Образовательное пространство школы как условие индивидуального развития учащихся

Обновлено: 07.07.2024

Проектирование современной образовательной среды школы можно начать с обсуждения следующих вопросов в широком профессиональном сообществе и коллективах школ:

Инфраструктура традиционной школы направлена на формирование предметных результатов. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов учащиеся должны получать опыт метапредметной деятельности в ходе урочной и внеурочной работы. В настоящее время выявлена возможность создания более 20 инфраструктурных объектов, которые могут стать элементами образовательной системы школы в целях развития личностных и метапредметных результатов учащихся. Список объектов может быть представлен по профилям в соответствии с требованиями ФГОС СОО.

Социально-экономический профиль

  • Маркетинговый центр или центр социальных проектов и исследований.
  • Школьные СМИ.
  • Учебная фирма.
  • Финансовая академия.
  • Центр защиты прав участников образовательных отношений (Центр медиации).
  • Органы самоуправления.

Естественнонаучный профиль

  • Лаборатории.
  • Цеха и мастерские в соответствии с профилем обучения.
  • Пришкольная территория как пространство исследований и проектов.
  • Экологический центр.
  • Планетарий.
  • Музей.

Технологический профиль

  • Информационное пространство школы: сайт, инфозоны, стенды.
  • Медиацентр.
  • Дизайнерское бюро.
  • Школьный центр информационной поддержки взрослых и детей.

Гуманитарный профиль

  • Школьные СМИ.
  • Школьный театр.
  • Языковой центр.
  • Музей.
  • Школьный репетиторский центр.

Образовательное пространство школы может иметь новое назначение и решать задачи развития и поддержки мотивации, предоставления выбора учебной и досуговой деятельности в школе, коммуникации и групповой работы.

Основной целью школы - является создание образовательного пространства для выявления способностей каждого ученика, формирования духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Кадровый состав . В 2017 году всего в школе работают 69 сотрудников, из них 5 человек - административного персонала, 4 человека - учебно- вспомогательного персонала, 19 человек– обслуживающего персонала, 41 человек - педагогического персонала ( в т.ч. внешних совместителей – 1чел.)

Образование педагогических кадров : высшее – 94 % среднее специальное – 6 % Тарифно-квалификационные категории педагогических кадров: высшая –13% первая – 78 % соответствует занимаемой должности – 3 % б/к – 6%

Педагогический стаж : до 2-х лет – 0 % от 2 до 5 лет – 5 % от 5 до 10 лет – 5 % от 10 лет до 20 лет - 17% свыше 20 лет – 73 % Средний возраст учителей - 45 лет

В каждом ребенке спит величайший гений, творец. Работа учителя состоит в том, чтобы разбудить этого Великого спящего .

Совершенствование преподавания учебных дисциплин средствами современных образовательных технологий

Новые Федеральные государственные стандарты предполагают использование современных педагогических технологий Проектная деятельность Личностно-ориентированное обучение Интерактивное обучение

В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой волшебной птицы

Учитель – личность творческая

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель А.Дистерве г

Не менее важным поводом для модернизации образовательного процесса является также государственный и социальный заказ на формирование личности выпускника общеобразовательной школы с новыми качествами, где приоритеты отдаются овладению ими универсальными учебными действиями, которые перерастая в ключевые надпредметные компетенции, становятся основой конкурентоспособности молодого человека, делают его успешной личностью, способной безболезненно адаптироваться в быстроменяющемся мире. Эта ситуация ставит учителя перед необходимостью меняться как психологически, так и профессионально, переходить на субъектно-субъектные отношения с обучающимися. Чтобы эта проблема была решена успешно, необходимо продумать систему повышения профессионального мастерства учителя. Мы считаем, что решение этого вопроса возможно при грамотном выстраивании системы методической работы при координирующей роли руководящих структур школы.
Исходя из вышеизложенного, мы определяем роль и место школы в образовательной сфере села и района, приводим систему образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности.

Цель Программы развития: создание условий для личностного самоопределения учащихся, формирование у них общегражданских, профессиональных, социальных, общекультурных компетенций.

  • изменить управление образовательным учреждением в пользу создания положительной мотивации педагогов (появление служб, которые в состоянии помочь учителю в профессиональном росте) и привлечение к управлению общественных организаций;
  • модернизировать систему методической службы школы в части проявления субъектной позиции педагога в процессе профессионального роста;
  • обеспечить создание образовательной среды, отвечающей образовательным запросам учащихся и их родителей;
  • использовать возможности информационно-образовательной среды школы для обучения в соответствии с индивидуальной траекторией развития каждого ученика;
  • продолжить работу по организации профильного и предпрофильного обучения, предполагающих успешное профессиональное самоопределение учащихся и социализацию;
  • создать воспитательную систему в школе, направленную на формирование социальной ответственности, толерантности, патриотизма, семейной успешности;
  • добиться стабилизации состояния здоровья учащихся, постоянно вести мониторинговые наблюдения динамики итогов углубленного медицинского осмотра и соответствующую работу по коррекции отклонений в состоянии здоровья детей.
  • условия, обеспечивающие формирование у выпускников школы общегражданских, профессиональных, социальных и общекультурных компетенций;
  • мотивированность учителя на постоянный рост профессионального мастерства, самосовершенствование и саморазвитие, как неотъемлемого условия для развития ученика как успешной личности;
  • условия для осуществления преемственности между всеми ступенями образования;
  • своевременное выявление детской одаренности и развитие потенциальных способностей одаренных детей;
  • интеграция учебной и воспитательной составляющих предметов учебного плана как средства успешной социализации учащихся;
  • сохранность соматического и психического здоровья учащихся и педагогических работников.
  • подготовка учащихся к жизни в новых социально-экономических условиях;
  • ориентация образования на общечеловеческие ценности и нравственные нормы;
  • построение собственной системы ценностей личности, коллектива, общественно-социальных отношений;
  • освоение и развитие культурных форм взаимодействия друг с другом;
  • овладение культурой мышления;
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, их личностного и профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации;
  • создание гибкой, вариативной, открытой образовательной среды, отвечающей динамике образовательных потребностей личности на всех возрастных этапах, потребностям общества и государства и обеспечивающей непрерывность образования личности;
  • формирование и развитие у школьников навыков самостоятельного добывания и анализа информации для решения проблем в разных ситуациях (в урочное и внеурочное время), максимально приближенных к взрослой жизни;
  • создание комфортного психологического климата для всех участников образовательного процесса.

Учитывая особенности школы, социального заказа родительской общественности, образовательных запросов учащихся, определяем миссию образовательного учреждения, которая будет заключаться в том, чтобы создать условия, обеспечивающие полноценное развитие индивидуальных способностей каждого школьника, свободу, продуктивное общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей, администрации), психологический комфорт, высокий творческий настрой и мотивацию учения и других видов деятельности.

  • востребованность в овладении навыками самостоятельного поиска информации и ее практическом использовании – 95%;
  • желание самоопределиться в выборе будущей профессии – 89%;
  • потребность в приобретении социального опыта в успешной адаптации в социуме – 78%;
  • желание получить навыки практического применения знаний, умений и навыков, полученных в образовательном процессе – 90%;
  • востребованность навыков выбора поведения в чрезвычайных ситуациях – 100%;
  • желание приобрести жизненно необходимые качества характера, создающие ситуацию успеха в работе командой единомышленников – 98%.

По результатам данной диагностики были обозначены проблемы, созданы творческие группы педагогов, прописан круг функциональных обязанностей и разработаны инновационные программы, в каждой из которых в обязательном порядке предусмотрен мониторинг успешности ее реализации. Разработанные программы реализуются в рамках инвариантной и вариативной частей учебного плана. Цели, задачи и ожидаемые результаты некоторых программ описаны ниже.

  • предполагающей наличие нормативно-организационной базы, полноценного технического и методического сопровождения;
  • обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг для всех учащихся, благоприятные условия для активной учебной работы по поиску и использованию необходимой информации, а также поддержку развития творческой работы педагогов;
  • обеспечивающей автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен.
  • нормативно-правовое обеспечение информатизации образовательного учреждения; потенциал педагогических и руководящих работников, владеющих информационными технологиями (100%), способных разрабатывать инновационные учебно-методические комплексы, в том числе на основе цифровых образовательных ресурсов 50%);
  • образовательные программы и электронные учебные материалы нового поколения;
  • сетевое взаимодействие следующих участников образовательного процесса;
  • качество результатов обучения (50%).

Сроки реализации: 2007-2008 г.г.

В рамках реализации Программы информатизации предполагается работа над девятью проектами, которые ежегодно конкретизируются планами работ, предусматривающие мероприятия, ориентированные на достижение целей проектов.

Цель: внедрение проектного метода в образовательный процесс как одного из средств организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности учащихся и роста профессионального мастерства педагогов.

  • обогащения жизненного опыта всех участников процесса обучения;
  • самопознания учащихся, более четкого понимания ими своих достоинств и ограничений
  • овладения учащимися опытом совместного решения проблем;
  • организации опытно-поисковой работы педагогов, сотрудников и администрации школы, сочетающих научный поиск в педагогике, психологии, управлении, специальных дисциплинах с учебно-воспитательным процессом.

Сроки реализации: 2007-2010 годы

Программа развития социальной практики учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы

  • разработка, апробация, обобщение и распространение предложенного варианта модели сетевой организации социальной практики учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы;
  • постепенная реструктуризация социальных связей общеобразовательной
  • школы и социума в связи с подготовкой перехода на реализацию сетевой модели социальной практики учащихся (старшее звено общего образования).
  • разработать и внедрить модель сетевой организации социальной практики учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы и социума;
  • выявить способности и склонности учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие;
  • оказать психолого-педагогическую помощь в осуществлении возможного
  • выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, способностей учащихся с учетом их образовательных потребностей и профессиональных запросов;
  • создать дидактические комплексы и методические материалы по социальной практике учащихся на основной и старшей ступенях образования;
  • оказать квалифицированную поддержку и помощь в профессиональном самоопределении учащихся;
  • создать и апробировать рабочую модель сетевой организации социальной практики учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы.

Цель программы: воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию, воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.

  • систематизировать имеющиеся в школьном музее материалы средствами ИКТ;
  • обеспечить право свободного доступа к материалам школьного музея;
  • оказывать всемерную поддержку и развивать творческую работу учителей и учащихся по краеведению;
  • воспитывать подрастающее поколение в традиционной территориальной социокультурной среде;
  • способствовать плодотворному взаимодействию в социуме.

Программа дистанционного обучения в условиях общеобразовательной школы

  • предоставление возможности получить достойное образование самым разным категориям учащихся;
  • удовлетворение социального заказа на индивидуальный (личностно-ориентированный подход) к учащемуся с учетом его потребностей;
  • подготовку кадров специально для дистанционного обучения;
  • разработка научно-теоретических основ дидактики и методики дистанционного обучения;
  • обеспечение учащегося необходимыми материалами для работы в интерактивной среде;
  • разработка программных материалов для разных категорий учащихся.

Сроки реализации: 2007-2010 годы

  • ознакомление с особенностями постиндустриальной эпохи развития цивилизации;
  • изучение современного комплекса проблем безопасности и основ теории безопасности;
  • освоение знаний, умений и навыков обеспечения сбалансированной безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества в современных условиях;
  • стремление школьников научиться быть безопасными и овладение ими культурой безопасности.
  • освоение правил и навыков защиты и взаимопомощи, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей природной и техногенной среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях (в том числе оказания первой медицинской помощи);
  • ознакомление с индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения.

Постоянство работы над развитием образовательного учреждения предполагает совершенствование и ведение мониторинга, сохранение и развитие созданных организационных структур, ежегодного прохождения оценки хода реализации и корректировки Программы.

  • повышение эффективности всех направлений работы школы через использование возможностей локальной сети, школьного сайта, сети Интернет;
  • увеличение количества педагогических работников, повысивших ИКТ- квалификацию на расширенном уровне, до 50%;
  • обеспечение 100-процентной абсолютной успеваемости учащихся
  • повышение качественной успеваемости до 50%;
  • рост числа выпускников, поступающих в высшие учебные заведения и далее успешно адаптирующихся в условиях современной рыночной экономики, до 75%;
  • повышение количества выпускников основной ступени школы, продолжающих обучение в 10 классе, до 80%;
  • увеличение количества педагогов и учащихся, получающих необходимые образовательные услуги в дистанционной форме, до 30%;
  • увеличение количества учителей и учащихся, занимающихся проектной деятельностью в рамках межпредметных связей, в том числе с использованием Интернет-ресурсов, до 50%;
  • создание межшкольной системы профильного обучения;
  • создание школы олимпиадного резерва.

Источником финансирования мероприятий Программы являются средства регионального и муниципального бюджета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление было подготовлено к тематическому семинару учителей начальных классов.

Единое образовательное пространство учреждения

как условие развития школьников.

В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования – познания мира, эффективной реализации и освоения обучающимися образовательной программы, индивидуального развития всех обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий необходимо создание единого образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения.

Встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности.

Пространство в образовательном учреждении, приспособленное для решения образовательных задач, существует внутри педагогической действительности, благодаря специально-организуемой деятельности, созданной взрослыми с помощью детей, служит делу развития детей. Активное образовательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью выбора различных видов деятельности (учебной, художественной, спортивной, профилированной и др.), включением в них посредством диалога и самореализацией учащихся на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества учителей , учеников, родителей и администрации, т.е. позитивным опытом совместной деятельности детей и взрослых.

Превращение реальной окружающей среды в единое образовательное пространство возможно только целенаправленным путем. Главная особенность единого образовательного пространства состоит в том, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны.

Задача педагога состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности единой образовательной среды и пространства, где функционирует образовательное учреждение; связать знания с интересами личности; помочь ребенку занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс личностно, эмоционально-окрашенными событиями; придать общественно-полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям; организовать совместную деятельность детей и взрослых; вызвать позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении, деятельности.

С другой стороны, задача педагога, психолога и родителя состоит в том, чтобы создаваемое им пространство позволяло бы пережить данному школьнику ситуацию успеха в выбранном виде деятельности. Здесь очень важно эмоциональное положительное принятие любого результата и выполняемом ребенком задании. Таким образом, мы можем говорить о пространстве успеха для ребенка.

Личность учащегося и учителя занимает центральное место в образовательном пространстве. По мнению Л.С.Выготского, творческий потенциал заложен в каждом человеке, его необходимо развивать, сформировать, чтобы получить всесторонне развитую личность. Богатая, разнообразная структура пространства обеспечивает высокую вероятность реализации субъектной позиции ребенка. Справедливо и обратное утверждение: субъектная позиция школьника создает условия для его самореализации. Ребенок, являясь субъектом пространства, сам его структурирует, тем самым создавая пространство для себя.

Работа по совершенствованию творческого опыта учащихся осуществляется в едином образовательном пространстве школа, которое выстраивает, образовательную и воспитательную деятельность, по следующим направлениям:

Образовательная деятельность (уроки, спецкурсы, факультативы);

Внеурочная деятельность (система дополнительного художественного образования, а так же кружки, студии, спортивные секции согласно личным интересам и способностям);

Взаимодействие семьи и школы;

Сотрудничество школы и культурно-образовательных учреждений;

Повышение квалификации педагогов школы и дополнительного образования.

Школа пространство проб, посредством которых происходит саморазвитие, самореализация, социализация учащегося. Школа с её культурой, традициями, системой ценностей и отношений становится фактором совершенствования творческого опыта учащихся и в то же время отражает существующие нормы и ценности. Перед школой стоят следующие задачи:

Создать комфортную образовательную среду для раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечить развитие, саморазвитие, самореализацию учащихся за счет здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, сотрудничества учащихся и педагогов в различных видах деятельности;

Сформировать профессиональную среду, способствующей успешной работе педагогов;

Воспитать человека нового тысячелетия: самодостаточного, саморазвивающегося, способного адаптироваться и жить в современном обществе.

Многими педагогами выдвигаются требования к современному уроку. Акцент делается на развивающий характер, поэтому урок необходимо обогатить новыми информационно-коммуникационными технологиями. Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. В.А.Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения является одной из значимых задач современного российского общества. Образование вышло на такой уровень, когда педагогические коллективы школ стали волновать не только процесс выпуска учащегося, процесс обучения в школе, но и успешность выпускников в дальнейшей жизни за пределами школы, а также, успешность во время получения знаний.

Встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности.

Формированию учебных и общеучебных умений, обеспечению индивидуальных потребностей обучающихся способствует увеличение учебных часов, введение курсов по интересам и внеурочная деятельность по разным направлениям.

Наряду с урочной, внеурочной, внеклассной и внешкольной работой в едином образовательном пространстве развивается и дополнительное образование детей. Положительный эффект дает совместная деятельность школы с образовательными учреждениями дополнительного образования детей, в результате которой осуществляются программы работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию поэтому нужно применять разнообразные, необычные приемы обучения, обеспечивающие формирование учебных и общеучебных умений учащихся, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Образовательная среда как условие профессиональнго самоопределения.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Станция юных натуралистов

Невьянского городского округа

Образовательная среда как условие личностного и профессионального самоопределения обучающихся

Автор: Шимаковская Кристина Валерьевна

педагог дополнительного образования

первая квалификационная категория

1. Теоретико-методологические основы проектирования образовательной среды…………………………………………………………………………………6

1.2. Классификация педагогических моделей образовательной среды и их краткая характеристика……………………………………………………………9 2. Модель образовательной среды творческого объединения «Занимательная минералогия .………………………………………………………………………10

2.1. Деятельностный компонент образовательной среды……………………. 11

2.3. Пространственно-предметный компонент в образовательной среде……..14

3. Определение эффективности реализации образовательной модели………..16

3.1. Формы и методы отслеживания эффективности функционирования образовательной среды ……………………………………………………………16

3.2. Результативность функционирования образовательной среды……..……..17

«Хорошо когда у человека есть возможность

выбрать себе профессию не по необходимости,

К сожалению, несмотря на большое количество профориентационных программ и проектов, реализуемых сегодня в образовательных учреждениях большинство выпускников все же не готовы к ответственному и осознанному выбору профессионального маршрута. Причин данной ситуации достаточно много, однако можно отметить, что для формирования у обучающихся правильного образа будущей профессии недостаточно только информационной работы или набора профориентационных мероприятий. Необходимо создание особого образовательного пространства или среды, позволяющей погрузить обучающихся в модель конкретного вида профессиональной деятельности.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью осуществления обучающимися на определенном возрастном этапе сознательного выбора будущей профессии и недостаточным педагогическим обеспечением индивидуального профессионального становления.

Таким образом, актуальность проектирования компетентностно-ориентированной образовательной среды в дополнительном образовании обусловило выбор темы исследования: «Образовательная среда как условие личностного и профессионального самоопределения обучающихся.

Проблемное поле исследования заключается в вопросах: какое образовательное пространство или среда может эффективно способствовать профессиональному самоопределению обучающихся и каковы структурные компоненты такой образовательной среды.

Поэтому цель данной работы: рассмотрение модели образовательной деятельности, при которой образовательная среда выступает эффективным средством профессионального самоопределения обучающихся;

2) представить основные теоретические модели образовательной среды и показать специфические особенности собственного опыта;

3) рассмотреть структурные компоненты собственной модели образовательной среды как фактора профессионального становления обучающихся;

4) определить эффективность реализации образовательной модели.

Предмет исследования: влияние образовательной среды на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что:

- целенаправленно созданная качественная образовательная среда способствует эффективному личностному и профессиональному становлению обучающихся.

1. Теоретико-методологические основы проектирования образовательной среды

Стоит отметить, что нет единой позиции, как в определении данных понятий, так и в их соотношении, а также в понимании их структуры и функций. При всем многообразии разных подходов можно выделить следующие постулаты:

образовательная среда рассматривается как одна из характеристик образовательного пространства;

образовательное пространство рассматривается как одна из характеристик образовательной среды (ее локальный, пространственный срез);

Так, обращаясь к ряду современных ученных (Е.П. Белозеров, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), можно четко проследить, что они рассматривают образовательное пространство как специально организованную педагогическую среду, структурированную систему педагогических факторов и условий становления личности [5].

Поэтому в данной работе используется, прежде всего, понятие образовательная среда, как совокупность педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность развития и формирования способностей, потребностей, интересов, сознания личности, в том числе и для профессионального становления [4]. Образовательная среда также многокомпонентна и имеет определенную структуру.

1.2. Классификация теоретических моделей образовательной среды и их краткая характеристика

На основе детального анализа своего практической деятельности, можно прийти к заключению, что созданная мною модель образовательной среды наиболее близка и по структурным компонентам и по самому подходу к «экопсихологической модели, предложенной В. И. Пановым. Поэтому более подробно рассмотрим основные положения данной модели.

Исходным основанием модели экопсихологической образовательной среды В. И. Панова служит представление о том, что развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы "человек – окружающая среда". В качестве основных структурных компонентов образовательной среды В. И. Пановым выделяются: деятельностный (технологический), коммуникативный и пространственно-предметный.

Деятельностный компонент, с точки зрения автора, представляет собой пространство (совокупность) различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся.

Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами.

Пространственно-предметный компонент – пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды [7].

Все три компонента присутствуют в образовательной среде педагога. Единственное, по-моему мнению, образовательная среда является педагогически эффективной только в том случае, если она позволяет развиваться талантам и способностям каждой личности, а это значит, что она должна быть в высокой степени индивидуализирована. Поэтому представленная ниже собственная модель образовательной деятельности пронизана личностно ориентированной парадигмой.

2. Модель образовательной среды творческого объединения «Занимательная минералогия

Подводя итоги всего вышесказанного, отметим, что эффективность современного образования и создание условий для развития и совершенствования социально-значимых качеств личности, её профессионального определения зависит от организации пространства, в котором осуществляется целостный педагогический процесс.

При этом педагог рассматривает п рофессиональное самоопределение как результат процесса формирования у обучающихся внутренней готовности к самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, к нахождению личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности [8]. С этой позиции всю систему работы можно представить в виде модели: формирование устойчивого интереса – включение обучающего в разнонаправленную деятельность – выявление склонностей – развитие способностей – построение индивидуальной траектории развития - профориентация. Несомненно, что важным элементом данной модели являются так называемые образовательные ресурсы или компоненты: формы и методы обучения, используемые технологии, деятельностный компонент, ресурсы взаимодействия с различными учреждениями и т.д.

2.1. Деятельностный компонент образовательной среды

Деятельностный компонент, с точки зрения автора, представляет собой пространство (совокупность) различных видов деятельности, необходимых для проявления склонностей и способностей. Поэтому в ходе освоения программы педагогом обеспечиваются условия для включения обучающихся в самые разнообразные виды деятельности, приближенные к профессиональным: у частие обучающихся в экспериментах и опытах, в полевых практикумах и экспедициях, в слетах, олимпиадах и фестивалях, посещение научных центров, музеев и образовательных учреждений и т .д.

Данный устойчивый интерес, а также высокий уровень мотивации обучающихся к занятиям помогают формировать внедренные в образовательный процесс технологии и приемы. Это, прежде всего, технология дифференцированного обучения и технология развития критического мышления. Использование дифференцированного обучения является эффективной технологией при разновозрастном составе групп, а также разном уровне способностей. Обучающиеся могут не только выполнять дифференцированные по уровню сложности геологические задания (тесты, викторины, кроссворды, задания в играх), но и осваивать содержание материала разной степени глубины.

Возвращаясь к предпрофессиональным видам деятельности, необходимо отметить, что познание наук о Земле невозможно без полевых исследований. В течение всего учебного года обучающиеся посещают различные геологические объекты, знакомятся с особенностью проведения геологических полевых работ, в результате чего формируются навыки и умения работы с горным компасом, ведения полевой документации, правильной работы на геологическом маршруте. В геологической экспедиции, где подросток познает себя и окружающий мир, приобретает новый опыт ведения активной интеллектуальной работы в трудных полевых условиях.

Таким образом, многодневные экспедиции, маршрутные исследования геологических объектов, полевые практикумы, лабораторное изучение образцов с применением различных методик дают возможность обучающимся освоить разные направления геологической науки (геология, минералогия, петрография, полевая геология, гидрогеология, основы химии), а значит реализовывать предпрофессиональных характер программы.

В то же самое время комплексность образовательной программы направлена на поддержание мультидисциплинарности геологических наук: связь их с географией, химией, физикой, математикой, биологией и др.). Что не только стимулирует углубление знаний, полученных обучающимися в школе, но и позволяет эффективно формировать универсальные учебные действия .

Большим потенциалом в профессиональном становлении обучающихся обладает широко используемая педагогом технология исследовательской деятельности. Она позволяет включать обучающихся в самые разнообразные виды деятельности: от простых опытно-экспериментальных форм работы до сложнейших геологических исследований местности. Опыты и эксперименты являются неотъемлемой частью большинства практических занятий, а также методологической основой проводимых обучающимися исследований. Они являются эффективным средством развития познавательного интереса детей, способствуют раскрытию их способностей к ведению научных исследований, формированию значимых для него способов самостоятельного мышления: анализа, обобщения, сравнения.

Большая часть времени отводится на самостоятельные исследования обучающихся, освоению методик проведения исследований в предметной области. Исследования могут от простейших описаний до серьёзных работ, имеющих практическую ценность и профессиональную ориентацию. Каждый летний сезон ребята отправляются в различные исследовательские маршруты для получения полевых материалов. Так, в пределах территории Невьянского городского округа ими были открыты и исследуются до настоящего времени несколько месторождений. Уже не первый год воспитанники занимаются исследованием таких геологических объектов как Мурзинский самоцветный район, уникальные месторождения в окрестностях Черноисточинска, месторождений Пермского края и многих других. В последнее время выделено еще одно направление – геоэкологическое изучение территорий, позволяющее использовать междисциплинарные подходы в образовательном процессе.

Стоит отметить, применяемая педагогом технология позволяет в наибольшей степени осуществлять личностно-ориентированный подход и выстраивать образовательный процесс в соответствии с его возможностями и потребностями конкретного ребенка, уделяя внимание развитию способностей.

Таким образом, в ходе такой разносторонней деятельности происходит последовательное выращивание субъектной позиции обучающихся , возрастает их творческая исследовательская активность. Личностное развитие происходит благодаря специально созданным условиям (мотивационным, коммуникативным), практикоориентированному дополнению предметных знаний. Все это способствует развитию скрытых способностей, интеллектуальной и творческой одаренности каждого обучающегося. Следовательно, закладываются основы будущего профессионального самоопределения именно с учетом способностей и интересов воспитанников.

2.2. Коммуникативный компонент.

Данный компонент является одним из главных в образовательной среде педагога. Ориентирован на развитие коммуникативных умений и овладение обучающимися опытом межличностной коммуникации через систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Поэтому данный компонент может быть представлен через три направления:

1) формирование сплоченного ученического коллектива;

2) приобретение обучающимися опыта взаимодействия с различными субъектами образовательной среды, включая геологические отряды региона, специалистов других образовательных учреждений и т.д.

Уже традиционными стали такие мероприятия как посвящение вновь поступивших ребят в юные геологи, закрытие полевого сезона, минералогический фестиваль и многое другое.

Т радиционными стали и совместные экспедиции и походы с геологическими отрядами как области, так и Уральского региона. Данные мероприятия создают пространство для коммуникативного взаимодействия не только обучающихся между собой, но и взрослыми людьми, педагогами, специалистами в разных областях.

2.3. Пространственно-предметный компонент в образовательной среде.

Таким образом, выстроенная система работы позволяет достигать у обучающихся высоких личностных результатов, когда п роисходит отождествление изучаемого предмета с областью будущей профессиональной деятельности. При этом воспитанники на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное могут соотнести свои природные и формируемые способности с требованиями конкретной практической деятельности.

Созданная педагогам образовательная среда может считаться достаточно качественной, так как обеспечивает всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного и профессионального становления.

Читайте также: