Что необходимо для рисования в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий – доски, мольберты, подставки и т. д. Инструменты - карандаши, кисточки, ножницы и пр., необходимые в процессе изображения, изобразительные материалы для создания изображения. Качество работ детей во многом зависит от качества материала. Разные виды изобразительной деятельности оснащаются по-разному.
Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения; специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов.

Доски (настенная и напольная)***
Доска с тремя рейками для демонстрации детских рисунков
Подставка для натуры
В целях охраны зрения детей в старших группах следует иметь индивидуальные доски с наклонной плоскостью, которые обеспечивают перпендикулярное, а не скользящее под углом направление зрительного луча.
ДЛЯ ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ
необходимы:

Цветные карашдаши
В младших группах из 5 карандашей (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный).
В средней группе из 6 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, коричневый).
В старших группах добавляется оранжевый, фиолетовый, тёмно-красный, розовый, голубой, светло-зелёный.

Детям МЛАДШИХ ГРУПП рекомендуется давать кисти с № 5-7. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета.

Детям СРЕДНЕЙ ГРУППЫ и СТАРШИХ ГРУПП можно давать как тонкие, так и толстые кисти.

Кисти
Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, т. к. волос кисти при этом загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисти будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. При приготовлении краски к занятию не размешивайте её кистью. Это удобнее сделать палочкой. Во время рисования акварелью краску набирают мелкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером. По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.
При проведении занятий по изо следует обращать особое внимание на то, умеют ли ваши дети правильно держать кисть; во время занятия и по окончании его, кладут ли дети кисти на подставки.

Краски
Для детей дошкольного возраста удобнее всего непрозрачные краски – ГУАШЬ.

Гуашь нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так, чтобы она держалась на кисточке и не капала с неё.

Если предстоит долгий перерыв в занятиях, в баночки с гуашью следует налить воду и плотно закрыть крышки.
Для рисования применяют два вида водяных красок - гуашь и акварель.

Краски
Акварельные краски рекомендуются для детей СТАРШЕЙ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. В настоящее время акварель выпускается разных видов: твердая и полумягкая – в плитках, мягкая – в тюбиках. В условиях детского сада лучше всего применять акварель полумягкую в формочках.

На занятиях воспитатель учит детей навыкам правильного пользования акварельными красками: перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага, и был виден цвет.

Бумага
Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага. Не годится глянцевая бумага, на поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвётся от сильного нажима.

Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно. Исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа.

Для рисования можно использовать как белую бумагу, так и тонированную. Тонировать удобно поролоновой губкой или плоской малярной кистью гуашью или акварелью. Дети старших групп могут самостоятельно подготовить бумагу нужного цвета.

Оборудование
для рисования
СТАКАНЧИКИ ДЛЯ ВОДЫ должны быть из прозрачного пластика. Воды в них нужно набирать на три четверти от объема. У детей должна быть возможность поменять воду в случае необходимости. Крышки с так называемых непроливаек лучше убрать, на самом деле они больше мешают, чем помогают: кисть сложно промывать, ворс повторно пачкается при вынимании кисти.

КАРАНДАШНИЦЫ лучше использовать цилиндрической формы, они более устойчивы, высотой не более 10 см.

ПАЛИТРЫ лучше использовать пластиковые белого цвета. Они рекомендуются в старших группах для смешивания гуаши и акварели.

Другие художественные материалы для рисования
УГОЛЬ – это стерженёк длиной 10-12см диаметром 5-8 мм. Это мелкий, ломкий, крошащийся и пачкающийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь оставляет на бумаге матово-чёрный след. Углём лучше работать на ворсистой бумаге, задерживающую угольную пыль, например, на обойной, обёрточной, рисовальной бумаге.
Более удобен в работе уголь в деревянной рубашке, как карандаш.
Закрепить рисунок, выполненный углём, можно слегка подслащённой водой, нанесённой на бумагу лёгкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона.

Другие художественные материалы для рисования
САНГИНА и СЕПИЯ – прессованная в виде палочек (без деревянной оправы) природная глина, содержащая безводную окись железа коричневого цвета. Хорошо её использовать для изображения кустов, деревьев, животных, человека на уже приготовленном фоне.

Другие художественные материалы для рисования
ЦВЕТНЫЕ ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ - имеют вид цветных стержней. Преимущество их состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому рисунок восковыми мелками выполняется без применения простого карандаша.

Другие художественные материалы для рисования
СУХАЯ ПАСТЕЛЬ - толстые стерженьки разного цвета в бумажной облатке, напоминающие цветные мелки. Работа мягкими нежными палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или мелкозернистую наждачную бумагу.

Другие художественные материалы для рисования
МАСЛЯНАЯ ПАСТЕЛЬ дает очень яркие сочные цвета. Работы получаются необыкновенно красочными и долговечными. Пастель не смазывается и не тускнеет, не требует закрепления рисунка, в отличие от обычной пастели. Пастель мягко ложится на цветную слегка шероховатую бумагу, на бумагу для рисования, на так называемую сахарную бумагу, а также на картон, дерево и керамику.

Примерный перечень оборудования и материалов
2 МЛАДШАЯ ГРУППА***
Бумага А5
Гуашь
Цветные карандаши
Кисти пони или белка № 5-6
Стаканчики для воды
Карандашницы
Подставки под кисти
Клеенки
Салфетки для вытирания рук

СРЕДНЯЯ ГРУППА***
Бумага А5
Гуашь
Восковые мелки
Цветные карандаши
Кисти пони или белка № 2,№ 5-6
Стаканчики для воды
Карандашницы
Подставки под кисти
Клеенки
Салфетки для вытирания рук

Примерный перечень оборудования и материалов

СТАРШАЯ ГРУППА
Бумага А4, А5
Гуашь
Акварель
Восковые мелки
Цветные карандаши
Кисти пони или булка № 2, № 5-7
Стаканчики для воды
Карандашницы
Подставки под кисти
Клеенки
Салфетки для вытирания рук

Примерный перечень оборудования и материалов

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Бумага А3, А4, А5
Гуашь
Акварель
Восковые мелки
Цветные карандаши
Пастель
Сангина, сепия, уголь
Кисти пони или булка № 2, № 5-7
Стаканчики для воды
Палитры
Карандашницы
Подставки под кисти
Клеенки
Салфетки для вытирания рук
Примерный перечень оборудования и материалов

Организация рабочего места на занятиях рисованием
В начале учебного года детям предлагают открытую гуашь. Во втором полугодии дети учатся открывать гуашь самостоятельно.
Вода, краски и карандашница с кистями стоят на доступном для детей расстоянии. Во ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ группе на стол ставят определенное количество красок.

Организация рабочего места на занятиях рисованием
Стаканчики с водой и палитры кладут с правой стороны, для левшей – с левой.
В СРЕДНЕЙ и СТАРШИХ группах на стол ставят наборы гуаши, дети самостоятельно выбирают нужные цвета.

Карандашницу для кистей ставят одну на двоих.

Организация рабочего места на занятиях рисованием
Цветные карандаши и фломастеры ставят в карандашнице перед каждым ребенком. Наборы восковых мелков и пастели также на каждого ребенка.


Набор, конечно, понятен. Но какому виду пластилина отдать предпочтение, какие карандаши приобрести – толстые или тонкие и т.д.? Таких вопросов возникает у мамочки множество. Попытаемся осветить некоторые из них.

Для рисования

Альбомы выбирайте из белой плотной бумаги. Дети очень любят рисовать (тереть) на одном месте. И если бумага будет тонкой, то вероятность возникновения дырки – сто процентов. Количество страниц – не менее 20 листов.

Для лепки

Материалов для лепки в магазине можно найти множество. Но в детском саду предпочитают лепить из пластилина. Существует несколько видов пластилина – на основе пшеничной муки, парафиновый, восковый и т.д. Хорошо, когда пластилин не жирный и легко разминается. Но зачастую такой вид засыхает, когда полежит какое-то время неубранным. Для детского садика он не подойдет. Лучше приобретите обычный в брусочках из 6-8 цветов, чтобы кроха мог смять вчерашний шедевр, выставленный на показ маме и сделать новый. Почитайте на коробке, чтобы пластилин содержал природные компоненты.

Делаем аппликации

Для аппликаций детям понадобится различная бумага – цветная, бархатная, картон. Покупая наборы, смотрите, чтобы в них было не менее 6 цветов А4 формата. Клеить удобнее клеем-карандашом: ребенок не выпачкается, не прольет его. Уже в старших группах знакомят детей с жидким канцелярским клеем. Чтобы вырезать делали для поделок, малышу понадобятся ножницы. Обычно в детских садах самостоятельно вырезать детали разрешают детям в старшей группе. Ножницы должны быть с закругленными концами и закрываться специальным корпусом.


Вы здесь: Home Консультации специалистов Изодеятельность Что нужно ребенку для рисования

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Что нужно ребенку для рисования

Педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

Суровкина Марина Геннадьевна

ЧТО НУЖНО РЕБЕНКУ ДЛЯ РИСОВАНИЯ

Для рисования необходимы разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависит результат работы ребенка. Необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов и со способами их использования. Выбор материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Для рисования ребенку потребуется:

БУМАГА

Бумага для рисования должна быть плотной и немного шероховатой. Глянцевая бумага, на поверхности которой карандаш скользит, не оставляя яркого следа, не подходит.

ПРОСТЫЕ КАРАНДАШИ

Простые карандаши бывают твердыми и мягкими. Детям лучше выполнять эскизы круглым карандашом средней мягкости (ТМ, НВ). Такой карандаш хорошо стирается резинкой. В целях безопасности не следует очень остро точить карандаши.

ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ

Лучше использовать мягкие цветные карандаши (2М – 4М ) в наборах из 12-24 цветов и оттенков. При разном нажиме можно получать разные оттенки одного цвета: от светло-голубого до темно-синего…

ЛАСТИК

Ластик должен быть мягким, упругим и желательно белого цвета. Лучше использовать ластик чешской фирмы КООН – I – N ОО R (со слоном). Цветные, яркие ластики с картинками для стирания карандаша не годятся.

ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ

Ими можно гораздо быстрее раскрасить изображение, чем цветными карандашами. Большие поверхности (небо, земля) можно закрашивать боковой стороной мелка, поверхность бумаги от этого становится рябоватой, что делает рисунок более выразительным. Мелки легко ложатся, дают мягкие очертания. Стирать их ластиком нельзя. Мелок не следует сжимать пальцами, сильно надавливать на него при рисовании: согреваясь в руке мелок ломается.

ПАСТЕЛЬ

Пастель – это мягкие цветные мелки, завернутые в бумагу: 24 и более цветов в коробке. Цветовая гамма очень разнообразна. Пастель нельзя стирать ластиком. Для работы пастелью подходит рыхлая, шероховатая бумага, которая не позволяет порошку пастели осыпаться. Картину нельзя трогать руками, дуть на нее, так как пастель разлетится в стороны. Рисунок закрепляют, используя лак для волос. Держа флакон лака на расстоянии – 20 см. от рисунка, нужно равномерно нанести 2 – 3 слоя лака. Так как материал очень хрупкий, сыпучий, требует легкости, осторожности в работе, умение регулировать силу нажима, лучше использовать индивидуально детям, имеющим хорошие навыки рисования.

ФЛОМАСТЕРЫ

Стержень фломастера пропитан красителем разнообразных цветовых оттенков. Чернила быстро испаряются, поэтому сразу после работы фломастеры нужно закрывать колпачками. На фломастеры нельзя сильно нажимать, так как может повредиться стержень. Работать с фломастерами нужно аккуратно, так как они трудно смываются с рук и могут испачкать одежду. Их можно использовать в смешанной технике с карандашами, для контурной обводки и прорисовки ярких деталей рисунка. Но рисовать постоянно одними фломастерами не стоит, так как никаких технических навыков ребенок не получает: не вырабатывается сила нажима, нельзя получать оттенки разных цветов.

АКВАРЕЛЬ

ГУАШЬ

ПАЛИТРА

Палитры делают из белого пластика, с углублениями для красок. Должна быть белая или прозрачная, чтобы своим цветом не влиять на получение нужного оттенка. После работы обязательно мыть теплой водой.

КИСТИ

Кисти различаются по размерам, которые обозначены цифрами на черенках: 1-5 – тонкие, 6 – 10 – средние, и от10 – толстые. Кисти меньших размеров используются для рисования тонких линий, деталей изображения. Кисти большего размера – для рисования фона, больших цветовых пятен. Поэтому для работы над одним рисунком нужны кисти разного размера. По форме кисти бывают круглыми и плоскими. Плоские кисти используются для широкого мазка, круглые – для работы над линиями разной толщины и пятнами. Щетинистую кисть можно использовать для изображения листвы деревьев и кустов, травы, веток ели, сосны, так как, расщепляясь при рисовании, она дает пучок расходящихся линий (если не набирать на нее много краски). Во время рисования кисть нельзя оставлять в воде, так как от этого портится ворс. По окончании работы кисть нужно вымыть теплой водой и просушить.

БАНОЧКИ ДЛЯ ВОДЫ

Можно использовать пластмассовые стаканчики фабричного изготовления или любую другую емкость, главное чтобы она была устойчива.

САЛФЕТКА

Под рукой у ребенка во время рисования всегда должна быть матерчатая или бумажная салфетка, чтобы можно было вытереть руки, стол или кисть.

ПОДСТАВКА ПОД КИСТИ

Во время работы кисть нельзя оставлять в воде, поэтому под кисти нужны подставки – стаканчики или салфетка, на которую можно положить кисть.

Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.

Что нужно иметь в домашнем арсенале, чтобы занятия по рисованию с малышом были разнообразными и занимательными?

Я, основываясь на своем опыте НЕпрофессионала и исходя из нашего домашнего "репертуара", подведу некоторые (несомненно, промежуточные) итоги.

Снимок

Начну с них.
Самые первые краски могут быть из сока фруктов, овощей и растений (свекла. морковь, шпинат, ягоды. ). Здесь вы можете быть точно уверены в их экологичности и безопасности, а мамы малышей-аллергиков могут выбирать "палитру" на свое усмотрение, исключая таким образом контакт ребенка с аллергенными продуктами и добавками. Такой способ идеален для совсем малышей. Можно сделать самодельные краски, которые будут близки по консистенции к фабричным, а к их изготовлению попытаться привлечь малыша, чему он будет несказанно рад (рецепты таких красок можно посмотреть, например, здесь).
Я бы не стала рекомендовать только пальчиковые краски в этом возрасте, так как после года малыш успешно может пользоваться и гуашью, и акварельными красками, причем тем же способом, что и в пальчиковых - рисовать руками. Ближе к 1.5 годам малыш прекрасно уже рисует кисточкой.
Из гуаши и акварели неплохими, на мой взгляд, являются краски фирмы Гамма -оптимальное сочетание цена-качество. Из пальчиковых красок рекомендую краски фирмы Ses - прекрасно отмываются (а многие пальчиковые краски отмыть с тела ребенка сложно), приятно пахнут, имеют кремообразную структуру и хорошо ложатся.


  • акриловые
  • по стеклу
  • для ванной
  • для ткани

  • из белки
  • из щетины
  • синтетические

Кисть из белки №2 - для тонких, прорисовочных линий, узоров и т.д. Поставить акцент, точку, нарисовать глазик.
Кисть из белки №8 - для создания широких мазков, идеальна при рисовании фона на мокрой бумаге. Как правило, кисти из белки используются для рисования акварелью. Они достаточно быстро "лысеют", поэтому не забываем их время от времени менять.
Кисть из щетины №5: из щетины козы или свиньи. Многие рекомендуют в качестве первой кисти малыша, когда нужен только визуальный эффект от оставляемого кистью следа, хотя мне все же ближе беличья мягкость и управляемость. Могут использоваться и для акварелей на грубой бумаге или на холсте, нужны для рисования тычками, разбрызгивания, рисования полусухой краской - словом, когда на рисунке требуется некая взъерошенность, так как такая кисть рисует кончиками волосков. Но чаще все же такая кисть используется для нанесения клея. Для последнего, кстати, лучше завести отдельную кисть.
Синтетическая кисть №18: идеально для четких (безводных) и ровных линий, наслоения и смешения гуаши прямо на листе для создания полутонов (да простят меня художники, изъясняюсь своим языком :) ),нанесения широких и насыщенных мазков, для растирания краски. По жесткости и эластичности близка к колонку, но уступает по наполнению водой и объему впитываемой краски, за счет чего оставляет яркий, "геометрический" след.


  • стаканчик-непроливайка (лучше двойной)
  • палитра
  • небольшой пульверизатор
  • ложечка

  • акварельные
  • многоцветные
  • с выкручивающимся стержнем

IMG_4316
IMG_4320


  • Акварельные карандаши: до и после смачивания рисунка водой.

Многоцветные: радужный грифель, за счет чего на бумаге рисуется не один цвет, а сразу несколько. Интересно использовать в раскрасках в сочетании с обычными одноцветными карандашами. Можно создавать интересный эффект травы, неба и т.д.

IMG_4308
IMG_4310


  • Пример использования многоцветного карандаша

Карандаши могут быть и с выдвигающимся стержнем: толщиной с обычные карандаши, но в пластиковом корпусе. Они не требуют заточки, легко и мягко рисуют.

Дополнительно:
Не забудьте про хорошую точилку (и особенно точилку для толстых карандашей!)
Мы предпочитаем самые простые, без всяких наворотов - как показала длительная практика, они служат дольше всего. А еще в таких точилках можно контролировать снимаемость стружки ровной ленточкой, с помощью которой затем можно создавать прекрасные аппликации (мы делали петушка и елочку).


  • пастель
  • масляная пастель
  • карандаши (мелки) гелевые
  • восковые гелевые либо акварельные
  • для стекла
  • для лица и тела
  • для ванной
  • мелки школьные

IMG_4331
IMG_1431


  • Фото слева сверху вниз: масляная пастель, восковый карандаш, восковый карандаш утолщенный.Линии рисовались примерно с одинаковым нажимом. Справа - пример мелка для стекла.

Фломастеры
Очень и очень не рекомендуют их давать малышам, хотя, надо признать, нередко дети начинают свой "творческий путь" с них. За мнимой простотой кроется коварство: фломастеры не дают возможности контролировать нажим и при их использовании невозможно смешивать цвета. Часто в последнее время я читаю рекомендации, что до трех лет малышу их желательно вообще не давать либо использовать эпизодически.


  • смываемые
  • ароматизированные
  • воздушные
  • волшебные
  • маркеры для досок
  • для ткани

IMG_1449
IMG_1450


  • След, оставляемый маркером для стекла и мелком для стекла.

  • бумага для акварели
  • бумага для рисования

  • картон
  • ватман
  • цветная бумага
  • декоративная бумага

И вообще, рисовать можно на чем угодно и разрисовывать все, что угодно: бумага - только как "основа". По нашему опыту скажу, что мы рисуем везде (но только для каждого "поля деятельности" и своя "рисовалка"!): на полу, окне, дверях, зеркалах, бумаге, магнитных досках, природных материалах и т.д. Дочка не приучена рисовать на стене (просто как-то хватало других замечательных поверхностей). Нужен ли мольберт? Решать вам. В нем есть определенные преимущества: возможность работы стоя (малышам сидеть вредно :) ) и вообще хоть на "полном ходу": с набега, наскока, вприпрыжку; хорошо виден весь рисунок, можно менять положение и угол наклона листа бумаги. Да и многим детям нравится рисовать на нем, несмотря на то, что есть и неудобства: малыш не способен долгое время держать руку на весу и контролировать наложение красок (из-за чего они стекают бурными потоками). Чтобы не было потом мучительно больно за испорченный персидский ковер, стелите перед вашими занятиями рисованием клеенку на рабочую поверхность, а для карандашей, красок, кистей и всего прочего рисовательного арсенала лучше завести отдельную полочку либо коробку, а для того, чтобы малыш не испачкал одежду - лучше приобрести фартук для творчества из плащевидной ткани на липучках и с рукавчиками.
Что оставлять в свободном доступе? Зависит лично от вас и вашего ребенка. Я прячу только акриловые краски и краски и маркеры для ткани. Остальное все на виду у малышки - творческий порыв к ней чаще приходит не по моему желанию, а по ее собственному.


  1. гуашь
  2. акварель
  3. кисти 4 шт.: 2 белки (тонкая и толстая), 1 щетина средняя, 1 синтетика большая.
  4. бумага для акварели
  5. бумага для рисования
  6. масляная пастель
  7. стаканчик-непроливайка

В принципе, если вкратце, все :) Если будут какие-то вопросы - задавайте. С удовольствием отвечу.

Удачи вам, интересных находок и открытий!
Рисуйте! Творите! Любите!


При копировании или использовании материалов с моего блога,
пожалуйста, делайте на него активную ссылку. Спасибо!

If you copy or use any of these materials please make reference to this blog.

Уроки традиционного и нетрадиционного рисования в детском саду

Искусство — безбрежный океан или бесконечный космос. Будучи дуалистичным, оно пробуждает в человеке желание постичь единство формы и бесформенного, красоту и условность форм, видение сути, наслаждаясь красотой. Созерцая произведения искусства, даже маленький человечек, новорожденный, учится приобщаться к этому безграничному миру и открывать в себе творческие способности.


Рисование в ДОУ

Как заинтересовать ребенка рисованием

Абсолютно все дети, познавая окружающий мир, делают это через акт творчества. Психика малыша с рождения подобна чистому листу, но личность и темперамент уже являются врожденными. Поэтому родителям нужно стараться понять индивидуальность своего чада, максимально способствовать раскрытию его внутреннего потенциала без лишнего давления и пренебрежения.

На заметку! Для этого вовсе не обязательно соревноваться между собой в количестве развивающих занятий, курсов и кружков, а предоставить малышу пространство и материал для творчества как можно раньше, занимаясь вместе с ним.

  • Начиная с шести-семи месяцев, когда грудничок уже начал уверенно сидеть, можно дать ему в руки альбом и пальчиковые краски, восковые мягкие мелки, тесто для лепки и так далее. Подойдут и водные раскраски.
  • Яркие, но не кислотные цвета и лёгкость использования, сразу же привлекут маленького творца хотя бы на несколько минут, а может и на час. Для ежедневных занятий этого будет достаточно, они также способствуют развитию концентрации внимания и усидчивости. Кроме специальных методик с различными карточками и мешочками, каждая мама может самостоятельно найти массу способов расширения границ восприятия и побуждения к творчеству своего малыша с помощью подручных средств, помогая и поддерживая. Совместное созидание — это основа более близких доверительных отношений в будущем.
  • Наборы для творчества. Одновременное восприятие цвета и формы, навыки удерживания в руке карандаша или кисточки, рисования, лепки — все это создаёт новые нейронные связи, а регулярные повторения — их упрочняют.
  • Идеально ребёнка заинтересовывать личным примером, когда кто-то из родителей, старший брат или сестра рисуют.
  • Коллективное творчество, что развивает рисование у детей в детском саду.
  • Однако, если ребёнок вообще не проявляет интереса к рисованию, а предпочитает более активные действия, то не нужно его принуждать, это будет иметь только обратный эффект. Таким детям рисование нужно периодически ненавязчиво предлагать.


Условия и средства

Важно! Все материалы для творчества малыша до трех лет должны быть максимально безопасными и не токсичными. Их нужно покупать в специальных магазинах от ответственных производителей, либо делать своими руками из пищевых продуктов (мука, вода, соль, фруктовые соки, и т.д. Рецептов в интернете очень много!)

Такие занятия проводятся дома в комфортной обстановке под присмотром взрослых. В период прорезывания зубов их можно исключить, или использовать специальные средства, снимающие зуд десен, чтобы ребёнок не ел краски и мелки.

Что дает и развивает изобразительное искусство у дошкольника

В трехлетнем возрасте происходит скачок в развитии головного мозга, а также автономия сознания маленького человечка от родителей. В этот период очень важно способствовать самостоятельности и творческим проявлениям. Одновременно с этим, возможен кризис трехлетнего возраста, когда ребёнок бунтует и протестует буквально против всего. Занятие его созидательной деятельностью поможет легче пережить данный период. И в дальнейшем способствует формированию всесторонне развитой личности.

Подготовка к занятию по рисованию в детском саду

Осуществляется учителем или воспитателем, а с пятилетнего возраста — совместно с детьми. Рисование в детском саду — это полноценный урок коллективного творчества.

На заметку! Правильно организованные, коллективные занятия также развивают у ребят дисциплину и аккуратность.

  1. Выбрать тематику. Например, времена года (весна, лето, осень, зима) или натюрморт.
  2. Выбрать технику и приемы рисования в детском саду.
  3. Выбрать один из видов традиционного и нетрадиционного рисования в ДОУ.
  4. Согласно тематике, нужно подобрать натуру и образец рисунка.
  5. Подготовить листы бумаги или их альтернативу, по 5-10 штук на каждого ребёнка. Подписать имя и первую букву фамилии в левом верхнем углу с обратной стороны.
  6. Подготовка акварели или гуаши — немного перемешать с водой каждый цвет.
  7. Заточка карандашей.
  8. Непосредственно перед занятием нужно налить воду в стаканы-непроливайки.


Занятие изобразительным искусством в ДОУ

Виды традиционного и нетрадиционного рисования для дошкольников в Дошкольных Образовательных Учреждениях

К традиционным техникам рисования относятся:

  • рисование простым карандашом,
  • цветными карандашами,
  • фломастерами,
  • гуашью,
  • с помощью трафарета,
  • восковыми мелками.

Сегодня можно найти или придумать бесконечное множество методик нетрадиционного рисования, их неординарность и привлекательность — в неожиданных способах применения самых разнообразных материалов.

  • Рисование пальчиками. Для этого используют специальные пальчиковые краски, либо обычную гуашь.
  • Ладошками рисуют также гуашью. Для этого нужна бумага большого формата, возможно создание общей картины целой группой детей, либо декоративное оформление стен садика.
  • Создание картины из цветного или бесцветного песка.
  • Интуитивное рисование для детей — ещё один способ обучения изобразительному искусству. В данном случае ребёнку предлагается самому выбрать или придумать тему и технику рисования, предлагая ему на выбор различные материалы.

Раздаточные материалы, необходимые для занятия.

  • Основа: ватман, картон, холст, деревянные дощечка.
  • Материал: акварель, гуашь, мягкий пластилин, глиттер, карандаши, ручки и фломастеры.
  • Дополнительно: кисти (ватные палочки), ластики, палитры, ватные диски, ножницы и клей для аппликации и т.д.


Индивидуальный подход и коллективная работа с детьми

Каждому ребёнку прививается способность чувствовать баланс между коллективными занятиями с преподавателем и проявлением собственной индивидуальности. Вся группа получает заданную тему, но выполняет это задание каждый по-своему.

Проведение НОД по рисованию на выбранную тему

  1. Подборка демонстрационных материалов для беседы (фотографии и рисунки) составляют основу наглядного пособия для урока. Такие картинки нужно подбирать с учётом возраста детей. Изображение должно быть чётким, объёмные, в меру ярким, понятным для детей, и не сложным для воспроизведения.
  2. Музыка и стихи подходящие к теме урока помогут созданию благоприятного фона и творческой атмосферы. Они также подбираются с учётом возрастных особенностей. Доказано позитивное влияние классической инструментальной музыки, например Баха или Бетховена. Прекрасно подходят и тематические детские песенки об изображаемом объекте для предметного изображения.
  3. Конспект занятия по рисованию в выбранной технике для разных возрастных групп готовится преподавателем заблаговременно.
Возрастная группаТемаМетод и техникаМатериалы
2-3 года, младшая группаЯблокоТочечное рисование ватной палочкой.Акварель или гуашь, ватные палочки, плотная бумага или картон с контуром яблока. Баночка с водой, заполненная на 3/4.
3-4 года, вторая младшая группа.Цветущее весеннее деревоГрафика цветными карандашами.Набор цветных карандашей: розовый, зелёный, коричневый. Бумага или картон.
4-5 лет, средняя группа.Осенний садик.АкварельНабор акварельных красок 10-12 цветов, бумага или картон, 2-3 кисти из белки маленького или среднего размера, баночка с водой.
5-6 лет, подготовительная группаПодводный мирАппликация. С помощью трафаретов простым карандашом наносится рисунки на бумагу, затем они вырезаются и наклеиваются на фоновый лист.Основа — цветной картон бирюзового цвета, клей пва, жёсткая кисть для клея, стакан с водой, набор цветной бумаги или картона разных цветов, ножницы, трафареты (моллюски, раковины, морские звезды, рыбки, осьминоги и т.д.), простой карандаш.

Примеры готовых работ

Выбираются самые лучшие готовые работы и развешиваются на стене в хорошо обозреваемом месте на уровне глаз ребят.


Пошаговая инструкция для рисования выбранного сюжета

Игры на занятии по рисованию, картотека игр для занятий ИЗО в ДОУ, согласно ФГОС

  • Дидактические;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Игры и упражнения на усвоение новых понятий, как абстрактных, так и конкретных.
  • Развития восприятия произведений искусства;
  • Игры-задания;
  • Творческие;
  • Сюжетно-ролевые;
  • Соревнования.

Например, дидактическое занятие о тёплых и холодных цветах. Преподаватель предлагает детям поделить все чистые цвета по температурному восприятию на тёплые и холодные, и выполнять задания, закрепляющие данную тему, к примеру, придумать сочинение по этой теме.

Важно! В процессе изобразительного творчества у ребёнка повышается внимательность, ощущение цвета, пространственное воображение, правильное видение пропорций и акцентов, а также мелкая моторика и владение техникой рисования.

Восприятие предметов и явлений сразу объёмными, с логическими характеристиками, активизирует разные зоны коры обоих больших полушарий головного мозга, закладывая фундамент для повышения эмоционального интеллекта и всестороннего развития личности. Развиваются также такие качества, как коллективность, дисциплина, ответственность, аккуратность, и происходит гармоничная социализация каждого ребёнка.

Таким образом, изобразительное искусство играет ведущую роль в дошкольном образовании.

Читайте также: