Внеурочная деятельность педагога психолога в школе 9 класс
Обновлено: 05.07.2024
Профессиональная деятельность педагога-психолога в образовательной организации имеет целью повышение эффективности образовательной деятельности в школе средствами психологической науки и практики.
В условиях внедрения ФГОС приоритетным становится целостная, системно организованная деятельность по психолого-педагогическое сопровождению Стандартов, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она стала обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. Тем не менее, воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе.
Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность психологической направленности позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- создавать условия для благоприятной адаптации ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
- создавать условия для индивидуального развития каждого ребенка, в том числе одаренных и детей с особыми возможностями здоровья;
- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- создавать условия для формирования ценностно – смысловой сферы личности обучающихся.
Педагог - психолог, осуществляющий работу как педагог дополнительного образования, имеет возможность выбора разработанных и апробированных авторских программ психологической направленности:
1. Начальное общее образование (9 программ)
1 - 4 класс. Уроки психологии. В.Н. Карандашева, А.С. Лисянской, Т.А. Крыловой. (Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011)
1 - 4 класс. Жизненные навыки. С. В.Кривцовой. ( Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.) (есть рабочие тетради на печатной основе)
1 - 4 класс. Психологическая азбука Т.А . Аржакаева., И.В. Вачков, А.Х. Попова (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Программа развивающих занятий в 4 классе. – М.: Генезис, 2014.) (есть рабочие тетради на печатной основе)
2. Основное общее образование (5 программ)
5 - 6 класс. Жизненные навыки. С.В.Кривцовой. (Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 класс. /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2012.)
Задачи:
- Оказывать психологическую помощь в адаптации детей к обучению в школе;
- Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
- Учить детей методам и приемам познания себя, умению распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
- Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
- Развивать навыки произвольного внимания и восприятия, обучить приемам образного и логического запоминания, обучить приемам аналитико-синтетической деятельности.
- Познакомить с приемами целеполагания и планирования деятельности;
- Создавать условия для развития социальных и коммуникативных компетентностей.
• создать условия для формирования у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности, устойчивой учебной мотивации;
• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
• повысить уровень психологической готовности к обучению, сформировать учебные навыки;
• коллективно выработать нормы и правила жизни класса во вновь созданном коллективе;
• способствовать формированию адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
• создавать условия для повышение социально-психологической компетентности обучающихся.
Занятия проходят в специально оборудованном кабинете психологии, оснащенном компьютерной техникой, интерактивной доской, мультимедийным проектором, мягкой мебелью, с ковровым половым покрытием. Это позволяет избежать традиционного проведения уроков за школьными партами, дать возможность детям сменить обстановку, отдохнуть после уроков, подвигаться. Цветовое решение кабинета способствует отдыху и расслаблению детей в процессе проведения занятий.
Психологам хорошо известно, что наибольшая эффективность в групповых формах работы достигается при наполняемости группы от 10 до 16 человек. К сожалению, в последнее время психологические занятия проводятся в группах от 18 до 28 человек.
Это создает серьезные трудности при проведении занятий и требует от педагога опыта, высокого профессионализма, применения инновационных технологий, серьезной подготовки к занятию (продумывание всех этапов, отбор эффективных технологий, видов упражнений) и максимальной концентрации педагога во время проведения занятий.
Как показала практика, особую эффективность в решении этих проблем имеют интерактивные технологии обучения, одной из форм которых является социально - психологический тренинг и использование его элементов, позволяющих сделать урок необычным, более насыщенным и интересным.
Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.
Необходимо отдельно отметить высокую эффективность использования арт-терапевтических методов, построенных на применении разных видов искусства, к которым относятся задания с использованием терапевтических метафор - сказок, притч, музыки (музыкальные переменки, физкультминутки с музыкальным фоном, подвижные игры с музыкальным сопровождение), рисования, аппликаций, фотографий, кинофильмов и мультфильмов.
Проведение внеурочных диагностических занятий дают возможность получить своевременную и достоверную информации об индивидуально-психологических особенностях обучающихся, выявить возможности, интересы, способности и склонности детей, определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии.
Таким образом, психологическое сопровождение участников образовательного процесса, в том числе и через внеурочную деятельность, является неотъемлемым компонентом образовательного процесса, позволяющим не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования. Работа педагога-психолога является одним звеном этой системы.
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_i_vybor_professii.doc | 310.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Юдина Е. В. ________________
Руководитель кафедры учителей начальных классов
Товкачева А.Н. _____________
Протокол № 1 ___________________________.
по внеурочной деятельности
на 2019-2020 учебный год
Перешеина Е.Д., педагог – психолог
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Актуальность программы определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Цель программы: формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
- Формирование актуального для подростков информационного поля мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
- Определение степени соответствия профиля личности и профессиональных требований;
- Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося;
- развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
- Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
Формы и методы работы: активная лекция, поисковая беседа, самодиагностика, деловая игра, практическая работа с элементами тренинга и др.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Познавательные универсальные учебные действия:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Содержание курса внеурочной деятельности
9 класс (17 часов)
3. Способности и профессиональная пригодность (2 часа ). Соотнесение разных видов способностей к определенным типам профессиональной деятельности. Изучение уровней профессиональной пригодности.
4. Планирование профессиональной карьеры (6 часов). Определение собственных мотивов и потребностей при выборе профессии. Рассмотрение современного рынка труда. Развитие навыка написания резюме и самопрезентации. Изучение ошибок в выборе профессии.
5. Итоги курса (1 час). Оценить изменения и достижения учащихся. Обобщить основные знания и навыки детей, полученные или в течение года.
Тема занятия, мероприятия
Основные виды и задачи внеурочной деятельности учащихся.
Введение в курс
- познакомиться со структурой занятий
- определить основные цели и задачи курса
Классификация профессий. Признаки профессии
- познакомиться с разными классификациями профессий
- научиться соотносить профессию и ее типологию
Определение типа будущей профессии
- определить тип будущей профессии с помощью методики Е.А. Климова
- научиться соотносить индивидуальные результаты диагностики с установленными параметрами
Профессия, специальность, должность. Формула профессии
- научиться разграничивать данные понятия
- определить собственную формулу профессии (цель труда – предмет труда, средства труда – условия труда)
Интересы и склонности в выборе профессии
- научиться соотносить склонности и интересы и типами профессий
Определение профессионального типа личности
- определить профессиональный тип личности с помощью модифицированной методики Дж. Голланда
- научиться соотносить индивидуальные результаты диагностики с установленными параметрами
Профессионально важные качества
- научиться анализировать черты характера, особенности мышления и свойства нервной системы (тип темперамента) как профессионально важные качества
- развивать умение работать в группах, учитывать мнение другого человека
Профессия и здоровье
- познакомиться с медицинскими ограничениями профессиональной пригодности
- научиться соотносить факторы, ограничивающие профессиональный выбор и типы профессий по условиям труда
Способности и профессиональная пригодность
Практическая работа с элементами тренинга
- определить наличие способностей к разным видам профессиональной деятельности
Уровни профессиональной пригодности
- познакомиться с уровнями профессиональной пригодности
- научиться определять по кейсам уровень профессиональной пригодности
Мотивы и потребности
- определить и проанализировать собственные мотивы профессиональной деятельности
Ошибки в выборе профессии
- познакомиться с типичными ошибками в выборе профессии
- научиться определять по кейсам ошибки при профессиональном самоопределении
Современный рынок труда
- познакомиться с состоянием современного рынка труда
- научиться анализировать рынок труда в своем регионе
Пути получения профессии
Практическое занятие с элементами тренинга
- познакомиться с путями получения профессии (среднее специальное образование, высшее образование, дополнительная профессиональная переподготовка)
- определить подходящий для учащегося путь получения профессии
- научиться составлять резюме
- отработать навыки представления себя
Стратегия выбора профессии
- отработать данную стратегию на кейсах.
- учиться оценивать собственные полученные знания за пройденный курс
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Автор, год издания Название пособия
Методическое пособие для педагогов и психологов
Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, - 1990. – 159 с.
Методическое пособие для педагогов и психологов
Чистякова С. Н. Твоя профессиональная карьера. Дидактический материал по курсу (Книга для учителя). – М. – 2000.
Методическое пособие для педагогов и психологов
Автор, год издания Название пособия
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. – 13-е изд. – М.: Генезис, 2017. – 144 с.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Технические средства обучения (ТСО):
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения и видеозаписи), отражающие основные темы курса;
к каждому занятию
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Интерактивная доска (по возможности)
Другие средства обучения:
Бланки для тестирования
Листы бумаги формата А4
Цветные карандаши, фломастеры
По количеству учеников
МЕТОДИКА “ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ”
(адаптация А.П. Чернявской)
Методика представляет собой опросник, включающий 99 вопросов с дихотомической формой ответа (да, нет). Предназначена для учащихся 9 – 11-х классов.
Цель: определение уровня готовности к адекватному профессиональному выбору.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Опросник состоит из пяти шкал: “автономность” (20 вопросов); “информированность” (17 вопросов); “ориентация во времени” (планирование) – 20 вопросов; “принятие решения” – 20 вопросов; “эмоциональное отношение” – 22 вопроса. Вопросы отдельных шкал распределены в методике в случайном порядке.
Краткая характеристика шкал
Определяется следующими параметрами: понимание целостности своей личности; стремление реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Общая ориентация на успех. Знание шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков. Принятие на себя ответственности за собственные действия. Самостоятельный опыт планирования своих поступков, умение соотносить свои действия с требованиями общества. Умение прогнозировать профессиональный рост; однородность профессиональных предпочтений в. течение длительного времени. Собственная активность в получении информации и выборе профессионального пути. Компромисс между желаниями и возможностями, осознание необходимости таких компромиссов.
Для возникновения основных признаков автономности необходим определенный набор новообразований:
• человек должен ощутить свою независимость от родителей (в делах, мыслях, поступках);
• от внешней детерминации своего поведения он должен перейти на самодетерминацию;
• он должен осознавать свой идеальный образ Я-концепции и стремиться к его достижению.
Оценивается степень информированности о мире профессий в целом; об отдельных профессиях или группах профессий.
Понятие “информированность о мире профессий” включает следующее:
• осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства;
• знание понятий культуры труда, трудовой дисциплины, структуры предприятия, принципов оплаты;
• знание отдельных профессий;
• знания или практические умения, касающиеся приобретения профессии, поиска и поступления на работу, требуемого уровня образования для различных профессий; того, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм. Предполагается, что большой объем информации о мире профессий в целом должны иметь школьники четвертого класса. В четвертом классе сформированность профессиональной позиции характеризуется рядом показателей:
• положительное отношение к любому виду труда;
• определенный уровень осведомленности относительно основных массовых профессий;
• умение различать связи между профессиями, отраженные в классификации;
• умение выделять основные требования профессии к человеку;
• стремление к самооценке в контексте профессионального самоопределения.
Информированность об отдельных профессиях или группах профессий включает знания о физических и социально-экономических условиях работы по профессии, требованиях профессии к человеку (психофизиологические особенности, познавательная сфера, личностные качества), требованиях к уровню образования, возможностях получения образования; перспективах профессионального роста; знание социально-экономических потребностей общества, конкретного региона и потребности в кадрах отдельных предприятий.
Важным условием развития умения принимать решения является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу.
Для того чтобы принимать эффективные решения, учитывающие все факторы ситуации и ее перспективы, важно наличие определенных качеств, способностей, знаний и навыков, основными среди которых являются следующие:
• любознательность, любопытство – желание и умение собирать и накапливать информацию;
• предвидение, предусмотрительность – способность предвосхищать проблемы и заранее готовить альтернативы;
• здравый смысл, проницательность – способность соотнести имеющуюся информацию с рассматриваемой проблемой и оценить ее;
• решительность – способность поручиться за принятое решение и взять на себя ответственность за него;
• делегирование полномочий – умение эффективно разделить авторитет и ответственность с коллегами;
• планирование – умение разработать для коллектива реальный, конкретный и действенный план решения проблемы;
• оценка риска – способность оценить потенциальный риск принятого решения; ответственность за риск – способность оценить риск и взять ответственность на себя;
• контроль – способность получить в процессе решения проблемы именно тот результат, который планировался.
Планирование (“ориентация во времени”) Предполагает оценку временной перспективы в профессиональном плане: “Кем я буду?”, “Где я буду учиться?”, “Первая работа, дальнейшие перспективы”, пути и средства достижения ближайших жизненных целей: ознакомление, проба сил, самообразование; оценка вероятных внешних препятствий, своих возможностей и запасных вариантов.
Включает также способность выделять события, являющиеся единицами анализа жизненного и профессионального пути (поступление на учебу, выбор и смена работы и т.д.). Анализ или прогноз конкретных событий позволяют человеку составить целостное представление о своей жизни, ее прошлом, настоящем и будущем.
Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии Включает отношение к разным профессиям, профессиональным группам и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Данный показатель включает в себя не только отношение к разным вариантам выбора, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за решение, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Эмоциональный компонент профессиональной готовности выражается в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач. Отсутствие эмоционального отношения зачастую говорит не об излишней рациональности, а об отсутствии значимости для человека ситуации принятия решения или о скрываемом страхе принятия решения.
Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования
Программа курса внеурочной деятельности "Час психолога" для 5-9 классов содержит четыре блока по классам. В каждом классе по девять часов. Цель занятий: диагностика и формирование УУД.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Надышева Татьяна Борисовна,
Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
В результате реализации программы у обучающихся должны быть сформированы универсальные учебные действия.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы: педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий.
Содержание курса внеурочной деятельности
Данная программа содержит четыре блока по классам. В каждом классе по 9 часов.
Форма занятий предполагает практические занятия по диагностике и формированию УУД: проведение диагностических методик, тренинги, беседы, игровые упражнения.
В пятом классе предполагается изучение адаптации учащихся к
новым условиям школьной жизни, занятия по адаптации. Четыре занятия
асоциального поведения. Занятия с элементами тренинга на формирование
нравственных качеств по итогам диагностики являются завершающими в
каждом классе – с 5 по 9 классы.
Занятия в восьмом классе также включают игры на развитие коммуникативных навыков, упражнения на развитие познавательных процессов, тренинг толерантности, тренинг общения, занятие по профориентации.
Программа рассчитана на развитие всех УУД, но формированию личностных и коммуникативных УУД придаётся большее значение.
Программа внеурочной деятельности “Путь в профессию” разработана для обучающихся 7-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.
Задачи программы:
помочь обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить воспитанниц к осознанному выбору будущей профессии;
расширить знания обучающихся о мире профессий, о рынке труда;
развивать умение определять соответствие требований выбранной профессии их склонностям, способностями и возможностям;
развивать умения выделять профессионально важные качества профессий;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
способствовать формированию у обучающихся качеств творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и уметь изменять его;
использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
оценить собственные возможности, способствовать овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
систематизировать, анализировать полученные данные;
освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
определение требований, предъявляемых профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально - волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
выявление склонностей и развитие способностей как индивидуальных качеств личности; соотнесение интересов и способностей с миром профессий;
выявление требований, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека;
значение творческого потенциала человека, карьеры;
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
Содержание программы
Предмет и задачи курса. Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации.
Формы проведения занятий:
Данный раздел является вводным в учебный курс и предполагает использование теоретического материала в форме беседы, а также практических заданий в форме сочинения, тестирования.
Что я знаю о своих возможностях
Типы нервной системы. Типы темперамента. Роль нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. Роль эмоционально-волевых качеств личности.
Память. Виды памяти. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. Приемы развития памяти.
Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное внимание. Профессии, предъявляющие повышенные требования к развитию внимания. Приемы развития внимания.
Мышление. Приемы развития.
Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей обучающихся с помощью теоретического материала в форме беседы, дискуссии и практических работ в виде психологических тестов, упражнений, тренингов.
Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе
Профессиональные интересы и склонности. Способности. Мотивы. Классификация мотивов.
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов выбора профессии с помощью практических заданий в форме бесед, дискуссий, психологических тестов, опросников.
Профессиональная пригодность
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Изучение данного раздела предполагает проведение бесед, проведение практических занятий в форме психологических тестов, опросников, упражнений на развитие координации.
Мир профессий и его многообразие
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Изучение данного раздела предполагает использование теоретического материала в виде лекций, бесед, дискуссий. Практические занятия предполагают применение психологических тестов, опросников, экскурсий, ролевых игр.
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Основные теоретические сведения.
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Данный раздел является вводным в учебный курс и предполагает использование теоретического материала в форме лекции, беседы. Практические задания представлены в виде проблемных ситуаций, тестов и упражнений.
Внутренний мир человека и возможности его познания
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных
особенностей. Общее представление о памяти, внимании, мышлении. Условия их развития. Диагностические процедуры. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (стрессовые состояния, тревожность). Темперамент в профессиональном становлении личности. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Самооценка. Методика самооценки индивидуальных особенностей.
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей обучающихся с помощью теоретического материала в форме беседы, дискуссии и практических работ в виде психологических тестов, опросников, упражнений, тренингов.
Профессиональные интересы и склонности
Профессиональные интересы и склонности. Индивидуальные интересы. Способности . Диагностические процедуры.
Раздел нацелен на изучение интересов и склонностей обучающихся к различным профессиям с помощью практических заданий в форме психологических тестов, опросников, упражнений.
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Мир профессий
Раздел посвящен изучению классификации профессий с помощью теоретического материала в форме лекции, беседы, дискуссий, а также предполагает практические занятия с использованием психологических тестов, опросников, проблемных ситуаций.
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Профессиональное самоопределение
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Раздел является вводным в учебный курс и предполагает использование теоретического материала в форме беседы, а также практических заданий в форме тестирования.
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Профессиональные интересы и склонности. Индивидуальные интересы. Диагностические процедуры.
Раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей обучающихся с помощью теоретического материала в форме лекции, беседы и практических работ в виде психологических тестов, упражнений, тренингов.
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Темперамент в профессиональном становлении личности. Характер. Самооценка. Методика самооценки индивидуальных особенностей. Общение. Деловое общение. Способность к коммуникации. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей.
Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей обучающихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки с помощью теоретического материала в форме лекции, беседы и практических работ в виде опросников, психологических тестов, упражнений.
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Что я знаю о профессиях
Понятия профессии, специальности, должности. Классификация профессий. Формула профессии. Типы профессий. Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова. Матрица выбора профессии. Определение профессионального типа личности.
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Способности и профессиональная пригодность
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
По данному разделу предполагаются практические задания в форме психологических тестов, ролевых игр, бесед и дискуссий.
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Профессиональное самоопределение
Изучение данного раздела предполагает использование теоретического материала в виде лекций, бесед, дискуссий. Практические занятия предполагают применение психологических тестов, опросников, упражнений, проблемных ситуаций, профориентационных игр.
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
Современный рынок труда
Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда.
Изучение данного раздела предполагает использование теоретического материала в виде лекций, бесед, дискуссий. Практическая работа предполагает написание резюме, заполнение анкеты.
Меню школьного психолога запись закреплена
1 - 4 класс. Уроки психологии. В.Н. Карандашева, А.С. Лисянской, Т.А. Крыловой. (Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011)
1 - 4 класс. Жизненные навыки. С. В.Кривцовой. ( Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.) (есть рабочие тетради на печатной основе)
1 - 4 класс. Психологическая азбука Т.А . Аржакаева., И.В. Вачков, А.Х. Попова (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Программа развивающих занятий в 4 классе. – М.: Генезис, 2014.) (есть рабочие тетради на печатной основе)
2. Основное общее образование (5 программ)
5 - 6 класс. Жизненные навыки. С.В.Кривцовой. (Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 класс. /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2012.)
Читайте также: