Педагогическая конференция в школе

Обновлено: 05.07.2024

В статье рассмотрена учебная конференция как одна из форм организации учебных занятий. Отмечено ее отличие от других форм обучения. Указано, что ее можно рассматривать как некую переходную форму организации учебных занятий от уроков к учебным семинарам, основу учебной работы в средней специальной и высшей школах. Обозначена роль учителя, заключающаяся в организации выступлений учащихся, обсуждении их докладов и пр. Каждый учитель, решивший провести учебную конференцию, должен сформировать у учащихся умения и навыки в работе с информационными источниками. В статье представлен анализ этапов формирования умений у учащихся работать с научной литературой и дана характеристика каждого этапа. Отмечено большое значение учебных конференций, заключающееся в активности и самостоятельности учащихся в обучении. Представлена модель учебной конференции, состоящая из трех этапов: подготовительного, реализации и рефлексивно-оценочного. Отмечен результат обучения с использованием учебных конференций: повышение интереса к предметам, качества знаний, развитие мышления.


2. Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. – Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993. – 240 с.

4. Пилипец Л.В., Буслова Н.С., Клименко Е. В., Пилипец Т.С. Становление готовности к исследовательской деятельности: школа-вуз-профессия // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8. Ч. 3.

5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.

6. Усова А.В., Завьялов В.В. Учебные конференции и семинары по физике в средней школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. – 121 с.

Учебные конференции учащихся являются одной из форм организации учебных занятий, возникшей в 1960-х гг. Первые работы, в которых освещается опыт проведения таких конференций, датируются 1962-1964 гг. Учебная конференция как форма учебной деятельности имеет довольно много общих точек соприкосновения с уроком, хотя и характеризуется некоторыми особенностями. Такого рода конференции проводят по расписанию как урок, групповая работа класса сочетается с индивидуальной работой учащихся, руководящая роль во время учебно-воспитательного процесса сохраняется за учителем-предметником.

Отличие учебных конференций заключается в том, что все новые знания учащимися получены из различных научно-литературных источников, с которыми они работали при подготовке к уроку-конференции самостоятельно, а также из докладов, с которыми выступают на конференции другие учащиеся. Роль учителя заключается в организации выступлений учащихся, обсуждении их докладов, а также внесении дополнений и уточнений

в том случае, если это не сделано самими учащимися во время прений по теме выступления. Учитель обобщает результаты конференции, оценивая работу каждого выступившего на конференции с докладом и класса в целом, не обходя вниманием и отдельных учащихся, вносивших дополнения к выступлениям.

Каждая учебная конференция обладает образовательным значением. В процессе подготовки к ним каждый участник приобретает навыки и умения. Они связаны с самостоятельной работой и информационными источниками, их анализом и обобщением, работой с приборами и материалами, приобретением опыта публичного выступления, направленного на овладение правильной научной речью, и пр.

Все это способствует выявлению профессиональных склонностей и интеллектуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным научным знаниям, что имеет положительное значение в развитии инициативы, активности и самостоятельности, в воспитании у них чувства ответственности перед ученическим коллективом.

Учебные конференции можно рассматривать как некую переходную форму организации учебных занятий от уроков к учебным семинарам, основу учебной работы в средней специальной и высшей школах. Такая форма работы требует от учащихся определенных знаний, умений и навыков, прежде всего - самостоятельной работы. Поэтому следует ее начинать не ранее чем в VIII классе общеобразовательной школы. К примеру, уже к окончанию VII класса возможны лишь краткие выступления учащихся по некоторым вопросам на отдельных уроках и может быть начата работа по написанию эссе.

При определении тематики учебных конференций необходимо исходить из педагогического анализа особенностей конференции как формы организации учебных занятий и психологического анализа особенностей и значения первичного восприятия учебно-познавательного материала.

Следовательно, на учебную конференцию нецелесообразно выносить первичное изучение каких-либо явлений, свойств тел, законов и теорий. Не следует на них выносить также материал, связанный с первичным формированием понятий. При изучении этих вопросов нужна большая гибкость в применении и сочетании разнообразных методов и приемов работы, способов руководства умственной деятельностью учащихся. Это возможно осуществить только на уроке, где в соответствии с поставленной учебной задачей могут быть использованы­ беседа или рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником и иные формы учебной работы.

В этом и заключается значение любой учебной конференции - происходят уточнение и конкретизация уже изученных на уроках понятий, систематизация и обобщение знаний учащихся.

1) самостоятельно разбираться в выводах математических, физических, химических и других формул, выражать аналитически связи явлений и величин, которые их характеризуют;

2) использовать схемы, таблицы, графики, рисунки во время выступления;

3) логично и последовательно излагать проанализированный материал своими словами;

4) пользоваться оглавлением и именным указателем;

5) работать с каталогом и составлять библиографию по интересующему вопросу.

Самое сложное из умений в работе с учебной литературой для учащихся - это умение выделять в тексте главную мысль, находить наиболее существенное из всего найденного самими или предложенного учителем источника. Выработка этого умения у учащихся для учителя представляет одну из наиболее трудных дидактических задач. Поэтому целесообразнее к решению этого вопроса подойти на основе структурного анализа любого учебного предмета школы, выделения основных его структурных элементов, определяющих специфику их содержания.

Основные вопросы, которые учащиеся должны научиться выделять в учебнике, определяются в соответствии с содержанием учебного предмета и самого учебника.

Согласно мнениям таких исследователей-методистов, как А.В. Усова, В.В. Завьялов [6], следует научить учащихся различать главное в прочитанном тексте, уметь пересказать его своими словами и на основе работы с несколькими источниками сделать обобщение. Данная работа подразумевает шесть основных этапов, каждый из которых имеет свои дидактические задачи, цель и содержание.

1-й этап (по времени) относится к первому году обучения определенного предмета и подготовке к учебной конференции. Задача его заключается в том, чтобы выработать у учащихся умение выделять главное в предложенном несложном тексте (включающем вопросы какого-либо одного вида, например о физическом законе, приборе, технологии, видовременной конструкции предложения и др.). К тексту даются контрольные вопросы, которые ориентируют учащихся на выделение наиболее существенного (например, существенных признаков явлений, описания принципа действия прибора, правильности построения предложения, составления монолога или полилога и т.д.). Наряду с вопросами такого рода учащимся предлагаются вопросы, цель которых - научить их умению читать рисунки, схемы, чертежи, а также умению работать со справочным материалом.

Постановка перед учащимися контрольных вопросов - важный аспект в каждой учебной работе - способствует не только более глубокому усвоению материала, но и более прочному сохранению его в памяти учащихся. Объясняется это тем, что постановка контрольных вопросов, выполняющих роль опорных пунктов, повышает познавательную активность учащихся, ориентирует ее на выявление смыслового содержания запоминаемого учебного материала.

2-й этап связан с формированием умения работать с учебной и научной литературой, в том числе научить учащихся самостоятельному поиску в тексте основного (главного) материала без контрольных вопросов.

4-й этап направлен на приобретение навыков самостоятельной работы с комбинированным текстом, который включает в себя вопросы нескольких видов (например, о явлениях и величинах, их характеризующих, закономерностях, о принципе действия прибора и областях его применения, возможности применения различных видовременных форм глаголов в тексте и т.д.). Дидактической задачей этого этапа является научить учащихся анализировать текст; разделять текст на две или несколько смысловых самостоятельных частей; выделять главное в каждой части и уметь составлять план ее ответа.

Этот этап обучения завершает формирование умений и навыков самостоятельной работы с информационными источниками. Но этот процесс продолжается в старших классах в написании учащимися эссе, сочинений, рефератов, подготовке к учебным семинарам.

5-й этап представляет формирование у учащихся первоначального умения самостоятельно работать с научно-популярной литературой, которая представляет собой промежуточное звено между научной и учебной литературой. Особенность этого этапа - выведение учащегося за рамки школьных учебников. Изучаемый в школе учебный материал в научно-популярной литературе представлен более полно на основе современных научных представлений - в ней описываются и те явления, которые еще не стали достоянием школьных учебников вследствие того, что они либо недавно открыты, либо еще не изучены в достаточной мере.

Содержащийся в научно-популярной литературы материал в должной мере не обработан методически так, как это делается в учебных пособиях для учащихся школы. Вследствие этого использование такой литературы имеет свои специфические трудности и требует специального обучения. Дидактическая задача этого этапа заключается в том, чтобы научить учащихся работать с одним дополнительным источником (это могут быть одна газетная или журнальная статья, отдельные параграфы в научно-популярной брошюре, в детской энциклопедии, справочнике, словаре и т.п.).

6-й этап - заключительный. Его задача - научить каждого­ учащегося работать одновременно с несколькими дополнительными источниками, сравнивать изложение одних и тех же вопросов в различных источниках и на основе этого самостоятельно делать выводы и обобщения. Эти задачи решаются на старшей ступени обучения общеобразовательной школы, что связано с умением каждого учащегося правильно написать реферат и подготовиться к учебным семинарам. При организации самостоятельной работы учащихся с учебной и дополнительной литературой исключительное значение имеет четкая постановка задач работы, разъяснение цели, с которой она предлагается.

Таким образом, учебная конференция представляет собой одну из перспективных форм организации учебного процесса. Ее главная цель - развитие личности. Учащиеся приобретают функциональные навыки исследования, происходит развитие способностей к исследовательскому типу мышления. При получении субъективно новых знаний происходит активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Представленная модель учебной конференции направлена на создание условий, при выполнении которых такая форма организации учебного процесса способствует развитию творческого, исследовательского потенциала учащихся (рис. 1).

Первый этап - подготовительный - характеризуется готовностью учителя и учащихся к проведению и участию в конференции. Реализация данной цели осуществляется путем анализа учебного материала; определения целей; разработки тем докладов; разработки плана занятия; выбора места и времени проведения конференции; подготовки опытов, дидактического материала; поиска и составления вопросов, заданий для учащихся.

Применение модели возможно при готовности учащихся к такому обучению.


Рис. 1. Модель учебной конференции

В работе Г.А. Берулавы [2] говорится о том, что подростковый возраст характеризует качественно новую ступень в развитии интеллекта и стимулирует развитие мышления. Подростковый период знаменует переход к мышлению в понятиях, характеризует новую форму интеллектуальной деятельности. Мышление в понятиях приводит прежде всего к вскрытию внутренних связей окружающего мира, к познанию его закономерностей. Поэтому были выделены элементы готовности учащихся к проведению таких уроков с различных точек зрения физиологии, психологии [5], учебной деятельности.

Реализующий этап со стороны учителя характеризуется способами предъявления учебного материала; структурой деятельности при подготовке выступлений. Со стороны учащихся: способами реализации предъявления материала; структурой деятельности при выступлении.

Рефлексивно-оценочный этап со стороны учителя характеризуется анализом и оценкой результата обучения со стороны учителя (планирование способов проверки выступлений, обнаружение и определение способов исправления ошибок, консультации и пр.) и рефлексией со стороны учащихся. Результатом такого обучения является повышение интереса к предмету, повышение качества знаний, развитие мышления.

Таким образом, учебная конференция способствует активности и самостоятельности учащихся в обучении. Они приобретают навыки предъявления результата интеллектуальной деятельности в виде публикации, выступления, представления изобретения. Все это способствует становлению будущего исследователя [4].

В то же время учебная конференция предоставляет возможность приобрести навыки ведения дискуссии и публичного выступления. Учебно-воспитательное значение таких занятий помогает увидеть учащимся результаты своей работы. Преимущество учебных конференций заключается в развитии коммуникативных компетенций учащихся, мышления, в формировании исследовательской культуры. В то же время подготовка и проведение учебных конференций дает возможность профессионального роста учителя.

Рецензенты:

Ученическая конференция - есть комплексная форма организации и подведения итогов самостоятельной целенаправленной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной, под руководством педагога, организуемая совместными усилиями педагогического коллектива и школьной ученической организации).

Искусство конференции, ее учебно-воспитательное значение состоит в том, чтобы сделать результаты работы учащихся зримыми, ввести знания и умения в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса.

Цель: углубление и систематизация знаний учащихся по теме, развитие умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

  • подготовительный этап (внеурочная деятельность);
  • основные этапы (учебное занятие);
  • заключительный этап (подведение итогов работы).

Алгоритм подготовительного этапа:

  • включение в план работы даты ученической конференции;
  • организационная работа вместе с ученическими общественными организациями;
  • создание инициативной группы;
  • выработка и реализация плана подготовки конференции;
  • пропаганда задач и содержания конференции среди учащихся;
  • обзорное изложение содержания учебного материала темы учителем;
  • подготовка и доведение до учащихся источника знаний по теме (учебно-педагогическая, специальная занимательная литература, творческие работы учащихся за минувшие годы);
  • подготовка и предложения учащимся заданий, предусматривающих самостоятельное изучение темы (изучить теорию, подобрать задачи, выделив из них опорные, ключевые и тренировочные, придумать или отыскать в литературных источниках лабораторные или творческие работы, обобщить имеющиеся по теме в кабинете материалы по возможности дополнить его);
  • формирование групп учащихся, изучающих логически завершенную часть темы.

Алгоритм основанного этапа - учебное занятие или внеклассное мероприятие

Отчет групп о проделанной работе, результатах.

Демонстрируется план, по которому шло изучение, материалы, которые будут поставлены в кабинете физики;

  • доклады творческих групп, их обслуживание;
  • подведение итогов личного участия в решении творческих задач;
  • демонстрация спецгруппы учащихся наиболее интересных задач и способов их решения;
  • подведение итогов конференции членов жюри.

Результативность конференции

Ученическая конференция обеспечивает:

1) упрочнение, расширение, углубление и активизацию знаний учащихся;

2) формирование личностного аспекта восприятия знаний;

3) развитие умений и навыков, составляющих операционную сферу самостоятельного пополнения знаний;

4) воспитание общественной активности школьников.

Условия эффективности конференции

1. Правильный выбор темы конференции (тематику определяет учебная программа; это темы, изучение которых требует широкой межпредметной связи, оперативного привлечения текущей информации, мобилизации личностного опыта учеников).

2. Определение основных, ведущих проблем в содержании темы конференции, конкретизация этих проблем на материале темы.

Главный путь углубления знаний учащихся лежит в русле проблемной постановки вопроса.

3. Умения самостоятельной работы:

II группа - основа лекторской работы, мастерства речи (умение формулировать мысли в процессе речи, сосредотачиваться на главном, говорить свободно, а не пытаться произносить текст, написанный и заученный дома и т.п.).

III группа умений - школа организатора, умений организации и проведения самой конференции, организации самостоятельной деятельности по усвоению теории и практического ее применения, умений анализировать проделанную работу.

Участие в конференциях бесплатное. После участия в конференциях для педагогов Вы можете оформить официальные подтверждающие документы, необходимые для Вашей аттестации. Диплом участника конференции отвечает всем требованиям аттестационных комиссий.

Обеспечение информационной безопасности детей и подростков в Интернете

Конференция для учителей, специалистов, руководителей ОУ и других работников учреждений основного общего и среднего общего образования любых типов и видов.

Воспитательная система школы: ученическое самоуправление и детские общественные объединения

Приглашаем принять участие во Всероссийской педагогической конференции - новом формате профессионального взаимодействия педагогов.

Обеспечение доступной среды и тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в школе

Конференция проводится для тьюторов, руководителей ОУ и других специалистов, интересующихся данной темой.

Ключевые аспекты развития детей раннего возраста в ДОУ

Конференция проводится для воспитателей, специалистов и других работников дошкольных образовательных учреждений любых типов и видов.

Деятельность детского общественного объединения в контексте воспитательной системы школы

Конференция проводится для педагогов, методистов и руководителей образовательных учреждений любых типов и видов.

Критерии готовности детей к школе и основные принципы предшкольной подготовки

Конференция проводится для воспитателей, специалистов, руководителей и методистов дошкольных образовательных учреждений.

Конфликты в образовательной среде: причины возникновения и принципы разрешения

Конференция проводится для руководителей образовательных учреждений, педагогов, специалистов и методистов

Особенности преподавания английского языка по ФГОС НОО

Конференция проводится для педагогов начальных классов и преподавателей английского языка, работающих в начальной школе.

Современные педагогические технологии и принципы литературного образования

Конференция проводится для педагогов предметных областей Русский язык, Литература и методистов образовательных учреждений любых типов и видов.

Принципы и подходы к управлению организацией дошкольного образования

Оценка результатов учебной деятельности: успеваемость и неуспеваемость

Эффективные методы построения социального партнёрства в дополнительном образовании детей

Дополнительное образование детей. Развитие творческой деятельности

Разработка и реализация воспитательных программ в основном и среднем общем образовании согласно требованиям ФГОС

Конференция будет полезна педагогам основного общего и среднего общего образования, специалистам, методистам и руководителям ОО, заинтересованным в данной теме.

Конференция будет полезна воспитателям, педагогам, специалистам и методистам любых образовательных учреждений, заинтересованным в данной теме.

Формирование экологической культуры в ДОУ

Конференция будет полезна воспитателям, специалистам, методистам и руководителям ДОУ, заинтересованным в данной теме.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Лущик Марина Александровна

Организация: МБОУ №14

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Хабаровск

В связи с ФГОС НОО необходимо осуществлять компетентностный подход в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной работе, своего рода самообразования.

Итогом работы учащихся является проведение школьной конференции.

И для педагогов одной из форм осуществления ранее сказанного является организация в школе ежегодной учебной конференции.

Конференция (лат. собрание в одно место) - собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов.

Научная конференция – форма организации научной деятельности, при которой исследователи представляют и обсуждают свои работы.

Идея проведения школьной конференции далеко не новая. Значимость конференции в школьной жизни и ее организация уже описаны в современной литературе. А вот проведение конференций в младшей школе явление молодое, связано оно именно с появлением стандартов.

В педагогике конференция (учебная) – организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

Ученическая конференция - комплексная форма организации и подведения итогов самостоятельной целенаправленной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной, под руководством педагога, организуемая совместными усилиями педагогического коллектива и школьной ученической организации). Это необязательно внеклассное мероприятие. В форме конференции может быть проведен урок по результатам изучения крупного раздела курса или как итоговое занятие.

Пользуясь этим знанием, можно определить функцию ученической конференции в начальной школе:

  1. Организация и проведение ученической конференции является эффективной формой профессионального роста учителя (они руководят работой секции, организуют и направляют в необходимое русло дискуссию, помогают ученикам при подготовке докладов).
  2. Формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, создается атмосфера сотворчества.
  3. Конференция стимулирует развитие познавательного, научного и творческого потенциала школьников.
  4. После конференции появляются новые интересные идеи.
  5. Конференция дает детям возможность предъявить результат своей деятельности публично.
  6. Конференция способствует развитию навыков публичного выступления.
  7. Конференция позволяет ребятам воспитывать личностные качества - умение быть убедительным, высказывать свое мнение
  8. Психологи утверждают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию.
  9. Подготовка к конференции улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности.
  10. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей, ярко представленная на конференции, создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как современного учебного заведения.

Таким образом, конференция выгодна всем – ученикам, педагогам, администрации.

Искусство конференции, ее учебно-воспитательное значение состоит в том, чтобы сделать результаты работы учащихся зримыми, ввести знания и умения в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса.

Конференция в начальной школе проходит в виде ролевой игры, где ученики-участники конференции играют роли молодых ученых, а педагоги – профессоров, ученики-слушатели могут играть разные роли, например, быть простыми обывателями, критиками или оппонентами.

Повышению внимания способствует также постановка докладчиком 1–3 вопросов классу по содержанию прослушанного. За правильный ответ ученик получает фишку. По количеству набранных фишек определяем самого активного и внимательного слушателя. Кроме этого повышается ответственность учащихся за работу на конференции и контроля над уровнем усвоения обсуждаемых вопросов.

Для первого опыта проведения конференций важно привлечь школьников и поощрить их за работу. Итоги можно подвести по номинациям:

Следовательно, и ученическая конференция отличается от конференции научной тем, что выполняет обучающие, развивающие и воспитывающие функции. Поэтому и требования к ее содержанию и форме проведения не могут точно копировать “взрослую” конференцию, однако могут быть организованы по ее типу, с соблюдением этапов.

Подготовительный этап. Технически организация любого мероприятия начинается с подготовки, когда нужно определить:зачем мы проводим мероприятие? зачем люди принимают в нем участие? какие последствия для социума могут иметь обсуждаемые вопросы? Ответив на эти вопросы, следует разработать концепцию конференции и спланировать мероприятие. Составляя план важно определить следующие моменты:

  • формулирование целей и задач мероприятия для участников;
  • определение даты проведения конференции и соотнесение ее с планом работы школы;
  • согласование плана с коллегами, приглашенными участниками конференциями;
  • учет ресурсов (временных, информационных, кадровых, финансовых, технических);
  • составление календарного плана подготовки конференции;
  • составление сценария мероприятия.

Основной этап. Накануне конференции необходимо проверить подготовку (оформление места проведения, работоспособность оборудования, организация аудитории, сбор необходимой документации, такой как протокол, лист регистрации, папка участника).

Важным этапом конференции является пленарное заседание – наиболее представительная часть конференции, на которую выносятся основные доклады, происходит отчет руководителей секций, принятие общих решений (резолюций). Пленарное заседание открывает и заканчивает работу секций.

На секции выносятся доклады, объединенные определенной тематикой. От руководителя секции зависит, как будет проходить обсуждение работ. Его задача – выступать в качестве организатора общения. Руководитель вовлекает в диалог докладчика и слушателей, формируя тем самым важные коммуникативные навыки, выполняя важную функцию обучения участников. Его позиция должна быть неизменно доброжелательной. В то же время на него возлагается задача соблюдать регламент выступлений.

Выставка. На выставке могут быть представлены программы работы секций методические разработки и рекомендации учителей, также материалы ученических исследований, сопутствующие конференции мероприятия (конкурсы, анкетирование).

Рефлексия - этап на котором, участники конференции высказывают свое отношение к мероприятию, происходит обсуждение с целью обобщения идей и мнений участников обсуждения.

Анализа и оценки качества конференции. После завершения работы конференции необходим анализ мероприятия, учет всех его сильных и слабых сторон, который проводится по следующим позициям:

  1. Статистический анализ состава участников.
  2. Фотоотчет о мероприятии.
  3. Размещение материалов конференции и отчета о ней на сайте образовательного учреждения.
  4. Подготовка наградных материалов.
  5. Анализ проекта конференции с точки зрения организации и рекомендации для следующего мероприятия (“разбор полетов”).
  6. Издание сборника материалов конференции.

В заключении следует оценить конференцию по следующим критериям:

  1. Мотивационный: непосредственный интерес, проявляемый в ходе конференции; активность участия во всех программных мероприятиях конференции; положительная обратная связь. Определить значение показателей можно, анализируя отзывы, анкеты, применяя метод наблюдения.
  2. Деятельностный: владение навыками публичного выступления, навыками проектной и (или) исследовательской работы. Для определения эффективности показателей в секции работает жюри.
  3. Когнитивный: качество выполненной работы с точки зрения исследования, а также уровень самостоятельности работы. Анализ докладов учащихся раскрывает этот критерий.
  4. Методический: взаимодействие взрослой и детской аудитории, уровень подготовки и проведения конференции. Здесь также анализируются анкеты обратной связи (с педагогами, детьми), наблюдение, анализ программы конференции.

Вместе с тем, существует ряд проблем, возникающих при организации и проведении ученических конференций: неопределенность статуса ученической конференции, непонятность требований, отсутствие общепринятых взглядов на характер ученических работ, отсутствие нормативно-правового обеспечения конференции.

Чтобы эти проблемы сузить, следует определить особенности школьной конференции:

  1. Школьные конференции предполагают организацию поисковой познавательной деятельности школьников, поэтому они привлекают, как правило, наиболее одаренных, творческих учащихся.
  2. В теме конференции и ее содержании должен присутствовать проблемный подход
  3. Конференции с должна отвечать на вопросы, которые возникают перед учащимися в повседневной жизни.
  4. В подготовке докладов к конференции учащиеся должны использовать исследовательские методы обучения: исследовать объект (карту, предмет), чтобы определить его содержание, изучить научную литературу (детские энциклопедии, специальные издания для детей), провести практическое исследование (опыт, разработать проект).
  5. Конференция может быть организована по нескольким секциям.
  6. Участие в конференции должно быть с согласия ребенка.

Конференция школьников – это возможность для ученика, и для учителя раскрыть себя, расширить свои знания и получить опыт личностного общения, а для педагога также и дополнительная возможность стимуляции познавательной активности учащихся.

Читайте также: