Внеурочная деятельность важнейший компонент современного образовательного процесса в школе

Обновлено: 02.07.2024

Область знаний: Компетентность в методах обучения и воспитания, умение строить процесс воспитания и процесс обучения на основе внеурочной деятельности.

Ниже приведены несколько примеров, которые помогут вам получить представление о теме и сложности вопросов. Полностью можно будет пройти данную блиц-олимпиаду и получить диплом только после регистрации.

Что не включает в себя внеурочная деятельность?

© 2017 Умната
Конкурсы для педагогов. 0+
Все права защищены

Копирование и распространение материалов возможны только
с письменного разрешения
администрации сайта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельностьявляется неотъемлемой частьюобразовательного процессав школе.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Точилинская средняя школа

важнейший компонент современного образовательного процесса в школе

I квалификационной категории

Зенина Елена Ивановна

Любая деятельность есть процесс и результат.

Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются:

- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося,

- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,

- развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

снизить учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Во внеурочной деятельности выделяется 3 уровня.

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень -получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как: экскурсии, соревнования, праздники, викторины, беседы, игры, проектная деятельность и др.

Основным отличием между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием является то, что последнее не имеет уровней и федерального государственного стандарта, оно реализуется во всём образовательном пространстве, которое находится за его пределами. А внеурочная деятельность является неотъемлемой составной частью образовательного стандарта, которая влияет на результаты его реализации.

Таким образом получается, что дополнительное образование - это некая самостоятельная внеурочная деятельность, то есть автономная часть основного образования.

Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь “сегодняшнего дня” - лучшая подготовка к жизни “завтрашнего дня”. Только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития у ребёнка интересов на основе свободного выбора, достижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, адаптация к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

1. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности.

2. Создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности.

3. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.

4. Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.

5. Создание условий для реализации приобретённых знаний, умений, навыков.

Содержание занятий реализуются различными формами организации, таких как экскурсии, кружки, конкурсы, беседы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования, проекты. Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: - Спортивно-оздоровительное,духовно-нравственное ,социальное -общекультурное ,общеинтеллектуальное.

Младшие школьники музыкальны, ритмичны, достаточно исполнительны и дисциплинированы, они с удовольствием участвуют в массовых игровых мероприятиях, праздниках.

Таким образом, ребенок, вовлеченный в разные виды деятельности, приобретает необходимый социальный опыт, развивает качества, помогающие успешному личностному развитию. Вся внеурочная деятельность соответствует требованиям ФГОС. Когда ученик делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.

1. В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед нами стоят особо сложные задачи. Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы, от того, каким образом будет организована внеурочная деятельность, потому что внеурочная деятельность является важнейшим компонентом современного образовательного процесса в школе.

2. Необходимо организовывать внеурочную деятельность учащихся таким образом, чтобы она обеспечивала достижение личностных и метапредметных результатов. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и была направлена на достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС, определяемых в ООП образовательного учреждения.

3. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволит педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создаст условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Презентация на тему: " ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе." — Транскрипт:

1 ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе

2 Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

3 Задачи: Задачи: -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

4 Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса. В первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления процесса воспитания. Во-вторых, не должна быть насильственной (приказной) и формальной. В – третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.

5 Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Духовно-нравственное Социальное Социальное Общеинтеллектуальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Общекультурное

6 Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе Способствует в полной мере реализовать требования ФГОС Способствует в полной мере реализовать требования ФГОС Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся Аудиторных занятий не должно быть более 50% Аудиторных занятий не должно быть более 50% Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты Преимущества: предоставление учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие учащихся Преимущества: предоставление учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие учащихся

7 Уровни воспитательных результатов 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

8 Формы внеурочной деятельности Экскурсия Экскурсия Кружки Кружки Секции Секции Круглые столы Круглые столы Конференции Конференции Диспуты Диспуты Школьные научные общества Школьные научные общества Олимпиады Олимпиады Соревнования Соревнования Поисковые, научные исследования Поисковые, научные исследования Общественно полезные практики Общественно полезные практики

15 Воспитательные результаты и эффекты Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.


В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Содержимое разработки

Тема: Внеурочная деятельность, как системообразующая составляющая воспитательно -образовательного процесса в условиях ФГОС

Актуальность внеурочной деятельности (Трофимова С.С.)

Внеурочная деятельность учащихся (Озерова Е.П.)

Принципы и направления внеурочной деятельности (Абдуллина О.А.)

Результат внеурочной деятельности (Трофимова С.С.)

1.Актуальность внеурочной деятельности.

В структуре Базисного образовательного плана выделяются три части: инвариантная часть; вариативная часть; внеурочная деятельность. При этом в новом ФГОС внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Чем же определяется такая актуальность внеурочной деятельности?

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:

• в школе - системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.;

• вне школы - клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.

Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, т.е.смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении), потребительского отношения к жизни, морального релятивизма, т.е.принципа, согласно которому не существует абсолютного добра и зла, идет отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности.

Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

2.Внеурочная деятельность учащихся

Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. А воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательный компонент включен в федеральные государственные образовательные стандарты, что осуществлено впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Включение воспитательного компонента в ФГОС позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Задачи внеурочной деятельности.

Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.

Реализация их творческого потенциала через включение в разнообразные виды общественно-полезной и досуговой деятельности.

Удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и родителей.

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.

Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

11.Организация информационной поддержки учащихся.

12.Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

3. Принципы и направления внеурочной деятельности

Рассмотрим принципы внеурочной деятельности:

- Включение учащихся в активную деятельность.

- Доступность и наглядность.

- Связь теории с практикой.

- Учёт возрастных особенностей.

- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

Давайте посмотрим, какие требования выдвигает стандарт к организации внеурочной деятельности школьников:

Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников:

- Неотъемлемая часть образовательного процесса

- Способствует в полной мере реализовать требования ФГОС

- Наполнение конкретным содержанием в/д находится в компетенции образовательного учреждения

- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся

- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты

Основные виды внеурочной деятельности

• Социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность)

• Трудовая (производственная) деятельность

Направления внеучебной деятельности

• Общественно полезная деятельность

Во внеурочной деятельности не следует забывать, а следует всесторонне опираться на родителей наших детей.

Учитель и родители являются партнерами педагогического процесса:

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;

гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;

освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;

развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;

изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной Внеурочная деятельность-это образовательный процесс, и, как в любом образовательном процессе, во внеурочной деятельности должен быть результат. Как измерить этот результат?

Результат внеурочной деятельности

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников: 3 уровня

• Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

• Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

• Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.

Результативность в/д — это очень большая тема, видимо, уже следующего педсовета, но могу предложить методический коструктор, который поможет планировать в/д и достигать результаты разных уровней на сколько это можно сделать в условиях дистанционного обучения.

1.Совершенствовать методическую работу по внедрению положительного опыта работы классных руководителей по формированию личности в разных видах внеурочной деятельности через мастер – классы, открытые занятия.

2.Создать методическую копилку позитивных результатов ВД (анкетирование, мониторинги, диагностики)

3. Классным руководителям использовать в работе мониторинги учёта индивидуальных особенностей и потребностей учащихся с учётом их интересов и возможностей школы.

Читайте также: