Визуализация географических данных 10 класс план урока

Обновлено: 03.07.2024

Грушевская Елена Алексеевна учитель географии МБОУ г. Иркутска СОШ №11.

С учетом общих требований ФГОС в основной школе выпускник должен научится:

- выбирать источники географической информации (картографичес кие, статистические,

текстовые, видео - и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные

- ориентироваться в источниках географической информации (картографи ческие,

статистические, текстовые, видео - и фотоизображения, компьютерные базы данных):

находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качестве нные

и количественные показатели, характеризующие географические объ екты, п роцессы и

явления, их положение в пространстве по географи ческим картам р азного содержания и

другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/ил и

противоречивую географическую информацию, представленную в о дном и ли н ескольких

- предс тавлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графи ка, географического

описания) географическую информацию, н еобходимую для решения учебных и п рактико -

- использовать различные источники географической информации (картографические,

статистические, текстовые, видео - и фотоизображения, компьютерные базы данных) для

решения различных учебных и практико - ориентированных задач.

Для решения данной задачи, стремлюсь организовать учебную деятельность и прежде

всего самостоятельную работу с информацией (учебником и дополнительной

литературой). Но как повысить мотивацию обучающихся к изучению той или иной тем ы,

предмета; добиться наивысшей продуктивности в запоминании, воспроизведении,

применении знаний? Я считаю, что технологии визуализации имеют большое значение,

С точки зрения информационного подхода учителю при выборе методов подготовки и

подачи новой информации нужно отдавать пре дпочтение таким, которые позволяют

увеличить у обучающихся способность ее восприятия. На этапе осознания, осмысления

информации учениками важна организация образова тельной деятельности,

способствующая развитию их мышления. Поэтому образовательный процесс все больше

связан с деятельностным подходом в приобретении обучающимися новых знаний.

Для облегчения восприятия текстовой информа ции ученикам на уроках рекомендую

составлять схемы и таблицы, подкреплять ее различными и зображениями. Сведения,

представленные в таком виде, лучше понимаются и запоминаются.

В наши дни на смену тради ционным средствам обучения приходят новые, создаваемые

на основе н овейших технологий. Так, н апример, международная компьютерная сеть

Интернет позволяет получить информацию в виде текста, звука, изображения или

динамичной модели. Кино - и видеопродукцию все чаще сменяют компьютерные

программы, позволяющие в интерактивном режиме получать разли чного вида

необходимую информацию. Мультимедиа технологии п озволяют объединить на одном

носителе, различные формы представления информации. Появляется возможность

использовать фотографии, слайды, музыкальные фрагме нты, дикторский текст,

видеоматериалы, компьютерн ую анимацию, структурированные тексты с иллю страциями,

а также не тольк о выстраивать материал в ви де последовательного изложения, но и

создавать возможность нелинейного перемещения между различными час тями курса .

Средства мультимедиа дают возможность представить учебный материал в с амых

разнообразных формах, и тем самым удовлетворить запросы учащихся ра зличных

психологических типов, среди которых есть школьники с преобладанием того или иного

мультимедиа средств в обучении делает подачу учебной информации более интересной и

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а

стараются ее получить из компьютера. Они свободно разби раются в программах,

выполняют различные операции, с удоволь ствием п роводят с ним свое свободное время.

Хочется, чтобы это вр емя прошло с пользой. Педагоги, родители и школьники в п олной

мере осознают преим ущества, к оторые несет в себе развитие и распространение

Современный учитель должен идти в ногу с совреме нными техн ологиями, а не

просто ждать, что они придут к нему сами. Информационно - коммуникативные

технологии, обновляя содержание образования, дают возможность вести эффективный

поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и

С 2004 учебного года я провожу уроки с использованием информаци онных

технологий - по мультимедийным учебникам в курсах фи зической и экономической

географии 6, 7, 8, 9 и 10 классы. Акт ивно исполь зую пре зентации к урокам, видео. В

настоящее время продолжается формирование базы электронных п резентаций и

видеотеки по всем курсам географии. Я виж у, как и нтересно бывает ребятам на таких

уроках и как они ждут уроков географии. Особенно большое значение мультим едиа

технологии имеет в курсе географии 6 класс а, когда ребята только начинают изучать

предмет и н аглядно - образное мышление у них ещё недостаточно развито. Какой восторг

Одной из технологий акти визирующих познавательную деятельнос ть учащихся

успешно использую на уроках с 5по 11 к ласс. Кластер - это графическая органи зация

материала, показывающая см ысловые поля того или иного понятия.

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать п о поводу

какой - либо темы. Учащийся записывае т в центре листа ключевое понятие, а от него

рисует стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от

которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую

между терминами логическую связь. Учащиесяс я п олучают н овые знания не в готовых

формулировках учителя, а в результате собстве нной активной познавательной

деятельности, посредством составления кластеров по разным темам. Использование

технологий с составлением кластеров открывает широки е возможности для активизации

В числе основных факт оров, побуждающих учащихся к акти вности, можно назвать

следующие - интерес, состязательность, творчество. Поэтому на уроках я иногда

предлагаю показать свои работы одноклассникам, обсудить. При выполнении заданий в

Своим опытом я охотно делюсь с учителями не только своей школы, но и с учителями

Продолжить формирование общеучебных умений и навыков (умение анализировать, составление опорного конспекта), расширение кругозора учащихся, развитие познавательных процессов. Продолжить формировать коммуникативные умения делового общения в ходе групповой и фронтальной работы.

Создавать различные базы источников с применением ИКТ

Систематизировать и представлять статистические географические данные.

Содержимое разработки

Алматы мемлекеттік жаңа технологиялар колледжі

Алматинский государственный колледж новых технологий

Келісілді/согласовано

ӘЦК төрағасы /Председатель ЦМК _________

САБАҚ ЖОСПАРЫ

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Сабақ тақырыбы /Т ема занятия : Географические базы данных. Визуализация географических данных.

Модуль /пән атауы / Наименование модуля /дисциплины : география

П едагог : Мукашева М.А.

00 . 00 . 20 20 ж /г

1.Жалпы мәліметтер / Общие сведения :

Курс : _ топ/ группа:

2. Мақсаты, міндеттер/ Цели, задачи:

2.1 Оқу сабақтары барысында білім алушылар игеретін кәсіби біліктердің тізбесі/

Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия :

Продолжить формирование общеучебных умений и навыков (умение анализировать, составление опорного конспекта), расширение кругозора учащихся, развитие познавательных процессов. Продолжить формировать коммуникативные умения делового общения в ходе групповой и фронтальной работы.

Создавать различные базы источников с применением ИКТ

Систематизировать и представлять стат истические географи ческие данные.

2.2. Бағалау критерийлері / Критерии оценивания : Все учащиеся:

-Составляют географическая БД с приминениемMicrosoft Excel

Большинство учащихся:

-Составляют список различных географических объектов для создания базы данных

- Предоставляют информацию географических объектов в виде таблицы в программе Microsoft Excel

Некоторые учащиеся :

-Предоставляют информацию географических объектов одного из материков в виде инфографике используя программу Microsoft Excel

2.3. Тілдік мақсаттары / Языковые цели : Лексика и терминология по отношению к предмету:информационные технологии,географическая база данных, коммуникация, инфографика

Словосочетания необходимые для диалога/письма:

Систематизация данных на ИКТ проводится…. .

В базе данных содержатся информация о .

слушание и говорение при работе в группе.

2.4. Құндылықтарды дамыту / Воспитание ценностей:

Письмо через работу в группе при составлении кластера.

Привитие ценностей

2.4. Пән аралық байланыс / Межпредметная связь : Информатика

3. Сабақты жабдықтау/ Оснащение занятия:

3.1 Оқу-әдістемелік құрал-жабдықтар, анықтамалық әдебиеттер

Уч ебно-методическое оснащение, справочная литература :

Наглядные пособия и раздаточный материал: Политическая карта мира, атласы, учебник 10 класса.

3.2 Техникалық жабдықтар ,материалдар / Техническое оснащение, материалы :

интернет ресурсы, ZOOM, WhansApp, Edupage.

4. Сабақтың барысы/ Ход занятия :

Сабақ кезеңдері

Этапы занятия

Сабақта жоспарланған жаттығулар түрі

Виды упражнений,запланированных на уроке

І.Сабақтың басы

Начало урока:

(3 0 % времени от общей длительности урока)

1.Ұйымдастыру кезеңі /Организационный момент .

Приветствие. Проверка посещаемости.

2. Ынталандыру және жаңа тақырыпты хабарлау

Мотивация и объявление новой темы .

3.Оқушылардың біліктілігі мен дағдысын тексеру

Проверка знаний и умений обучающихся .

Как вы понимаете предмет методов географических исследований?

На какие две группы поделены все методы исследования?

Перечислите традиционные методы исследования.

Определите место методов географических исследований в системе географических наук.

Дайте определения картографическ ие методам.

II .

Сабақтың ортасы

Середина урока

45 – 50 минут

( 60 % времени от общей длительности )

1.Жаңа тақырыпты түсіндіру

Изучение нового материала .

(Сабақтың негізгі мазмұны

Жұмыс түрлері, (топтық, жұптық, жеке)

Әдіс тәсілдер (белсенді, саралап оқыту)

Практикалық, тәжірибелік жұмыстар

Основное содержание урока

Виды работы (групповая, парная, индивидуальная)

Методы (активное, дифференцированное обучение)

Практическая работа )

Географическая база данных — структура данных, которая является основным форматом данных, использующимся для редактирования и управления данными. Также это физическое хранилище географической информации — прежде всего использующее СУБД .

База геоданных — основной формат данных, использующимся для редактирования и управления данными, которые состоят из географической информации, находящейся в различных форматах географических информационных систем (ГИС).

База геоданных — это физическое хранилище для географической информации, которое использует СУБД и для управления всеми наборами данных используется SQL .

База геоданных — серия простых таблиц с данными, содержащих классы пространственных объектов, наборы растров и атрибуты.

Данные (лат. datum – факт) – совокупность фактов и сведений, представленных в каком-либо формализованном виде для их использования в науке и других сферах человеческой деятельности.

Под данными в среде ГИС понимаются вещи, известные об объектах реального мира; результаты наблюдений и измерений этих объектов.

Элемент данных содержит три главные компоненты:

- атрибутивные сведения , которые описывают сущность, характеристики, переменные, значения его квалификации;

- географические сведения , описывающие его положение в пространстве относительно других данных;

- временные сведения , описывающие момент или период времени, репрезентирующие элемент данных.

Данные выступают как сырьё, которое путём обработки можно превратить в информацию, т.е. данные – это строительный элемент в процессе создания информации .

Составные компоненты ГИС:


Рисунок – Функции географической информационной системы

2. Принципы составления географических баз данных

Для возможности нахождения данных, хранящихся в разных таблицах, и быстрого поиска нужной информации необходимо организовать систематическое хранение данных . В этом помогают базы данных .

Существуют исторические архивы, архивы служебных дел, киноархивы, архивы звукозаписей, фотоархивы . Порой такие архивы занимают целые здания и поиск нужных документов требует значительных усилий.

В наше время решению описанных проблем помогают компьютеры . Информация в компьютерах хранится в виде файлов . Так вот, для того чтобы поиск нужной информации не занимал много времени необходимо организованное (систематическое) хранение данных. В этом помогают базы данных .

Сведения о пространственном положении, привязка к географическим координатам или ссылки на адрес и табличные данные . В ГИС используются картографический материал , имеющий привязку в заданной системе координат. При использовании подобных ссылок для автоматического определения местоположения объекта применяется процедура, называемая геокодированием . С ее помощью можно быстро определить и посмотреть на карте, где находится интересующий объект и его характеристики. ГИС позволяет быстро производить пространственный анализ данных и на его основе принимать эффективные управленческие решения.
Например, если вы изучаете определенную территорию, то один слой карты может содержать данные о дорогах, второй – о водоемах, третий – о больницах и так далее. Вы можете просматривать каждый слой-карту по отдельности, а можете совмещать сразу несколько слоев, или выбирать отдельную информацию из различных слоев и создавать на основе выборки тематические карты.

Графическая информация в ГИС хранится в векторном формате. В векторной модели информация о точках, линиях и полилиниях (дома, дороги, реки, здания и т.п.) кодируется и хранится в виде набора координат X , Y ( Z , T ), что позволяет манипулировать изображением. Исходная картинка вводится со сканера в растровом формате, а затем подвергается векторизации – установке формульных соотношений между линиями и точками.

Хранение базы геоданных

Для хранения баз геоданных используется СУБД использующая принципы реляционных баз данных.

Данные представлены в таблицах

Таблицы содержат ряды

У всех рядов существует одинаковый набор столбцов

Каждый столбец имеет тип

Как смогли увидеть во время практической работы, электронная карта, созданная в ГИС, поддерживается средствами Интернет и даже космическими снимками и информацией со спутников.

Космическая съемка – съемка земной поверхности с космических летательных аппаратов при помощи специальной аппаратуры (фотосъемка, сканерная съемка, тепловая съемка и др.).

Историческая справка

I . Первые снимки из космоса были сделаны

с искусственных спутников Земли – в 1960,

с пилотируемых космических кораблей – в 1961 (Ю. А. Гагариным).

Первая фотография из космоса сделана чуть больше года спустя после окончания Второй мировой войны. 24 октября 1946 года ракета V -2, запущенная со стартовой площадки полигона White Sands в штате Нью-Мехико, поднялась на высоту 104.6 км. Фотокамера, установленная на борту, делала по снимку каждые полторы секунды полета. После нескольких минут пребывания в космическом пространстве ракета вернулась на землю. Посадка не планировалась мягкой, и ракета разбилась вдребезги, а вместе с ней и камера. Стальная кассета с пленкой осталась цела, и ученые получили в свои руки уникальный фотоматериал. До 1946 года самыми "высотными" снимками Земли считались фотографии, сделанные с воздушного шара Explorer II (22 км) в 1935 году.

3. Геоинформатика. Особенности составления географических баз данных с применением компьютерных программ.

Геоинформатика - это научное направление, которое изучает теорию, методы и способы накопления, обработ­ки и передачи данных, информации и знаний с помощью ЭВМ и других технических средств, или группу дисциплин, занимающих­ся различными аспектами применения и разработки вычислитель­ных машин, куда обычно относят прикладную математику, про­граммирование, программное обеспечение, искусственный интел­лект, архитектуры ЭВМ и вычислительные сети.

ГИС – набор программных инструментов, используемых для ввода, хранения, манипулирования, анализа и отображения географической (то есть пространственной) информации. Другими словами, это инструменты, позволяющие пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например мощность почвенного покрова, гранулометрических состав, содержание отдельных элементов и др. Сущность ГИС состоит в том, что она позволяет так или иначе собирать данные, создавать базы данных, вводить их в компьютерные системы, хранить, обрабатывать, преобразовывать и выдавать по запросу пользователя чаще всего в картографической форме, а также в виде таблиц, графиков, текстов.

Предметом изучения геоинформатики является в общем случае Земля, который обусловлен смежными с ГИС науками о Земле, а в частности, географические информационные системы (ГИС). Методический аппарат геоинформатики представляет собой методологию, основу которой составляют модели пространственных данных и методология проектирования и создания ГИС.

Геоинформатика - наука, изучающая все аспекты сбора, обработки и представления информации о свойствах объектов, процессов и явлений, происходящих на Земле.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии в 10 классе"Современные методы исследования"раскрывает суть каждого метода. все методы разделены оа традиционные и современные.

Цель: Познакомить учащихся с современными методами географических исследований и источниками географической информации.

Задачи: - познакомить с разнообразием методов географических исследований, выделить современные методы;

- формировать умение применять необходимые методы для получения информации;

- продолжить формировать умение работать с картами атласа, текстом учебника и таблицами приложения.

Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.

Организация класса.

Проверка домашнего задания.

- Что изучает экономическая и социальная география мира?

- Какие науки сочетает в себе социально-экономическая география?

- В чем заключается главное направление современного этапа развития социальной и экономической географии?

- В решении каких вопросов принимают участие географы?

3. Изучение новой темы.

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь: Методы географических исследований — способы получения географической информации.

В географии применяются универсальные и специальные методы исследования.

Какие методы исследования вам известны?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:

Традиционные методы:

Картографический – ведущий метод в географии(разные виды карт, разные способы анализа карт). Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

Работа по картам атласа:

Статистический – обработка различных цифровых данных, их сопоставление и анализ.. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

Работа с таблицами в приложении учебника.

-Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны мира.

3.Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества

На примере Российской Федерации проследить изменения происходящие с территории страны.

4.Математический метод позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов.

-Если ежегодно площадь пустыни Сахара ежегодно увеличивается на 13 тыс. квадратных километров, на сколько увеличится площадь пустыни через 5, 10 лет?

5. Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

6. Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки. 7. Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий. 8. Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения9.Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения.

1).Географический прогноз- предвидение будущего состояния геосистем и др. . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

-Если не сократить вырубку экваториальных лесов в Южной Америке, какими могут быть последствия?

-Если не уменьшится количество углекислого газа какими могут быть следствия парникового эффекта?

2). Геоинформатика привела к созданию геоинформационных систем, которые занимаются созданием электронных карт, различающихся и языку, национальные электронные атласы: США, Канады, Японии, Швеции и др. стран мира.

3). Космические методы исследования - спутниковые и навигационные системы, при помощи которых можно определить свое местоположение и выбрать наиболее короткий маршрут.

4) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

Источники географической информации.

- Назовите известные вам источники географической информации?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:

Основные источники географической информации: визуальные наблюдения, рассказы очевидцев, географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, специальные компьютерные программы, телевидение , радио, интернет и др.

4.Итог урока.

-На какие две группы поделены все методы исследования?

- Перечислите традиционные методы исследования.

- Современные методы исследования.

- Какие источники географической информации являются самыми доступными и какую информацию можно получить с их помощью?

1. Формирование навыков работы с геоинформационными системами.

2. Выявление особенностей природных условий предполагаемого района путешествия на основе анализа данных ГИС.

3. Анализ факторов, повышающих (или снижающих) сложность путешествия.

4. Расчет затрат времени и средств на осуществление путешествия.

5. Развитие навыков работы в команде.

Краткая аннотация:

Данный урок разработан в рамках профильного курса географии 10 класса, однако, может быть использован в смешанных группах учащихся при планировании реальных путешествий.

Современные возможности геоинформационных систем позволяют точно разработать маршрут, иметь четкое представление об объектах в районе путешествия, рассчитать затраты и т.д.

Поскольку в гимназии действует туристский кружок, то занятие проводилось именно с теми детьми, кто планирует летом походы по территории Башкортостана и всей России.

Местом проведения большого похода (продолжительность – 28 дней) выбран Западный Саян, точнее, хребет в его пределах – Ергаки. Поэтому и все учебные задачи решались применительно к данному району.

Методические рекомендации:

Оптимально проводить занятие в кабинете информатики, оснащенном компьютерами с выходом в интернет.

На компьютерах должны быть установлены программы 2ГИС, Google Earth, иметься доступ к ГИСМЕТЕО, Google.карты и т.д. для работы учащихся в группах над поставленными задачами.

Роль учителя в данном случае – координатор групповой работы, помогающий поставить учебные задачи, спланировать их решение.

Итогом занятия является проработанный маршрут, который будет реализован в летнем походе.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Успешность каждого путешествия кроется в его тщательной проработанности, продуманности и предвидении тех сложностей, которые могут затруднить прохождение маршрута или вовсе сделать его невыполнимым. До сих пор проработкой маршрутов занимались мы, взрослые.

Хотите ли вы сегодня попробовать себя в роли организаторов путешествия?

2. Постановка учебной задачи

Что необходимо предусмотреть для успешного проведения похода?

- характер водных объектов,

- особенности растительности и животного мира,

- характер заселенности и освоенности,

- физическая подготовка участников,

- питание на маршруте,

- психологический комфорт группы и т.д.

При помощи каких источников может изучаться территория и планироваться маршрут?

Геоинформационные системы – это мощный современный инструмент, который представляет собой послойную информацию, наложенную на картографическую основу. И в зависимости от потребностей, мы используем те или иные слои информации.

Приведите примеры ГИС.

2ГИС, ГИСМЕТЕО, Google.карты, Google Earth и т.д. Есть специализированные ГИС для различных служб – метеорологии, военных, диспетчеров и других.

Поскольку район нашего предстоящего похода уже определен – Западный Саян, а точнее, массив Ергаки, то все силы мы направим именно на планирование маршрута по этой территории. Посмотрите, насколько красиво здесь!

3. Планирование решения

Назвав факторы, влияющие на успешность путешествия, мы, по сути, составили план работы по изучению района путешествия. Осталось распределиться по направлениям, поставить перед собой задачи, решаемые при помощи ГИС, а результаты работы представить в виде презентации. Время на выполнение работы – до 15 минут.

ответственные

Маршрут к месту проведения путешествия

Нагуманова Яна, Скоробогатова Настя

Планирование нитки маршрута

Шалупкин Вадим, Чегодаев Дима

Особенности рельефа территории

Ахтариева Алина, Япарова Алина

Климатические условия местности

Якупов Тимур, Змысля Богдан

Земсков Илья, Асылгареев Антон

Природные зоны района путешествия

Шарафутдинова Кадрия, Гумерова Адель

Гостям предлагаем в это время посмотреть небольшой ролик о нашем летнем походе третьей категории сложности по Горному Алтаю продолжительностью 23 дня.

4. Решение учебной задачи

Работа в малых группах по направлениям:

1) Маршрут к месту проведения путешествия. Разрабатывается при помощи Яндекс.карт или аналогичных сервисов. Проводится сравнение различных способов проезда – автомобильного, железнодорожного, воздушного. Делается вывод о наиболее оптимальном способе и его приблизительной стоимости.

Расстояние 3000 км в одну сторону. Стоимость 40 руб/км плюс ожидание 10 дней по 2500 руб.

Итого 265000 рублей на группу в 20 человек.

Поезд Аксаково-Красноярск-Абакан и обратно 10000 руб с человека плюс переезд Абакан – Ергаки – Абакан 400 км по 40 руб/км.

Итого 216000 рублей.

Самолет Уфа – Абакан – Уфа 24000 рублей с человека плюс переезд Белебей – Уфа – Белебей и Абакан – Ергаки – Абакан 800 км по 40 руб/км

Итого 512000 рублей

В пересчете на одного человека 13250 руб.

В пересчете на одного человека 10800 руб.

В пересчете на одного человека 25600 руб.

2) Планирование нитки маршрута, учитывая наиболее значимые объекты (протяженность, трудность, количество необходимых дней, места ночевок). Краткая характеристика объектов. При работе используется возможность построения маршрута в ГИС Google Earth.

- прокладка нитки маршрута;

- визуальное знакомство с объектами на маршруте;

- решение задач с транспортом;

- определение погодных условий;

- определение расстояний, направлений, перепадов высот, уклона поверхности… (примеры в презентации)

Используя видеофрагмент, рассказать об особенностях рельефа территории.

Дополнительно: см. Приложение 1.

Дополнительно: см. Приложение 2.

5) Водные объекты. Используя ГИС Google Earth , определить, какие типы внутренних вод представлены на территории района? Каковы их особенности (происхождение, размеры, свойства вод, характер течения для рек и т.д.). Могут ли они быть использованы во время похода? Представляют ли опасность для участников похода?

Дополнительно: см. Приложение 3.

Дополнительно: см. Приложение 4.

Защита проектов в виде слайдов презентации.

В ходе защиты проводится обсуждение полученных результатов, уточнение деталей путешествия.

5. Рефлексия

Достигнуты ли поставленные задачи?

Спланирован ли окончательно маршрут?

Какие вопросы необходимо рассмотреть в дальнейшей работе?

6. Заключение

Планирование путешествия – сложный, долгий и очень ответственный процесс. От того, насколько качественно проработан маршрут, зависит не только его успешность, но и жизнь участников группы.

К примеру, на подготовку экспедиции в поисках северо-западного прохода Руаль Амундсен потратил около трех лет, но эти годы обеспечили успех экспедиции.

Разрабатывая маршрут по Алтаю в 2014 году, мы затратили около полугода.

Сегодня же мы с вами только начали работу по планированию путешествия. Надеюсь, что полученные умения помогут вам со временем стать настоящими руководителями походов.

Приложение 2.

Приложение 3.


Приложение 4.

Читайте также: