Виды певческой деятельности в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Лаврентьева Ирина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ СШ № 59
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Особенности пения, как одного из видов детской исполнительской деятельности
Раздел: дополнительное образование

Особенности пения, как одного из видов детской исполнительской

деятельности

Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль

пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему,

слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои

чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие,

понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми.

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной

деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно и с

удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия

музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.

Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой

заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на неё.

Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые

соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в

раннем детстве дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её

представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как

к самой песне, так и к её воспроизведению. Особое чувство радости вызывает

общение во время коллективного пения.

Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с

ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка,

заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности:

танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.

Песня – яркая, образная форма углубленного представления об

окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка

положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает

его сильнее, чем полученная другим путем информация. В процессе пения

чувство коллективизма, общность интересов, музыкальный вкус и кругозор.

музыкальные способности ребенка: эмоциональная активность, музыкальный

слух, чувство ритма.

Пение развивает и основные психические процессы: внимание, память,

мышление, волю, от их развития зависит восприятие и воспроизводство

Пение благотворно влияет на детский организм. Систематическая

способствует оздоровлению голосовых связок, активному обмену веществ,

кровообращению, укреплению дыхания, помогает поддержать голосовой

аппарат в здоровом физическом состоянии и нормализует деятельность

высшей нервной системы.

Следует отметить еще одну особенность пения – его массовость и

доступность. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском

саду, в школе, многочисленных студиях, кружках, хорах и ансамблях. Д.Б.

которых строится музыкальная культура.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и

играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического

Пение помогает ребенку организовать

музыкальной деятельности. О.П. Радынова в своей книге

следующую классификацию видов певческой деятельности [1]:

Пение для развития музыкального восприятия:

слушание песен, не предназначенных для пения;

слушание песен, предназначенных для их дальнейшего

пение мелодий и упражнений для развития представлений о

пение с сопровождением и без него;

пение для сопровождения движений (хороводы).

Пение в музыкально-образовательной деятельности:

пение упражнений для приобретения певческих навыков и

выразительные средства, структура, характер и т.д.)

сочинение мелодий к заданным текстам;

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом,

оказывают взаимное влияние: исполнение и слушание песен, пение и

упражнения, слушание песен и песенное творчество и т.д. Разнообразны

также формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные),

самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.

Цель и задачи певческой деятельности.

Основная цель – воспитание у детей певческой культуры, приобщение

их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач

музыкального воспитания и неразрывно с ним связаны. Они заключаются в

представления, чувство ритма).

Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры

(эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара,

применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм

организации музыкальной деятельности детей.

Песенный репертуар включает в себя:

упражнения для развития певческого голоса и слух;

песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание,

хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных

инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество).

Репертуар нужно подбирать так, чтобы он соответствовал физическим,

общеобразовательные задачи. Важную роль играет здесь и музыка, и текст

системе. Их основная цель - развитие певческой техники, музыкального

слуха. Каждое упражнение имеет какую-то основную задачу: развитие

дыхания, дикции, диапазона и т.д., но решается она на фоне всего комплекса

навыков. Чтобы работа над основными навыками была системной, важна

звукообразование, расширение диапазона, звуковедение.

В начале учебного года во всех возрастных группах можно петь

упражнения на развитие дикции и артикуляции. Многие педагоги считают,

что хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания

голоса. Сначала дети поют упражнения, помогающие преодолеть дефекты

речи, затем - для выравнивания гласных и слогов с согласными.

Далее берутся упражнения для развития певческого дыхания. От

правильного вздоха (спокойного, но активного) зависят качество звука,

одновременно через нос и рот. Выдох должен быть спокойным и медленным,

чтобы дыхания хватило до конца фразы.

Специалисты признают лучшими хоровыми произведениями для

разучивания народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим

мелодическим движением. Такой песенный материал больше всего подходит

для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Сам

характер народных песен ("поющийся" текст, удобный ритмический рисунок

напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствует

выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных.

Зная особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные

исполнении уже ранее выученных попевок и песен различных жанров.

Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих

навыков - дыхания - происходит при этом наиболее эффективно. Это

объясняется тем, что в мелодии каждой напевной песни используются

внимание на упражнения детей в торможении выдоха, медленном и

постепенном расходовании заключенного в легких воздуха. За искусственно

удлиненным протяжным звуком выдоха следует более глубокий вдох.

Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует

главную дыхательную мышцу - диафрагму и вырабатывает при этом умение

постепенного расходования воздуха. Таким образом, напевные народные

песни являются певческим материалом, который можно использовать для

выработки нужных качеств певческого дыхания.

Упражнения на правильное звукообразование (естественное пение.

Ненапряженное, напевное, легкое) учитывают и важность развития у детей

голосу, правильному певческому звучанию: она допускается редко, только

как исполнительский прием.

Для развития певческих диапазонов используются те же упражнения,

но транспонированные в другие тональности.

приобретаются одновременно с хоровыми (чистота интонации, ансамбль).

Чистота интонирования – самый сложный певческий навык. Он связан с

развитием слуха (ладового чувства и музыкально-слуховых представлений),

ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением

мелодического звуковысотного рисунка. Нечистая интонация в пении часто

результат небольшого диапазона голоса. В таких случаях ребенку полезно

петь в удобном диапазоне, чтобы он мог уловить мелодичный рисунок и

Чувство ансамбля также требует слухового внимания, умения слушать

друг друга. Для того, чтобы дети могли прислушаться к пению, важно петь

негромко, в среднем темпе.

сопровождения небольшими группами и индивидуально с поддержкой

голоса взрослого. Это звукоподражания, народные попевки, маленькие

песенки, мелодические ходы, легкие для интонирования. Мелодия состоит из

сопровождения – развитие чистоты интонации, поэтому необходимо, чтобы

техническая сторона исполнения не требовала больших усилий, и дети могли

сосредоточить внимание на чистом интонировании.

Песни с сопровождением. В начале учебного года дошкольники поют

простые несложные песни, чтобы восстановить те навыки, которые забыты за

лето. Мелодию песни точно дублирует инструмент; мелодические ходы

удобны для интонирования, написаны в средней тесситуре, с узким

На следующем этапе обучения предлагаются песни с более сложным

ритмом, мелодической структурой. В старших группах инструментальное

сопровождение может только частично дублировать мелодию, звучать в

другом регистре. Исполняются песни со вступлением, заключением, паузами,

припевом, запевом различного характера, что требует напевного или

подвижного пения, применения всех певческих навыков.

Еще одна группа песен, более трудных, рассчитан на детей 6 лет. Это

песни двухчастной или трехчастной формы (части могут иметь различный

характер). Здесь уже встречаются неожиданные паузы, мелкие длительности,

распевания, широкие диапазоны, длинные фразы.

Песни для сопровождения движений. Отбирая репертуар для этого

вида деятельности, необходимо учитывать, что пение несовместимо с

быстрыми, резкими движениями; поэтому песни должны быть спокойного,

плавного характера. Объединение пения и движений требует от детей

больших физических усилий, сосредоточенности и распределения внимания.

Песни для игры на музыкальных инструментах. Этот репертуар

предназначен в основном для старших дошкольников. Цель этих упражнений

– познакомить с инструментом, дать поиграть с ним, как с игрушкой. Затем

дети играют ритмические упражнения на одной-двух нотах и напевают.

Песни – образцы для обучения детей основам музыкальной грамоты.

Репертуар для различных видов певческой деятельности может быть

использован в обучении основам музыкальной грамоты. Обращая внимание

детей на направление движения звуков мелодии, их протяженность, характер

исполнения песни, педагог дает детям некоторые сведения о высоте и

продолжительности звуков, тембре, темпе, ритме, динамике и т.д. Для

развития представлений о высоте и продолжительности звуков подбираются

характерные ритмические или мелодические обороты из уже знакомых

прохлопывают, отстукивают палочкой или играют на одной пластине

металлофона ритмический рисунок мелодии, поют мелодические обороты на

слоги ля-ля, ду-ду, ми-ми, и т.д., чтобы текст не отвлекал от воспроизведения

Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших

форм проявления активного отношения детей к песням и пению в процессе

различных жизненных ситуаций. От правильной постановки обучения пению

на занятиях во многом зависит вся последующая творческая деятельность

ребенка – в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его инициативе

Певческая деятельность дошкольников. Методические рекомендации

Пение как форма развития музыкальных и творческих способностей дошкольников занимает важное место в процессе педагогического воспитания и образования ДОУ. Певческая деятельность способствует укреплению голосовых связок, развивает приятный тембр, координирует работу голоса и слуха, формирует хорошую осанку и координирует ходьбу.

Разучивание песен начинается с их прослушивания. Для этого необходимо создать спокойную, доброжелательную обстановку, которая поможет детям наилучшим образом проявить свои способности.

Пение педагога становится для детей образцом. Кстати, женский голос по своей тесситуре очень близок к голосу ребёнка, что позволяет дошкольникам успешно усваивать и развивать свои певческие исполнительские способности. Сам педагог должен уметь петь поставленным голосом, с хорошей артикуляцией, дикцией. Как известно, некоторые преподаватели музыки считают. Что при обучении дошкольников пению надо использовать лишь голос. В своей практике не придерживаюсь столь категоричного мнения, т. к. считаю, что можно использовать и голос и музыкальные инструменты.

Обучение следует начинать с наиболее простых музыкальных произведений, практически известных всем детям, - считалок, колыбельных, хороводов, малых форм фольклора.

Слушая педагога и понемногу начиная подражать ему, дети убеждаются, что они и сами могут воспроизводить музыку голосом. Подобные упражнения помогают им понять, что существуют разные способы пения, что голосом можно пользоваться по-разному.

При обучении пению необходимо использовать формы дифференцированного восприятия элементов музыкального произведения. Добиваться адекватного воспроизведения ритма и тона надо в процессе пения и посредством пения. Отбирая для дошкольников песни. Надо учитывать не только общие требования музыкального воспитания, но и конкретные индивидуальные особенности и интересы современных детей

Методические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиков

Методические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиков Фанфик, и с чем его едятСегодня я попробую рассказать вам ещё об одном приёме приобщения детей к литературе. Способе, который, сделает их.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.


Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребенка. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни классиков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего – это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку, засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

По мере развития ребенка – формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи – усложняются его эмоциональные переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребенку осмыслить это содержание. Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возможность выразить свои чувства. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, заметно, положительно влияние на физическое развитие детей. Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание, отношение к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроение, душевное состояние другого человека, которые отражены в песнях. Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными процессами.

Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливает детей к занятиям в школе, где пение является одним из учебных курсов.

Наряду с общими задачами, которые стоят перед музыкальным воспитанием в целом (углубление представлений детей о действительности, воспитание их чувств, развитие музыкального восприятия), педагог в процессе обучения пению должен осуществлять следующие задачи:

- обучать детей певческим умениям;

- выучить песни, указанные в программе;

- развивать детский голос.

Перед музыкальным руководителем и воспитателем дошкольного учреждения стоит ответственная задача – научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками, - и для слушания, и для разучивания. Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.

Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают положительные эмоции у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее. Это песни композиторов Е. Тиличеевой, Т. Ломовой, Т. Попатенко, Ю. Чичкова и других.

Приобщение детей к современной песне имеет большое значение для их умственного и нравственного развития. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности? Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение песни, сопереживать всему, о чем поется в песне, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ песни.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий), при разучивании мелодии песни различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковые, протяжный характер запева, припева, энергичный). – Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к песне. Исполняя песню, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении.

С развитием общей музыкальности у детей проявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Во время пения происходит активизация умственных способностей. Дети прислушиваются к звучанию мелодии песни, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре песни. Отвечая на вопросы воспитателя, о содержании после того как она прозвучала, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер песни, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.

Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо поддерживать еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.

В определенной степени песня влияет и на физическое развитие детей. Пение увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, поднимается эмоциональный тонус и улучшается работоспособность организма.

Разнообразные по характеру и сложности песни обогащают музыкальный опыт ребенка, содействуют воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

Занятия певческой деятельностью способствуют общему развитию личности ребенка. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность.

Усвоение материала зависит во многом от природных способностей детей, уровня общего развития. Поэтому очень важен индивидуальный подход. Каждому надо создавать такие условия, чтобы было достаточно трудно и в то же время интересно выполнять то или иное задание. Преемственность в воспитании и обучении дает возможность обеспечить последовательное развитие музыкальных способностей ребенка в певческой деятельности.

Практика показывает, что некоторые педагоги детских садов формально подходят к работе над песней. Они разучивают песни с целью исполнения их на праздничном утреннике. В основном учитывается тематика песен, эффективность их звучания. При этом не решаются последовательно программные задачи по данному виду музыкальной деятельности детей. В конечном итоге дети не приобретают устойчивых певческих навыков, так необходимых в дальнейшем для успешного обучения в школе. Часто такие педагоги не задумываются, да и не умеют определить программное содержание песни, проанализировать ее трудности, наметить приемы их преодоления с тем, чтобы работа над каждой песней положительно влияла на певческие умения детей. Необходимо, чтобы педагоги научились видеть ближнюю и дальнюю перспективу с учетом последовательности и постепенности усложнения заданий в разучивании каждой песни в младшей и средних группах детского сада.

Певческая деятельность в ДОУ представлена следующими видами:

Пение для развития музыкального восприятия:
- слушание песен, не предназначенных для пения;
- слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;
- пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).

Исполнение песен:
- пение с сопровождением и без него;
- пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;
- пение для сопровождения движений (хороводы).

Пение в музыкально-образовательной деятельности:
- пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;
- педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер).

Песенное творчество:
- импровизация;
- сочинение мелодий к заданным текстам;
- сочинение хороводов.

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние: исполнение и слушание песен, и песенное творчество. Разнообразны также формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные), самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.

Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключаются в следующем:

Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

Формировать основы певческой и обще музыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).

Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.

Таким образом, певческая деятельность – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

В процессе пения активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.


-75%

а) пение для развития музыкального восприятия:

-слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;

-пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).

-пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;

в) пение в музыкально-образовательной деятельности:

-пение для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний, музыкальной грамоты;

-педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер и т.д.).

Читайте также: