Анализ ученика в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Система оценки естественным образом встраивается в образовательный процесс. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат. Как же организован контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования?

Оценивание предметных результатов младших школьников осуществляется нами через качественную оценку, а со 2 полугодия 2 класса по 5-ти бальной системе.

При оценивании использую различные формы контроля и учёта достижений младших школьников.

  1. Обязательные формы и методы контроля: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графические работы, изложения, доклады, творческие работы.
  2. Иные формы учета достижений: диагностические контрольные работы, контроль техники чтения, анализ динамики текущей успеваемости, участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, в проектах, творческие отчёты, портфолио, анализ психолого-педагогических исследований.

В стандартах второго поколения предполагается вовлечение в оценочную деятельность самих учащихся, поэтому опыт работы в данном направлении считаю актуальным и остановлюсь на формировании учебной самооценки через организацию самоконтроля, которая осуществляется с 1 класса.

Возможность для самооценивания представлена детям с первых дней обучения. Выполнив задание, ребёнок оценивает красоту, правильность выполненной работы, для чего на полях тетради рисует кружок определённого цвета:

  • Зелёный – усвоил, не испытываю трудностей
  • Жёлтый – иногда испытываю трудности
  • Красный – надо поработать

Во время проверки работы учитель соглашается или не соглашается с самооценкой ученика.

Формирование учебной самооценки решает следующие задачи:

  1. Развитие потребности в самоконтроле через анализ собственных результатов.
  2. Развитие потребности в самоорганизации и самоизменении.
  3. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.

Работа над проблемой формирования учебной самооценки проводится в три этапа:

1 этап. Формирование представлений о самоконтроле, то есть:

  1. Мотивация ученика к самоконтролю цели деятельности, процессу и результату деятельности.
  2. Формирование представлений о связи между целью, процессом и результатом деятельности.

2 этап. Умение контролировать свой результат и процесс достижения цели, то есть:

3 этап. Умение контролировать процесс достижения цели, то есть:

  1. Использование заданий по предметам разного типа.
  2. Проведение диагностических срезов, контрольных работ.

Самопроверка, самооценка , взаимопроверка, взаимооценка, проверка работ родителями, учителем, анализ результатов.

В работе по формированию учебной оценки использую разнообразные приемы и виды деятельности:

  1. Самопроверка ученика, исправление им ошибок, выяснение причины собственных ошибок.
  2. Предупреждение ошибок через тренировочные упражнения.
  3. Сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника.
  4. Комментированное письмо.
  5. Работа в парах, группе. Самопроверка, самооценка; взаимопроверка, взаимооценка. Проверка работы учителем.
  6. Работа ассистентов учителя. Широко используется на уроках окружающего мира при устном опросе домашнего задания.
  7. И такой вид деятельности как Свобода выбора. Ребята выполняют разноуровневые задания, пользуясь Листом самоанализа и самооценки.

После ответа ученик оценивает свой ответ, затем ответ оценивает ассистент. Если ученик не согласен с оценкой ассистента, он отвечает учителю.

Разумеется, необходимо прививать обучающимся не только навыки контроля при выполнении отдельных учебных задач, но и успешность своей работы на уроке в целом или по отдельной теме.

Ученик должен сознавать и понимать, какие знания и умения он освоил, а над какими надо еще поработать. Для этого используются тестовые, диагностические работы, которые основаны на стандарте с элементами заданий повышенной сложности.

В начальной школе мы используем три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание;

Стартовая диагностика как обычно у нас проводится в сентябре:

Стартовый контроль позволил оценить уровень личностных, предметных и метапредметных достижений учеников на момент поступления в школу, помог установить уровень развития каждого, выявить основные проблемы характерные для большинства, а также спланировать систему работы по обеспечению предметных, метапредметных и личностных результатов, которые заложены в основной образовательной программе начального общего образования.

Созданная система мониторинга позволяет проследить процесс развития ученика на разных этапах обучения, а значит организовать систему индивидуальной работы с ребёнком и его родителями.

В обязанности учителя входят, как вы знаете, различные виды работы – это и вести документацию, владеть основными видами контрольно-оценочной деятельности; работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; оценивать достижения учащихся в соответствии с требованиями; оценивать и вести учёт не только предметных знаний и умений, но также универсальных учебных действий; доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся. И в этом мне помогает портфолио.

Портфолио понимается как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. И эта деятельность протекает как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

И в заключении я хочу сказать, что используемая система оценки ориентирована на стимулирование ученика стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

У каждого учителя начальных классов периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на заседании такого коллегиального органа, как районная ПМПК.

ВложениеРазмер
metodika_napisaniya_harakteristiki_dlya_nach.shkoly_na_pmpk.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информация для учителей

Как правильно написать характеристику?

У каждого учителя начальных классов периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на заседании такого коллегиального органа, как районная ПМПК.

В этом документе необходимо отразить следующие данные:

Чем качественнее написана характеристика, тем легче будет специалистам ПМПК разобраться в проблемах ребенка, а также в условиях ограниченного времени сделать правильный вывод о наиболее приемлемой форме обучения в дальнейшем в соответствии с его возможностями.

Буду рада, если данные рекомендации помогут Вам в составлении этого документа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- довести до сведения родителей итоги образовательных достижений учащихся за 2020-2021 учебный год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМ. А.В.МОКРОУСОВАС

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Аналитическая справка по итогам анализа результатовуспеваемости за 4 четверть 2020 – 2021 учебного года
Начальное общее образование Цель: мониторинг уровня успеваемости и качества знаний за 2020-2021 учебного года.

В конце 2020-2021 учебного года в 1-4 классах по списку 575 человек. Подлежали аттестации 455 учащихся (без учета учащихся 1 классов).

Во время проведения урока учащиеся проявили активность. Наибольшая активность была проявлена учащимися на этапе выполнения самостоятельной работы и на этапе анализа выполненных работ. Работоспособность и заинтересованность группы на всех этапах урока была на высоком уровне.

2. Интерес к труду.

К новой теме учащиеся отнеслись с большим интересом.

6. Качество знаний и умений учащихся.

По окончании урока можно сказать, что качество знаний и умений учащихся находится на среднем уровне. они умеют применять знания, приобретенные ранее на уроке.

8. Культура межличностных отношений.

Культура межличностных отношений учащихся и преподавателя присутствует. Отношения на уроке между учащимися и преподавателем в основном ровные и доброжелательные.

9. Реакция на оценку преподавателя.

С выставленными оценками ученики были согласны. Преподаватель аргументировал свое решение.

VI. Анализ домашнего задания.

В качестве домашнего здания учащимся было предложено выполнение следующих несложных упражнений:

Нарисовать статичные композиции

нарисовать абстрактную композицию, используя геометрические формы и линии.

1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания проходит в виде общего просмотра и обсуждения работ: выявляются их сильные стороны и недочеты.

2. Мотивировка домашнего задания, его цели.

Цель данного задания – закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке производственного обучения.

Учащимся необходимо осваивать технику рисования.

3. Объем домашнего задания.

Домашнее задание выполняется в виде 1рисунка.

4. Характер домашнего задания.

Характер домашнего задания определяется как закрепляющий.

5. Посильность задания для учащихся.

Данное домашнее задание является посильным для всех учащихся группы как по объему, так и по содержанию.

VII. Оценка санитарно-гигиенических условий урока

1.Классная доска в хорошем состоянии, полностью отвечает требованиям и подходит как для работы мелем, так и для работы с наглядными средствами обучения

2.Мебель соответствует возрасту учащихся

3.Помещение чистое и достаточно освещенное

4.Учитель обращает особое внимание на положение учеников и их осанку.

6.Режим проветривания соблюдается естественным путем и с помощью вентиляций.

7.Все иллюстрации и тексты на доске соответствуют нормам

8.Отвлекающих моментов во время урока не замеченно

VIII. Общие выводы по уроку.

1. Оценка самоанализа урока.

Самоанализ проведен на удовлетворительном уровне: заполнен лист наблюдения урока, выявлен коэффициент эффективности усвоения ученого материала, подробно проанализированы цели и задачи урока, его структура, содержание, методика проведения и др.

2. Общая оценка достижения поставленной цели.

На данном уроке поставленная преподавателем цель достигнута полностью: выполнен план урока, учащиеся усвоили полученные ими теоретические знания.

3. Характеристика достоинств урока.

К достоинствам данного урока можно отнести несколько моментов.

Учащиеся в достаточно простой и несложной форме, предложенной преподавателем, сумели познакомиться с темой раннее им не известной и выполнить упражнения по данной теме. Наличие множества иллюстраций позволило педагогу сделать урок не только познавательным, но и интересным для учеников.

Преподаватель во время проведения урока уделил необходимое внимание всем учащимся, что положительно сказалось на результате.

Недостатки урока.

3.2. Анализ Урока практического обучении:

Задание: Изучить виды орнаментов и научиться их воспроизводить.

1. изучить историю возникновения орнаментов

2. изучить виды орнаментов

3. научиться выполнять орнамент.

Время занятия: 40 мин.

Число учащихся: 20 человек.

Преподаватель: Никитина Елена Александровна

I. Анализ цели урока

2. Формы и методы доведения задач до учащихся.

При доведении задач урока до учащихся были применены следующие методы: Методы метод стимулирования и мотивации учения, метод организации и проведения учебных действий: объяснение и показ учебной информации, словесный и наглядный методы, метод показа трудовых действий..

3.Степень достижения поставленной цели.

Поставленные на данном уроке задачи достигнуты: ученики имели представление о орнаменте, о истории его возникновения и смогли изобразить его на бумаге.

II. Анализ, структуры и организации урока:

Уровень и язык изложения материала соответствует уровню понимания содержания учащимися, и соответствует уровню подготовки учащихся.

На данном уроке идет формирование самостоятельного мышления учащихся, умения анализировать, Практическое применение полученных теоретических знаний.

1. Активность и работоспособность учащихся на уроке.

Во время проведения урока учащиеся проявили активность. Наибольшая активность была проявлена учащимися на этапе выполнения самостоятельной работы и на этапе анализа выполненных работ. Работоспособность и заинтересованность группы на всех этапах урока была на высоком уровне.

2. Интерес к труду.

К новой теме учащиеся отнеслись с большим интересом.

6. Качество знаний и умений учащихся.

По окончании урока можно сказать, что качество знаний и умений учащихся находится на среднем уровне. они умеют применять знания, приобретенные ранее на уроке.

8. Культура межличностных отношений.

Культура межличностных отношений учащихся и преподавателя присутствует. Отношения на уроке между учащимися и преподавателем в основном ровные и доброжелательные.

9. Реакция на оценку преподавателя.

С выставленными оценками ученики были согласны. Преподаватель аргументировал свое решение.

VI. Анализ домашнего задания.

В качестве домашнего здания учащимся было предложено выполнение следующих несложных упражнений:

Нарисовать статичные композиции

нарисовать абстрактную композицию, используя геометрические формы и линии.

1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания проходит в виде общего просмотра и обсуждения работ: выявляются их сильные стороны и недочеты.

2. Мотивировка домашнего задания, его цели.

Цель данного задания – закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке производственного обучения.

Учащимся необходимо осваивать технику рисования.

3. Объем домашнего задания.

Домашнее задание выполняется в виде 1рисунка.

4. Характер домашнего задания.

Характер домашнего задания определяется как закрепляющий.

5. Посильность задания для учащихся.

Данное домашнее задание является посильным для всех учащихся группы как по объему, так и по содержанию.

VII. Оценка санитарно-гигиенических условий урока

1.Классная доска в хорошем состоянии, полностью отвечает требованиям и подходит как для работы мелем, так и для работы с наглядными средствами обучения

2.Мебель соответствует возрасту учащихся

3.Помещение чистое и достаточно освещенное

4.Учитель обращает особое внимание на положение учеников и их осанку.

6.Режим проветривания соблюдается естественным путем и с помощью вентиляций.

7.Все иллюстрации и тексты на доске соответствуют нормам

8.Отвлекающих моментов во время урока не замеченно

VIII. Общие выводы по уроку.

1. Оценка самоанализа урока.

Самоанализ проведен на удовлетворительном уровне: заполнен лист наблюдения урока, выявлен коэффициент эффективности усвоения ученого материала, подробно проанализированы цели и задачи урока, его структура, содержание, методика проведения и др.

2. Общая оценка достижения поставленной цели.

На данном уроке поставленная преподавателем цель достигнута полностью: выполнен план урока, учащиеся усвоили полученные ими теоретические знания.

3. Характеристика достоинств урока.

К достоинствам данного урока можно отнести несколько моментов.

Учащиеся в достаточно простой и несложной форме, предложенной преподавателем, сумели познакомиться с темой раннее им не известной и выполнить упражнения по данной теме. Наличие множества иллюстраций позволило педагогу сделать урок не только познавательным, но и интересным для учеников.

Преподаватель во время проведения урока уделил необходимое внимание всем учащимся, что положительно сказалось на результате.

Недостатки урока.

3.2. Анализ Урока практического обучении:

Задание: Изучить виды орнаментов и научиться их воспроизводить.

1. изучить историю возникновения орнаментов

2. изучить виды орнаментов

3. научиться выполнять орнамент.

Время занятия: 40 мин.

Число учащихся: 20 человек.

Преподаватель: Никитина Елена Александровна

I. Анализ цели урока

2. Формы и методы доведения задач до учащихся.

При доведении задач урока до учащихся были применены следующие методы: Методы метод стимулирования и мотивации учения, метод организации и проведения учебных действий: объяснение и показ учебной информации, словесный и наглядный методы, метод показа трудовых действий..

3.Степень достижения поставленной цели.

Поставленные на данном уроке задачи достигнуты: ученики имели представление о орнаменте, о истории его возникновения и смогли изобразить его на бумаге.

II. Анализ, структуры и организации урока:

Уровень и язык изложения материала соответствует уровню понимания содержания учащимися, и соответствует уровню подготовки учащихся.

На данном уроке идет формирование самостоятельного мышления учащихся, умения анализировать, Практическое применение полученных теоретических знаний.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

В данной работе представлены 14 примерных характеристик на учеников начальных классов. Они были написаны для предъявления по требованию: милиция, собес, врачи, опека, суд.

Образец психолого-педагогической характеристики ученика можно посмотреть здесь.

Мальчик воспитывается в неполной семье, которая состоит из 4 человек (мать, 2 детей и бабушка), проживающих в одной квартире.

Физическое развитие и состояние здоровья _____ соответствует возрасту и норме, тяжелых заболеваний нет, развит хорошо, болеет редко. Мать осуществляет постоянный контроль за школьной успеваемостью и поведением ребенка, а так же сотрудничает с учителем и оказывает посильную помощь. Каждую субботу _______ приходит в школу для беседы с учителем, а также зачастую звонит по неотложным вопросам.

В классном коллективе занимает позицию явного лидера преимущественно в учебной деятельности.

Физическое развитие и состояние здоровья девочки соответствует возрасту и норме, тяжелых заболеваний нет. Семья, состоит из 5 человек (мать, бабушка и 2 старших брата), которые проживают в одной квартире. _________ (средний брат) обучается в 8 классе школы № __ и иногда приводит сестру в школу. Мама - ________________ воспитанием детей практически не занимается. Она плохо осведомлена об интересах ребенка, успеваемости дочери, поведении в школе и вне школы. За текущий учебный год на родительском собрании была 1 раз.

В остальное время воспитанием занимается бабушка, а так же осуществляет контроль за учебой ______ и обеспечивает материально (питание, развлечения – театр, кинотеатр, новогодние подарки). Она всегда в курсе событий, произошедших за текущий день. Сама подходит к учителю. Со слов ______ ее многому учит бабушка (шить, читать, убираться). _____ принимает активное участие в школьной жизни (читает стихи на вечерах) благодаря бабушке.

Между бабушкой и матерью неблагополучная эмоциональная атмосфера.

Однако, не всегда благополучная атмосфера в семье переносится ребенком в детский коллектив. Она излишне подвижна, иногда бывает даже агрессивна со сверстниками (может накричать, толкнуть, жестко отстаивает свою позицию).

Интеллектуальные возможности учащейся средние. Любимыми уроками являются: физкультура, изо, труд, музыка, окружающий мир.

Общий кругозор очень мал. Малый запас слов и малая начитанность не дают возможности правильно выразить свою мысль письменно и устно. Память развита на механическом уровне, она не владеет приемами преднамеренного запоминания, отсутствует быстрота и прочность запоминания, следовательно, через несколько дней без намеренного повторения информация забывается.

Мышление развито слабо. С трудом отличает существенные и второстепенные признаки предметов. Уровень усвоения общих и абстрактных понятий очень низкий, не умеет делать самостоятельно выводы и находить пути решения.

Воображение развито слабо.

К учебной деятельности _____ проявляет интерес, но он быстро исчезает, т. к. все психические процессы развиты слабо. На уроках часто отвлекается. Домашние задания выполняет с неохотой и большим трудом (со слов бабушки). Тяжело дается заучивание таблицы сложения и вычитания, словарные слова и т. д.

Однако, девочка очень старается не отстать от остальных учащихся. Активно отвечает на вопросы учителя, даже если ответы не всегда верны.

Выводы и рекомендации педагога: девочка требует постоянного контроля и помощи со стороны взрослого - родителя, а также индивидуальных занятий по основным предметам (математика, русский язык, чтение).

Читайте также: