Виды анализа стихотворения в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

(4, 5, 6, 7 – письменно.)

План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?

2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

8. В чем главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных.

10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?

План анализа сказки

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

План анализа басни

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

В литературоведении различают две системы художественного строения речи - прозаическую и стихотворную.

СТИХ - особый тип речи, своеобразная, выразительная система, существенно отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы. Для стихотворной речи присущи несколько признаков. Ритм имеет особую роль для организации стихотворной речи. Он характеризуется повторяющимися элементами, что определят присущую этим произведениям стройность в движении. Размеренность, ритмичность стиха создается определенным повторением ударных и безударных слов в строке. Различные системы стихосложения отличаются друг от друга определенным стихотворным размером. В начальной школе учащиеся знакомятся с ритмом и рифмой.

Стихотворная речь - эмоционально окрашенная речь. Главная черта стихотворной речи: постоянство однородной, эмоционально-окрашенной интонационной системы в отличие от прозы, где перед нами переменная интонация, где каждая фраза имеет свою, главным образом логически мотивированную интонацию, не повторяющуюся в последующих фразах.

Учитывая эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание учеников на то, что в стихе поэт часто выражает свои чувства, свои переживания, вызванные картинами природы. Одна и та же картина природы у разных поэтов может вызвать разные чувства и стих получает разную эмоциональную окраску: радость, грусть, тревогу и т.д.

Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. В начальной школе изучают эпические и лирические произведения.

В лирических стихотворениях предметом (переживания) изображения становятся переживания, чувства человека. Своеобразие лирического произведения в том, что переживания, внутренний мир героя - это то центральное, ведущее, что составляет лейтмотив изображаемого. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, философскими размышлениями: о сущности мира, жизни.

С учетом тематически жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, патриотическую, философскую, лирику любви и дружбы и т.д. В лирике начальной школы представлена в основном пейзажная лирика. Необходимы условия, существенно влияющие на полноценность восприятия учащимися данного вида произведений и творческое восприятие их эмоциональнообразного содержания. К числу таких условий относятся:

  1. Наличие у учащихся жизненных представлений адекватных авторским.
  2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев произведений. Настроения и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх, печаль, грусть, гордость; спокойно, взволнованно, торжественно).
  3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения. При подготовке к чтению стихов о природе учитель определяет место и время проведения экскурсии, подбирает репродукции картин художников, музыкальные произведения, созвучные стихам.

Особенно внимательно нужно отнестись к подбору биографического материала о писателе. Учитель может рассказать о поэте так, чтобы была понятна его грусть или радость, тревога. Очень эффективным является прослушивание соответствующих музыкальных произведений: у детей создается настрой, адекватный авторскому, что способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения.

Необходимо подчеркнуть важность тщательной подготовки учителя к выразительному чтению стихотворения. Стихотворение должен читать учитель наизусть и пробуждать у детей живые ассоциации с картинами, которые описывает поэт. При чтении пейзажной лирики предметом анализа

является живописный образ. Своеобразие анализа стихотворения о природе состоит в том, чтобы оно было направлено на создание у учащихся благоприятных условий для глубоко-эстетического восприятия живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств языка. Живописный образ сложен как и любой образ. Поэтому на уроке после первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа - его взаимосвязанные компоненты. Яркость первичного целостного восприятия создается вопросами следующего характера :

Какое настроение вызывает у вас это стихотворение ?

Какое чувство выразил поэт, описывая осень ? Докажите.

Какой вы представляете себе черемуху, слушая стихотворение С.Есенина? Какой вы представляете себе весну, лес стихотворения И.Бунина?

Изобразительно-выразительные средства речи

Метафора - перенесение свойств или признаков с одного предмета на другой по принципу сходства.

Метафора - употребление слова в переносном значении (горит восток, солнце встало, дождь пошел).

Олицетворение - овеществление (снег лежит), отождествление предметов и явлений природы, растительного и животного мира с жизнью и деятельностью людей.

Олицетворение - выразить, представить в образе живого существа (ветер, ветер, ты могуч. ).

Эпитет - образная характеристика какого-либо предмета или явления, выраженного прилагательным.

Эпитет - образное художественное определение. Придает предметам особую живость, образность, эмоциональность (бродяга- ветер, Мороз-воевода).

Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление

одного предмета другому. Сопоставление объектов с целью выявления

Работа над стихотворением в начальной школе Особенности поэтических текстов

Цель уроков: формирование начальных представлений учащихся о рифме и ритме как основах поэтического текста.

Для реализации принципа проблемности обучения, включения учащихся в поисковую деятельность необходимо перед этими уроками дать детям задание выучить на выбор отрывок из прозы или стихотворение. Выбор детей можно с уверенностью предсказать. Объясняя, почему они выбрали для заучивания стихи, они выйдут на самые простые представления об особенностях поэтической речи, её размеренности и похожести слов, которые стоят в конце строки.

Мы поместили в учебнике, по сути дела, записанную беседу с учащимися о рифме и ритмической организации стиха, понимая сложность объяснения детям этих понятий. Учитель должен помочь ученикам разобраться в том, что называется рифмой и ритмом, он помогает прохлопать ритм и организует игры. В этих уроках много игровых моментов, они хороши импровизацией, а сам литературный материал знаком, любим и удивительно гармонизирует учебное образовательное пространство.

Расширение представлений учащихся о рифме

Цели уроков: 1) знакомство с основными правилами рифмовки; 2) работа над выразительностью чтения диалога.

Организуя чтение, учитель может использовать возможности данного текста для отработки у детей умения различать границы высказывания. Данный текст очень хорош для чтения по ролям, дети с удовольствием будут делать это, а значит, работа над определением того, кому из героев принадлежат слова, будет им интересна и плодотворна. Так же органично и заинтересованно на этих уроках будет решаться задача выразительности чтения.

Отработка принципов и способов рифмовки в поэтическом тексте

Цель урока: проверка умений определить созвучие и подобрать рифму.

Тексты, с которыми мы работаем на этом уроке, расположены в порядке усложнения учебных задач.

Кроме того, на этом уроке мы работаем, по сути дела, над моделями словообразования в русском языке, которое будет изучаться позднее, т. е. реализуем один из главных принципов развивающего обучения — работу в зоне ближайшего развития ребёнка.

Это, может быть, самая трудная для осмысления учениками-читателями тема. Но именно в этом возрасте, когда фантазия ребёнка просто безгранична, когда он свято верит в игру и сказку, можно сформировать читательское представление об умении автора создавать фантастические картины, которых на самом деле не бывает, и о самых простых способах создания таких картин.

  1. Беглость.
  2. Правильность.
  3. Выразительность.
  4. Сознательность.

Упражнение на дыхание.

Упражнение: задувание свечи.

Правильная посадка, осанка, дыхание.

Вдох - 1-5, задержка дыхания 1-3, выдох — 1-5

Глубокий вдох - 1-2, задержка дыхания - 1, выдох -1 -10.

Вдох - 1-3, задержка дыхания - 1, выдох 1-10 с произношением звука.

Вдох - 1-3, задержка дыхания - 1, выдох 1-10 с произношением пословиц или поговорок, чистоговорки.

*1* Учить видеть голосом

(Работа со словами - шепотом, громче).

♦S* Учить читать ясно и отчетливо.

Читать в разных темпах.

Плавное чтение до режима скороговорки. (Стоя спать умеет слон . ). Учить читать знаки препинания.

Мышонку шепчет мышь: (1,2) Ты все шуршишь, (1) не спишь. (1,2,3). Мышонок шепчет мыши: (1,2) Шуршать я буду тише. (1,2,3).

Соблюдать логическое ударение.

Прочитать предложение, чтобы логическое ударение менялось, падало сначала на 1 слово (2,3). Разбираем смысл.

Формирование беглого правильного чтения.

Учитель ставит перед собой задачи:

Создать атмосфер у успеха, сформировать положительную установку на чтение. Сравнивать ребенка только самим с собой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Приемы и методы анализа стихотв произв в нач кл на уроках лит чтения.docx

Приемы и методы анализа стихотворных произведений в начальных классах на уроках литературного чтения

Пальчикова Мария Константиновна,

«Поэзия – прежде всего чудо,

Чудо чувства, чудо звука

И чудо того, чуть-чуть

без которого искусство

Каким видят окружающий мир волшебники? Сказочным! И это возможно не только в сказке. Волшебство слова и звука творят поэты и музыканты. Поэзия – это сказочная страна, это искусство, чтобы попасть в ее мир, надо развивать в себе дар понимания и чувство красоты.

Меня, как учителя начальных классов, давно интересует проблема: как привить ученикам любовь к поэтической строке, развить навык выразительного чтения стихотворений. Над этой проблемой я работаю уже несколько лет, собирая по крупицам нужный материал.

Поэтому основная наша задача состоит в том, чтобы разбудить, развить эмоции и чувства ребенка, добиться искреннего, заинтересованного отношения к тексту. Мы должны стремиться сформировать творческого читателя, умеющего воспринимать художественное произведение адекватно

авторскому замыслу, приучить ребенка к вдумчивому чтению, научить его любоваться вместе с поэтом картинами природы.

Но материал, предлагаемый для изучения в начальной школе, подчас очень труден для детского восприятия. Это связано как с образным смыслом слова, так и с осложненным синтаксисом: сравнения, метафоры, олицетворения, разнообразные деепричастные обороты и т.д.

К тому же пейзажи русских классиков многогранны, динамичны, выражают многогранные оттенки душевных переживаний человека. С детства впитав в себя пушкинские строки о буре, о зимнем вечере, мы, став взрослыми, не всегда отдаем себе отчет в том, почему живет в нас пушкинский стих и как его впервые воспринимает ребенок. А между тем, учителю важно понять это, чтобы помочь детям не просто механически заучить стихи и на слово поверить в их гениальность, а действительно почувствовать их красоту, радоваться и грустить, читая их.

Наша задача заключается в том, чтобы сохранив целостность и эмоциональность восприятия, раскрыть учащимся движение и глубину лирического переживания, показать своеобразие авторской точки зрения. Нужно стремиться к тому, чтобы подсознательная любовь к поэзии, музыке стиха переросла у детей в сознательную потребность чтения лирики.

Но шаблон в подходе к изучению лирических стихотворений недопустим.

Поэтому, планируя уроки чтения, я стараюсь четко представить себе, в чем художественное своеобразие того или иного стихотворения, какое состояние души стремился выразить в нем автор. Умение посмотреть на природу глазами поэта – одно из важнейших методических условий для решения задачи литературного образования и развития младших школьников. При изучении лирических стихотворений я ставлю перед собой такие задачи:

развивать воображение, учить детей представлять себе картины природы, изображенные поэтом;

учить детей высказывать свои впечатления, делиться своими представлениями;

формировать у детей умение определять эмоциональную тональность стиха, настроение автора;

создавать атмосферу для возникновения сопереживания, эмоционального отклика на произведение;

учить детей выразительно читать стихи о природе; помогать им понять, какие умения необходимы для выразительного чтения.

К решению поставленных задач приступаю уже в первом классе. Здесь важно практически показать индивидуальное своеобразие каждого произведения. Я стараюсь подвести учащихся к пониманию того, что для выразительного чтения необходимо научиться воссоздавать в своем воображении картины природы, изображенные поэтом и научиться понимать его душевное состояние, настроение, чувства.

Настраивая учащихся на восприятие текста, стараюсь вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые изучаются на уроке; сообщаю некоторые сведения об авторе, поясняю значение непонятных слов

Подготовив таким образом учащихся к восприятию лирического произведения, читаю его (чаще всего наизусть), стараясь донести до детей содержание текста и , главное, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.

Для выборочного чтения отбираю наиболее важные слова, выражения, или те, значения которых могут быть непонятны. Обращаю внимание на образные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.

Выборочное чтение сопровождается беседой-размышлением по поводу прочитанного. Чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку, испытывать эстетическое наслаждение от удачно выбранного автором слова, использую прием, сутью которого является замена авторского слова или сочетания слов другим, близким по смыслу. Делается это для того, чтобы на основе сопоставления, дети поняли, как выразителен, точен, прелестен поэтический текст.

Для развития видения, т.е. ярких образных представлений использую прием иллюстрирования текста: рассматривание готовых иллюстраций, а также словесное и музыкальное иллюстрирование.

Затем работаем над тембром речи, его темпом (расстановка пауз, логических ударений и т.д.).

Как уже отмечалось ранее, приемы школьного анализа поэзии многообразны.

Мыши шуршат и шарахаются в шалаше,

Когда слышат шаги на шоссе -

необходимо обратить внимание на дополнительную смысловую нагрузку повторяющихся звуков. Обращаю внимание, что в русском языке существуют слова, напоминающие по звучанию предмет или действие, которое это слово обозначает. Если слова-звукоподражания подкрепляются звучанием рядом стоящих слов, то описываемое явление становится ярче и выразительнее.

Зреет рожь над жаркой ни вой,

И от ни вы и до ни вы

Го ни т ветер прихот лив ый

З оло тые пере ли вы

В первых двух строчках чувствуется тягучая монотонность перекатывающихся волн. Это создается звуковыми повторами: ни вой – ни вы – ни вы. В третьей строке волны вдруг замирают, не окончив своего движения: го ни т. Взор обращается на ветер, являющийся причиной движения. Эта резкая остановка нагнетает создавшуюся ситуацию. Скопившаяся энергия резко выплескивается и, преодолевая преграды, волны снова начинают свое движение (лив – л - лив) – прихотливый – золотые – переливы.

Изучая с детьми поэтические произведения, я ставлю перед собой задачу научить их не только понимать поэтическое слово, но и слышать его, видеть, чувствовать.

Например, работая над произведениями А.С.Пушкина, невозможно не обратить внимание на звучание его стихов. Недаром поэт восклицал: «Ищу союза

На каждом этапе изучения пушкинских стихов я предлагаю детям вслушаться в их звучание. В них и шелест осенних листьев:

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя…

Звуки в поэзии Пушкина не только передают звуковые явления природы, они очень живо рисуют зрительные образы, делая повествование ярким, выразительным:

Под голубыми небесами

Бле с тя на с олнце, с нег лежит…

Звуковая организация этого произведения связана с внутренней, смысловой его стороной. Образ бури здесь рисуется не только словами, но и звуками.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Буря здесь кружит и злится, в то же время она завывает, кричит, плачет. Она злая и несчастная одновременно. Ее звучание на протяжении всего произведения:

То по кровле обвет ш алой

Вдруг с оломой за ш умит,

То, как путник з апо зд алый,

К нам в око ш ко по ст учит.

В последней строфе как бы происходит соединение двух тем: бури за окном и тепла, уюта – внутри дома. Соответствует этому и звуковая картина.

Наблюдение над цветовыми эпитетами в стихотворениях С.Есенина откроет детям многокрасочность поэтического мира, позволит погрузиться в этот мир и ощутить его удивительную гармонию.

Успех анализа лирического стихотворения зависит от верно избранного направления работы, которое определяется спецификой творчества данного автора, характером конкретного произведения, возрастными особенностями учащихся, спецификой восприятия лирики.

Подготовить детей к восприятию стихотворения можно, обратившись, например, к истории нашего народа, к традиции праздновать проводы Зимы и встречу Весны. Сжигание чучела во время масленицы означало гибель Зимы под лучами весеннего солнца, торжество Весны. И в своем произведении автор изобразил извечную борьбу двух стихий: Зимы и Весны.

Зевс – главный бог в Древней Греции, повелитель грома и молнии.

Геба – дочь Зевса, богиня молодости.

Зевесов орел – символ власти и могущества Зевса.

Читаю стихотворение, затем прошу детей поделиться своими первыми впечатлениями. Затем определяем, что центральный образ стихотворения – гроза, который дан в динамике, в развитии.

Завершая работу над анализом этого произведения, помогаю детям определить в чем смысл четвертой строфы, которая раскрывает причину всеобщего ликования на земле во время грозы. Геба – богиня молодости, а молодости свойственен избыток жизненных сил. Отсюда – их стихийный разгул на небе и на земле.

В процессе изучения этих произведений Ф.И.Тютчева говорим и о звуковой организации его стихотворений.

Анализ лирического стихотворения должен способствовать более глубокому проникновению учащихся в содержание художественного произведения и развитию видений, т.е. образных представлений на основе прочитанного. Это имеет большое значение для выработки правильной интонации чтения стихотворения.

Для того, чтобы учащиеся сумели по-настоящему выразительно прочитать произведение, необходима специальная работа над средствами речевой выразительности, с помощью которых учащиеся смогут передать свое понимание и свою оценку прочитанному. И здесь требуется специальная работа над основными компонентами интонации. Для этого можно использовать приемы музыкального иллюстрирования, беседы, направленные на обсуждение эмоциональной окрашенности речи (работа над тембром речи). В работе над темпом речи использую приемы расстановки пауз, логических ударений.

Следующий этап работы – это его прочтение детьми, что они делают с большим удовольствием. Заданное на дом выразительное чтение стихотворения наизусть не вызывает у ребят страха, внутреннего протеста, т.к. текст им уже знаком, близок, они успели его полюбить и хорошо знают, как его нужно читать.

В своей работе я показала некоторые виды и приемы работ над лирическим произведением, которые я использую на своих уроках. Но, как уже было сказано, к каждому стихотворному произведению надо подходить индивидуально, сообразуясь со спецификой творчества автора, с характером конкретного произведения, с возрастными особенностями учащихся, со спецификой восприятия лирики.


Ключевые слова: литературное чтение, веб-квест, анализ поэтического текста, младший школьный возраст.

Keywords:literary reading, web quest, analysis of the poetic text, younger school age.

Ведущей деятельностью у младших школьников под руководством педагога является анализ поэтического произведения. Именно он должен стать основным звеном урока классного чтения в начальной школе.

Воюшина М. П., Рамзаева Т. Г. выделили систему умений анализирования учащимися произведения, которая включает в себя: [1, с. 64]

- умение понимать, какие изобразительные средства языка использованы в произведении в соответствии с выполняемой ими функцией;

- умение воссоздавать в своем воображении картины жизни, которые созданы поэтом;

- умение воспринимать различные образы;

- умение осмыслять авторскую позицию во всех элементах его произведения;

- умение осознавать идею стихотворения.

На подготовительном этапе анализа поэтического текста учащимся предлагается проводить следующие виды работ, которые способствуют восприятию данного произведения [5, с. 221]:

- рассматривание разнообразных книг;

- свободное высказывание ребят, основанное на их собственных впечатлениях;

- рассматривание картин и рисунков;

Самый известный прием анализа — постановка каких-либо вопросов к прочитанной части произведения. Вопросы помогают детям осмыслить поэтическое произведение, т. е. осознать позицию автора, а так же выработать собственное отношение к прочитанному.

Неотъемлемым элементом анализа является словарная работа. Конкретизация лексического значения слов помогает понять содержание, уяснить авторское отношение к событиям [6, c. 82].

Слагаемые анализа поэтического текста.

1. Первичная реакция, т. е. после прочтения стихотворения ребята высказывают свое впечатление, которое произвело на них данное поэтическое произведение.

2. Предварительные сведения. Продолжать анализ можно по предложенной цепочке:

- в каком году было написано стихотворение;

- чем вызван его выход в свет;

- какому событию или кому оно было посвящено;

- с какими событиями в жизни поэта связано данное стихотворение.

3. Смысл заглавия произведения, т. е. заглавие может быть соотнесено с содержанием стихотворения или противопоставляться ему, особенно в иронических и сатирических стихах.

4. Жанровая специфика. Определение стихотворного жанра должно предшествовать идейно-тематическому анализу. (Лирические жанры: ода, элегия, послание, романс и др.)

5. Виды лирики: социально-политическая, любовная, патриотическая, пейзажная, историческая, философская,

6. Тема стихотворения.

7. Образный строй произведения — изучаются образы, которыми населено стихотворение.

8. Идея произведения — это обобщенная образная, эмоциональная мысль, которая лежит в основе данного стихотворения. Надо подсказать учащимся, что, для того чтобы сформулировать идею произведения, чаще всего используют отглагольные существительные: протест. критика. отрицание. и др.

9. Пафос стихотворения — это страсть, воодушевление которое пронизывает стихотворение от начала и до конца. В произведениях может быть героический, романтический, сентиментальный, трагический, иронический, драматический и другие виды пафоса.

10. Лирический герой — это образ, который возникает в сознании читателя на основе восприятия стихотворения. [3, c. 54]

Существует ряд приемов, помогающих организовывать работу над анализом поэтического текста. Итак, перечислим некоторые из них:

1) педагог предлагает детям самостоятельно назвать свойство характера героя, описать природу;

2) ребята сопоставляют героев одного произведения или близких по тематике поэтических произведений. Наиболее легкий вид сравнения — противопоставление [4, c.79].

При чтении поэтического текста можно предложить учащимся:

1) сделать иллюстрированные наброски к прочитанной части;

2) вылепить какого-либо героя из пластилина;

3) подобрать загадку к стихотворению, нарисовать отгадку;

4) подобрать поговорки и пословицы по тематике произведения;

5) изучить дополнительный материал об авторе поэтического произведения.

Чтение литературных произведений призвано научить школьников не только читать, но и проникать в содержание прочитанных текстов художественной литературы. Именно поэтические произведения способствуют обогащению внутреннего мира учащихся в плане формирования того жизненного запаса эмоций и сведений, которые человек выражает с помощью языка.

2. Найдите фотографии поэта (2–3 шт.)

3. Найдите строки в его биографии, которые указывают на одиночество, нехватку родительской любви.

3. Представьте итоги работы своей группы в виде виртуальной экскурсии в Россию 18 века. (создание с помощью Microsoft PowerPoint)

Для оценивания работ учеников могут использоваться такие как методы как взаимооценка участников проекта и самооценка.

Таким образом, анализ текста вовсе не противопоставляется непосредственному восприятию поэзии. Он обогащает и дополняет это самое восприятие. Поэтому анализ поэтического произведения — важнейшая часть образовательного процесса и приобщения к силе и красоте художественного слова.

1. Васильева М. С., Оморокова М. И., Светловская Н. Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. — М.: Педагогика, 2000.

2. Жесткова Е. А. Инновационная деятельность современной школы / Е. А. Жесткова, И. В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014.

3. Жесткова Е. А. Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в начальной школе // Нижегородское образование. — 2010. — № 4.

5. Журова Л. Е., Евдокимова А. О. и др. Чтение и письмо. — М.: Вентана-Граф, 2001.

6. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т. Г. Рализаевой. — С-Пб.: Специальная литература, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): поэтический текст, поэтическое произведение, анализ, произведение, стихотворение, идея произведения, литературное чтение, младший школьный возраст, начальная школа, художественный образ.

Читайте также: