По первой части романа проследите как гончаров использует различные художественные приемы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

Илья Ильич Обломов. Имя, ставшее нарицательным. В каждом из нас есть частичка Обломова. Наверное, именно поэтому роман И. А. Гончарова так запоминается, оставляя глубокий след в душе читателя. Хотя в романе повествование немного растянуто, он привлекает читателя, прежде всего, яркими образами, комическими и трагическими ситуациями, заставляет задуматься о смысле жизни. Говоря о романе, нельзя не сказать и о его художественных особенностях. Ведь именно мастерство писателя заставляет нас принимать близко к сердцу судьбу главного героя.

Велика роль портретной характеристики в произведении, так как именно с ее помощью мы знакомимся с героями, составляем себе представление о них, о чертах их характеров.

Каким автор рисует главного героя? Это человек тридцати двух-тридцати трех лет, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, в которых нет никакой идеи. Цвет лица — бледный. У Обломова пухлые руки и изнеженное тело. Уже по этой характеристике можно сказать об образе жизни и душевных качествах героя: черты, детали его портрета говорят о ленивом, неподвижном образе жизни, о его привычке к “ничегонеделанию”. Однако Гончаров подчеркивает, что Илья Ильич — приятный человек, мягкий, добрый и душевный. И в то же время именно портретная характеристика как бы предваряет, подготавливает читателя к тому жизненному краху, который неизбежно ждал Обломова.

Совершенно по-иному написан портрет антипода Обломова — Андрея Штольца. Штольц — ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Он беспрестанно в движении, весь составлен из костей и мускулов. Знакомясь с Андреем Ивановичем Штольцем, читатель понимает, что перед ним сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но Штольц чем-то и отталкивает нас. Он скорее напоминает механизм, а не живого человека.

В портретной характеристике Ольги Ильинской проступают другие черты. Ольга Ильинская “не была красавицей в строгом смысле этого слова: не было в ней ни белизны, ни яркого колорита щек и губ, и глаза ее не горели лучами внутреннего огня, не было жемчуга во рту и кораллов на губах, не было миниатюрных рук с пальчиками в виде винограда”. Несколько высокому росту строго соответствовала величина головы и овал и размеры лица, все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи- со станом… Нос образовал чуть заметную грациозную линию. Губы тонкие и сжатые — признак ищущей, устремленной на что-нибудь мысли. По портрету мы можем судить, что перед нами женщина гордая, умная, немного тщеславная. Никак не подходит такая героиня барственному и ленивому Обломову.

В портрете Агафьи Матвеевны Пшеницыной проступают мягкость, доброта и безволие. Ей было лет тридцать. Бровей у нее почти не было, глаза — “серовато-послушные”, как и все выражение лица. Руки белые, но жесткие, с выступившими наружу узлами синих жил. Сам герой дает оценку этой женщины: “Какая она… простая”. И в этой оценке видим мы, что Обломов принимает ее такой, какая она есть. Именно эта женщина смогла скрасить последние годы жизни Ильи Ильича, родить ему сына, быть с ним до последней минуты, последнего вздоха.

Не менее важно для характеристики персонажа описание интерьера. Здесь Гончаров использует традиции Гоголя. Особенно это заметно в первой части романа. Насыщенность предметно-бытовыми деталями в этой части романа дает достаточно верное представление об особенностях героя: “Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его… На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат… Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие, когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу…” Важно отметить, что, детально описывая предметы, окружающие в повседневной жизни героя, соотнося их с характером Обломова, автор обращает внимание на безразличие последнего к этим вещам. Обломов, думается, не любит быта, небрежен к нему, но на всем протяжении романа все же остается его пленником.

Символичен образ халата, который появляется несколько раз в романе и указывает на определенное состояние его владельца. Вначале столь любимый и удобный халат затем оставляется его владельцем в момент влюбленности и внезапно возвращается на плечи хозяина в тот вечер, когда происходит разрыв с Ольгой. Символична ветка сирени, при помощи которой автор подчеркивает романтику чувств Обломова. Символичен и падающий хлопьями снег, который означает для героя конец его любви и одновременно закат жизни.

Но, наверное, самым важным композиционным приемом в романе является антитеза. Гончаров противопоставляет и образы (Обломов — Штольц, Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына), и чувства (любовь Ольги, эгоистичная, самолюбивая, и любовь Агафьи Матвеевны, самоотверженная, всепрощающая), и образ жизни, и портретные характеристики, и черты характера. Так, Обломов — пухлый, полный; Штольц же весь состоит из костей и мускулов; Ольга изысканна, в то время как Агафья Матвеевна проста и недалека.

Чтобы показать чувства и образ мыслей героев, аЪтор прибегает к таком приему, как внутренний монолог. Особенно хорошо этот прием раскрыт в описании чувств Обломова к Ольге Ильинской. Автор постоянно показывает мысли, реплики, внутренние рассуждения героев.

На протяжении всего романа Гончаров тонко подшучивает, иронизирует над своими героями. Особенно эта ирония заметна в диалогах Обломова и Захара. Так описана сцена водворения халата на плечи хозяина. “Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат.

— Что это? — спросил он только, поглядев на халат.

— Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, — сказал Захар.

Обломов как сел, так и остался в кресле”.

Говоря о художественных особенностях романа, нельзя обойти и пейзажные зарисовки: для Ольги гуляния в саду, ветка сирени, цветущие поля — все это ассоциируется с любовью, чувствами. Обломов также осознает, что связан с природой, хотя не понимает, зачем Ольга постоянно тянет его гулять, наслаждается окружающей природой, весной, счастьем. Пейзаж создает психологический фон всего повествования.

Мастерство Гончарова-прозаика наиболее полно отразилось в романе “Обломов”. Горький, назвавший Гончарова “одним из великанов русской литературы”, отметил его особенный, пластичный язык. Он из слов, как из глины, богоподобно лепил фигуры и образы людей.

Конфликт как организующее начало драматического произведения. Своеобразие конфликта в пьесах А.Н. Островского разного периода творчества.

Конфликт как основа действия в драматическом произведении. Этапы развертывания конфликта: завязка, кульминация, развязка. Понятия коллизии и интриги в соотношении с понятием конфликта. Катарсис. Характер конфликта в комедии, трагедии, драме. Специфические черты построения конфликта в литературе эпохи романтизма и реализма.

Демократизм театра Островского: широта предполагаемого зрителя, простота и ясность поэтики.

Психологический анализ в русской прозе второй половины XIX в. Приемы изображения внутреннего мира человека. Своеобразие психологического анализа в романах Ф.М. Достоевского.

Понятие и функции психологического анализа. Психологизм в литературе как глубокое и детальное изображение внутреннего мира героев (их мыслей, переживаний), составляющее существенную черту эстетического мира произведения.

Принципы создания внутреннего монолога в произведениях Достоевского (место образа другого человека в размышлениях героя; проявление в монологе нравственного критерия, голоса совести, помогающего разобраться в веренице мыслей; проявление в потоке сознания голоса автора; функции авторского вмешательства; характеристика монолога с точки зрения лексики, фразеологии, синтаксиса).

Огромное значение в произведении играет портретная характеристика героев, с помощью которой читатель знакомится с персонажами и составляет представление о них и о чертах их характеров. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов – человек тридцати двух-тридцати трех лет, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, в которых нет никакой идеи, с бледным цветом лица, пухлыми руками и изнеженным телом. Уже по этой портретной характеристике мы можем составить представление об образе жизни и душевных качествах героя: детали его портрета говорят о ленивом, неподвижном образе жизни, о его привычке к бесцельному времяпровождению. Однако Гончаров подчеркивает, что Илья Ильич – приятный человек, мягкий, добрый и душевный. Портретная характеристика как бы подготавливает читателя к тому жизненному краху, который неизбежно ждал Обломова.

В портрете антипода Обломова, Андрея Штольца, автор использовал иные краски. Штольц – ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Он в движении, весь составлен из костей и мускулов. Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц – сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

Глубоко символичен образ халата, неоднократно появляющийся в романе и указывающий на определенное состояние Обломова. В начале повествования удобный халат является неотъемлемой частью личности героя. В период влюбленности Ильи Ильича он исчезает, и возвращается на плечи хозяина в тот вечер, когда произошел разрыв героя с Ольгой.

Символична и ветка сирени, сорванная Ольгой во время ее прогулки с Обломовым. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец. Еще одна немаловажная деталь – это развод мостов на Неве. Мосты развели в то время, когда в душе Обломова, жившего на Выборгской стороне, наметился перелом в сторону вдовы Пшеницыной, когда он полностью осознал, какие последствия несет жизнь с Ольгой, испугался этой жизни и снова начал погружаться в апатию. Нить, связывающая Ольгу и Обломова, порвалась, и ее нельзя заставить срастись, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Символичен и падающий хлопьями снег, который знаменует конец любви героя и одновременно закат его жизни.

Говоря о художественных особенностях романа, нельзя обойти и пейзажные зарисовки: для Ольги гуляния в саду, ветка сирени, цветущие поля – все это ассоциируется с любовью, чувствами. Обломов также осознает, что связан с природой, хотя не понимает, зачем Ольга постоянно тянет его гулять, наслаждается окружающей природой, весной, счастьем. Пейзаж создает психологический фон всего повествования.

Для раскрытия чувств и мыслей героев автор использует такой прием, как внутренний монолог. Наиболее ярко этот прием раскрыт в описании чувств Обломова к Ольге Ильинской. Автор постоянно показывает мысли, реплики, внутренние рассуждения героев.

На протяжении всего романа Гончаров тонко подшучивает, иронизирует над своими героями. Особенно эта ирония заметна в диалогах Обломова и Захара. Так описана сцена водворения халата на плечи хозяина. «Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат.

– Что это? – спросил он только, поглядев на халат.

– Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, – сказал Захар.

Главным композиционным приемом романа является антитеза. Автор противопоставляет образы (Обломов — Штольц, Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына), чувства (любовь Ольги, эгоистичная, самолюбивая, и любовь Агафьи Матвеевны, самоотверженная, всепрощающая), образ жизни, портретные характеристики, черты характера, события и понятия, детали (ветка сирени, символизирующая надежду на светлое будущее, и халат как трясина лени и апатии). Антитеза дает возможность ярче выявить индивидуальные черты характеров героев, увидеть и понять два несопоставимых полюса (например два сталкивающихся состояния Обломова – бурную временную деятельность и лень, апатию), а также помогает проникнуть во внутренний мир героя, показать контрастность, которая присутствует не только во внешнем, но и в духовном мире.

Внешность Обломова

Внешность Обломова

Ни одна эмоция не могла согнать с его лица выражение спокойствия и безмятежности, даже когда он был чем-то встревожен. Описание автором наружности Обломова дает возможность читателю увидеть следующие черты характера персонажа:

  • внутренняя мягкость;
  • безмятежность;
  • равнодушие ко всему.

Символика одежды

Главный герой не утруждал себя соблюдением чистоты, и наряды его выглядели соответствующе. Ходить он предпочитал в старой, но удобной домашней одежде, которая как нельзя лучше дополняла его спокойный внешний вид и мягкое изнеженное тело. На нем был поношенный бесформенный восточный халат из персидской материи, дизайн которого не был усложнен какими-либо декоративными элементами. Именно простота и удобство нравились обладателю этого предмета гардероба — он был гибким и мягким.

Халат Обломова

Еще один обязательный элемент одежды Ильи Ильича — мягкие широкие туфли. Даже в этом случае подчеркивается нежелание персонажа совершать лишние, по его мнению, движения. Туфли эти пользовались любовью хозяина, потому что как только утром он вставал с постели, сразу в них попадал.

Описание комнаты

Интерьер, в котором несколько лет проживает Обломов, помогает автору наиболее подробно показать образ главного героя. В его квартире четыре комнаты, но используется только одна — в остальных мебель покрыта пыльными чехлами.

Во-первых, все в доме свидетельствует о неопрятности и лени хозяина: его не смущает паутина на стенах, мутные зеркала, грязные ковры, шкафы, забитые поношенной вылинявшей одежды, остатки еды по углам, а также клопы и блохи. Он свыкся с подобной обстановкой и вполне комфортно чувствует себя в ней, не требуя от слуги наведения порядка и чистоты.

Комната Обломова

Безразличие, с которым Илья Ильич относится к своему кабинету, характерно и для его мироощущения в целом. Через довольно подробное описание жилища Обломова автор раскрывает такие черты его характера, как:

  • лень;
  • апатичность;
  • неряшливость.

Вместе с тем Илья Ильич был бы не против соблюсти внешние приличия — иногда он пытается сподвигнуть Захара на наведение порядка. Однако сила привычки сильнее — даже мысль о том, что уборка вызовет суету и нарушит уклад жизни, приводит Обломова в ужас.

Отношения с Захаром

Еще один персонаж, с которым автор знакомит читателя в первой главе произведения — это слуга Обломова. Так же, как и хозяин, он выступает идеологом архаичных ценностей. Захар — пожилой человек, носивший сюртук серого цвета, в подмышке которого была прореха, оттуда еще виднелся кусок рубашки, поверх всего этого — жилет с медными пуговицами.

Отношения Обломова с Захаром

Характеристика слуги полностью соответствует обломовским принципам существования: он так же ленив, неряшлив и прочно держится за старый уклад жизни, сопротивляясь всему новому. Ниточкой, связывающей этого мужчину в настоящем обновленном мире со спокойствием и стариной-обломовкой, является одежда, которая неизменно шьется по прошлой моде.

Отношения между Обломовым и Захаром нельзя назвать однозначными. На первый взгляд, они недолюбливают друг друга. Слуга негативно реагирует на капризы хозяина, ворчит на него как вслух, так и про себя. Обломов также по любому поводу критикует и упрекает Захара. Однако, с другой стороны, эти персонажи взаимозависимы и не могут существовать друг без друга.

Захар воспринимает себя исключительно в роли барского слуги, его жизнь сосредоточена вокруг Обломова и направлена на поддержание его комфорта и благополучия. Он не является самостоятельной личностью — это преданный слуга и часть обломовского дома. Илья Ильич также неспособен существовать без Захара — герой абсолютно непрактичен и беспомощен к самообслуживанию в быту.

Обломов и Захар

Между этими персонажами можно провести параллель: в то время как хозяин ведет бурную мыслительную работу над планом, его слуга демонстративно намеревается провести генеральную уборку. Однако в обоих случаях это лишь имитация деятельности — на самом деле персонажи ленивы и безынициативны, и в этом проявляется их сходство.

Можно сказать, что Обломов и Захар являются дополнением друг друга и представляют собой основные ценности представителей обломовского общества в двух его проявлениях — мещанство и преданный слуга.

Определенный тип существования

  • неподвижность и застой;
  • сосредоточенность интересов на физиологических потребностях;
  • привычное стабильное состояние;
  • непрактичность, неумение трудиться и преодолевать трудности;
  • равнодушие к общественной жизни;
  • отсутствие высокой цели в своем существовании.

Вся первая часть романа заключается в описании одного дня из жизни Ильи Ильича. Не очень ранний подъем, чаепитие, встреча нарушающих покой гостей, визит доктора, дневной сон. Нет сомнений в том, что каждый день этого персонажа проходит именно так. Свою жизнь герой проводит, лежа на диване, переругиваясь со слугой.

Илья Обломов — собирательный персонаж, неспособный приобщиться ни к какому делу и найти себе новые ценности и ориентиры. Его образ неоднозначен тем, что его нельзя назвать ни категорически положительным, ни абсолютно отрицательным персонажем.

Роман И. А. Гончарова построен по принципу изо­бражения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Объединяет этих героев образ Ольги Ильинской, которую они оба любили. Жанр этого произведения близок к художественной биогра­фии. Содержание его направлено на осмысление жиз­ни личности, поиск истоков общественно значимой деятельности в индивидуальном биографическом опыте.

Во второй части романа показана сильная и гармо­ничная личность Штольца, описано его русско-не­мецкое воспитание. Все попытки Штольца вернуть Обломова в активную жизнь разбиваются о непод­вижность, боязнь перемен и равнодушие к собствен­ной судьбе Ильи Ильича.

Композиция произведения полностью соответству­ет идее: показать условия, которые и породили лень, проследить, как человек превращается в мертвую

душу. Все внимание автора сосредоточено на тончайшей отделке характеров героев.

Первая часть романа и две первые главы второй части представляют собой экспозицию, в которой И. А. Гончаров показывает условия, в которых фор­мировалась личность главного героя, а также просле­живает его эволюцию (а точнее деградацию).

Завязка действия — знакомство Обломова с Ольгой Ильинской, зарождающаяся любовь (III и V главы второй части). XII глава третьей части, где Илья Иль­ич объясняется в любви Ольге, является кульминаци­ей. Но неспособность пожертвовать ради любви своим покоем приводит к разрыву. Этому посвящены XI-XII главы третьей части.

В эпилоге романа читатель узнает о смерти Ильи Ильича, прослеживает дальнейшую судьбу Захара, Штольца, Ольги.

Язык романа отличается легкостью и чистотой. Ав­тор не использует украшающих эпитетов, метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, напро­тив, она обогащена научно-публицистическими сло­вами 40-50-х годов. Своеобразен язык каждого из ге­роев. Хотя каждый из главных героев — Ольга, Обло­мов, Штольц — говорит правильным литературным языком, у каждого язык связан с чертами внутренне­го облика.

В произведении очень мало описаний пейзажа, но там, где автор изображает летнюю Обломовку, парк, где встречаются Ольга и Илья Ильич, язык необычай­но ясен и выразителен.

И. А. Гончаров показывает жизнь героев в момен­ты взлетов и падений, раскрывает борьбу Обломова с самим собой — и все это дано в ярких картинах жиз­ни, авторские рассуждения сведены до минимума.

Штольц — полная ему противоположность. «Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кров­ная английская лошадь. Он худощав; щек у него поч­ти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни при­знака жирной округлости; цвет лица ровный, смугло­ватый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

Портреты обоих героев отражают их характеры. Обломов — человек мягкий, великодушный, добрый, но вместе с тем апатичный, ленивый, равнодушный к себе, своему здоровью. Он не имеет цели в жизни и ин­тереса, дорожит только своим спокойствием, совер­шенно не подготовлен и не приспособлен к жизни.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы толь­ко желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них… Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, негра­циозными стульями красного дерева, шаткими эта­жерками. Задок у дивана оселся вниз, наклеенное де­рево местами отстало…

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, ка­ких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина та­релка с солонкой и с обглоданной косточкой да не ва­лялись хлебные крошки.

  • Автор: И. А. Гончаров
  • Произведение: Обломов
  • Это сочинение списано 47 507 раз

Огромное значение в произведении играет портретная характеристика героев, с помощью которой читатель знакомится с персонажами и составляет представление о них и о чертах их характеров. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов – человек тридцати двух-тридцати трех лет, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, в которых нет никакой идеи, с бледным цветом лица, пухлыми руками и изнеженным телом. Уже по этой портретной характеристике мы можем составить представление об образе жизни и душевных качествах героя: детали его портрета говорят о ленивом, неподвижном образе жизни, о его привычке к бесцельному времяпровождению. Однако Гончаров подчеркивает, что Илья Ильич – приятный человек, мягкий, добрый и душевный. Портретная характеристика как бы подготавливает читателя к тому жизненному краху, который неизбежно ждал Обломова.

В портрете антипода Обломова, Андрея Штольца, автор использовал иные краски. Штольц – ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Он в движении, весь составлен из костей и мускулов. Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц – сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

Глубоко символичен образ халата, неоднократно появляющийся в романе и указывающий на определенное состояние Обломова. В начале повествования удобный халат является неотъемлемой частью личности героя. В период влюбленности Ильи Ильича он исчезает, и возвращается на плечи хозяина в тот вечер, когда произошел разрыв героя с Ольгой.

Символична и ветка сирени, сорванная Ольгой во время ее прогулки с Обломовым. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец. Еще одна немаловажная деталь – это развод мостов на Неве. Мосты развели в то время, когда в душе Обломова, жившего на Выборгской стороне, наметился перелом в сторону вдовы Пшеницыной, когда он полностью осознал, какие последствия несет жизнь с Ольгой, испугался этой жизни и снова начал погружаться в апатию. Нить, связывающая Ольгу и Обломова, порвалась, и ее нельзя заставить срастись, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Символичен и падающий хлопьями снег, который знаменует конец любви героя и одновременно закат его жизни.

Говоря о художественных особенностях романа, нельзя обойти и пейзажные зарисовки: для Ольги гуляния в саду, ветка сирени, цветущие поля – все это ассоциируется с любовью, чувствами. Обломов также осознает, что связан с природой, хотя не понимает, зачем Ольга постоянно тянет его гулять, наслаждается окружающей природой, весной, счастьем. Пейзаж создает психологический фон всего повествования.

Для раскрытия чувств и мыслей героев автор использует такой прием, как внутренний монолог. Наиболее ярко этот прием раскрыт в описании чувств Обломова к Ольге Ильинской. Автор постоянно показывает мысли, реплики, внутренние рассуждения героев.

На протяжении всего романа Гончаров тонко подшучивает, иронизирует над своими героями. Особенно эта ирония заметна в диалогах Обломова и Захара. Так описана сцена водворения халата на плечи хозяина. «Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат.

Главным композиционным приемом романа является антитеза. Автор противопоставляет образы (Обломов — Штольц, Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына), чувства (любовь Ольги, эгоистичная, самолюбивая, и любовь Агафьи Матвеевны, самоотверженная, всепрощающая), образ жизни, портретные характеристики, черты характера, события и понятия, детали (ветка сирени, символизирующая надежду на светлое будущее, и халат как трясина лени и апатии). Антитеза дает возможность ярче выявить индивидуальные черты характеров героев, увидеть и понять два несопоставимых полюса (например два сталкивающихся состояния Обломова – бурную временную деятельность и лень, апатию), а также помогает проникнуть во внутренний мир героя, показать контрастность, которая присутствует не только во внешнем, но и в духовном мире.

Читайте также: