыки в области целеполагания, понимания "что я хочу" и "зачем это нужно".

Однако, подача частенько страдает. Ну право, не может МарьИванна вложить душу 30 раз за неделю, ее физически на это не хватит. Поэтому и темы попадаются неинтересные, пресные, где развивается единственный, весьма сомнительный навык - терпеть то, что тебе не нравится.

Вникать самим. Не проводить исследования, не писать доклады по ночам, но помогать найти тему, хотя бы расспросив - а что тебе сейчас интересно? Покопаться в увлечениях, показать энциклопедии и взять на карандаш странички, на которых загораются глазки!

Читайте также: