Внеурочная деятельность в школе интернате

Обновлено: 16.05.2024

В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества педагога и воспитанника. Слово “ творчество ”происходит от слова “ творить ”, т. е. в общественном смысле это означает “ искать ”, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.

В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Творческая деятельность воспитанника не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на занятии. Педагог также обязан научить воспитанника навыкам и приемам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.

Творческие проекты в рамках кружковой работы дают возможность ребёнку реализовать и развивать свои способности.

Я применяю метод проектов в своей педагогической деятельности с целью :

-научить детей самостоятельно работать;

-выявить у обучающихся способность к сотрудничеству и коммуникации;

-формировать способность к решению личностных и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; -формировать у обучающихся способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Ставлю перед собой задачи:

- обучить планированию (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению);

- формировать навыки сбора и обработки информации материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать);

- развивать умение анализировать, развивать креативность и критическое мышление;

- формировать позитивное отношение к деятельности (проявлять инициативу, вы-полнять работу в срок в соответствии с установленным планом)

Тематика проектов определяется с начала учебного года.

При выборе учитываются:

- интересы и способности детей;

- план школьных мероприятий;

Цель проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.

Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома.

Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия.

Педагог в своей работе формирует у учащихся надпредметные умения (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество). Учит детей навыкам и приемам работы с различными изобразительными материалами и техниками, которые необходимы им для создания запроектированных изделий.

Все названное способствует не только усвоению знаний, умений, навыков, но и развивает творческие способности ребенка. Здесь очень важно замотивировать, заинтересовать и показать социальную значимость того, что делает ребенок.

Этапы проектной деятельности :

- выбор темы проекта;

- предложение возможных вариантов и выбор лучшего.

2. Технологический этап:

- подбор материалов и принадлежностей;

- реализация проекта (практическая работа)

3. Аналитический этап:

- анализ результатов работы над проектом.

4. Критерии оценивания проекта :

- аргументированность выбора темы, обоснование;

- уровень творчества (оригинальность темы, представления проекта);

Индивидуальный проект “Оригинальная новогодняя игрушка”.

Является самым любимым и востребованным проектом. Его выполняют обучающиеся любого возраста. Это изделия из бумаги, нетрадиционных (бросовых) и природных материалов и т. Создание индивидуального произведения с последовательным усложнением композиции, имеющем разные задачи и преследующем одну цель.

Совместно-индивидуальная проект “День пахнущий мимозой”.

Представляет собой соединение индивидуальных работ обучающихся, сделанных с учетом совместно поставленной задачи или с воплощением замысла общей композиции. Индивидуально выполненные части, элементы композиции в конце работы собираются в единое целое. Юным художникам нашего кружка предоставляется полная свобода действий в этом проекте.

Социальная значимость работ учащихся поднимает их на новый этап развития. Ребенок создал свой творческий продукт, который доставляет радость и ему, и окружающим – сверстникам, учителям, родителям. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу, и сам серьезно относится к ней. У него появляется чувство гордости за созданное им произведение.

Обучающиеся в подростковом возрасте показывают отличные результаты при выполнении проекта. После выполнения проектов ребята так ответили на мои вопросы:

Какие собственные открытия были сделаны в ходе проекта?-Я могу самостоятельно работать и выполнять сложные задачи. Открыл в себе художника. Дружба помогает.

Совпало ли ваше представление и полученный результат проекта?-Совпали, потому что мы работали командой. Да совпало, потому что мы делали то, что задумали.

Более 100% хотели бы еще участвовать в таком же или подобном проекте.

Таким образом, введение проектных технологий не отменило традиционных методов обучения, а расширило диапазон способов организации учебной деятельности.

Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.

Организация проектной деятельности в рамках реализации регионального компонента Мы живём в эпоху постоянных изменений. Дети современного времени очень отличаются от своих родителей и тем более от своих бабушек и дедушек.

Организация проектной деятельности дошкольников с природными объектами родного края «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Организация проектной деятельности с детьми младшего вопросы взаимодействия с семьей Казаковцева С. Л. ,воспитатель ГБОУ Школа№93 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга "Организация проектной деятельности с детьми младшего.

Организация проектной деятельности в ДОУ Организация проектной деятельности в ДОУ Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых,.

государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла

Доклад:

Из опыта работы воспитателя

Специальная (коррекционная) школа-интернат имени Акчурина А.З. с. Камышла расположена в экологически чистой сельской местности в двухстах километрах от г. Самары, является образовательным учреждением с круглосуточным пребыванием обучающихся.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Основной целью внеурочной деятельности является организация свободного времени обучающихся/ воспитанников в условиях школы – интерната в свободное от уроков время для удовлетворения их потребностей в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности, развитие их способностей с учетом индивидуальных способностей воспитанников.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

Ø создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей

и интересов обучающихся, укрепления их здоровья, формирование культуры питания;

Ø личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

Ø обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;

Ø формирование общей культуры обучающихся;

Ø воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье;

Для реализации задач в школе-интернат доступны следующие виды внеурочной деятельности:

Ø игровая деятельность;

Ø познавательная деятельность;

Ø досугово - развлекательная деятельность ;

Ø художественное творчество;

Ø спортивно-оздоровительная деятельность;

Ø трудовая деятельность;

Ø кружковая деятельность .

Результатом внеурочной деятельности являются:

Ø укрепление здоровья обучающихся воспитанников;

Ø выступления на праздниках, общешкольных мероприятиях;

Ø участие в школьных и районных выставках, соревнованиях;

Ø занятость детей из группы риска.

ВложениеРазмер
organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_v_korrektsionnoy_shkole-_internat.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла

Из опыта работы воспитателя

Специальная (коррекционная) школа-интернат имени Акчурина А.З. с. Камышла расположена в экологически чистой сельской местности в двухстах километрах от г. Самары, является образовательным учреждением с круглосуточным пребыванием обучающихся.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Основной целью внеурочной деятельности является организация свободного времени обучающихся/ воспитанников в условиях школы – интерната в свободное от уроков время для удовлетворения их потребностей в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности, развитие их способностей с учетом индивидуальных способностей воспитанников.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

  • создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей

и интересов обучающихся, укрепления их здоровья, формирование культуры питания;

  • личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
  • обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье;

Для реализации задач в школе-интернат доступны следующие виды внеурочной деятельности :

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • досугово - развлекательная деятельность ;
  • художественное творчество;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • кружковая деятельность .

Результатом внеурочной деятельности являются:

  • укрепление здоровья обучающихся воспитанников;
  • выступления на праздниках, общешкольных мероприятиях;
  • участие в школьных и районных выставках, соревнованиях;
  • занятость детей из группы риска.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческий, спортивный, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия воспитанников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме бесед, экскурсий, игр, соревнований, концертов, викторин, праздничных мероприятий, классных и воспитательских часов. Посещая занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Большая работа ведётся по созданию условий для наиболее полного удовлетворения потребностей интересов обучающихся, укрепления их здоровья, формирование культуры питания:

  • обеспечение соблюдения санитарно - гигиенических норм, норм по охране труда и технике безопасности (инструктажи при проведении массовых мероприятий, походов, поездок).
  • обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы (расписание занятий, проветривание помещений, влажная уборка, дежурство по школе учащихся).
  • обеспечение оптимального режима двигательной активности воспитанников (утренняя зарядка, физминутки, спортивные секции для всех возрастных групп).
  • рейды по проверке внешнего вида учащихся;

В соответствии с планом внеурочной деятельности провожу разнообразные занятия это: оздоровительные минутки, дни здоровья, эстафеты.

Проводятся мероприятия по очистке и благоустройству школьной территории. Прогулки в режиме дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности.

Систематические беседы, которые включают вопросы гигиены, питания, закаливания.

Большое внимание во внеклассной работе уделяется формированию личности воспитанников через участие в труде по самообслуживанию. Дети поддерживают в школе-интернате чистоту и порядок. Старшеклассники принимают участие в оформлении классов и спальных комнат, где проявляются эстетические чувства и развивается умение оборудовать, оформить своё жильё, создать уют. В убранстве каждой комнаты есть свои особенности. Все спальни, комнаты отдыха, классы убирают воспитанники. Еженедельно проводятся генеральные уборки всех помещений и закреплённых за группами территорий школьного двора. Занимаясь самообслуживанием, воспитанник приучается выполнять малопривлекательную, но нужную работу, у него развиваются волевые качества, физические способности, воспитывается чувство долга, прививаются гигиенические навыки.

Работа в кружках оказывает влияние на формирование таких положительных личностных качеств, как: самостоятельность, аккуратность, ответственность, стремление завершить начатое до конца. Таким образом, целью дополнительного образования является разностороннее развитие детей и, как следствие этого, успешная адаптация в самостоятельной жизни.

Одним из эффективных методов и приёмов, воздействующие на познавательную деятельность воспитанников, на их эмоциональную сферу, является – игра. Использование игры на занятиях с учащимися с ОВЗ помогает снять ряд трудностей, формированию познавательного интереса. Игры направлены на формирование определённых качеств: памяти, внимания, речи, мышления, силы, гибкости, быстроты восприятия, личностных качеств.

В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ доклад.doc

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Инновационностью федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является введение внеурочной деятельности. Работа организатора внеурочной деятельности – многогранный творческий процесс, включающий в себя изучение и исполнение нормативных документов, методических материалов по организации внеурочной деятельности младших школьников.

Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [1] ; это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе.

Цели внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:

создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;

воспитание и социализация духовно-нравственной личности.

Задачи внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

воспитание нравственных чувств и этического сознания;

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

При организации внеурочной деятельности в условиях школы-интерната целесообразно остановиться на некоторых особенностях и в связи с этим возможностях.

Во-первых, некоторая замкнутость социального пространства;

Во-вторых, удаленность от культурных центров.

Поэтому задача школы-интерната – независимо от условий – помочь детям освоить различные формы общения, взаимодействия , предоставить им равные с городскими школьниками возможности для разностороннего развития.

В этом нам помогают социальные партнеры.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе являются:

соответствие возрастным особенностям обучающихся;

преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе:

реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;

включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;

использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Ориентирами в организации внеурочной деятельности нашей школы являются следующие

запросы родителей, законных представителей первоклассников;

приоритетные направления деятельности школы;

интересы и склонности педагогов;

возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Внеурочная деятельность , как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийс я не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Данное направление реализуется через следующие кружки:

Цель данных курсов: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Актуальность программы заключается в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.

Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Направление реализуется через такие кружки:

Школьный краеведческий музей является одной из форм внеурочной деятельности способствующих развитию духовно-нравственного и патриотического воспитания, познавательной деятельности, активности, самостоятельности учащихся в процессе ознакомления с музейными материалами, имеющими воспитательную и познавательную ценность.

Данная программа имеет интегрированный характер, так как в ней прослеживается связь с историей России, народными традициями, присутствует раздел, посвящённый краеведению.

Цель программы: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Данное направление реализуется через следующие кружки:

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­ туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­ чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития личности, творческих способностей детей.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является создание условий для развития и применения творческого потенциала в области цветоводства

В процессе разработки программ главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Работа в творческих мастерских представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.

Данное направление реализуется через следующие кружки:

Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “ Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Общекультурная направление ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Данное направление реализуется через следующие кружки:

Театр – необыкновенный волшебный мир! С ним у всех поколений связано множество приятных воспоминаний. Но именно в школьном возрасте театр пробуждает у детей особые чувства: восторг, терпение, увлечённость.

Главной целью программы является развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения.

Данная программа включает теоретический курс изучения музыкального и устного народного творчества, куда входит детский фольклор, календарные праздники, промыслы и декоративно-прикладное искусство, семейные обычаи, народный костюм и т.д.

- привить бережное отношение к культурным традициям как своего, таки других народов;

- познакомить с традиционным народным календарем, важнейшими обрядами, обычаями, приметами;

- на фольклорной основе сформировать и развить исполнительско-творческие навыки и умения каждого ребенка.

Для реализации этих направлений в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Трудовая (производственная) деятельность

Очевидно, что ряд направлений совпадает с видами внеурочной деятельности ( спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Следует рассматривать направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир, как более широкое понятие, внутри которого могут быть использованы различные виды деятельности.

Например, социальное направление может бать реализовано через такие виды внеурочной деятельности, как социально- значимая волонтёрская деятельность и трудовая деятельность.

Спортивно-оздоровительное направление не только через спортивную, но и через туристско-краеведческую деятельность.

Игровая, познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение реализуются во всех направлениях.

Проблемно-ценностное общение – это этические беседы, тематические диспуты, дискуссии.

В неурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет не более 10 часов на класс.

В этом учебном году мы работаем, используя оптимизационную модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Она предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.

Набор внеурочных занятий , их содержание формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Перед началом учебного года была проведена большая подготовительная работа. В июне, а затем в августе учителями первых классов был организован мониторинг родителей будущих первоклассников с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе. По итогам анкетирования родителей были организованы группы по пяти направлениям.

Школа не должна научить на всю жизнь,
школа должна научить учиться всю жизнь.
Восточная мудрость

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат “Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования” – это сельская общеобразовательная школа-интернат Крайнего Севера.

Школа-интернат является муниципальной собственностью (муниципальное общеобразовательное учреждение), осуществляет образовательную деятельность по реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, а также дополнительной образовательной программы по подготовке детей к школе; тип – общеобразовательная школа-интернат, вид – школа-интернат среднего (полного) общего образования. В школе-интернате обучается 450 учащихся, из них – 406 учащихся являются представителями коренных малочисленных народов Севера – ненцев и ханты, для которых русский язык является неродным языком. В школе-интернате функционируют как общеобразовательные классы, так и специальные (коррекционные) классы VII и VIII видов.

  • I ступень – начальная школа (1-4 классы);
  • II ступень – основная школа (5-9 классы);
  • III ступень – средняя школа (10-11 классы).

В России в целом и в Ямало-Ненецком округе в частности в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника.

“Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” (проект “Наша новая школа”).

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика А.М. Кондакова.

  • овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
  • формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
  • формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека.

  • ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;
  • принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
  • использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)
  • согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
  • реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
  1. Корректировка образовательной программы;
  2. Разработка рабочих программ по учебным предметам;
  3. Разработка образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;
  4. Разработка индивидуальных образовательных программ и маршрутов для обучающихся;
  5. Разработка тематических образовательных программ;
  6. Обобщение передового педагогического опыта по теме проекта.
  1. Оптимизация процесса воспитания в системе начального общего образования на новой основе;
  2. Преодоление остаточных явлений “вторичности”, авторитарного стиля воспитания и утверждение в социальной и педагогической практике деятельностно-мотивационного подхода;
  3. Осознание перспективы новых подходов к стратегии и технологии образования и воспитания как мощный стимул для творчества педагогических коллективов;
  4. Интеграция социального и педагогического опыта в целях дальнейшей разработки модели системы социализации и воспитания обучающихся в новых условиях введения ФГОС НОО в сельской школе-интернате Крайнего Севера;
  5. Увеличение числа педагогов, вовлеченных в различные образовательные проекты внеучебной сферы;
  6. Эффективная адаптация и интеграция учащихся в образовательное сообщество;
  7. Использование результатов оценки качества внеучебной работы в целях совершенствования деятельности отдельных направлений

Тема проекта: “Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе-интернате Крайнего Севера”.

Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования “измеряется” опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно “самовоспитываться” в соответствие со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.

В учебном плане основного общего образования отмечено, что формы организации учебно-воспитательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО заключается в отсутствии Модели для сельских школ. А ведь практика работы сельских школ-интернатов Крайнего Севера показывает, что вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед сельскими школами, так как большую часть мероприятий им приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа-интернат по сути является единственным культурным центром села. Все это также определяет необходимость разработки Модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе-интернате Крайнего Севера.

  • мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
  • необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
  • спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;
  • необходимостью создания модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО в условиях сельских школ-интернатов Крайнего Севера.

Объект: процесс организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе-интернате Крайнего Севера

Предмет: педагогические условия реализации модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе-интернате Крайнего Севера

Цель: разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников в условиях сельского социума Крайнего Севера.

  • отработка механизма, обеспечивающего выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
  • разработка рабочих программ для реализации направлений внеурочной деятельности;
  • овладение педагогическими работниками методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
  • эффективное использование имеющейся в школе-интернате учебно-методической и материально-технической базы, информационных ресурсов, методического потенциала.

Гипотеза: если применить модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО к условиям школы-интерната и рассмотреть ее как процесс вхождения учащихся в инновационную активную деятельность, то произойдет оптимизация процесса воспитания и социализации младших школьников в условиях сельского социума Крайнего Севера.

Предлагаемая Модель организации внеурочной деятельности в сельской школе-интернате Крайнего Севера предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей (Приложение №1). Определение содержания их деятельности и способов ее организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.

  • игровой;
  • познавательной;
  • проблемно-ценностном общении;
  • досугово-развлекательной деятельности;
  • художественном творчестве;
  • социальном творчестве;
  • трудовой (производственной) деятельности;
  • спортивно-оздоровительной деятельности;
  • туристско-краеведческой деятельности.

На Модели (Приложение №3) видно, что образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Более подробно реализация программы Проекта показана на модели “Деятельность творческой группы по подготовке к введению ФГОС НОО” (Приложение №4) и на Модели организации внеурочной деятельности сельской школы-интерната Крайнего Севера по направлениям (Приложения №5.1 – 5.6).

Сроки реализации проекта: 2010-2011 учебный год

Этапы реализации проекта: (Приложение 6)

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции, компенсации (Приложение 8)

Нажмите, чтобы узнать подробности


2 016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Современные дети воспитываются в условиях деформированного процесса социализации: в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения учащегося в различные виды практической деятельности; в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта. Всё это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.

Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, а так же усвоению правил поведения предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности. Это обусловлено проблемами вхождения школьника в социальную среду, усвоения социального опыта школьника.

Занятия окажут помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря учащихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни.

Занятия способствуют адаптации учащихся к взрослой жизни, способствуют коррекции мышления, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.

- принцип целенаправленности педагогического процесса;

- принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- принцип систематичности и последовательности в обучении;

- принцип сознательности и активности в обучении;

- принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения;

- принцип создания положительного эмоционального фона в обучении.

Данная программа состоит из 3 модулей.

1. Искусство общения.

3. Основы жизнеобеспечения.

Цель и задачи обучения, воспитания и развития учащихся по реализуемому направлению внеурочной деятельности.

Цель программы:

- формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом через самопознание, общение, деятельность;

Задачи:

- дать учащимся знания об искусстве человеческих взаимоотношений;

- учить ребят самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно реагировать на слова и поступки других людей;

- сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, представителям противоположного пола, сверстникам и взрослым людям;

- развивать у учащихся навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;

- корректировать у детей нежелательные черты характера и нарушенные формы поведения;

- воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других;

- познакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- воспитывать ответственное отношение к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства.

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам адаптированной основной общеобразовательной программы, которая реализуется в школе-интернате: создание комплексной системы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), обеспечивающей определённой суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков с целью подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.

Связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности).

Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности.

Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7 – 12 лет).

Внеурочная деятельность осуществляется в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

Место проведения занятий: класс, библиотека, экскурсии.

Формы проведения занятий: комбинированные и практические занятия, познавательная беседа, этическая беседа, профилактическая беседа игра-беседа, игра-занятие, игра - занятие с элементами рисования, занятия с использованием художественных средств выразительности, игры (сюжетно-ролевая, ситуационная), экскурсия, просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов, детских передач.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- практический - проведение игр (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихс::

- объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Методы воспитания:

- меты формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности;

- приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная ига, эмоциональное воздействие, поощрение);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Количество часов и их место в учебном плане.

Программа рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятие в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.

На I уровне учащиеся получают представление:

- о биополярных качествах личности и нравственных нормах поведения;

- своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

- конфликтах и способах их разрешения;

- основных моделях коммуникативного поведения;

- правилах поведения в различных ситуациях: в школе, магазине, на улице, на транспорте и др.;

На II уровне:

- соблюдает личную неприкосновенность и достоинство других, нравственные нормы поведения;

- умеет анализировать поступки свои и других людей;

- способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

- владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

- адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения и т.д.

На III уровне приобретает опыт:

- использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

- адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

- адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

- взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Формирование базовых учебных действий.

Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у учащегося личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей социальной деятельности и управление ею. К ним относятся:

- способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;

- умение контролировать и оценивать свои поступки, вносить коррективы в своё поведение на основе оценки учёта характера ошибок;

- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение к учению;

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- работать по плану;

- организовывать свое рабочее место с помощью учителя;

- адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные универсальные учебные действия:

- о биополярных качествах личности и нравственных нормах поведения;

- о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

- о конфликтах и способах разрешения;

- основных моделях коммуникативного поведения;

- о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в транспорте и др.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- вести диалог с учителем и одноклассниками;

- слушать и отвечать на вопросы других;

- высказывать свою точку зрения;

- работать в парах и рабочих группах.

Формы учёта знаний, умений, системы контролирующих материалов

для оценки планируемых результатов освоения программы.

Формы учёта знаний, умений: фронтальные, индивидуальные.

Методы текущего контроля: наблюдение за поведением учеников в разных жизненных ситуациях, устный фронтальный опрос, беседа, беседа с родителями.

Формой подведения итогов:

- контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

- текущая оценка педагогом деятельности учащихся;

- итоговый контроль проводится в конце каждого направления в форме игры, викторины, упражнения-игры.

Читайте также: