Внеурочная деятельность по немецкому языку в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, будь то английский, немецкий, французский, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Своей задачей ставлю добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Одним из факторов повышения результативности и качества знаний является использование интересных, эффективных приёмов и методов, активных форм работы и творческое отношение. Стандарты второго поколения обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Коршевская средняя общеобразовательная школа

Учитель немецкого языка

Фокина Надежда Васильевна

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, будь то английский, немецкий, французский, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Своей задачей ставлю добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Одним из факторов повышения результативности и качества знаний является использование интересных, эффективных приёмов и методов, активных форм работы и творческое отношение. Стандарты второго поколения обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся.

Речь идет о внеклассной работе по предмету, правильная организация которой даёт более тесную связь обучения и воспитания учащихся.

Чтобы достичь современного уровня владения иностранным языком, нельзя не учитывать огромный потенциал внеклассной работы, цель которой - рациональное использование после урочного времени для развития и закрепления знаний, развития способностей, склонностей и интересов учащихся на базе иностранного языка.

К одной из форм внеклассной работы относится организация внеурочной деятельности.

В чем же плюсы этих занятий? Внеурочные, т.е. вне урока. Учащиеся более раскованы, не стесняются высказываться на языке, а еще они от каждого занятия ждут чего-то нового, интересного, в чем сами активно могут поучаствовать.

Такие занятия способствуютразвитию активности и самостоятельности учащихся в речевой деятельности на иностранном языке;

- способствуют активному закреплению полученных на уроке знаний и развитию творческой активности ;

- готовят учащихся к проведению внеклассных мероприятий, а также общешкольных мероприятий на немецком языке.

- формируют положительные мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулирует самостоятельную работу над языком, знакомят учащихся с культурной жизнью немецкого народа, с его национальной самобытностью, нравами и обычаями, знакомит с фольклором, народными танцами и пением.

- формируют желание и умение учиться.

-воспитывают нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное и позитивное отношение к себе и окружающему миру.

- способствуют сохранению и поддержке индивидуальности ребенка. Познавательный аспект

-познакомить детей c культурой страны изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);

- способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;

-познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;

-формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;

-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Занятия стараюсь проводить в нестандартной обстановке: организую круглый стол, чаепитие, устраиваем мастерскую по изготовлению элементов костюмов и реквизита. Это делает освоение языка более успешным, способствует развитию творческих качеств учащихся, их фантазии, способности к социальному взаимодействию, радости познания и любознательности, развивает коммуникабельность, умение работать в сотрудничестве со сверстниками, отвечать за свои решения. Во внеклассной работе на первый план выступает использование немецкого языка как средства получения и обмена информацией в устной и письменной форме в познавательных и воспитательных целях. При организации внеурочных мероприятий на иностранном языке следует избегать того, чтобы они чем-либо походили на уроки или своим содержанием дублировали их. Здесь важна их несхожесть с уроком, их интересная, занимательная и яркая форма, отличная от обычной процедуры урока.

Внеурочная деятельность по немецкому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть планирую с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Драматизация, как никакой другой приём, может помочь учителю преодолеть сопротивление ребёнка к изучению иностранного языка, делая процесс изучения немецкого языка увлекательным, приносящим удовольствие; ставя перед учеником реалистичные цели, успешно достигая которых, он будет хотеть двигаться дальше; связывая опыт ребёнка по изучению языка с его жизненным опытом. Сказочные сюжеты, образы природы, исторические темы, народное музыкальное творчество - все это дает возможность включения в одно занятие произведений, которые могут быть отнесены к нескольким темам. Таким образом, достигается возможность повторения и закрепления материала.

В нашей школе иностранный язык только немецкий, поэтому нас приглашают с удовольствием. Занимаясь театрализацией в течение года, мы готовим несколько маленьких театрализованных отрывков из сказок и одну, наверно, как отчет о работе ставим полностью. Я приурочиваю наше выступление к неделе сказок, которая проходит ежегодно в марте. Зрители разновозрастные, т.к. это сельская относительно небольшая школа, поэтому надо сделать так, чтобы всем было понятно. Для театрализации выбираю хорошо знакомую сказку. Все герои говорят на немецком языке. Среди действующих лиц обязательно есть автор, который говорит на русском языке. Судя по реакции зала. Видно, что понятно всем зрителям, даже малышам из детского сада.

Перед нами фотографии из наших выступлений.

Мы занимаемся не только театрализацией, не обходим стороной и мир песен, рифмовок, стихотворений. Чтение простых и интересных детских стихов-приобщение к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на немецком языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на немецком языке, что дает развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание уделяется расширению лексического запаса,

Как одно из средств активизации и мотивации познавательной активности младших школьников игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности. Во внеурочной деятельности провожу не просто игру, а обязательно игра -конкурс. Делимся на команды, выбираем название на немецком языке. Я им предлагаю задания на знание лексики, грамматических конструкций, все в интересной , увлекательной форме.

Хорошо подобранный конкурс содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на каждого участника.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

-добровольность участия и желание проявить себя,

-сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

-сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

-занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

-эстетичность всех проводимых мероприятий;

-четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

-широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;

-гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;

-привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.

Программа представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 7-9 лет. Возникновение программы продиктовано необходимостью подготовки учащихся к усвоению сложных грамматических явлений в немецком языке, требующих высокой степени сформированности речевых, учебно-познавательных и общекультурных умений у школьников младших классов на данном уровне изучения немецкого языка и создающих реальные предпосылки для использования немецкого языка при изучении других школьных предметов, а также в самообразовательных целях в интересующих их областях знаний и сферах человеческой деятельности (включая и их профессиональные ориентации и намерения).

ВложениеРазмер
nemetskiy_yazyk_model_vneurochnoy_deyatelnosti_vosstanovlen_-_kopiya.doc 363.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель реализации внеурочной деятельности

ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
в условиях реализации ФГОС НОО

Автор: Голубых Надежда Владимировна, учитель немецкого языка

с. Верх-Бехтемир, 2017 год

  1. Пояснительная записка 3
  2. Описание модели внеурочной деятельности 6
  3. Организация внеурочной деятельности 8
  4. Реализация направлений деятельности 10
  5. План реализации внеурочной деятельности 11
  6. Информацию об особенностях реализации часов внеурочной
    деятельности 13
  7. Планируемые результаты внеурочной деятельности 15
  8. Мониторинг компетентностей обучающихся 17
  9. Показатели деятельности педагогов по реализации модели внеурочной деятельности 18
  10. Приложение 1 Структура программы внеурочной деятельности 20

“Единственно разумный человек был мой портной: он каждый раз снимал заново с меня мерку, тогда как все остальные подходили ко мне со старой и воображали, что она все еще отражает мои действительные размеры".

В конце выступления мы обязательно вернемся к этой цитате.

Стандарты второго поколения – современные ориентиры качества образования.

Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой образования определяют 5 основных направлений развития общего образования. Одно из направлений – обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрытия своих способностей, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты. Речь идет о Стандартах второго поколения – Стандартах 21 века.

Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов образования. Уже в школе дети должны получить возможность раскрытия своих способностей, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

Знание иностранного языка - показатель грамотного, образованного человека. Все программы по ФГОС предполагают изучение английского языка. Но этот факт ни в коей мере не умаляет значение немецкого языка в учебном плане многих школ, особенно сельских, так как именно в сельских школах часто ощущается нехватка преподавателей английского языка.

Сегодня востребованность немецкого языка наряду с английским очень высока. Деловые, партнерские связи с Германией расширяются, все больше людей испытывают трудности из-за незнания немецкого языка. В условиях перехода на ФГОС нового поколения необходимо искать пути и механизмы, создавать такие условия в школах, так направлять инновационную деятельность, чтобы немецкий язык стал не догмой, а живым языком, необходимым для общения.
Для того чтобы учащимся хотелось изучать немецкий язык, учителю надо заинтересовать ребят изучением. своего предмета, влюбить их в эту чудесную страну, имя которой Германия. Нужен благоприятный психологический климат на занятиях, т.е. такие условия, когда учащемуся нравится выполнять упражнения, задания, когда он чувствует к себе доброжелательное отношение со стороны преподавателя и одноклассников, когда он вовлечен в полезную деятельность и испытывает чувство радости и удовлетворения от того, что он делает и что может делать на иностранном языке. В результате изучения немецкого языка в начальной школе у обучающихся:

-формируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция;

-будут заложены основы коммуникативной культуры;

-сформируются положительные мотивации и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету;

Очень важно поддержать интерес ребенка к языку. И тут огромную роль должна быть отведена внеурочной работе по предмету.

Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. При организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учёт их возрастных и психологических особенностей, их интересов.

Внеурочная деятельность по ИЯ решает такие задачи:
- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
- расширение мировоззрения учеников; развитие их творческих способностей,
самостоятельности, эстетичных вкусов;
- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой
изучается.

Основное внимание в современной школе уделяется повышению результативности обучения и качества, усваиваемых учениками знаний, умений и навыков по предметам, изучаемым в школе.

Поскольку международные связи нашего государства в различных отраслях экономики и культуры с каждым годом расширяются, повышается роль владения языками, основа знания которых закладывается в общеобразовательной школе.

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым.

Одним из факторов повышения результативности и качества знаний является использование интересных, эффективных приёмов и методов, активных форм работы и творческое отношение. Правильная организация внеклассной работы даёт более тесную связь обучения и воспитания учащихся. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.
В планировании внеклассной работы важно заботиться о том, чтобы любой предложенный вид деятельности был привлекательным для учеников.

Кроме того, необходимо проводить соответствующую работу с языковым материалом, нужным для понимания содержания мероприятия.

Опыт показывает, что изучение любой программной темы может быть продолжено во внеурочной деятельности.

Новизна данной модели заключается в том, что она рассматривается как система использования немецкого языка в развитии индивидуальности школьника.

Актуальность разработки и создания данной модели обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:

  • требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;
  • условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал

- возможность для школьников в процессе изучения иностранного языка общаться и выражать себя;

- многообразие тем, действительно представляющих интерес для данной возрастной группы;

-постоянное ощущение школьниками своих достижений и прогресса в овладении языком

- формирование у учащихся познавательного интереса, творческой активности, положительного отношения к изучению немецкого языка, к людям говорящим на этом языке, их культурным традициям и обычаям на основе использования стихов и песен аутентичного характера, большого количества игр и разнообразных творческих заданий.

- развивать активность и самостоятельность учащихся в речевой деятельности на иностранном языке;

- способствовать активному закреплению полученных на уроке знаний и развитию творческой активности учащихся;

- готовить учащихся к проведению внеклассных мероприятий, а также общешкольных мероприятий на немецком языке.

-реализация учащимися своих знаний по предмету в активной деятельности;

-создание реальных условий для выполнения коммуникативных задач;

-создать условия для развития мотивации к познанию мира, других народов;

-способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России, всей планеты;

-содействовать творческому развитию личности;

-привить навыки коллективной работы;

-расширить страноведческий кругозор подростков и их общей эрудиции.

Описание модели внеурочной деятельности по немецкому языку

Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия, предусмотренные ФГОС НОО.

Каждое направление включает в себя определённые виды деятельности, соответствующие возрасту, индивидуальным способностям детей, их интеллектуальному развитию.

Модель внеурочной деятельности по немецкому языку


Схема № 1. Модель внеурочной деятельности

Учащиеся 2 класса в игровой форме изучают алфавит, учатся считать, решать примеры, общаются на немецком языке, осваивая лексический материал первого года обучения, составляют диалоги, поют песенки, учат рифмовки и стихотворения, знакомятся с грамматическим материалом. В программе лексические, грамматические, подвижные игры.

Учащиеся 3 класса систематизируют лексический и грамматический материал 2 класса и знакомятся с новыми единицами языка. В программе времена года, праздники, которые празднуют в нашей стране, традиции и обычаи страны изучаемого языка, решение более сложных задач, схемы предложений, основанные на речевых образцах.

Для каждого ребёнка создаются педагогические условия, заключающиеся в сопровождении учащихся в выборе своей образовательной траектории.

Первое условие , формирование дополнительного информационного ресурса, осуществляется через сотрудничество с библиотекарем, а также чрез Интернет – ресурсы.

Участие школьников в играх, конкурсах позволяет продемонстрировать значимость занятий внеурочной деятельности в интеграции с другими предметами.

Публичная защита своего продукта, ещё одно условие формирования познавательной деятельности, реализуется путём проведения занятий в форме показательного выступления перед своими одноклассниками.

Для реализации модели внеурочной деятельности по немецкому языку в школе имеются необходимые условия, предусмотренные ФГОС НОО.

Кабинет немецкого языка укомплектован современным оборудованием: интерактивной доской, компьютером с выходом в Интернет, диапроектором. Есть музыкальный центр, коллекция дисков с учебными развивающими играми, игротека, набор карточек на запоминание слов, тренировки грамматических навыков школьников.

Организация внеурочной деятельности

Формирование УУД младших школьников:

  • Личностных (мотивация, отношение к различным сторонам окружающего мира).
  • Регулятивных, включая действия саморегуляции (целеполагание, планирование, прогнозировнаие, контроль, коррекция, оценка)
  • Познавательных, включая общеучебные и логические (способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации)
  • Коммуникативных (способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации).
  • Создание условий для развития творческой личности школьника;
  • Формирование иноязычной и страноведческой культуры учащихся;
  • Развитие умения работать в команде.

Формы контроля знаний

  1. Ролевые игры
  2. Проведение выставок
  3. Подготовка и защита проектов
  4. Презентация творческих работ
  5. Театральные выступления

Способы оценки учебных достижений учащихся

Оценка достижений учащихся осуществляется:

- при презентации результатов творческих упражнений;

- при театральном выступлении;

- участие в играх

  1. Расширение лексического запаса учащихся в пределах программных тем;

повышение уровня практического владения ИЯ.

Второклассники путешествуют по станциям:

Предусмотрено 9 станций, на каждой станции – стоянки разной продолжительности во времени, интересные, развлекательные мероприятия: игры, задания, кроссворды, выступления, творческие задания.

Путешествие по станциям продолжается. На пути новые названия, новые темы, новые развлекательные задания. Названия станций перекликаются с темами уроков, чтобы школьники могли более прочно усвоить учебный материал. На уроках для игр времени не достаточно, а на занятиях можно позволить себе весело поиграть. Вот такие станции встречаются третьеклассникам:

Продолжительные остановки продолжают радовать детей своими аттракционами, лабиринтами увлекательных заданий, конкурсами и познавательными мероприятиями. Школьники знакомятся с нравами и обычаями страны изучаемого языка.

Языковой портфель – это новая современная форма оценки результатов учебной деятельности школьников.

Языковой Портфель для начальной школы представляет собой пособие – иллюстрированный Дневник, который красочно и ярко оформлен и содержит интересные и занимательные задания, понятные детям.

По признанию исследователей (А. Г. Асмолов), слабым звеном школы остается её неспособность научить школьников самостоятельно учиться, а слабым местом языкового образования является неспособность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность учащихся к успешному включению в иноязычную речевую деятельность более сложного уровня. Данная готовность обеспечивается сформированностью основных компонентов учебной деятельности по овладению иностранным языком и развитием универсальных учебных действий.

Европейский Языковой Портфель как инструмент самоконтроля и одновременно контроля над процессом усвоения знаний и результатов обучения предназначен для непрерывного использования в процессе обучения неродным языкам на всех этапах образования.

-повысить свою мотивацию в изучении неродного языка и осознать ценность межкультурного общения в своем регионе и за ее пределами;

-правильно организовать самостоятельную работу по овладению иностранным языком;

оценить свой уровень владения неродными языками и сопоставить его с европейскими нормами;

-определить (вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений.

Возраст детей : учащиеся 4 класса

1 этап – сентябрь– организационный

2 этап – ноябрь-март – основной

3 этап – апрель -май – заключительный

Формы и режим занятий:

- расширить границы учебного времени и увеличить объем практического использования изучаемого языка как средства общения, выйти за пределы классной комнаты (организация различных праздников, постановка спектаклей, переписка с зарубежными сверстниками, просмотр мультфильмов, детских видеофильмов и др.)

- поддерживать интерес учащихся к ИЯ за счет включения процесса овладения ИЯ в контекст игровой и познавательной деятельности, позволяющих создавать естественные мотивы общения.

Умелое использование универсальных учебных действий может повысить интерес к обучаемому предмету, улучшить успеваемость по предмету, дать более осознанное овладение английским языком как средством общения. В процессе применения таких инновационных технологий, как Языковой Портфель, проектные технологии могут преодолеваться трудности в говорении, в освоении грамматики, фонетики, лексики, может преодолеваться психологический барьер недоступности немецкого языка.

Первый уровень результатов:

  • Повышение мотивации в изучении немецкого языка;
  • Готовность к правильной организации самостоятельной работы;
  • Рациональные способы совершенствования своих знаний и умений;
  • Первые шаги по оформлению ЯП

Формы подведения итогов реализации программы: индивидуальный Языковой Портфель, защита проектов, тестирование, самооценка своей работы над иностранным языком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное внимание в современной школе уделяется повышению результативности обучения и качества усваиваемых учениками знаний, умений и навыков по предметам, изучаемым в школе.

Поскольку международные связи нашего государства в разных отраслях экономики и культуры с каждым годом расширяются, повышается роль владения языками, основа знания которых закладывается в общеобразовательной школе.

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым.

Одним из фактов повышения результативности и качества знаний является использование интересных, эффективных приёмов и методов, активных форм работы и творческое отношение. Сюда относится и внеклассная работа по предмету, правильная организация которой даёт более тесную связь обучения и воспитания учащихся. К одной из форм внеклассной работы относится организация кружковой деятельности.

- возможность для школьников в процессе изучения иностранного языка общаться и выражать себя;

- многообразие тем, действительно представляющих интерес для данной возрастной группы;

- постоянное ощущение школьниками своих достижений и прогресса в овладении языком.

Цель программы:

- формирование у учащихся познавательного интереса, творческой активности, положительного отношения к изучению иностранного языка, к людям говорящим на этом языке, их культурным традициям на основе использования стихов и песен аутентичного характера, большого количества игр и разнообразных творческих заданий.

- развивать активность и самостоятельность учащихся в речевой деятельности на иностранном языке;

- способность активному закреплению полученных на уроке знаний и развитию творческой активности учащихся;

- готовить учащихся к проведению внеклассных мероприятий, а также общешкольных мероприятий на немецком языке.

Содержание кружка по немецкому языку развивает интересов к овладению иностранным языком, формирует положительные мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулирует самостоятельную работу над языком, знакомит учащихся с культурной жизнью немецкого народа, с его национальной самобытностью, нравами и обычаями, знаками с фольклором, народными танцами и пением. Создание нестандартной обстановки для изучения иностранного языка ( праздничная программа, чаепитие, игра) делает освоение языка более успешным, способствует развитию эмоциональных и творческих качеств учащихся, их фантазии, способности к социальному взаимодействию, радости познания и любознательности.

Данная программа рассчитана на 1 год – 2,3,4 классы. Общее число учебных часов в 2,3,4 классах - 34 (1ч в неделю).

В процессе овладения познавательным (социокультурным) аспектом обучающиеся 3 класса научатся:

- находить на карте страны изучаемого языка;

- понимать особенности национальных и семейных праздников и традиций стран изучаемого языка;

-понимать особенности образа жизни своих зарубежных сверстников;

- узнавать наиболее известных персонажей иностранной детской литературы и популярные литературные произведения для детей.

В процессе овладения учебным аспектом у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.

В русле говорения

1.Диалогическая форма
Уметь вести:

- этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;

- диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);

- диалог-побуждение к действию.

Объём диалогического высказывания – 2-3 реплики с каждой стороны.

2.Монологическая форма
Уметь пользоваться:

Объём монологического высказывания – 5-6 фраз.

В русле аудирования

Воспринимать на слух и понимать:

речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;

небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.

Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты

В русле чтения

вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.).

Объём текстов – примерно 100-150 слов (без учёта артиклей).

В русле письма

техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);

основами письменной речи: писать с опорой на образец поздравление с праздником, короткое личное письмо.

В познавательной сфере:

- умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике;

- перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;

- умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;

- осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.

В ценностно-ориентационной сфере:

- восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;

- ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;

перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощьюиностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.

В эстетической сфере:

- знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора и народного литературного творчества;

- формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;

- развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.

В трудовой сфере:

- умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;

- готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ, для повышения эффективности своего учебного труда;

- начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.

Название темы

Изучаемые в теме вопросы

Тема 1. "Игра – сказка."

Организационное заседание кружка. Великие сказочники Германии. Рисуем сказочных героев. Сказочные места в Германии. Живые картинки. Приветствие. Прощание. Калейдоскоп игр.

Тема 2. "Я и моя семья"

Тема 3. "Мир, в котором мы живем. "

Тема 4. "Школа."

Тема 5. "Путешествие в Германию."

Работа с картой германии. Описание крупнейших городов Германии. Что нужно для путешествия. Символика Германии.

Тема 6. "Праздники Германии"

Традиции празднования различных праздников в Германии. Новый год, Рождество, Пасха, карнавал. Подведение итогов работы кружка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов по немецкому языку имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных и общеучебных умений, творческих способностей у учащихся.

Муниципальное образовательное учреждение

Богдашкинская средняя общеобразовательная школа

на педагогическом совете

Заместитель директора по ВР МОУ Богдашкинской СОШ

Директор МОУ Богдашкинской СОШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направленность программы: общеинтеллектуальное

Возраст детей : 7-10 лет

Сроки реализации 2015-2016 учебный год

Учитель: Бернт Анна Константиновна, учитель иностранного языка, высшее образование, первая квалификационная категория

Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Содержание внеурочной деятельности

Формы проведения занятий

Условия эффективности и результативности реализации программы

Особенности реализации программы

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

Планируемые результаты освоения программы.

Список используемой учебно-методической литературы и пособий для учителя.

Список используемой учебно-методической литературы и пособий для обучающихся и их родителей.

Приложение 1 Стихи, тексты песен.

Приложение 2 Подвижные игры на немецком языке

Приложение 3 Лексические игры для освоения немецкого языка

Пояснительная записка

I.Федерального уровня:

2. Конституции Российской Федерации

8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2011 г. N 03-114 Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования.

9. Фундаментальное ядро содержания общего образования (текст) под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондракова – 4 изд. – М 2011.

10. Данилюк А.Я. Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (текст) \ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – 3-еизд. –М., 2012

11. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15).

II. Регионального уровня:

2.Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 25.02.2013 года №559-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области

III. Школьного уровня:

Устав МКОУ Богдашкинской СШ.

Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Богдашкинской СШ (протокол педагогического совета от 28.08.2015 №1).

Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Богдашкинской СШ (протокол педагогического совета от 28.08.2015 №1).

Образовательная программа ФГОС НОО МКОУ Богдашкинской СШ.

Локальные акты школы:

- Положение о внеурочной деятельности;

- Положение о порядке разработки, структуре и утверждении рабочих программ внеурочной деятельности.

Также данная программа написана с использованием научно-методической литературы и методических рекомендаций:

Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 2; Просвещение, 2011 год.

Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л. Бим. 2-4 классы .И.Л. Бим, Л.В. Л.И. Рыжова- Москва. Просвещение. 2011 год.

Актуальность программы

(общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;

условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного

языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

В настоящее время на старшей ступени общего образования создается система профильного обучения, ориентированная на специализированную подготовку обучающихся. Но для того, чтобы ребенок мог сориентироваться в выборе профиля обучения, необходимо развивать его интересы, познавательную активность ещё на начальной стадии обучения, т.е. в начальной школе.

Именно на удовлетворение познавательных интересов младших школьников и направлена настоящая образовательная программа.

Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию межкультурной компетенции, коммуникативно-речевого такта.

Все это доказывает актуальность овладения иностранным языком в раннем возрасте и требует поиска эффективных путей совершенствования методики преподавания. Вы помните стихи и песни, выученные в детстве? На каком бы языке они ни были, родном или иностранном – стоит вспомнить одну строчку, и всё стихотворение сразу же всплывает в памяти. Это происходит потому, что у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Всё что он учил, надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память. Проходит время, прежде чем ребёнок научится по первому требованию извлекать информацию из памяти. Поэтому следует использовать преимущества детской памяти, например, прочность запоминания. Ребёнок способен запоминать языковой материал целыми блоками. Но это происходит в том случае, если для него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребёнку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно усваивается почти без усилий. Игра создаёт прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. А также обучение с музыкой означает радостное и при этом лишённое чувства страха продвижение вперёд в изучении иностранного языка, т.к. текст-носитель при помощи музыки отпечатывается в сознании ученика на эмоциональном уровне и доставляет ему истинное удовольствие.
Ученик может выразить свои эмоции, свою фантазию, свой опыт и знания. Это способствует повышению мотивации при изучении иностранного языка.

На ранней ступени обучения иностранный язык, прежде всего, должен рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т.е. овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребенку процесс иноязычного образования. Развитие на ранней ступени не менее практично, чем само владение языком, поскольку является предпосылкой успешного обучения в будущем.

Проблема раннего обучения иностранному языку заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сенситивного периода усвоения иностранного языка в раннем школьном возрасте. Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма. Поэтому, чем раньше начнет ребенок применять речевые навыки, тем больше возможности сформировать прочные знания, коммуникативные умения, развить положительные отношения к общечеловеческим ценностям, к культуре страны изучаемого языка.

В процессе обучения немецкому языку учащиеся знакомятся с обычаями и традициями немецкого народа, с немецкими народными сказками, с народными и современными играми Германии. Среди традиций особое место занимает празднование национальных, религиозных, а также бытовых праздников. Это, прежде всего, такие праздники, как День Святого Мартина, Рождество, Пасха и т.д. На занятиях должен использоваться фольклорный материал, который включает в себя сказки, загадки, песни, пословицы и поговорки, стихотворения. Этнический материал значим тем, что позволяет организовать процесс формирования языковых навыков в более доступной форме, способствуя, таким образом, повышению мотивации учащихся к изучению немецкого языка. Кроме того, что обучающиеся познакомятся с фольклором немецкого народа, в процессе обучения более глубже познаются и исследуются и собственные традиции и обычаи, национальные сказки, праздники, всё это происходит в сравнении и сопоставлении.

Востребованность данного курса объясняется тем, что в ходе его изучения учащиеся осваивают умения и навыки речевого иноязычного общения, знакомятся с культурой немецкого народа, узнают особенности национальных обычаев и традиций российских немцев, и в сравнении происходит воздействие на образ мышления ребенка, воспитание толерантного отношения к другим культурам.

Знакомство школьников с фольклором Германии, традициями, обычаями немецкого народа, российских немцев через изучение этнического материала.

Формирование умений и навыков речевого иноязычного общения,

формирование компетентности в вопросах межкультурной коммуникации.

Воспитание толерантного отношения к иностранном традициям и обычаям, воспитание патриотизма через изучение иностранной культуры.

Создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка.

Задачи программы:

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Данная программа обеспечивает реализацию следующих задач:

I. Познавательный аспект.

познакомить детей c культурой страны изучаемого языка (музыка, игры, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);

способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;

познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;

формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;

способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

познакомить с традициями, обычаями праздников в Германии;

познакомить с традициями и обычаями российских немцев.

II. Развивающий аспект.

развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком и культурой;

развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;

развивать технику речи, артикуляцию, интонации.

развивать двигательные способности детей через драматизацию.

познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.

III. Воспитательный аспект.

способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;

приобщать к общечеловеческим ценностям;

способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки праздников и постановок.

прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.

IV Учебный аспект

Развивать коммуникативную компетентность учащихся;

развивать толерантное отношение к культуре другого народа;

развивать любовь к родной культуре и национальным традициям

формировать умения применять на практике полученные знания;

развивать творческий потенциал учащихся;

повышение мотивации и активизации деятельности.

Количество часов: всего – 132 часа, в неделю – 1 час.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).

Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность по иностранному языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

На реализацию задач программы нацелены основные формы работы в ее рамках:

проведение костюмированных праздников;

участие в детских и проектах, организация различных конкурсов;

выход на родительские собрания;

связь с Центром немецкой культуры Ульяновской области.

Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.)

Основные методы обучения:

В процессе изучения данного курса предусматривается использование разных типов уроков ( игры, круглые столы, викторины, конкурсы и пр.), ТСО, наглядности, ресурсов сети Интернет, большого количества дополнительной литературы, что делает процесс обучения интересным и способствует повышению уровня учебной мотивации у учащихся.

Методы и приемы обучения

Методы обучения

Приемы обучения

Презентация: знакомство с новой лексикой, с новой темой

- слушание, повторение, запись;

- проверка понимания с помощью различных упражнений (множественный выбор, закончить предложения, подтвердить предложения, перевести, соотнести. );

- парная и групповая работа;

-разучивание песен, стихотворений, ролей для инсценировки сказок, ситуаций, диалогов.

Продуктивная работа учащихся

- обсуждение изучаемой темы;

- ролевые и сюжетные ситуации;

Виды деятельности:

игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);

чтение, литературно-художественная деятельность;

постановка драматических сценок, спектаклей;

прослушивание песен и стихов;

разучивание и исполнение песен;

выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Условия эффективности и результативности реализации программы:

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

добровольность участия и желание проявить себя,

сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

эстетичность всех проводимых мероприятий;

четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;

широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;

гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;

привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста;

Читайте также: