Внеурочная деятельность в начальной школе 1 класс занимательная грамматика

Обновлено: 02.07.2024

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность в рамках кружка “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы. В программе предусмотрено увеличение активных форм обучения: игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.

II. Цель и задачи курса

Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, во внеурочных занятиях учащиеся мало пишут и много говорят.

VI. Формы организации и виды деятельности

Программа предусматривает проведение традиционных занятий, комбинированных, обобщающих, занятий-зачётов, занятий-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение орфографических заданий;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

V. Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающегося.

VI. Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут во 2 классе. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1, 2 классов.

VI. Планируемые результаты

1-й класс

Личностные результаты:

Метапредметне результаты

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

Метапредметные результаты

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

VII. Содержание программы

Тематическое планирование (33 часа)

Тема занятия

Содержание занятий

К-во часов

К тайнам волшебных слов

Выбор друзей в Стране Слов

К сокровищам Станы Слов.

Чудесные превращения слов

В гости к Алфавиту

К тайнам звуков и букв

Встреча с Радугой

В Страну Говорящих Скал

В глубь веков на Машине времени

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

В Королевстве ошибок

В Страну Слогов

Неожиданная остановка в пути

В удивительном городе Неслове

Чудеса в Стране Слов

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

На карнавале слов

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

В Театре близнецов

Следопыты развлекают гостей

В Клубе весёлых человечков

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

Экскурсия в прошлое

Полёт в будущее

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

Итого 33 часа

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
  • Признаки гласных и согласных звуков.
  • Буквы русского алфавита.
  • Родственные слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
  • Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
  • Делить слова на слоги.
  • Объединять слова в группы.
  • Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
  • Составлять текст по вопросам учителя.
  • Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Тематическое планирование (34 часа)

Тема занятия

Содержание занятий

К-во часов

Как обходились без письма?

Как возникла наша письменность?

Меня зовут Фонема

Для всех ли фонем есть буквы?

На сцене гласные

Ваши старые знакомые

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ.

Правила о непроизносимых согласных

Строительная работа морфем

Где же хранятся слова?

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Поговорим о всех приставках сразу

Кто командует корнями?

Чередование гласных в корне. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Озерненская средняя школа

Заместитель директора по УВР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Соловьевой В.С., учителя высшей категории

2017 -2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- приказа Минобразования РФ от 06.10.2009. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями) от 26 ноября 2010 г., от 22 сентября 2011 г. , 18 декабря2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая,31декабря 2015г.),

-основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Озерненская СШ на 2017-2018 г.г.

I .Актуальность

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

II. Цель и задачи курса.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

4кл. «Занимательная лингвистика

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

сознательность и активность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

технология обучения в сотрудничестве;

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Описание места курса в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1- 4-х классов.

Занятия проводятся 1 час в неделю (33ч – 1кл, по 34ч -2-4кл, 1 раз в неделю).

V .Планируемые результаты

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное общеобразовательное учреждение

на ШМО классных руководителей

зам.директора по УВР

директор МОУ СШ № 8

Программа внеурочной деятельности

Возраст обучающихся 7 -8 лет

Срок реализации программы 1 год

Составитель Кочетыгова В.А., учитель

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

В русском языке, при неисчерпаемом его богатстве, представлены разнообразные языковые средства для выражения тончайших оттенков мыслей и чувств. Необходимо дорожить этим сокровищем, накопленным в течение многовековой истории русского народа. Данная программа направлена на расширение и закрепление изученного материала по русскому языку, за счёт изучения отдельных понятий из курса исторической грамматики, истории литературного языка; способствует формированию глубоких знаний по предмету, повышению качества знаний и развитию мотивации к изучению русского языка.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Цели и задачи программы.

Цель: способствовать закреплению и расширению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению для повышения качества по предмету, способствовать развитию мотивации к изучению русского языка.

Задачи курса:

расширение представлений о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии;

совершенствовать языковой опыт и речь учащихся;

повышение уровня подготовки учащихся по предмету, формирование орфографической грамотности;

формировать навык и потребность пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе над заданиями.

Воспитывающие:

воспитание положительного отношения к урокам русского языка;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

Развивающие:

развитие творческой инициативы детей;

развитие фонематического слуха учащихся и совершенствование навыка выделения звуков из речевого потока;

развитие интереса к предмету русский язык

развитие навыков самооценки.

Программа построена в порядке последовательного раскрытия основных языковых понятий: звуки речи и их обозначение на письме, состав слова и правописание морфем, слово, словосочетание, предложение и текст. Для развития интереса и познавательной активности, их творческой самостоятельности в занятия включены задания для проведения учащимися языковых наблюдений и исследований, обобщений и выводов.

В программе реализуются основные дидактические принципы: коммуникативности, перспективности, научности, индивидуальный подход, творческой активности. Эти принципы создают условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание становится доступным и интересным для учащихся.

Программа содержит доступный для учащихся материал по истории письма, истории развития языка и происхождения русских слов помогает освоить сложный теоретический материал и повысить грамотность письма. Программа курса предусматривает обогащение словаря учащихся через знакомство с фразеологическими оборотами и историей их происхождения. В занятия включены тексты из различных литературно-художественных произведений и народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, считалки).

Курс рассчитан на 33 занятия в год. В неделю 1 занятие.

Планируемые результаты

Личностные результаты

приобретение положительного отношения к урокам русского языка;

уважительное отношение к русскому языку как родномуязыку русского народа;

повышение интереса к языковой и речевой деятельности;

осознание многообразия духовных традиций русского народа, стремление сохранять традиции;

приобретение первоначальных навыков сотрудничества сосверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

приобретение умения высказывать своё мнение относительно способов решения учебной задачи;

приобретение первоначальных навыков самооценки своей деятельности;

Познавательные:

приобретение умения осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях и дополнительных источниках информации;

формирование умения преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строитьответ в устной форме;

повышение способности составлять устное монологическое высказывание;

сравнивать, сопоставлять, классифицировать языковой материал по заданному признаку (под руководством учителя);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные:

внимательно слушать собеседника и понимать речь других;

правильно оформлять свои мысли в устной речи;

принимать активное участие в диалоге;

приобретение желания задавать вопросы, находить ответы;

принимать участие в работе парами и группами;

высказывать собственное мнение;

использовать в общении правила вежливости.

Содержание занятий

Занятие 1. Звуки речи. Как работает наш голос?

Как появилась устная речь. Отрывок из стихотворения Р. Рожедественского

Занятие 2. Звуки художники словесных картин. Звукопись.

Занятие 4. В городе Букваринске.

Занятие 5. Путешествие к славянской азбуке.

Занятие 6. Буква обычная выросла вдруг.

Занятие 7. В гостях у деда Слоговеда.

Занятие 9. Мастер перевоплощений.

Занятие 10. Переноси слова правильно!

Занятие 12. Собирал человек слова.

Занятие 13. Слова - малютки и слова - гиганты.

Занятие 14. Живые свидетели прошлого.

Занятие 15. Известный фокусник Ь.

Занятие 16. Метаграммы.

Занятие 17. Сочиняем загадки.

Занятие 18. В гости к словам - родственникам.

Занятие 19. На острове звонких и глухих согласных.

Занятие 20. Загадки правописания (почему всё-таки жи – ши?)

Занятие 22. В океане слов. Слова – названия предметов.

Занятие 23. В океане слов. Слова – названия признаков предметов.

Занятие 24. В океане слов. Слова – названия действий предметов.

Занятие 25. Путешествие в Словоград. Улица антонимов.

Занятие 26. Путешествие в Словоград. На улице синонимов.

Занятие 27. Путешествие в Словоград. Перекрёсток сложных слов.

Разгадывание ребусов. Головоломки со словами.

Учитель знакомит учащихся с темой и целью проекта. Формирование интереса к теме. Деление детей на творческие подгруппы и сбор информации по теме проекта. Работа ведется совместно с родителями.

Выступления детей с презентацией своих страничек для альбома.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

сознательность и активность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Формы проведения занятий :

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; издание стенгазет, составление книжек-малюток.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Основные методы и технологии:

технология разноуровневого обучения;

технология обучения в сотрудничестве;

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Программа рассчитана на год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе).

В каждом занятии прослеживаются три части:


Содержание занятий.

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. Что такое азбука? Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). (2ч.)

Тема 7 Удивительные невидимки звуки .

Чудесные превращения слов.(2ч.)

Тема 11. Чистоговорки и скороговорки. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. (4 ч.)

Тема13. В глубь веков на Машине времени. Решаем анаграммы (3

ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 15. Парад орфограмм. (2ч.)

Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”

Тема 16. Безударные гласные. 5ч.)

Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”

Тема 17. . Парные согласные. (4ч.)

Тема 18. Чудеса в Стране Слов. (3ч.)

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы

Тема 19. . Непроизносимый согласный. (4ч.)

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21. На карнавале слов(2ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 22. Слова – спорщики. Слова с противоположным значением. (Антонимы). Подбор антонимов. Дидактические игры 1ч.

Тема 23. В театре близнецов. Слова-друзья. (1ч.)

Тема 24. Месяцы-кудесники . Оформление книжек-малышек о месяцах. (1ч.) Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.

Тема 25.Фразеологизмы. (3ч

Тема 28. Когда один, когда много. (1ч.)

Тема 30. Экскурсия в прошлое.. (1ч.)

Тема 33. Занимательные кроссворды.(1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам

Тема 34. Итоговое занятие. (1ч.) Инсценирование рассказов, рассказов. КВН.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.

Буквы русского алфавита

Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.

Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.

Объединять слова в группы.

Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.

Читайте также: