Государственная служба как организационный институт кратко

Обновлено: 05.07.2024

Государственная служба как организационный и правовой институт

Государственная служба как государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление.

Государственную службу необходимо рассматривать как организационный и правовой институт . Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее элементом.

Государственная служба как организационный институт продолжает и завершает всю государственную организацию, как важнейший элемент и атрибут государства она не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельности различных категорий государственных служащих.

В содержание организационно-правового института государственной службы входят три взаимосвязанных элемента:

1) организация деятельности личного состава государственных органов, его служащих (учреждение должности в структуре государственного аппарата, определение круга обязанностей и полномочий по каждой должности, порядка замещения этой должности и т.д. Причем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий займет свое служебное место и начнет свою профессиональную деятельность по осуществлению определенных государственных функций и полномочий);

2) сама служебная профессиональная деятельность личного состава государственных органов (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного органа;

3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указание и закрепление в соответствующих нормативно-правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).

Государственная служба как организационный институт употребляется в трех значениях:

1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие долее или менее дифференциальных и автономных частей данной системы.

2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями системы.

3. Объединение людей, совместно реализующих некоторую программу и действующих на основании определенных правил и процедур.

Государственная служба как организационный институт - автономная, специализированная группа людей, совокупность организационных норм, способов, правил и стандартов; средство объединения и регламентации деятельности государственных служащих.

Аспекты государственной службы.

1. Основным из аспектов государственной службы является ее упорядочение. Аспект предполагает рассмотрение государственной службы как работы по классификации должностей, званий, чинов, по созданию нормативно-правовой базы, по установлению порядка продвижения по службе.

2. Следующий аспект - согласованность государственной службы. Достигается путем разделения и кооперации труда государственных служащих, путем определения некой иерархии званий, должностей, чинов государственных служащих. Также достигается координацией и контролем за деятельностью государственных служащих. Также достигается путем гармонизации отношений между руководителями и подчиненными.

3. Направленность государственной службы. Достигается путем урегулирования границ государственной службы, т.е. определение целей, задач, функций государственной службы, определение категорий работников, которые осуществляют деятельность в органах власти, определение требований к государственным служащим.

При достижении аспекта используются следующие механизмы:

· выработка определенных организационных форм;

· разработка механизма контроля, поощрения государственных служащих.

Решение большинства задач государственной службы может быть достигнуто путем кадрового потенциала государственной службы. Он предполагает совокупность личных качеств, профессиональных свойств и т.д.

В задачи государственной службы как организационного института входит:

· создание условий для профессионального роста государственных служащих;

· реализация решения проблемы стимулирования труда государственных служащих.

Организационные принципы государственной службы.

Государственная служба строится и функционирует на определенных принципах, которые отражают непосредственно природу данного института, закономерности его организации и развития. Причем в зависимости от содержания деятельности государственной службы принципы можно классифицировать на 3 группы:

1. Основополагающие или исходные.

2. Профессионального характера.

Принцип - основополагающее теоретическое знание, не требующее практически ни каких доказательств.

В законе “Об основах государственной службе в РФ” выделено 12 принципов деятельности государственной службы.

1. Верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими их обязанностей и обеспечение их прав.

2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия.

3. Единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами. Этот принцип также предполагает решение вопросов, связанных с переходом государственного служащего из одного уровня государственной власти в другой, из муниципального органа в органы государственной власти.

4. Равного доступа граждан к государственной службе в соответствии с его способностями и профессиональной подготовкой.

5. Разделение государственной службы на законодательную, исполнительную и судебную.

6. Принцип гласности государственной службы связан с организацией контроля за деятельностью государственной службы, с организацией анализа.

7. Единство основных требований, предъявляемых государственной службе.

8. Обязанности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами в соответствии с законодательством РФ.

9. Профессионализма и компетентности государственных служащих.

10. Гласности в осуществлении государственной службы.

11. Ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые ими решения.

12. Внепартийности государственной службы, отделение религиозных учреждений от государственной службы.

13. Стабильности кадров государственной службы, ранжирование должностей и званий.

Основная цель данного принципа - создать единую систему государственной службы, что требует проведения по вертикали государственной службы двух квалификаций:

1. Разделение званий на отдельные группы, каждая из которых определяет определенными соотношениями именно ей характерными.

2. Определение структуры, где каждая должность включается в аппарат управления и приобретает определенные положения в служебной иерархии.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Развитие государственной службы как системы требует ее определенной организации. Это понятие (от франц. organization - сообщаю стройный вид, устраиваю) употребляется обычно в трех значениях:

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

В связи с этим можно было бы предположить, что государственная служба как организационный институт представляет собой:

1) автономную специализированную группу людей, выполняющих функцию управления, ориентированных на достижение государственной пользы, что требует их совместных и координированных действий и соответствующей подготовки;

2) совокупность организационных норм, способов, процедур, правил, стандартов и традиций упорядочивания, регулирования и координации совместной деятельности государственных служащих, придания взаимодействию компонентов государственной службы согласованности для достижения ее целей;

3) средство объединения и регламентации, деятельность государственных служащих во имя реализации целей государственной службы.

Одним из важнейших аспектов организации государственной службы является ее упорядочение. Оно предусматривает работу по классификации должностей, званий и чинов, созданию нормативно-правовой базы современной государственной службы, установлению порядка продвижения по службе на принципах карьеры, нормализации процесса повышения профессионализма кадров и т. д.

Согласованность взаимодействия частей государственной службы достигается путем разделения и кооперации

труда служащих, ранжирования и иерархии должностей и званий, координации и контроля деятельности служащих, обмена управленческой информацией, гармонизации отношений между руководителями и подчиненными, работниками государственной службы и политиками.

Направленность государственной службы к достижению ее целей обеспечивается регулированием границ государственной службы, повышением организационного статуса служащих, обеспечивающих деятельность органов государственной власти и управления, регулированием должностных полномочий, приема на службу и требований к служащим, установлением критериев эффективности их работы, стимулированием труда, контролем деятельности. При этом используются механизмы, способствующие направлению активности работников в сторону цели государственной службы, начиная с социализации вновь принятых на службу в рамках государственного аппарата, усвоения ими организационных норм, правил, традиций и завершая механизмами контроля, поощрений и санкций, которые придают направленность и характер выбираемым служащими действиями в рамках допустимого в системе государственной службы.

Решение большинства задач государственной службы связано с основным элементом ее системы - кадровым потенциалом, уровнем профессионализма и личных качеств служащих, настойчивости в достижении целей государственной службы. Поэтому подбор кадров для нее представляет одну из важнейших задач государственной службы как организационного института. Эта задача реализуется путем установления правил отбора и приема на государственную службу, процедур проведения конкурсов, квалификационных экзаменов, тестовых аттестаций, назначений на должность и т. Д.

Не менее важной стороной этой проблемы является выработка норм и процедур замещения должностей на основе планирования и прогнозирования карьеры. Это целесообразно осуществлять на основе справедливой оценки способностей и заслуг работников, уровня их профессионализма, умений и навыков.

В задачу государственной службы как организационного института входит создание условий для роста профессионализма служащих, обеспечение эффективной работы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Нормы и правила организации этой работы направлены на то, чтобы на учебу отбирались работники из резерва, а по окончании учебы им, как правило, гарантировалось продвижение по службе в соответствии с планом карьеры и результатом их учебы. Разумеется организация программы, и планы учебы должны быть направлены на выработку знаний, приобретение умений и навыков.

Призванием государственной службы как организационного института является создание более прочных стимулов к труду, чем это принято в обычном государственном аппарате. Его эффективность выше там, где система стимулов учитывает мотивы, ценностные ориентации работников, где организуется специальные исследования - опросы, тестирование и др. Основными при поступлении на государственную службу являются следующие ориентации:

• на характер работы;

• на условие труда;

При этом один из мотивов бывает доминирующим, и это все чаще учитывается при индивидуализации стимулирования, начиная с планирования карьеры. Заслуживает внимания опыт ряда зарубежных стран, где основным принципом, определяющим общий уровень оплаты труда государственных служащих, является соответствие такой оплаты вознаграждению за эквивалентный труд в частном секторе.

Весьма важным направлением организации государственной службы является регулирование правил поведения работников государственного аппарата. Главными среди них становятся строгое выполнение решений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых в рамках их компетенции, обеспечение задач в соответствии с должностными инструкциями, а также моральные нормы - честности, порядочность, неподкупность, верность долгу и Отечеству, последовательное осуществление миссии представителя государства, проводника его идей.

Таким образом, государственная служба является организационным институтом, который упорядочивает государственный аппарат, направляет его на выполнение общегосударственных задач.




Развитие государственной службы как системы требует ее определенной организации. Это понятие (от франц. organization - сообщаю стройный вид, устраиваю) употребляется обычно в трех значениях:

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

В связи с этим можно было бы предположить, что государственная служба как организационный институт представляет собой:

1) автономную специализированную группу людей, выполняющих функцию управления, ориентированных на достижение государственной пользы, что требует их совместных и координированных действий и соответствующей подготовки;

2) совокупность организационных норм, способов, процедур, правил, стандартов и традиций упорядочивания, регулирования и координации совместной деятельности государственных служащих, придания взаимодействию компонентов государственной службы согласованности для достижения ее целей;

3) средство объединения и регламентации, деятельность государственных служащих во имя реализации целей государственной службы.

Одним из важнейших аспектов организации государственной службы является ее упорядочение. Оно предусматривает работу по классификации должностей, званий и чинов, созданию нормативно-правовой базы современной государственной службы, установлению порядка продвижения по службе на принципах карьеры, нормализации процесса повышения профессионализма кадров и т. д.

Согласованность взаимодействия частей государственной службы достигается путем разделения и кооперации

труда служащих, ранжирования и иерархии должностей и званий, координации и контроля деятельности служащих, обмена управленческой информацией, гармонизации отношений между руководителями и подчиненными, работниками государственной службы и политиками.

Направленность государственной службы к достижению ее целей обеспечивается регулированием границ государственной службы, повышением организационного статуса служащих, обеспечивающих деятельность органов государственной власти и управления, регулированием должностных полномочий, приема на службу и требований к служащим, установлением критериев эффективности их работы, стимулированием труда, контролем деятельности. При этом используются механизмы, способствующие направлению активности работников в сторону цели государственной службы, начиная с социализации вновь принятых на службу в рамках государственного аппарата, усвоения ими организационных норм, правил, традиций и завершая механизмами контроля, поощрений и санкций, которые придают направленность и характер выбираемым служащими действиями в рамках допустимого в системе государственной службы.

Решение большинства задач государственной службы связано с основным элементом ее системы - кадровым потенциалом, уровнем профессионализма и личных качеств служащих, настойчивости в достижении целей государственной службы. Поэтому подбор кадров для нее представляет одну из важнейших задач государственной службы как организационного института. Эта задача реализуется путем установления правил отбора и приема на государственную службу, процедур проведения конкурсов, квалификационных экзаменов, тестовых аттестаций, назначений на должность и т. Д.

Не менее важной стороной этой проблемы является выработка норм и процедур замещения должностей на основе планирования и прогнозирования карьеры. Это целесообразно осуществлять на основе справедливой оценки способностей и заслуг работников, уровня их профессионализма, умений и навыков.

В задачу государственной службы как организационного института входит создание условий для роста профессионализма служащих, обеспечение эффективной работы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Нормы и правила организации этой работы направлены на то, чтобы на учебу отбирались работники из резерва, а по окончании учебы им, как правило, гарантировалось продвижение по службе в соответствии с планом карьеры и результатом их учебы. Разумеется организация программы, и планы учебы должны быть направлены на выработку знаний, приобретение умений и навыков.

Призванием государственной службы как организационного института является создание более прочных стимулов к труду, чем это принято в обычном государственном аппарате. Его эффективность выше там, где система стимулов учитывает мотивы, ценностные ориентации работников, где организуется специальные исследования - опросы, тестирование и др. Основными при поступлении на государственную службу являются следующие ориентации:

• на характер работы;

• на условие труда;

При этом один из мотивов бывает доминирующим, и это все чаще учитывается при индивидуализации стимулирования, начиная с планирования карьеры. Заслуживает внимания опыт ряда зарубежных стран, где основным принципом, определяющим общий уровень оплаты труда государственных служащих, является соответствие такой оплаты вознаграждению за эквивалентный труд в частном секторе.

Весьма важным направлением организации государственной службы является регулирование правил поведения работников государственного аппарата. Главными среди них становятся строгое выполнение решений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых в рамках их компетенции, обеспечение задач в соответствии с должностными инструкциями, а также моральные нормы - честности, порядочность, неподкупность, верность долгу и Отечеству, последовательное осуществление миссии представителя государства, проводника его идей.

Таким образом, государственная служба является организационным институтом, который упорядочивает государственный аппарат, направляет его на выполнение общегосударственных задач.

Читайте также: