Внеурочная деятельность по физической культуре в начальной школе курсовая работа

Обновлено: 08.07.2024

Ключевые слова: внеурочная деятельность, ФГОС, образование, физическая культура, младший школьник, результат.

Аннотация: Статья раскрывает особенности организации внеурочной деятельности по физической культуре на раннем этапе обучения. Данная тема является особо актуальной в силу перехода на ФГОС. В статье представлены особенности младших школьников, раскрыты задачи физического воспитания , обозначены основные направления развития личности.

A.A. Glebov

The Russian Federation

Organization of extracurricular activities for Physical Culture under the Federal State Standard of primary education

Keywords: extracurricular activities, Federal State Standard, education, physical education, younger learners, the result.

Annotation: The article reveals the features of the organization of extracurricular activities for physical education at an early stage of learning. This topic is particularly relevant due to the transition to the Federal State Standard of Education. The article presents the features of younger learners, the goals of physical education are disclosed, the basic directions of individual development are denoted.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Именно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время, для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики и других.

Психофизиологические особенности ребенка (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Целью внеурочной деятельности является формирование у младших школьников мотивации на сохранение и приумножение здоровья по средством подвижных игр.

При проведении занятий можно выделить два направления:

  • оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
  • повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.

В этом проявляется роль внеурочной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностных, метапредметных, предметных.

Зная все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтоб она была эффективной и результативной. В этом и заключается актуальность данной темы.

Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа.

  • 1. Ухудшение здоровья детей в процессе обучения;
  • 2. Недостаточная двигательная активность;
  • 3. Увеличение числа обучающихся, имеющие вредные привычки;
  • 4. Отсутствие приоритета здорового образа жизни.

Объект исследования – внеурочная деятельность обучающихся.

Предмет исследования – внеурочная деятельность обучающихся по физической культуре.

Цель исследования – систематизировать теоретический и практический опыт внеурочной деятельности обучающихся на уроках физической культуры, на его основе разработать методические разработки и рекомендации в данной области, доказать их эффективность.

Задачи исследования – определить виды и формы внеурочной деятельности обучающихся, изучить их особенности.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Педагогика

Содержание

Глава 1.Теоретические аспекты спортивно — оздоровительного направления кружковой работы во внеурочной деятельности с младшими школьниками 7

1.1 Назначение внеурочной деятельности с младшими школьниками 7

1.2. Спортивно — оздоровительный кружок как одна из форм организации внеурочной деятельности 17

1.3 Организация физкультурно–спортивных досуговых мероприятий 24

Выводы по 1 главе. 33

2. Технологии спортивно — оздоровительной работы во внеурочной деятельности с младшими школьниками 35

2.1 Программа проведения спортивно оздоровительного кружка 35

Выводы по 2 главе. 53

Список источников и литературы 61

Выдержка из текста

Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) определяет задачи по физической культуре как результаты начального образования следующим образом:

1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Одним из направлений внеурочной деятельности является спортивно-оздоровительная работа.

В организации работы по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности, ее успешном течении, велика роль личности учителя, его интересы, эрудиция, работоспособность. Чем интереснее работа, которая им проводится, тем большее число учеников она привлекает. Возрастает роль активных форм и методов, которые позволяют организовывать и проводить широкий обмен знаниями, формировать определенные суждения, учат высказывать свою точку зрения, активно отстаивать свое мнение.

Современный учитель не только должен знать современные подходы к формированию здоровья и здорового образа жизни детей, но и уметь организовывать работу в данном направлении. Одной из форм организации этой работы является – кружок.

В данном исследовании выделяется объект исследования: организация спортивно — оздоровительной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности, а предметом исследования: является содержание,методы, средства и результаты кружковой работы по спортивно — оздоровительному направлению.

Цель исследования: Разработка программно-методического материала для работы кружка поорганизации спортивно-оздоровительной направленности внеурочной деятельности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. На основании анализа педагогической, психологической и методической литературы по проблеме спортивно- оздоровительного направления кружковой работы во внеурочной деятельности младших школьников выделить ключевые понятия, определить их сущность и структуру.

2. Выявить особенности организации спортивно – оздоровительного направления кружковой работы во внеурочной деятельности с младшими школьниками.

3. Разработать программно-методический материал по спортивно-оздоровительному направлению во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования. Спортивно – оздоровительное направление будет способствовать активному интеллектуальному и физическому развитию, если:

учтены возрастные и индивидуальные особенности детей,

выявлены оптимальные формы и методы спортивно – оздоровительного направления,

разработана система мероприятий по данному направлению во внеурочной деятельности.

Методы исследования.Для решенияпоставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические методы (изучение психолого-педагогической, методической, научно-познавательной литературы, периодических изданий о передовом педагогическом опыте учителей), анализ учебных программ по организации спортивно – оздоровительного направления во внеурочной деятельности. Психологические методы (анализ продуктов кружковой работы детей), эмпирические методы (наблюдение, беседа).

Новизна исследования.Разработан программно-методический материал по спортивно-оздоровительному направлению во внеурочной деятельности, необходимый в дальнейшем для проведения кружковой работы в школах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснована проблема организации кружковой работы по спортивно – оздоровительному направлению во внеурочной деятельности младших школьников, выявлены оптимальные методы и формы спортивно – оздоровительной работы, так же разработан план по данному направлению внеурочной деятельности.

Список использованной литературы

1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник /И.С. Барчуков ; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. — 2-е изд., стер. — М. :КНОРУС, 2012 — 368 с.

2. Башмаков М.И., Горяев М.А. Развитие внеурочной деятельности методами продуктивного обучения // Человек и образование — № 2 (39), 2014 – 76-81 с.

3. Васильков Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. — Ростов Н/Д: Феникс, 2008 — 381 с.

4. Волкова А.А. Концепция внеурочной деятельности в контексте введения ФГОС НОО // Наука и современность — № 19-1, 2012 – 85-89 с.

5. Гаврилова О. Н. Внеурочная научно-познавательная деятельность учащихся начальной школы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения — № 20, 2011 – 2010-214 с.

6. Задников Е.П. Организация массовой физкультурно-оздоровительной работы // Альманах современной науки и образования — № 1 (68), 2013 – 64-67 с.

8. Манжелей И.В. Выявление педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения // Вестник Тюменского государственного университета – № 9, 2011 – 63-71 с.

10. Перминова Н. И. Организация внеурочных форм занятий физической культурой на основе мониторинга // Образование и наука — № 2, 2009 – 114-124 с.

11. Сиюткина Н. В. Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук — № 10-2, 2013 – 5-12 с.

12. Слизкова Е.В., Шарайкина А.Н. Воспитание ценностных отношений в общении со сверстниками во внеурочной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук — № 6-2, 2015 – 32-37 с.

13. Соколова Л.Б., Худотеплова Е.Н. Моделирование процесса формирования учебной успешности подростка во внеурочной деятельности // Теория и практика общественного развития — № 9, 2014 – 46-51 с.

14. Степанян Е. А. Физкультурное образование школьников в условиях спортивных мероприятий-праздников // Омский научный вестник — № 1-63, 2008 – 122-126 с.

15. Фирсин С.А. Организация физического воспитания в досуговой деятельности школьников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика — № 1, том 13, 2013 – 102-105 с.

16. Фонарев Д.В., Фонарева Е.А. Спортизированный подход организации физического воспитания учащихся 1-4-х классов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук — № 7-2, 2014 – 9-12 с.

17. Хашханок А.К. Основы организации физкультурно-рекреационной деятельности в микрорайоне на базе общеобразовательной школы // Новые технологии — № 3, 2011 – 1-6 с.

18. Шишлянникова С.А. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения — № 10, том 10, 2015 – 51-57 с.

19. Щетина С.В. Физическое воспитание школьников в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта — № 10 (116), 2014 – 150-158 с.

20. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль — № 4, 2012 – 112-124 с.

Цель: изучить многообразие видов и форм воспитательной работы в школе в рамках ФГОСТ и предложить проект программы спортивно-оздоровительного направления.
Задачи:
1.Обосновать цели и принципы внеурочной работы.
2. Раскрыть место внеурочной работы системе воспитания
3. Охарактеризовать организацию внеурочной работы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I.СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1.1 Понятие спортивно-оздоровительного направления, цели и задачи
1.2 Основные функции, типы и виды спортивно-оздоровительной деятельности
1.3. Организация внеклассной работы по физическому воспитанию
Глава 2. Формы и методы внеклассной работы по физическому воспитанию………………………………………………………………………15
2.1. Прогулки, экскурсии, походы………………………………………15
2.2. Игры, развлечения…………………………………………………..20
2.3. Спортивные соревнования………………………………………….22
2.4. Кружки и спортивные секции физической культуры…………….31
Заключение………………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Курсовая работа по теме:

студентка группы У-3

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I.СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1.1 Понятие спортивно-оздоровительного направления, цели и задачи

1.2 Основные функции, типы и виды спортивно-оздоровительной деятельности

1.3. Организация внеклассной работы по физическому воспитанию

Глава 2. Формы и методы внеклассной работы по физическому воспитанию…………………………………………………… …………………15

2.1. Прогулки, экскурсии, походы………………………………………15

2.3. Спортивные соревнования…………………………………………. 22

2.4. Кружки и спортивные секции физической культуры…………….31

Введение

Актуальность. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

С сентября 2008 года в большинстве регионов нашей страны успешно используются государственные стандарты начальной школы второго поколения. Под влияние государственного стандарта попала также внеурочная работа с детьми в школе.

На современном этапе развития общества акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Такая работа помогает удовлетворить потребность детей и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. д.

Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его в лицее, проявил интерес к содержанию школьной жизни.

Большое развитие внеурочная работа получила при таких педагогах как:А.С. Макаренко, С.Т .Шацкий ,В.Н. Сорока – Росинский. Они рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанную на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Проблемами организации внеклассной работы занимались Козленко М.П[4], Качашкина В.М[3], Виленский М.Я.[2], Сафин Р.С.[2], Шиян Б.М.[5] и многие другие.

В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной работе. [1,151].

Методологическую основу исследования составляют труды Роговой Г.В., Сахоровой Г.Е.,Кузовлева Н.Е.,Рыбиной О.Е. и др. (14, 10, 15)

Объект работы: процесс воспитания школьников во внеурочной деятельности.

Предмет: организационные формы и виды внеурочной воспитательной работы школьников

Цель: изучить многообразие видов и форм воспитательной работы в школе в рамках ФГОСТ и предложить проект программы спортивно-оздоровительного направления.

1.Обосновать цели и принципы внеурочной работы.

2. Раскрыть место внеурочной работы системе воспитания

3. Охарактеризовать организацию внеурочной работы

4. Разработать и предложить проект программы физкультурно-оздоровительного направления.

В работе использованы следующие теоретические методы педагогического исследования:

  1. Сравнительно исторический анализ
  2. Анализ литературы
  3. Анализ базовых понятий и исследования

Работа выполнена на 24 страницах, состоит из: введения, 1 главы, заключения, списка литературы, приложения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе , в ходе педагогической практики студентов, а также в педагогической деятельности учителей физической культуры в современной школе.

Структура дипломной работы.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе рассмотрены принципы организации внеклассной работы по физкультурно-оздоровительному направлению, цели и задачи, а также формы и методы внеклассной работы по иностранному языку в школе.

В третьей главе представлены сценарии внеклассных мероприятий по иностранному языку.

Внеклассная работа отличается от учебной тем, что:

- осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;

- она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;

- педагогическое руководство внеклассной работой приобретает в большей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся.

Зная все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтоб она была эффективной и результативной. В этом и заключается актуальность данной темы.

Проблемами организации внеклассной работы занимались Козленко М.П[4], Качашкина В.М[3], Виленский М.Я.[2], Сафин Р.С.[2], Шиян Б.М.[5] и многие другие.

В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной работе. [1,151].

Методологическую основу исследования составляют труды Роговой Г.В., Сахоровой Г.Е.,Кузовлева Н.Е.,Рыбиной О.Е. и др. (14, 10, 15)

Процесс формирования личности школьника во внеклассной работе.

Внеклассная работа по физическому воспитанию в современной школе.

Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы по физическому воспитантю.

- изучить теоретические основы внеклассной работы по физическому воспитанию;

- проанализировать внеклассную воспитательную работу по физической культуре с точки зрения системного подхода;

- охарактеризовать основные формы внеклассной работы по физическому воспитанию школьников

Для реализации поставленных задач использовались следующие теоретические методы исследования: анализ литературы, анализ базовых понятий исследования, методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: осуществлён теоретический анализ внеклассной работы по физическому воспитанию как педагогической системы (принципы организации, цели и задачи, содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по физическому воспитанию); представлена педагогическая характеристика отдельных форм внеклассной работы по физическому воспитанию. Предложенная программа физкультурно-оздоровительного направления может быть использована учителями физической культуры при организации внеурочной деятельности

Структура курсовой работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы внеклассной работы по физическому воспитанию школьников

Понятие , о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно- образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога- специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т. д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность. [5]

В физическом воспитании различают две специфические стороны, или : обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей).

Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, т. е. системное освоение человеком в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. [9]

Образовательная сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих

двигательных возможностей в жизненной практике. Другая не менee существенная сторона физического воспитания -- целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и peгулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств (или физическим воспитанием в узком смысле). [13]

В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием.

Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом (физических упражнений), и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.). [19] Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям фуикциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким путем физические качества, достигают при известных условиях существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тex или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма). Развитию физических качеств в процессе их воспитания придается, таким образом, направленный характер, что и позволяет в этом смысле говорить об управлении их развитием.

1.2. Принципы организации внеклассной работы

В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.

Читайте также: