Внеурочная деятельность естественнонаучной направленности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Пожилова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К.Лютикова
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Детское объединение "Мир науки" естественнонаучной направленности в начальной школе
Раздел: начальное образование

ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ

естественнонаучной направленности

период обучения 1 год

возраст 7 – 11 лет

Автор: педагог дополнительного образования

Москва, 2017г.

«Уроки о мире наук есть своего рода секретный образовательный курс, цель

сознание. Из этого курса дети усвоят, как тесно связаны многие отрасли

соприкасается с целым рядом научных областей и что каждая наука

имеет свои цели и свой предмет исследования. Не следует думать, что

такой курс может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в

начальных классах дети особенно легко усваивают широкие взгляды.

М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.-144 с.

естественнонаучную

материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения программы

программы осуществляется на эвристическом уровне.

актуально тем, что ребёнок с рождения окружён

различными веществами и должен уметь обращаться с ними.

Знакомство учащихся с

веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие

взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.

Комплексный подход к решению технических, экономических, экологических

проблем на основании интеграции особенно необходим в современном обществе.

Решение научных и жизненных проблемы требует изучения природных явлений и

процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов

необходимость повышения уровня естественно - научного образования.

Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют

практических и лабораторных работ. Поэтому одной из задач программы является

простейшими инструментами и приборами, навыков исследовательской деятельности.

Наиболее запоминающимися и интересными для учеников являются опыты.

лабораторные работы, домашние эксперименты. Таким образом, решаем еще одну

задачу нашего курса, формирование навыков исследовательской работы.

В данной программе физические и химические знания используются для

химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.

Программа имеет большие возможности для развития творческих способностей

учащихся. Педагог создает условия для творческого применения знаний (викторины,

конкурсы, настольные игры).

Введение этого направления дополнительного образования - это прекрасная

возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес

Отличительная особенность и новизна.

Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный

возрастных особенностей и возможностей детей; в то же время содержит большой

проводить простейшие эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В

питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д.

творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся.

Основные задачи программы:

- формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о

природе и о всеобщей связи явлений природы;

- овладение простейшими практическими умениями и навыками в области физики,

химии и биологии.

- удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, определение наклонностей и

развитие их творческих способностей;

- развитие способностей к самостоятельному мышлению;

- развитие коммуникативных способностей.

- воспитание ответственности и бережного отношения к природе;

- формирование мотивов научно-исследовательской деятельности.

- привитие интереса к изучению явлений природы

Изучив данный курс образовательной программы,

школьники должны знать

состав и свойства веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни,

иметь представления о теле и веществе, физических и химических явлениях;

знать об использовании физических и химических знаний в

иметь представление о физических телах, их свойствах, характеристиках;

обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами

уметь проводить простейшие опыты и эксперименты;

уметь наблюдать и анализировать происходящие явления, делать выводы;

уметь проводить исследования объектов окружающей среды по простейшим

Уровень программы – ознакомительный

Организация содержания программы - линейная

Формы контроля усвоения материала: отчеты по практическим работам,

творческие работы, презентации по теме в программе MS PowerPoint и т. д. Подготовка

слайд-презентации предусматривает освоение умений и навыков работы с данной

творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения,

деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим

стимулом познавательного интереса. Одновременно занятия способствуют развитию

окончании каждой темы проводится итоговое занятие.

Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельный и

развивающий характер. Ценностными ориентирами содержания курса являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как

метод познания, научные методы);

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего

Срок реализации программы: 1 год

Формы работы

парная (выполнение более сложных практических работ).

коллективная (обсуждение проблем, возникающих в ходе занятий,

просмотр демонстраций опытов).

Традиционные рубрики занятий:

Настрой на занятие.

В науке как в жизни.

В основу программы положены материалы III Московского педагогического марафона

учебных предметов: «Особенности проведения эксперимента в химическом кружке для

Принципы обучения по данной программе:

основное условие развития детей;

учет индивидуальных особенностей детей - одно из главных условий успешного

последовательность освоения материала - от простого знакомого к сложному, от

готовых заданий к творческим решениям.

Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников

наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание

измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые

человек использует в своей практической деятельности.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с

обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный

потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших

Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию

Учебно – тематический план

Наименование раздела

Теоретические

Лабораторно –

практические

Исследовательская практика

Содержание программы

Введение (2ч)

Наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Приёмы обращения

с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории.

Практическая работа 1. Простейшие операции с веществом. Выполнение операций

наливания, насыпания, взвешивания. Очистка воды: фильтрование, отстаивание.

Тема 1. Вода (6ч)

туристическом походе. Минеральные воды. Кристаллы.

работы. 1. Определение пригодности воды для питья (прозрачность

Приготовление насыщенного раствора соли, измерение плотности (проведение опытов

Темы исследовательских работ. Самое удивительное вещество на свете. Живая вода.

Рукодельницы. А. С. Пушкин о минеральных водах. Кристалл – чудо природы. Холод

Тема 2. Вещества пищи (8ч)

Белки, углеводы, жиры: значение для организма. Чипсы, кока – кола и здоровье.

Практические работы. 1. Обнаружение крахмала в муке, хлебе, крупах, картофеле. 2.

Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании. 3. Обнаружение жира в

семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами. 4. Опыты с кока – колой:

поглощение красителя активированным углём, обнаружение кислоты и углекислого

газа. 5.Кока – кола и молоко. Что происходит в желудке при употреблении этих

Темы исследовательских работ. Проблемы правильного питания. Пищевые добавки.

Диеты: питание и здоровье. Правильное питание – залог здоровья. Рациональное

Тема 3. Витамины (5ч)

История открытия витаминов. Витамины водо – и жирорастворимые. Витамины А, В,

С, D, их значение, нахождение в продуктах. Витамины. Авитаминоз.

Темы исследовательских работ. Здоровье человека. Здоровье без лекарств. Витамины

и возраст человека. Роль витаминов в жизни человека. Авитаминоз и его последствия.

Тема 4. Минеральные вещества (4ч)

Железо, кальций, натрий, содержание в продуктах, значение. Получение поваренной

соли. Кальций в природе. Образование жемчуга, кораллов.

Практические работы. 1. Проведение тестирования на обеспеченность организма

кусочке мела, яичной скорлупе. 3. Удаление минеральных веществ из косточки. 4.

Опыт Клеопатры: распознавание настоящего жемчуга.

сталагмиты – обитатели пещер. Коралловый кальций. Жемчужное ожерелье.

Тема 5. Химия в быту (5ч)

Практические работы. 1. Сравнение поглощающих свойств промокательной бумаги,

активированного угля, кукурузных палочек. 2. Удаление чернильного пятна с помощью

мела и одеколона. 3. Очищение воздуха с помощью питьевой соды.

Темы исследовательских работ. Явления экстракции в быту. Наша кухня. Чистота для

Тема 6. Исследовательская практика (6 ч)

Требования к содержанию:

Темы детских исследований на занятиях будут, в – основном:

- теоретические (темы, ориентированные на работу по изучению фактов, материалов,

источниках, знаний других людей);

При введении и обучении учащихся навыкам исследовательской деятельности

будут выделяться следующие этапы:

Выбор темы и постановка цели исследования - опыта (обязательно с учётом

интересов ребёнка или на выбор по определённой теме, цель ставить вместе с

учителем, возможно выдвижение гипотезы).

Подбор материалов по теме исследования (литература, материалы для опытов,

место проведения опыта, факты, домыслы и т.д.)

Изучение информации (обобщение и систематизация полученной информации,

черновые записи исследования).

Оформление исследования (титульный лист, план работы, описание хода работы,

рисунки, чертежи, отзывы и т.д.)

5. Защита исследования.

Формами защиты могут быть: реферат, презентация, доклад, проведение опыта.

Требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу обучения учащиеся

нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды;

нахождение в продуктах воды;

продуктов; основы гигиены питания; действие ферментов;

значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище;

технику безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии.

обосновать роль воды, бережно относиться к ней, применять простейшие методы

очистки питьевой воды, готовить растворы, испытывать различные растворы

индикаторами, изготавливать индикаторы из растений;

выращивать кристаллы солей;

обнаруживать минеральные вещества, витамины в продуктах питания, объяснять

выводить пятна различного происхождения в домашних условиях.

Ожидаемые педагогические результаты:

Расширение и углубление знаний учащихся о разнообразии мира живой и

Овладение учащимися навыками организации и проведения исследовательских

Планируемые результаты освоения обучающимися программы:

1. Морально – нравственные качества личности:

добровольность и заинтересованность в равноправном участии в педагогическом

стремление к самостоятельности;

сформированность основ общения, нравственно – этических норм поведения;

сформированность первичного контура общечеловеческих качеств гражданина:

честности, совести, чувства собственного достоинства, воли;

сформированность личной ответственности.

2. Знания, умения, навыки:

самостоятельное включение в процесс познания;

развитие общих способностей;

первоначальные представления о целостной картине мира;

физическое совершенствование, укрепление своего здоровья.

Кроме этого программа направлена на формирование и развитие следующих

- решать учебные проблемы;

- связывать воедино и использовать отдельные части знания;

- извлекать пользу из образовательного опыта.

- получение и обработка информации.

Социально - личностные компетенции:

- видеть связи между настоящими и прошлыми событиями;

- вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;

- справляться с неопределенностью и сложностью.

- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;

- дискутировать и защищать свою точку зрения.

- устанавливать и поддерживать контакты;

- сотрудничать и работать в команде.

- организовывать свою работу;

- овладевать инструментом моделирования;

- быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

Личностно - адаптивные компетенции:

- использовать новую информацию;

- придумывать новые решения;

- проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами;

- быть упорным и стойким перед трудностями.

В исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на

процесс деятельности. Главное

– вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к

познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда

результат будет обеспечен.

Методическое обеспечение программы

1. Печатные пособия

Гужин Г.С., Тюрин В.Н., Нагалевский Ю.Я и другие. Экология. Краснодар, 1995.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.

Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.

Цель творческого объединения – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и, не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Программа творческого объединения призвана решить следующие задачи:

- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды области;

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.

В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.

Содержание программы.

1 класс – 33ч (14 - аудиторных, 19 – внеуадиторных)

Введение 1ч

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

Тайны за горизонтом 4ч

Географические открытия в древности. Небосвод. Пере­мещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

Загадка смены времен года 6ч

Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.

Тайны круговорота веществ в природе 4 ч

Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.

Загадки круговорота воды в природе 4 ч

Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака

Загадки под водой и под землей 5 ч

Загадки растений 3ч

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Много­образие плодов.

Планета насекомых 4ч

Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый круп­ный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

Что такое НЛО? 1ч

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

Заключение 1ч Что мы узнали и чему научились за год.

2 класс – 34ч (24 - аудиторных, 10 – внеуадиторных)

Раздел 1. Мир животных (14 часов)

Понятие о живом. Животное как живой организм. Строение животных. Роль окраски в жизни животных. Спасение от врагов. Приспособление животных к неблагоприятным условиям. Приспособление животных к разным способам передвижения. Приспособление животных к разным типам питания и добывания пищи Размножение. Рост и развитие. Значение животных в природе. Взаимоотношения между животными. А также между животными и растениями. Взаимоотношения между животными и человеком. Значение животных в жизни человека. Многообразие животных. Сезонные изменения в жизни животных. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными животными. Охрана животных.

Понятие о живом. Растения как живой организм. Строение растений. Роль воды, света, тепла, почвы в жизни растений. Семенное и вегетативное размножение растений. Рост и развитие растений. Значение растений в природе. Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями. Охрана растений.

3 класс – 34 ч (23 - аудиторных, 11 – внеуадиторных)

1. Тайны за горизонтом (4 ч).

Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде?

Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева?

Практические работы с картой.

2. Жили-были динозавры. и не только они (5 ч).

Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы?

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обна­жение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геоло­гический музей.

3. Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остров?

Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, ян­тарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

4. Загадки растений (5 ч).

Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)

Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кув­шинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.

Почему оливу называют деревом мира?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзоти­ческими растениями.

5. Эти удивительные животные (3 ч).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6. Планета насекомых (4 ч).

Обладают ли кузнечики слухом?

Почему комар считается злейшим врагом человека?

Муравьи и их квартиранты.

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

7. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Что такое ракушка-прилипала?

Как передвигается осьминог?

Что такое насекомоядные растения?

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

Может ли вода течь в гору?

Почему некоторые животные выглядят как растения?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.


Создание данной программы обусловлено необходимостью формирования экологического сознания, которое оказывают влияние на экологические знания и убеждения. Формирование экологического сознания и поведения в обществе необходимо начинать с младшего школьного возраста. Формирование экологического сознания идет на уроке, а нормы экологического поведения необходимо закреплять в деятельности, организованной во внеурочной работе.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Принята на заседании Утверждаю:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

Возраст обучающихся: 10 лет

Срок реализации: 1 год

Журавлева Светлана Васильевна,

г. Жердевка, 2018г

Информационная карта

Журавлева Светлана Васильевна

Продолжительность реализации программы

Нельзя защищать то, что не любишь. Нельзя

Любить то, чего не знаешь.

Н.Сладков

Пояснительная записка

Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

ФГОС начального образования также включают в себя программу экологического образования и воспитания школьников. Все это предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и является основой для поиска и разработки эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. Заложенные экологические знания и умения на уроках послужат базой или фундаментом дальнейшей экологической и культурологической грамотности, для творческого расширения знаний.

ФГОС НОО изменил приоритеты в целях, стоящих перед начальным образованием. Первостепенное значение имеет формирование универсальных учебных действий, которое способствует саморазвитию и самосовершенствованию ребенка путем сознательного и активного присвоения им нового социального опыта. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность, которая заложена в основу кружка. Краткосрочные и долгосрочные проекты помогут развитию познавательных навыков обучающихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Программа кружка составлена в соответствии с нормативно-правовой базой и опирается на Закон об образовании, ФГОС НОО и нормы САНПИН.

В данной программе используется проектная деятельность с использованием компьютерных технологий. В проведении занятий применяются новые педагогические технологии.

Актуальность

Создание данной программы обусловлено необходимостью формирования экологического сознания, которое оказывают влияние на экологические знания и убеждения. Формирование экологического сознания и поведения в обществе необходимо начинать с младшего школьного возраста. Формирование экологического сознания идет на уроке, а нормы экологического поведения необходимо закреплять в деятельности, организованной во внеурочной работе.

Данная программа имеет естественнонаучную направленность, так как способствует развитию коммуникативных, интеллектуальных, а также лидерских способностей обучающихся, корректирует психические свойства личности, организует социальный досуг обучающихся и призвана содействовать экологическому воспитанию младших школьников.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что она даёт возможность овладеть началом экологической культуры, учит осознанно-правильным отношениям к объектам живой и неживой природы, на основе изучения природы родного края, развивает чувство любви к Родине и бережному отношению к природе. Программа кружка предполагает широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание презентаций, разработка и реализация социальных проектов

В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в городе.

Срок реализации программы и режим занятий

Формы организации учебного процесса: комбинированные уроки, урок -экскурсия, урок – наблюдения, урок – путешествие, урок – экскурсия, урок - конкурс, урок -соревнование, , групповая работа над проектом, контроль и учёт знаний.

Цель программы:

Овладение элементарными знаниями о явлениях природы, закрепление теоретических знаний и практических навыков в процессе усвоения различных методов изучения природы. Подготовка школьников к решению проблем взаимодействия человека с природой.

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

-научить младших школьников использовать лабораторное оборудование при выполнении практических задач;

- знать технику безопасности при пользовании лабораторного оборудования;

- обеспечить разнообразную практическую деятельность учащихся с целью знакомства с окружающими нас явлениями природы;

- сформировать у младших школьников навыки бережного отношения к своему здоровью.

Актуальность. Дополнительное образование является важнейшим звеном среди ОУ., и отражает его состояние и основные тенденции развития.

Программа рассматривает решение и анализ новых олимпиадных задач, где требуется знание элементов комбинаторики.

Новизна данной программы в следующем:

Развитие потенциальной одаренности обучающихся в условиях дополнительного образования и интегрированные занятия ярко выражают математическую направленность обучающихся.

Структура программы представлена тремя блоками: блок по развитию кругозора математика, блок по развитию интеллектуальных способностей и блок по развитию аффективной сферы, способствующие развитию творческого потенциала личности ребёнка, а так же перечнем, формируемых умений, способностей и особенностей эмоциональной сферы.

Педагогическая целесообразность.

Материал программы содержит занимательные задачи, исторические экскурсы, математический фольклор разных стран и другой материал, способствующий повышению интереса к математике. Состояние математической подготовки обучающихся характеризуется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи – это основное средство развития математического мышления обучающихся. Занимательные задачи на переливание, нестандартные сложные задачи. Познавательные решения задач с помощью систем уравнений, развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.

При разработке программы учитывались примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844).

Цель программы. Активизировать мыслительную деятельность обучающихся, способствовать углублению знаний и развитию исследовательского подхода к изучению материала.

Задачи программы.

Образовательные:

- учить детей составлять математические ребусы, разгадывать математические кроссворды;

- определять основные особенности решения задач на переливание, взвешивание, комбинаторику, принцип Дирихле;

- рассмотривать типичные ошибки, допущенные обучающимися при решении более сложных олимпиадных задач.

Развивающие:

- развитие логического мышления, исследовательского подхода к изучению материала, отрабатывать навыки решения олимпиадных задач.

Воспитательные:

- воспитание культурного поведения обучающих на занятиях;

- воспитание аккуратности, внимания, самостоятельности;

- создать положительный настрой у обучающихся в поисках выхода из нестандартной ситуации.

Возраст обучающихся в группах 11-13 лет (подростковый возраст).

Возраст обучающихся 11-13 лет это в основном, дети 5-7 классов, характеризующие подростковый возраст.

Это начало перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим звеном в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правилами и ограничениями, связанные с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

В этом возрасте активно идёт процесс познавательного развития: память, речь, мышление.

Обучающиеся уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.

Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами, в этом возрасте повышается способность к регуляции поведения.

Сфера познавательных интересов выходит за пределы образовательного учреждения, обучающиеся стремятся к поиску и приобретению знаний во внеклассных занятиях. Стремление к самообразованию – характерная особенность и подросткового, и раннего юношеского возраста.

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.

  1. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.

Мышление подростков и юношей характеризуются стремлением к обобщениям, так же происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти, активно развивается логическая память. В этом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности.

2. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности обучающихся.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

  • По возрасту – для обучающихся основной школы (11-13лет).
  • По полу – смешанная.
  • По продолжительности – 3 года.
  • По формам реализации – индивидуальная, групповая, коллективная.
  • По виду деятельности – естественнонаучная
  • По уровню освоения – углубленная.

Режим работы:

На одну группу - 2 часа в неделю, 64 часа в год.

Ожидаемые результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
  • освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
  • уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
  • успешно выступать на математических соревнованиях.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
  • научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
  • научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В целях реализации программы использую основные формы и методы обучения:

Формы:

  • индивидуальная форма обучения – учебное задание выполняется

каждым обучающимся самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей;

  • групповая форма обучения – в процессе этой деятельности предполагается сотрудничество нескольких человек, перед которыми ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля;
  • коллективная форма обучения – одновременное участие всех обучающихся в общей для всех образовательной деятельности.

Методы:

  • объяснительно - иллюстративные (педагог сообщает готовую информацию разными методами, и использованием демонстраций),
  • эвристические (усвоение знаний и умений путём рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости),
  • репродуктивные (формирование знаний на основе заучивания, умений и навыков через систему упражнений),
  • проблемно-поисковые,
  • исследовательские.

Основополагающими принципами реализации программы являются:

  • Принцип гармонизации личности и среды – ориентация на максимальную самореализацию личности.
  • Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.
  • Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
  • Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
  • Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей. В создании адекватной педагогической среды.
  • Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
  • Принцип взаимодействия:
  • взаимодействие между взрослыми и детьми;
  • взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Наличие наглядных пособий, методических, дидактических материалов, раздаточных материалов (упражнения на развития зрительной памяти, игры со словами).
  1. Наличие технических средств обучения: компьютер, проектор. DVDдиски и т.д.
  1. Создание в группе атмосферы сотрудничества, взаимной поддержки стимулирующей развитие личности

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для оценки результативности Программы применяется входной, промежуточный и итоговый контроль.

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки собеседование с обучающимися.

Цель промежуточного контроля – проверка освоения Программы. Формы оценки: текущие тестовые задания. Устный и письменный опрос, контрольные задания задания.

Цель итогового контроля – определение уровня знаний, умений, навыков, приобретенных по программе, уровня личностных качеств. Формы контроля: итоговые тестовые задания, срезовые работы, опросы, творческие выступления, оформление стендов.

Критерии оценки высокий, средний, низкий уровни.

Высокий уровень - 12-15 баллов.

Средний уровень - 7-11 баллов.

Низкий уровень - 1-6 баллов.

Теоретические знания оцениваются по 5- бальной системе.

1 балл - обучающийся материала не знает, но пытается выстроить ответ.

2 балла - тема не раскрыта, обучающийся плохо ориентируется в материале.

3 балла - содержание темы раскрыто на половину, ответ неуверенный, педагог помогает наводящими вопросами.

4 балла - тема раскрыта хорошо, обучающийся хорошо ориентируется в материале, но его ответ может быть дополнен другим обучающимся или педагогом.

5 баллов - обучающийся раскрыл тему исчерпывающим ответом, с примерами. Свободно ориентируется в материале.

Практические умения оцениваются по 10- бальной системе.

2-3 балла - обучающийся пытается выполнить задание, но уровень выполнения очень низок. Задание выполняется с подсказкой педагога.

4-5 баллов - обучающийся выполняет задание на низком уровне, но самостоятельно. Применяет теорию на практике частично.

6-7 баллов - недостаточное применение знаний на практике, но хороший уровень выполнения задания. Ответ продуман.

10 баллов – выполнение задания хорошо продуманно. Обучающийся применяет на практике теорию, относится к решению поставленной задачи творчески, импровизирует.

Читайте также: