Внеурочная деятельность в начальной школе театральная студия

Обновлено: 03.07.2024

2. Муниципальное общеобразовательное учреждение Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Переславского района Ярославской области

Основная образовательная программа реализуется
образовательным учреждением через урочную и
внеурочную деятельность с соблюдением требований
государственных санитарно-эпидемиологических
правил и норм

3. Цель программы:

Создание условий для развитие личности
ребенка
развитие мотивации личности ребёнка к
познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия
ребёнка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим
ценностям.

4. Задачи программы:

Раскрыть специфику театра, как искусства;
Обогатить эмоционально-образную сферу;
Привить интерес к мировой художественной
культуре;
Познакомить обучающихся с основами
театрализации (актерское мастерство,
сценическая речь, декорации, история театра,
театральная игра, музыкальное оформление
пьесы);
Помочь овладеть навыками коллективного
взаимодействия и общения.

5. Формы исследовательской\проектной деятельности

Нетрадиционны
е уроки
Внеурочная
деятельность
Конкурсы
Образовательные
экспедиции
Работа над
учебным
проектом
Конференции

6. Формы проектной деятельности

Фронтальная – подача материала всему
коллективу учащихся;
Индивидуальная – самостоятельная работа
обучающихся с оказанием помощи учителем,
содействуя выработке навыков
самостоятельной работы;
Групповая – учащимся предоставляется
возможность самостоятельно построить свою
деятельность.

7. Основное содержание

8. Актуальность

9. Структура образовательной программы

Титульный лист;
Пояснительная записка;
Общая характеристика курса;
Описание курса в учебном плане;
УУД курса;
Содержание программы курса;
Календарно-тематическое планирование;
Учебно-методическое и материальнотехническое обеспечение;
Планируемые результаты.

10. Планирование

11. Методы диагностики образовательного результата

Для мониторинга результатов обучения по
образовательной программе можно использовать
методику Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н.
Они позволяют представить:
• набор знаний, умений, навыков;
• систему важнейших личностных качеств;
• определить с помощью критериев возможные
уровни выраженности каждого измеряемого
показателя у разных детей.

12. Ожидаемый конечный результат

13. Перспективы развития проектной деятельности

Участие в коммуникационных проектах и их
организация;
Проведение семинаров-практикумов по
организации проектной деятельности для
педагогов района, обмен опыта работы;
Участие в конкурсах;
Показ родителям, в детсаду, на различных
мероприятиях села.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Лист корректировки рабочей программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2009г). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами курса в соответствии с целями внеурочной деятельности, которые определены стандартом.

-воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, формирование у ребенка самореализации и самопроявления в общении и в творчестве.

-формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

-развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

-развивать воображение, выразительность речи;

-пополнять словарный запас, образный строй речи;

-формировать способность строить диалог друг с другом;

-знакомить детей с терминологией театрального искусства;

-развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;

-формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

-развитие коммуникативной культуры детей.

МЕСТО КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия проводятся по 35минут в соответствии с нормами СанПина.

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты

У учеников будут сформированы:

-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

-целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

-этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

-осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

-планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

-пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей;

-проводить сравнение и анализ поведения героя;

-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

-включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

-обращаться за помощью;

-формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-приходить к общему решению;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-осуществлять взаимный контроль;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

-читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

-различать произведения по жанру;

-развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

-видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

-сочинять этюды по сказкам;

-умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

Дети должны уметь:

-выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;

-построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;

-придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;

-найти оправдание любой позе;

-развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;

-рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;

-рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;

-двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;

-построить этюд в паре с любым партнером;

-объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;

-поддержать диалог с партнером;

-описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения),уметь дать истолкование этим эмоциям;

-описать собственные эмоции;

-интерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;

-удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);

свои места в течение 3-4 передвижений;

расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;

текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;

знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(с указанием форм организации и видов деятельности)

Формы организации и виды деятельности: беседа, игра, работа в малых группах

Раздел 2. Сценические действия и театральные игры

Групповые сюжетно-ролевые игры. Элементы сценического действия. Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. Умение ориентироваться и размещаться на сцене. Построение диалога с напарником по заданной теме. Как заучить роль своего героя. Отработка дикции и чёткого произношения слов. Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. Создание образов с помощью выразительных движений.

Формы организации и виды деятельности: упражнения, игры, этюды как сценические действия, актёрский тренинг.

Раздел 3. Основы театральной культуры

Что такое театр? Виды театров. Рождение театра в России. Искусство скоморохов. Знакомство с видами кукольных театров. Театральное здание. Какой жизнью живет театр? Театральный билет. Зрительный зал. Мир кулис. Театральная афиша, театральная программка. История театральных афиш и театральных программок. Виды театрального искусства. Театральные профессии. Игра актёров. Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки. Спектакль – результат творческого труда многих людей. Посещение и просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

Формы организации и виды деятельности: беседа, экскурсия, посещение спектакля, иллюстрирование, мастерская образа.

Прочтение произведения, определение сюжетной линии. У каждого театра своя история. Выбор и распределение ролей. Работа над отдельными эпизодами. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы. Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. Посещение Филармонии.

Формы организации и виды деятельности: инсценирование, работа в малых группах, постановка спектакля, выступление.

Формы организации и виды деятельности: беседа, экскурсия, посещение спектакля, иллюстрирование, мастерская образа.

Рабочая программа внеурочной деятельности

Федеральным государственным стандартом начального общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 06 октября 2009 года №373);

Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная деятельность обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть учебного плана, который является компонентом основной образовательной Программы школы.

Внеурочная деятельность осуществляется в свободное от урочных занятий время и является составной частью образовательной деятельности, обеспечивающей формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности.

Направление Программы – общекультурное.

Отличительные особенности Программы:

- содержание доступно для обучающихся;

- реализация Программы способствует созданию зоны комфорта и повышению эмоционального фона;

- программа предполагает приобретение обучающимися опыта индивидуальной и коллективной работы.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Программа театральной деятельности основана на следующих принципах:

- принцип развития индивидуальности каждого обучающегося.

Занятия должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения, действовать от своего имен

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Цель – формирование интереса обучающихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание.

1. Способствовать формированию навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.

2. Создать условия для развития эмоциональной сферы обучающегося, внимание, память, речь, чувства ритма, координацию движения, воображение, фантазию, самостоятельное мышление, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.

3. Создать благоприятные условия для детского творчества и сотрудничества.

4. Способствовать развитию творческих способностей, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости.

Программа предназначена для детей в возрасте 9-10 лет.

Срок реализации Программы – 1 год.

На полное освоение Программы требуется 102 недели, включая индивидуальные консультации, тренинги, посещение театра и т.д.

Формы и режим занятий.

Форма обучения – очная. Общее количество часов в год – 34 часа (1 год – 102 часа). Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

· изучение основ сценического мастерства

· мастерская костюма, декораций

· инсценирование прочитанного произведения

· работа в малых группах

С целью создания условий для самореализации обучающихся используется:

- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

- моральное поощрение инициативы и творчества;

- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

- регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

- наглядные методы обучения (работа с картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы);

- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

Значительное место при проведении занятий занимают упражнения, тренинги актёрского мастерства, театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

- от простого к сложному;

- от элементарного фантазирования к созданию образа.

Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой обучающиеся постигают азы сценического мастерства. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами.

Этюдный тренаж включает в себя:

- этюды (упражнения) на развитие внимания;

- этюды на развитие памяти;

- этюды на развитие воображения;

- этюды на развитие мышления;

- этюды на выражении эмоций;

- этюды на выразительность жеста;

- этюды на воспроизведение отдельных черт характера.

Формы контроля по внеурочной деятельности.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля :

Текущий контроль:

  • летопись театральной студии (видео-, фотоматериалы);
  • выступление на классных часах, школьных мероприятиях;

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В процессе обучения обучающихся по данной Программе устанавливаются требования к результатам обучающихся:

Личностные результаты освоения программы:

· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

· осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметные результаты освоения Программы:

Регулятивные УУД:

• проговаривать последовательность действий на занятии;

• учиться работать по предложенному плану;

• учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

• учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, фото, картиной;

• учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

• делать предварительный отбор источников информации;

• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию; пользоваться памятками;

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

• уметь слушать и понимать речь других;

• уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

• совместно договариваться о правилах общения, поведения в школе и на занятиях театрального искусства и следовать им;

• учиться согласованно, работать в группе:

а) учиться планировать свою работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

· основам актёрского мастерства;

· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

· владеть монологической и диалогической речью;

· приобретут знания о принятых в обществе нормах поведения в театре;

· овладеют практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот;

Обучающиеся получат возможность научиться:

· сочинять этюды по сказкам.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

1. Уровень теоретических знаний.

- Низкий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующие корректировки наводящими вопросами.

- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений. Способность на практике применить полученные теоретические знания.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ.

Раздел 1. В театре (14 ч).

Раздел 2. История театра (16 ч.)

Раздел 3. Театральные профессии (17 ч).

Раздел 4. Искусство пластики (7 ч).

Осанка. Жесты. Поза. Мимика. Тренинг актёрского мастерства.

Раздел 5. Основы сценической речи (38 ч).

Раздел 6. Творческая мастерская (10 ч).

Онлайн-книги

Познакомить ребят с разными видами театра, с работой актеров, театральными профессиями, и актерами, работающими с помощью рук. Воспитывать и прививать интерес к театральному искусству.

II. Введение в занятие.
— А кто мне скажет, куда мы сегодня попали? (театр)
По каким признакам вы это определили? (перечислить по оформлению)
(по зданию театра поговорить, чем оно само по себе выделяется- колоннами)
А сейчас мы сами вспомним и всем напомним, а кто еще не знает, познакомиться, что мы можем увидеть в здании театра
Далее вспомним, какие профессии можно встретить в театре.
А какие виды театров мы уже знаем?(на столе листочки – дети выбирают и приклеивают на доску по очереди)
Молодцы!

III. Тема занятия. Проблемная ситуация.
Игра: Я буду описывать представление, а вы скажете, в каком театре его показывают :
1. Музыкально-драматическое произведение, в котором актеры поют. (Театр оперы)
2. Как называется театр, в котором в спектаклях участвуют животные? (Театр зверей )
3. Театр, в котором показывают заранее отснятое на кинопленку действие, называется… (Кинотеатр)
4. Театр, в котором все действия показаны в красивом танце (Театр балета)
5. Театр, в котором не видны актеры, а только куклы. (кукольный театр)

Из всех видов театров, которые у нас есть (на листочках на доске), как вы думаете, где в большинстве актерам нужны практически только руки? (Кукольный театр, театр теней, театр жестов)
А теперь откройте свои волшебные коробочки и сундучки, достаньте
все, что там есть и подумайте, что это и для чего?
(в первом сундучке куклы, во втором и третьем – бумажные куклы для пальчикового театра. Дети рассматривают, примеряют и должны догадаться и объяснить про пальчиковый театр)
— Куклы для кукольного театра
— куклы для пальчикового театра

Да, существует еще театр, в котором задействованы руки актеров, а даже вернее сказать пальцы – это пальчиковый театр. Куклы в таком театре могут быть разнообразные. Как вы думаете, что можно применить, чтобы получить куколку на пальчик и из чего таких кукол можно сделать? (перчатка, варежка)
Показ картинок – слайды.

IV. Практическая часть.
Настало время стать актерами нашего театра рук. Сегодня будут актеры театра и зрители, ведь зритель это тоже почетное звание. Зрителем нужно уметь быть. Вспомним правила поведения в театре.
Дети перечисляют правила поведения:
— не опаздывать на представление
— не шуметь
-оставить одежду в гардеробе
-не кушать во время представления
-не разговаривать по телефону и с друзьями
-награждать актеров аплодисментами

V. Заключение .
Театр это волшебство преображения, чуда, исполнения желаний. В каком еще театре нужна пластика рук? (театр теней)
Сейчас вы увидите красоту пластики рук и чудо преображения.
(видео Театр теней)

VI. Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
Я хочу протянуть вам свою руку – руку дружбы. Посмотрите на ладони – что можно на них рассмотреть если повертеть? (радость и печаль). Поднимите так ладонь, с каким настроением вы сейчас уйдете. Спасибо, давайте подарим руку дружбы нашим гостям.
До новых встреч!

Читайте также: