Виды педагогического рисунка кратко

Обновлено: 07.07.2024

Значение педагогического рисунка при обучении школьников изобразительному искусству.

В школьных программах по изобразительному искусству Б. М. Неменского, Е. Я. Шпикаловой, В.С. Кузина много тем, которые предусматривают выполнение педагогического рисунка. На уроках изобразительного искусства, как ни на каких других должно быть наглядное изображение. Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся приходят к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям, как источнику познания. Учитель демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком и усвоение не только учебного предмета, материала, но и техники исполнения. Показывая штрих и методы выражения различных форм педагог добивается большого эффекта, когда перед глазами детей проделывает всё это своей рукой. Существует множество методов наглядного обучения, но педагогический рисунок – является главным, основным при обучении изобразительному искусству.

Педагогические рисунки должны быть выполнены на высоком профессиональном уровне. Ведь главная задача уроков изобразительного искусства – развивать творческое воображение и изобразительные навыки школьников. По возможности методы рисования надо разнообразить т.к. это способствует разностороннему развитию индивидуальных способностей учащихся. Могут быть использованы чисто линейные изображения, выразительные штрихи, рисунок цветными мелками или аппликацию из цветной бумаги для большей наглядности (при изучении пейзажа или натюрморта).

Эстетическое воспитание детей на уроках требует от учителя постоянных творческих поисков при работе на классной доске. Рисунок на доске способствует воспитанию, развитию творческой активности, самостоятельности учащихся. Рисунок педагога на доске, устные объяснения, сопровождающие ход работы, вопросы к школьникам и их ответы помогают установить контакт в коллективе между учителем и учениками, что ведёт к лучшему усвоению материала на уроке, глубокому усвоению знаний и умений. У педагога возможность выявить степень активности учащихся и привлечь к выполнению задания учеников, равнодушных к предмету, показать красоту, простоту, чтобы мотивировать учащихся к выполнению работы.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков, выполненных знаменитыми художниками. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукой учителя и большого мастера, видит какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Этот рисунок является образцом, эталоном, к которому надо стремиться. Хотя этого учащиеся могут и не достичь, но ознакомление с высоким, мастерством, профессионализмом сыграет большую роль.

Эстетическое воспитание и художественное образование в школе – это не массовая профессиональная подготовка художников в общеобразовательном учреждении, а развитие этетической грамотности, понимания первичных умений и навыков выпускников школы.

Учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать различными материалами, иметь возможность показать учащимся умение практической работы по рисунку и живописи, показывать работу над рисунком мелом, карандашом на бумаге, акварелью перед классом, чтобы дети имели возможность увидеть эту творческую работу, ведь большинство детей нигде больше этого не увидят. В этом случае учащиеся смогут приобрести хорошие знания и умения. Учитель деятельностью своей показывает, что искусство - это не повседневность, а праздник и глубокая потребность человека в общении с прекрасным.

Для хорошего усвоения приёма, навыка надо не только показать, но и добиться, чтобы этот приём был усвоен ребёнком, понять, увидеть, почувствовать, как ученики воспринимают учебный материал, как реагирует каждый из них на слова и действия.

Школа должна в одинаковой мере дать учащимся и творческое развитие, и технические знания и навыки. Т. к. в искусстве все стороны неразрывно связаны в одном образе, воплощенном на полотне живописно техническими средствами; чтобы овладеть средствами изображения, требуется творческое упражнение, постоянно воспитывающее и развивающее дарования учащихся, все его знания, умения и навыки.

Рисунок педагога может быть не только на доске, перед классом, фронтально, но и индивидуально, на полях работы ученика, на отдельных листах бумаги, выполненный в различных техниках.

По мнению Н.Н. Ростовцева рисунки педагога на уроках изобразительного искусства можно разделить на три вида по методам их использования.

  1. Рисунок на классной доске, большого размера, рассчитанный на фронтальную демонстрацию всем учащимся, находящимся на уроке в классе, является прекрасным методом наглядного обучения. Данный вид рисунка помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Особенно важно при обучении изобразительного искусства не только рассказать, объяснить, но и нарисовать, показать наглядно, чтобы через зрение предмет запечатлелся в воображении детей.

Главное качество педагогического рисунка – лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель даёт возможность понять и представить сказанное. Рисунок на доске должен передать самую главную мысль педагога, показать главное, характерное в изображаемых объектах. Должен быть рисунок не длительным по времени.

Наглядная демонстрация техники исполнения состоит в том - что и в какой форме надо показать ученику.

  1. Ещё один вид педагогического рисунка – зарисовки на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения материала, при котором основная задача педагога – наиболее полно, наглядно донести учебный материал до школьников.

В педагогической работе важна роль рисунка – наброска при обучении изобразительному искусству.

И каждый из этих видов педагогического рисунка имеет огромное значение при обучении детей на уроках изобразительного искусства.

Глава 1. Педагогический рисунок как средство обучения изобразительного искусства.

1.1Особенности педагогического рисования.

1.2.Виды педагогического рисунка.

Глав 2. Средство активизации учебного процесса.

Глава 3. Методические рекомендации использования педагогического рисунка в практике.

Введение.

Преподавание изобразительного искусства в школе имеет общеобразовательные цели. Помогает познавать окружающий мир, развивать наблюдательность, различать форму предметов и окраску, сравнивать предметы между собой, устанавливать сходства и различия. Раскрывает мир искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает стремление к познанию, к совершенству, обучает основам изобразительной грамоты.

По своей природе преподавательская работа – это творческая деятельность. Учитель должен творчески подходить к делу.

Искусство преподавания требует и знания самого предмета, усвоения основных положений педагогики, психологии, понимания методики организации учебно-воспитательного процесса, умения творчески использовать все эти знания в практике преподавания. Уроки изобразительного искусства имеют большое значение в развитии у детей художественного вкуса. Стимулирует развитие логического и образного мышления, культуры речи, зрительной памяти, способствует воспитанию эстетической культуры и вкуса учащихся, что позволяет решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Интересный, доступный учебный материал способствуют развитию заинтересованности и мотивации к самостоятельному учебному рисунку. Педагогический рисунок имеет свои особенности, приемы, конкретные цели и задачи. В данном случае необходима определенная методика обучения педагогическому рисунку.

Следует подчеркнуть, что педагогический рисунок – тот фундамент на котором формируются прочные знания, умения и навыки в области данного предмета и методики его преподавания. Динамичность педагогических рисунков, заключается в том, что учащиеся видят весь процесс рисования в динамике: от первых штрихов до последних. Рисунок учителя – авторитетное свидетельство правильности методических положений, высказанных учителем в устных объяснениях. Показывает необходимость знаний изобразительной грамоты, пользу и целесообразность учебы.

Глава 1. Педагогический рисунок как средство обучения изобразительного искусства.

Педагогический рисунок - изобразительная деятельность учителя связанная с иллюстрированием учебного материала, которое дополняется устным объяснением и осуществляемое непосредственно в ходе урока.




Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности обучения. В отличие от других видов наглядности, он может быть изменен рукой учителя или ученика на глазах у школьников в процессе занятий, в зависимости от сложившихся обстоятельств

Педагогический рисунок можно разделить на два основных вида по методам их использования:

– рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе (на доске);

– небольшие наброски, выполняемые преподавателем на полях работ учащихся или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Задачи педагогического рисунка.

Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. При этом надо учитывать ряд основных требований:

- Рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его;

- Предельно ясным, лаконичным, необходимо выделить главное и обратить на него внимание учащихся.

- Носит кратковременный характер. Рисунок на доске дает ученикам правильное направление для самостоятельного решения задач. Не следует долго задерживать внимание учеников на доске.

Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске. Необходимо прерывать рисование обращением к ученикам, рассказом о следующих этапах работы.

Педагогический рисунок может выполнять следующие функции:

— иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий;

– демонстрация методической последовательности работы над рисунками;

– демонстрация поэтапного выполнения учебного рисунка или живописного этюда;

– показ одной из стадий выполнения рисунка;

– разъяснения сущности строения изображаемых объектов и предметов;

– показ композиционного решения рисунка;

– демонстрация перспективных явлений в рисунке;

– демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании.

Особенности педагогического рисования.

Педагогическое рисование - является одним из главных средств информации об изучаемом материале, видом наглядного обучения (иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели подготовленные учителем, рисунки выполненные учителем непосредственно во время урока).

Основой педагогического рисования можно назвать - графику, она способствует формированию условного, символического образа.

Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях работы ученика.

Главное качество педагогического рисования - лаконичность изображения, простота, ясность.

Наиболее важными качествами любого педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого, передачу в рисунках главного, существенного, показать обоснованно упрощенный характер изображения; лаконизм и выразительность графических средств.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра культурологии и искусства

ОТЧЕТ

ОБ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ (практика по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

Студента (ки) 3 курса

Заочной формы обучения

Направления 44.03.01 Дубровская. Н.Ю.

Педагогическое образование Ф.И.О.

Руководитель ст. преп. Скакун. А. А.

Отчет принят с оценкой ____________________ подпись руководителя

Содержание.

Глава 1. Педагогический рисунок как средство обучения изобразительного искусства.

1.1Особенности педагогического рисования.

1.2.Виды педагогического рисунка.

Глав 2. Средство активизации учебного процесса.

Глава 3. Методические рекомендации использования педагогического рисунка в практике.

Введение.

Преподавание изобразительного искусства в школе имеет общеобразовательные цели. Помогает познавать окружающий мир, развивать наблюдательность, различать форму предметов и окраску, сравнивать предметы между собой, устанавливать сходства и различия. Раскрывает мир искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает стремление к познанию, к совершенству, обучает основам изобразительной грамоты.

По своей природе преподавательская работа – это творческая деятельность. Учитель должен творчески подходить к делу.

Искусство преподавания требует и знания самого предмета, усвоения основных положений педагогики, психологии, понимания методики организации учебно-воспитательного процесса, умения творчески использовать все эти знания в практике преподавания. Уроки изобразительного искусства имеют большое значение в развитии у детей художественного вкуса. Стимулирует развитие логического и образного мышления, культуры речи, зрительной памяти, способствует воспитанию эстетической культуры и вкуса учащихся, что позволяет решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Интересный, доступный учебный материал способствуют развитию заинтересованности и мотивации к самостоятельному учебному рисунку. Педагогический рисунок имеет свои особенности, приемы, конкретные цели и задачи. В данном случае необходима определенная методика обучения педагогическому рисунку.

Следует подчеркнуть, что педагогический рисунок – тот фундамент на котором формируются прочные знания, умения и навыки в области данного предмета и методики его преподавания. Динамичность педагогических рисунков, заключается в том, что учащиеся видят весь процесс рисования в динамике: от первых штрихов до последних. Рисунок учителя – авторитетное свидетельство правильности методических положений, высказанных учителем в устных объяснениях. Показывает необходимость знаний изобразительной грамоты, пользу и целесообразность учебы.

Глава 1. Педагогический рисунок как средство обучения изобразительного искусства.

Педагогический рисунок - изобразительная деятельность учителя связанная с иллюстрированием учебного материала, которое дополняется устным объяснением и осуществляемое непосредственно в ходе урока.

Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности обучения. В отличие от других видов наглядности, он может быть изменен рукой учителя или ученика на глазах у школьников в процессе занятий, в зависимости от сложившихся обстоятельств

Педагогический рисунок можно разделить на два основных вида по методам их использования:

– рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе (на доске);

– небольшие наброски, выполняемые преподавателем на полях работ учащихся или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Задачи педагогического рисунка.

Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. При этом надо учитывать ряд основных требований:

- Рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его;

- Предельно ясным, лаконичным, необходимо выделить главное и обратить на него внимание учащихся.

- Носит кратковременный характер. Рисунок на доске дает ученикам правильное направление для самостоятельного решения задач. Не следует долго задерживать внимание учеников на доске.

Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске. Необходимо прерывать рисование обращением к ученикам, рассказом о следующих этапах работы.

Педагогический рисунок может выполнять следующие функции:

— иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий;

– демонстрация методической последовательности работы над рисунками;

– демонстрация поэтапного выполнения учебного рисунка или живописного этюда;

– показ одной из стадий выполнения рисунка;

– разъяснения сущности строения изображаемых объектов и предметов;

– показ композиционного решения рисунка;

– демонстрация перспективных явлений в рисунке;

– демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании.

Особенности педагогического рисования.

Педагогическое рисование - является одним из главных средств информации об изучаемом материале, видом наглядного обучения (иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели подготовленные учителем, рисунки выполненные учителем непосредственно во время урока).

Основой педагогического рисования можно назвать - графику, она способствует формированию условного, символического образа.

Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях работы ученика.

Главное качество педагогического рисования - лаконичность изображения, простота, ясность.

Наиболее важными качествами любого педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого, передачу в рисунках главного, существенного, показать обоснованно упрощенный характер изображения; лаконизм и выразительность графических средств.

Педагогический рисунок как наглядность в обучении. Лаконичность, простота и ясность как основные качества педагогического рисунка.

«Рисунок есть источник

и душа всех искусств.

Тот, кто овладел им,

(Микеланджело)

1. Место педагогического рисунка в педагогике.

Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения.

В распоряжении педагога имеются различные средства наглядного обучения : иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока. Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, или легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока.

Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание у человека глубже и вернее.

Учителю, преподающего изобразительное искусство постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он не проходил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве, ему всегда нужен будет натурный материал.

Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения процесса рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета с живого эмоционального наблюдения.

Существуют различные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры.

Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности. Время его выполнения 2- 5 минут. Педагогический рисунок является графическим пояснением учебного материала. Сам по себе рисунок не имеет художественного значения, но он становится убедительным в контексте разбираемой работы. Задача педагога –подготовить учащихся к решению учебных задач. Педагогический рисунок необходим ради наглядности, упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял структуру, конструкцию, пластические особенности.

Наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.

Педагогический рисунок бывает разных видов :

Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.

Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.

2. Назначение и особенности педагогического рисунка

Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием.

В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки учителя, выполненные учителем на классной доске. В настоящее время такая узкая трактовка термина "педагогическое рисование" устарела, поскольку не полностью отражает те виды изобразительной работы учителя, которые по своему характеру и назначению следует отнести к педагогическим. Например, пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а так же лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или листах бумаги, во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнение устного объяснения являются разновидностями педагогического рисунка.

Рисунки можно разделить на 2 основных вида по методам их использования.

1. Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе.

2. Небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к рисунку ряд основных требований.

1. Крупный размер рисунка. Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его, он должен быть также предельно простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся.

2. Быстрота, лаконизм исполнения. Надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных выражений, поэтому долго рисовать, задерживая внимание детей работой на доске, не следует.

3. Словесное сопровождение изображаемого.

Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске.

При этом нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении. У доски учителю необходимо стоять лицом к классу, прерывая рисование обращением к ученикам. В процессе работы необходимо отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы и т. д.

- Учитель, хорошо владеющий приемами творческого рисунка на классной доске, приобретает несомненный авторитет, что, в свою очередь, активизирует изобразительную деятельность школьников на уроке.

Надо научиться сочетать четкое и последовательное, словесное объяснение и выполнение выразительного рисунка.

Умение держать себя у доски имеет большое значение и достигается не сразу. Если в самостоятельной работе с натурой на бумаге могут быть постоянные поиски, исправление ошибок, переделки, то на доске этого допускать нельзя. Ошибка, сделанная преподавателем и в особенности не исправленная им на доске, часто остается в памяти учеников. Вертикальное положение доски, крупный размер рисунка, мел вместо карандаша - все это требует специальных приемов работы, отличных от рисования на бумаге. Учащимся надо объяснить, как надо стоять у доски, выполняя рисунок. Обычно рисующий находится от доски примерно на расстоянии 40— 45 см и в полуоборот к классу, а не спиной. В процессе рисования необходимо отходить от доски для того, чтобы увидеть рисунок в целом и иметь возможность проверить качество рисунка.

Учащимся следует постоянно напоминать о необходимости движений руки не только в кисти, но и в локте, и в плече. Умение рисовать всей рукой дается не сразу и требует упражнений в течение довольно продолжительного времени. Освоиться с новыми приемами рисования на доске и развить моторику помогают специальные упражнения.

3. Ценность педагогического рисунка на доске заключается в следующем:

на глазах ребенка изучаемый объект появляется по частям, сливаясь в понятное целое, после показа ребенку уже не так трудно выделить в предмете главное, характерное;

- грамотный рисунок учителя на доске служит образцом для изобразительной деятельности детей, развивая их графическое мышление;

- выполнение рисунка на доске доступно каждому учителю при сравнительно небольшой тренировке руки и глаза.

Различают следующие типы рисунков мелом :

а) линейный рисунок, т. е. рисунок, выполненный непрерывной линией, имеющей везде одинаковую толщину, без светотени; (Бабочка двумя руками)

б) рисунок штриховой, т. е. выполненный прерывистой линией - штрихами, разнообразными как по длине, так и по силе нажима (по толщине, дающей возможность характеризовать форму предмета светотенью; (конус)

в) рисунок линейный с применением цветных мелков или

г) тоновой рисунок, в котором наносится намеленной влажной тряпкой общий меловой слой. В меловом слое протираются освещенные (или светлые) места предмета. Тени (или темные места) выражены меловым слоем разной силы.

4. Особенностью педагогического рисунка мелом является :

1. Рисунок имеет вид негативного изображения.

При всех преимуществах рисунок мелом на доске имеет свои недостатки. Так, он не позволяет показать завершающие стадии работы над изображением, так как у учителя не хватает на это времени, да и сам характер негативного рисунка не дает возможности полноценно передать тональные отношения натурной постановки. Здесь необходимо наглядное пособие в виде таблицы, рисунка, выполненного преподавателем, или репродукции с работой известного мастера.

2. Рисунок учителя стирается с доски сразу же после объяснения.

Это делается для того, чтобы дети не срисовывали и рисовали самостоятельно.

5. Влияние педагогического рисунка на качество изображения и творческую активность учащихся на уроке.

Итак, стало ясно, что Учитель, преподающий изобразительное искусство должен сам уверенно иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство - это не скучная повседневность, а праздник, глубокая потребность человека в общении с прекрасным.

Наброски и зарисовки в условиях школы, а также и внеклассных и внешкольных занятий (кружки, факультативы, детские художественные школы, изостудии) - важное средство привития учащимся любви к искусству.

Обо всем этом необходимо постоянно помнить.

1. Изобразительное искусство в начальных классах / Б. Юсов и др. - Мн., 1992.

2. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. -Мн., 1998.

3. Неменский Б. М. Педагогика искусства. М. : Просвещение, 2007

4. Популярная художественная энциклопедия в 2 т. М., 1986

5. Программа "Изобразительное искусство" - Мн., 2008

6. Терентьев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства М, 1981.

Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием.

В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки учителя, выполненные учителем на классной доске. В настоящее время такая узкая трактовка термина "педагогическое рисование" устарела, поскольку не полностью отражает те виды изобразительной работы учителя, которые по своему характеру и назначению следует отнести к педагогическим. Например, пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а так же лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или листах бумаги, во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнение устного объяснения являются разновидностями педагогического рисунка.

Эти рисунки можно разделить на 2 основных вида по методам изложения и закрепления учебного материала.

1. Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе.

2. Небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к рисунку ряд основных требований.

1. Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его.

2. Он должен быть также предельно простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся.

3. Носит кратковременный характер. Надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных выражений, поэтому долго рисовать, задерживая внимание детей работой на доске, не следует.

Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске.

При этом нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении. У доски учителю необходимо стоять лицом к классу, прерывая рисование обращением к ученикам. В процессе работы необходимо отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы и т.д.

Изобразительные средства педагогического рисунка

В учебных помещениях наших школ, техникумов, институтов всегда есть классные доски, черного, коричневого, темно-зеленного цвета, на которых четко выделяются надписи или рисунки мелом.

Классные доски, как правило, изготавливаются из древесностружечной плиты, на который наклеивается линолеум темной расцветки. Также есть классные доски из органического стекла, металла. Доска имеет раму или бортики снизу и сверху. Нижний бортик имеет лоток с выемкой для мелков и тряпки.

Цвет доски должен гармонировать с окраской помещения, не утомлять глаз и давать возможность ясно видеть нарисованное на доске с самых отдаленных точек комнаты.

В школах чаще всего можно видеть доски темного цвета. Это вызвано тем, что мелки выпускаются только светлых тонов. Однако при появлении маркеров получило распространение белые доски, что дает возможность приблизить изображение на доске к изображению на бумаге.

Для рисование на доске применяют белые и цветные мелки, которые должны быть относительно мягкими, чтобы рисунок был четким и ясным.

Часто учитель рисует на бумаге углем и пастелью. Для этого надо иметь планшет с наклеенной на него бумагой.

Удобными и интересными для художника - педагога материалами рисунка являются: уголь, сангина, соус, пастель, цветной мел. Они позволяют работать быстро и широко, сочетать линеарное рисование с беглой, обобщенной тональной моделировкой.

Рисунок мелом на классной доске

Наибольшее распространение рисунок мелом на классной доске получил во второй половине XIX века, т.е. в тот период, когда рисование было введено в школах, как обще образовательный предмет. Историки считают, что одним из первых педагогов, который предложил использовать классную доску и мел на первоначальных этапах обучения, был Рамзауер, ученик Песталоций. Иоганн Генрих Пестолаций (1746-1827), разрабатывая теорию обучения, писал о том, что применение строго научно обоснованный методики позволяет любого человека научить рисовать простые предметы. Обучать рисунку, считал Писталоций, можно только с натуры. Изображения на черной грифельной доске воспользовались в 30 г. XIX столетия братья Фердинанд и Александр Дюпюи.

В 1839 г. в Австрии доктор Гилярд предложил метод рисования по сетке и стигмографическое рисование. Stigma - (греч) знак. Этот метод не принес большой пользы, так как сковывал самостоятельный подход к рисованию предметов.

С 1876 г. во Франции классная доска находит широкое применение, особенно на первых этапах обучения рисованию, как общеобразовательному предмету. В России рисование мелом на доске при обучении получило широкое распространение во второй половине XIX века. С 1804 г. рисование начинает преподаваться в гимназиях и военных училищах.

Большой вклад в развитие методики и преподавания внесли П.П. Чистяков и художники - передвижники. Рисование мелом на классной доске имело большое значение. В основу метода было положено осмысленное изображение предметов и натуры. Классная доска использовалась при беседах, как способ разъяснения последовательности рисования. Вопросам рисунка на доске учителя уделялось все больше внимание.

Созданные в процессе урока изображения, на классной доске не могут стать самостоятельными произведениями искусства, так как их основное назначение - быть подсобным материалом при беседе, объяснении, задания.

Однако нельзя забывать о том, что эти рисунки должны быть выполнены на высоком художественном уровне. Это определяется главной задачей уроков изобразительного искусства - развивать творческое воображение и изобразительные навыки школьников. Методы рисования на уроках необходимо по возможности разнообразить, так как это способствует разностороннем развитию индивидуальных способностей учащихся.

Можно практиковать чисто линейные изображения, выразительный штрих, и позитивный рисунок цветными мелками, можно выполнить его и как аппликацию из цветной бумаги, в соответствии с формой изображаемых предметов. Таким образом, задача эстетического воспитания требует от учителя постоянных творческих поисков при работе на классной доске.

Рисунок учителя на классной доске способствует воспитанию, самостоятельности, активности учащихся, целеустремленности при выполнении изображения. Рисунок педагога на доске, устные объяснения, сопровождающее ход работы, вопросы к школьникам и их ответы помогают установить тесный контакт учителя с учениками, что ведет к более полному и углубленному усвоению знаний и умений. Педагог при этом имеет возможность выявить степень активности учащихся и привлечь к выполнению задания учеников, относящихся равнодушно к занятиям.

При всех преимуществах рисунок мелом на доске имеет свои недостатки.

1. Так, он не позволяет показать завершающие стадии работы над изображением, так как у учителя не хватает на это времени;

3. Рисунок стирается с доски после объяснения.

4. Экспромт на доске может вызвать разные эмоции у разных учеников, иногда не предсказуемые.

5. Не однозначность усвоения приемов и методов работы.

6. Ошибка, сделанная преподавателем и в особенности не исправленная им на доске, часто остается в памяти учеников.

Учитель, хорошо владеющий приемами творческого рисунка на классной доске, приобретает несомненный авторитет, что, в свою очередь, активизирует изобразительную деятельность школьников на уроке.

Надо научиться сочетать четкое и последовательное, словесное объяснение и выполнение выразительного рисунка.

Умение держать себя у доски имеет большое значение и достигается не сразу. Если в самостоятельной работе с натурой на бумаге могут быть постоянные поиски, исправление ошибок, переделки, то на доске этого допускать нельзя.

В педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства важна роль наброска. Учитель, постоянно выполняя на виду у всего класса различные рисунки, иллюстрирует ими свое объяснение, показывает ход работы с натуры или рисование на темы и т.п. отличительными чертами таких педагогических рисунков должны быть простота и убедительность исполнения, доходчивость и наглядность, передача главного, характерного в изображаемых объектах.

Фигура учителя изобразительного искусства поистине уникальна. Он должен прекрасно рисовать иначе ребята не поверят в него. Он должен быть прекрасным педагогом-художником.

Педагогический рисунок имеет большое образовательное и воспитательное значение для школьников. Также при применении разных методов на уроке изобразительного искусства у детей развивается наблюдательность, формируется умственная способность видеть в конкретном общее, а в общем конкретное.

В процессе индивидуальной работы на занятиях изобразительного искусства, учитель формирует у детей умение видеть в работе окружающих, своих одноклассников хорошие стороны и все замечания высказывать корректно и доброжелательно.

Педагогический рисунок является видом наглядного обучения, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале, зрительное впечатление помогает легче понять, запомнить главное в теме урока. Так же применение разных средств для педагогического рисования, разных технических средств, вызывают больший интерес детей к искусству.

Список используемой литературы

1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. - М., 1968

2. Беда Т.В. Основы изобразительной грамоты. - М., 1969

3. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. - М., 1963

4. Волков Н.Н. мысли об искусстве. - М., 1972

5. Дейнека А.А. Из моей рабочей практики. - М., 1961

6. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М., 1970

7. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М., 1977

8. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. - М., 2003

9. Милюков А.А. Организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе. - М., 1978.

10. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. - М., 1975

11. Орловский Т.И. О художественном образовании учителя рисования. - СПб., 1961.

12. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М., 1973

13. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 1980

14. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. - М., 1981

15. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. - М., 1975

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Читайте также: