Виды экономической деятельности в республике беларусь план урока

Обновлено: 05.07.2024

За 2010–2017 гг. ВВП страны увеличился на 14 % и составляет более 105,2 млрд руб.

2. На какие сферы делится экономика Беларуси?

Сфера производства и сфера услуг.

3. Какие условия и факторы влияют на размещение производства в Беларуси?

Природные условия, сырьевой, топливно-энергетический, экологический, инфраструктурный, факторы и фактор трудовых ресурсов, фактор географического положения.

4. Какой центр промышленного производства относится к крупнейшим по объёмам производства?

2. Проблемные вопросы

5. Почему в последнее время виды экономической деятельности заменяют традиционные отрасли производства?

Это позволяет сопоставлять экономику Беларуси с большинством стран мира.

6. Почему экономику Беларуси называют социально-ориентированной рыночной?

Потому что она считается социально-ориентированной, так как помогает более уязвимым слоям населения, при этом сохраняя рыночную экономику, то есть принципы свобод и конкуренции.

7. Перечислите по пять видов промышленной продукции, производство которых зависит в основном от сырьевого и топливно-энергетического факторов.

Производство калийных удобрений, химических волокон, металлоёмкое машиностроение, производство искусственных волокон или металлургическое производство.

8. Объясните, какие отрасли хозяйства и почему ориентируются на потребителя.

Пищевая (молочная и хлебобулочная), так как продукция скоропортящаяся. Также на потребителя ориентируется торговля, гостиничное хозяйство, общественное питание.

9. Какие отрасли развиваются в соответствии с природными и экологическими условиями?

Сельское хозяйство, также многие производства располагаются за пределами городов, чтобы не загрязнять их. (экологический фактор).

3. От теории к практике

С развитием рыночных отношений и глобализацией происходит усложнение хозяйственной деятельности, появляются новые ее виды, в связи с чем возникает острая необходимость в статистических межгосударственных сопоставлениях. Республика Беларусь, как страна сильно интегрированная в мировую экономику, не может оставаться вне этих процессов. Постановлением Совета Министров от 5 февраля 2008 г., № 200 была определена окончательная дата перехода к использованию Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности (ОКЭД) в экономической и статистической практике страны - 1 января 2011 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательные: помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость изученного материала.

Оборудование: карточки с изображением различных видов продукции производственной сферы, карточки с названиями предприятий производственной сферы, мультимедийная установка, учебники, настенная экономическая карта Беларуси, атласы по географии Беларуси.

Тип урока: урок-обобщение с элементами игры.

Ход урока

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами обобщающий урок по производственной сфере Беларуси. Целями нашего урока будет обобщение и систематизация знаний по производственной сфере. Урок наш будет проходить в форме игры.

II. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу. (5 мин)

Я вас разделила на 2 команды. Вы будете соревноваться между собой. Так же у нас присутствую члены жюри, которые будут оценивать каждую команду после каждого конкурса. В конце урока жюри подсчитает баллы и объявит победившую команду.

А сейчас давайте вспомним:

  1. дать основные определения: хозяйство, отрасль хозяйства, производственная сфера;
  2. рассказать о производственной сфере;
  3. на какие отрасли делится производственная сфера.
  4. какие отрасли включает в себя химическая, топливная и легкая промышленность?
  5. Что включает в себя электроэнергетика?
  6. Назовите самые крупные электростанции Беларуси;
  7. Что входит в животноводство?

Наш урок будет состоять из конкурсов:

Презентация в форме лото. Каждой команде задается по 10 вопросов.

1 команда:

  1. Какая самая старая отрасль топливной промышленности? (торфяная)
  2. Какой тип электростанций преобладает в Беларуси? (тепловые)
  3. Какие виды минеральных удобрений производятся в Беларуси? (калийные, азотные, фосфорные, комплексные удобрения)
  4. Какие города являются крупными центрами лакокрасочной промышленности? (Лида, Минск)
  5. В каком городе Беларуси производится картон и фотообои? (Слоним, Гродненская обл.)
  6. Какую продукцию производит промышленность строительных материалов? (кирпич, бетон, известь, строительное стекло)
  7. В каких городах производится фарфорово-фаянсовая продукция? (Минск, Добруш)
  8. Какие отрасли производства выделяются в легкой промышленности? (текстильное, швейное, трикотажное, галантерейное, меховое, кожевенно-обувное)
  9. В каких городах находятся предприятия по производству сахара? (Гродно, Слуцк, Жабинка)
  10. Что включает в себя зерновое хозяйство Беларуси? (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза)

2 команда:

Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох. На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

Ученики вытягивают по 10 конвертов каждой команде. В конверте различные названия предприятий по производственной сфере. Они должны отнести данный объект к той или иной промышленности. Затем из этого же конверта я достаю цветную карточку, которая относится к той или иной промышленности.

  • МАЗ, Горизонт, Атлант, МТЗ, Гомсельмаш, Белкоммунмаш, Радимич;

Химическая промышленность: Солигорск, Белшина, Беларуськалий, Диалек, Экзон, Старобинское месторождение;

  • Дружба, Красносельск, Усиж, Любанское месторождение
  • Телеханы, Скипидар, Канифоль.

В итоге на доске получается цветная радуга.

Каждой команде раздается по конверту. В каждом конверте по 5 фотографий различной продукции. Команда вскрывает конверты по моему сигналу. Выходит 5 человек с команды и прикалывают картинки к городу, в котором производится та или иная продукция.

обдумывание 1 минута.

III. Подведение итогов урока. (5 мин)

Понравился ли Вам урок?

Что нового вы узнали в процессе урока?

Жюри объявляет победителей. Объявляются оценки победителям и активным участникам команд.

IV. Домашнее задание (1 мин)

План-конспект урока: ЭГХ республики Беларусь с описанием страны и общей дополнительной информацией.

ВложениеРазмер
belarus_glavnaya.odt 29.4 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока географии

Тема: Экономико-географическая характеристика Республики Беларусь.

Триединая цель:(Учебно-воспитательные цели)

Сформировать у учеников систему знаний об особенностях населения, экономической политике, отраслях международной специализации Белоруссии.

Совершенствовать навыки учеников оценивать географическое положение и природно-ресурсный потенциал страны.

Продолжать формирование умений учащихся работать с картами атласа и материалом учебника.

Развивать интерес учащихся к предмету, используя современные средства обучения(информационные технологии).

Методы и приемы:комплексный, эвристическая беседа, работа в группах, закрепления.

Оборудование: Политическая карта Европы, физическая карта Европы, атласы, учебники, Компьютерный класс.

План (схема, или на доске)

  1. ЭГП страны;
  2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов;
  3. Населения и трудовые ресурсы. Возможности их использования;
  4. Исторические предпосылки развития экономики;
  5. Специализация экономики, основные черты ее размещения;
  6. Основные черты географии транспорта
  7. Взаимосвязь отраслей и территорий внутри страны, района, города
  8. Общий вывод: перспективы развития.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Беседа за вопросами (эвристическая).

  1. Какие государства входят в состав региона Восточная Европа (Центрально-Восточная)? В состав СНГ (Содружество Независимых Государств)? Какие из них наиболее развиты?
  2. Какие преимущества географического положения стран Восточной Европы?
  3. Существуют ли в Восточной Европе демографические проблемы?
  4. По какому плану мы изучаем экономико-географическую характеристику страны?
  1. В состав региона Восточная Европа относятся: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Сербия и Черногория, Хорватия, Чехия, Эстония.
  2. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Какая же она Беларусь - Центральный обломок Великого княжества литовского . Через пару столетий это был уже Западный край Российской империи, а позже Белорусская ССР.
Но на сегодняшнем уроке мы будем рассматривать современную Республику Беларусь откидывающейся Западом (Европой) и недостаточно понимается Востоком (Россией) с полутоталитарную режимом власти и одной из самых экономик среди стран СНГ.

Изучение нового материала

Рассказ учителя (с элементами беседы и использованием компьютеру)

1. Общие сведения:

•Государственный строй: президентская республика, унитарное государство.

•Состав территории 6 областей (Минск, Брестская, Гомельская, Могилевская, Витебская, Гродненская).

•Денежная единица: белорусский рубль.

2. ЭГП и ПГП Белоруссии

•Республика Беларусь расположена на западе Восточно Европейской (Русской) равнины в бассейнах среднего течения Днепра и Западной Двины и верхнего течения Немана и Буга.Белоруссия относится к восточноевропейских государств. Ее территория составляет 207,6 тыс. Кв.км.

Вопрос: Пользуясь политической картой Европы, определите, с какими государствами граничит Беларусь.

•Республика Беларусь расположена на востоке Европы и граничит по суше с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией.Отсутствие выхода к морю, удобного для внешнеэкономической деятельности, компенсируется развитой транспортной сетью, которая обеспечивает стране выгоды транзитного положения между Западом и Востоком.

Вопрос: Как вы оцениваете политико-географическое положение страны?

3. Природно-ресурсный потенциал

Вопрос: Пользуясь физической картой Евразии, определите, какие крупные формы рельефа можно выделить в Белоруссии.

•Наибольшая протяженность территории Беларуси с севера на юг составляет 560 км., С запада на восток - 650 км. Средняя высота над уровнем моря 160 м; Самая высокая вершина — гора Дзержинская - 345 м (Минская возвышенность): самое низкое место (менее 85 м) находится в пределах Неманский низины.

•Большая часть территории - равнинная, с многочисленными следами ледниковой деятельности. На северо-западе - система моренных гряд (Свенцянська, Браславская и Освейська), являющиеся частями Балтийской мореной гряды.Между мореными грядами - заболоченные низины (Неманская, Полоцкая и др.). С запада на восток простирается Белорусская гряда (высота до 345 м - высшая точка Белоруссии). На юге - низменное Белорусское Полесье.

Вопрос: С помощью карта атласа определите, месторождения которых полезных ископаемых есть на территории Белоруссии.

•Минеральное сырье представлена залежами калийных и поваренной солей, незначительными запасами нефти, торфом и строительными материалами.

•Территория страны находится в зоне умеренного увлажнения со средним количеством осадков 500-700 мм в год, что, однако, превышает испаряемость и предопределяет заболоченность значительных участков, особенно на юге страны - в Белорусском Полесье.

Состояние окружающей среды

Вопрос: Какие экологические проблемы возникли в результате аварии на Чернобыльской АЭС?

•Около 1/5 территории страны подверглось сильному радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы (1986). Особенно пострадали Гомельская и Могилевская области.

•Ситуация усугубляется чрезмерным развитием химической и нефтехимической промышленности и повсеместным строительством крупных животноводческих комплексов без надлежащих технологий по переработке органических отходов.

Вопрос:Какие факторы влияют на естественный прирост населения в восточноевропейских странах?

•Население (по оценке на 2015год) составляет 9.6 млн. человек, средняя плотность населения около 50 человек на км2. Этнические группы: белорусы - 77,9%, русские - 13,2%, поляки - 4,1%, украинцы - 2,9%, другие — 1,9%. Язык: белорусский, русский (обе государственные), польский, литовский, украинский (в основном в приграничных районах).

•Беларусь - индустриально-аграрная страна переходной экономики. Хозяйство страны длительное время развивалось как составная экономики СССР. Это отразилось на её особенностях. Беларусь - одна из наиболее развитых среди республик СНГ. ВНП на душу населения 8700 долларов США

Вопрос: С помощью карт атласа определите и назовите основные отрасли промышленности Белоруссии и их размещения.

•Развитой отраслью промышленности является машиностроение, которое специализируется на выпуске автомобилей, особенно крупнотоннажных, тракторов и сельскохозяйственных машин, станков, приборов, бытовой техники. Основным машиностроительным узлом является Минск.

•Химическая промышленность развивается в двух направлениях: горно-химическая (добыча солей и производство минеральных, особенно калийных удобрений) и нефтехимическая по выпуску синтетических волокон (Могилев), шин (Бобруйск), лаков и красок.

•Территорию страны пересекают мощные нефте- и газопроводы из России в Европу. Нефтеперерабатывающие предприятия Новополоцка и Мозыря используют как привозное российское, так и собственное сырье.

•Она представлена практически всеми ведущими производствами - текстильным, швейным, трикотажным, обувным, ковровым, выпуском искусственного меха. Предприятия работают на собственной и привозном сырье.

•АПК специализируется на выпуске мясных и молочных продуктов, плодоовощных консервов, пищевого спирта и крахмала из продукции, поставляемой сельское хозяйство.

6. Сельское хозяйство

Вопрос: Какая специализация сельского хозяйства Белоруссии?

•Оно имеет животноводческо-растениеводческой направление. Ведущими отраслями животноводства является молочно-мясное скотоводство и свиноводство. Основная продукция растениеводства - лен-долгунец, картофель, зерновые (особенно рожь, ячмень, овес, гречиха).

•Основная продукция растениеводства - лен-долгунец, картофель, зерновые (особенно рожь, ячмень, овес, гречиха).

•Белорусы имеют давнюю традицию льноводства, и страна всегда славилась своими льняными изделиями.

•Воздушный транспорт развит относительно слабо; крупнейший аэропорт страны находится вблизи Минска.


Цели: 1) сформировать у учащихся представление о современной структуре хозяйства Беларуси.

2) обеспечить развитие навыков использования имеющихся знаний и опыта практической деятельности, умения работать с дополнительными источниками информации, эмоционально воспринимать изученный материал.

3) показать значение и роль хозяйственной экономической деятельности в Беларуси; содействовать формированию познавательного интереса к предмету.

Оборудование: учебник, карта, атласы.

2. Климанова О.А. / Тесты по географии / О.А. Климанова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 288с.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Вхожу в класс, здороваюсь, проверяю отсутствующих (тема, дата, домашнее задание уже на доске).

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

1. Что называется структурой?

Правильный ответ ученика: Структура – разделение хозяйства на отдельные отрасли.

2. На какой стадии экономического развития находилась Беларусь до первой мировой войны?

Правильный ответ ученика: Беларусь достаточно длительное время находилась на стадии аграрного (доиндустриального) экономического развития.

3. Как выглядела экономика Беларуси в советский период?

Правильный ответ ученика: в советский период структура хозяйства Беларуси становилась все более сложной и разветвленной. В промышленности быстро развивались машиностроение и металлообработка, топливная, текстильная и пищевая промышленность. Сельское хозяйство было переведено на коллективные формы хозяйствования. Во второй половине ХХ в. в республике появились крупные предприятия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Беларусь перешла на стадию индустриального экономического развития. Но создание многих материало- и энергоемких производств не соответствовало природно-ресурсному потенциалу и социально-экономическому положению Беларуси. В сельском хозяйстве в начале 90-х гг. уменьшилась доля животноводства, производства картофеля, льна, сократилось поголовье животных. Значительная часть коллективных хозяйств стала убыточной.

4. Какие действия были предприняты белорусским государством по стабилизации хозяйства страны в 90-х гг.?

Правильный ответ ученика: 1991-1995гг., 1996-2000гг. определяют в качестве двух этапов переходного периода. Первый период был периодом тяжелого экономического кризиса, второй этап стал периодом перехода от экономического спада к стабилизации и улучшению социально-экономической ситуации на основе восстановления управляемости хозяйством с учетом особенностей переходного периода. Во втором периоде были определены основные направления социально-экономического развития страны, направленные на постепенное осуществление рыночных преобразований. Было усилено государственное регулирование процесса перехода к рыночным отношениям.

5. Какая модель была избрана за основу развития хозяйства Беларуси?

Правильный ответ ученика: за основу развития хозяйства Беларуси была избрана модель социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей основные современные тенденции (глобализацию, формирование постиндустриального общества на основе новых технологий, открытость экономики, создание условий для всестороннего развития человека).

6. Что такое специализация хозяйства?

Правильный ответ ученика:Специализация хозяйства – это форма общественного разделения труда и организации производства.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Мы только что рассмотрели структуру и специализацию хозяйства нашей страны. Вспомним еще раз, какая отраслевая структура современного мирового хозяйства Беларуси?

Правильный ответ ученика: в Беларуси социально ориентированная рыночная экономика.

Читайте также: