Внеурочная деятельность педагога психолога в школе 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Профессиональная деятельность педагога-психолога в образовательной организации имеет целью повышение эффективности образовательной деятельности в школе средствами психологической науки и практики.

В условиях внедрения ФГОС приоритетным становится целостная, системно организованная деятельность по психолого-педагогическое сопровождению Стандартов, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она стала обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. Тем не менее, воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе.

Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность психологической направленности позволяет решить целый ряд очень важных задач:

  • создавать условия для благоприятной адаптации ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • создавать условия для индивидуального развития каждого ребенка, в том числе одаренных и детей с особыми возможностями здоровья;
  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • создавать условия для формирования ценностно – смысловой сферы личности обучающихся.

Педагог - психолог, осуществляющий работу как педагог дополнительного образования, имеет возможность выбора разработанных и апробированных авторских программ психологической направленности:

1. Начальное общее образование (9 программ)

1 - 4 класс. Уроки психологии. В.Н. Карандашева, А.С. Лисянской, Т.А. Крыловой. (Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011)

1 - 4 класс. Жизненные навыки. С. В.Кривцовой. ( Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.) (есть рабочие тетради на печатной основе)

1 - 4 класс. Психологическая азбука Т.А . Аржакаева., И.В. Вачков, А.Х. Попова (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Программа развивающих занятий в 4 классе. – М.: Генезис, 2014.) (есть рабочие тетради на печатной основе)

2. Основное общее образование (5 программ)

5 - 6 класс. Жизненные навыки. С.В.Кривцовой. (Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 класс. /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2012.)

Задачи:

  1. Оказывать психологическую помощь в адаптации детей к обучению в школе;
  2. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
  3. Учить детей методам и приемам познания себя, умению распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
  4. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
  5. Развивать навыки произвольного внимания и восприятия, обучить приемам образного и логического запоминания, обучить приемам аналитико-синтетической деятельности.
  6. Познакомить с приемами целеполагания и планирования деятельности;
  7. Создавать условия для развития социальных и коммуникативных компетентностей.

• создать условия для формирования у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности, устойчивой учебной мотивации;

• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;

• повысить уровень психологической готовности к обучению, сформировать учебные навыки;

• коллективно выработать нормы и правила жизни класса во вновь созданном коллективе;

• способствовать формированию адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

• создавать условия для повышение социально-психологической компетентности обучающихся.

Занятия проходят в специально оборудованном кабинете психологии, оснащенном компьютерной техникой, интерактивной доской, мультимедийным проектором, мягкой мебелью, с ковровым половым покрытием. Это позволяет избежать традиционного проведения уроков за школьными партами, дать возможность детям сменить обстановку, отдохнуть после уроков, подвигаться. Цветовое решение кабинета способствует отдыху и расслаблению детей в процессе проведения занятий.

Психологам хорошо известно, что наибольшая эффективность в групповых формах работы достигается при наполняемости группы от 10 до 16 человек. К сожалению, в последнее время психологические занятия проводятся в группах от 18 до 28 человек.

Это создает серьезные трудности при проведении занятий и требует от педагога опыта, высокого профессионализма, применения инновационных технологий, серьезной подготовки к занятию (продумывание всех этапов, отбор эффективных технологий, видов упражнений) и максимальной концентрации педагога во время проведения занятий.

Как показала практика, особую эффективность в решении этих проблем имеют интерактивные технологии обучения, одной из форм которых является социально - психологический тренинг и использование его элементов, позволяющих сделать урок необычным, более насыщенным и интересным.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.

Необходимо отдельно отметить высокую эффективность использования арт-терапевтических методов, построенных на применении разных видов искусства, к которым относятся задания с использованием терапевтических метафор - сказок, притч, музыки (музыкальные переменки, физкультминутки с музыкальным фоном, подвижные игры с музыкальным сопровождение), рисования, аппликаций, фотографий, кинофильмов и мультфильмов.

Проведение внеурочных диагностических занятий дают возможность получить своевременную и достоверную информации об индивидуально-психологических особенностях обучающихся, выявить возможности, интересы, способности и склонности детей, определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии.

Таким образом, психологическое сопровождение участников образовательного процесса, в том числе и через внеурочную деятельность, является неотъемлемым компонентом образовательного процесса, позволяющим не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования. Работа педагога-психолога является одним звеном этой системы.

ВложениеРазмер
psihologiya_i_vybor_professii.doc 310.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Юдина Е. В. ________________

Руководитель кафедры учителей начальных классов

Товкачева А.Н. _____________

Протокол № 1 ___________________________.

по внеурочной деятельности

на 2019-2020 учебный год

Перешеина Е.Д., педагог – психолог

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Актуальность программы определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Цель программы: формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

  1. Формирование актуального для подростков информационного поля мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
  2. Определение степени соответствия профиля личности и профессиональных требований;
  3. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося;
  4. развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
  5. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;

Формы и методы работы: активная лекция, поисковая беседа, самодиагностика, деловая игра, практическая работа с элементами тренинга и др.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Познавательные универсальные учебные действия:

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Содержание курса внеурочной деятельности

9 класс (17 часов)

3. Способности и профессиональная пригодность (2 часа ). Соотнесение разных видов способностей к определенным типам профессиональной деятельности. Изучение уровней профессиональной пригодности.

4. Планирование профессиональной карьеры (6 часов). Определение собственных мотивов и потребностей при выборе профессии. Рассмотрение современного рынка труда. Развитие навыка написания резюме и самопрезентации. Изучение ошибок в выборе профессии.

5. Итоги курса (1 час). Оценить изменения и достижения учащихся. Обобщить основные знания и навыки детей, полученные или в течение года.

Тема занятия, мероприятия

Основные виды и задачи внеурочной деятельности учащихся.

Введение в курс

- познакомиться со структурой занятий

- определить основные цели и задачи курса

Классификация профессий. Признаки профессии

- познакомиться с разными классификациями профессий

- научиться соотносить профессию и ее типологию

Определение типа будущей профессии

- определить тип будущей профессии с помощью методики Е.А. Климова

- научиться соотносить индивидуальные результаты диагностики с установленными параметрами

Профессия, специальность, должность. Формула профессии

- научиться разграничивать данные понятия

- определить собственную формулу профессии (цель труда – предмет труда, средства труда – условия труда)

Интересы и склонности в выборе профессии

- научиться соотносить склонности и интересы и типами профессий

Определение профессионального типа личности

- определить профессиональный тип личности с помощью модифицированной методики Дж. Голланда

- научиться соотносить индивидуальные результаты диагностики с установленными параметрами

Профессионально важные качества

- научиться анализировать черты характера, особенности мышления и свойства нервной системы (тип темперамента) как профессионально важные качества

- развивать умение работать в группах, учитывать мнение другого человека

Профессия и здоровье

- познакомиться с медицинскими ограничениями профессиональной пригодности

- научиться соотносить факторы, ограничивающие профессиональный выбор и типы профессий по условиям труда

Способности и профессиональная пригодность

Практическая работа с элементами тренинга

- определить наличие способностей к разным видам профессиональной деятельности

Уровни профессиональной пригодности

- познакомиться с уровнями профессиональной пригодности

- научиться определять по кейсам уровень профессиональной пригодности

Мотивы и потребности

- определить и проанализировать собственные мотивы профессиональной деятельности

Ошибки в выборе профессии

- познакомиться с типичными ошибками в выборе профессии

- научиться определять по кейсам ошибки при профессиональном самоопределении

Современный рынок труда

- познакомиться с состоянием современного рынка труда

- научиться анализировать рынок труда в своем регионе

Пути получения профессии

Практическое занятие с элементами тренинга

- познакомиться с путями получения профессии (среднее специальное образование, высшее образование, дополнительная профессиональная переподготовка)

- определить подходящий для учащегося путь получения профессии

- научиться составлять резюме

- отработать навыки представления себя

Стратегия выбора профессии

- отработать данную стратегию на кейсах.

- учиться оценивать собственные полученные знания за пройденный курс

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Автор, год издания Название пособия

Методическое пособие для педагогов и психологов

Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, - 1990. – 159 с.

Методическое пособие для педагогов и психологов

Чистякова С. Н. Твоя профессиональная карьера. Дидактический материал по курсу (Книга для учителя). – М. – 2000.

Методическое пособие для педагогов и психологов

Автор, год издания Название пособия

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. – 13-е изд. – М.: Генезис, 2017. – 144 с.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Технические средства обучения (ТСО):

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения и видеозаписи), отражающие основные темы курса;

к каждому занятию

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Интерактивная доска (по возможности)

Другие средства обучения:

Бланки для тестирования

Листы бумаги формата А4

Цветные карандаши, фломастеры

По количеству учеников

МЕТОДИКА “ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ”

(адаптация А.П. Чернявской)

Методика представляет собой опросник, включающий 99 вопросов с дихотомической формой ответа (да, нет). Предназначена для учащихся 9 – 11-х классов.

Цель: определение уровня готовности к адекватному профессиональному выбору.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Опросник состоит из пяти шкал: “автономность” (20 вопросов); “информированность” (17 вопросов); “ориентация во времени” (планирование) – 20 вопросов; “принятие решения” – 20 вопросов; “эмоциональное отношение” – 22 вопроса. Вопросы отдельных шкал распределены в методике в случайном порядке.

Краткая характеристика шкал

Определяется следующими параметрами: понимание целостности своей личности; стремление реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Общая ориентация на успех. Знание шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков. Принятие на себя ответственности за собственные действия. Самостоятельный опыт планирования своих поступков, умение соотносить свои действия с требованиями общества. Умение прогнозировать профессиональный рост; однородность профессиональных предпочтений в. течение длительного времени. Собственная активность в получении информации и выборе профессионального пути. Компромисс между желаниями и возможностями, осознание необходимости таких компромиссов.

Для возникновения основных признаков автономности необходим определенный набор новообразований:

• человек должен ощутить свою независимость от родителей (в делах, мыслях, поступках);

• от внешней детерминации своего поведения он должен перейти на самодетерминацию;

• он должен осознавать свой идеальный образ Я-концепции и стремиться к его достижению.

Оценивается степень информированности о мире профессий в целом; об отдельных профессиях или группах профессий.

Понятие “информированность о мире профессий” включает следующее:

• осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства;

• знание понятий культуры труда, трудовой дисциплины, структуры предприятия, принципов оплаты;

• знание отдельных профессий;

• знания или практические умения, касающиеся приобретения профессии, поиска и поступления на работу, требуемого уровня образования для различных профессий; того, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм. Предполагается, что большой объем информации о мире профессий в целом должны иметь школьники четвертого класса. В четвертом классе сформированность профессиональной позиции характеризуется рядом показателей:

• положительное отношение к любому виду труда;

• определенный уровень осведомленности относительно основных массовых профессий;

• умение различать связи между профессиями, отраженные в классификации;

• умение выделять основные требования профессии к человеку;

• стремление к самооценке в контексте профессионального самоопределения.

Информированность об отдельных профессиях или группах профессий включает знания о физических и социально-экономических условиях работы по профессии, требованиях профессии к человеку (психофизиологические особенности, познавательная сфера, личностные качества), требованиях к уровню образования, возможностях получения образования; перспективах профессионального роста; знание социально-экономических потребностей общества, конкретного региона и потребности в кадрах отдельных предприятий.

Важным условием развития умения принимать решения является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу.

Для того чтобы принимать эффективные решения, учитывающие все факторы ситуации и ее перспективы, важно наличие определенных качеств, способностей, знаний и навыков, основными среди которых являются следующие:

• любознательность, любопытство – желание и умение собирать и накапливать информацию;

• предвидение, предусмотрительность – способность предвосхищать проблемы и заранее готовить альтернативы;

• здравый смысл, проницательность – способность соотнести имеющуюся информацию с рассматриваемой проблемой и оценить ее;

• решительность – способность поручиться за принятое решение и взять на себя ответственность за него;

• делегирование полномочий – умение эффективно разделить авторитет и ответственность с коллегами;

• планирование – умение разработать для коллектива реальный, конкретный и действенный план решения проблемы;

• оценка риска – способность оценить потенциальный риск принятого решения; ответственность за риск – способность оценить риск и взять ответственность на себя;

• контроль – способность получить в процессе решения проблемы именно тот результат, который планировался.

Планирование (“ориентация во времени”) Предполагает оценку временной перспективы в профессиональном плане: “Кем я буду?”, “Где я буду учиться?”, “Первая работа, дальнейшие перспективы”, пути и средства достижения ближайших жизненных целей: ознакомление, проба сил, самообразование; оценка вероятных внешних препятствий, своих возможностей и запасных вариантов.

Включает также способность выделять события, являющиеся единицами анализа жизненного и профессионального пути (поступление на учебу, выбор и смена работы и т.д.). Анализ или прогноз конкретных событий позволяют человеку составить целостное представление о своей жизни, ее прошлом, настоящем и будущем.

Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии Включает отношение к разным профессиям, профессиональным группам и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Данный показатель включает в себя не только отношение к разным вариантам выбора, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за решение, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Эмоциональный компонент профессиональной готовности выражается в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач. Отсутствие эмоционального отношения зачастую говорит не об излишней рациональности, а об отсутствии значимости для человека ситуации принятия решения или о скрываемом страхе принятия решения.

Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности "Час психолога" для 5-9 классов содержит четыре блока по классам. В каждом классе по девять часов. Цель занятий: диагностика и формирование УУД.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Надышева Татьяна Борисовна,

Планируемые результаты освоения курса внеурочной

деятельности

В результате реализации программы у обучающихся должны быть сформированы универсальные учебные действия.

Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы: педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий.

Содержание курса внеурочной деятельности

Данная программа содержит четыре блока по классам. В каждом классе по 9 часов.

Форма занятий предполагает практические занятия по диагностике и формированию УУД: проведение диагностических методик, тренинги, беседы, игровые упражнения.

В пятом классе предполагается изучение адаптации учащихся к

новым условиям школьной жизни, занятия по адаптации. Четыре занятия

асоциального поведения. Занятия с элементами тренинга на формирование

нравственных качеств по итогам диагностики являются завершающими в

каждом классе – с 5 по 9 классы.

Занятия в восьмом классе также включают игры на развитие коммуникативных навыков, упражнения на развитие познавательных процессов, тренинг толерантности, тренинг общения, занятие по профориентации.

Программа рассчитана на развитие всех УУД, но формированию личностных и коммуникативных УУД придаётся большее значение.

Программа внеурочной деятельности “Путь в профессию” разработана для обучающихся 7-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.

Задачи программы:

помочь обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности;

подготовить воспитанниц к осознанному выбору будущей профессии;

расширить знания обучающихся о мире профессий, о рынке труда;

развивать умение определять соответствие требований выбранной профессии их склонностям, способностями и возможностям;

развивать умения выделять профессионально важные качества профессий;

пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

способствовать формированию у обучающихся качеств творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета:

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

составлять личный профессиональный план и уметь изменять его;

использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

оценить собственные возможности, способствовать овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;

систематизировать, анализировать полученные данные;

освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

правила выбора профессии;

понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;

определение требований, предъявляемых профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы;

понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально - волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

выявление склонностей и развитие способностей как индивидуальных качеств личности; соотнесение интересов и способностей с миром профессий;

выявление требований, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека;

значение творческого потенциала человека, карьеры;

о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

о современных формах и методах организации труда;

Содержание программы

Предмет и задачи курса. Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации.

Формы проведения занятий:

Данный раздел является вводным в учебный курс и предполагает использование теоретического материала в форме беседы, а также практических заданий в форме сочинения, тестирования.

Что я знаю о своих возможностях

Типы нервной системы. Типы темперамента. Роль нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. Роль эмоционально-волевых качеств личности.

Память. Виды памяти. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. Приемы развития памяти.

Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное внимание. Профессии, предъявляющие повышенные требования к развитию внимания. Приемы развития внимания.

Мышление. Приемы развития.

Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей обучающихся с помощью теоретического материала в форме беседы, дискуссии и практических работ в виде психологических тестов, упражнений, тренингов.

Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе

Профессиональные интересы и склонности. Способности. Мотивы. Классификация мотивов.

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов выбора профессии с помощью практических заданий в форме бесед, дискуссий, психологических тестов, опросников.

Профессиональная пригодность

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Изучение данного раздела предполагает проведение бесед, проведение практических занятий в форме психологических тестов, опросников, упражнений на развитие координации.

Мир профессий и его многообразие

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Изучение данного раздела предполагает использование теоретического материала в виде лекций, бесед, дискуссий. Практические занятия предполагают применение психологических тестов, опросников, экскурсий, ролевых игр.

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Основные теоретические сведения.

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Данный раздел является вводным в учебный курс и предполагает использование теоретического материала в форме лекции, беседы. Практические задания представлены в виде проблемных ситуаций, тестов и упражнений.

Внутренний мир человека и возможности его познания

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных

особенностей. Общее представление о памяти, внимании, мышлении. Условия их развития. Диагностические процедуры. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (стрессовые состояния, тревожность). Темперамент в профессиональном становлении личности. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Самооценка. Методика самооценки индивидуальных особенностей.

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей обучающихся с помощью теоретического материала в форме беседы, дискуссии и практических работ в виде психологических тестов, опросников, упражнений, тренингов.

Профессиональные интересы и склонности

Профессиональные интересы и склонности. Индивидуальные интересы. Способности . Диагностические процедуры.

Раздел нацелен на изучение интересов и склонностей обучающихся к различным профессиям с помощью практических заданий в форме психологических тестов, опросников, упражнений.

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Мир профессий

Раздел посвящен изучению классификации профессий с помощью теоретического материала в форме лекции, беседы, дискуссий, а также предполагает практические занятия с использованием психологических тестов, опросников, проблемных ситуаций.

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Профессиональное самоопределение

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Раздел является вводным в учебный курс и предполагает использование теоретического материала в форме беседы, а также практических заданий в форме тестирования.

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Профессиональные интересы и склонности. Индивидуальные интересы. Диагностические процедуры.

Раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей обучающихся с помощью теоретического материала в форме лекции, беседы и практических работ в виде психологических тестов, упражнений, тренингов.

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Темперамент в профессиональном становлении личности. Характер. Самооценка. Методика самооценки индивидуальных особенностей. Общение. Деловое общение. Способность к коммуникации. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей.

Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей обучающихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки с помощью теоретического материала в форме лекции, беседы и практических работ в виде опросников, психологических тестов, упражнений.

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Что я знаю о профессиях

Понятия профессии, специальности, должности. Классификация профессий. Формула профессии. Типы профессий. Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова. Матрица выбора профессии. Определение профессионального типа личности.

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Способности и профессиональная пригодность

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

По данному разделу предполагаются практические задания в форме психологических тестов, ролевых игр, бесед и дискуссий.

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Профессиональное самоопределение

Изучение данного раздела предполагает использование теоретического материала в виде лекций, бесед, дискуссий. Практические занятия предполагают применение психологических тестов, опросников, упражнений, проблемных ситуаций, профориентационных игр.

Формы проведения занятий:

- работа в малых группах;

Современный рынок труда

Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда.

Изучение данного раздела предполагает использование теоретического материала в виде лекций, бесед, дискуссий. Практическая работа предполагает написание резюме, заполнение анкеты.

Меню школьного психолога

Меню школьного психолога

Меню школьного психолога запись закреплена

📝

1 - 4 класс. Уроки психологии. В.Н. Карандашева, А.С. Лисянской, Т.А. Крыловой. (Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011)

📝

1 - 4 класс. Жизненные навыки. С. В.Кривцовой. ( Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.) (есть рабочие тетради на печатной основе)

📝

1 - 4 класс. Психологическая азбука Т.А . Аржакаева., И.В. Вачков, А.Х. Попова (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Программа развивающих занятий в 4 классе. – М.: Генезис, 2014.) (есть рабочие тетради на печатной основе)

2. Основное общее образование (5 программ)

📝

5 - 6 класс. Жизненные навыки. С.В.Кривцовой. (Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 класс. /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2012.)

Читайте также: