Внеурочная деятельность в начальной школе окружающий мир

Обновлено: 05.07.2024

Тип программы: учебная программа по начальному пропедевтическому курсу физики.

Статус программы: авторизованная программа

Основания для разработки программы: ФГОС, учебный план

Категория обучающихся: учащиеся 1-3 классов

Сроки освоения программы: 3 года.

Объем учебного времени: 102 часа.

Общая характеристика учебного курса

Специфика предмета состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания, и даёт обучающемуся материал естественных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности, развитие личности школьника.

Одной из основных целей как естествоведческих курсов начальной школы является личностно-ориентированное образование - создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. В качестве таких функций выделяет мотивирующую, критическую (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм), рефлексивную, смыслотворческую, ориентирующую (построение личностной картины мира - индивидуального мировоззрения), функция обеспечения уровня духовности в соответствии с притязаниями.

Основная задача - помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сил школьника. К ним, по его мнению, относятся следующие сферы: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Именно эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека.

Дать каждому школьнику предметные знания и предоставить условия для гармонического развития и совершенствования всех сторон его индивидуальности - эта цель конкретна, достижима и реальна, психологически обоснована, так как соответствует природе развития ребенка.

Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет приучает детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свoe личное, так и социальное благополучие. Курс представляет детям широкую панораму природных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, истории и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы знаний. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Задачи программы обучения:

  • изучить различные процессы и явления окружающего мира, формировать у детей представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах;
  • развивать умения задавать вопросы и искать в доступной им форме ответы на них;
  • развивать логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, приводить примеры, доказательства;
  • развивать представление о пространстве и времени;
  • разностороннего развития личности ребенка;
  • создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;
  • формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры.

Содержательная линия предмета определена тем, что заложена основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе и к самому.

Место учебного предмета в учебном плане

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса являются:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • понимание образования как личностной ценности;
  • развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметными результатами изучения курса являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности (в пределах изученного);
  • формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных дисциплин;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных объектов;
  • овладение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, способов решения проблем творческого и поискового характера, навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предмет помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы, воспитывает активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Успех обучения выражается в сформированной способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Поэтому в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. Свойства объектов изучаются через опыты с использованием эвристического, проблемного, исследовательского методов. Из словесных методов в процессе изучения курса чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.

Принцип подбора опытов – простота используемой материальной базы экспериментатора. Большинство экспериментов не требует специальных приборов, т.к. используются любые подсобные бытовые материалы. Это позволяет сделать физический эксперимент простым, доступным, вынести его за рамки урока и, таким образом, решить задачу формирования экспериментальных методов познания.

Требования к физическому эксперименту: эксперимент должен быть

  • Выразительным – при постановке эксперимента должны быть максимально убраны отвлекающие побочные явления.
  • Надежным – при повторении эксперимента не должно быть расхождения результатов.
  • Кратковременным – при демонстрации должна выдерживаться оптимальная скорость поступления информации.
  • Доступным – необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и имеющиеся знания, умения, навыки.
  • Конкретным – эксперимент должен отражать смысл конкретного учебного материала.
  • Оформленным – наблюдения, результаты и выводы должны быть представлены в письменной или устной форме.

Этапы мыслительной деятельности при проведении эксперимента

  1. Предварительный анализ ожидаемого результата на основе теории урока, интуиции и жизненного опыта.
  2. Выделение главного фактора.
  3. Отделение внешних помех.
  4. Объяснение результатов, в том числе и отрицательных.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса ученик должен:

Знать / понимать основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды.

Уметь наблюдать и определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
  • владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы;
  • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, модели и др.;
  • представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану);
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Формы контроля: тестирование; индивидуальный контроль в форме общения; наблюдение; индивидуальные консультации; использование проблемных ситуаций.

В большей мере происходит накопление баллов за ответы (- рейтинговая балловая система), в остальном контроль носит скрытый следящий характер.

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Программой духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.

I Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности курса "Чудеса окружающего мира" разработана для учащихся 2 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.

В задачи курса входит:

расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций;

воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения;

формирование потребности в самопознании и саморазвитии;

воспитание активности личности, культуры общения и поведения

развитие познавательного интереса к проектной и исследовательской деятельности.

II. Планируемые результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты освоения программы:

- любознательность и интерес к изучению окружающего мира ;

- умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами;

- осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей среды;

- мотивация дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты освоения программы:

- овладение элементами учебной деятельности, развитие умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

- овладение приёмами работы с информацией, поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков и т.д.

- коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации, ведение диалога и участие в работе пары, группы;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели наблюдения, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам наблюдений.

Предметными результатами являются:

-наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;

-сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;

-владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

1.Удивительный мир растений. (10 ч)

Деревья и кустарники нашей местности. Травянистые растения. Загадки хвойных растений. Живые витамины. Выращивание на подоконнике лука. Цветник на окне. Наблюдения за комнатными растениями. Выполнение творческих работ.

Речевые умения: рассказ – описание, рассказ – рассуждения.

Рефлексивные действия: самоконтроль выполнения учебной задачи.

Коммуникативные умения: правила совместной деятельности

2. Загадочная вода (8 ч)

Речевые умения: рассказ – рассуждение.

Интеллектуальные действия: установление причинно – следственных связей в природе, анализ, обобщение.

Познавательные действия: наблюдения.

3. Секреты животного мира (9 ч)

Птицы нашего села. Птицы зимой. Зачем птицам клюв? Рыбы – дети воды. Аквариум и его обитатели. Жизнь насекомых. Звери – млекопитающие. Наблюдения за жизнью животных своей местности. Экологические связи в природе: зависимость особенностей животного от условий обитания.

Речевые умения: рассказ – описание.

Креативные умения: выполнение роли в диалоге от имени животных.

Интеллектуальные умения: классификация, сравнение, анализ и обобщение информации.

Познавательные умения: наблюдения, выполнение привил игры дидактической игры.

4.Тайны неба (7 ч )

Загадочные планеты. Почему Солнце светит и греет. Секреты красавицы Луны. Чем планеты отличаются от звёзд. Выполнение творческого проекта. Будем беречь нашу планету.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



Программа внеурочной деятельности курса

"Чудеса окружающего мира"

Автор: Березовская Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г);

Программой духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

с положениями Основной образовательной программой начального общего образования школы;

Пояснительная записка

С первого года обучения в начальной школе учащиеся попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, насколько прочным окажется фундамент первоначальных знаний о ней, насколько будет воспитано чувство любви к окружающей природе, желание понять и глубже узнать её. Среди средств познания природы ведущее место принадлежит непосредственному общению учащихся с природой. Именно целенаправленная работа с учащимися 1 класса способствует вовлечению учащихся в мир окружающей природы, накоплению учащимися краеведческих знаний. Большую роль играет природоведческая работа в нравственном воспитании школьников.

"Природа - великая воспитательница",- говорил К.Д. Ушинский. Она помогает воспитанию высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности. Но восхищение красотой природы должно быть действенным, т.е. сочетаться с активным познанием её законов и обязательным участием в её преобразовании. Система работа по данной программе активно способствует воспитанию у школьников бережного отношения к природе. Всё это подчёркивает актуальность данной программы.

Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.

В задачи курса входит:

расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций;

воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения;

формирование потребности в самопознании и саморазвитии;

воспитание активности личности, культуры общения и поведения

развитие познавательного интереса к проектной и исследовательской деятельности.

Объём занятий в 1 классе - 33 часа

Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Ценностные ориентиры содержания программы

- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

- развитие представлений о методе познания природы - наблюдении;

- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

-формирование элементарных умений, связанных с выполнением наблюдений;

-формирование представлений о природе как ценности;

- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения(своего села, района, края);

-изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе.

Личностные результаты освоения программы:

- любознательность и интерес к изучению окружающего мира ;

- умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами;

- осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей среды;

- мотивация дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты освоения программы:

- овладение элементами учебной деятельности, развитие умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

- овладение приёмами работы с информацией, поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков и т.д.

- коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации, ведение диалога и участие в работе пары, группы;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели наблюдения, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам наблюдений.

Предметными результатами являются:

-наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;

-сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;

-владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

Особенности содержания обучения.

Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Познание природы требует осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Основной акцент в содержании сделан на развитие у школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно -следственные связи. В содержание включены сведения о методах познания природы (наблюдение)

Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний. Содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция заключается в формировании у школьников необходимости познания окружающего мира, гуманного отношения к природному окружению. Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Содержание программы

1 класс. Чудеса окружающего мира.

1.Удивительный мир растений. (10 ч)

Деревья и кустарники нашей местности. Травянистые растения. Загадки хвойных растений. Живые витамины. Выращивание на подоконнике лука. Цветник на окне. Наблюдения за комнатными растениями. Выполнение творческих работ.

Речевые умения: рассказ – описание, рассказ – рассуждения.

Рефлексивные действия: самоконтроль выполнения учебной задачи.

Коммуникативные умения: правила совместной деятельности

2.Секреты животного мира (10 ч)

Птицы нашего села. Птицы зимой. Зачем птицам клюв? Рыбы – дети воды. Аквариум и его обитатели. Жизнь насекомых. Звери – млекопитающие. Наблюдения за жизнью животных своей местности. Экологические связи в природе: зависимость особенностей животного от условий обитания.

Речевые умения: рассказ – описание.

Креативные умения: выполнение роли в диалоге от имени животных.

Интеллектуальные умения: классификация, сравнение, анализ и обобщение информации.

Познавательные умения: наблюдения, выполнение привил игры дидактической игры.

3.Загадочная вода (8 ч)

Речевые умения: рассказ – рассуждение.

Интеллектуальные действия: установление причинно – следственных связей в природе, анализ, обобщение.

Познавательные действия: наблюдения.

4.Тайны неба (5 ч )

Загадочные планеты. Почему Солнце светит и греет. Секреты красавицы Луны. Чем планеты отличаются от звёзд. Выполнение творческого проекта. Будем беречь нашу планету.

Интеллектуальные умения: анализ и сравнение результатов наблюдений.

Познавательные умения: моделирование

В ходе реализации программы уместно использовать приёмы активного обучения, конкурсы и игры экологической и краеведческой направленности, которые позволяют разнообразить деятельность, реализовать системно - деятельностный подход в обучении и воспитании.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

- проявлять интерес к окружающей природе;

- самостоятельно определять и объяснять свои ощущения и чувства, возникающие в результате наблюдений;

-осознавать уязвимость, хрупкость природы понимать положительные и отрицательные последствия деятельности человека;

Метапредметные результаты

Коммуникативные УУД

-учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно выявлять и обсуждать предложенную проблему.

Регулятивные УУД

- с помощью учителя определять и формулировать цель деятельности;

- учиться проговаривать последовательность своих действий;

- учиться проговаривать своё предположение на основе увиденного в природе и на основе работы с иллюстрациями;

- учиться совместно с другими учениками и педагогом давать эмоциональную оценку деятельности.

Познавательные УУД

- наблюдать объекты природы и связи человека с природой;

-сравнивать, анализировать, группировать объекты природы;

- с помощью педагога анализировать предлагаемое задание, отличать новые знания от известных знаний и понятий;

- делать выводы о результате деятельности своей и совместной работы.

Результаты первого уровня: интерес учащихся к окружающему миру, интересным фактам, загадкам природы; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе.

Результаты второго уровня: Приобретение учащимися знаний об экологическом движении, об основах разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; развитие ценностных отношений школьника к родной природе.

Результаты третьего уровня: учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по интересующим вопросам; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми

В ходе реализации программы уместно использовать приёмы активного обучения, конкурсы и игры экологической и краеведческой направленности, которые позволяют разнообразить деятельность, реализовать системно - деятельностный подход в обучении и воспитании.


Выполнение учителем начальных классов требований ФГОС НОО, приобучении детей младшего школьного возраста в условиях только урочной деятельности становится затруднительным, поэтому в помощь учителю приходит деятельность внеурочная.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с ООП образовательной организации решаются задачи воспитания, социализации и развития младших школьников.

С 2009 года внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС НОО в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности выбора занятий, а также самостоятельность образовательной организации в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС НОО, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и т.д.

На формы используемой внеурочной деятельности влияют особенности самого предмета, в том числе процессуальные, связанные с применяемыми методами и приемами, и содержательные, определяемые характером изучаемого материала.


Программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Описание разработки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально - культурной си­туации начала XXI века.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы.

Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академиче­скому часу.

Новизна программы.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы.

Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академиче­скому часу.

Новизна программы.

Основные принципы содержания программы:

принцип единства сознания и деятельности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:

Земля - единая экосистема.

Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Место факультативного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

что такое наблюдение и опыт;

экология - наука об общем доме;

экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

составлять экологические модели, трофические цепи;

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

заботиться о здоровом образе жизни;

заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

Читайте также: