Что вы знаете о восстании под руководством машуко и дамалея кратко

Обновлено: 05.07.2024

В феодальной Кабарде и балкарских обществах население делилось на тех, кто занимался созданием материальных благ, и тех, кто обеспечивал безопасность (мирные условия жизни) и руководил общественно-политической жизнью страны и отдельных вотчин-общин (къуажэ). Первых называли мэкъумэшыщIэ – крестьяне, вторых – пщы-уоркъ, князья и дворяне.
Князья и дворяне составляли привилегированную часть общества. Им принадлежали все земли Кабарды на правах частного владения.

Содержание

Причины и характер социальных конфликтов в кабардинском и балкарском социумах.
Восстание крестьян под предводительством Машука.
Антикрепостническое выступление крестьян во главе с Дамалеем.
Особенности социальных конфликтов во второй половине ХVIII - первой половине ХIХ века.

Работа содержит 1 файл

Социальные противоречия №3.doc

Однако в ходе переговоров владельцам удалось внести разлад в среду восставших крестьян, одни из которых настаивали на борьбу до полной победы, а другие - на примирении на обещанных условиях. Воспользовавшись разногласиями среди повстанцев, владельцам удалось схватить Дамалея и убить его, что позволило подавить и само восстание. В память об этом событии народ сложил песню, в которой запечатлел героический образ крестьянского вождя Дамалея. В этой песне рассказывается, что:

Людей собирает он с пастбищ и полей,

Ведет он в сраженья крестьянских людей.

Испуг и сумятица в княжеском стане,

Крестьяне приходят с великой войной.

Бегут от повстанцев князья и дворяне,

И прячутся, в трепете, в чаще лесной.

  1. Особенности социальных конфликтов во второй половине ХVIII - первой половине ХIХ вв.

Во второй половине ХVIII века в Кабарде, несмотря на начавшуюся Русско-Кавказскую войну, социальные конфликты временами приобретали весьма острый характер.По количеству участников еще более масштабный характер имело события 1767 года. По сведениям из российских архивных документов в нем участвовало более 10 тыс. человек.

Восставшими крестьянами руководили Калабек Кепов, Муса Пшигатыжев и Марам Бечоев. Они связались с российскими властями, у которых попросили защиту. Кизлярский комендант решил использовать это восстание, чтобы помешать переселению владельцев с крестьянами, так как в интересах России было, чтобы кабардинцы оставались на прежних местах. Поэтому комендант пообещал повстанцам свое покровительство и посоветовал им не следовать за своими владельцами.

Видя, что на помощь восставшим крестьянам готовы прийти российские военные, князья отказались от применения силы и вступили с ними в переговоры. В них участвовало 26 наиболее влиятельных князей и дворян во главе с Касаем Атажукиным. В числе князей были Казий Кайсинов, Хамурза Росланбеков, Мисост Баматов, Джанхот Татарханов, Джанхот Сидаков и другие, а дворян представляли три человека из фамилии Куденетовых и три человека из Тамбиевых. В ответ на требования владельцев вернуться в свои дома и приступить к своим обязанностям, восставшие предъявили ряд встречных условий: чтобы владельцы брали с них умеренную подать; восстановили прежние порядки, согласно которым раньше крестьянин мог уходить к другому владельцу, пока хозяин не восстановит его нарушенные права; невмешательство владельцев во взаимоотношения чагар со своими крепостными, возвращение крепостным крестьянам права по своему усмотрению разводиться с женой и т. д. Последнее требование было направлено на предотвращение в будущем возможности феодалов вмешиваться во внутрисемейные отношения крестьян.

Подводя итоги событиям 1767 года в Кабарде следует отметить, что главной причиной восстания была не угроза переселения на Куму, а обострившиеся социальные противоречия между феодалами и крестьянами. Это, во-первых.

И в последующие годы ХVIII века имело место стремление крепостных крестьян к организованным выступлениям. Частыми были также их обращения к российским властям с просьбой разрешить переселиться близ военных крепостей и укреплений. Соответственно, такое стремление крестьян всячески поощрялось военными властями на Кавказе. Более того, они брали их под защиту и оказывали помощь в обустройстве на новом месте. Таким образом образовалась группа поселений, которая впоследствии получила название моздокских кабардинцев.

Социальные противоречия и конфликты в Кабарде и балкарских обществах оставались напряженными и после их инкорпорации в состав Российской империи в 1822 году. На этом этапе царское правительство стало однозначно поддерживать местную знать, особенно ее представителей, находившихся на российской службе.

Ярким примером такого отношения служит событие, связанное с волнением крепостных крестьян пристава Малой Кабарды Бековича-Черкасского. В 1837 году волнение 400 холопов, ушедших в горы в знак протеста против своего владельца, было подавлено силой российской армии, с применением артиллерии.

В 1838 году 10 дней продолжалось антифеодальное и антиколониальное выступление 5 тысячной массы крестьян, принудительно привлеченных на строительство Лескенского военного укрепления. Восставших возглавил крестьянин по фамилии Карданов. Повстанцев поддерживали широкие слои населения Кабарды.

Социальные конфликты в Кабарде и балкарских обществах особенно интенсивными становятся в 50 - начале 60-х годов ХIХ века. Крестьяне проявляли свой протест в различных формах, в том числе подавали жалобы российским властям на произвол владельцев, отказывались от выполнения повинностей, требовали полного освобождения от крепостной зависимости и т. д. Иногда протесты приобретали своеобразную форму. Так, в селении Бабукова зависимые крестьяне не пришли на похороны матери владельца села Асхада Бабукова. Ее похоронили жители из соседнего села.

Подводя итоги всему сказанному следует отметить, что в ХVIII - первой половине ХIХ века в Кабарде и балкарских обществах феодальные отношения достигли такого уровня развития, когда социальные противоречия между владельцами и крестьянами становятся одним из факторов общественно-политической жизни народа.

Традиционное социальное равновесие в обществе чаще всего нарушалось по вине феодалов, допускавших ущемления основополагающих правовых норм взаимоотношения с зависимыми сословиями. Совместные (коллективные) выступления крестьян против владельцев были протестной реакцией на усиление крепостнических отношений в феодальном обществе.

Социальные противоречия приобретали особую остроту в результате воздействия внешних сил: Крыма, Турции и России. Противоречия перерастали в масштабные конфликты в тех случаях, когда феодалы не справлялись со своими обязанностями по защите страны, и это напрямую затрагивало не только политические, но и социально-экономические интересы крестьянства.

Основными формами социального протеста со стороны крестьян были отказы от выполнения своих обязанностей перед феодалами, организованный уход от владельцев, обращение к российским властям с жалобой на произвол владельцев, массовое бегство на территорию, контролируемую российскими властями и принятия христианства. Но в отличие от России здесь не было погромов и поджогов помещичьих усадеб, физических расправ с владельцами и их родственниками. Видимо это объяснялось тем, что покушение на жизнь владельца, согласно обычного права, влекло за собой физическое истребление не только самого виновного, но и всех мужчин его рода, а женщин распродавали в рознь. В этом случае целиком исчезал весь род.

В условиях Русско-Кавказской войны царизм проводил политику социальной и политической дестабилизации в кабардинском обществе. Она была направлена на искусственное углубление кризиса феодализма, что в свою очередь должно было привести к ликвидации политического суверенитета Кабарды.

Крестьянство вместе со своими владельцами принимало участие в антиколониальной борьбе в тех случаях, когда царизм аннексировал их пахотные и покосные земли под строительство военных крепостей, укреплений и казачьих поселений.

Вопросы для закрепления лекционного материала

1.Какие формы ренты имели место в феодальном обществе?

2.Как распределялись фунциональные объязанности между различными социальными группами общества?

3.Вчем суть социального конфликта между феодалами и крестьянами?

4.Почему на данном этапе Россия была заинтересована в поддержании социальной напряженности в кабардинском обществе?

5.В каких формах крестьяне вели борьбу за социальную справедливость?

6.Как влияли внешние факторы на социальную обстановку в Кабарде?

7.Почему бегство крестьян стало причиной обострения кабардино – русских отношений?

8.Против кого и почему крестьяне выступили под предводительством Машука?

9.Что вы можете рассказать о восстании крестьян под предводительством Дамалея?

10.Что послужило поводом массового антифеодального выстпления крестьян в 1767году?


Пятигорск раскинулся меж несколькими обособленными горами. Гору, носящую имя Машук, Лермонтов сравнивал с лохматой шапкой. Она сыграет трагическую роль в жизни великого писателя и поэта. Именно на склоне Машука Лермонтов получит смертельное ранение. Сама гора Машук достаточно скромная, её высота около 990 метров, но история названия вершины необычайно богата.

Бытует несколько версий о происхождении имени горы. Тут переплелись мифы о некоей прекрасной девушке, конечно, лившей слёзы на склонах этой горы, о принадлежности данной местности семье Машуковых, т. к. это достаточно распространённая фамилия в этой земле, и т.д. Вот только редко можно услышать о том, что гора Машук, по одной из версий, носит своё имя в память о вполне конкретном человеке – бунтовщике и абреке Машуко (Мачуке Хубиеве). Его восстание против горских князей, местной аристократии и крымско-турецких оккупантов провалилось, а сам он был подло убит на горной дороге, попав в засаду.

Согласно другим, более основательным версиям, Машуко поднял восстание уже через 12 лет после Канжальской битвы, но по тем же самым причинам: очередная оккупация Кабарды Крымским ханством и на этот раз содействие этой оккупации некоторыми кабардинскими князьями. Именно поэтому автор остановится на последней версии.

Нереализованные итоги Канжальской битвы

Абрек-бунтарь Машуко. Начало восстания

Уже к 1720-му году были созданы две княжеские коалиции: протурецкая и независимая, воспринимавшаяся как пророссийская. После очередного вторжения они получили имена Баксанской и Кашхатауской (Кашхатавской). Баксанская коалиция во главе со старшим князем (валий) Кабарды Исламбеком Мисостовым находилась на протурецких (т.е. прокрымских) позициях, опасаясь мести со стороны Крыма и Порты. Кашхатауская коалиция оказалась в меньшинстве и решила продолжить отстаивать независимость Кабарды, но с креном в сторону России. Эту коалицию возглавили князья Кайтукины и Бекмурзины.

Вторжение Саадат-Гирея (Саадет IV Герай) и начало междоусобицы

В конце 1719-го – начале 1720-го годов новый хан Крыма Саадат-Гирей, взошедший на престол в 1717-м году, отправил в Кабарду послание с требованием прекратить всяческие отношения с Россией, вернуться под власть Крыма и Порты и продолжить соответствующие выплаты дани, в том числе и людьми. Вначале кабардинские князья ответили отказом, несмотря на взгляды протурецких сил.

Саадат начал собирать войско, рассчитывая вернуть покорность Кабарды, тем самым утвердив и себя на троне. Весной 1720-го года 40-тысячная армия Саадат-Гирея, усиленная по традиции ногайцами и османами, вторглась на территорию современной Кубани и двинулась на юг в Кабарду. Весть об огромном войске мигом разнеслась по всему Кавказу.

Саадат-Гирей при этом проявил политическую хитрость. Он прекрасно понимал, что разгром в Канжальской битве продолжает воодушевлять горцев на сопротивление, поэтому остро требовалось углубить разобщение среди самих кабардинцев. Так, крымский хан объявил старшим князем Кабарды главу Баксанской коалиции – Исламбека Мисостова. Несмотря на то, что к тому моменту Саадат стёр с лица земли десятки горских аулов, Мисостов с жадностью схватился за это подтверждение своих полномочий.


Более того, новый валий Кабарды Исламбек Мисостов, собрав своих воинов, присоединился к крымскому хану, чтобы покарать мятежников Кайтукиных и Бекмурзиных, которые теперь им воспринимались как бунтовщики против его собственной власти. Заранее осознав, куда повеял политический ветер, мятежные князья бежали со своими воинами в горы в урочище Кашхатау, которое и дало своё имя коалиции. В это же время Мисостов задержался на время в Баксане, а его коалиция получила своё имя – Баксанская. Положение политической междоусобицы было столь тяжёлым, что коалиции поочерёдно в тайне отправляли послов в Россию, поэтому в различных источниках до сих пор нет единого ответа, какая именно из тих партий была по-настоящему пророссийской.

Пока паны дерутся, у холопов чубы трещат


Разумеется, вскоре разгорелось крупное крестьянское восстание. По горской иерархии Северо-Западного Кавказа, крестьяне (у черкесов – тфокотли) находились в самом низу. Ниже них можно было поставить рабов, но рабы (унауты) за людей практически не считались – они были просто имуществом, которое по причудам природы имело навык к воспроизводству себе подобных. При этом дети рабов становились таким же имуществом хозяина, как и их родители.

Сверху на крестьян осуществлялось давление практически всего остального общества: валия, младших князей и аристократии, которая, в свою очередь, сама имела своих приближённых, наделённых гораздо большими правами, нежели простые жители. Таким образом, в создавшихся условиях терять крестьянству было нечего.

По другим данным, которые приводил в своих работах историк, филолог и этнограф Александр Ибрагимович Мусукаев, Машук (Машуко) был непревзойдённым мастером оружейного дела. При этом бежал он в район современного Пятигорска из кабардинских сёл из-за кровной мести. Впрочем, мятеж отнюдь не мешает в итоге скрываться именно от кровной мести.

Бытует и ещё одна версия, согласно которой Машук был карачаевцем, а звали его Мечука, что уже позже и перевели на кабардинский манер. А происходил Мечука из рода Хубиевых.


Так или иначе, но восстание Машуко приняло характер лесного пожара. Из-под ног знати выбили один из основных источников дохода – крестьянскую продукции и, главное, крестьянские души. Работорговля была столь выгодным делом, что она процветала на Чёрном море вплоть до середины 19-го века, пока Российская империя калёным железом не выжгла все базы работорговли и самих работорговцев, которых периодически топили живьём в море.

Смерть абрека и мятежника Машуко и его наследие в горах Кавказа, изображение №1

Восстание, поднятое Машуко против кабардинской аристократии, пошедшей в вассальную зависимость Крымскому ханству, в самом начале имело все возможности на успех. С одной стороны, к восстанию примыкали ненавистники крымско-турецких порядков из различных слоёв общества. С другой стороны, восстание носило яркий антикрепостнический характер, мобилизовавший широкие крестьянские массы, бежавшие прочь из аулов и тем самым подрывавшие благосостояние правящего класса.

Однако весь потенциал восстания не был реализован. Впрочем, возможно, и не мог быть реализован. Руководитель восстания в политических интригах изощрён не был и не имел соответствующих связей с элитами, далеко не все из которых были настроены по отношению к Крымскому ханству положительно, мягко говоря. К тому же соединению всех антитурецких, а соответственно, и антикрымских, сил отчасти помешал как раз классовый характер борьбы мятежников. Часть восставших крестьян по старой памяти автоматически воспринимали любых князей и даже военную аристократию (уорков) уже не как защитников, а как потенциальных угнетателей. Но восстание тем не менее продолжалось.

Расцвет Машуко

Машуко, которого различные источники причисляли и к холопам, и к вольным общинникам-крестьянам, и к кузнецам-оружейникам, сформировал свои отряды весьма грамотно. Войско валия Кабарды Исламбека Мисостова, усиленное воинами его сюзерена крымского хана Саадата-Гирея, представляло собой грозную могучую силу. Сражаться с таким противником на поле боя не имело смысла, кроме геройского суицида, конечно.

Ликвидировать любой ценой

После первых неудачных попыток подавить восстание, которые потерпели фиаско, князья и ханские оккупанты крепко призадумались. В итоге решили внести разброд в ряды восставших и применить старый как мир шантаж. Для начала провели розыск с целью выяснить имена восставших. Затем в заложники были взяты все члены семей мятежников, а для показательного урока часть членов семей была сразу же выслана в Крым на рынок рабов. Другим же была обещана амнистия и даже возвращение имущества и родственников. Во время карательных действий в рабство попала родная сестра Машуко.

Смерть абрека и мятежника Машуко и его наследие в горах Кавказа, изображение №2

Ряды восставших начали редеть, но неистовый Машуко и не думал прекращать свой мятеж. Наоборот, абрек стал непримиримым врагом. Он открыто говорил, что будет сражаться даже в полном одиночестве. Наконец, щедрые посулы князей и хана смогли пробить в сердце одного из подвижников абрека червоточину. Поэтому мятежника схватили на горной дороге по наводке и убили на месте. Другая версия гласит, что казнили Машука прилюдно. Последнее кажется сомнительным, т. к. такая казнь входит в определённые противоречия с адатами. К тому же вид непреклонного кабардинца перед казнью мог лишь мобилизовать новую волну восстания.

Рождение легенды и классовая яма

Коварное убийство Машуко обессмертило его имя. Теперь он жил в народе бесконтрольно для крымского хана и местных князей. Тем временем Кашкатауская княжеская коалиция продолжала терять влияние. Количество воинов, которых был способен выставить Асланбек Кайтукин и его княжеские союзники Бекмурзины против коллаборационистской коалиции Исламбека Мисостова, уже не превышало и двух тысяч. Положение было отчаянным. Посланник Кайтукина в Санкт-Петербурге передал представителям России отчаянную мольбу князя о помощи и предупреждение, что, как бы князь того ни желал, но в случае отсутствия помощи он будет вынужден пойти на мир с враждебным Крымом.

Смерть абрека и мятежника Машуко и его наследие в горах Кавказа, изображение №3

Кабардинские крестьяне у своего дома (сакля)

Вскоре позиции Асланбека (не без помощи России) укрепились, а междоусобица обрела новую силу гражданской войны. Правда, войны между элитами, в которой простым смертным досталась роль пушечного мяса или дойной коровы. Бывшие члены Баксанской и Кашкатауской коалиций попеременно просили помощи и клялись в верности то Санкт-Петербургу, то Крыму. Положение крестьянства же продолжало ухудшаться. В итоге становилось понятно, что патриотический подъём был использован аристократией для решения собственных задач захвата власти в конкурентной борьбе друг с другом.

Смерть абрека и мятежника Машуко и его наследие в горах Кавказа, изображение №4

Карта Большой и Малой Кабарды с указанием крепости Моздок

Дошло до того, что кабардинская аристократия задумала грозить России переселением своих подданных из Кабарды на берега Кумы и Кубани. Однако позже они передумали, т. к. всем было ясно, что русские, понимая эту угрозу как жест полного отчаяния, которая в случае её выполнения приведёт князей к потере власти, пропустят это мимо своего внимания.

Восстание и смерть Мамсырыко Дамалея

Смерть абрека и мятежника Машуко и его наследие в горах Кавказа, изображение №5

После нескольких месяцев вооружённого противостояния знать решила пойти на переговоры, но это было лукавством. Так как к Дамалею начали стекаться люди со всей Кабарды, то единства в них не было. Кто-то готов был пойти на мир уже при условии ограничения крепостного гнёта, а кто-то желал полной свободы любой ценой. Этим и воспользовались князья.
Аристократия пообещала снизить уровень повинности и ограничить размах правового произвола, когда даже адаты не соблюдались. В среде восставших наметился глубокий раскол, готовый перейти в конфликт уже внутри конфликта. Пользуясь этим аристократы, следуя старой схеме, убили Мамсырыко. Лишившись предводителя, восстание развалилось, а народ сложился ещё один героический образ, воплощённый в песне:

Людей собирает он с пастбищ и полей,
Ведет он в сраженья крестьянских людей.
Испуг и сумятица в княжеском стане,
Крестьяне приходят с великой войной.
Бегут от повстанцев князья и дворяне,
И прячутся, в трепете, в чаще лесной.

Ещё одно восстание было подавлено. Однако уже тогда о полном усмирении крестьянства не могло быть и речи. Социальная болезнь, поразившая Кабарду по вине её собственной элиты, продолжала прогрессировать. До следующего восстания оставалось менее 15 лет.

Смерть абрека и мятежника Машуко и его наследие в горах Кавказа

Восстание, поднятое Машуко против кабардинской аристократии, пошедшей в вассальную зависимость Крымскому ханству, в самом начале имело все возможности на успех. С одной стороны, к восстанию примыкали ненавистники крымско-турецких порядков из различных слоёв общества. С другой стороны, восстание носило яркий антикрепостнический характер, мобилизовавший широкие крестьянские массы, бежавшие прочь из аулов и тем самым подрывавшие благосостояние правящего класса.

Однако весь потенциал восстания не был реализован. Впрочем, возможно, и не мог быть реализован. Руководитель восстания в политических интригах изощрён не был и не имел соответствующих связей с элитами, далеко не все из которых были настроены по отношению к Крымскому ханству положительно, мягко говоря. К тому же соединению всех антитурецких, а соответственно, и антикрымских, сил отчасти помешал как раз классовый характер борьбы мятежников. Часть восставших крестьян по старой памяти автоматически воспринимали любых князей и даже военную аристократию (уорков) уже не как защитников, а как потенциальных угнетателей. Но восстание тем не менее продолжалось.

Расцвет Машуко


Машуко, которого различные источники причисляли и к холопам, и к вольным общинникам-крестьянам, и к кузнецам-оружейникам, сформировал свои отряды весьма грамотно.

Войско валия Кабарды Исламбека Мисостова, усиленное воинами его сюзерена крымского хана Саадата-Гирея, представляло собой грозную могучую силу. Сражаться с таким противником на поле боя не имело смысла, кроме геройского суицида, конечно.

Ликвидировать любой ценой

После первых неудачных попыток подавить восстание, которые потерпели фиаско, князья и ханские оккупанты крепко призадумались. В итоге решили внести разброд в ряды восставших и применить старый как мир шантаж. Для начала провели розыск с целью выяснить имена восставших. Затем в заложники были взяты все члены семей мятежников, а для показательного урока часть членов семей была сразу же выслана в Крым на рынок рабов. Другим же была обещана амнистия и даже возвращение имущества и родственников. Во время карательных действий в рабство попала родная сестра Машуко.

Ряды восставших начали редеть, но неистовый Машуко и не думал прекращать свой мятеж. Наоборот, абрек стал непримиримым врагом. Он открыто говорил, что будет сражаться даже в полном одиночестве. Наконец, щедрые посулы князей и хана смогли пробить в сердце одного из подвижников абрека червоточину. Поэтому мятежника схватили на горной дороге по наводке и убили на месте. Другая версия гласит, что казнили Машука прилюдно. Последнее кажется сомнительным, т. к. такая казнь входит в определённые противоречия с адатами. К тому же вид непреклонного кабардинца перед казнью мог лишь мобилизовать новую волну восстания.

Рождение легенды и классовая яма

Коварное убийство Машуко обессмертило его имя. Теперь он жил в народе бесконтрольно для крымского хана и местных князей. Тем временем Кашкатауская княжеская коалиция продолжала терять влияние. Количество воинов, которых был способен выставить Асланбек Кайтукин и его княжеские союзники Бекмурзины против коллаборационистской коалиции Исламбека Мисостова, уже не превышало и двух тысяч. Положение было отчаянным. Посланник Кайтукина в Санкт-Петербурге передал представителям России отчаянную мольбу князя о помощи и предупреждение, что, как бы князь того ни желал, но в случае отсутствия помощи он будет вынужден пойти на мир с враждебным Крымом.

Смерть абрека и мятежника Машуко и его наследие в горах Кавказа


Кабардинские крестьяне у своего дома (сакля)

Вскоре позиции Асланбека (не без помощи России) укрепились, а междоусобица обрела новую силу гражданской войны. Правда, войны между элитами, в которой простым смертным досталась роль пушечного мяса или дойной коровы. Бывшие члены Баксанской и Кашкатауской коалиций попеременно просили помощи и клялись в верности то Санкт-Петербургу, то Крыму. Положение крестьянства же продолжало ухудшаться. В итоге становилось понятно, что патриотический подъём был использован аристократией для решения собственных задач захвата власти в конкурентной борьбе друг с другом.

Смерть абрека и мятежника Машуко и его наследие в горах Кавказа


Карта Большой и Малой Кабарды с указанием крепости Моздок

Дошло до того, что кабардинская аристократия задумала грозить России переселением своих подданных из Кабарды на берега Кумы и Кубани. Однако позже они передумали, т. к. всем было ясно, что русские, понимая эту угрозу как жест полного отчаяния, которая в случае её выполнения приведёт князей к потере власти, пропустят это мимо своего внимания.

Восстание и смерть Мамсырыко Дамалея

В 1754-м (по другим данным, в 1767-м, что считается менее достоверной датой) году разгорелось очередное крестьянское восстание. В авангарде восставших встали жители селений Куденетова и Тыжева, расположенных в районе реки Чегем. Причиной восстания стали попытки ещё более расслоить и закабалить свободных крестьян-общинников. Знать решила сильнее привязать их к своим владениям, усилив крепостной строй.

Во главе восставших встал Мамсырыко Дамалей, принадлежавший к сословию свободных крестьян-общинников, права которых как раз и попирались самым жёстким образом. Знать и в этот раз не смогла разглядеть социальную бомбу замедленного действия в собственной политике и безмерной жажде власти. У Дамалея отобрали всё его имущество, а вся семья была лишена прежних прав и стала, по сути, холопами. Мамсырыко поклялся мстить аристократам за такое бесчестие до конца своих дней и, как это уже делал Машуко, бежал в горы, чтобы продолжить борьбу.

Смерть абрека и мятежника Машуко и его наследие в горах Кавказа

После нескольких месяцев вооружённого противостояния знать решила пойти на переговоры, но это было лукавством. Так как к Дамалею начали стекаться люди со всей Кабарды, то единства в них не было. Кто-то готов был пойти на мир уже при условии ограничения крепостного гнёта, а кто-то желал полной свободы любой ценой. Этим и воспользовались князья.

Аристократия пообещала снизить уровень повинности и ограничить размах правового произвола, когда даже адаты не соблюдались. В среде восставших наметился глубокий раскол, готовый перейти в конфликт уже внутри конфликта. Пользуясь этим аристократы, следуя старой схеме, убили Мамсырыко. Лишившись предводителя, восстание развалилось, а народ сложился ещё один героический образ, воплощённый в песне:

Людей собирает он с пастбищ и полей,
Ведет он в сраженья крестьянских людей.
Испуг и сумятица в княжеском стане,
Крестьяне приходят с великой войной.
Бегут от повстанцев князья и дворяне,
И прячутся, в трепете, в чаще лесной.

Ещё одно восстание было подавлено. Однако уже тогда о полном усмирении крестьянства не могло быть и речи. Социальная болезнь, поразившая Кабарду по вине её собственной элиты, продолжала прогрессировать. До следующего восстания оставалось менее 15 лет.

Читайте также: