Виды внеурочной деятельности по изобразительному искусству в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии красоты эстетической и духовной. Со многими видами творчества младшие школьники знакомятся на уроках изобразительной деятельности, а во внеурочной деятельности дополняют свои знания новыми технологиями и используют нетрадиционные способы изображения.

Создавая свои работы, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Рисунки, созданные детьми, радуют всех окружающих. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – рисунки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

Во внеурочной деятельности несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Цель и задачи программы

Цель: расширение и углубление знаний, развитие интереса, приобщение к самостоятельному творчеству, раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества художественно – изобразительными средствами.

1. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

2. Развитие познавательного интереса, способностей, эстетических потребностей и художественно - творческой активности обучающихся.

3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

4. Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук, развитие точности глазомера.

5. Поддержание интереса детей к изобразительной деятельности через ситуацию успеха.

6. Воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности.

7. Формирование устойчивого интереса к художественной деятельности.

8. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Формы и режим занятий

Для реализации программы используется основная форма - занятие, состоящее из частей:

Вводная часть занятия – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой техникой работы на последующие занятия.

Ознакомительная часть занятия – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами.

Практическая часть занятия – педагог осуществляет контроль за работой каждого ученика, оказывает детям индивидуальную помощь.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Смешанная техника - рисование восковыми мелками и покрытие акварелью.

Декорирование точкой – рисование цветными карандашами, гелевыми ручками, фломастерами

(по выбору детей).

Рисование углем - знакомство с новой техникой, растушевывание рисунка.

Монотипия – получение оттиска в зеркальном отражении.

Кляксография – способы рисования кляксами.

Техника пуантелизма - создание изображения при помощи одних лишь точек.

Граттаж – процарапывание рисунка.

Рисование ватными палочками – нанесение рисунка тычком.

Смешанная техника - рисование восковыми мелками и покрытие гуашью.

Техника витраж – рисование специальными красками по прозрачной поверхности (стаканчик, обложка).

Техника набрызг – способ нанесения щеткой или жесткой кистью.

Смешанная техника - разные технические приёмы работы с инструментами и материалами.

Техника мятой бумаги – рисование мятой бумагой.

Декоративное рисование – рисование элементов росписей: гжель, хохлома, городец, дымка.

Рисование красками - изобразительные свойства акварели. Основные цвета.

Орнамент - ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.

Рисование карандашами – передача формы, очертания и цвета изображаемых животных.

Рисование восковыми мелками – создание творческой работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

Создание творческого портфолио.

Конкурс знатоков изобразительного искусства (подготовительная группа) Цель: Обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве. Продолжать воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству.

Рекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группах детского сада

Рекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группах детского сада Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует.


В статье представлена характеристика различных инновационных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками: занятия-экскурсии, творческие мастерские, уроки творчества, занятия открытых мыслей, интегрированные занятия, занятия-экспедиции, творческий десант и др.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, изобразительное искусство, младший школьник, формы организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству.

Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость обновления системы образования. Естественным образом, повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности. Время радикальных перемен требует от школы воспитания людей творческих, социально активных, способных самостоятельно познавать и оценивать новое, делать осознанный выбор, мыслящих креативно и свободно.

Большим потенциалом в воспитании творчески развитой личности, способной к креативному преобразованию окружающей действительности обладает внеурочная деятельность по изобразительному искусству. Реализация данного вида деятельности в современных условиях требует от педагога разнообразия и инновационного характера форм организации занятий. Реализуя опыт своей профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что приоритетной формой данного рода занятий является практическая изобразительная деятельность детей, организуемая как коллективно, так и индивидуально в виде теоретического осмысления основ изобразительного искусства, занятий живописью, рисунком, композицией.

Разнообразие занятий представляется нам через использование различных форм их организации, а инновационный характер обусловлен содержательным наполнением, отражающим реалии современного мира.

Развивая опыт эстетической насмотренности, младший школьник приобретает эстетический опыт, который является основой его отношения не только к искусству, но и к окружающей действительности. А вместе с тем развивается: образное мышление, основанное на визуальном восприятии, визуальном внимании, зрительной памяти; чувственно-эмоциональные переживания, культурное рефлексирование и т. д. При этом эстетическая насмотренность в процессе создания творческого продукта умножает эстетический опыт младшего школьника через эстетический отбор и оценку создаваемых художественных образов [2, с. 5.]. Итак, главная цель занятий-экскурсий — формирование опыта эстетической насмотренности, в основе которого лежит восприятие визуальных образов, умение их представлять, анализировать, интерпретировать, а впоследствии на этой основе создавать собственные художественные образы. В связи с этим, экскурсия должна быть построена на комплексном (визуальном, вербальном, эмоциональном) восприятии эстетических предметов и явлений. Появившиеся сравнительно недавно информационные технологии сделали доступными всемирно-известные достопримечательности культуры и искусства во время виртуальных экскурсий.

Интересной и увлекательной формой занятия для детей и взрослых являются творческие мастерские занятия свободной формы, в большинстве случаев, организуемые с целью эстетической организации окружающей среды. На данных занятиях дети осваивают такие виды деятельности, как украшение домашнего быта, создание единого стиля классной комнаты, оформление классной комнаты к различным праздникам, украшение школьного двора и сельских улиц, оформление результатов учебной деятельности и т. д. Нередко в работе творческих мастерских принимают участие родители, бабушки и дедушки. Подобные занятия помогают не только развивать эстетический вкус, художественно-оформительские навыки и стремление делать окружающий мир красивым, но и способствуют изменению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса [3].

Помогают развивать творческое мышление занятия открытых мыслей. Назначение данных занятий — перед изобразительной деятельностью проникнуться в образ, подумать, каким он будет, почему он будет таким, какие средства художественной выразительности нужно использовать, чтобы передать данный образ и т. д. А после изображения составить небольшое эссе и приложить его к своей работе. Дети всегда с большим волнением, искренне передают свои мысли, чувства, эмоции. Занятия открытых мыслей в первую очередь направлены на формирование у младших школьников чувств со-переживания и со-творчества, а также способствуют развитию уважительного отношения к мыслям и чувствам сверстников.

Одной из форм организации занятий, проводимых за пределами школы, является занятие-экспедиция, обладающее широким спектром возможностей для формирования и развития учебно-познавательной мотивации, универсальных учебных действий, а также — знаний и умений, необходимых для осуществления разных видов деятельности по преобразованию окружающей действительности с позиций красоты.

В отличие от экскурсии, экспедиция представляет поездку или поход группы детей с каким-либо специальным (исследовательским, творческим т. д.) заданием. Длительность экспедиции по времени занимает не более одного дня. Помимо чисто эмоциональной стороны, экспедиция наполнена глубоким и важным для детей предметным содержанием, являясь возможностью наиболее полно применить на практике опыт эстетической деятельности.

Главной целью экспедиции является сбор сведений и материалов о конкретных эстетических объектах и явлениях: скульптурных, живописных изображениях, выполненных руками отдельных народностей и национальностей, произведениях декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества, изучение их современного состояния; традициях эстетического воспитания, древних артефактах, учет всех имеющихся в настоящее время носителей фольклора и т. д. [4].

Еще одна особенность экспедиции — обязательное включение в её структуру после проделанной работы по сбору необходимого материала итоговых конференций, позволяющих формировать у младших школьников целостное представление о картине мира, связи различных сфер жизни и деятельности человека и их влиянии на его духовно-нравственное развитие, а также праздничной программы, включающей конкурсы, спортивные состязания, песни у костра и т. д.

Таким образом среди современных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками особенно актуальны занятия-экскурсии, творческие мастерские, уроки творчества, занятия открытых мыслей, интегрированные занятия, занятия-экспедиции, творческий десант и др. Перечисленные формы организации внеурочных занятий изобразительным искусством тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, реализуются с учетом сезонных особенностей, интересов и способностей детей.

  1. Климова, Г. П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Г. П. Климова. — Екатеринбург, 1996. — 134 с.
  2. Сырова, Н. В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека [Текст] / Н. В. Сырова, В. Н. Чикишев // Вестник Мининского университета. — 2018. — Т. 6. — № 1 (22). — С. 5.
  3. Фадюшина, Л. П. Спектр: прогр. внеуроч. деятельности младших школьников [Текст] / Л. П. Фадюшина, Н. С. Стерхова; под ред. Н. С. Стерховой; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2015. — 100 с.
  4. Эстетическое воспитание и развитие личности в контексте непрерывного образования [Текст]: слов.-справ. / сост. Н. С. Стерхова; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: Шадр. Дом Печати, Каргап. фил., 2011. — 87 с.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, внеурочная деятельность, вид деятельности, занятие, ребенок, младший школьник, окружающая действительность, творческий десант, урок творчества, классная комната.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по изобразительному искусству всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по изобразительному искусству – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Эта программа поможет нашим детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но согласитесь понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают , что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга. Занятия рассчитаны таким образом, чтобы ребенок лучше запомнил, усвоил материал. Руководитель рисует вместе (параллельно) с детьми , показывает, как правильно держать карандаш, кисть, набирать краску.

Постепенно на смену первым неуверенным наброскам придут вполне зрелые работы, за каждой из которых стоит душа ребенка, его ощущение окружающего мира, энергетика и эмоции.

Нормативно – правовые документы.

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с

Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

Актуальность
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Цель:

приобщение к искусству;

овладение способами художественной деятельности;

развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка;

формирование чувства прекрасного, приобщение к культурному наследию;

развитие личности учащихся средствами искусства;

Задачи:

Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение

нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;

развитие нравственных чувств

Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения

подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к

эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру,

Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:

изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли

в жизни человека и общества;

Овладение элементарной художественной грамотой, формирование

художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных

видах художественно творческой деятельности;

Совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными

1 класс - 34 часа (1 час в неделю)

2 класс - 35 часов (1 час в неделю)

Время занятий – 25 мин.

Участники 1-2 класс.

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

сознательность и активность;

индивидуальный подход к учащимся.

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области

на заседании МО учителей Директор МБОУ СОШ с.Тербуны

___________ Горшкова И.В. _________Моргачёва Т.Н.

Протокол № 1 от 25.08.2014 г. Приказ № 66 от 29.08.2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на 2014-2015 учебный год

Срок реализации 1 год

Кузнецова Татьяна Ивановна

Пояснительная записка

Направленность программы

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по изобразительному искусству всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по изобразительному искусству – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Эта программа поможет нашим детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но согласитесь понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают , что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга. Занятия рассчитаны таким образом, чтобы ребенок лучше запомнил, усвоил материал. Руководитель рисует вместе (параллельно) с детьми , показывает, как правильно держать карандаш, кисть, набирать краску.

Постепенно на смену первым неуверенным наброскам придут вполне зрелые работы, за каждой из которых стоит душа ребенка, его ощущение окружающего мира, энергетика и эмоции.

Нормативно – правовые документы.

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с

Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

Актуальность
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

приобщение к искусству;

овладение способами художественной деятельности;

развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка;

формирование чувства прекрасного, приобщение к культурному наследию;

развитие личности учащихся средствами искусства;

развитие индивидуальности.

Задачи:

Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение

нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;

развитие нравственных чувств

Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения

подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к

эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру,

Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:

изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли

в жизни человека и общества;

Овладение элементарной художественной грамотой, формирование

художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных

видах художественно творческой деятельности;

Совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными

художественными материалами

1 класс - 34 часа (1 час в неделю)

2 класс - 35 часов (1 час в неделю)

Время занятий – 25 мин.

Участники 1-2 класс.

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

сознательность и активность;

индивидуальный подход к учащимся.

Ожидаемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Способами определения результативности внеурочной деятельности являются

наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. создание портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогом изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества,

материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.д.


10. Внеурочные формы работы по изобразительному искусству.

Внеурочные формы работы по изобразительному искусству – это беседы, лекции, доклады, руководство изостудиями и факультативами, проведение экскурсий, организация выставок, пленэры. Внеклассная работа ставит те же задачи, что и классные занятия, но перед внеклассной работой по изо. искусству поставлены задачи расширять и закреплять знания, умения и навыки, усваиваемые школьниками на уроках изобразительного искусства.

Важнейшей задачей всех видов внеклассной работы с детьми по изобразительному искусству является задача эстетического воспитания учащихся, расширение и углубление знаний и представлений школьников о прекрасном, развитие способности понимать и чувствовать прекрасное. Непосредственная задача внеклассных занятий – художественное воспитание школьников, которое является частью эстетического воспитания.

Основная форма внеурочных занятий – это изостудии и факультативы. Основная задача – развитие художественных способностей школьников в процессе обучении средствам выразительности различных видов изобразительного искусства, формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, воспитание интереса к искусству, понимание его роли в жизни. Такая форма работы позволяет успешно выполнять учебно-воспитательные задачи по изобразительному искусству:

1. воспитать у учащихся эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности, к произведениям искусства.

2. развить художественно-творческие способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей.

3. научить школьников рисовать с натуры, по памяти и воображению, грамотно передавая особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цветовой окрашенности; научить рисовать фигуру человека.

4. сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию.

5. воспитать у школьников стремление использовать полученные знания, умения и навыки в жизни.

Важным видом занятий в изостудии является ознакомление учащихся с выдающимися произведениями искусства. (беседа) Больше времени для обстоятельного и подробного рассказа о произведении. Беседы проводятся как по видам и жанрам изо искусства, так и по творчеству отдельных художников, также затрагивается история искусств.

В конце четвертей организуется выставка работ учащихся. Выставки являются одним из средств привлечения внимания, интереса учащихся к изо искусству.

Для учащихся 5-7 классов можно организовать лекции, которые проводит учитель или художник, приглашенный специалист. Плодотворный вид внеклассной работы представляет собой доклад, приготовленный учеником об изо искусстве. Тему доклада и литературу педагог представляет ученику заранее.

Важным видом учебно-воспитательной работы является экскурсия, призванная расширять и углублять знания детей, получаемые на уроке. Оптимально если педагог заранее ознакомится с демонстрацией экспозиции, чтобы при осмотре ее с учащимися он мог обратит их внимание на нужные экспонаты, решая определенные методические задачи.

Вся внеклассная работа проводится строго по намеченному плану, в котором учитываются задачи эстетического воспитания, время, количество мероприятий, число учащихся.

Читайте также: