Для какой цели проводятся опросы кратко
Обновлено: 04.07.2024
Опрос - это метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы. Он является наиболее распространенным методом сбора эмпирических данных при проведении прикладных социологических исследований. К этому методу исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентирах, об информированности людей.
Оглавление
Опрос. Цели опроса. Виды опроса……………..2
Анкетирование……………………………………..3
Интервьюирование………………………………..4
Список используемой литературы……………..6
Файлы: 1 файл
Опрос как метод сбора социологических данных.docx
- Опрос. Цели опроса. Виды опроса……………..2
- Анкетирование……………………………………..3
- Интервьюирование……………………………….. 4
Список используемой литературы……………..6
Опрос. Цели опроса. Виды опроса
Опрос - это метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы. Он является наиболее распространенным методом сбора эмпирических данных при проведении прикладных социологических исследований. К этому методу исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентирах, об информированности людей. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Участников опросов принято называть респондентами. Проведение социологических опросов может преследовать две цели. Первая - пропагандистская, вторая - исследовательская. Идеальный социологический опрос совмещает в себе обе цели. Основными разновидностями опроса выступают анкетирование и интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на: сплошные или выборочные, индивидуальные или групповые, массовые или экспертные, устные или письменные, очные или заочные, одноразовые или многоразовые, стандартизированные или нестандартизированные.
В основе анкетирования и интервьюирования лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.
Анкетирование
Анкетирование – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.
При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные).
Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.)
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
Интервьюирование
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но
вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.
Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией,
предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.
Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или
причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы;
определяется только тема интервью.
Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем: при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента; этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы; опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
Метод опроса предусматривает получение социологических данных в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемой информации. В социологии
выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.
Опрос является одним из самых популярных и распространенных методов сбора первичной информации в социологии. Его широкое использование объясняется тем, что данный метод универсален. Так, используя метод опроса социологи могут получить информацию об объективных событиях и фактах, мотивации деятельности людей, их ценностях и поступках, как в прошлом, так и в настоящем, а также сведения об их дальнейших намерениях. С помощью метода опроса данную информацию можно получить дешевле, чем другими методами, а при обработке полученных данных можно применять компьютерные технологии.
Опросом называют метод сбора социальной информации об объекте исследования посредством общения (непосредственного в виде интервью или же опосредованного в виде анкетирования) исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента). При использовании метода опроса социолог регистрирует ответы респондента на вопросы, которые вытекают из целей и задач исследования.
Вопросом называют устное или письменное обращение социолога к респонденту для того, чтобы определить его мнение, которые представляет собой данные социологического исследования.
Анкета (вопросник, опросный лист) – это набор организованных в систему вопросов, определенных целью и задачами исследования.
Респондент (опрашиваемый) – это лицо, которое участвует в опросе как источник социальной информации (тот, у кого берут интервью и тот, кто отвечает на вопросы).
Интервьюер (анкетер) – это лицо, которое осуществляет общение с опрашиваемыми с помощью анкеты или интервью для того, чтобы собрать нужную для исследования информацию.
Главная цель опроса – это получение социальной информации о мнении респондентов (массовом, групповом или же индивидуальном), оценках, интересах и предпочтениях, а также то, как они видят события, факты, оценивают все, что связано с общественной жизнью и их жизнедеятельностью.
Опрос является ведущим методом в изучении сознания человека – его установок, мотивов, интересов, ориентаций, ожиданий. Особенно важным применение метода опроса будет в процессе исследования социальных явлений и процессов, являющихся малодоступными для непосредственного наблюдения. Также он используется в ситуации, когда проблема, которая находится в фокусе исследования социолога, является слабо изученной, а документальная информация о ней либо отсутствует вовсе, либо крайне ограничена. Наибольшую эффективность применение метода опроса получает, если сочетать его с другими методами.
Особенности использования метода опроса в социологических исследованиях
Главные нормативные требования к проведению опроса следующие:
Важно упомянуть, что в случае, если респонденты отвечают неискренне, то полученные данные будут представлять мнение опрашиваемых искаженно, в связи с чем результаты опроса по возможности необходимо сопоставлять со сведениями, полученными посредством использования других методов – наблюдения, анализа документов, - так как они могут характеризовать состояние изучаемых явлений с объективной точки зрения, в отличие от субъективных высказываний респондентов. Также важно учитывать искажения, которые бывают связаны с особенностями представления в сознании опрашиваемых тех или иных явлений и событий.
Обычно программа проведения опроса будет включать в себя все основные компоненты структуры программы социологического исследования.
Объектом опроса называют социальную общность, группу, коллектив, индивида. В случае проведения референдума объект опроса – население (граждане) страны.
Предметом опроса называют субъективно-оценочную информацию, выраженную во мнении респондентов и характеризующую их поведение, ценностные ориентации, мотивы, факты и события их личной и общественной жизнедеятельности.
* Материал не является публичной офертой. Информация о ценах приведена для ознакомления и актуальна на декабрь 2020 года.
Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор
Регулярный сбор и анализ мнений потребителей снижает риск ошибок в бизнесе, позволяет оперативно отслеживать реакцию клиентов на любые изменения в деятельности компании и своевременно принимать взвешенные решения.
Основная цель проведения анкетирования заключается в том, чтобы оперативно и без особых затрат составить объективное представление о мнении респондентов по той или иной проблеме
Анкетирование как метод опроса используют в разных сферах деятельности человека. С его помощью получают наиболее полные и объективные результаты различных исследований в области психологического, маркетингового или социологического.
Цель проведения опросов в сфере маркетинга формулируют, как стремление получить адекватную оценку рыночных процессов, позиций и возможностей на рынке какой либо компании, продукта или услуги. Это достаточно эффективный маркетинговый инструмент, позволяющий узнать больше о целевой аудитории, ее потребностях и пожеланиях. Обычно анкетирование используют в маркетинговых исследованиях, которым подвергаются конкуренты, потребители, рынок и другие области маркетинга.
Анкетирование активно используют в исследованиях социальных явлений и процессов, протекающих в обществе. Целью опроса в этой сфере могут стать: получение данных о рождаемости, уровне безработицы, рейтинге президента и так далее. С помощью анкетирования изучают мнения по тому или иному социальному вопросу различных групп населения, к примеру, пенсионеров, домохозяек или работающих женщин.
Анкетирование в сфере психологических исследований применяется для оценки профессиональных, психологических и моральных качеств личности. Цель психологического анкетирования – получение данных о характерологических особенностях человека, его увлечениях, интересах, мотивах поведения и многого другого. Анализ опроса может быть использован при приеме на работу, аттестации персонала, разрешении спорных ситуаций и так далее.
Читайте также: