Как чацкий характеризует московское общество горе от ума 1 действие кратко

Обновлено: 07.07.2024

Московское аристократическое общество представляют Фамусов, управляющий в казенном доме, его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб, второстепенные и внесценические герои. Этому довольно многочисленному лагерю консервативных дворян противостоит один главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий.

Вернувшись в Москву, Чацкий обнаруживает, что здесь ничего не переменилось, никакие общественные проблемы не разрешились, а дворяне продолжают проводить свое время в веселье и праздности: «Что нового покажет мне Москва?

Чацкий рисует неприглядную, но справедливую картину. Главными ценностями общества он определяет чины и деньги, образованность и реальная ценность личности человека не важна, будь он хоть совсем ограниченным, но главное генерал и денежный мешок, как Скалозуб. Образование также совем не ценится, зачем оно, если продвижение по службе часто зависит от наличия связей и умения угодничать и выпрашивать для себя чины и всяческие милости у вышестоящих. Чацкий критикует и засилье всяческой иностранщины, например, любой француз, будь он хоть сколько угодно ничтожным человеком, автоматически становится героем дня, окруженным всеобщим вниманием, русской речи в дворянском обществе почти не слышно да и все исконно-русское не ценится совсем. Также он осуждает крепостничество, при котором к крестьянам относятся как к животным, всячески эксплуатируя.

Софья очень холодно встречает Чацкого.
Влюбленный Чацкий сразу же почувствовал
этот холодок и, конечно же, как умный человек, понял, что
сердце Софьи занято.
Встретив такой прием, он должен был бы сразу
же покинуть дом. Но он хочет знать, кто его соперник.
Человек прямой и открытый, Чацкий не склонен притворяться,
и первые его реплики выявляют его острый, саркастический ум.
Чацкий насмешливо-критическоги характеризует
круг общения Софьи и, Чацкий сразу же становится ей
неприятен.
Можно ли при встрече с любимой девушкой быть столь
несдержанным?
Более того, он нечаянным образом он даёт резкую,
но точную характеристику Молчалину:
. Что я, Молчалина глупее?
Еще ли не сломил безмолвия печати?
Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Этим замечанием Чацкий определяет разницу между
Молчалиным и собой,
в дальнейшем оно получает своё полное развитие.
Софье нечего было возразить, но эмоционально она
всё же не может сдержаться: "Не человек, змея"

Встреча с Фамусовым не прибавила Чацкому уверенности,
ведь Фамусов хочет для своей дочери жениха богатого и
согласного.
Заканчивается
I действие раздумьями Фамусова о том, кого же любит
Софья.

Чацкий человек, который читал, был умен, красноречив, романтик. Считал, что нужно изменить общество.Убеждён, что прав, был прямолинейным. Он ценил человека, а не его материальные ценности.

Приезд ..разочерование. любовь которую берег. оказалась дурой. спуталась с фигляром который хочет только выгодно поиметь ее и ее семью.. .
Там есть ключевая фраза про то что Москва новая а предрасудки старые..

В этой статье представлено описание фамусовского общества в комедии "Горе от ума" Грибоедова: характеристика московского общества и его типичных представителей.

Фамусовское общество в комедии "Горе от ума" Грибоедова

"Комедия "Горе от ума" прежде всего замечательна, как художественная картина русского общества двадцатых годов нынешнего столетия, представленная в целом ряде живых типов, между которыми Фамусов является, так сказать, центральной фигурой.

По своему общественному положению Фамусов - богатый чиновник, занимающий видное место в Москве. Он представитель минувшего века, то есть второй половины царствования Екатерины II, когда большинство людей смотрело на службу, как на источник личного возвышения и обогащения, и совершенно оставляло в стороне заботу о нравственном долге, об общественном благе и тому подобных предметах. Так же смотрел на службу и Фамусов, и поэтому он боится, чтобы не накопилось много бумаг, говоря Молчалину:

Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах, о чем он приказывает своему лакею Петрушке записывать в календарь, серьезно думая, что занят весьма важным делом.

В службе Фамусов на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными - вот те средства, которые он совершенно искренно рекомендует каждому молодому человеку, желающему служить.

Идеалом Фамусова в этом случае является его покойный дядя Максим Петрович, серьезный и надменный екатерининский вельможа, который ради того только, чтобы подслужиться, "сгибался в перегиб" и который на одном из придворных собраний, вызвав улыбку императрицы своими нечаянным падением, чтобы угодить ей, нарочно свалился два раза, забывая и старческие годы, и надменность своего нрава.

Искательство и низкопоклонство настолько вошли в плоть и кровь Фамусова, чтобы он не может понять безнравственности подобных средств и называет Чацкого карбонарием, то есть бунтовщиком, опасным человеком, за то, что тот отнесся к ним с насмешкой. Фамусов держит Молчалина за его деловитость, но вообще окружает себя на службе родственниками, о чем откровенно признается Скалозубу:

". При мне служа́щие чужие очень редки; // Всё больше сестрины, свояченицы детки; // Один Молчалин мне не свой, // И то затем, что деловой. // Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, // Ну как не порадеть родному человечку. "

Общество, представленное в комедии, называет себя образованным. Таким же считает себя и Фамусов, как один из видных его членов. Но в кружке московского барина под образованием разумеют один лишь внешний лоск, а вовсе не то, что делает человека развитым в умственном и нравственном отношении.

Фамусов в сущности враг просвещения: науку он считает главной причиной того, что в его время развелось много безумных людей, дел и мнений, видит в чтении один лишь вред и потому с полною откровенностью предлагает для пресечения зла собрать все книги и сжечь.

Вследствие отсутствия в Фамусове истинного образования в нем развилось ложное понятие о достоинствах человека вообще: он дорожит не нравственными качествами людей, а их знатностью и богатством, умением и сноровкой приобретать высокое положение в свете; он не считает унизительным для чести человека самое постыдное раболепство.

Мнимая образованность Фамусова, его понятия о нравственности лучше всего выражаются в его отношениях к дочери. Как отец, Фамусов заботится о воспитании Софьи, но эта заботливость является у него не вследствие глубокого сознания важности самого дела, а единственно потому, что этого требует свет. На образование он смотрит с одной внешней стороны: подобно всем московским отцам того времени, он хлопочем, главным образом, о том, чтобы, как выразился Чацкий:

Свои родительские обязанности Фамусов старается показать и в заботливости о замужестве дочери; но и здесь обнаруживает те же ложные понятия, которые господствовали во всем светском обществе тогдашней Москвы:

". Вот, например, у нас уж исстари ведется, // Что по отцу и сыну честь; // Будь плохенький, да если наберется // Душ тысячки две родовых, – // Тот и жених. "

"Кто беден, тот тебе не пара", замечает Фамусов Софье, когда та рассказывает сон. Ему решительно все равно, что Софья ненавидит полковника Скалозуба, он прочит его в женихи, потому что выбор этот будет вполне одобрен светом.

Мнения последнего у Фамусова стоят на первом плане: увидив Софью наедине с Чацким, он возмущается не самим поступком, а единственно тем, что о нем узнает княгиня Марья Алексеевна, как видно, считавшаяся первой сплетницей в Москве.

Комизм характера Фамусова заключается в том, что воспитанный во лжи своего общественного положения, он действует добродушно, от чистого сердца, убежденный в превосходстве своей философии, и не понимает вреда, который творит вокруг себя своим образом действий.

К центральной фигуре Фамусова примыкает целый ряд других, в которых комедия осмеивает различные недостатки русской жизни.

По своим понятиям и развитию все лица, составляющие кружок Фамусова, более или менее сходны друг с другом, но как характеры каждая из фигур отличается особыми качествами, представляет отдельный тип, прекрасно олицетворяющий ту или иную черту русского общества.

Самым лучшим выразителем и последователем служебной политики Фамусова является подчиненный ему чиновник Молчалин. Низкопоклонничество и беззастенчивая лесть, доведенная до пошлости и гадливости - вот главнейшие черты Молчалина. В откровенной беседе с Лизой он сам признается в том, что:

И Молчалин старается беспрекословно применять к делу отцовское наставление: не чувствуя никакого расположения к Софье, он ухаживает за ней только потому, что она дочь его начальника; гладит собачку Хлестовой, играет с этой старухой в карты в надежде на то, что при случае она замолвит за него словечко близким ей влиятельным особам.

Кроме лести в Молчалине представлена еще одна комическая черта: он отказывается иметь свои собственные суждения о предметах, мотивируя это тем, что молод и в небольших чинах, и глупо гордится двумя своими талантами: умеренностью и аккуратностью. Одним словом, Молчалин - это типический представитель того разряда глупых, но практически ловких дельцов и плутов, которые ради личного интереса и расчета способны на всякую низость.

Не умнее Молчалина и полковник Скалозуб, этот, по выражению Лизы:

И действительно, глупость - особенно выдающаяся черта Скалозуба. Он может говорить только о службе, о мундирах, выпушках, погончиках и петличках и совершенно не понимает насмешки Чацкого на счет пристрастия москвичей к блеску военного мундира, серьезно думая, что тот защищает армию.

Фамусов в одном месте комедии говорит:

". Кто хочет к нам пожаловать, – изволь; // Дверь отперта для званых и незваных, // Особенно из иностранных; // Хоть честный человек, хоть нет, // Для нас равнёхонько, про всех готов обед. "

И в самом деле, на вечер к нему съезжаются люди разнообразных положений, взглядов и профессий, люди, образующие собою замечательную галерею всевозможнейших отступлений от нормальной духовной жизни. . Грибоедов изображает Горича, Загорецкого, Репетилова и других.

то есть человек совершенно опустившийся, потерявший всякую энергию и самостоятельность, поступающий и даже мыслящий так, как хочет его супруга.

Для Загорецкого не существует понятия о чести о благородстве; он, например, ничуть не смущается, когда Горич рекомендует его как плута, сплетника и шулера. Комизм характера Загорецкого выражается, между прочим, и в том еще, что в беседе с Репетиловым . он выставляет себя ужасным либералом, много пострадавшим за прямоту и смелость своих мнений и взглядов.

В фигуре Загорецкого есть нечто сходное с гоголевским Хлестаковым: подобно последнему, он представляет собой ходячую ложь, при чем он, также как и Хлестаков, лжет искренне, с некоторой горячностью.

Другие черты московского общества олицетворяются Грибоедовым в фигуре Репетилова. . Репетилов - кутила и болтун. Болтая всякий вздор о самом себе, он завирается. В беседе с Чацким Репетилов признается, что принадлежит к какому-то "секретнейшему союзу", в котором, по его словам, принимает участие "сок умной молодежи".

Но из его речей не видно, в чем выражается ум членов его кружка; напротив, все эти Воркуловы, Удушьев и т.д. такие же пустые люди, как и сам Репетилов, схватившие только верхушки европейского образования, люди в сущности невежественные, шумящие на собраниях в английском клубе и без умолку болтающие о Байроне. Репетилов хорошо олицетворяет собою этих деятелей.

Таковы главные из мужских типов в комедии Грибоедова, прекрасно олицетворяющие собой те комические черты русской жизни.

Ложные понятия о воспитании и образовании и полнейшее отсутствие разумных идеалов, без которых жизнь обращается в пустое времяпровождение, полное мелочных интересов, отразились и на женской половине московского общества, представленного в комедии Грибоедова.

Перед нами, как живые, рельефно и тонко обрисованные типы московских дам и девиц, во многом унаследовавших традиции прошлого века. На самом деле и дамы, и девицы, представленные в комедии, решительно не обнаруживают чего-то особенного в умственном отношении.

Маменьки заняты сплетнями, пересудами или житейскими расчетами в роде, например, ловли богатых женихов для своих дочерей, а дочери, которых Фамусов называет благовоспитанными, всецело погружены в модные наряды.

Характерна, например, Хлестова, свояченица Фамусова. Самоуверенность ее суждений, ухаживание за ней Молчалина показывают, что эта особа занимает видное место в обществе, тем не менее главное ее занятие - это сплетня. Хлестова глубоко чтит свои дворянские привилегии, но выражает их, между прочим, тем, что крепостных людей ставит на одну доску с животными:

Княгиня Тугоуховская ездит по балам, чтобы ловить женихов для своих шести дочерей. Завидев Чацкого, она приказывает глухому мужу звать его к себе на вечер, но когда узнает, что Чацкий не богат и не камер-юнкер, то кричит:

Весьма типична графиня бабушка. Это еле дышащая, ветхая, глухая старушка. тем не менее она приезжает к Фамусову на вечер ради своей внучки, старой девы, которая, однако, потеряла уже надежду иметь жениха и находит утешение только в том, что вымещает свою злобу на знакомых девицах помоложе ее.

Светская пустота в соединении с приторной сентиментальностью прекрасно олицетворяются в личности Натальи Дмитриевны Горич. По наружности это очень добрая и милая особа; она внимательна к своему мужу, заботится о его здоровье, умоляет его отойти подальше от двери, чтобы не простудиться, и называет его не иначе как "мой прелестный муж". В действительности Наталья Дмитриевна воплощенное лицемерие: она помыкает своим мужем, заставляет его ради собственного удовольствия дежурить за полночь, пускаться по команде в пляс и мало того, ставит его даже ниже лакея.

Все указанные выше женские типы относятся к разряду второстепенных, главным же лицом, героиней всего произведения является дочь Фамусова Софья. Многие черты этого характера объясняются с одной стороны ненормальным воспитанием, которое получали девицы в то время, с другой - дурным примером среды, в которой им приходилось жить.

Французские книжки сентиментального направления, фортепиано, танцы и стихи - вот какого рода предметы полагались в основу женского образования в те времена. Отцы и матери не могли или . не находили досуга сами заниматься воспитанием своих дочерей и всю заботу об этом возлагали на наемных гувернанток, которых прекрасно характеризует . мадам Розье. Само собой разумеется, что подобного рода воспитание не могло иметь хорошего влияния.

. Софья, хотя она далеко выше и по уму и сердцу других женщин своего круга, должна была подвергнуться влиянию тех же условий жизни. Лишившись матери и находясь на попечении отца, который тяготился взрослой дочерью. Софья воспитывается под надзором наемной француженки, не имевшей, разумеется, никакого призвания в педагогической деятельности.

Единственным средством для умственного развития Софьи были сентиментальные французские романы, из которых она и почерпала свои воззрения на жизнь и людей; но эти романы не давали ей никаких положительных знаний, ни учились ее мыслить, а, напротив. возбуждали праздную мечтательность.

. Вот ее выбор падает на Молчалина. Увлекшись им, Софья в своей слепоте не замечает вовсе, насколько нравственно низок любимый ею человек; напротив, она находится в нем большие достоинства, которые ей нравятся: застенчивость, робость, редкое смирение. Софья, без сомнения, ошиблась в своей любви. Заблуждения Софьи - это плоды влияния окружающей ее среды, где. господствовали ложь и отсутствие всякого намека на идеи и убеждения. По природе своей Софья стоит неизмеримо выше других женщин.

Наивны, без сомнения, ее отношения к Молчалину, но в любви ее к этому человеку много искренности. Ей нельзя также отказать и в уме, по крайней мере, она менее, чем другие, конфузится от речей Чацкого, нередко весьма находчиво и ловко возражает на его сарказмы.

. Таким образом. комедия Грибоедова дает нам картину жизни и нравов русского общества, его, так сказать, культурных слоев. Если исключить Софью и Чацкого. то все остальные лица представляют . толпу людей, в среде которой царит полное непонимание честности и благородства и жизнь которых вертится на одном лишь стремлении к удовлетворению мелкого, пошлого эгоизма."

Это было описание фамусовского общества в комедии "Горе от ума" Грибоедова, характеристика типичных представителей московского общества.

Читайте также: