Какой компонент содержания школьного музыкального образования является ведущим
Обновлено: 04.07.2024
Содержание обучения в дидактике определяется как система знаний, умений и навыков, выступающая в единстве с опытом творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности (М.Н. Скаткин, В.А. Краевский).
Содержание обучения всегда определяется целью предмета.
Усвоение знаний, умений и навыков в музыкальном обучении осуществляется на художественном материале. Восприятие музыкальных произведений во всех видах деятельности всегда своеобразно и носит творческий характер. Творческая учебная деятельность должна пронизывать весь процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков и поэтому не выделяться как самостоятельный элемент обучения.
Усвоение содержания музыкального обучения происходит в процессе творческой деятельности, в ней же проявляются результаты освоения содержания. Все элементы содержания взаимосвязаны и формируются параллельно.
Критериями выбора музыкального материала - главного компонента содержания музыкального обучения, выступают:
- увлекательность и доступность для детей;
- воспитательное значение (возможность формирования нравственных идеалов и эстетических вкусов учащихся.
Музыкальные знания. В качестве основы понимания музыкального искусства выступают знания двух уровней: 1) знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве; 2) знания, помогающие восприятию конкретных музыкальных произведений.
Первый уровень знаний характеризует природу музыкального искусства как социального явления, его функцию и роль в общественной жизни, эстетические нормы.
Второй уровень – это знания о существенных особенностях музыкального языка, закономерностях построения и развития музыки, о средствах музыкальной выразительности.
Музыкальные умения. Восприятие музыки - основа формирования музыкальной культуры школьников. Его существенной стороной является осознанность. Восприятие тесно связано со знаниями и включает в себя художественную оценку. Способность дать эстетическую оценку произведению может служить одним из показателей музыкальной культуры школьника. Восприятие – основа всех видов исполнительства, так как оно невозможно без эмоционального, сознательного отношения к музыке, без ее оценки.
Итак, способность учащихся применять знания на практике, в процессе восприятия музыки проявляется в формировании музыкальных умений.
Наряду с ведущими музыкальными умениями выделяются частные, которые также формируются в конкретных формах деятельности.
- умения, связанные со знаниями об отдельных элементах музыкальной речи (звуковысотности, ритме, тембре и т.д.);
- умения, связанные с применением музыкальных знаний о композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах и т.д.;
- умения, связанные со знанием нотной грамоты.
Таким образом, ведущие и частные умения соотносятся с ключевыми и частными знаниями, а также с различными формами музыкальной учебной деятельности.
Музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки. Исполнительские навыки также формируются на основе музыкального восприятия. Без их приобретения нельзя говорить о полном усвоении содержания обучения.
Тема 6:
Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее
1. Общая характеристика
К 70-м годам ХХ века отечественной педагогикой был накоплен большой опыт в области музыкального воспитания школьников. Вместе с тем назрела необходимость в создании единой, обобщающей его концепции, дающей четкие направления формированию музыкальной культуры школьников.
Концепция, согласно словарю, это система взглядов на явление, основная точка зрения, с которой рассматривается это явление, ведущий замысел и т.п.
Для массового использования программа по музыке для 1-3 классов (с поурочными методическими разработками) была выпущена в 1980 году, а для 4-7 классов – в 1982 году.
Программа Кабалевского по-прежнему широко используется в нашей стране. Она является отправной точкой для разработки новых программ по музыке. Однако в последние годы данная программа все чаще становится объектом для критики. В то же время она имеет и массу сторонников. Представляется, что считать ее устаревшей и непригодной является неправомерным.
Данная концепция – крупное достижение нашей культуры. Она впитала в себя лучший опыт отечественной педагогики, а также предвосхитила ряд качественно новых процессов, зарождающихся как в искусствознании, так и во всех сторонах общественной жизни. А именно – стремление к сохранению и воспитанию духовной культуры, признание приоритета общечеловеческих ценностей. Эта концепция имеет большой потенциал для развития. При сохранении сути, это развитие имеет такие направления:
- разработка художественной дидактики и теории педагогики искусства;
- обоснование музыкального материала программы;
- расширение музыкального материала программы;
- расширение роли импровизаций, вокального и инструментального музицирования;
- обогащение урока фольклором, духовной музыкой, образцами современного народного музыкального творчества и т.д.
Таким образом, понимая под содержанием концепции процесс формирования духовности ребенка через музыку, через переживание, чувство и впечатление можно утверждать, что обновлять в программе нечего.
Если же говорить об обновлении содержания программы как обновлении музыкального материала, способов общения с музыкой и т.п., то этот процесс заложен в концепции как постоянный, необходимый и естественный.
В ней акцентируется внимание на том, что музыкальный материал может быть заменен, на том, что при реализации программы необходим творческий подход учителя в выборе методов, форм практического музицирования.
В 1994г. вышла новая редакция программы, которую сделали Бейдер и Сергеева. Основные задачи переиздания – устранить заидеологизированность содержания, дать возможность учителю проявить творческую инициативу в планировании уроков. Таким образом, в данной редакции подвергся изменению музыкальный материал и ликвидированы поурочные методические разработки.
2. Цель, задачи, принципы и основополагающие методы программы по музыке,
разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского
Цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры школьников как необходимой части их общей духовной культуры.
Ведущие задачи: 1) формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия; 2) формирование осознанного отношения к музыке; 3) формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.
Основные принципы программы:
- изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки;
- связи музыки и жизни;
- интереса и увлеченности в музыкальном обучении;
- единства эмоционального и сознательного;
- единства художественного и технического;
- тематического строения программы по музыке.
Основополагающие методы программы. Ведущие методы программы в своей совокупности прежде всего направлены на достижение цели и организацию усвоения содержания. Они способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства, то есть выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции. Данные методы находятся во взаимодействии со всеми другими методами.
Метод музыкального обобщения. Каждая тема носит обобщающий характер и объединяет все формы и виды занятий. Поскольку тема носит обобщающий характер, то и усвоить ее возможно только лишь методом обобщения. Освоение учащимися обобщенного знания происходит в опоре на музыкальное восприятие. Данный метод прежде всего направлен на развитие у детей осознанного отношения к музыке, на формирование музыкального мышления.
Метод музыкального обобщения выступает в виде совокупных способов организации деятельности учащихся, направленной на усвоение ключевых знаний о музыке, формирование ведущих умений.
Метод включает ряд последовательных действий:
1-е действие. Задача – активизировать тот музыкальный и жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или ее углубления. Продолжительность подготовительного этапа предопределяется характером обобщенного знания. Длительность подготовки зависит и от уровня музыкального опыта школьников. Главное – не допускать, чтобы изучение темы проходило формально, без опоры на достаточный для этого слуховой опыт.
2-е действие. Цель – познакомить с новым знанием. Основное значение имеют приемы продуктивного характера – разнообразные варианты организации поисковой ситуации. В процессе поиска выделяются три момента: 1) четко сформулированная учителем задача; 2) постепенно, совместно с учащимися, решение задачи при помощи наводящих вопросов, организация того или другого действия; 3) окончательный вывод, сделать который и произнести должны сами учащиеся.
3-е действие связано с закреплением знания в разных видах учебной деятельности, с формированием способности самостоятельно ориентироваться в музыке на основе усвоенного знания. Реализация данного действия предполагает использование сочетания различных приемов продуктивного и репродуктивного характера.
1.Связи между этапами обучения 2. Связи между темами четвертей. 3. Связи между конкретными музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы.
Метод эмоциональной драматургии. Уроки строятся в основном по двум эмоциональным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения и развития того или иного эмоционального тона урока.
Исходя из этого, задача заключается в том, чтобы соотнести тот или иной предлагаемый в программе принцип построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся.
Метод эмоциональной драматургии прежде всего направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. Он способствует созданию атмосферы увлеченности, живого интереса к музыкальным занятиям. Данный метод допускает в случае необходимости уточнение последовательности произведений, запланированных на урок (его начало, продолжение, кульминацию – особо важный момент урок, на окончание) в соответствии с конкретными условиями проведения занятия.
Важно определить наилучшее в условиях данного класса сочетание форм и видов музыкальной деятельности (занятия).
Личность учителя (его увлеченность предметом, проявляющаяся в исполнении музыки, в суждениях, объективности оценки учащихся и т.д.) выступает мощным стимулом активизации деятельности школьников на уроке.
Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.
К содержанию муз. образования предъявляется ряд требований. Оно должно:
- обеспечить осуществление основной цели воспитания - формирование общей
музыкальной культуры личности; способствовать эстетическому воспитанию учащихся;
- базироваться на строго научной основе, постоянно модернизироваться и обновляться с учетом происходящих социальных изменений и развития муз. культуры;
- строиться на предметной основе и соответствовать структуре и логической системе
соответствующих наук; - раскрывать взаимосвязь между отдельными музыкально-учебными предметами; - укреплять связь теории с практикой, с включением уч-ся в доступную для них муз.деятельность; - соответствовать возрастным возможностям учащихся; -сочетаться с техническим обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся
Содержание музыкального обучения – то, что должен усвоить ученик, то есть Программа – основа практической деятельности (содержание – то чему и как учат)
В музыкальном обучении – приобретение ЗУН, обучение игре на инструменте, эстетический вкус, овладение мировоззрением, развитие личности.
1 главный компонент содержания – музыка. Знание– теоретическое представление о практической направленности. 2 главный компонент содержания – музыкальные знания (уровни: а) обобщённые знания о природе музыкального искусства, функциях, месте и роли в жизни; б) конкретные музыкальные знания о средствах выразительности, особенностях музыкального языка и развития музыки.). 3 главный компонент содержания – музыкальные умения – способность использовать знания в практике, связанное с эстетическим восприятием (Этапы формирования умений:-репродуктивный (разъяснение нового материала), -эвристический (использование знаний по образцу), - творческий – самостоятельное использование знаний).
4 главный компонент содержания – музыкальные навыки – умение, доведённое до автоматизма (Классификация навыков:-вокально-хоровые,-подбор по слуху,-дирижёрские,-исполнительские,-чтение с листа). 5 главный компонент содержания – творческая учебная деятельность (- активизация, раннее приобретенного музыкального и жизненного опыта, - представление новых знаний в форме организации (проблемное обучение) – их осмысление, усвоение, -закрепление музыкальных знаний в определённых видах музыкальной деятельности. Творческое использование умений, -частные музыкальные умения, связанные с элементом музыкального языка (использование знаний о композиторе, исполнителях, инструментах, в овладении нотной грамотой). 6. Муз.репертуар (муз.произвед, которые осваив.ученик)Педагогический (инструктивный,художественный) и концертный. Критерии отбора муз.репертуара.а) эстетич. и художественная ценность репертуара; б)педагогическая и воспитательная значимость произведений; в)разнообразие стилей и жанров; г)соответствие возрастным особенностям ребенка д)национально-культ.основа произ.
Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.
К содержанию муз. образования предъявляется ряд требований. Оно должно:
- обеспечить осуществление основной цели воспитания - формирование общей
музыкальной культуры личности; способствовать эстетическому воспитанию учащихся;
- базироваться на строго научной основе, постоянно модернизироваться и обновляться с учетом происходящих социальных изменений и развития муз. культуры;
- строиться на предметной основе и соответствовать структуре и логической системе
соответствующих наук; - раскрывать взаимосвязь между отдельными музыкально-учебными предметами; - укреплять связь теории с практикой, с включением уч-ся в доступную для них муз.деятельность; - соответствовать возрастным возможностям учащихся; -сочетаться с техническим обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся
Содержание музыкального обучения – то, что должен усвоить ученик, то есть Программа – основа практической деятельности (содержание – то чему и как учат)
В музыкальном обучении – приобретение ЗУН, обучение игре на инструменте, эстетический вкус, овладение мировоззрением, развитие личности.
1 главный компонент содержания – музыка. Знание– теоретическое представление о практической направленности. 2 главный компонент содержания – музыкальные знания (уровни: а) обобщённые знания о природе музыкального искусства, функциях, месте и роли в жизни; б) конкретные музыкальные знания о средствах выразительности, особенностях музыкального языка и развития музыки.). 3 главный компонент содержания – музыкальные умения – способность использовать знания в практике, связанное с эстетическим восприятием (Этапы формирования умений:-репродуктивный (разъяснение нового материала), -эвристический (использование знаний по образцу), - творческий – самостоятельное использование знаний).
4 главный компонент содержания – музыкальные навыки – умение, доведённое до автоматизма (Классификация навыков:-вокально-хоровые,-подбор по слуху,-дирижёрские,-исполнительские,-чтение с листа). 5 главный компонент содержания – творческая учебная деятельность (- активизация, раннее приобретенного музыкального и жизненного опыта, - представление новых знаний в форме организации (проблемное обучение) – их осмысление, усвоение, -закрепление музыкальных знаний в определённых видах музыкальной деятельности. Творческое использование умений, -частные музыкальные умения, связанные с элементом музыкального языка (использование знаний о композиторе, исполнителях, инструментах, в овладении нотной грамотой). 6. Муз.репертуар (муз.произвед, которые осваив.ученик)Педагогический (инструктивный,художественный) и концертный. Критерии отбора муз.репертуара.а) эстетич. и художественная ценность репертуара; б)педагогическая и воспитательная значимость произведений; в)разнообразие стилей и жанров; г)соответствие возрастным особенностям ребенка д)национально-культ.основа произ.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Элементы содержания художественного, музыкального образования.
Содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков:
1) содержание искусства — оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;
2) творческая позиция;
3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности
Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке является непосредственно музыкальный материал. В разных альтернативных программах он представлен списком конкретных произведений, но основные критерии его отбора для всех программ тождественны. Это знакомство с:
• образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки; с ведущими музыкантами — солистами и музыкальными коллективами;
различными музыкальными жанрами, формами и стилями;
• выразительными средствами, используемыми при создании музыкального образа;
• музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.
Элементами содержания музыкального образования являются:
1) музыкальный материал — опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности;
2) музыкальные знания (ключевые и частные);
3) музыкальные умения и навыки.
Виды художественной, музыкальной деятельности учащихся.
К видам музыкальной деятельности учащихся принято относить:
- игру на музыкальных инструментах;
- движение под музыку;
- сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество), то есть те конкретные виды музыкальной деятельности, которые осуществляются учащимися на музыкальных занятиях и за исключением слушания музыки представляют собой разновидности либо исполнительской, либо композиторской деятельности.
Исполнительская деятельность учащихся на музыкальных занятиях осуществляется в следующих основных видах:
игра на музыкальных инструментах.
Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах. Импровизировать в пении, игре, пластике. Осуществлять первые опыты сочинения. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Различать песенность, танцевальность и маршевность в музыке. Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) с учётом характера основных жанров музыки. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизациях.
Виды художественной деятельности.
Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
Понимать условность и субъективность художественного образа.
Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.
Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Выбирать и использовать различные материалы для передачи собственного художественного замысла.
В статье рассматривается содержание музыкального образования в развитии развития интеллекта детей младшего школьного возраста на уроках музыки и педагогические возможности урока музыки в общеобразовательной организации.
Ключевые слова: урок музыки, музыкальное образование
В содержании музыкального образования можно выделить 4 компонента:
1) когнитивный опыт личности (собственно знания, как ключевые, так и частные, подлежащие усвоению, запоминанию);
2) опыт практической деятельности (музыкальные умения и навыки, определяющие уровень исполнительской культуры, качество восприятия и слухового анализа, ценностную ориентацию, художественный вкус и т. д.);
3) креативный опыт (самостоятельное использование приобретенных знаний, поиск новых способов решения проблем, разнообразная творческая деятельность — подбор по слуху, импровизация, сочинение и т. д.);
4) опыт отношений личности (опыт эмоционально-нравственных отношений человека к окружающей действительности, способность к сопереживанию, сочувствию эмоциональному состоянию других людей, к эмпатии и эмоциональному заражению) [2].
Музыка окружает ребенка с первых дней жизни, воздействует на эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя и углубляя его. С одной стороны, взаимодействие с искусством открывает новые возможности для духовного становления интеллектуальной личности и ее самовыражения, с другой коллективные виды музыкальной деятельности (хоровое и ансамблевое пение, инструментальное музицирование и др.) способствуют развитию чувства сопричастности учащихся к музыкально-творческой деятельности, их единению в процессе общения с музыкой.
Изучение музыкальное искусство направлено на определенные общественные функции. С позиции педагогики музыкального образования эти функции являются ориентировочными при определении направленности музыкального воспитания, обучения и развития ребенка. В содержательном отношении педагогике музыкального образования наиболее близок подход к классификации функций музыкального искусства, предложенный в работах В. Н. Холоповой. Исследователь выделяет следующие функции: коммуникативную, отражения действительности; этическую, эстетическую, каноническую (канонизирующую), эвристическую, познавательно-просветительскую, в итоге общественно-преобразующую. Каждая из этих функций в музыкально-образовательном процессе, выступает во взаимосвязи со всеми другими функциями, и имеет свою направленность и специфику [3].
Каждый ребенок, чувствует, выражает, осознает музыку по-своему. Общение с ней процесс творческий. Каждый стремится услышать в ней то, что важно лично для него, что соответствует его внутреннему миру. Один воспринимает и слышит в ней красоту гармонии, музыкальных форм, у другого рождается круг образных ассоциаций, третий ищет и находит в общении с музыкой способ самовыражения и самопознания. Вот почему так важно знать музыкальные предпочтения, интересы, потребности учащихся, их отношение к музыке. Только при этом условии процесс музыкального образования может стать эффективным, а развитие интеллекта целесообразным.
Содержание музыкального воспитания можно условно разделить на три блока:
1) содержание искусства оценочное осознание жизненных явлений;
2) творческая позиция;
3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского) [4].
Данные блоки характерны для эстетического воспитания в широком понимании. Применительно к музыкальному воспитанию Э. Б. Абдуллин рассматривал элементы содержания следующим образом:
‒ опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке;
‒ музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников. Для развития интеллекта школьников все это имеет важное значение. Компоненты программного содержания представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве, и оказывают большое влияние на развитие интеллекта у младших школьников на уроках музыки [5].
В процессе развития интеллекта на уроках музыки музыкальный материал является основой накопления младшими школьниками опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности. В программах по музыке он представлен списком определенных музыкальных произведений, но критерии его отбора для всех программ одинаковы. Это знакомство с: ведущими музыкантами и музыкальными коллективами; образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки; выразительными средствами, используемыми при создании музыкального образа; различными музыкальными жанрами, формами и стилями; музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.
Музыкальное обучение, направленное на развитие интеллекта у детей предполагает определенные этапы формирования основных умений:
2) открытие детьми нового знания на основе восприятия музыки и применение знания в практической деятельности;
3) самоориентирование учащихся в музыкальном искусстве и применение знаний в своей практической деятельности [4].
Основное средство достижения цели по развитию интеллекта систематические встречи младших школьников с музыкой, развитие у них потребности соприкосновения с высокими образцами художественного творчества. На уроках музыки ученики слушают музыкальные произведения, определяют характер, настроение музыки, значение различных элементов музыкальной речи в их совокупности; разучивают и исполняют песни, хоровые произведения, передают характер, ритмическую основу произведений в движениях (ритмики); получают определенный уровень музыкальной информации. При использовании на уроке этих видов музыкальной деятельности обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников.
Приучение детей к пользованию электронными образовательными ресурсами, словарями, специальной литературой при самостоятельном знакомстве с музыкальными произведениями способствует их личностному и интеллектуальному развитию.
Программа реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Виды музыкальной деятельности применяемые на уроках музыки направлены на осознание языка музыкального искусства и используются в творческом процессе, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности детей, проявляются их творческая активность и развивается интеллект.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное образование, урок музыки, музыка, музыкальное искусство, развитие интеллекта, музыкальная деятельность, музыкальное воспитание, практическая деятельность, музыкальное обучение, эмоционально-ценностное отношение.
Читайте также: