Внеурочная деятельность в начальной школе азбука добра

Обновлено: 05.07.2024

Планируемые результаты освоения программы ……………………………………………………………….

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599)

Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации.

Цель программы: формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;

формирование знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;

воспитание уважения к людям;

усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Формы проведения занятий:

беседа (этическая, нравственная);

встречи с интересными людьми;

викторины, конкурсы по различным областям знаний;

просмотр видео роликов.

Настоящая программа создает условия для успешной социализации детей с умеренной умственной отсталостью.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося с умеренной умственной отсталостью.

Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, соревнований, праздничных мероприятий, классных часов. Факультативные занятия помогают учащимся с ОВЗ адаптироваться в среде сверстников и в окружающей среде.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и будет реализована в форме факультативных занятий.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Учащимся необходимо принять основные правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приходить в школу без опозданий.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Задачи:

Уточнить представления учащихся о школе.

Воспитание бережного отношения к школьному имуществу.

Воспитывать чувство сплочённости (на основе представлений о взаимоотношении с окружающими людьми).

Показать важность внимательных и заботливых отношений между одноклассниками.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Задачи:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.),

формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия,

знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Задачи:

Привитие таких качеств как: опрятность, аккуратность

Раскрывать правила опрятности и их значения для здоровья

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Программа рассчитана на 32 часа в год (1 час в неделю) и будет реализована в форме факультативных занятий.

Задачи:

Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей

Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс

Предметные результаты

Личностные результаты

Учащийся должен знать:

правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, на улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке.

Учащийся должен уметь:

общаться с другими людьми;

осознавать характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. соблюдать нормы поведения и общения.

ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 класс

Предметные результаты

Личностные результаты

Учащийся должен знать:

правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, на улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке.

характер взаимоотношений с другими людьми

Учащийся должен уметь:

общаться с другими людьми;

осознавать характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

соблюдать нормы поведения и общения.

принятие и освоение роли обучающейся

развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки

ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 класс

Предметные результаты

Личностные результаты

Учащийся должен знать:

характер взаимоотношений с другими людьми

Учашийся должен уметь:

различать хорошие и плохие поступки;

общаться с другими людьми;

осознавать характер отношений между людьми, необходимостьбережного отношения к людям и предметам их труда.

соблюдать нормы поведения и общения.

принятие и освоение роли обучающейся

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4 класс

Предметные результаты

Личностные результаты

Учащийся должен знать:

характер взаимоотношений с другими людьми

Учащийся должен уметь:

различать хорошие и плохие поступки;

называть правила поведения в школе;

определять добрые и недобрые поступки;

употреблять в различных ситуациях слова вежливости;

проявлять заботу о других;

составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок;

общаться с другими людьми;

осознавать характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. соблюдать нормы поведения и общения.

принятие и освоение роли обучающейся

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Цели и задачи

Необходимость реализации данного направления в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребность общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами общения и нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что для них крайне важны идеи добра и справедливости, проблемы общения.

Основная цель факультатива — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика факультатива

В основе отбора содержания, методов, используемых в процессе обучения и воспитания, лежит принцип гуманизма. Содержание обучения и воспитания направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного по­ведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс

Развитие способности осмысления нравственной ситуации. Осознание нравственных правил как ориентира поступков: ситуация — поведение — правило. Оценка нравственных поступков.

2 класс

Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление следовать правилам. Переход от социального контроля (учитель, родители, сверстники) к самоконтролю. Формирование у школьников понимания, что стремление следовать определённым правилам при совершении поступков обеспечивает их нравственное взросление.

3 класс

Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

4 класс

Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и средство предотвращения нежелательных (безнравственных) действий.

Задачи

  • развитие способности увидеть нравственную ситуацию;
  • осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило;
  • оценка нравственных поступков.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

  • личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
  • стимулирующие, когда с помощью диалога поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
  • развивающие нравственное сознание;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет заинтересовать ребёнка и довести до его сознания представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. В реальной жизни всё это скрыто от внимания ребёнка, а работа с художественными произведениями позволит учителю использовать образы из фольклора и детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о взаимоотношениях с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с содержанием пословиц о добре, труде и учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Для овладения метапредметными навыками (сравнение, анализ, синтез обобщение, классификация по родо-видовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам, сопоставить, сравнить героев и их поведение, классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе), сравнить иллюстрацию с текстом для определения эмоционального состояния героев.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогают школьникам учиться использовать различные способы поиска информации. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К четвёртому классу учащиеся научатся отлично ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

В силу того, что время, которое отводится на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся, то программой факультатива закладываются не требования к достижениям ученика/выпускника, как в учебном предмете, а планируемые результаты, соотнесённые в общеобразовательной программой начального общего образования школы, реализующей ФГОС НОО.

Планируемые результаты

Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра", пояснительная записка, календарно - тематическое планирование.

ВложениеРазмер
etika.doc 349.5 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

К обучению в школе у ребёнка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни . Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Занятия во внеурочное время являются неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса лицея, так как соответствует его стратегической цели: создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся.

Цель программы: воспитание грамотной культурной личности , формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Цели занятий: познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения

  • развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
  • расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
  • воспитание уважения к людям, традициям;
  • усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Формы и методы организации работы.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы контроля : диалог, анализ и обыгрывание ситуаций, решение этических задач, эксперименты, творческие задания, итоговый праздник.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.
  1. Анкетирование учащихся и родителей

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные , когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие , когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Описание места учебного курса в плане.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс . Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс . Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс . Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Содержание учебного курса.

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику) поведения в общественных местах, между сверстниками и со взрослыми людьми.

Планируемые результаты освоения курса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи

Необходимость реализации данного направления в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребность общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами общения и нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что для них крайне важны идеи добра и справедливости, проблемы общения.

Основная цель факультатива — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика факультатива

В основе отбора содержания, методов, используемых в процессе обучения и воспитания, лежит принцип гуманизма. Содержание обучения и воспитания направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного по­ведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

Развитие способности осмысления нравственной ситуации. Осознание нравственных правил как ориентира поступков: ситуация — поведение — правило. Оценка нравственных поступков.

Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление следовать правилам. Переход от социального контроля (учитель, родители, сверстники) к самоконтролю. Формирование у школьников понимания, что стремление следовать определённым правилам при совершении поступков обеспечивает их нравственное взросление.

Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и средство предотвращения нежелательных (безнравственных) действий.

развитие способности увидеть нравственную ситуацию;

осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило;

оценка нравственных поступков.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда с помощью диалога поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

развивающие нравственное сознание;

активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет заинтересовать ребёнка и довести до его сознания представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. В реальной жизни всё это скрыто от внимания ребёнка, а работа с художественными произведениями позволит учителю использовать образы из фольклора и детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о взаимоотношениях с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с содержанием пословиц о добре, труде и учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Для овладения метапредметными навыками (сравнение, анализ, синтез обобщение, классификация по родо-видовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам, сопоставить, сравнить героев и их поведение, классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе), сравнить иллюстрацию с текстом для определения эмоционального состояния героев.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогают школьникам учиться использовать различные способы поиска информации. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К четвёртому классу учащиеся научатся отлично ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

В силу того, что время, которое отводится на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся, то программой факультатива закладываются не требования к достижениям ученика/выпускника, как в учебном предмете, а планируемые результаты, соотнесённые в общеобразовательной программой начального общего образования школы, реализующей ФГОС НОО.

Планируемые результаты

воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

использовать в речи слова вежливости;

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;

высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);

создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

описывать сюжетную картинку (серию);

оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;

оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

оценивать внешний вид человека.

использовать в общении доброжелательный тон;

оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Ценностные ориентиры содержания кружка. Содер жание программы кружка раскрывает правила нравственного по ведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимо сти; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осо знание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — пове дение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведе ния. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей пони мания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, фор мирующимися на основе нравственных норм.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению моти вов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как сти

мул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (без- нравственных) действий.

Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Формы и методы работы

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравствен ного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном про цессе. Он направлен прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной от зывчивости; на формирование умения о существлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

— личностно направленные , когда содержание становится актуаль ным для каждого ребёнка;

— стимулирующие , когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей ин тереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; — развивающие нравственное сознание;

— активизирующие , пробуждающие творческие способности лично сти, её эмоциональную сферу.

Содержание кружка ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художе ственной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до созна ния ребёнка представления о внутреннем мире человека: его пере живаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющ ихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от вним ания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произвед ений и художественной детской литературы в целях развития лич ностно значимого поведения.

Читайте также: