Владимир яковлевич стоюнин как создатель системы изучения литературных произведений в школе
Обновлено: 02.07.2024
Владимир Яковлевич Стоюнин (16 декабря 1826 — 4 ноября 1888) — российский педагог и публицист.
Острогорский В. П., Писарев Д. И.
Содержание
Биография
Родился 16 декабря 1826 г. в Петербурге. Закончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию, и затем Петербургский университет. Работал учителем русского языка и словесности, принимал участие в работе петербуржских педагогических собраний, Комитета грамотности, руководил воскресной школой, преподавал в Мариинском училище, а затем в Мариинском институте. Организовал комиссию по упрощению орфографии русского языка. Был инспектором Московского Николаевского сиротского института. Жена В. Я. Стоюнина, Мария Николаевна, открыла частную женскую гимназию, в которой он был инспектором, преподавателем русского языка, словесности и истории. Умер в Петербурге 4 ноября 1888.
Педагогические идеи и вклад в развитие отечественной педагогики
В. Я. Стоюнин критикуя российскую среднюю школу того времени за ее космополитичность, несамостоятельность, плохое преподавание отечественной истории, родного языка и литературы, он полагал, что уже в народной школе, обучая детей родной речи, следует учитывать историю и психологию народа, целостную и неповторимую национальную религиозную культуру. [1] Выступал против механического перенесения школьного опыта и достижений педагогической науки западных стран в школу и педагогику России. Большую роль отводил народным учителям, много делал для вовлечения учителей в работу педагогических съездов, открытия при школах библиотек с необходимой художественной и педагогической литературой. В. Я. Стоюнин последовательно отстаивал идеи самобытности русской педагогической школы, полагая, что и подготовка учителя должна осуществляться в соответствии с национальными, культурными, историческими традициями. [1]
Отмечал важность взаимосвязи умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Разработал проект семиклассной реальной гимназии, которая более всего соответствовала бы потребностям общества и развивающегося капитализма. Установил дидактическую связь между приобретением знаний и развитием человека: знания способствуют развитию человека, и чем больше их объём, тем больше они требуют духовной пищи и дополнительных знаний. [2]
Стоюнин является выдающимся методистом средней школы. [3] Развитие идей К. Д. Ушинского в практике средней школы нашло отражение в педагогической деятельности В. Я. Стоюнина, внесшего много ценного в преподавание литературы, в изменение содержания этого предмета в соответствии с идеями народности и общечеловеческого воспитания. [1] Методические идеи В. Я. Стоюнина базировались на принципе воспитывающего обучения, согласно которому изучение литературы является важнейшим средством духовно-нравственного формирования ребёнка. В. Я. Стоюнин впервые представил методику преподавания литературы как целостную систему. Создал новый тип пособий для учителей, которые включали методику, теорию литературы и конкретный критический анализ. Большое влияние на развитие педагогики в России оказали труды Стоюнина по истории педагогики и народного образования. Ему принадлежат работы по истории русской литературы — статьи о А. Д. Кантемире, А. П. Сумарокове и др. Он написал монографии, посвящённые А.С. Пушкину и А.С. Шишкову. В. Я. Стоюнин один из самых крупных педагогов своего времени.
16 (28) декабря 1826, Санкт-Петербург — 4 (16) ноября 1888, Санкт-Петербург
Российский педагог-методист, деятель образования, публицист, историк литературы
Родился в богатой купеческой семье. Получил среднее образование в училище при церкви Святой Анны, затем окончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1846). Мечтая о карьере дипломата, поступил на отделение восточных языков философского факультета Санкт-Петербургского университета (1846—1850), где увлёкся русской литературой.
Предложил строить учебные программы по принципу постепенного усложнения содержания и задач литературного анализа, исходя из возрастных возможностей и интересов учащихся. В целях глубокого постижения изучаемых произведений требовал значительного сокращения литературного материала в существовавших программах и пособиях (главным образом за счёт древней литературы), преимущественного внимания к произведениям новейшей литературы. Для младших классов методика Стоюнина предусматривала чтение и разбор произведений (по тематическим подборкам), упражнения по выразительному чтению и заучивание наизусть. Изучение истории литературы, основанное на предшествующей исторической и литературной подготовке, относил к старшим классам. В качестве основного метода преподавания рассматривал аналитическую беседу; предложил систему письменных работ по литературе для начальной и средней школы. Создал новый тип пособий для учителей, которые включали методику, теорию литературы и конкретный критический анализ.
Похоронен на Волковском кладбище Петербурга.
Основные труды
• Высший курс русской грамматики. СПб., 1852.
• Классная русская хрестоматия. Для младших классов средне-учебных заведений. СПб., 1876.
• О преподавании русской литературы. СПб., 1864. (5-е издание: СПб., 1898.)
• Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы. До новейшего периода. СПб., 1869.
• Руководство для преподавателей русского языка в младших классах средне-учебных заведений. СПб., 1876.
• Хрестоматия к руководству для теоретического изучения литературы. Ч. 1—2. СПб., 1879.
• Исторические сочинения. Ч. 1—2. СПб., 1880—1881.
Литература
◦ Глинский Б. Б. Владимир Яковлевич Стоюнин // Исторический вестник. 1889. № 2.
◦ Языков Д. Д. Учёно-литературные труды В. Я. Стоюнина // Исторический вестник. 1889. № 2.
◦ Чулицкий В. М. Педагогические заветы Стоюнина русскому обществу. СПб., 1909.
◦ Роткович Я. А. Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки. М., 1959.
◦ Евстифеев А. А. В. Я. Стоюнин и проблемы воспитания // Труды Ташкентского гос. ун-та им. В. И. Ленина. Вып. 192. Педагогические науки. Кн. 1. 1961.
◦ Телкова В. А. В. Я. Стоюнин как методист // Начальная школа. 2008. № 8.
◦ Телкова В. А. Владимир Яковлевич Стоюнин (1826—1888) // Русский язык в школе. 2008. № 10.
◦ Калантарян Л. А. Педагогическая деятельность В. Я. Стоюнина в период становления русской национальной школы во второй половине XIX века // Педагогическая наука и практика — региону: материалы XIII региональной научно-практической конференции. Ставрополь, 2011.
Архивы
≡ Отдел рукописей РНБ. Личный фонд В. Я. Стоюнина, ф. 744, 388 ед. хр., 1724—1919 гг.
Однако Стоюнин вовсе не отказывается от научного взгляда на литературу, рекомендует он и историко-литературный курс в выпускном классе, основой которого, по его мнению, должна быть не сумма сведений и фактов, а понимание сущности самой литературы и развитое эстетическое восприятие.
Начинать разборы методист рекомендует с произведений, близких современности, более доступных восприятию учащихся, исключая при этом сатиру. Главное внимание при анализе должно быть обращено на общечеловеческое в произведении.
В истории развития педагогической мысли в России В.Я.Стоюнин занимает почетное место. На протяжении всей своей жизни он сочетал практическую деятельность в школе с разработкой вопросов теории и истории педагогики, с работой в области методики преподавания русского языка и словесности, с занятиями литературного критика .
Краткая биографическая справка:
Родился в богатой купеческой семье. Получил среднее образование в училище при церкви Святой Анны, затем окончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1846). Мечтая о карьере дипломата, поступил на отделение восточных языков философского факультета Санкт-Петербургского университета (1846—1850), где увлёкся русской литературой.
Из-за обеднения семьи после окончания университета вынужден был зарабатывать частными уроками. В 1852—1871 преподавал русский язык и словесность в 3-й Санкт-Петербургской гимназии. Одновременно преподавал в Мариинском женском училище (1858—1861). Был в числе учредителей Санкт-Петербургского педагогического общества; участвовал в работе Комитета грамотности, по его инициативе организована Комиссия по упрощению орфографии русского языка.
Для подробного рассмотрения была взята именно эта работа Владимира Яковлевича, так как в ней содержатся основы преподавания литературы в школе. Стоюнин выводит постулат, которого должен придерживаться учитель, чтобы получить положительный результат своей работы.
Основные положения работы:
В данной работе В.Я.Стоюнин рассматривает историю русской системы образования. Школа предстает во взаимодействии с церковью, государством, обозначены плоды такого сотрудничества. Даются также положения идеальной школы, к которой необходимо стремиться.
Владимир Яковлевич Стоюнин (16 (28) декабря 1826 – 4 (16) ноября 1888) – видный педагог-просветитель, самобытный педагогический мыслитель, яркий деятель общественно-педагогического движения, крупнейший методист русского языка и литературы, теоретик и практик женского образования, оригинальный публицист, литературный и театральный критик [6, с. 1].
В судьбе и педагогической деятельности В. Я. Стоюнина рельефно выделяются четыре взаимосвязанных периода:
Первый: 1826–1851 гг. – предварительный, на протяжении которого происходило становлении личности В. Я. Стоюнина и формирование либерально – демократических ценностей и смыслов его общественного и педагогического мировоззрения. В эти годы он обучался в 3-й Петербургской гимназии, а затем по специальности восточная словесность на историко – филологическом факультете Санкт – петербургского университета.
Второй: 1852–1874 гг. – преподавательско - методический и общественно-педагогический, наиболее значимый период в деятельности В. Я. Стоюнина, связанный с преподаванием в 3-й Петербургской гимназии (1852–1870) и московском Николаевском сиротском институте (1871–1874), а также в других образовательных учреждениях. В это время В. Я. Стоюнин становится видным деятелем общественно-педагогического движения: является учредителем Санкт-Петербургского педагогического общества, работает в Комитете грамотности, выступает организатором Комиссии по упрощению орфографии русского языка, председательствует в ученом отделе Общества распространения технических знаний в Москве, избирается почетным членом Российского Общества словесности, работает в комиссии по русскому и иностранному языкам в Педагогическом музее [6, с.437].
Третий: 1875–1880 гг. – период научно-методической и общественной деятельности, когда, вынужденно лишенный возможности преподавания, В. Я. Стоюнин в основном сосредоточился на подготовке трудов по изучению словесности. В этот период происходит значительное изменение его политических взглядов в сторону консерватизма. В методических пособиях и статьях В. Я. Стоюнин сформулировал новые подходы к изучению литературы:
- воспитывающий, развивающий, а не информационно-знаниевый характер преподавания;
- перенос приоритета в содержании образования на современные произведения со снижением доли историко-литературного материала;
- акцент на формирование у учащихся самостоятельного отношения к литературным произведения, избегание преподавателем формулирования и навязывания готовых выводов;
- доминирование таких развивающих методов как литературные беседы и самостоятельный разбор учащимися литературных произведений.
Четвертый: 1881–1888 гг.– синтезировано - обобщающий, связанный с работой педагога-просветителя в Стоюнинской частной женской гимназии в Санкт-Петербурге, реализацией им в сфере женского образования идеала и ценностей воспитания просвещенного человека-гражданина. В созданной его женой Марией Николаевной гимназии В.Я. Стоюнин работал инспектором и преподавателем русского языка, словесности и истории. В данной связи подчеркнем, что педагог-гуманист был убежденным сторонником гармоничного женского образования и многое сделал для разработки его теории и практики. Более того, Владимир Яковлевич был оригинальным философом женского образования. Гимназия Стоюниной, просуществовавшая до 1919 г., была признана лучшей среди женских учебных заведений страны и оставила животворный след в истории отечественного образования.
Несмотря на жизненные трудности, В. Я. Стоюнин смог получить очень солидное базовое образование в лучших тогда средних учебных заведениях Петербурга – в частном немецком училище при церкви Святой Анны (Анненское училище), а затем, со второго класса, в 3-й гимназии, где готовили будущих учителей для учебных заведений Петербургского учебного округа. В процессе обучения в гимназии, а затем в Петербургском университете у Владимира Яковлевича рельефно обозначились склонности к гуманитарным наукам – литературе, истории, древним и новым языкам; проявились незаурядные способности к литературному творчеству, прежде всего, поэзии.
Вместе с тем за время обучения у В. Я. Стоюнина сформировалось абсолютное неприятие жестко авторитарного стиля педагогической деятельности, базирующегося на насилии и физических наказаниях, подавлении личности и ученика, и учителя.
Позднее в процессе преподавания в гимназии он утвердился на ценностях педагогической деятельности, на подвижническом служении Отечеству, российскому обществу и русскому народу.
После весны 1861 г., когда с российского педагогического небосклона властями были удалены две мегазвезды Н. И. Пирогов и К. Д. Ушинский – именно В.Я. Стоюнину с его немногими современниками В. И. Водовозовым и Д. Д.Семеновым доведется осуществлять развитие педагогической науки и общественно-педагогической мысли на протяжении 1860–1870-х гг., пока не появилась новая генерация деятелей российского образования – В. П.Вахтеров, М. И.Демков, П. Ф. Каптерев, П. Ф.Лесгафт, В. П.Острогорский, В. В.Розанов, не получило признание педагогическое творчество Л. Н.Толстого.
В.Я. Стоюнин первым в отечественной педагогике осуществил плодотворный синтез двух стратегических парадигм общественно – педагогической мысли 1860 – х гг: общечеловеческой Н.И.Пирогова и национально – патриотической К.Д.Ушинского, причем в форваторе общественной деятельности.
Ученый-просветитель прозорливо предрекал грядущую смену доминант в российском образовании, когда в начале ХХ в. вместо государственной целеценностной доминанты выдвинется на первый план именно общественный идеал образования, и осознанно стремился к созданию в России бессословной национальной школы, ратовал за широкое общее образование и воспитание молодого поколения в духе передовых гражданских идеалов.
Можно констатировать, что педагог - гуманист выделил следующие составляющие черты просвещенного человека - гражданина:
Большая заслуга В.Я. Стоюнина состоит в том, что он не ограничился выдвижением этой высокой цели, а обосновал совокупность взаимосвязанных факторов, которые могут обеспечить воспитание в школе просвещенного человека-гражданина. Для этого школа должна быть действительно просвещенной, современной и общественной, свободной от политической конъюнктуры, общенародной, национальной и трудовой.
В.Я. Стоюнин выстроил субъектный ряд для реализации идеала просвещенного человека-гражданина: образованный чиновник – общественный деятель – священник как учитель – просвещенный педагог – образованная мать, ценящая науку, – активная личность.
Характерно, что для осуществления этих задач он лично работал на всех уровнях отечественного образования: от элитного – обучения членов царской семьи - до образования народа в воскресных школах. С этим и сопряжена его конструктивная критика всех министерских проектов реформирования гимназического образования. В.Я. Стоюнин искренне, но, конечно, безуспешно пытался придать всей реформаторской деятельности Министерства народного просвещения ценностный смысл, развернуть работу лицеев и гимназий на задачи просвещения.
Литература
1.Стоюнин В.Я. Заметки о русской школе / В.Я. Стоюнин // Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1991. – С. 148–199.
2.Стоюнин В.Я. Педагогические задачи Н.И. Пирогова [Текст] / В.Я. Стоюнин// Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1991. – С. 242–281.
3.Васильева О.Ю. Интервью // Ведомости. – 2016. – 24 августа.
4.Глинский Б. Б. Владимир Яковлевич Стоюнин [Текст] / Б. Б. Глинский // Исторический вестник. – 1889. – Т. 35. – № 2. – С. 413–444.
6. Савенок Г. Г. Педагогические взгляды и деятельность В. Я. Стоюнина [Текст] / Г. Г. Савенок // Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1991. – С.6–31.
7. Сиповский В.В. Владимир Яковлевич Стоюнин. Биографический очерк [Текст] / В. В. Сиповский // Педагогические сочинения. – 3-е изд. – СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1911. – С.1–38.
8. Витберг Ф. А. В. Я. Стоюнин, как педагог и человек: речь Ф. А. Витберга [Текст] / Ф. А. Витберг. – СПб., 1899. – 20 с.
Читайте также:
- Что такое пасхальный рассказ кратко
- Чем армия нового образца отличалась от армии кавалеров кратко
- Какой компонент содержания школьного музыкального образования является ведущим
- Для какой цели проводятся опросы кратко
- Как отреагировали лидеры англии и сша на нападение фашистов на советский союз кратко