Виды художественно речевой деятельности в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Художественно - речевая деятельность в ДОУ

В процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе . С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, развивает эмоционально – познавательную деятельностью. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений, потребности высказаться. Ознакомление детей с литературой и фольклором, обучение их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, басен, - все это должно способствовать решению следующих задач:

1. развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать желание и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия;

4. сочинение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Таким образом, помогая ребенку овладеть языком художественных произведений, педагог выполняет задачи по развитию речи:

1. Формирование и углубление знаний о русском фольклоре.
2. Знакомство с детской художественной литературой, развитие художественного восприятия и эмоциональной отзывчивости.
3. Знакомство с лучшими образцами русской и зарубежной литературы.
4. Расширение словаря, формирование грамматически правильной, осмысленной связной речи.
5. Формирование умений драматизировать и инсценировать художественные произведения, развитие словесного творчества.

Ребенок в дошкольные годы проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Используемая литература:

1. Андреев, Н. П. Русский фольклор / Н. П. Андреев. – М., 2013

2. Запорожец, А. В. Неверович, Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. – М., 2012.

3. Гурович Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002. 64 с.

4. Логинова, В. И. Саморукова, П. Г. Дошкольная педагогика/ В. И. Логинова, П. Г. Саморукова. – М., 2012.

5. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М., 2010.

6. Соколов, Ю. М. Русский фольклор /Ю. М. Соколов. – М., 2009

7. Ушакова О. Г. Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008

8. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007. 239 с.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Задачами художественно-речевой деятельности являются :

— воспитание любви и интереса к художественному слову;

— формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

— воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

— формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

— развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);

— развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;

— воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

— формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.

Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм (Н. В. Гавриш).

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

Основная задача развития образной речи — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы — частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологией мы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционального образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рас сказа, стихотворения, малых фольклорных форм, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений: они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы — уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного.

Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

Если в дошкольном учреждении нет репродукций произведений живописи, указанных нами, можно использовать те, которые имеются, а беседу проводить аналогично той, которая предлагается в пособии. Главное, чтобы беседа по пейзажной картине проводилась образно и не превратилась в скучное перечисление изображенного на картине. Это замечание относится и к подбору музыкальных произведений.

Если в начале занятия идет чтение, то затем начинается новое задание — беседа, упражнение, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа над структурой текста (выкладывание полосок, обозначающих начало, середину и конец произведения). Все рисунки и сочинения детей воспитатель может поместить в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать родители, старшие братья, сестры. В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.

В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах — в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания Эстетическое развитие – процесс и результат формирования способностей видеть красоту окружающего мира, искусство и создавать её. В современной.


Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. А без этого он засушенный цветок

Одним из важных источников развития духовных начал ребёнка, является формирование творческих способностей. Этому способствует игра – драматизация, инсценирование литературных текстов, через использование разных видов театра (настольный, пальчиковый, марионетки, петрушки и. т. п.), а затем придумывание своих литературных произведений и их воплощение в театрализованных играх.

Творчество- это самостоятельная деятельность, которая приводит к развитию художественных способностей, формированию запросов, интересов. Что бы обучить творчеству, необходимо обогащать мышление человека уже известными материалами.

Формирование у детей навыков словесного творчества происходит на основе комбинирующего действия воображения, которая позволяет ребёнку использовать знакомые образы, слова, выражения. По комбинации – это нечто новое, творческое, принадлежащее ребёнку.

Самостоятельная художественная деятельность предполагает:

− возникновения художественного замысла как проявления интересов ребёнка, продиктованных ещё ранними мотивами, обусловленных опытом;

− реализации замысла, качество которого зависит от овладения способом переноса имеющегося опыта;

Рассматривая словесное творчество ребёнка как начальную ступень его литературного развития, считаем, что только хорошо развитое умение, усвоенные навыки словесного творчества могут в будущем стать основой элементарного словесного творчества. Именно поэтому необходимо обучать родному языку детей дошкольного возраста и создавать условия для развития самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Художественное творчество – процесс познания и образного отражения действительности, проявляющийся в отборе, в обогащении тех или иных жизненных явлений в индивидуально неповторимой форме их воплощения (Н. А. Ветлугина)

Основными условиями формирования художественной деятельности является:

− художественная подготовка воспитателя;

− организация предметной среды с целью создания обстановки для воплощения детьми их творческих замыслов (уголок ряженья, маски, разные виды театра, уголок книги, подобранные иллюстрации, картины, и т. д.).

− обучение, предполагающее расширение знаний об окружающем мире, формирование умений, навыков;

− содержательная жизнь ребёнка в детском саду (праздники, развлечения и т. д.).

Остановимся на некоторых выделенных условий.

Обучение – как педагогическое условие формирования художественной деятельности – направленное на усвоением ребёнка опыта, на формирование способов, действия, на развитие его художественных способностей.

При ознакомлении с материалом детей раннего дошкольного возраста доминируют объяснительно-иллюстративные методы у педагога и соответствующие им исполнительский, репродуктивный у ребёнка. Позже воспитатель прибегает к использованию объяснительно- побуждающего метода, а ребёнок – к самостоятельно- поисковому способу действия. (Н. А. Ветлугина).

Так как ни один, отдельно взятый метод не является универсальным; необходимо сочетать методы, опирающиеся на самостоятельные действия детей, и методы точных инструкций, показа эталонов действий.

Метод точных инструкций, показа эталонов действий применяется там, где детей надо обучать точному воспроизведению заданного примера. Например, необходимо точно воспроизвести слова текста, выразительно воспроизвести фразу, слово.

Метод формирование способов самостоятельных действий применяется там, где ребёнку нужно найти приём исполнения, внести новый вариант, контролировать слухом, зрением, качество своих действий. Действия самостоятельно и творчески, ребёнок может использовать то, что раннее ему было показано; следуя эталону, он ищет адекватные приёмы используя самоконтроль.

В процессе обучения необходимо обратить внимание на отбор литературного материала, который легко усваивается всеми детьми, а тематикой увлекает их. Применение на занятиях кукол позволяет ребенку с успехом использовать их в самостоятельной деятельности. Обучение способам самостоятельной деятельности обеспечивает такую деятельности в театрализованных играх и художественную деятельность в целом. Это в свою очередь пробуждает к самообучению и взаимопомощи.

Н. А. Ветлугина, Л. Фурмина рекомендуют при обучении создавать в группе особую обстановку праздника (костюмы, фрагменты оформления, инструменты), составлять сценарии праздников, а далее — вместе с детьми придумывать свои собственные программы развлечений, театрализованных представлений.

Особое внимание должно быть уделено подготовке детей к самостоятельной художественной деятельности через работу с художественной литературой с целью использования ее в драматизации и инсценировках. Это основной путь формирования творческо-речевой деятельности раскрывает в современной педагогической литературе. Однако практика показывает, что есть настоятельная необходимость обучения детей творческому рассказыванию с использованием элементов кукловождения для того, чтобы повысить уровень организации самостоятельной художественной деятельности.

Используя в обучении детей творческое рассказывания, мы предполагали, что для развития у дошкольников высокого уровня художественно-речевой деятельности необходимо формировать умение придумывать рассказы и сказки. В основном данная работа осуществляется на занятиях по развитию речи. В практике работы и методической литераторе чаще всего устные творческие сочинения не связаны с театрализованными играми детей. Формирование креативного воображения, мышления предлагает развитие у них определенного уровня импровизации, составление собственных сценариев для театрализованной постановки. Поэтому на занятиях по творческому рассказыванию всех детей обучали приемом кукловождения. Вождение персонажей осваивалось постепенно. Начинали работу с вождения объемных кукол настольного театра (пара кукол на каждый стол, высота игрушек от 10–20 см, чтобы ребенку удобно было держать ее). После четырех-пяти занятий вносились настольные плоскостные игрушки (по две на стол). Дети закрепляли умение работать с игрушкой: фигурка ходит, бегает, говорит, слегка наклоняется вперед или в сторону. В процессе работы уделяли внимание тому, чтоб произнося слова за фигуркой, ребенок двигал ее в зависимости от текста. Обучение детей начиналось с произнесение одной фразы за героя в сочетании с соответствующим движением, затем объем произносимого текста увеличивался за счет задания, предложенного воспитателем, а далее за счет текста придуманного самим ребенком. Детям предлагались песенки, рифмовки, отрывки текста из сказки. Данному виду театра уделяется три-четыре занятия. После этого водился пальчиковый театр. Методика работы, предложенная для плоскостного театра, повторялись. Обращалось внимание на технику вождения куклы, выразительность речи, на взаимосвязь слов и движение куклы. Последними предлагались фигурки театра петрушки. Таким образом, осваивая специфику творческих рассказов, ребенок овладевает основными приемами кукловождения и выполняет задание творческого характера, что в свою очередь обеспечивает формирование самостоятельной театрализованной деятельности.

Необходимо научить детей понимать эмоциональное состояние другого человека и передавать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний, приобщает его к духовным ценностям.

При помощи сказки ребёнок учится различать добро и зло не только, а сказке, но и в жизни. Любимые герои становятся образцом для подражания. А ведь главное научить ребёнка выживать в этом сложном мире. Научить дружбе взаимопониманию, мудрости, и умению выходить из сложившейся ситуации достойно, т. е. находить компромисс и умения договариваться друг с другом.

Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, уча текст, развивается память, мышление. А, значит, все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребёнка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Знание показателей художественной деятельности дает возможности практическим работникам грамотно реализовывать цели, анализировать художественную деятельность дошкольников в играх и в самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Формирование художественно-речевых способностей детей дошкольного возраста проходит несколько этапов, каждый из которых характеризуется определенным уровнем развития и проявления творческих способностей детей.

− 1 этап – дети обучаются восприятию и анализу литературных произведений, их содержание и выразительных средств.

− 2 этап — дети учатся воспроизводить готовое литературное произведение. С этой целью используются разные виды театра. Творческая самостоятельность проявляется через поиск способов передачи выразительных средств для образов, через освоение техники кукловождения.

− 3 этап — характеризуется созданием собственных сценок для театра, программ инсценировок и подготовки номеров. Это уже этап самостоятельной творческо-речевой деятельности.

Таким образом, косвенный характер руководства зависит:

a) от располагающей атмосферы (доброжелательного отношения взрослого, предметной среды);

b) от наличия общих элементов в самостоятельной художественной речевой деятельности и в организации занятий, праздников, развлечений;

c) от развития у детей специальных художественных способностей через специально организованное обучение (Л. В. Ворошина), что поможет воспитателю грамотно и эффективно управлять данным видом деятельности;

d) от развития педагогических способностей воспитателей, их художественных знаний, умений, навыков, эстетического вкуса и интереса к художественно-речевой деятельности.

  1. Генов Г. В. Театр для малышей. М.: Просвещение. 1968.
  2. Ермолаева — Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975. № 5.
  3. Караманенко Т. Н. Кукольный театр в детском саду. М.: Учпедгиз, 1960.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, вид театра, художественная деятельность, самостоятельная деятельность, самостоятельная художественная деятельность, творческое рассказывание, дошкольный возраст, предметная среда, самостоятельная художественно-речевая деятельность, словесное творчество.

Похожие статьи

Организация самостоятельной деятельности детей.

Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции.

Обучение рассказыванию способствует развитию творческого замысла и формированию такого качества связной речи, как содержательность, последовательность.

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников.

ребенок, художественная деятельность, вид деятельности, изобразительная деятельность, индивидуальный подход, дошкольный возраст, пространственная развивающая среда, детское творчество.

Развитие творческих способностей детей посредством.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности.

Развитие речевого творчества старших дошкольников.

4) самостоятельно осуществлять метафорический перенос.

Ворошнина Л. В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста.

Леонтьев А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М.: Ленанд, 2014.

Театральная деятельность как средство развития связной речи.

Актуальность проблемы развития творческих способностей.

самостоятельная изобразительная деятельность, изобразительная деятельность, ребенок, федеральный государственный стандарт, старший дошкольный возраст, самостоятельная деятельность, изобразительная.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Наряду с рассказыванием по предложенной схеме детям старшего дошкольного возраста предлагается игровые упражнения, с использованием приемов развития словесного творчества дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами.

Художественно-эстетическая деятельность — деятельность, возникающая у ребенка в результате восприятия литературного, музыкального

Организация самостоятельной деятельности детей.

Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции.

Обучение рассказыванию способствует развитию творческого замысла и формированию такого качества связной речи, как содержательность, последовательность.

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников.

ребенок, художественная деятельность, вид деятельности, изобразительная деятельность, индивидуальный подход, дошкольный возраст, пространственная развивающая среда, детское творчество.

Развитие творческих способностей детей посредством.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности.

Развитие речевого творчества старших дошкольников.

4) самостоятельно осуществлять метафорический перенос.

Ворошнина Л. В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста.

Леонтьев А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М.: Ленанд, 2014.

Театральная деятельность как средство развития связной речи.

Актуальность проблемы развития творческих способностей.

самостоятельная изобразительная деятельность, изобразительная деятельность, ребенок, федеральный государственный стандарт, старший дошкольный возраст, самостоятельная деятельность, изобразительная.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Наряду с рассказыванием по предложенной схеме детям старшего дошкольного возраста предлагается игровые упражнения, с использованием приемов развития словесного творчества дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами.

Художественно-эстетическая деятельность — деятельность, возникающая у ребенка в результате восприятия литературного, музыкального

Творчество – ключик к познанию и развитию человека любого возраста. Тем более, такого маленького, который еще не ходит в школу. Не зря психологи, чтобы лучше понять ребенка, просят его нарисовать сюжетный рисунок. Художественная деятельность дошкольников является увлекательным развивающим занятием, а также служит доступным средством выразить свои интересы, переживания.

Художественное творчество в деятельности дошкольников

Творчество тесно связано с воображением. Этот психический процесс стремительно развивается в дошкольном возрасте, позволяя детям фантазировать и оригинальничать везде, за что бы они не взялись.

Художественная деятельность

Творческий подход предоставляет возможность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Свои идеи дети также пытаются проверить или воплотить в деятельности.

Простор для фантазии открывается как в игре, так и в рисовании, создании аппликаций, придумывании историй, восприятии музыки, в танцевальных движениях. Деятельность дошкольников, непосредственно связанная с различными видами искусств, называется художественно эстетической.

К миру художеств дети причастны двояко. С одной стороны, они как зрители и слушатели познают изобразительное, литературное, театральное искусство. Ребенок слушает сказки, рассматривает картины, посещает детские представления, благодаря чему получает опыт эстетических впечатлений. Все это расширяет познание окружающего мира, приносит новые знания, воздействует на зарождающиеся эстетические чувства.

С другой стороны, дошкольник, как по собственной инициативе, так и при помощи взрослого систематически вовлекается в художественную деятельность. Первые рисунки, постижение цветовой гаммы, лепка незамысловатых фигурок, декламация стишков и проигрывание сюжетов – неполный перечень того, что формирует опыт эстетических умений малыша.

Развитие художественной деятельности дошкольников, начиная с первых лет жизни, является необходимым условием формирования гармоничной личности.

Виды художественной деятельности дошкольников

Художественная и творческая деятельность применительно к дошкольному возрасту подразумевает практически одни и те же виды занятий. Ранее других творческих попыток малыш приобщается к рисованию. Следом идет конструирование различных фигур. С расширением словарного запаса дошкольник не желает оставаться пассивным слушателем детских произведений, а пробует свои силы в изменении сюжета или в исполнении роли понравившегося героя.

Следовательно, среди разнообразия творческой деятельности в дошкольный период наибольший удельный вес имеют:

  • Изобразительная
  • Конструктивная
  • Художественно-речевая
  • Музыкально-ритмичная

В перечисленных основных видах художественной деятельности дошкольник может практиковаться, ориентируясь исключительно на образец. Но не следует видеть в этом элементарное подражание и отсутствие творческого компонента. Умения и навыки развиваются благодаря тренировкам. Рассмотрим краткую характеристику данных видов деятельности с точки зрения условий для развития детского творчества.

Изобразительное творчество

В рисунках ребенок воспроизводит действительность, как он ее представляет. Не беда, что окружающие зачастую не способны понять его замысел. Дошкольник представляет, что он хотел нарисовать, и находит подходящие способы выразить свои фантазии.

Главные художественные средства в детском рисунке – линия и цвет.

У дошкольника обязательно есть предпочитаемые цвета, которыми он изображает то, к чему испытывает симпатию и расположение. Как правило, это красный, желтый, зеленый. Малыш ни за что не нарисует злого колдуна красным или оранжевым. Для отрицательных персонажей у него предусмотрены черные, серые, коричневые оттенки.

Рисование с детьми 3 4 лет подразумевает знакомство с цветовым разнообразием, изображение простейших форм. С каждым годом дошкольник более тщательно прорисовывает образы. Особенно, если они изображают положительных героев. Формируется ручная умелость, развивается восприятие цветовых оттенков. Дети, способные к этому виду творчества, выдают гармоничные рисунки с соблюдением пропорций и цветовой композиции.

Не забываем, что создание образов на бумаге – только один из способов проявлять себя в изобразительном искусстве. Существует лепка, аппликация, декоративное творчество. Их достоинства в том, что ребенок осязательно воспринимает свойства предметов (форму, размер, структуру) и пытается создать, по сути, объемную проекцию.

Изготавливая образ из пластилина, дошкольнику не сразу удается получить то, что задумывалось. Но сколько открытий ожидает ребенка в процессе работы! Пытаясь вылепить горшочек, он продемонстрирует, какая у него получается лепешка, тарелка, бублик… Увидеть новый образ в комке пластилина — заслуга творческого воображения малыша.

Создание образов в конструировании

В конструктивной деятельности творчество проявляется на этапе зарождения замысла и в его реализации. Детей часто увлекает сам процесс сборки, особенно с появлением таких габаритных деталей как LEGO. Интересно соединять детали, обнаруживать похожесть с реальными предметами (например, мебелью), обустраивать пространство для игры, иначе использовать уже знакомые образы.

Конструирование образов

Творческие дети любят конструировать не по образцу, а в соответствии с собственным замыслом. Старшие дошкольники с интересом ищут новые способы воплощения своих замыслов.

Идеи исходят от детей, без вмешательства взрослых. В этом возрасте конструирование больше проявляется как самостоятельная творческая деятельность дошкольников.

Художественное конструирование из бумаги, наоборот, реализуется не только по инициативе взрослого, но и при его активном участии. Создание любой бумажной модели – это творчество по образцу. Причем, повторяется каждое действие. Только так получится соответствующий результат. Придумывание характера образов — что получилось, как использовать, — способствует развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Художественно-речевая деятельность

От пассивного слушания сказок и стихов в младшем дошкольном возрасте ребенок переходит к активному включению в художественно-речевую деятельность.

Родителям следует иметь в виду, что развивается этот вид деятельности благодаря целенаправленным занятиям. Взрослый просит ребенка рассказать, что происходило с главным героем сказки, или передать содержание прослушанного произведения. С подачи взрослого выстраивается диалог, приучающий ребенка выслушивать вопросы и отвечать на них.

Слушание и пересказ

Пересказ – самая простая форма художественной речи. Задача для дошкольника усложняется, когда ему нужно придумать историю, самостоятельно выбрав героев сюжета.

Придумывая свои сказки, дети опираются на известные им сюжеты. Их герои кого-то догоняют, сражаются, подвергаются волшебным превращениям.

Отдельной и ценной практикой в художественно-речевой деятельности являются театрализованные игры. Средние дошкольники нуждаются в руководстве взрослого, который распределяет роли, подсказывает, что и как нужно говорить маленькому артисту. В старшем дошкольном возрасте дети не только самостоятельно проводят театрализованные игры, но и значительно обогащают стандартные сюжеты.

Идеально, если подобные театрализованные представления становятся совместной творческой деятельностью родителей и детей. Создается дружеская атмосфера, развивающая речевые и творческие способности, усиливающая взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Танцевально-музыкальные занятия

Первые творческие элементы появляются в то время, когда ребенок, услышав музыку, пытается двигаться в такт. Однако подобная чувствительность к музыкальному ритму наблюдается не у всех детей. Не всем даны от природы музыкальные способности. Тем более танцевально-музыкальная деятельность важна для каждого дошкольника.

Эмоциональную отзывчивость на музыку можно и нужно воспитывать. В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно регулировать состояние детей.

Музыка растормошит вялого ребенка и успокоит слишком темпераментного. Ритмические упражнения организовывают движения ребенка и пробуждают интерес к деятельности вообще.

Слушание музыкальных произведений помогает ребенку войти в соответствующее состояние. С помощью взрослого дошкольник подбирает ассоциации и образы, вызванные звучанием мелодии. Полезно побуждать детей рассказывать, какие впечатления у них вызывает музыкальное произведение, предложить изобразить ассоциации на рисунке.

Важность художественного развития в дошкольном возрасте

Художественно эстетическая деятельность дошкольников изменяет содержательный аспект такого важнейшего познавательного процесса как восприятие. В раннем возрасте главная функция восприятия заключается в том, чтобы получать и передавать сенсорные сигналы (как выглядит предмет, какой на вкус, на цвет, как звучит).

В дошкольном возрасте восприятие становится отдельной познавательной деятельностью. Развивается художественное восприятие произведений искусства, литературы, музыкальных композиций.

Однако такое обогащение восприятия произойдет только при условии развития личности ребенка, его вовлечении в творческую деятельность.

Развитие эстетических чувств

Эффективность художественной деятельности дошкольников определяется формированием эстетических чувств в 6-7-летнем возрасте.

Формирование эстетических чувств

Восприятие цветовой гаммы позволяет юному зрителю понять настроение картины. Дети охотно определяют, какие эмоции передает живопись. В чем-то они ошибаются, но такие полярные чувства как грусть и радость улавливают безошибочно.

Слушая музыкальные произведения, дошкольники сначала с подачи взрослого, а затем и самостоятельно, отыскивают аналогии со звуками природы: капельки дождя, шум ручейка, завывание ветра. Также выделяют настроение музыки: успокаивающая, веселая, бодрая.

В литературных произведениях старшие дети интересуются не только сюжетом и развитием событий. Их интересуют мотивы поступков героев. Они оценивают их с позиции нравственности, восхищаются или осуждают.

Таким образом, все виды художественной деятельности вносят свой вклад в развитие личности дошкольника. Происходит формирование эстетического вкуса, воспитание эстетических чувств, развиваются творческие способности, закрепляются нравственные нормы.

Читайте также: