Внеурочная деятельность в школе методические рекомендации

Обновлено: 02.07.2024

ВложениеРазмер
metodichka.docx 30.44 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Кафедра психолого-педагогических дисциплин и частных методик

Гигиенические требования к организации внеурочной работы в начальной школе

Методические рекомендации к организации внеурочной работы в начальной школе

Печатается по решению Методического совета

Магнитогорского педагогического колледжа

Курбатова Е.В. – студентка педагогического колледжа.

Курбатова Е.В. – студентка педагогического колледжа.

Многие учителя игнорируют соблюдение гигиенических норм, которые основываются на возрастных и психологических особенностях учащихся начальной школы. Часто они закрывают глаза на грязные парты и полы, забывают о важности периодического проветривания помещения, что так необходимо для протекания жизни в пределах класса, ибо свежий воздух сказывается на уровне работоспособности учащихся. Учителя забывают, что беспорядок, и расположение ненужных для уроков предметов в классе, способствует рассеиванию внимания, а также возможным нарушениям дисциплины. Конечно, иногда, многие изъяны в обеспечении чистоты в кабинетах лежат на вине самой школы, так как покраску стен и ликвидирование в них трещин учитель не может обеспечить самостоятельно, однако, бороться с этим, чтобы создать благоприятные условия для себя и работы детей, обязан.

Из-за не соблюдения гигиенических требований можно столкнуться с нарушением здоровья учащихся, их мозговой деятельности, с ослаблением психологических и физиологических функций, что обязательно скажется на успеваемости. Именно поэтому, чтобы обеспечить благоприятное протекание внеурочного занятия, следует соблюдать гигиенические требования к организации внеурочной работы.

Исходя из этого, мною были созданы следующие методические рекомендации для грамотной организации внеурочной работы младших школьников в соответствии с гигиеническими требованиями.

Методические рекомендации

Гигиенические требования к организации внеурочной работы в начальной школе

Итак, методические рекомендации по выполнению гигиенических требований следующие:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности

Методические рекомендации

по организации внеурочной деятельности школьников

Направления внеурочной деятельности :

Количество часов в неделю

Научно-познавательное. Проектная деятельность

Для организации внеурочной деятельности в ОУ в условиях перехода к ФГОС рекомендуется провести следующие мероприятия:

1. Постановка цели и задач, определение принципов внеурочной деятельности, организация семинаров для коллектива ОУ по ознакомлению со спецификой внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: формирование единого образовательного пространства для решения задач социализации, воспитания, развития ценности здорового жизненного стиля, самоопределения обучающихся посредством интеграции ресурсов образовательных учреждений и выстраивания индивидуальной образовательной программы обучающихся.

2. Заключение договоров между ОУ по ресурсному взаимодействию.

Организация внеурочной деятельности требует расширения спектра социальных партнеров школы, привлечения специалистов без педагогического образования для организации различных социальных практик и стажировок обучающихся. Посредником, координатором и активным участником ресурсного взаимодействия со школой должно стать учреждение дополнительного образования. Роль УДО в школе заключается в помощи администрации, классным руководителям и обучающимся по выстраиванию индивидуальной образовательной программы школьника в процессе организации внеурочной деятельности.

3. Определение должностных обязанностей педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования в условиях внеурочной деятельности.

Образовательное учреждение по своему усмотрению решает проблему кадрового обеспечения данной деятельности, привлечения учителя начальной школы, классного руководителя, педагогов-предметников, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, специалистов УДОД и др., формируя его нормативную базу.

Могут быть предложены различные модели организации внеурочной деятельности:

· ведение внеурочной деятельности по направлениям учителями школы (учитель музыки, технологии – художественно-эстетическое направление, проектная деятельность; учителя-предметники, учителя начальных классов - научно-познавательное, общественно-полезная деятельность; учитель физической культуры – спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое);

· ведение внеурочной деятельности совместно педагогами ОУ и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования;

· ведение внеурочной деятельности специалистами дополнительного образования с использованием базы школы и учреждений дополнительного образования.

Наиболее продуктивной представляется схема ведения внеурочной деятельности совместно педагогами ОУ и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования.

4. Составление программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности является примером интеграции образовательного потенциала и ресурсов разных типов учреждений образования, культуры и т.д. Программа направлена на формирование особого образовательного пространства, отвечающего требованиям ФГОС. Реализация программы позволяет решать задачу воспитания социально активной и функционально грамотной личности.

Виды и направления внеурочной деятельности

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности.

Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно.

Классификация результатов внеурочной деятельности

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Право на выбор учащимися характера внеурочной деятельности обеспечивается вариативностью типов образовательных программ как важного принципа организации этой деятельности. При этом образовательное учреждение и педагог, формируя программное обеспечение внеурочной деятельности, опираются на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей учащихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.

Типы образовательных программ внеурочной деятельности

4. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности

Игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.

5. Возрастные образовательные программы

Могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников, для старшеклассников и др.

6. Индивидуальные образовательные программы для учащихся

Программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.

При разработке программы внеурочной деятельности педагог должен учитывать следующие общие правила разработки программ внеурочной деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ

программ внеурочной деятельности:

1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработки примерных образовательных программ.

2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы: младшие школьники (1 – 4 классы), младшие подростки (5 – 6 классы), старшие подростки (7 – 9 классы), старшеклассники (10 – 11 классы).

3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

4. Программа содержит:

· введение, в котором есть информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

· перечень основных разделов программы, с указанием отпущенных на их реализацию часов;

· описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;

· характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия.

6. В программе указывается количество часов аудиторных и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества часов.

7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объемом 340 часов) для каждого класса. Во втором случае школа создает модульные программы (объемом значительно превышающем 340 часов) для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классом, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.

Кроме того, разрабатывая программу, педагогу необходимо помнить, что

· разрабатываемая программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН;

· приступать к разработке программы необходимо с четким и внятным представлением о предполагаемом результате;

· выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня;

· при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

· форсирование результатов и форм недопустимо, так как это не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности;

· выбор типа программы, должен быть обусловлен потребностями учащихся и общества и имеющимися образовательными ресурсами;

· процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико-аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности.

5. Организация психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности.

6. Разработка системы мониторинга результатов внеурочной деятельности.

ФГОС предлагает педагогам конструировать программы внеурочной воспитывающей деятельности с помощью Методического конструктора (Д. Григорьев, П. Степанов):

Методический конструктор

Виды внеурочной деятельности

Приобретение социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта само­ стоятельного общественного действия

Игра с роле­ вым акцентом

Игра с деловым акцентом

Социально моделирующая игра

2. Познава­ тельная

Познаватель­ ные беседы, предметные факультативы, олимпиады

Детские исследовательские проекты, внешколь­ ные акции познавательной направленности (кон­ ференции учащихся, интеллектуальные марафо­ ны и т. п.), школьный музей-клуб

3. Проблемно - ценностное общение

Этическая бесе­ да

Дебаты, тематический диспут

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. 4. Досугово- развлека телъная деятель­ ность (до суговое об­ щение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные за­ лы, галерею

Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворитель­ ные концерты, гастроли школьной самодеятель­ ности и т.д.)

5. 5. Художест­ венное творчество

Занятия объединений художественно­ го творчества

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе

Художественные акции школьников в окружаю­ щем школу социуме

6. 6. Социальное творчество (социально преобразу­ ющая доб­ ровольчес­ кая дея­ тельность)

Социальная проба (инициа­ тивное участие ребёнка в со­ циальном деле, акции, органи­ зованной взрослым)

КТД (коллективно-творческое дело)

7. Трудовая (производ­ ственная) деятель­ ность

Занятия по конструирова­ нию, кружки технического творчества, до­ машних ремёсел

Совместное образовательное производство детей и взрослых

8. Спортивно- оздорови­тельная деятель­ ность

Занятия спор­ тивных сек­ ций, беседы о ЗОЖ, учас­ тие в оздоро­ вительных процедурах

Школьные спортивные турни­ ры и оздоровительные акции

Спортивные и оздоровительные акции школь­ ников в окружающем школу социуме

9. Туристско- краеведчес кая дея­ тельность

Образователь­ ная экскурсия, туристическая поездка, крае­ ведческий кружок

Туристский поход, краевед­ ческий клуб

Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей

7. Контроль за реализацией программы внеурочной деятельности

Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является ее контролируемость и наличие системы диагностики ее эффективности. Цель данной диагностики – выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

1. Личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника.

2. Детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика, уровень развития детского коллектива, характер взаимоотношений членов коллектива.

3. Профессиональная позиция педагога как условие развития личности ученика, характер педагогической позиции, сформированность профессиональных ценностей.

Объекты контроля и анализа:

· познавательная активность, интерес к учению, школе;

· сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

· применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

· участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;

· выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

Для отслеживания внеурочной деятельности может быть предложено ведение дневничка, в котором указываются направления и результаты деятельности ученика:

Также может проводиться отслеживание внеурочной деятельности всего класса.

8. Систематическое повышение квалификации специалистов, организующих внеурочную деятельность.

Приложение 1

Примерная образовательная программа внеурочной деятельности учащихся
1 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и пред­назначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Предлагаемая программа является комплексной по содержанию деятельности и ориентирована на достижение, в основном, результатов первого уровня.

Программа состоит из трёх относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию опре­делённого вида внеурочной деятельности первоклассников. Однако направления и виды внеурочной деятельности и, соответственно, разделы программы могут варьироваться, ориентируясь на решение своих собственных педагогических задач каждого конкретного класса. К реализации данной программы учитель может привлечь учителей предметников (физкультуры, МХК и др.), педагогов дополнительного образования, родителей учащихся на оплачиваемой или безвозмездной основе в соответствии с имеющимися в ОУ возможностями.

Основные разделы программы

Общее ко­личество часов

Часы аудитор­ных заня­тий

Часы внеауди­торных активных занятий

Изучение правил техники безопас­ности и этических норм при проведении спортивных мероприятий

Элементарные ту­ристские навыки Техника пешеход­ного туризма

Походы выходного дня

Вводные театраль­ные занятия

Всего

Примерное содержание занятий

1.1Изучение правил техники безопас­ности и этических норм при проведении спортивных мероприятий(2). Основные требования к занимающимся: регулярность, отсутствие пропусков без уважительной причины, заинтересованность, наличие спортивной формы. . Техника безопасности: правила по­ведения во время спортивных занятий, техника безопасности при занятиях со спортивными снарядами, предметами. Правила поведения в коллективных спортивных мероприятиях: честность, взаимоподдержка, взаимопомощь. Разработка Устава клуба.

1.4.Элементарные ту­ристские навыки Техника пешеход­ного туризма (30 ч). Тренировочные заняти по технике пешеходного туризма в спортивном зале и на свежем воздухе. лесу, у водоёмов, на болоте; правила пе­редвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены ту­риста. Спортивное туристское снаряжение и его назначение. Укладка рюкзака. Разбивка бивуака. Природоохранные действия че­ловека во время отдыха на природе и при оборудовании ту­ристских стоянок.. Неписаные этические правила туристов: трудовая эти­ка туриста, распределение общественного снаряжения в по­ходе между мальчиками и девочками, отношение к слабым отстающим в походе, отноше­ние к природе.

1.5.Походы выходного дня (24). Тренировочные походы выходного дня: подготовка, проведение, анализ. Се­зонные экологические экспедиции в лес для изучения мест­ной флоры и фауны: подготовка, проведение, анализ. Эколо­гические рейды на берег реки и очистка побережья от бытового мусора: Подведение итогов похода, подготовка фото­отчёта, Ознакомление с итогами похода учащихся школы.

3.1.Вводные театральные занятия (10 ч). Игры и упражнения на развитие актерских способностей: пан­томимические игры, упражнения на развитие сценичес­кой речи, гимнастика для языка, скороговорки, театральные миниатюры, игры на сплочение коллектива. Выходы в театр.

3.2.Выбор спектакля (10 ч). Выбор пьесы для постанов­ки в классном театре. Читка. Работа над текстом и чтение по ролям. Распределение ролей, пробы, постановка этюдов на основе выбранного материала. Распре­деление обязанностей по подготовке спектакля и создание со­вета дела.

3.3.Подготовка спектакля (60 ч). Работа технических мастерских Изготовление костю­мов и декораций к спектаклю. Подбор музыкально-шумового сопро­вождения к спектаклю. Продумывание освещения и спецэф­фектов. Репетиционный процесс. Прогон спектакля с участием всех технических мастерских по отдельным сценам. Генеральная репетиция.

3.4.Показ спектакля.(28 ч). Премьера спектакля — представление для друзей и родителей участников спектакля. Организация представления для воспитанников дошкольных учреждений, учащихся начальной школы. Организация общешкольного представления. Организация представления для жителей микрорайона. Анализ и обсуждение итогов теат­рального творчества класса.

Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школь­ником социальных знаний, понимания социальной реаль­ности и повседневной жизни): бережное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к приро­де, к памятникам истории и культуры, к людям других поко­лений и социальных групп; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры, правилах художественого творчества, правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и на­хождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах вы­живания в лесу.

Вместе с тем реализация в полной мере данной программы внеурочной деятельности не исключает возможности выхода на начальные результаты второго уровня (формирование пози­тивного отношения школьника к базовым ценностям на­шего общества и к социальной реальности в целом): раз­витие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим лю­дям, к своему здоровью и внутреннему миру и результаты третьего уровня (приобретение школь­ником опыта самостоятельного социального действия): опыт самообслуживающей дея­тельности; опыт природосберегающей и природоохранной де­ятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде и взятия на себя ответственнос­ти за других людей. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

Во исполнение пункта 21 плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи совместно с Департаментом государственной политики в сфере общего образования направляет для руководства и использования в работе методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях.

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Настоящие методические рекомендации определяют цели, содержание и алгоритм действий по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях.

Организация внеурочной деятельности

Содержание общего образования, а также его цели, задачи и планируемые результаты определяются основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее - ФГОС общего образования) и с учетом примерной основной образовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

Приказами Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, от 17 декабря 2010 г. N 1897, от 17 мая 2012 г. N 413 утверждены ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, в редакции Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 N 85, изменений N 2 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 N 72, далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).

ФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:

до 1350 часов на уровне начального общего образования;

до 1750 часов на уровне основного общего образования;

до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время.

В соответствии с положениями Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" направления финансирования образовательной деятельности (включая внеурочную деятельность) и объем средств определяются государственным заданием учредителя образовательной организации.

Внеурочная деятельность является обязательной.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы ее организации школа определяет самостоятельно, с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающегося при учете его мнения до завершения получения ребенком основного общего образования.

План внеурочной деятельности как и учебный план является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т.д.).

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

Реализация дополнительных общеобразовательных программ

В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В отличии от внеурочной деятельности участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным.

В части регламентации предоставления услуг организации дополнительного образования детей руководствуются санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41, далее - СанПиН 2.4.4.3172-14).

Основные цели и задачи дополнительного образования детей определены в Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р).

Механизмом реализации Концепции является план мероприятий на 2015 - 2020 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2015 г. N 729-р.

Целью Плана является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования, развитие инновационного потенциала государства.

Организация образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов и осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 и является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий.

Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в том числе в форме договора о предоставлении образовательных услуг (приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам"). В договоре устанавливаются права и обязанности образовательной организации, лица, производящего оплату по договору, и обучающегося, а также стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты и ответственность сторон.

Ответы на вопросы граждан по организации

внеурочной деятельности в рамках реализации федеральных

государственных образовательных стандартов

1. Установлено ли обязательное количество часов внеурочной деятельности в неделю для обучающихся начальных классов?

На федеральном уровне установлен объем внеурочной деятельности для обучающихся начального общего образования - до 1350 часов за четыре года обучения (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования").

Общеобразовательная организация самостоятельно определяет количество часов внеурочной деятельности в неделю с учетом запросов обучающихся, возможностей образовательной организации и объема субвенции, выделенной для реализации основной образовательной программы.

Обучающийся вправе выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.

2. Если ребенок занимается в организации дополнительного образования, может ли он не посещать занятия внеурочной деятельности в школе?

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона N 273-ФЗ обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Например, если ребенок занимается в школе олимпийского резерва, то занятия, посещаемые им в данной организации, могут быть засчитаны как часы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в общеобразовательной организации.

3. Что делать родителям (законным представителям), если администрация общеобразовательной организации требует посещать занятия внеурочной деятельности, несмотря на то, что ребенок занимается в организации дополнительного образования?

В случаях нарушения общеобразовательной организацией прав и интересов ребенка в части посещения занятий внеурочной деятельности родители (законные представители) вправе обратиться к учредителю данной организации, в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования.

Напоминаем, что в образовательной организации локальным актом устанавливается порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Каким образом родители (законные представители) могут повлиять на формирование плана внеурочной деятельности (выбор направлений деятельности, количество часов и др.)?

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 44 Федерального закона N 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право, в том числе:

выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

1. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

2. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

На наш взгляд, образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).

Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

  • 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
  • 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
  • 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

4. Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:

  • во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
  • во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
  • в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
  • в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
  • в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

В стоимостном выражении могут быть оценены как сами образовательные программы внеурочной деятельности (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников). Это закладывает основу для построения стимулируюшей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.

5. В основу наших методических рекомендаций мы положили Методический конструктор внеурочной деятельности (его содержательная модель представлена в Таблице 1). Используя этот конструктор, педагоги смогут самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеурочной деятельности).

Каждый блок включает в себя:

  • краткое описание специфики данного вида внеурочной деятельности школьников;
  • описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеурочной деятельности;
  • представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеурочной деятельности.

Ниже будет приведено описание трех блоков – познавательной, туристско-краеведческой деятельности, проблемно-ценностного общения.

С помощью Методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ:

Читайте также: