Виды деятельности по математике в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

– Образовательные цели и задачи – сформировать и развивать представления о математических понятиях и геометрических фигурах в рамках программы.

– Воспитательные цели и задачи – развивать и математические понятия и представления всех познавательных процессов, в том числе речь, умственную и практическую деятельность учащихся.

– Практические цели и задачи - формировать навыки применения математических знаний, умений и навыков решении жизненно-практических задач.

- Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развитияпознавательных способностей учащихся,

· она формирует и корригирует такие формы мышления, как сравнение, анализ, синтез,

· развивает способность к обобщению и конкретизации,

· создаёт условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;

· развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями.

· Учащиеся учатся комментировать свои действия, давать полный словесный отчёт о решении задачи, примера, выполнения того или иного задания по математике.

· Подготовка учащихся к жизни, трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения.

· Овладения умениями и навыками счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решения арифметических задач, ориентации во времени и пространстве, знание свойств геометрических фигур позволяет учащимся решать жизненно-практические задачи.

Математика – триединый курс: арифметика, алгебра, геометрия.

Понятия,которые изучаются в начальном курсе математики, обычно представляют в виде четырех групп:

· арифметические понятия, связанные с числами и операции над ними (число, сложение, слагаемое и др.);

· алгебраические понятия (выражение, равенство, уравнение и др.);

· геометрические понятия (прямая, отрезок, треугольник и т.д.);

· понятия, связанные с величинами и их измерением, единицами измерения и др.

Предметом методики начального обучения является:

1. Обоснование целей обучения математике;

2. Научная разработка содержания обучения математике;

3. Научная разработка методов обучения;

4. Научная разработка средств обучения.

5. Научная разработка организации обучения.

Таким образом, цели, содержание, методы, средства и формы обученияявляется основными компонентами методической системы.

Методика преподавания математики тесно связана с другими науками и прежде всего с математикой, педагогикой, возрастной психологией, информатикой, окружающим миром, и другими науками.

Программы по математике составлены в тесной связи с программами по другим учебным дисциплинам, особенно с программой по ручному труду.

Изучение величин служит подготовкой к изучению физики, химии и других наук в старших классах, способствует реализации межпредметных связей математики с технологией (трудовым обучением), ознакомлением с окружающим миром, изобразительным искусством (рисованием), черчением, физкультурой.
Наличие геометрических знаний способствует более успешному изучению таких учебных предметов, как ручной и профессиональный труд, рисование, черчение, физкультура, естествознание, география.

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Пояснительная записка

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующихцелей и задач:

– математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

– развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование и т.д.

– освоение обучающимися начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать разные арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

– воспитаниекритичности мышления, интереса к умственному труду,

стремленияматематические знания использовать в повседневной жизни.

Таким образом, предлагаемое содержание начального курса по математике, в рамках учебников 1-4 классов, имеет целью ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств,дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий (окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п.), а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

· Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.

· Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).

· Описание явлений и событий с использованием величин.

· Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.

· Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.

· Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

· Выполнение геометрических построений.

· Выполнение арифметических вычислений.

· Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.

· Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.

· Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.

· Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.

· Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.

· Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.

· Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

· Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.

1. По форме организации: участвуют во фронтальной работе, работа­ют в группах, в парах, работают индивидуально.

3. По характеру познавательной деятельности (активности): действуют по образцу; планируют деятельность; переносят знания, умения в новую ситуацию; ищут другие способы решения; ис­следуют; моделируют; самостоятельно составляют; решают проблему.

4. По видам мыслительной деятельности: сравнивают, устанавливая различное или общее; анализируют, синтезируют, абстрагируют, конкретизируют, обобщают, доказывают, устанавливают законо­мерность, рассуждают, делают индуктивный вывод, делают де­дуктивный вывод, проводят аналогию, высказывают догадку (допущение, гипотезу), выявляют способ решения (приемы работы), находят причинно-следственные зависимости, классифицируют, систематизируют, структурируют, выявляют существенное; выделяют главное в учебной информации, самостоятельно формулируют правило, закон.

5. По видам учебной деятельности: воспринимают или выделяют учебную цель, задачу; разъясняют, с какой целью на уроке выполнялась определенная практическая деятельность; устанавливают границу между известным и неизвестным; устанавливают несоответствие между условиями новой учебной задачи и известными способами действий; определяют способ выполнения учебного задания; планируют этапы и последовательность выполнения учебного задания; осуществляют самоконтроль своих действий и полученных результатов, соотносят их с образцом (алгоритмом) и устанавливают их соответствие или несоответствие; исправляют ошибки; оценивают отдельные операции и результаты учебной деятельности; дают прогностическую оценку своих возможностей относительно решения поставленной перед ними учебной задачи.

3.3 Виды деятельности учителя

Ставит (обсуждает с учащимися) учебные задачи; организует беседу, практическую и другие виды деятельности уча­щихся; дает образец записи, способа действия, объяснения; запи­сывает на доске опорные слова, краткую запись задачи, примеры и пр.; ставит проблемный вопрос; направляет учебную (поисковую) деятельность учащихся; стимулирует самостоятельность и активность учащихся; контролирует и дает оценку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под учебной деятельностью понимают специально организованную деятельность учащихся, которая представляет собой совокупность определенных действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям, направленных на овладение теоретическими знаниями, знаниями об окружающем мире, природе и обществе обобщенными способами действий по их добыванию, формами опыта человечества.

Выступление на семинаре

«Организация учебной деятельности

учитель начальных классов

Тетюшкина Е.С.

Саранск 2017

Под учебной деятельностью понимают специально организованную деятельность учащихся, которая представляет собой совокупность определенных действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям, направленных на овладение теоретическими знаниями, знаниями об окружающем мире, природе и обществе обобщенными способами действий по их добыванию, формами опыта человечества.

Основное отличие учения от учебной деятельности в том, что учение осуществляется как учебная деятельность, если школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Если эти способы не даны ему в готовом виде, а самостоятельно строятся самим учеником и вытекают из поставленной им учебной задачи, если ученик усваивает не только способы работы со знаниями, но и способы работы с самим собой, то есть приемы самоконтроля и самооценки.

Обучение на современном этапе невозможно представить без перехода от информационно-объяснительной технологии обучения к развивающей деятельности. Важным становится не только усвоение знаний, но и способы, формы усвоения и переработки учебной информации. Развитие математических способностей в существенной степени является продуктом школьного обучения.

Одна из главных задач учителя на уроке - это создание условий для активной, сознательной, творческой деятельности обучающихся; совершенствование взаимодействия учителя и учащихся в процессе решения примеров, текстовых задач и выполнения других заданий; развитие математических способностей школьников и воспитание у них работоспособности, требовательности к себе.

Выявляя причины успехов и неудач учеников, учитель может определить, какие способности или неспособности влияют на деятельность учащихся и в зависимости от этого целенаправленно планировать дальнейшую работу. В результате целенаправленной работы по развитию математических способностей у учащихся повышается уровень успеваемости и качества знаний, развивается интерес к предмету.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков для развития математических способностей особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Наиболее эффективные формы работы – это сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности учащихся, а также работа в паре, такие задания в учебнике отмечены особым значком и на уроке ученики их выполняют с соседом по парте.
Для развития способности к восприятию математического материала учащимся предлагаются следующие задания:

Задачи с несформулированным вопросом:

В столовую привезли 3 ящика груш по 9 кг и 1 ящик яблок весом 12 кг. Нужно поставить вопрос к задаче.

Для школы купили 8 телевизоров, а магнитофонов в 2 раза меньше.

Надо отремонтировать 24 комнаты. После того, как несколько комнат отремонтировали, осталось отремонтировать 6 трехкомнатных квартир.

На какой вопрос ты можешь ответить, а на какой нет? Почему? Подумай! Как дополнить условие задачи, чтобы ответить на оба вопроса?

4.Работа по классификации задач.

Разбейте эти задачи по две так, чтобы из них можно было составить одну:
1. У детей было 15 конфет, они съели 6 конфет. Сколько конфет у них осталось?
2. В вазе лежали 2 ириски, а карамелек в 4 раза больше. Сколько конфет в вазе?
3. У детей было 9 конфет. Они раздали их трём друзьям поровну. Сколько конфет получил каждый друг?
4. В вазе было 10 конфет. Двое детей разделили эти конфеты поровну. Сколько конфет у каждого ребенка?

Развитие способности к обобщению на уроке математики достигается путём выполнения специальных заданий:

Решение задач одного типа:

Бабушке 56 лет, а внуку 8. Во сколько раз бабушка старше внука? У пристани стояло 36 лодок и 9 водных велосипедов. Во сколько раз водных велосипедов меньше, чем лодок?

Решение задач разного типа:

Масса тыквы 4 кг, а масса кабачка в 2 раза меньше. Какова масса кабачка?
Масса тыквы 4 кг, а масса кабачка 2 кг. Во сколько раз тыква тяжелее кабачка?
Масса тыквы 4 кг, а масса кабачка 2 кг. Какова масса тыквы и кабачка?
Масса тыквы 4 кг, масса кабачка 2 кг. На сколько кабачок легче тыквы?

Для развития гибкости мышления предлагаются следующие упражнения:

Выполняя учебные задания, учащиеся вместе с тем развивают свою мыслительную деятельность. Так, решая математические задачи, школьник учится анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению, которые являются основными мыслительными операциями. Поэтому для формирования способностей в учебной деятельности необходимо создавать определённые условия на уроке: положительные мотивы учения; повышать интерес учащихся к предмету; творческую активность; это положительный микроклимат в коллективе; предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Важно использовать дифференциацию учебных заданий по уровню творчества, трудности, объёму.

При дифференциации по уровню творчества работа организуется следующим образом: учащимся с низким уровнем математических способностей предлагаются репродуктивные задания: работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений, а ученикам со средним и высоким уровнем – творческие задания.

Можно предложить продуктивные задания всем ученикам, но при этом детям с низким уровнем способностей даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в изменённой ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает три типа заданий:

Задания, выполнение которых состоит в стереотипном воспроизведении заученных действий. Степень трудности задач связана с тем, насколько сложным является навык воспроизведения действий и насколько прочно он освоен.

Задания, выполнение которых требует некоторой модификации заученных действий в изменившихся условиях. Степень трудности связана с количеством и разнородностью элементов, которые надо координировать наряду с описанными выше особенностями данных.

Задания, выполнение которых требует поиска новых, ещё неизвестных способов действий. Задания требуют творческой активности, эвристического поиска новых, неизвестных схем действий или необычной комбинации известных.

Задания повышенной сложности в учебнике обозначены особым значком, выполнение которых предлагается в основном учащимся с высоким уровнем математических способностей, либо они выполняются вместе с учителем, или по желанию дома с родителями.

Дифференциация по объёму учебного материала предполагает, что всем учащимся даётся некоторое количество однотипных задач. Могут быть предложены задания творческого характера по составлению однотипных объектов и требуется составить максимальное их количество за определённый период времени. Например: кто больше составит задач с различным содержанием, решением каждой из которых будет выражение: (35 + 15) : 5.

В качестве дополнительных заданий предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным – задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера.

При самостоятельном решении задач эффективна индивидуальная работа. Степень самостоятельности такой работы разная. Сначала учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточка.

В магазин привезли 18 ящиков шоколадных пряников и 23 ящика мятных пряников. За неделю продали 12 ящиков шоколадных пряников. Сколько ящиков с пряниками осталось в магазине?

1 уровень (низкие матем. способности). Реши задачу.
2 уровень. (средние матем. способности).Реши задачу двумя способами.
3 уровень. . (высокие матем. способности).Дополни условие задачи согласно схеме и реши её: (18 - 12) – (23 – 7).

Для учащихся с низким уровнем математических способностей составляется система заданий, которая содержит: образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изученного образца, различные алгоритмические предписания; теоретические сведения, а также всевозможные требования сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать.


Такая организация учебной работы даёт возможность каждому ученику в силу своих способностей углублять и закреплять полученные знания.

Индивидуальная форма работы несколько ограничивает общение учащихся, стремление передавать знания другим, участие в коллективных достижениях, поэтому необходимо использовать групповую форму организации учебной деятельности.
Задания в группе выполняются таким способом, при котором учитывается и оценивается индивидуальный вклад каждого ребёнка. Величина групп от 4 до 6 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется от содержания и характера работы. В состав группы входят учащиеся с разным уровнем математических способностей.

Групповая форма работы на уроке математики чаще всего используется при закреплении, повторении учебного материала, когда каждая группа участвует в конкурсе, викторине и набирает баллы, или когда проводятся уроки типа КВН, уроки - соревнования.

На уроках математики учащиеся с удовольствием выполняют задания в тетрадях с печатной основой, в которых за короткое время можно выполнить несколько заданий, так как нужно просто вставить знак, цифру, подчеркнуть, соединить стрелкой, дорисовать, выбрать решение - детям это нравится. Задания в тетрадях занимательного характера, развивают смекалку, логическое мышление, внимание, воображение, память.

На каждом уроке использую прием самооценки (рефлексия): когда учащиеся сами честно оценивают свою работу на уроке, или оценивают выполнение какого-либо задания – это активизирует деятельность учащихся.

С целью проверки знаний использую тесты, детям очень нравится этот вид работы, больше, чем самостоятельные или проверочные работы.

Как и по другим предметам, по математике учащиеся участвуют в проектной деятельности. Проекты дети выполняют как индивидуально, так и по группам, и коллективно.

Также на уроках математики можно использовать компьютерные программы, позволяющие проводить работу по формированию умений делать обобщения, сравнения, анализ признаков объектов или их групп. Задания, игры с использованием компьютера, проектора могут быть включены в любой этап урока – в устный счёт, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля.

По новым ФГОС в начальной школе к каждому предмету имеются диски с различными, очень интересными заданиями. К определенной теме урока предлагаются занимательные задания со сказочными героями, различными звуковыми эффектами, что вызывает огромный интерес у учащихся начальной школы.

Все учителя указывают, что нетрадиционные формы урока очень эффективны, на них повышается качество знаний, развивается познавательный интерес, память, возрастает объём запоминаемого, знания учащихся конкретизируются, приобретают глубину, повышается интерес к предмету, развивается произвольное внимание. На таких уроках, слабые учащиеся чувствуют себя увереннее. Но даже в использовании нетрадиционных форм нужны соблюдения педагогических принципов системности и последовательности.

Можно отметить, что учителя начальных классов предпочитают:

уроки-путешествия - 70 % учителей;

уроки, с использованием игровых ситуаций - 40 % учителей;

интегрированные уроки - 25 %;

уроки типа КВН - 20 %.

Такие формы работы обеспечивают повышение уровня математических способностей большинства учащихся, повышают продуктивность работы и творческое направление деятельности.

Список литературы

2.Крутецкий В.А. Учебная деятельность младшего школьника. Психология: Учебник для учащихся педучилищ. — М.: Просвещение, 1999.

Обучение математике на факультативе: задачи

Внеурочная работа не должна походить на обычные занятия в классе. При этом любую деятельность, связанную с изучением математики в начальной школе, следует направлять на достижение главной цели: расширения математического кругозора и эрудиции учащихся.

Задачи курса внеурочной деятельности по математике для учеников 1-4 классов:

1. Обучение элементам логической и алгоритмической грамотности, коммуникативным умениям младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

2. Развитие математических способностей учащихся, наблюдательности, геометрической зоркости, умений анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Разберем подробнее, как воплотить это на занятиях.

Общие аспекты внеурочной математической деятельности в начальных классах

Игровая ситуация тесно связана с поставленной учебной задачей.

Используются дополнительные материалы: танграм, уголки, цветные треугольники.

По возможности используется цифровые устройства, в том числе интерактивная доска.

Условия игр и компания других игроков сдерживает детей, имеющих сложности с произвольностью поведения.

Подход к раскрытию того или иного факта в процессе игры математически корректен, доступен, максимально точен (с учетом возрастных особенностей, требований, конкретных целей).

Содержание любой игры предусматривает достижение не только предметных (математических) целей, но целей формирования учебной деятельности, развития образного и логического мышления.

Внеклассная работа способствует развитию коммуникативных умений, таких как желание общаться, умение слушать, умение ориентироваться в ситуации (кому, зачем и что говорю), знание норм и правил общения, умение осуществлять контроль за речью, корректировать себя.

Занимательная математика. 1 класс. Рабочая тетрадь

Математический материал и универсальные учебные действия в играх

Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.

Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда, использование его в ходе самостоятельной работы.

Применение изученных способов учебной работы и приемов вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализ правил игры, действие в соответствии с заданными правилами, включение в групповую работу.

Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументация.

Аргументация своей позиции в коммуникации, принятие разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

Организация математического занятия

Дети разделяются на группы и работают попеременно в разных рабочих зонах. Это позволяет отойти от строгой формы работы за партами. Центры деятельности можно добавлять, сокращать — в зависимости от учебных задач, особенностей класса, потребностей учеников. Если рабочих зон 5, то групп детей тоже 5. Поскольку занятие длится 45 минут, на каждый центр группе дается 7 минут, а в конце подводится итог работы.

Занимательная математика. 2 класс. Рабочая тетрадь

Примеры заданий:

Приготовьте для игры два игральных кубика с точками. Можно вырезать и склеить их, используя приложение рабочей тетради. Запишите в таблицу свои имена. Бросайте по очереди сразу два кубика. Считайте точки на верхних гранях двух кубиков. Записывайте результаты в таблицу. Проведите шесть раундов.

Результат: повторение чисел, развитие социальных навыков.

Проведи линию от отмеченной точки:

Одна клетка вправо

Одна клетка вниз

Одна клетка вправо

Одна клетка вниз

Результат: начало развития пространственного мышления.

Результат: развитие навыков, необходимых для решения числовых головоломок.

Выбор коллективной, групповой игры прежде всего определяется точным учетом уровня развития мышления учеников, уровня сформированности их коммуникативных умений. Кроме того в обучении важно использовать свойство, присущее детской игре — эффективную реализацию потенциала непроизвольного усвоения фактов, сведений, умений.

Смотрите также:

Дружим с математикой. 2 класс. Рабочая тетрадь

Задания пособия позволяют предупредить возможные трудности в усвоении основных тем второго года обучения математике, помогают развить пространственные представления, геометрическую наблюдательность учащихся, сформировать навыки самоконтроля.

Читайте также: