Новый формат проектной деятельности в школе

Обновлено: 04.07.2024

Ученики основной школы создают проект в течение одного года, а старшеклассники могут проводить проектную работу на протяжении двух лет. Кандидат педагогических наук, методист по физике Анна Вячеславовна Пешкова знает не понаслышке обо всем, что связано с проектной деятельностью по физике. От образовательных стандартов и регламентирующих документов — до ярких примеров и интернет-ресурсов в помощь учителю и ученикам.

Документы, регламентирующие проектную деятельность в школе

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

  • формирование целостной научной картины мира;
  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

    Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики.

Индивидуальный проект дети выполняют в течение одного или двух лет в рамках времени, специально отведенного учебным планом. Работа должна быть представлена в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Требования к организации проектной деятельности

  1. Ученики самостоятельно выбирают тему проекта.
  2. Совместно с руководителем дети разрабатывают план реализации проекта.
  3. На основании письменного заявления руководителем и консультантом индивидуального итогового проекта могут стать педагогические работники, родители или законные представители, сотрудники различных организаций по профилю проекта.
  4. Публичная защита проекта обязательна.
  5. Школьник может начать работу над проектом с 5 класса.

Проблема проекта. Зачем я делаю этот проект?

  • крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований;
  • ситуация, требующая разрешения;
  • противоречия между существующей ситуацией и твоим представлением об идеальной ситуации, которые нужно решить.

Тема проекта

Формулировка темы должна ориентировать учащегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о её расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.

Требования к формулировкам тем

Название должно вызвать интерес читателя, но при этом соответствовать правилам, принятым в науке. В научной литературе оно должно чётко отражать содержание и направление выполненной работы, соответствовать возрасту.

Типичные ошибки при формулировке тем


Цель проекта — планируемый результат

  • начинается всегда с существительного;
  • идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности;
  • то, чего вы хотите достичь в ходе работы каким представляете конечный результат.

Задачи проекта

Начинать важно всегда с глагола. В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели. Задачи показывают, что вы собираетесь делать: изучить, описать, установить, найти, сделать вывод, подготовить, определить роль, составить, вывести формулу, охарактеризовать, создать, обеспечить, провести, выполнить.

Актуальность темы

Актуальность – (от позднелат. actualis – фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность – степень ее важности в настоящий момент и в конкретной ситуации для решения проблемы (задачи, вопроса).

Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого проекта. Объяснение актуальности должно быть кратким, главное – показать суть проблемной ситуации.

  1. Доказать актуальность проблемы.
  2. Проанализировать различную информацию.
  3. Создать план деятельности по реализации проекта (выработать программу действий, разработать варианты реализации своей программы).

Что оцениваем?

  1. Процесс подготовки проекта. Когда ребенок выбрал тему, он намечает план, по которому будет реализовывать свой проект. Во многих учреждениях ведутся журналы с этапами реализации проекта и датами.
  2. Результат проекта.
  3. Оформление результата проекта. Это может быть письменная работа с введением, основной частью и подведением итогов.
  4. Защиту проекта.

Пример исследования на уроке

Мини-исследования могут проходить прямо на уроках. Например, какой-то закон можно не просто рассказать и показать, а дать детям возможность вывести его самим:

Проектная деятельность в школе: цели, задачи и виды

Что такое проекты для школьников, какие есть типы проектной деятельности, кто в них участвует и какими документами это регламентируется. Разбираемся в нашем материале.


Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Кто участвует в проектной деятельности

В проекте есть три типа участников:

  • школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;
  • педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
  • родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.

Виды проектной деятельности в школе

По методу деятельности проекты могут быть:

  • творческими,
  • игровыми,
  • информационными,
  • предметно-ориентированными.
  • исследовательскими,

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Цели и результаты проектной деятельности в школе

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:

  • Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
  • Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.

В чём ценность проектной деятельности детей в школе

Ответы на вопросы

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.

Поиск проблем и постановка целей

В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.

Развитие soft skills

Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.

Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.

Профориентация

Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.

Структурность

Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

  1. ФГОС начального общего образования (НОО).
  2. ФГОС основного общего образования (ООО).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.

В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.


Как только проблема сформулирована, необходимо обозначить цель проекта: что может послужить ответом на мой вопрос. Затем в общих чертах описать ожидаемый результат, сформулировать задачи, которые приблизят меня к цели. Для каждой из задач назначается время выполнения с датами, таким образом мы получаем план действий. Как только все задачи будут выполнены, мы получим результат — подготовленный проект.

Скажите, на каком уроке ребенок может самостоятельно спланировать и выполнить важную для себя работу и получить опыт, который еще не раз пригодится ему в разных жизненных ситуациях? Такой возможности нет, поскольку большую часть времени в школе он занят учебной деятельностью, цели и задачи которой формулирует учитель. Учитель обеспечивает ресурсами, предлагает инструменты, планирует время и помогает достичь результата.

Проект создается в ситуации дефицитов и предполагает вызов, ответить на который ребенок должен самостоятельно. Именно поэтому нет для него деятельности сложнее, чем проектная. И ничто другое не способно заменить ее полностью в сложившейся школьной системе.


1. Проблематизация. Если не выявлена проблема, то и проект делать нет смысла. Но иногда выявить реальную проблему не так-то просто. Нужно понять, чья это проблема? То есть определить целевую аудиторию. Важно помнить, что потенциальное решение должно быть под силу работающему над проектом ребенку (или школьной команде).

2. Поиск решения. Прежде чем бежать создавать новый продукт, стоит проверить, существуют ли другие удобные и доступные способы решения проблемы вашей целевой аудитории. Нужно провести исследование, которое не похоже на научное. Это скорее исследование рынка, к которому прибегают маркетологи, социологи и бизнесмены.

3. Прототипирование. Это создание схематичного (упрощенного) варианта решения проблемы (продукта, услуги) и его тестирование на целевой аудитории проекта. Если вы решили сделать сайт про экологические проблемы Подмосковья, не спешите сразу покупать домен, нанимать программистов и дизайнеров. Сначала можно сделать простой прототип с помощью бесплатного конструктора, набросать основные рубрики, написать пару текстов и показать его заинтересованным сторонам. Наверняка, они что-то добавят или попросят убрать. И заодно увидят прообраз будущего продукта.

4. Планирование действий. На этом этапе у вас есть уже довольно полное представление о том продукте/решении проблемы, которое нужно вашей аудитории. С этого момента можно составлять план действий и выставлять себе сроки.

5. Практическая реализация проекта. Это время для создания продукта согласно намеченному вами плану.

6. Презентация проекта. Обязательная публичная презентация вашего продукта с привлечением не только ваших одноклассников, но и экспертов и представителей целевой аудитории, ради которой вы этот проект делали.

В Павловской гимназии при построении проектно-исследовательской деятельности происходит смена ролей: ученики становятся направляющим вектором. Даже дети 4-7 лет участвуют в проектах, учащиеся начальной школы уже сами находят тему, уточняют цель, могут выбрать необходимые средства для достижения результата. Они не только хотят участвовать в проектах, предложенных взрослыми, но и самостоятельно находят темы для них.


Работа над проектом в начальной школе с учителем информатики и программирования Ириной Александровной Шейкиной.


В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность вреализации ФГОС нового поколения.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной деятельности. Данный метод не является новым в педагогической практике и направлен на то, чтобы обучающие знали, где и как им нужны полученные в школе знания, для решения каких жизненных ситуаций эти знания им могут пригодиться. Данный метод направлен на организацию активной познавательной деятельности учащихся в группе. Под методом проектов понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной цели, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Метод проектов невозможен без постановки проблемы. Наличие проблемы требует исследования ситуации. Групповая и индивидуальная деятельность учащихся направлена на разрешение этой проблемы. Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся. Учащиеся решают проблему на основе активного применения полученных знаний. Тем самым, обучающиеся осознают, как можно использовать приобретенные знания в практической ситуации. Метод проектов неразрывно связан с научно-исследовательской работой учащихся. Этот метод основан на приобретении и развитии учащимися познавательных навыков, умении в группах и самостоятельно применять свои знания, умении пользоваться разными источниками информации, систематизировании полученной информации, умении выдвигать гипотезу и доказывать или опровергать её, развитии логического мышления и умения научно-исследовательской деятельности. Обучение в сотрудничестве является частью метода проектов. Объединяясь в группы, учащиеся выбирают себе определенный вид деятельности, близкий каждому участнику группы: научно- исследовательский, практический, поисковый. Работая над проектом, каждый ученик усваивает информацию на определенном уровне, учится слушать других членов группы и высказывать свое мнение, учится работать с научно-методической литературой. Каждый участник группы несет ответственность за другого члена, понимая, что невыполнение определенной задания может привлечь к разрыву цепочки проекта.

Метод проектов включает наличие и решение поставленной проблемы, предусматривающей применение разнообразных методов и средств обучения, и соединение воедино знаний и умений из различных областей науки и техники.

В результате научно-исследовательской работы учащиеся сами выдвигают гипотезы и в ходе работы над проектом доказывают либо их правомерность, либо ошибочность, подтверждая свои высказывания фактами, расчетами и опытами, четко аргументируя свои высказывания.

Результатом выполненного проекта должно стать решение поставленной задачи с осознанием её практической направленности. Итоги выполненного проекта должны быть материальны. При выполнении проекта учащиеся, владеющие современными компьютерными технологиями, могут и должны использовать компьютерно-информационные технологии. Применение современных технологий способствует активизации познавательного интереса учащегося, развитию их творческих способностей и стимуляции их умственной деятельности. Участники проекта сами выстраивают процесс познания, учитель выступает в роли наставника-консультанта, развивая активность, инициативу и самостоятельность учащихся. Применение метода проектов весьма перспективно при изучении математики. Работа над проектом стимулирует учащихся к научно-исследовательской и творческой деятельности. В ходе работы над проектом у учащихся формируется новые учебные умения по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга и новых личностных качеств. Метод проектов используется при решении городских проблем, проблем экологии района, он приучает учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно. Метод проектов может и должен стать помощником учителю и учащемуся в освоении широкого круга школьных знаний.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

  1. Величко В. М. Проектная деятельность учащихся, Волгоград: Учитель, 2007
  2. Морозова Н. Г., Кравченко Н. Г., Павлова О. В. Технология 5–11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проектная деятельность, знание, учащийся, умение, широкий круг, решение задач, участник группы, ходя работы, выполненный проект.

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство формирования.

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность. Роль проектной деятельности в достижении современных.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося.

Метод проектов как средство формирования исследовательских.

Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике как за рубежом, так и в нашей стране.

русский язык, учебный материал, проект, метод проектов, литература, проектная деятельность, учащийся, Бородинское сражение.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Метод проектов как эффективное средство развития УУД.

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная

В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г. г

Существуют различные классификации проектов. По доминирующему методу или виду.

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

Практико-ориентированный проект — нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

− Краткосрочные проекты — требуют 4–6 уроков для координации деятельности участников проектных групп.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное.

- исследовательские проекты подразумевают деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом и

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации. Проектная деятельность учащихся как средство формирования.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Метод проектов представляет собой систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий — проектов.

Цели и задачи проектной деятельности: − контроль знаний и умений по предмету

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

Широкое признание метод проектов получил в трудах Джона Дьюи и его последователей

Грамотное применение метода проектов, совместная деятельность учащихся и учителя

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса.

Читайте также: