Вкус как эстетическая категория кратко

Обновлено: 05.07.2024


18.Прекрасное в истории эстетики.

Прекрасное — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью, и воплощающая представления о позитивном совершенстве и гармонии. В категории прекрасного содержится положительная оценка предметов и явлений, свойств, сторон, процессов реальной природной и социальной действительности с позиций превосходной степени красоты. Конкретные проявления прекрасного исследуются при помощи так называемых вспомогательных категорий, описывающих ту или иную модификацию прекрасного. Основными вспомогательными категориями являются: гармония (непротиворечивое единство противоположностей в сложных объектах); грация (красота в движении); изящество (хрупкость, нежность формы); прелесть (проявление прекрасного в объектах малых форм); мера (необходимое количество); порядок; ритм; симметрия; пропорция и др.


19.Эстетический смысл трагического.

Трагическое — эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя. В рамках философского анализа трагическое — форма Драматического осознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели человека или важных духовных ценностей.


20.Комическое как эстетическая категория.

Комическое — эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между реальностью и идеалом, сущим и должным и представляющая в эмоциональной форме противоречия общественной жизни и недостатки людей. Категория комического отражает жизненные явления, которые характеризуются внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, как они выглядят. Комическое является специфической формой раскрытия и оценки общественных противоречий, эмоционально насыщенной формой их критики. Комическое встречается в разных видах искусства. В литературе, живописи, кино, театре комизм очевиден и реализуется в различных жанрах: комедия, пародия, эпиграмма, анекдот, фарс, карикатура, шарж и др. В музыке комизм менее очевиден и его бытие осложнено самой природой музыки. Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, — это архитектура, поскольку она прямо выражает идеалы общества и не может что-либо непосредственно критиковать, отрицать. В целях классификации комического выделяют основные типы — юмор и сатиру. Юмор — тип комического, который характеризуется мягким, добрым отношением к жизненным противоречиям и направлен на совершенствование объекта или явления, очищение от недостатков. Юмору соответствует дружелюбный, беззлобный смех.

Сатира — подчеркнутая, уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности. Она всегда актуальна, злободневна, так как ее объектом являются недостатки современности. Сатирический смех — злой, бичующий, уничтожающий, изобличающий.


21.Искусство как эстетический феномен.


22.Морфология искусства.

Морфология- это учение о строении; в данном случае имеется ввиду не строение произведений искусства, а строение мира искусств. Морфология искусства – это учение о строение мира искусств. Изучение морфологии искусств помогает обнаружить все существенные уровни разделения художественно-творческой деятельности человека. Морфология искусства позволяет увидеть и выделить связи между родами, видами, жанрами и классами искусств, чтобы понять законы и структуру внутренней организации мира искусств. Чтобы понять структуру мира искусств нужно рассматривать ее в процессе исторического становления, в ходе которого она постоянно изменялась.Так же морфология искусств важна для изучения истории отдельных искусств. Она является теоретической базой и позволяет преодолевать обособленность в изучении развития каждого вида искусств. Так же морфология искусств является связью эстетики и теории отдельных видов искусств. Эстетика определяет общие законы искусства, а морфология выделяет систему взаимодействия многообразных форм художественно-творческой деятельности как внутреннею структуру мира искусств.

Морфологический анализ позволяет осмыслить ряд важных закономерностей современного этапа развития истории мировой художественной культуры.


23.Стиль в искусстве.


24.Система искусств в структуре мировых религий.

В процессе длительного исторического развития и взаимодействия искусства и религии в каждой мировой религии возникала определенная, функционирующая в структуре той или иной религии система искусств. Причем каждая мировая религия ввела в свою структуру ту или иную систему искусств и на уровне представлений (включающих в себя не только обыденные представления верующих, но и теологию, т. е. теоретическое мышление), и на уровне настроений, и на уровне действий. Однако в каждой религии, как правило, доминирует один из этих уровней, что создает совершенно неповторимую и специфическую атмосферу духовной вообще и религиозно-эстетической жизни в особенности. Именно эта доминанта определяет оригинальность и своеобразие художественных и религиозных явлений, возникающих в процессе этого взаимодействия. Когда искусство начинает пронизывать все уровни религиозного сознания, это способствует процессу деформации структуры целостного религиозного организма.
Вместе с тем в процессе этого взаимодействия возникает синтезирующее искусство, которое определяет общие принципы организации данной системы искусств.
Таким искусством становится театрализованное действо, органически связанное с образной, метафорической природой слова. Слово в так называемых священных книгах мировых религий обладает образной, эмоциональной убедительностью, его метафоричность подчас философски глубока, отражает значительное и существенное.


25.Культовый синтез искусств в византийской литургической эстетике.

В.э. развивалась по нескольким направлениям.


26. Романский и готический стили как выражение западно-христианских
эстетических идеалов.

Термин "Романский стиль" условен, он возник во Франции в первой половине XIX в., когда была обнаружена связь средневекового зодчества с характерной для римской архитектуры аркой. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Готика. В XI и XII вв. в результате развития способов обработки земли в Средней Европе возросли урожаи. В связи с этим часть сельского населения стала специализироваться на ремесленном производстве и в торговле, освободившись от влияния феодалов и создав самостоятельные коммуны. Так внутри феодального общества возник новый класс - городская буржуазия. Этот класс стал двигателем экономического и культурного прогресса. Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий; Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии; Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы; Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру; Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;


27.Буддизм и искусство.Будди́зм —религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.


28.Эстетическое своеобразие художественной культуры мусульманских народов.


29.Эстетические парадигмы модернизма.


30. Эстетика постмодернизма.

Определение эстетического вкуса. История появления термина. Определение вкуса с точки зрения различных философов. Основные задачи эстетики, связанные с проблемой вкуса. Классификация вкуса и его формирование в процессе развития личности.

Глава 1 Определение эстетического вкуса

Поскольку тема вкуса затрагивалась многократно философами-исследователями, то однозначно трудно дать чёткое определение данному понятию, поэтому для выявления его следует обратиться к истории его формирования. На мой взгляд, только лишь проследив определение термина с различных точек зрения, мы сформируем тем самым собственную точку зрения о вкусе

История появления термина.

Вопрос об эстетическом вкусе, тесно связанный с нашей повседневностью, с проблемами художественного творчества, мастерства, эстетической теории и практики, приобрёл в наше время дискуссионный характер. Ему посвящены статьи, брошюры и соответствующие разделы в словарях и книгах по эстетике.

У теоретических проблем – как и у художественных – бывает причудливая судьба, то они популярны, то они отодвигаются в тень, то игнорируются. Также сложилась судьба и с эстетическим вкусом. Рассмотрим историю появления этого термина в истории философии.

Для реализации эстетического опыта, эстетической коммуникации (гармонии) человека с Универсумом, восприятия красоты и искусства, выявления эстетической ценности субъект должен обладать некоей специфической особенностью. Это хорошо ощущали многие мыслители с древнейших времён, так Платон, а затем Плотин связывали восприятие красоты с Эросом, то есть любовью к прекрасному, а Аристотель же в понятии катарсиса фиксировал психологический момент художественного переживания. Однако адекватное терминологическое закрепление эта способность получила только в середине XVII века, когда для её обозначения была выбрана категория вкуса, до этого употребляется только в качестве обозначения одного из 5 внутренних чувств, локализованного в ротовой полости. По аналогии с тем, как вкусовые рецепторы способны различать сладкое, горькое, солёное, понятие вкуса было перенесено в сферу эстетического опыта и распространено на способность выявлять (чувствовать) прекрасное, высокую художественность искусства, отличать их от пошлого, безобразного, низкого художественного уровня в искусстве и т.п.

Определение вкуса с точки зрения различных философов

Так, французский мыслитель Жан-Поль сравнивал эстетический вкус с совестью, так же как нравственная совесть не позволяет возобладать эгоистическому чувству, личному интересу, так и эстетический вкус позволяет человеку оставаться незаинтересованным в своем восприятии прекрасного.

Фактически Канту удалось убедительно показать, что вкус как эстетическая способность суждения является субъективной способностью, опирающейся на глубинные объективные основания бытия, которые не поддаются понятийному описанию, но всеобщи (т.е. присущи всему человечеству) по своей укоренённости в сознании. Собственно эту главную проблему вкуса – его субъективно-объективную антиномичность – ощущали почти все мыслители 18 в., писавшие о вкусе, но не умели достаточно ясно выразить её в дискурсе. В полной мере не удалось это и Канту, хотя он, кажется, подошёл к пониманию вкуса (пониманию объективных границ понимания) ближе всех, писавших о нём в его время.

Основные задачи эстетики, связанные с проблемой вкуса

Является ли вкус необходимым элементом психологии восприятия красоты и искусства?

Если вкус всё-таки существует, то каковы его психологический субстрат и его связь с другими психическими способностями человека?

Эстетический и художественный вкус – это разные наименования одного и того же явления или это разные модификации некоего психического механизма. Если второе верно, то чем художественный вкус отличается от эстетического? Может они реально существуют в многообразии конкретных вариаций. Поэтому ответ на этот вопрос дело определённой группы наук, это дело учёных, занимающихся прежде всего эстетикой. Вообще это дело эстетики. Таким образом, мы можем сформировать основные задачи по проблеме вкуса, которые непосредственно стоят перед эстетикой.

Самая всеобъемлющая задача эстетики заключается в том, чтобы дать целостное представление о вкусе, применив в его исследовании основные принципы системного подхода, предполагающего единство трёх аспектов исследования – предметного, функционального и исторического. Соответственно перед эстетикой лежат три основные задачи:

Выявление элементов, составляющих вкус как психический механизм, и их взаимоотношение.

Выяснение функционирования в структуре целого этих элементов, а также каковы общие функции вкуса в более широкой системе эстетического сознания и художественного восприятия.

Постижение закономерностей процесса развития вкуса как в онтогенезе, так и в филогенезе.

Для начала рассмотрим проблему соотношения эстетического и художественного вкуса, ведь она является базовой, потому что, как мне кажется, нужно сначалша определиться о каком вкусе мы вообще ведём речь.

ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. В процессе эстетического восприятия и деятельности эстетический вкус проявляется чрезвычайно широко. Он дает о себе знать в любой творческой деятельности, в быту, в поведении людей.

Вопреки идеалистам, считающим эстетический вкус либо врожденной, либо чисто субъективной интуитивной способностью личности, и механицистам, сводящим его к инстинктивно-физиологическим проявлениям человека, эстетика рассматривает эстетический вкус исторически, как продукт общественных отношений, созидательной деятельности людей.

Эстетический вкус представляет собой диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального.

Обладая эстетическим вкусом, человек рассматривает окружающий его мир и себя прежде всего с учетом основных эстетических категорий, таких, как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Очевидна связь эстетического вкуса с мировоззренческими, прежде всего с этическими факторами социальной жизни.

Постоянным катализатором эстетического вкуса служит искусство как высшая и предметно материализованная форма эстетического отношения человека к действительности. Именно поэтому формирование эстетического вкуса немыслимо без постоянного, ставшего потребностью общения личности с различными видами и формами искусства. Эстетический вкус значительно шире художественного вкуса.

Даже самые извращенные и противоестественные, антиэстетические вкусы, имеют объективные социально-психологические корни. Все это дает возможность судить об истинности или ложности эстетических вкусов, а также развивать их посредством эстетического воспитания.

Думаю, все слышали такие выражения, как "у Х развитый вкус", "у Y полное отсутствие вкуса", или "надо воспитывать вкус", используемые отнюдь не в гастрономическом смысле. Вкус - одна из основных категорий эстетики, и в качестве таковой - весьма дискуссионное понятие.

Хотя философы говорили об эстетическом вкусе (еще даже не используя это слово) издревле, отдельного термина для обозначения специфического человеческого чувства, позволяющего каким-то внутренним оком видеть и отличать истинно прекрасное, вплоть до XVII века не было.

Вслед за ним и другие мыслители начали использовать это понятие именно в контексте способностей человеческого разума отличать красивое от некрасивого, истинно прекрасное от фальшивого аналога.

И сразу во весь рост встал вопрос, ставший главной проблемой, связанной с эстетическим вкусом - он имеет чисто субъективную природу и зависит от индивидуальных особенностей человека, или это некое объективное явление, которому можно научить, воспитать и вырастить в любом разумном существе?

В знаменитой "Энциклопедии", выпущенной под редакцией Д. Дидро, статью "Вкус" написал Вольтер, который определил его так:

"словом „вкус“ обозначается чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах: художественный вкус столь же скор на разбор, предваряющий размышление, как язык и нёбо, столь же чувствен и падок на хорошее, столь же нетерпим к дурному".

красота не есть объективно присущее вещам качество, она существует исключительно в глазах смотрящего. То есть сами по себе вещи эстетически нейтральны, а красивыми или безобразными их делает восприятие человека. Это объясняет тот факт, что одно и тоже произведение у разных людей вызывает различную эстетическую реакцию.

И. Кант тоже относился к субъективистам в этом вопросе. Позиции же объективистов защищал, например, И.Г. Гердер (немецкий мыслитель XVIII в.). Он говорил, что эстетический вкус - врожденное свойство каждого человека, но то, как он проявляется, в огромной степени зависит от объективных факторов, от общественного окружения, культуры, образа жизни, даже климата. Отсюда различие во вкусах.

При этом Гердер подчеркивал, что эстетический вкус имеет некую общую, универсальную основу. Она объединяет всех людей, независимо от их национальности, культуры, от эпохи, когда они жили. Этот абсолютный вкус позволяет духовно развитым людям чувствовать красоту в принципе , независимо от ее частного выражения.

Я согласна с позицией Гердера. Вкус есть у всех людей, но, в зависимости от внешних обстоятельств, он может быть развит хорошо или плохо. Чем он тоньше - тем универсальнее, и человек чувствует прекрасное не только в привычном, но и в непривычном, безошибочно, благодаря своему развитому вкусу, ощущая дыхание истины.

Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:

Содержание

Возникновение категории вкуса в европейской эстетике

Предпосылки

Вкус в западноевропейских философских системах

Классическая немецкая философия

Примечания

Источники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Вкус (эстетика)" в других словарях:

ВКУС — чувство совершенства, имеющееся у человека и способное склонить его к принятию определенных суждений. Понятие В. существенно уже понятия здравого смысла, В. опирается на непосредственное чувство, а не на рассуждение. И. Кант характеризовал В. как … Философская энциклопедия

Эстетика — от греч. αισθανομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII XVIII в.в. англичане пользовались терминами… … Литературная энциклопедия

Эстетика — ЭСТЕТИКА от греч. αισθανομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII XVIII в.в. англичане… … Словарь литературных терминов

ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия

Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого … Энциклопедия культурологии

ВКУС — это эстетическая совесть. Жан Поль Вкус это способность оценить не пробуя. Геннадий Малкин Вкус одна из семи смертных добродетелей. Жюль Ренар О вкусах не спорят. Афоризм средневековых схоластов О вкусах не спорят: из за вкусов бранятся,… … Сводная энциклопедия афоризмов

Вкус (эстетический) — Вкус эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. В. представляет собой результат длительного исторического развития. В процессе общественной … Большая советская энциклопедия

Читайте также: