Внеурочная деятельность школа волонтера

Обновлено: 30.06.2024

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образова-ния (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).

2.Основная образовательная программа основного общего образования

  • общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важ-нейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является фор-мирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовно-сти к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельно-сти. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объ-единенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как пра-вило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора.
  1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.
  1. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
  1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в мире и России.
  1. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, ду-ховного и физического совершенствования детей и подростков
  1. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
  1. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возмож-ностями.
  1. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в соци-альной сфере.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

  • формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обще-стве нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на ос-нове личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведе-ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

-расширении круга приѐмов составления разных типов плана;

  • умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать во-лонтѐрскую деятельность;
  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
  • умении организовывать волонтѐрскую деятельность;
  • способности оценивать результаты волонтѐрской деятельности собственной и одноклас-сников.
  • духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
  • патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микро-района;
  • здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
  • формирование толерантности – организация досуга молодежи.

Принцип культуросообразности предполагает, что волонтѐрская деятельность школьни-ков основывается на духовно-нравственных ценностях.

Коллективность в процессе волонтѐрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даѐт юному человеку опыт конструктивного взаимодей-ствия с окружающими людьми.

Особенности возрастной кате-

Восприимчивость к новому со-

Педагог должен поддержать стрем-

циальному знанию, стремление

ление учащихся к новому социаль-

понять окружающую реаль-

ному знанию, создать условия для

самого воспитанника в формирова-

нии его личности, включение его в

деятельность по само воспитанию

Потребность в выражении свое-

Педагог должен инициировать и ор-

го отношения к происходяще-

ганизовывать работу школьников с

му, потребность в оказании по-

воспитывающей информацией, пред-

мощи тем, кто в ней нуждается

лагая им обсуждать еѐ, высказывать

ния и позитивно-

своѐ мнение, вырабатывать по отно-

шению к ней свою позицию. Это мо-

жет быть информация о здоровье и

вредных привычках, нравственных и

безнравственных поступках людей,

героизме и малодушии, войне и эко-

логии, классической и массовой куль-

туре и других экономических, поли-

тических или социальных проблемах

Потребность в самореализации,

Педагог ставит цели конкретного со-

в общественном признании, в

циального действия и включает детей

желаниями проявить и реали-

в некоторую активность. Педагогиче-

зовать свои потенциальные

ское сопровождение реализуется на

возможности, готовность при-

уровне обеспечения понимания про-

обрести для этого новые необ-

ходимые личностные качества

Во время проведения социально-

образовательного проекта педагог

обеспечивает включение детей в ре-

альный социальный контекст, его

анализ и переход ребѐнка к осуществ-

лению самостоятельного обществен-

Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтер-ского отряда (10 часов)

Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. По-знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о во-лонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления ра-боты и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в во-лонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.

Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (10 часов)

Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограничен-ными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения

позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятель-ности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к еѐ осуществлению. Психологическая подготовка способ-ствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.

Раздел 3. Учимся работать с документами (3 часа)

Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, ре-гламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию во-лонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.

Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) (11 часов)

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожи-лые люди. Волонтѐры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренин-ги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, раз-работку новых программ и проектов. Освоение программы ―Я - волонтѐр‖ обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обуча-ющиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Критерии диагностики знаний, умений и навыков учащихся

Активность участия. Умение спланировать работу. Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе. Самостоятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет организовать работу по волонтёрскому движению учащихся.

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для обучающихся 10 классов и направлен на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).


Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

1. Формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность,

2. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

- знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в мире и России;

- содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков;

-овладение основными практическими умениями в области социальных отношений;

-формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;

-формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к ней;

- пропаганда здорового образа жизни.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

· развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности.

-расширении круга приёмов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умении организовывать волонтёрскую деятельность;

- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы:

· духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

· патриотическое и гражданское воспитание – проектная, исследовательская;

· здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

· формирование толерантности – организация досуга.

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

-историю волонтёрского движения в России и в мире;

-права и обязанности волонтёров;

- основные направления деятельности волонтёрских отрядов;

-основные формы работы волонтёров;

будут уметь:

-организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий людей;

-проводить мероприятия, направленные на формирование здоровых привычек;

-адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;

-аргументированно отстаивать свою позицию.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Раздел 1. Волонтерское движение в России.

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы “Юные волонтёры” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Формы реализации

Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.

Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Но нельзя допускать, чтобы волонтёры приходили и делали, что им вздумается.

Программа внеурочной деятельности

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Количество часов в год – 34(1 час в неделю).

Цель программы:

Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

· воспитание нравственных чувств и этического сознания;

· воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

· формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;

· формирование здорового образа жизни;

· воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

· воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

· формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;

· формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.

Направления работы:

- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы

- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

- формирование толерантности – организация досуга молодежи.

Планируемы результаты освоения учащимися внеурочной

1.Личностные результаты:

- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

2. Метапредметные результаты

-расширение круга приёмов составления разных типов плана;

- расширение круга структурирования материала;

- умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умение организовывать волонтёрскую деятельность; - способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Содержание курса.

1.Мы – волонтеры! 4 часа.

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском движении, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.

2. Участие в акциях 20 часов.

Участие в акциях привязано к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг. Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

3. Пропаганда ЗОЖ 11 часов

Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях, проводят игры на переменах, зарядки-пятиминутки для учащихся начальной школы (зарядка для осанки, глаз), организуют школьные Недели Здоровья, презентации о правильном питании, готовят выступления на акциях, тем самым пропагандируют ЗОЖ среди сверстников.

Читайте также: