Деятельность психологической службы в доу

Обновлено: 02.07.2024

Психологическая служба в дошкольном учебном учреждении — это важнейшее звено единой системы психологической службы в образовании. Она является частью системы социальной помощи ребенку и семье.

Особенности, цели и задачи психологической службы в ДОУ

Психологическая служба в детском саду предназначена для оказания психодиагностической и коррекционной помощи воспитанникам, родителям и воспитателям касательно проблем развития, обучения и воспитания. Еще одна проблема, которой занимается данная служба, — это социально-психологическая адаптация.

Степень эффективности деятельности касательно социализации, развития, воспитания и подготовки детей к школе будет зависеть от объединённых усилий всех специалистов ДОУ и родителей.

Педагогическое сопровождение, которое осуществляет психологическая служба в детском саду, представлено системой профессиональной деятельности психологов. Ее цель состоит в формировании оптимальных социально-психологических условий для успешного психического развития и обучения воспитанников в ситуации взаимодействия. Для того, чтобы присутствовало право свободного выбора разных альтернатив развития, важно обучить детей выбирать. Им необходима помощь в некоторых проблемных ситуациях, выработке плана решения и первых шагов.

Основная цель психологического сопровождения состоит в содействии развитию дошкольника (психологическому, личному и индивидуальному). Этот процесс обеспечивает психологическую готовность к школьному обучению, социальную адаптацию ребенка раннего возраста, который поступает в детский сад. В целом служба предназначена для психологической безопасности участников процесса образования.

Цель работы психологической службы ДОУ конкретизируется в нескольких задачах:

  • Предупредить возникновение проблем развития воспитанников;
  • Оказать помощь (содействие) детям в решении актуальных задач социализации, развития и воспитания;
  • Обеспечить развитие психологической и педагогической компетентности (психологическая культура) родителей и работников ДОУ;
  • Обеспечить внедрение психологических образовательных программ.

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание работы психологической службы в детских садах

Основной принцип работы психологической службы в детском саду состоит в оказании помощи руководству и другим работникам ДОУ в формировании доброжелательной обстановки требовательности к воспитанникам. Этот процесс должен предусматривать уважение личности, способствование ситуациям успеха, формированию у детей положительного отношение к их возможностям, развитие уверенности в своих силах.

Психолог-педагог в соответствии с профессиональным и административным профилем подчинен руководителю ДОУ (начальнику отдела психологического сопровождения в центре развития образования).

Вместе с администрацией ДОУ в начале учебного года психолог определяет деятельность службы в методической работе, которая включает участие в педагогических и методических советах, семинарах и педагогических консилиумах, Проведение лекций, консультаций и тренингов для воспитателей и родителей. В это же время важно выделить базовые стратегии психологического сопровождения, предназначенные для воспитанников.

В процессе работы психологической службы в детском саду произошло формирование нескольких традиционных форм работы с родителями:

  • Родительское собрание (родителей знакомят с психологическими особенностями детьми в разном возрасте, аспектами подготовки к ДОУ, особенностями адаптационного периода, познавательной, эмоциональной и волевой сферы воспитанников и др.);
  • Личные консультации по разным вопросам;
  • Выпуск памяток, которые связаны с воспитанием;
  • Проведение тренингов и семинаров по эффективному взаимодействию с детьми.

Виды деятельности психологической службы ДОУ

В первую очередь, психологическая служба в детском саду предназначена для осуществления коррекционно-развивающей работы с воспитанниками. Этому вопросу важно уделить большое значение, включая осуществление профилактической и диагностической работы. Основные виды психологического сопровождения службы представлены психодиагностикой, коррекцией и развитием, психологической профилактикой, консультированием и просвещением.

Виды деятельности психологической службы ДОУ включают работу с детьми, работниками ДОУ, родителями. Психолог может взаимодействовать и с другими организациями и службами (например, психологическая медико-педагогическая комиссия, методисты отдела социального и психологического сопровождения и др.)

Цель психодиагностики состоит в получении информации об уровне психического развития ребенка, включая определение личных особенностей и проблем. В рамках данного направления может происходить анкетирование для определения степени готовности детей к поступлению в детский сад, наблюдение, помогающее определить эмоциональный фона группы (например, на стадии адаптации).

Психологическая профилактика представляет собой средство, которое необходимо для предотвращения вероятных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательного (образовательного) процесса. По причине роста числа детей, у которых обнаруживаются пограничные и ярко выраженные проблемы в психическом развитии, работа психологической службы направлена на первичную профилактику и интеграцию таких детей в социум.

Направление коррекционной и развивающей работы также является задачей и видом деятельности психологической службы в детском саду. Психолого-педагогическая коррекция представляет собой работу психолога, которая концентрируется на повышении возможностей детей в области обучения, поведения и отношений с другими людьми. Цель работы в данном направлении заключается в формировании условий для раскрытия потенциальных возможностей воспитанников, включая коррекцию различных отклонений.

Материал раскрывает содержание работы психологической службы в ДОУ: контингент, цели и задачи, направления работы, нормативно-правовая база и т. д.

ВложениеРазмер
organizaciya_raboty_psihologicheskoy_sluzhby_v_dou.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог – психолог МБДОУ ЦРР детского сада №2: . И. П. Лукебанова.

У большинства современных детей проявляются признаки наличия минимальных мозговых дисфункций (ММД). Уже в дошкольном возрасте 15 – 25% детей страдают, как было отмечено выше, какой – либо хронической патологией, а к 7 годам число таких детей в ряде регионов страны 30-35 %. Мозговые дисфункции являются базой для развития таких синдромов, как синдром нарушения внимания и гиперактивности. Наличие мозговых дисфункций, приводящих к затруднениям в формировании произвольной регуляции, является серьезным противопоказанием для начала систематического обучения, хотя в реестр медицинских оно не входит.

Отсюда вытекают цели и задачи психологической работы в ДОУ:

  1. Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся воспитанников и других участников образовательного процесса;
  2. Содействие педагогам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся воспитанников, в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
  3. Оказание помощи воспитанникам ДОУ в поддержке индивидуальности их личности, способностей, склонностей, интересов; охрана их жизни и здоровья.

- психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

- содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально – психологического климата в ДОУ;

- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, развитии воспитанников ДОУ;

- участие совместно с педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

- содействие распространению и внедрению в практику ДОУ достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

- содействие в обеспечении деятельности педагогических работников ДОУ научно – методическими материалами и разработками в области психологии.

К основным направлениям деятельности относятся:

  1. Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителя ДОУ потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
  2. Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников ДОУ, разработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям (или законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
  3. Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся воспитанников ДОУ.
  4. Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога – психолога, дефектолога, логопеда, врача, социального педагога и других специалистов. Это систематическая работа с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям.
  5. В условиях ДОУ психолог самостоятельно имеет право работать только с теми детьми, отклонения в поведении и развитии, которых не является следствием поражения ЦНС или психологического заболевания. Работа ведется по согласованию с родителями (законными представителями) и администрацией ДОУ в форме занятий по развитию и коррекции.
  6. Консультативная деятельность – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Психолог, работающий в ДОУ, руководствуется следующими документами:

2. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН).

3. Конвенция о правах ребенка (1989 года).

4. Должностная инструкция.

5. Все новые предписания, документы, рекомендации, касающиеся работы психолога ДОУ.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
о психологической службе

1. Общие положения



скачать: Положения для ДОУ
84 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 06.10.2021 г

2. Цели и задачи психологической службы

2.1. Цель психологической службы ДОУ – обеспечение полноценного психического и личностного развития воспитанников в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.
2.2.

  • максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка;
  • создание эмоционального, психологического комфорта в дошкольном образовательном учреждении;
  • изучение особенностей развития детей в единстве эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер;
  • составление заключений и рекомендаций по обучению и воспитанию детей;
  • содействие повышению психологической компетентности сотрудников детского сада, родителей (законных представителей) воспитанников в закономерностях развития ребенка;
  • иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
  • созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;
  • повышению качества образовательной деятельности на дошкольном уровне образования;
  • повышению психологической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения;
  • развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.

3. Функции психологической службы ДОУ

3.1. Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
3.3. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
3.4. Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
3.5. Оказание помощи воспитанникам ДОУ, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
3.6. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы дошкольного образовательного учреждения.
3.7. Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами (воспитателями) и родителями (законными представителями) воспитанников по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
3.8. Обучение сотрудников дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников полноценному развивающему общению с детьми.
3.9. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

4. Основные направления, виды деятельности психологической службы


4.1. Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явления дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
4.2. Психологическое просвещение - формирование у всех участников педагогических отношений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
4.3. Психологическая диагностика - изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а так же выявления причин механизмов нарушения в обучении, развитии социальной адаптации. Психодиагностика проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с группами воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.4. Психолого-педагогический консилиум, углубленная специализированная помощь участникам образовательных отношений, воспитанникам дошкольного образовательного учреждения, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании.
4.5. Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранении ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, логопеда, медицинского работника, других специалистов ДОУ (разработка рекомендаций программ коррекции, контроль ее выполнения).
4.6.

  • при подготовке к лицензированию дошкольного образовательного учреждения проведении экспертизы коммуникативной компетентности педагогов и специалистов;
  • анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников, для изучения запросов на образовательную деятельность;
  • изучение личности и профессионального потенциала сотрудников дошкольного образовательного учреждения;
  • при необходимости кадровой перестановки в дошкольном образовательном учреждении (причиной может быть психонесовместимость);
  • разрешение конфликтов в дошкольном образовательном учреждении;
  • оказание помощи в построении системы управления коллективом дошкольного образовательного учреждения.

4.7. Консультативная деятельность - оказание помощи родителям (законным представителям) воспитанников, педагогическим работникам, администрации и другим специалистам и сотрудникам дошкольного образовательного учреждения по их запросу, в области развития, воспитания и обучения детей.



скачать: Должностные инструкции для ДОУ (Профстандарт)
31 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 5 сентября 2021 года!

5. Ответственность сотрудников психологической службы

  • за достоверность результатов психологического диагностирования;
  • за адекватность диагностических и коррекционных методов;
  • за обоснованность выдаваемых рекомендаций;
  • за соблюдение настоящего Положения о психологической службе детского сада;
  • за грамотное ведение документации;
  • за сохранность протоколов и других документов психологической службы;
  • за обеспечение конфиденциальности информации, защиты персональных данных.

5.2. Сотрудники психологической службы ДОУ несут ответственность за сохранность материально-технических средств, вверенных для работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения.

6. Обязанности и права сотрудников психологической службы

6.1.
6.1.1. В своей деятельности руководствоваться Положением о психологической службе ДОУ, Программой психологической службы, Кодексом психолога, Уставом дошкольного образовательного учреждения.
6.1.2. Участвовать в работе методических объединений, психологических конференций и семинаров, проводимых вышестоящими организациями.
6.1.3. Постоянно повышать свой профессиональный уровень.
6.1.4. Отчитываться о результатах и ходе проводимой работы перед администрацией дошкольного образовательного учреждения и руководством психологической службы Управления образования.
6.1.5. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции.
6.1.6. В решении всех вопросов исходить из интересов воспитанника дошкольного образовательного учреждения.
6.1.7. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
6.1.8. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
6.1.9. Информировать участников педагогических советов, психологических консилиумов, администрацию дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании и результатах проводимой работы.
6.2.
6.2.1. Принимать участие в педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях и т.д.
6.2.2. Посещать занятия, мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью воспитанников детского сада.
6.2.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.
6.2.4. Выступать с обобщением опыта своей работы.
6.2.5. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний, путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.
6.2.6. Участвовать в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, ВУЗов и т.д.
6.2.7. Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.

7. Документация психологической службы

  • Положение о психологической службе дошкольного образовательного учреждения;
  • годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом дошкольного образовательного учреждения;
  • календарные планы;
  • банк психодиагностических методик;
  • листы коррекционной работы;
  • результаты психологического обследования;
  • журнал регистрации индивидуальных консультаций;
  • журнал учета видов работы (регистрационный)
  • планы и программы проводимых занятий с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями (по направлениям деятельности: развивающая, коррекционная, профилактическая);
  • аналитико-статистический годовой отчет, месячный отчет (по стандартизированной форме);
  • аналитические справки о проделанной работе;
  • результаты психодиагностики (акты, карты, психологические портреты, протоколы обследования, заключения, сводные таблицы);
  • методические рекомендации для воспитателей детского сада;
  • рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение о психологической службе является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Согласовано с Родительским комитетом

Протокол от ___.____. 20____ г. № _____



скачать: Положения для ДОУ
84 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 06.10.2021 г


скачать: Документация по Пожарной безопасности в ДОУ
38 документов с учетом законов на 8 сентября 2021 года!

С января 2016 года в МБДОУ № 15 работает психологическая служба! Основные направления работы данной службы представлены ниже.

Психологическая служба ДОУ - одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям.

Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической,психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации.

Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Цель психологического сопровождения в ДОУ -

Содействие психологическому, личностному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

- психологическое обеспечение образовательных программ.

Главный принцип работы – оказание помощи руководству, педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношения к своим возможностям, формирование уверенности в себе.

В начале учебного года совместно с администрацией ДОУ будет определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методических советах, проведение семинаров, педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников.

На протяжении деятельности психологической службы ДОУ будут использоваться следующие формы работы с родителями:

1. Родительские собрания - ознакомление родителей:

- с психологическими особенностями воспитанников на разных возрастных этапах;

- особенностями подготовки детей к ДОУ;

- с прохождением адаптационного периода детей младших групп;

- особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников;

- преодоление трудностей связанных с личностным развитием и особенностей поведения воспитанников.

2. Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.

3. Выпуск памяток для родителей, связанных с воспитанием детей.

5. Семинары, тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.

Основными направлениями психологического сопровождения будут являться: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

Направления деятельности психологической службы, будут охватывать работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями города (психолого-медико-педагогической комиссией, методистами отдела социально-психологического сопровождения).

Охарактеризуем реализацию основных идей и направлений планируемой психологической службы в каждом компоненте через различные формы и методы организации работы.

1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

В рамках психодиагностического направления будет осуществляться:

Анкетирование с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ;

Наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации);

Обследование детей младшего дошкольного возраста для определения уровня нервно-психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка;

Диагностика воспитанников подготовительной и речевой групп с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;

Диагностика психического развития детей речевой группы (старший возраст) для организации коррекционно-развивающей работы;

Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ;

Диагностика удовлетворённости родителей качеством услуг, предоставляемых ДОУ.

2. Психопрофилактика является средством предотвращения возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

В данном направлении проводится работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

-анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

- отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;

- содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

Профилактическая деятельность с детьми заключается в коррекции утомления воспитанников; индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность будет осуществляться через следующие формы: индивидуальные и групповые консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностно-ориентированного обучения.

Работа с детьми "группы риска" реализует все направления деятельности службы. Психодиагностика заключается в изучение эмоционально – волевой и мотивационной сферы ("Кактус", М.А. Панфилова, "Страхи в домиках" А.И. Захаров, "Лесенка" В.Г.Щур), личностно – типологических особенностей (тест рисуночный "Рисунок человека", "Рисунок семьи"), выявление детей, несущих груз семейных проблем.

3. Коррекционная и развивающая работа. Этому направлению будет уделяться самое большое внимание.

Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная работа будет проходить не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. Так же, в дошкольном возрасте формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий.

Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы мы не ограничиваемся сиюминутными потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития. Ценность коррекционной работы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

4. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

Консультирование осуществляется по следующей тематики:

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;

- Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;

- Медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно-психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка");

- Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

5. Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не ограничивается общими сведениями по детской психологии, а опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, учитывает квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Будет проводиться систематизированное психологическое просвещение педагогов;

Реализация вышеописанных направлений будет осуществляться в работе с детьми, родителями и педагогами нашего ДОУ.

Таким образом, система психологического сопровождения поможет оказать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.
Дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….2-3
Цель психологической службы в ДОУ…………………………………4
Задачи психологической службы в ДОУ……………………………….5
Методы и механизмы проекта службы в ДОУ…………………………6-9
Показатели успешности проекта службы в ДОУ………………………10-11
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Аванесян.docx

Цель психологической службы в ДОУ…………………………………4

Задачи психологической службы в ДОУ……………………………….5

Методы и механизмы проекта службы в ДОУ…………………………6-9

Показатели успешности проекта службы в ДОУ………………………10-11

Список использованной литературы……………………………………12-13

Дошкольное детство – это период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

Дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наличие государственных и негосударственных образовательных учреждений, их типовое и видовое разнообразие, дифференциация на категории обеспечивает формирование разных моделей медико-психолого-социального сопровождения образовательного процесса и развитие новых форм дошкольного образования, что способствует созданию эффективного образовательного пространства в инфраструктуре каждого района учебного округа.

Профессиональная деятельность психолога дошкольного учреждения направлена на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей. Основой является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.

В силу этого, оказание психологической помощи в дошкольных учреждениях является очень важной задачей.

Поэтому актуально создать систему подготовки психологов дошкольных учреждений, оказывающих психологическую помощь детям дошкольного возраста и их родителям, а именно “Служба психологической помощи в дошкольных учреждениях”.

Данный вид деятельности направлен на диагностику развития детей дошкольного возраста, призван помогать педагогам и родителям правильно строить с детьми педагогическое общение.

Психологическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования является обеспечение нормального развития ребенка, а также помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации, развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов.

Цель психологической службы дошкольного учреждения – психологическое сопровождение участников образовательного процесса, содержанием которого является создание психолого-педагогических условий по сохранению и поддержанию психологического здоровья и повышение уровня психологической культуры участников образовательного процесса.

Достижение основной цели реализуется на основе комплексного подхода по следующим направлениям: просветительскому, профилактическому, диагностическому, консультативному и коррекционно-развивающему.

  • Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
  • Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения и в семье.
  • Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
  • Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
  • Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
  • Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
  • Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
  • Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы дошкольного учреждения.
  • Профилактическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
  • Обучение сотрудников дошкольного учрежденияи родителей полноценному развивающему общению с детьми.
  • Содействие формированию психологической компетентности сотрудников дошкольного учреждения и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

психолог дошкольный возраст консультирование

  1. Методы и механизмы психологической службы в ДОУ

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

• Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПк) дошкольного учреждения, согласно положению о ПМПк.

• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса.

• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного дошкольного учреждения, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.

4. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация дошкольного учреждения. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога дошкольного учреждения. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и семье в интересах ребенка.

• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.

• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

5. Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации службы дошкольного учреждения и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного дошкольного учреждения, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

• Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов.

Для успешной реализации программы психолог использует следующие формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, психокоррекционные и развивающие занятия, психологические тренинги, психодиагностическое исследования, тематические консультации и т.п.

  1. Показатели успешности психологической службы в ДОУ

Реализация данного проекта предполагает следующие результаты:

  • Готовность ребенка к школе, овладение учебной деятельностью является результатом полноценного развития в период дошкольного детства.
  • Результатом работы психологической службы дошкольного образования будут являться разработанные психологом рекомендации, для воспитателей и родителей.
  • Сохранение психологического здоровья детей дошкольного учреждения.
  • Психологи проводят отслеживание результатов психологического развития дошкольников.
  • Предотвращение нежелательных форм поведения у дошкольников.
  • Проводится психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию детей дошкольного учреждения.

Количество сотрудников первичных звеньев Службы определяется потребностями и возможностями образовательного учреждения, но не менее одной ставки психолога на каждое образовательное учреждение. В учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), — не менее двух (трех ставок) на учреждение.

Центры службы практической психологии образования всех Уровней являются сетевыми учреждениями образования Российской Федерации и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образованием, который обеспечивает финансовую и материально-техническую деятельность Центра и оказывает ему необходимую организационно-методическую помощь.

Читайте также: