Отечественное образование в системе мировых педагогических школ

Обновлено: 05.07.2024

Перестройка всей системы народного образования была одной из главных задач после Октябрьской революции 1917 г.

Основные направления:

1) педагогика должна опираться на новые теории и принципы пролетариата: принцип принцип индустриализации, политехнический принцип, принцип коллективизма;

2) по большевистской теории школа должна стать важным средством пропаганды коммунистической идеологии и распространения партийной литературы;

3) важной задачей было воспитание физически здорового человека. Для этого вводились массовая ритмическая гимнастика, спортивные занятия под наблюдением врача, игра;

4) существенно пересматривались содержание и методы общего образования, что нашло свое отражение в новых учебных планах и программах, учебной литературе для учащихся и методических пособиях для учителей;

6) при создании образовательных программ учитывалось все необходимое для решения идеологических и политических задач;

7) интересы человека как личности зачастую не брались во внимание, что отражалось в комплексном подходе построения учебных программ.

Отличительные особенности Единой трудовой школы от традиционной:

1) главное призвание человека заключалось в обращенности к миру труда, природа рассматривалась как объект его (человека) деятельности, а общество – как следствие трудовой деятельности;

2) целенаправленно прослеживалась линия принципа политехнизма, т. е. тесная связь обучения детей с производственным трудом. Однако эта связь не всегда учитывала возрастные особенности учащихся;

3) основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе стал урок со строгим расписанием занятий и определенным составом учащихся;

4) в конце года ввели обязательные проверочные испытания для всех учащихся по каждому предмету;

5) оценка знаний стала дифференцированной;

6) много внимания уделялось созданию постоянных учебников по всем предметам, которые составляли педагоги и крупные ученые.

События Великой Отечественной войны сильно отразились на деятельности российских школ:

1) школа была окончательно поставлена на путь политизации и идеологизации учебного процесса и внешкольной работы;

2) вернулась трудовая подготовка (школьники активно вовлекались в общественно-полезную деятельность, в производительный труд взрослых и т. д.).

Основные деятели педагогической науки послереволюционного периода:

2) В. А. Сухомлинский (1918–1970) работал над аспектами теории и практики воспитания, отстаивал идеи гуманизации школьного образования;

3) П. П. Блонский (1884–1941) – развил теорию трудовой народной школы, направленную на повышение уровня обучения и развитие нравственно-этических норм.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики

ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики

ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.Постоянные задачи1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами.

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:1) философией;2) психологией;3) школьной

ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны

ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны В послевоенные годы следует отметить следующие изменения в образовательной системе в России:1) идеологизацию;2) введение централизованного управления школой;3) введение единообразия ее типов и учебных

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям

ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы

ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским

Лекция 4. Психика и ее развитие

Лекция 4. Психика и ее развитие Психология как наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии – зоопсихология изучает психику животных).Психика – это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию

10. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

10. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ Возникновение и начальное развитие педагогической мысли на территории России происходило под влиянием задач и проблем, связанных с появлением государственности, развитием национального самосознания и культуры, средств и способов

ЛЕКЦИЯ № 9 Организационное развитие

ЛЕКЦИЯ № 9 Организационное развитие 1. Понятие организационного развития Организационное развитие – необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, что является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов трудового коллектива.

ЛЕКЦИЯ 4. Другие школы психоанализа: В. Райх, Ф. Перлс

ЛЕКЦИЯ 4. Другие школы психоанализа: В. Райх, Ф. Перлс Жизнь Вильгельма Райха (1897–1957) была полна взлетов и падений. Начинал он у Фрейда и был его первым клиническим ассистентом в 1922 г., а в 1924 г. стал директором Семинара по психоаналитической терапии. В 1927 г. у него возникли

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм Карен Хорни (1885–1952) является одной из талантливейших учениц З.Фрейда. С ее именем связано возникновение нового направления в психоанализе — неофрейдизма. Работы Хорни оказали большое влияние на

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей

Глава 1. Историческая подоплека кризиса высшей школы в России

1.2 Экстенсивное развитие высшей школы в период форсированной реконструкции экономики

Концепция развития образования в России и перспективы отечественной высшей школы

Концепция развития образования в России и перспективы отечественной высшей школы «Писатель: Да прекратите вы эту социологическую истерику! Неужели вы сами способны поверить в эти сказки? Профессор: В страшные сказки я верю! В добрые – нет. А в страшные – сколько

Российские вузы и школы давно борются за достойное место на мировом рынке образования. Но как можно определить это место? Какие факторы влияют на его формирование, какое регулирующие воздействие оказывает государство для повышения конкурентоспособности российского образования? Какие имеются пути решения возникающих проблем? Эти вопросы нам предстоит рассмотреть в данной статье.

Оценить конкурентоспособность российского образования на мировом рынке сегодня не так сложно. Существует целая система рейтингов, оценивающих качество образования на разных уровнях. Различные межгосударственные организации регулярно проводят сравнительные исследования качества среднего образования в разных странах. Цель таких исследований – не только определение лидеров, но и выявление новых тенденций в образовании, как на национальном уровне, так и на мировом. Ценность подобных исследований огромна, ведь благодаря им становятся очевидными факторы, влияющие на качество подготовки учащихся. А значит, каждое государство может вносить нужные коррективы в национальные школьные программы для улучшения их качества.

Самым весомым и уважаемым рейтингом оценки качества образования в средней школе является рейтинг PISA (Programme for International Student Assessment). Данный рейтинг оценивает грамотность в чтении, математическую и естественнонаучную грамотность учеников 9 классов. Главная задача рейтинга – оценить способность учащихся применять полученные в школе знания в реальной жизни. В исследовании участвует 65 стран. По результатам последнего исследования, проводимого в 2009 году, российским подросткам удалось занять лишь 42 место по чтению, 38 – по математике и 39 – по науке.

Присутствие российских вузов в 2012 году среди 500 лучших университетов по версии указанных рейтингов (за исключением рейтинга THE, где оценивается 200 университетов) ограничено Московским государственным университетом им. Ломоносова (МГУ) и в некоторых случаях Санкт-Петербургским государственным университетом (СПГУ).

Так, МГУ в рейтинге ARWU занимал 77 место, в QS – 116, в PRSP – 241, в Web – 304 место. В рейтинге THE МГУ не представлен. Позиции СПбГУ значительно слабее. Его присутствие ограничено рейтингом ARWU, где вуз вошел в четвертую сотню, и рейтингом QS, в котором СПГУ поднялся на 251 позицию.К сожалению, присутствие российских вузов в данных университетских рейтингах на позициях ТОП-200 ограничено лишь Московским государственным университетом и иногда Санкт-Петербургским государственным университетом.


Одним из значимых мировых событий является Всемирный экономический форум в Давосе. Это одна из крупнейших в мире площадок для дискуссий на экономические темы, в которых принимают участие первые лица государства. По итогам данного форума формируется официальный отчет, основанный на данных предоставляемых странами-участниками. По данным этого отчета в 2013г. Российская система образования занимает 86 место, а по уровню доступности интернета в школах – 70 место.


Очевидно, что на сегодняшний день российское образование оказалось неконкурентоспособными на мировом рынке образования. В связи с этим возникает целый ряд вопросов. И прежде всего, как улучшить позиции нашей страны? К сожалению, за последние годы позиции российских вузов значительно сократились. С 2005 года российские вузы потеряли до 30-40% рейтингов. На фоне данных событий Президентом нашей страны в 2012г. была поставлена задача: к 2020 году 5 РФ вузов должный войти в ТОП-100 мировых рейтингов. (указ Президента РФ №599 от 07.05.12).

Одну из наиболее важных ролей в повышении уровня образования играет школа и дошкольное образование. На сегодняшний день особо остро стоит вопрос модернизации именно среднего образования в России, с целью повышения эффективности обучения.

- несоответствие запроса современного общества и рынка содержанию образовательного процесса, что приводит к необходимости дополнительного образования, дополнительной нагрузке на ученика;

Прежде всего, для повышения качества образования в школе необходим комплексный системный подход прогнозирования и планирования, основанный на стратегии развития мировой экономики, научно-технического прогресса и прогнозах рынка. Необходимо внедрение инновационных управленческих решений, на ранней стадии выявлять и развивать таланты, как среди учащихся, так и преподавателей. Необходимо создание эффективной программно-аппаратной среды и инфраструктуры, основанной на достижениях современной науки и техники.

В заключение я бы хотела отметить, что уровень культуры и образованности населения страны в целом напрямую зависит от успешности, эффективности и сопряженности системы образования, поэтому динамичное развитие образовательной системы является залогом и успешного экономического развития государства.

В честь Дня учителя мы решили вспомнить о выдающихся учителях Российской империи, СССР и России – целой плеяде имен, во многом определившей развитие современной педагогики.

Константин Дмитриевич Ушинский

(2 марта 1824 – 22 декабря 1870)

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях"

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

Лев Семенович Выготский

(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)

"Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности. ".

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

Антон Семенович Макаренко

(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)


Василий Александрович Сухомлинский

(28 сентября 1918 – 2 сентября 1970)

"В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка".


Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

Симон Львович Соловейчик

(1 октября 1930 – 18 октября 1996)

"Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив. и это сложнейшее из дел".

Под системой образования понимается совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.

В систему образования входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:

  1. дошкольное воспитание;
  2. общее среднее образование;
  3. внешкольное обучение и воспитание;
  4. профессионально-техническое образование;
  5. среднее специальное образование (техникумы и колледжи);
  6. высшее образование;
  7. подготовку научных и научно-педагогических кадров;
  8. последипломное образование;
  9. повышение квалификации и переподготовку кадров.

Стратегия развития современной системы отечественного образования

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, которое соответствует требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Приоритетными задачами в реализации стратегической цели являются:

  • модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях;
  • обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
  • создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Важнейшим аспектом в развитии системы современного образования является процессы интеграции и интернационализации, обеспечивающие сближение стран при создании единого мирового образовательного пространства. Сближению образовательных систем способствует принятие Россией Болонской декларации (2003 г.). Основными положениями Болонской декларации является введение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. Переход к общеевропейскому стандарту системы российского образования не означает тождественности. Современная система российского образования, используя накопленные результаты исследований, модернизирует её, взяв за основу мировой опыт.

Готовые работы на аналогичную тему

Современная система отечественного образования характеризуется такими чертами, как: федеральность и централизованность.

Структура системы образования

В структуру современной системы отечественного образования входит:

  • дошкольное образование, осуществляющее обучение и воспитание детей от 1,5 до 7 лет.
  • начальная школа – обучение детей младшего школьного возраста с 7 до 11 лет.
  • неполное среднее образование получают школьники с 5 по 9 класс, далее школьники подают документы в 10-11 классы, либо в колледж (техникум).
  • Общее среднее образование – обучение школьников 10 и 11 класса, после чего они получают документ об общем среднем образовании.
  • Среднее специальное образование получается школьниками после окончания 9 класса (4 года обучение), либо после 11 класса (2 года обучения), получают диплом о среднем специальном образовании.
  • Современная система отечественного образования предусматривает обучение в вузах, в зависимости от срока обучения, студенты заканчивают бакалавриат, специалитет или магистратуру.

Реформы высшего образования

Также в России набирает популярность система по непрерывному образованию, благодаря которой все желающие могут обновить свои знания, одновременно с этим, удается получить специальные навыки. Иными словами, под непрерывным образованием принято понимать своеобразное учение, связанное с постоянным совершенствованием человека и пожизненным развитием его способности.

Большинство современников уверены в том, что сейчас лучше всего достроить такую систему образования при помощи новых ступеней, рассчитанных на различные периоды жизни человека. Одна из основных целей в управлении этой системы связана с развитием потенциальных качеств человека и его мышления. Но в центральной части системы должен располагаться человек, а также всего его желания, потому что без этого невозможно развивать способности.

Современные тенденции развития отечественного образования

Основными тенденциями развития современного отечественного образования являются процессы диверсификации, интернационализации, индивидуализации, развивается быстрыми темпами опережающее и непрерывное образование, интенсифицируется и компьютеризируется процесс обучения, получают признание цикличность и многоступенчатость.

Перечисленные тенденции способствуют повышению качества образования в соответствии с современными требованиями социального и экономического развития общества. Использование новых методов и технологий в современном образовании сопровождается инновациями и использованием инновационных технологий.

Сущность информатизации образования заключается в реализации аспектов повышения качества содержания образования. Основные направления информатизации образования являются следующие:

  • виртуальная информационная среда и её создание на уровне учебных заведений;
  • обеспечение системной интеграции информационных технологий в системе образования, позволяющих поддерживать процесс обучения школьников, их научные исследования;
  • построение единого образовательного информационного пространства;
  • создание сети, включающей информационные центры, которые ориентированы на информационное обеспечение системы образования компьютерными программами.

Открытое образование, получающее распространение в России, ориентирует школьников и молодых людей на осуществление подготовки к полноценному участию в общественной и профессиональной области в современных рыночных условиях. Качество открытости в системе образования позволяет более свободно осуществлять процесс планирования обучения, а также осуществлять выбор места, времени, темпа осуществления образования. В практической деятельности данная система реализуется при помощи использования сетевых технологий.

Открытость и дистанционность обучения в современном образовании позволяет различным группам населения при использовании сети Интернет получить качественное дополнительное образование. Дистанционное обучение в отечественной системе образования только получает своё развитие, но количество образовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, растёт с каждым годом.

Читайте также: