Анализ ученика в начальной школе
Обновлено: 05.07.2024
Система оценки естественным образом встраивается в образовательный процесс. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся.
Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат. Как же организован контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования?
Оценивание предметных результатов младших школьников осуществляется нами через качественную оценку, а со 2 полугодия 2 класса по 5-ти бальной системе.
При оценивании использую различные формы контроля и учёта достижений младших школьников.
- Обязательные формы и методы контроля: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графические работы, изложения, доклады, творческие работы.
- Иные формы учета достижений: диагностические контрольные работы, контроль техники чтения, анализ динамики текущей успеваемости, участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, в проектах, творческие отчёты, портфолио, анализ психолого-педагогических исследований.
В стандартах второго поколения предполагается вовлечение в оценочную деятельность самих учащихся, поэтому опыт работы в данном направлении считаю актуальным и остановлюсь на формировании учебной самооценки через организацию самоконтроля, которая осуществляется с 1 класса.
Возможность для самооценивания представлена детям с первых дней обучения. Выполнив задание, ребёнок оценивает красоту, правильность выполненной работы, для чего на полях тетради рисует кружок определённого цвета:
- Зелёный – усвоил, не испытываю трудностей
- Жёлтый – иногда испытываю трудности
- Красный – надо поработать
Во время проверки работы учитель соглашается или не соглашается с самооценкой ученика.
Формирование учебной самооценки решает следующие задачи:
- Развитие потребности в самоконтроле через анализ собственных результатов.
- Развитие потребности в самоорганизации и самоизменении.
- Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.
Работа над проблемой формирования учебной самооценки проводится в три этапа:
1 этап. Формирование представлений о самоконтроле, то есть:
- Мотивация ученика к самоконтролю цели деятельности, процессу и результату деятельности.
- Формирование представлений о связи между целью, процессом и результатом деятельности.
2 этап. Умение контролировать свой результат и процесс достижения цели, то есть:
3 этап. Умение контролировать процесс достижения цели, то есть:
- Использование заданий по предметам разного типа.
- Проведение диагностических срезов, контрольных работ.
Самопроверка, самооценка , взаимопроверка, взаимооценка, проверка работ родителями, учителем, анализ результатов.
В работе по формированию учебной оценки использую разнообразные приемы и виды деятельности:
- Самопроверка ученика, исправление им ошибок, выяснение причины собственных ошибок.
- Предупреждение ошибок через тренировочные упражнения.
- Сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника.
- Комментированное письмо.
- Работа в парах, группе. Самопроверка, самооценка; взаимопроверка, взаимооценка. Проверка работы учителем.
- Работа ассистентов учителя. Широко используется на уроках окружающего мира при устном опросе домашнего задания.
- И такой вид деятельности как Свобода выбора. Ребята выполняют разноуровневые задания, пользуясь Листом самоанализа и самооценки.
После ответа ученик оценивает свой ответ, затем ответ оценивает ассистент. Если ученик не согласен с оценкой ассистента, он отвечает учителю.
Разумеется, необходимо прививать обучающимся не только навыки контроля при выполнении отдельных учебных задач, но и успешность своей работы на уроке в целом или по отдельной теме.
Ученик должен сознавать и понимать, какие знания и умения он освоил, а над какими надо еще поработать. Для этого используются тестовые, диагностические работы, которые основаны на стандарте с элементами заданий повышенной сложности.
В начальной школе мы используем три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание;
Стартовая диагностика как обычно у нас проводится в сентябре:
Стартовый контроль позволил оценить уровень личностных, предметных и метапредметных достижений учеников на момент поступления в школу, помог установить уровень развития каждого, выявить основные проблемы характерные для большинства, а также спланировать систему работы по обеспечению предметных, метапредметных и личностных результатов, которые заложены в основной образовательной программе начального общего образования.
Созданная система мониторинга позволяет проследить процесс развития ученика на разных этапах обучения, а значит организовать систему индивидуальной работы с ребёнком и его родителями.
В обязанности учителя входят, как вы знаете, различные виды работы – это и вести документацию, владеть основными видами контрольно-оценочной деятельности; работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; оценивать достижения учащихся в соответствии с требованиями; оценивать и вести учёт не только предметных знаний и умений, но также универсальных учебных действий; доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся. И в этом мне помогает портфолио.
Портфолио понимается как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. И эта деятельность протекает как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.
И в заключении я хочу сказать, что используемая система оценки ориентирована на стимулирование ученика стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
У каждого учителя начальных классов периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на заседании такого коллегиального органа, как районная ПМПК.
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_napisaniya_harakteristiki_dlya_nach.shkoly_na_pmpk.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация для учителей
Как правильно написать характеристику?
У каждого учителя начальных классов периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на заседании такого коллегиального органа, как районная ПМПК.
В этом документе необходимо отразить следующие данные:
Чем качественнее написана характеристика, тем легче будет специалистам ПМПК разобраться в проблемах ребенка, а также в условиях ограниченного времени сделать правильный вывод о наиболее приемлемой форме обучения в дальнейшем в соответствии с его возможностями.
Буду рада, если данные рекомендации помогут Вам в составлении этого документа.
- довести до сведения родителей итоги образовательных достижений учащихся за 2020-2021 учебный год.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМ. А.В.МОКРОУСОВАС
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Аналитическая справка по итогам анализа результатовуспеваемости за 4 четверть 2020 – 2021 учебного года
Начальное общее образование Цель: мониторинг уровня успеваемости и качества знаний за 2020-2021 учебного года.
В конце 2020-2021 учебного года в 1-4 классах по списку 575 человек. Подлежали аттестации 455 учащихся (без учета учащихся 1 классов).
Во время проведения урока учащиеся проявили активность. Наибольшая активность была проявлена учащимися на этапе выполнения самостоятельной работы и на этапе анализа выполненных работ. Работоспособность и заинтересованность группы на всех этапах урока была на высоком уровне.
2. Интерес к труду.
К новой теме учащиеся отнеслись с большим интересом.
6. Качество знаний и умений учащихся.
По окончании урока можно сказать, что качество знаний и умений учащихся находится на среднем уровне. они умеют применять знания, приобретенные ранее на уроке.
8. Культура межличностных отношений.
Культура межличностных отношений учащихся и преподавателя присутствует. Отношения на уроке между учащимися и преподавателем в основном ровные и доброжелательные.
9. Реакция на оценку преподавателя.
С выставленными оценками ученики были согласны. Преподаватель аргументировал свое решение.
VI. Анализ домашнего задания.
В качестве домашнего здания учащимся было предложено выполнение следующих несложных упражнений:
Нарисовать статичные композиции
нарисовать абстрактную композицию, используя геометрические формы и линии.
1. Методы и приемы проверки домашнего задания.
Проверка домашнего задания проходит в виде общего просмотра и обсуждения работ: выявляются их сильные стороны и недочеты.
2. Мотивировка домашнего задания, его цели.
Цель данного задания – закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке производственного обучения.
Учащимся необходимо осваивать технику рисования.
3. Объем домашнего задания.
Домашнее задание выполняется в виде 1рисунка.
4. Характер домашнего задания.
Характер домашнего задания определяется как закрепляющий.
5. Посильность задания для учащихся.
Данное домашнее задание является посильным для всех учащихся группы как по объему, так и по содержанию.
VII. Оценка санитарно-гигиенических условий урока
1.Классная доска в хорошем состоянии, полностью отвечает требованиям и подходит как для работы мелем, так и для работы с наглядными средствами обучения
2.Мебель соответствует возрасту учащихся
3.Помещение чистое и достаточно освещенное
4.Учитель обращает особое внимание на положение учеников и их осанку.
6.Режим проветривания соблюдается естественным путем и с помощью вентиляций.
7.Все иллюстрации и тексты на доске соответствуют нормам
8.Отвлекающих моментов во время урока не замеченно
VIII. Общие выводы по уроку.
1. Оценка самоанализа урока.
Самоанализ проведен на удовлетворительном уровне: заполнен лист наблюдения урока, выявлен коэффициент эффективности усвоения ученого материала, подробно проанализированы цели и задачи урока, его структура, содержание, методика проведения и др.
2. Общая оценка достижения поставленной цели.
На данном уроке поставленная преподавателем цель достигнута полностью: выполнен план урока, учащиеся усвоили полученные ими теоретические знания.
3. Характеристика достоинств урока.
К достоинствам данного урока можно отнести несколько моментов.
Учащиеся в достаточно простой и несложной форме, предложенной преподавателем, сумели познакомиться с темой раннее им не известной и выполнить упражнения по данной теме. Наличие множества иллюстраций позволило педагогу сделать урок не только познавательным, но и интересным для учеников.
Преподаватель во время проведения урока уделил необходимое внимание всем учащимся, что положительно сказалось на результате.
Недостатки урока.
3.2. Анализ Урока практического обучении:
Задание: Изучить виды орнаментов и научиться их воспроизводить.
1. изучить историю возникновения орнаментов
2. изучить виды орнаментов
3. научиться выполнять орнамент.
Время занятия: 40 мин.
Число учащихся: 20 человек.
Преподаватель: Никитина Елена Александровна
I. Анализ цели урока
2. Формы и методы доведения задач до учащихся.
При доведении задач урока до учащихся были применены следующие методы: Методы метод стимулирования и мотивации учения, метод организации и проведения учебных действий: объяснение и показ учебной информации, словесный и наглядный методы, метод показа трудовых действий..
3.Степень достижения поставленной цели.
Поставленные на данном уроке задачи достигнуты: ученики имели представление о орнаменте, о истории его возникновения и смогли изобразить его на бумаге.
II. Анализ, структуры и организации урока:
Уровень и язык изложения материала соответствует уровню понимания содержания учащимися, и соответствует уровню подготовки учащихся.
На данном уроке идет формирование самостоятельного мышления учащихся, умения анализировать, Практическое применение полученных теоретических знаний.
1. Активность и работоспособность учащихся на уроке.
Во время проведения урока учащиеся проявили активность. Наибольшая активность была проявлена учащимися на этапе выполнения самостоятельной работы и на этапе анализа выполненных работ. Работоспособность и заинтересованность группы на всех этапах урока была на высоком уровне.
2. Интерес к труду.
К новой теме учащиеся отнеслись с большим интересом.
6. Качество знаний и умений учащихся.
По окончании урока можно сказать, что качество знаний и умений учащихся находится на среднем уровне. они умеют применять знания, приобретенные ранее на уроке.
8. Культура межличностных отношений.
Культура межличностных отношений учащихся и преподавателя присутствует. Отношения на уроке между учащимися и преподавателем в основном ровные и доброжелательные.
9. Реакция на оценку преподавателя.
С выставленными оценками ученики были согласны. Преподаватель аргументировал свое решение.
VI. Анализ домашнего задания.
В качестве домашнего здания учащимся было предложено выполнение следующих несложных упражнений:
Нарисовать статичные композиции
нарисовать абстрактную композицию, используя геометрические формы и линии.
1. Методы и приемы проверки домашнего задания.
Проверка домашнего задания проходит в виде общего просмотра и обсуждения работ: выявляются их сильные стороны и недочеты.
2. Мотивировка домашнего задания, его цели.
Цель данного задания – закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке производственного обучения.
Учащимся необходимо осваивать технику рисования.
3. Объем домашнего задания.
Домашнее задание выполняется в виде 1рисунка.
4. Характер домашнего задания.
Характер домашнего задания определяется как закрепляющий.
5. Посильность задания для учащихся.
Данное домашнее задание является посильным для всех учащихся группы как по объему, так и по содержанию.
VII. Оценка санитарно-гигиенических условий урока
1.Классная доска в хорошем состоянии, полностью отвечает требованиям и подходит как для работы мелем, так и для работы с наглядными средствами обучения
2.Мебель соответствует возрасту учащихся
3.Помещение чистое и достаточно освещенное
4.Учитель обращает особое внимание на положение учеников и их осанку.
6.Режим проветривания соблюдается естественным путем и с помощью вентиляций.
7.Все иллюстрации и тексты на доске соответствуют нормам
8.Отвлекающих моментов во время урока не замеченно
VIII. Общие выводы по уроку.
1. Оценка самоанализа урока.
Самоанализ проведен на удовлетворительном уровне: заполнен лист наблюдения урока, выявлен коэффициент эффективности усвоения ученого материала, подробно проанализированы цели и задачи урока, его структура, содержание, методика проведения и др.
2. Общая оценка достижения поставленной цели.
На данном уроке поставленная преподавателем цель достигнута полностью: выполнен план урока, учащиеся усвоили полученные ими теоретические знания.
3. Характеристика достоинств урока.
К достоинствам данного урока можно отнести несколько моментов.
Учащиеся в достаточно простой и несложной форме, предложенной преподавателем, сумели познакомиться с темой раннее им не известной и выполнить упражнения по данной теме. Наличие множества иллюстраций позволило педагогу сделать урок не только познавательным, но и интересным для учеников.
Преподаватель во время проведения урока уделил необходимое внимание всем учащимся, что положительно сказалось на результате.
Недостатки урока.
3.2. Анализ Урока практического обучении:
Задание: Изучить виды орнаментов и научиться их воспроизводить.
1. изучить историю возникновения орнаментов
2. изучить виды орнаментов
3. научиться выполнять орнамент.
Время занятия: 40 мин.
Число учащихся: 20 человек.
Преподаватель: Никитина Елена Александровна
I. Анализ цели урока
2. Формы и методы доведения задач до учащихся.
При доведении задач урока до учащихся были применены следующие методы: Методы метод стимулирования и мотивации учения, метод организации и проведения учебных действий: объяснение и показ учебной информации, словесный и наглядный методы, метод показа трудовых действий..
3.Степень достижения поставленной цели.
Поставленные на данном уроке задачи достигнуты: ученики имели представление о орнаменте, о истории его возникновения и смогли изобразить его на бумаге.
II. Анализ, структуры и организации урока:
Уровень и язык изложения материала соответствует уровню понимания содержания учащимися, и соответствует уровню подготовки учащихся.
На данном уроке идет формирование самостоятельного мышления учащихся, умения анализировать, Практическое применение полученных теоретических знаний.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
В данной работе представлены 14 примерных характеристик на учеников начальных классов. Они были написаны для предъявления по требованию: милиция, собес, врачи, опека, суд.
Образец психолого-педагогической характеристики ученика можно посмотреть здесь.
Мальчик воспитывается в неполной семье, которая состоит из 4 человек (мать, 2 детей и бабушка), проживающих в одной квартире.
Физическое развитие и состояние здоровья _____ соответствует возрасту и норме, тяжелых заболеваний нет, развит хорошо, болеет редко. Мать осуществляет постоянный контроль за школьной успеваемостью и поведением ребенка, а так же сотрудничает с учителем и оказывает посильную помощь. Каждую субботу _______ приходит в школу для беседы с учителем, а также зачастую звонит по неотложным вопросам.
В классном коллективе занимает позицию явного лидера преимущественно в учебной деятельности.
Физическое развитие и состояние здоровья девочки соответствует возрасту и норме, тяжелых заболеваний нет. Семья, состоит из 5 человек (мать, бабушка и 2 старших брата), которые проживают в одной квартире. _________ (средний брат) обучается в 8 классе школы № __ и иногда приводит сестру в школу. Мама - ________________ воспитанием детей практически не занимается. Она плохо осведомлена об интересах ребенка, успеваемости дочери, поведении в школе и вне школы. За текущий учебный год на родительском собрании была 1 раз.
В остальное время воспитанием занимается бабушка, а так же осуществляет контроль за учебой ______ и обеспечивает материально (питание, развлечения – театр, кинотеатр, новогодние подарки). Она всегда в курсе событий, произошедших за текущий день. Сама подходит к учителю. Со слов ______ ее многому учит бабушка (шить, читать, убираться). _____ принимает активное участие в школьной жизни (читает стихи на вечерах) благодаря бабушке.
Между бабушкой и матерью неблагополучная эмоциональная атмосфера.
Однако, не всегда благополучная атмосфера в семье переносится ребенком в детский коллектив. Она излишне подвижна, иногда бывает даже агрессивна со сверстниками (может накричать, толкнуть, жестко отстаивает свою позицию).
Интеллектуальные возможности учащейся средние. Любимыми уроками являются: физкультура, изо, труд, музыка, окружающий мир.
Общий кругозор очень мал. Малый запас слов и малая начитанность не дают возможности правильно выразить свою мысль письменно и устно. Память развита на механическом уровне, она не владеет приемами преднамеренного запоминания, отсутствует быстрота и прочность запоминания, следовательно, через несколько дней без намеренного повторения информация забывается.
Мышление развито слабо. С трудом отличает существенные и второстепенные признаки предметов. Уровень усвоения общих и абстрактных понятий очень низкий, не умеет делать самостоятельно выводы и находить пути решения.
Воображение развито слабо.
К учебной деятельности _____ проявляет интерес, но он быстро исчезает, т. к. все психические процессы развиты слабо. На уроках часто отвлекается. Домашние задания выполняет с неохотой и большим трудом (со слов бабушки). Тяжело дается заучивание таблицы сложения и вычитания, словарные слова и т. д.
Однако, девочка очень старается не отстать от остальных учащихся. Активно отвечает на вопросы учителя, даже если ответы не всегда верны.
Выводы и рекомендации педагога: девочка требует постоянного контроля и помощи со стороны взрослого - родителя, а также индивидуальных занятий по основным предметам (математика, русский язык, чтение).
Читайте также: