Для чего нужны пословицы и поговорки 2 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Прозвенел уже звонок-
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
В необычную страну мы попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Страну нашу отгадай!
-А поможет нам отгадать страну предложение, которое написано на доске.
Прочитайте его.
Ум без книги, как птица без крыльев.
-Как называется такое предложение? (Пословица.)
-В какую страну мы совершим путешествие? (В страну пословиц и поговорок.)
II. Актуализация знаний.
-Что такое пословицы и поговорки? (Ответы учеников.)
-Пословицы и поговорки - это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.
III. Постановка проблемы.
-Читая сказки, мы говорили, чему они учат нас. Чему могут нас научить пословицы и поговорки?
-Что мы будем делать на уроке? (Ответы детей.)
-Читать пословицы, объяснять их смысл, классифицировать их по темам.
IV. Открытие детьми нового знания.
-О пословицах русский народ тоже сочинил пословицы. Прочитайте эти пословицы на доске.
Без пословицы не проживёшь.
Пословица – всем углам помощница.
Пословица недаром молвится.
-Как вы понимает эти пословицы? Для чего нам нужны пословицы? (Дети отвечают.)
-Знание пословиц, поговорок обогащает речь человека, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память, помогает найти точные и остроумные ответы на вопросы.

-Какие пословицы и поговорки вы знаете?
-Как вы думаете, о чём мы будем читать пословицы и поговорки? (О труде, о честности, о смелости, о качествах человека и т.д.)
V. Первичное закрепление.
1)Чтение в тетради пословиц и объединение их по группам.
-В тетради на странице 37 прочитайте задание.
-Прочитайте первую пословицу.
-Не надейся, дед, на чужой обед.
-Как вы её понимаете? (Не надо надеяться на чужой обед, на кого-то, надо самому трудиться.)
-К какой теме её можно отнести? (О труде.)
-Прочитайте вторую пословицу.
-Друга иметь себя не жалеть.
- Как вы её понимаете? (Для друга ничего не жалко, всё для него сделаю, себя не пожалею.)
- К какой теме её можно отнести? (О дружбе.)
-Прочитайте следующую пословицу.
-Других не суди, на себя погляди.
- Как вы её понимаете? (Не надо других критиковать, обсуждать, надо обратить внимание на себя. Как ты сам делаешь, поступаешь.)
- К какой теме её можно отнести? (О качествах человека.)
- Прочитайте следующую пословицу.
-Не надобно на чужое добро льститься, берегись своего лишиться.
- Как вы её понимаете? (Надо самому работать, а не завидовать на чужое, иначе даже своего можешь лишиться.)
- К какой теме её можно отнести? (О труде.)
- Прочитайте следующую пословицу.
-Друг денег дороже.
- Как вы её понимаете?
- К какой теме её можно отнести? (О дружбе.)
- Прочитайте следующую пословицу.
-Не надейся, Роман, на чужой карман.
- Как вы её понимаете? (Надо самому трудиться, на чужие деньги не рассчитывать.)
- К какой теме её можно отнести? (О труде.)
-На какие группы можно разделить пословицы? (О труде, о дружбе, о качествах человека.)
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о труде красным цветом.
-Какие буквы обвели? (а,г,е)
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о дружбе синим цветом.
- Проверим. (б,д)
- Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о качествах человека зелёным цветом.
-Проверяем. Сколько их? (1) Какая пословица? (в)
- Какие ещё пословицы о качествах человека вы знаете?
Физкультминутка.
Я иду и ты идёшь – раз, два, три!
(Шагаем на месте.)
Я пою и ты поёшь - раз, два, три!
(Хлопаем в ладоши.)
Мы идём и мы поём - раз, два, три!
(Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живём – раз, два, три!
(Шагаем на месте.)
2) На доске открываются картинки с пословицами.









Пословица – что это такое простыми словами

Отличительные черты пословиц

Два типа пословиц

С помощью чего создаются пословицы

Связь русских и зарубежных пословиц

Полезные материалы по теме

Наша статья подошла к концу. Надеюсь, я смог объяснить вам, что такое пословица, и дал достаточно материала для развернутого ответа на уроке. У меня выходило еще несколько статей по литературе и лексике русского языка, посмотрите их:

Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам на почту будут приходить лучшие статьи рубрики Образование.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Роль пословицы и поговорки в жизни современного человека


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Выбор темы исследования.

2. Цель исследования- определить роль пословиц и поговорок в жизни современного человека.

3.Задачи исследования :

- изучить теоретический материал о пословицах и поговорках;

- составить портрет пословицы, сопоставив её с поговоркой;

- представить источники и пути появления пословиц в языке;

- найти связь между пословицами народов мира;

- проявить творчество в составление сказок и рассказов, поясняющих смысл пословиц;

- создать альбом рисунков пословиц и поговорок учащихся класса;

- сделать выводы по теме исследования.

4. Объект исследования, предмет исследо­вания и база исследования.

Объект исследования – пословицы и поговорки.

Предмет исследования пословицы и поговорки в речи современного человека.

База исследования – учащиеся моего класса, их ближайшее окружение.

5. Гипотеза исследования

Могу предположить, что пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека, их употребление делает нашу речь грамотной, насыщенной, выразительной.

6. Методы исследования

опрос среди учащихся класса на предмет употребления пословиц;

сбор и обработка научной информации ;

повторное анкетирование на заключительном этапе работы;

анализ полученных результатов.

7. Актуальность исследования:

Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка.

ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1.1 Пословицы и поговорки в жизни современного человека

Время не стоит на месте. Человечество развивается стремительно. Ни для кого не секрет что мы живем в 21 веке, веке новых технологий. Сейчас даже малышу известно, что такое компьютер, как им пользоваться. А наши бабушки и дедушки и представить себе не могли, что телефоны будут размером с ладонь, что узнать нужную информацию можно не только из книг, а всего лишь открыв страницу в интернете. В век информационных технологий осталось совсем мало читающих людей, перестали писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах. Но от наших предков нам достался неоценимый дар. Это устное народное творчество. До сих пор мамы поют своим малышам колыбельные, рассказывают сказки, прибаутки, которые они сами услышали, когда то от своих мам и бабушек.Так и передается из уст в уста, из века в век чудо под названием фольклор.

1.2 Портрет пословицы

Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках. Однако нередко эти понятия путают между собой. Чем же они отличаются? Чтобы выяснить это, я решила сопоставить пословицы и поговорки между собой.

Свои наблюдения я оформила в виде таблицы.

1.Жанр устного народного творчества

1. Краткое народное изречение с назидательным смыслом. (С.И.Ожегов)

2. Коротенькая притча. (В.И.Даль)

3. Содержат совет, нравоучение, заключение.

4. Состоят из двух частей.

Например: Век живи - век учись.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

1.Окольное выражение, переносная речь, без притчи, без суждения, это половина пословицы.

2. Выражение преимущественно образное, не составляющее законченного высказывания.

3. Содержит намёк и пояснение.

4. Имеет иронию или даже сатиру.

Я пришла к следующему выводу: главным признаком, отличающим пословицу от поговорки, является то, что пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.

Вот как выглядит портрет пословицы:

1. Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)

2. Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)

3. Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)

4. Образность (может употребляться в различных жизненных ситуациях, пословица - средство изобразительности и выразительности).

1. 3 Откуда взялись пословицы

Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с материальной и духовной культурой народа. Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали:

Пословицы также могли быть итогом:

Я сделала вывод, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа.

1. 4 Собирал человек слова

Еще в молодости он обратил внимание на разницу между речью образованных людей и простого народа и начал собирать народные слова и выражения, стараясь выяснить их происхождение. Это стало его любимым занятием – изучение языка русского народа. Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Итогом почти пятидесятилетнего труда стал сборник, уникальный и единственный в своем роде по объему и разнообразию материала: в него вошли пословицы и поговорки русского народа, скороговорки, приметы, загадки. Владимир Иванович Даль собрал свыше 30130 пословиц.

Мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый русский человек знал в их полном, неусечённом виде.

Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется.

Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда.

Собаку съел, а хвостом подавился.

Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.

Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.

Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

Губа не дура, язык не лопатка: знают, что горько, что сладко.

1.5 Изначальный смысл пословиц

Какой изначальный смысл несут в себе пословицы и поговорки, которые так хорошо вписываются в наш век, в наше время? Большинство из них утратили свое первоначальное значение, и приобрели новый смысл. Я решила найти первоначальные значения знакомых нам выражений и фраз.

1) раздобыть и отладить снасть – удочку;

2) заготовить червей, приманку;

3) дойти до реки, найти рыбное место;

4) насадить на крючок червяка, следить за поплавком;

5) умело закинуть удочку;

6) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;

7) снять рыбу с крючка и опустить ее в ведро с водой.

Переносный смысл пословицы выявляется средством приложения ее к различным ситуациям из жизни: всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.

Я пришла к следующему выводу, широкое распространение и долголетие пословиц обязано тому, что когда одна часть из них со временем теряет своё прямое значение, то тут же приобретает новый, переносный смысл, который подходит к нашему современному миру.

1.6 Пословицы других народов

Сравнивая пословицы, созданные в разных концах света, можно обнаружить удивительные совпадения во взглядах людей. Русским пословицам можно подобрать его альтернативу, то есть пословицу других народов с таким же смыслом. Вот какие пословицы удалось обнаружить мне.

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

2.1 Пословица в нашей жизни

Для того, чтобы выяснить употребляют ли в своей речи и вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки я провела опрос среди учащихся своего класса.

Было предложено три вопроса.

1. Знаете ли вы пословицы? Если ДА приведите пример.

2. Знаете ли вы поговорки? Если ДА приведите пример.

Из 28 учеников правильно ответили только 18%. Остальные ребята либо вообще не дали ответа (43%), либо дали неверные ответы (39%).

Больше всего пословиц и поговорок употребляют в речи бабушки и дедушки (82%).

Мамы и папы – лишь иногда (15%). Братья и сёстры употребляют иногда (3%).

Я составила рейтинг любимых мудрых изречений по темам. Вот что у меня получилось.

Чаще всего взрослые, воспитывая детей, используют пословицы о труде.

Делу время – потехе час.

Сделал дело – гуляй смело.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Встречаются и такие наставления:

Кашу маслом не испортишь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

От учителей мои одноклассники чаще всего слышат:

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Встречают по одёжке, а провожают по уму.

Ребята в своей речи иногда используют поговорки:

Лежащего не бьют.

Надулся как индюк.

Пришла к выводу, что наши бабушки и дедушки знают пословицы и поговорки, умеют их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли. А вот учащиеся моего класса не используют накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи, потому что повторяют поступки и слова ближайшего своего окружения. А раз из повседневной речи родителей исчезли пословицы и поговорки, дети не имеют возможности закрепить тот материал, с которым познакомились на уроке.

Результат заданий подтвердил актуальность моего исследования.

2.2 Наше творчество

Для того, чтобы повысить интерес к пословицам и поговоркам, в классе организовали конкурс на лучшую сказку или рассказ с использованием пословиц. Сочинять пытались все. Учитель, Василя Равильевна, помогала отобрать самые удачные, на наш взгляд, работы. Конечно же, родители не остались в стороне. Они помогали подбирать пословицы и поговорки, придумывать сюжет.

В парк за листочками

Жили – были три девочки Маша, Даша и Света, ученицы одного класса. Они были лучшими подругами, не разлей вода. Учитель попросил принести к следующему уроку технологии природный материал. Собрались девочки за листьями, веточками и что ещё преподнесёт им матушка-природа. Красна весна цветами, а осень плодами. Договорились пойти утром рано. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Наступило утро, отправились девочки в парк. Дошли до высокой ели. Около самых корней, в ветвях, свисающих до самой земли, Света разглядела много шишек и полезла их собирать. Даша и Маша решили обойти это место и побродить по парку в поисках интересных экземпляров для изготовления аппликаций. Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.

Света набрав целое ведёрко, побежала догонять своих подруг. Маша и Даша, посмотрев на неё, рассмеялись. У Светы были ободраны руки и лицо. В волосах запутались иголки ели. А заглянув в её ведёрко, увидели большие, опрелые шишки, которые для изготовления поделок не подойдут. Поспешишь – людей насмешишь. Пришлось Свете искать вместе с подругами другой природный материал. Но по работе и заслуга. У девочек получились самые интересные работы, которые отобрали для школьной выставки.

М ал золотник, да дорог

В одном дворе жили два мальчика. Один из них учился в младших классах, а другой уже заканчивал школу. Старший мальчик всегда хвастался:

- Вон я, какой большой! А тебя совсем не видно.

И надвигал кепку на глаза маленькому мальчику. Малыш помалкивал и ждал весны. Он очень любил, когда всё вокруг оживало. На деревьях появлялись маленькие зелёные листочки. Везде щебетали птички.

Наступила весна. Маленький мальчик взял лопатку и посадил возле дома маленькие з ё рнышки. Старший мальчик сидел на лавочке и смеялся над малышом.

По заслугам и награда

Жил-был мальчик Миша. Учился он так себе. Не был отличником, но и двоечником тоже не был. Средний был мальчик.

Однажды ему задали на дом много уроков. Миша ни как не хотел садиться за уроки и оттягивал этот момент. Сначала он поиграл в планшете в закачанные игры . Потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. Миша решил их не делать.

На следующий день, когда проверяли выполнение домашней работы, Миша получил двойку. Потому что он совсем не учил уроки.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

2.3 Что мы теперь скажем?

В конце своей работы я попросила учащихся своего класса заполнить анкету.

1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках? (ДА, НЕТ)

2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире?

Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам и поговоркам. Большинство учеников считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы – это живость языка, ум, начитанность говорящего.

Результаты проведённой мной работы подтвердили выдвинутую гипотезу: можно смело утверждать, пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека. И пусть они утратили свой первоначальный смысл, и пусть слова приобрели новые значения, но именно пословицам и поговоркам всегда найдется место в жизни людей.

Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться, а научившись – использовать.

Работа по изучению пословиц и поговорок мне кажется интересной и актуальной. Планирую на следующий год работу в данном направлении продолжить, так как имеется возможность расширить тему исследования. Можно остановиться на тематике пословиц или на именах собственных в пословицах и поговорках, рассмотреть связь чисел с народной мудростью или изучить календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа. Выбор впереди!

Слово не воробей, вылетит –не поймаешь.

Аверьянова Мария, 10 лет

Автор рисунка: Старостина

Шустиков Максим, 10 лет

Юнусов Тимур, 10 лет

Моисеева Настя, 10 лет

Даны половинки пословиц. Ваша задача найти продолжение пословицы.

За двумя зайцами погонишься,

Чем дальше в лес,

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

тем больше дров.

так и откликнется.

один раз отрежь.

Хорошо ли ты знаешь пословицы?

Задание: вставьте пропущенные слова .

Весна дает цветы, а ____________ — плоды.

Кто ______________ трудиться рад, будет осенью богат.

____________ без снега — лето без хлеба.

Чем крепче зима, тем скорее ______________ .

Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.

Что летом родится, то _________________ пригодится.

Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.

Лето собирает, а _______________ поедает.

Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.

Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.

Хорошо ли ты знаешь пословицы?

Задание: к вопросу подбери пословицу.

Что говорят про упрямых?

Как остерегут болтуна и пустослова?

Что напомнят лентяю?

Как подбодрят робкого?

Как успокоят пугливого?

Что скажут про нерасторопного?

Как да оторопят копушу?

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

2. Даль В.И., Пословицы русского народа. М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003

3. Кожевников А.Ю. Пословицы народов мира. – ОЛМА Медиа Групп, 2014 г

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю. Шведовой.

5. Порудоминский В. Собирал человек слова. – М.: Изд-во. Детская литература; 1966.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ

Тема исследовательской работы:

«Роль пословиц и поговорок в жизни

hello_html_m43361a8c.jpg

Исследователь: Костенко Софья

Ученица 2 Б класса МБОУ СОШ №1

Руководитель: Исмагилова Л.В

Учитель начальных классов

Актуальность работы

Когда мы пишем самостоятельные и контрольные работы по математике в

тетради на печатной основе, нам предлагают прочитать эпиграф (девиз) к

работе. Он обычно в форме пословицы или поговорки. Это так интересно!

Всегда хочется выполнить то, что советуют. Например: «Тот господин, кто

Мы захотели подробнее узнать, какие бывают пословицы и поговорки,

какой смысл содержат в себе, нужны ли они в современное время,

употребляют ли их сейчас. Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели

исследование на тему: «Какова роль пословиц и поговорок в жизни

Объект исследования: Пословицы и поговорки

Предмет исследования: Роль пословиц и поговорок в жизни человека

Цель исследования - определение роли пословиц и поговорок в жизни современного человека, интереса к данному жанру фольклора.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ№1

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Провести анкетирование, опрос учеников и взрослых по теме.

3. Провести анализ и сделать выводы. Приготовить презентацию работы.

4. Составить собственный сборник пословиц и поговорок для младших школьников.

Пословицы и поговорки нужны и употребляются в современной жизни. Они

содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов

Ожидаемые результаты:

В результате изучения литературы и проведѐнного исследования мы узнаем,

нужны ли пословицы и поговорки в современное время, употребляют ли их

сейчас, предполагаем, что нужны, их употребляют и сейчас.

Методы, которыми мы пользовались:

-анализ и синтез, обобщение;

- опрос учеников, взрослых;

Основная часть

Глава I. Обзор литературы, информации из Интернета

Пословицы и поговорки в жизни современного человека.

Сейчас 21 век – век новых современных технологий.

Мы не представляем, как обойтись без компьютеров и сотовых телефонов. А от наших прадедушек и прабабушек нам достался неоценимый дар. Это устное народное творчество – фольклор. До сих пор мы с интересом читаем сказки, скороговорки, прибаутки, песенки-заклички, пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки появились задолго до того, как возникла письменность. Это чудо фольклор передавалось из уст в уста, из века в век. А

впервые появились на Руси в 12 веке. Некоторые дошли до нас в произведениях древних рукописей литературы 10- 12 веков.

Лишь со 2 половины 13 века пословицы и поговорки стали печататься. Вот сколько лет жили эти прекрасные произведения искусства! И от нас зависит, будут ли они жить дальше.

В настоящее время известны имена таких составителей сборников,

словарей с пословицами и поговорками, как И.М.Снегир ѐ в, Ф.И. Буслаев,

А.Н.Афанасьев. Но самым известным среди них – непревзойд ѐ нный В.И.

Даль. Он всю жизнь посвятил

собиранию пословиц и поговорок. Собирал их по всей

Нам интересно читать их и в толковом словаре Ожегова. (Рис 1)

Часто слышишь такую фразу: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка.

А как вы, ребята думаете? А в ч ѐ м это различие?

-это целое законченное предложение с моралью и глубоким смыслом ;

- это меткое красноречивое выражение (словосочетание) ;

- это заповедь ,которой должны следовать все ;

- не оставляет законченного высказывания ;

- это коротенькая притча (учит,наставляет) ;

-может состоять из двух частей ;

-она как реплика, которую можно заменить другим словом или высказыванием, не делима на части, содержит иронию ;

- Ученье – свет, а неученье – тьма. (Призывает учиться) (рис.2)

- Красна птица пером, а человек – умом. (О животных судят по внешности, а

человека – по труду).

- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (Не делай

несколько дел сразу, не получишь хороших результатов) (рис.3)

- Семь раз отмерь, один раз отрежь. (Призывает не торопиться, обдумывать)

hello_html_m13de2f14.jpg

- Семеро одного не ждут. (Группа людей не должна ждать опаздывающего)

- После дождичка в четверг. (То есть никогда)

- Цыплят по осени считают. (О результатах работы надо судить только по е ѐ

- Как с гуся вода. (Ничего не делается, вс ѐ сходит благополучно).

hello_html_m642c0fad.jpg

Пословицы и поговорки настолько разнообразны. Народ придумал их на все случаи жизни. Их можно разделить на группы: о Родине, о труде, об учении, о дружбе, о семье, о силе, храбрости и многие другие. Например:

hello_html_615358e0.jpg

- Хорош садовник – хорош и крыжовник. (Будешь хорошо ухаживать – вырастет и ягода хорошая)

- Маленькое дело лучше большого безделья. (Лучше сделать немного, чем совсем ничего)

- Терпение и труд вс ѐ перетрут. (Не опускай руки, терпеливо иди к цели)

hello_html_m3e93b1df.jpg

- Где родился, там и пригодился. (Человеку лучше жить и работать в родных

- С родной земли умри – не сходи. (Защищай Родину до конца) (рис.7)

-Родина – мать, умей за не ѐ постоять. (Свою Родину надо защищать как мать).

Об учении и уме

hello_html_m321241cd.jpg

- Кто думает, тот всегда додумается. (Если будешь думать – прид ѐ т и

-Грамоте учиться – всегда пригодиться. (Грамотный человек найд ѐ т

примененье своим знаниям).

- Ум хорошо, а два лучше. (При выработке решения полезно знать мнение и

других людей) (рис.8)

- Есть терпение, будет и умение. (Научишься, если будешь терпелив).

Поговорки создают яркие портреты людей

hello_html_m6fd6e20f.jpg

- Метил в ворону, а попал в корову. (О неумелом)

- Смотрит в книгу, а видит фигу. (О рассеянности, невнимательности)

- У него денег куры не клюют. ( О богатом) (рис.9)

- Гол, как осиновый кол. (О бедном) (рис.10)

- Ид ѐ т, словно пава. ( О походке)

- Ходит именинником, - Козлом прыгает, - Сердце петухом запело.

(О душевном состоянии).

- Волосы на себе рв ѐ т. - На стенку лезет. ( Испытывает переживание, страх).

- Душа нараспашку. (Об открытом характере человека).

- Душа – пот ѐ мки. (О скрытном человеке).

- В голове ума палата. (Об умном) (рис.11)

- В голове реденько засеяно. (О глупом) (рис.12)

Пословицы и поговорки имеют большое значение и в наше время,

потому что :

- мы их до сих пор употребляем;

- они – украшение нашей речи;

- содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов современности;

- содержат в себе мудрость;

- поднимают настроение, вызывают улыбку;

- прославляют или осуждают; предостерегают;

- развивают чувство познания красоты русского языка;

- развивают нравственные качества личности;

- они интересны, так как кратко выражают суть;

- благодаря пословицам и поговоркам можно решить, как поступить в

трудной ситуации или как не надо делать;

Экспериментальная часть.

Для того чтобы выяснить, употребляются ли в нашей современной жизни и

вызывают ли интерес пословицы и поговорки у ребят и взрослых,

какую роль играют, мы провели экспериментальную работу.

1. Попытались выяснить у учеников начальной школы и родителей,

знают ли они пословицы и поговорки, привести примеры;

2. Употребляют ли их в жизни? (часто, редко, нет)

4. Нужны ли они современным людям? Зачем?

5. Какие чаще употребляют?

Результаты занесли в таблицу:

Сделали вывод:

- И ученики, и взрослые знают пословицы и поговорки (некоторые ученики

знают больше, чем взрослые);

- Большинство употребляют их в жизни (когда надо кратко сказать о

- Все взрослые, без исключения сказали, что пословицы и поговорки нужны в

жизни, в них мудрость (особенно нужны детям – их учат жизни, говорят, как

не поступать или поступать);

Распростран ѐ нными являются:

У взрослых: - Без труда не вынешь рыбку из пруда. 7 раз отмерь – один

У учеников: - Не имей сто рублей, а имей сто друзей

C целью развития интереса к пословицам и поговоркам мы провели классный

1. Беседа из истории пословиц и поговорок.

2. Виды пословиц и поговорок.

3. Игры на тему. После классного часа заполнили анкету:

1. Интересно ли было узнать о пословицах и поговорках.

2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей современной жизни?

Ребята сказали, что заинтересовались работой. И теперь все считают, что поговорки и пословицы не только нужны в жизни, но и любимы. Их обязательно будут употреблять .Они будут передаваться из поколения в поколение и не забудутся.

На 3 этапе мы создали свой иллюстрированный сборник пословиц и поговорок о труде, о дружбе, об учебе для младших школьников с целью развития интереса и углублению знаний о поговорках и пословицах , который прилагается к нашей исследовательской работе.

hello_html_1eec3641.jpg

Таким образом, изучив данную тему в литературе, в интернете и проведя

опрос и анкетирование, мы узнали:

Какие бывают пословицы и поговорки (о труде, о Родине, об учении, дружбе,

Читайте также: