Что не относится к преобразованию фигур в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. Содержание, организация математического развития дошкольников, учет возрастных особенностей в освоении детьми практических действий, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математическихпредставлений.

Математическое развитие детей-дошкольников происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития.

В процессе математического развития у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигурах. Первые представления о форме закладываются в дошкольном возрасте в следующей последовательности: различение самих форм, различение названий форм и лишь затем - самостоятельное называние.

Особенности восприятия формы и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей.

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов; во-вторых, в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометрического материала.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям

Экспериментальные данные Л. А. Венгера показали, что возможностью различать геометрические фигуры обладают дети 3-4 месяцев. Сосредоточение взгляда на новой фигуре - свидетельство этому .

Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни.

Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов:

Цилиндр-стаканом,столбиком,
Овал-яичком,
Треугольник-парусом или крышей,

Прямоугольник-окошечком и т. п.
Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр - как стакан, треугольник - как крыша и т. п. И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом.

Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).

Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины), ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины).

Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.

В средней группе развиваются представления об объемных телах – шаре, кубе, цилиндре и закрепляются представления о плоских фигурах – круге, квадрате, треугольнике. Дети учатся выделять особые признаки фигур с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа. Также дети знакомятся с прямоугольником, сравнивают его с другими фигурами.

В старшей группе дети знакомятся с овалом на основе его сравнения с кругом и прямоугольником. У детей развиваются навыки анализа и сравнения фигур. Дети учатся находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.

В подготовительной к школе группе вводится понятие многоугольника. Дети учатся моделировать геометрические фигуры. Закрепляются представления об известных фигурах.

Методика формирования представлений о форме и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Для реализации программных задач в качестве дидактического материала во второй младшей группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название

У детей пятого года жизни нужно, прежде всего, закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.

С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными: прямоугольник с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом, куб с квадратом, а затем с шаром, цилиндр с прямоугольником и кругом, а затем с шаром и кубом.

Важной задачей является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Это способствует более полному, целенаправленному распознаванию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справляется с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей.

Знания о геометрических фигурах в подготовительной группе расширяются, углубляются и систематизируются. Одна из задач подготовительной к школе группы - познакомить детей с многоугольником, его признаками: вершины, стороны, углы. Решение этой задачи позволит подвести детей к обобщению: все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников.

1) Только одно свойство

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

Материал: набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов (красного, синего, желтого и белого), маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Всего для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.

Ход игры: у двоих играющих детей по полному набору фигур. Один (тот, кто начинает игру) кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку. Так, если первый положил желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от нее более чем на один признак. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. (Возможны варианты).

Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.

2) Сломанная машина

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Ход игры: на фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет, чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

3) Кто больше увидит

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Материал: фланелеграф, геометрические фигуры.

Ход игры: на фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

Заключение

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два треугольника).

Все эти разновидности упражнений развивают пространственные представления и начатки геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.

Итак, в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур. Перцептивная деятельность в познании фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации.

Список литературы

1.Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: учеб. для вузов. - М.: Владос, 2004. - 400с.

2.Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предме.


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Консультация для воспитателей.


картотека дидактических (подвижных, познавательных) игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы

игры направленные на развития представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.


Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср.

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста является важной задачей в дошкольном образовании. предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы по данной теме.


"Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста"

Семинар- практикум для педагогов ДОУ.


Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.

Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В старшем возрасте обследование геометрической фигуры становится еще более подробным и детальным. Вся работа по формированию представлений и понятий строится на сравнении и сопоставлении их моделей, модели сопоставляются уже не попарно, а сразу три – четыре фигуры. Так, уточняя представления о прямоугольнике, детям показывают несколько прямоугольников, разных по размеру, изготовленных из разных материалов, разного цвета. При этом обращается внимание на то, что форма не зависит от размера, цвета. Дети выявляют особенности этой фигуры: попарно равны, стороны тоже равны. Проверяют это.

В старшем дошкольном возрасте дети свободно изучают, называют плоские и объемные геометрические фигуры, различают однородные и разнородные фигуры по конфигурации и соотношению сторон, активно используют их в играх.

Для более подробного и детального изучения фигур, в работе с детьми используется измерение с помощью условной мерки и дети еще раз убеждаются, что у квадрата и ромба все стороны равны, а у прямоугольника и трапеции – только боковые противолежащие.

Детям старшего дошкольного возраста так же предлагается зарисовка геометрических фигур в тетради в клеточку. При зарисовке детям даются точные, четкие указания: что рисовать, какого размера, в каком количестве.

Детей знакомят с элементарными геометрическими понятиями. Воспитатель показывает на квадрате и прямоугольнике углы, вершины, стороны фигуры.

Вершина — это точка, в которой соединяются стороны.

Угол – часть плоскости, ограниченная сторонами.

Вершины и стороны образовывают границу фигуры,

Граница вместе с внутренней областью образует саму фигуру.

Эти представления надо давать детям ненавязчиво, доступно, в про­цессе практической деятельности:

Покажи углы, стороны, вершины.

Обведи квадрат.

Заштрихуй внутреннюю область фигуры, а границу обвести другим.

Программой определена задача сформировать у детей старшего дошкольного возраста обобщенные понятия – четырехугольник.

На основе выявления существенных, уже известных детям, признаков их подводят к общению. Сравнивая разные по цвету, величине квадраты, прямоугольники, квадраты, ромбы, трапеции, дети устанавливают, что у всех этих геометрических фигур есть по четыре угла, четыре вершины, четыре стороны. Это количество является их общим свойством, общим признаком, который положен в основу определения четырехугольника.

Дети начинают осознавать, что какой – бы формы не была фигура, но если у нее четыре угла, четыре стороны, четыре вершины – четырехугольник.

Понятие четырехугольник – является обобщением таких понятий как квадрат, ромб, трапеция и др., независимо от их вида и размера. Подобные взаимосвязи и обобщения доступны детям, поднимают их умственное развитие на наиболее высокий уровень.

Например:

Найдите знакомые геометрические фигуры (см. рис. ).

Что вы про них знаете?

Что общего у всех этих фигур?

Как их можно назвать одним словом?

Почему все эти фигуры являются четырехугольниками?

Для закрепления представлений детей о четырехугольниках организуются задания на классификацию фигур разной формы, цвета, размера. Можно использовать следующие задания:

отобрать все четырёхугольники, назвать фигуры данной группы;

отобрать 4-угольники с равными сторонами, назвать их, назвать остальные фигуры;

отобрать все большие четырехугольники, назвать их форму, цвет;

справа положить все четырехугольники называя их, а слева – ГФ, которые не четырехугольники;

подобрать ГФ по контуру и названию.

Полезно применять и такой приём: детям раздаются карточки с контурным изображением фигур разного размера и формулируется задание подобрать соответствующие фигуры по форме и размеру и наложить их на контурное изображение.

Зарисовка, преобразования, классификация, экспериментирование, решение занимательных задач, помогают ребенку овладеть этим сложным понятием.

Совершенствование умения определять форму предметов, навыков трансфигурации

Важной задачей является формирование умения детей определять форму предметов, сравнивая ее с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. Это способствует более полному, целенаправленному распознанию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребёнок всегда успешно справляется с обследованием предметов.

В старшем возрасте детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик). Игровые упражнения проводят с целью обучения детей зрительно расчленять предметы на части определённой формы и воссоздавать предмет из частей.

Такие упражнения с разрезными картинками, кубиками лучше проводить вне занятия.

В старшем возрасте продолжается работа по формированию умений детей выкладывать геометрические фигуры из палочек. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы счетных палочек, карточки с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне карточки - указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

На начальных этапах дети выкладывали геометрические фигуры по образцу, в старшей же группе – по представлению, также их учат видоизменять выложенные предметы путем перекладывания одной или нескольких палочек.

Для детей 5-7 лет задачи-головоломки со счетными палочками можно объединить в 3 группы:

Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Трансфигурация становится важным моментом в расширении у детей геометрических представлений. Трансфигурация – видоизменение фигуры, объекта. Главное в трансфигурации – сохранение количества деталей.

У детей продолжают формировать умения составлять плоские ГФ путём преобразования разных фигур. Например, из двух треугольников сложить квадрат, а из двух квадратов – прямоугольник. Эти задания целесообразно связывать с упражнениями по делению фигур на части.

Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных композиций из одних и тех же фигур. Это приучает их всматриваться в форму различных частей любого предмета, читать технический рисунок при конструировании. Из ГФ могут составляться изображения предметов.

Последовательность работы:

Первый этап - ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

Третий этап - воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным)

Четвертый этап - упражнения в составлении изображений по памяти

Пятый этап - составление изображений по собственному замыслу.

Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.

Жытко, I. У. Гуляем, навучаем, развiваем, цi Знаёмiм дзяцей з матэматыкай /I. У. Жытко, В. П. Бараноуская. Л. С Хадановiч. Мiск, 1997.

Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине/ Составитель Тышкевич И.В. – Минск : БГПУ
имени М.Танка, 2013

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988




(2 вар) Алгоритм ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами:

- педагог показывает геометрическую фигуру, называет ее;

- предлагает детям показать такую же, назвать ее;

- предлагает детям найти ее среди других;

- предлагает детям обследовать геометрическую фигуру;

- предлагает детям назвать признаки геометрической фигуры;

- предлагает детям сравнить ее с другими геометрическими фигурами;

- предлагает детям выполнить практические действия с геометрическими фигурами.

Рассматривание и сравнение геометрических фигур проводят в определенном порядке; Что это? Какого цвета? Какого размера? Чем отличаются? Чем похожи фигуры?

Такой определенный порядок приучает детей последовательно рассматривать и обследовать геометрические фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств.

Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности.

Взаимное наложение одной фигуры на другую: круг и квадрат; квадрат и прямоугольник; квадрат и треугольник; квадрат и прямоугольник позволяет детям четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.

Важно с самого начала сформировать у детей правильные навыки показа элементов геометрических фигур. Вершина - это точка. Дети показывают стороны и углы геометрической фигуры. Угол - часть плоскости, заключенная между двумя лучами (сторонами), исходящими из одной точки.

Для закрепления и уточнения знаний дают различного рода задания на воспроизведение фигур. Дети вырезают плоские фигуры из бумаги, лепят объемные из пластилина, преобразуют фигуры, получают из них другие. Используют Перед зарисовкой круга и фигур овальной формы можно предложить ребенку наложить круг на квадрат, фигуру овальной формы на прямоугольник, затем вырезать круг из квадрата, а фигуру овальной формы из прямоугольника - это поможет детям понять принцип зарисовки данной фигуры.

В работе с детьми большую пользу приносят занимательные игры и упражнения геометрического содержания. Они развивают интерес к математическим знаниям, способствуют формированию умственных способностей детей дошкольного возраста.упражнения в зарисовке геометрических фигур.

Систематизация знаний о геометрических фигурах возможна лишь тогда, когда сама фигура будет представлена ребенку как непрерывное множество (точек, сторон, углов, вершин).

Формирование такого представления требует:

в) умения детей применять разные способы количественного и качественного анализа и синтеза фигур, умения быстро установить то что является особенным и что общим, закономерно повторяющимся в разных фигурах.

В качестве дидактических задач формулируются следующие: различать и называть геометрические фигуры; группировать фигуры по разным признакам (объемные, * плоскостные, имеющие углы и округлые); сравнивать предметы по форме, понимать зависимость формы от других качеств, признаков; называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины, основания, боковая поверхность); воссоздавать и трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать, выкладывать, делить на две-четыре части и др.); знать особенности геометрических фигур как эталонов при определении формы предметов; владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное; развивать глазомер. Содержание знаний детей о геометр.фигурах и форме предметов представлено в Программе воспитания детей в детском саду. Реализация Программы зависит от возрастных особенностей детей.

Так, в 1 младшей группе дети знакомятся с шаром и кубом в процессе практических действий с ними (поднять, поднести, прокатить).

Во 2 младшей группе малышей можно ознакомить с квадратом, кругом, бруском, закрепить их знания о кубе и шаре.

Основным содержанием является обучение приемам обследования фигуры осязательно-двигательным и зрительным путем. Дети сравнивают одинаковые по форме, но разные по цвету и величине знакомые фигуры: круги, кубы, квадраты, треугольники, шары, бруски.

В средней группе закрепляются знания детей об уже знакомых фигурах, а также они знакомятся с прямоугольником и цилиндром.


Готовимся к школе

Вхождение детей в мир математики начинается в дошкольном возрасте, они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, устанавливают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью.

В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии можно выделить два аспекта: формирование представления о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе о формирование представлений о геометрических фигурах, их элементов и свойствах.

Чем раньше мы начинаем знакомить ребенка с геометрическими формами, тем легче и быстрее он сможет освоить эту не простую науку.

Восприятие конкретной предметной формы очень рано доступно ребенку. Уже во втором году можно констатировать у детей узнавание знакомых предметов по контору. В дальнейшем в дошкольном возрасте даже довольно сложные контурные силуэты , рисунки легко узнаются детьми.

На основании исследований, проведенными педагогом-психологом Шабалиным можно утверждать, что у дошкольников форма является одним из основным признаков распознания предметов.

Вопросами формирования у детей представления о геометрической форме занимались такие известные педагоги-исследователи: А.М. Леушина, В.Г. Житомирский, А.А. Столяр, О.А. Смоленцева, А.А. Венгер и др.

Опираясь на анализ общеобразовательных программ и ФГОС, были определены цели и задачи по ознакомлению с геометрическими фигурами с детьми 5-7 лет.

Цель: развитие представления о геометрической форме у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Знакомство с особенностями круга, овала, квадрата, прямоугольника( старшая группа)

Подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками

2.Дать представление о многоугольниках ( подготовительная группа)

3. Закрепление умения моделировать геометрические фигуры( подготовительная группа)

1. Развитие действия наглядного моделирования.

2. Развитие умения выявлять объективные связи между предметами и формой, их частями.

3. Развитие логического мышления, сообразительности , внимания.

4. Развитие смекалки, зрительной памяти, воображения.

5. Закрепления умения с помощью измерения, выкладывания, построения определять свойства предметов.

6.Формирование мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания.

7.Применение познавательных и речевых умений при ознакомлении с формой.

8. Проявление интереса к окружающему миру, к геометрической форме в пространстве.

1. Воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в коллективе.

2. Воспитание чувства взаимовыручки, желание придти на помощь.

3. Развитие интереса к математическим занятиям, умение доводить начатое до конца.

Создавая систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с геометрическими формами необходимо знать и учитывать их возрастные особенности:

  • Способность мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры, способность срисовывать плоскостные геометрические фигуры.
  • Способность к выполнению простых графических движений (линий, овалов, кругов)
  • Дети, способные к произвольному запоминанию (умение принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать её выполнение при запоминании как словесного, так и наглядного), зрительно легче запоминает наглядные образы, чем словесные.
  • Способны овладеть приемами логического запоминания( смысловые отношения и смысловые группировки, но еще не способны быстро и четко переключить внимание с одного объекта, вида деятельности на другой), мышлению
  • Дети старшего дошкольного возраста способны к систематизации, классификации и группировки процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей
  • Повышается активность, усиливается его целенаправленность.
  • Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выбранными средствами восприятия.

Итак, мы видим, что достижения в психологическом развитии ребенка создают благоприятные условия для ознакомление с геометрическими формами и их разновидностями

Изложенные задачи и возрастные особенности детей старшего возраста послужили основой для разработки системы заданий, которые я использую при организации образовательной деятельности, режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.

Вначале были выработаны 2 этапа знакомства детей с геометрическими формами.

1 этап — сенсорное восприятие формы предметов и геометрических форм.

1 этап

Первоначальным звеном этого этапа являются представление о некоторых признаках геометрических форм, умение обобщать их на основе общих признаков.

Приведу несколько примеров:

Цель: сравнение двух геометрических форм, определяя их основные признаки.

Цель : Умение соотносить предмет и геометрическую форму( в игре используется набор карточек с изображением геометрических форм)

Содержание: показывается какой-либо предмет окружающей обстановки, ребенок находит карточку с изображением геометрической формы, соответствующей форме названного предмета: косынка- треугольник, яйцо- овал, коврик-квадрат, блюдце-круг.

Цель: Развитие умения группировать различные предметы, имеющие определенную геометрическую форму

Содержание: ребенок находит в мешочке предмет и описывает его словами, не называя другие детали. Задача ровесников: отгадать о какой геометрической форме идет речь.

Следующее звено этого этапа заключается в формировании у детей умения на основе непосредственного сопоставления с геометрической фигурой давать словесные определения с геометрической формой предметов.

Для игр и упражнений подбираются предметы с четко выраженной основной формой без каких-либо деталей( блюдце, обруч, тарелка- круглая; платок, лист бумаги, коробка -квадратные и т.п.)

Можно использовать следующие дидактические игры и упражнения:

Следующим звеном предусматривается знакомство с четырехугольниками: группировка фигур по признаку количества углов, вершин, сторон, абстрагирует мысль детей от других, несущественных признаков.

В дальнейшем в закреплении представлений детей о четырехугольниках используя в работе упражнения на классификацию фигур разного размера и цвета, зарисовка четырехугольника разного вида на бумаге.

Варианты упражнений на группировку четырехугольников:

— отобрать все разные четырехугольники ( назвать фигуры данной группы);

-отобрать четырехугольники с равными сторонами и назвать их;

-отобрать все большие четырехугольники, назвать цвета и формы;

-слева расположить все четырехугольники, справа -не четырехугольники: назвать их форму, цвет, величину.

Можно использовать и такой прием: детям раздаются фигуры разного размера с контурным изображением по форме и размеру, нужно наложить их на контурное изображение. Выполнено правильно- когда фигура совпадает по контуру.

Важной задачей является формирование умение детей сравнивать форму предметов с геометрическими фигурами, как эталонами предметной формы. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справляется с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей.

Можно предложить детям заштриховать красным карандашом внутреннюю область фигуры, а синим обвести границы, стороны. Это помогает показать отдельные элементы фигуры, но и отметить вершины, стороны и углы разных форм.

Чтобы убедить детей, что выделенные ими признаки являются характерными свойствами, проанализировать фигуру, предлагаются те же фигуры, но больших размеров. Обследуя их, дети подсчитывают вершины, углы, и стороны у квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции ( четырехугольника) и приходит к общему выводу, что все эти фигуры независимо от размера имеют 4 вершины, 4 стороны, 4 угла и т.д.

В подобных заданиях важно ставить самих детей в положение ищущих ответа, умение делать свои заключения, уточнять и обобщать ответы.

2 этап

Следующая задача этого этапа: научить детей составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур.

Например: из двух треугольников сложить квадрат, из 2-3 квадратов, сгибая их разными способами, получить новые фигуры( треугольники, маленькие квадраты, прямоугольники, ромбы).

Цель: составление геометрических фигур из частей

Содержание: детям дается большой круг, квадрат, прямоугольник, которые делятся на четыре части, все фигуры с одно стороны окрашены в одинаковый цвет, а с другой — каждая фигура имеет свой цвет. Такой набор дается каждому ребенку.

Вначале дети смешивают части всех фигур, каждая из которых разделены пополам, сортируют их по цвету и в соответствии с образцом составляют целое. Дети вновь смешивают части и дополняют их элементами тех же фигур, разделенных на четыре части, снова сортируют и снова составляют целые фигуры. Затем все фигуры и их части поворачивают другой стороной, имеющий одинаковый цвет, и из смешанного множества разных частей выбирают те, что нужны для составления круга, квадрата, прямоугольника. Последняя задача является более сложной для детей, т.к. все части одноцветные, приходится делать выбор по размеру и форме.

Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных комбинаций из одних и тех же форм.

Варианты конструктивных заданий (построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек) углубляются и систематизируются:

  • сложить два квадрата из семи палочек
  • сложить три треугольника из семи палочек
  • сложить прямоугольник из шести палочек
  • из пяти палочек сложить два разных треугольника
  • из девяти палочек составить четыре разных треугольника
  • можно ли из одной палочки на столе построить треугольник
  • можно ли из двух палочек построить на столе квадрат

Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления.

Одной из задач в подготовительной к школе группе — познакомить с многоугольником, его признаками.

Решение этой задачи позволяет подвести детей к обобщению: все фигуры, имеющие три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников.

В начале работы детям показываю модель круга и новую фигуру — пятиугольник. Предлагаю сравнить их и выяснить, чем отличаются эти фигуры. Предлагаю детям показать круг и попытаться прокатить многоугольник, он не катится по столу. Дети считают углы, стороны, вершины и устанавливают, почему это многоугольники. Затем показываю картинку с изображением различных многоугольников. Как можно назвать фигуры одним словом? Для уточнения знаний о многоугольнике даю задание по зарисовке фигур на листке в клеточку. Затем показываю разные способы преобразования фигур: обрезать ли отогнуть углы у квадрата- получится восьмиугольник, накладывая два квадрата друг на друга получишь восьмиконечную звезду.

Основная задача всей работы — наполнить повседневную жизнь детей интересными идеями, делами, способствующая развитию мыслительной деятельности.

Формирование у детей представления о геометрической форме развивается и закрепляется в процессе организации образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений, рисование, лепке, аппликации, развитие речи, физическая культура.

В обогащение личного опыта, в развитии интеллектуальных способностей и логического мышления важно взаимодействия с родителями. Поэтому задача нашей работы заключается в том, что мы должны нацелить их на то, чтобы они закрепляли умения и знания в играх дома, что помогает детям подготовиться к обучению в школе

Автор: Буева Алла Григорьевна, воспитатель МБДОУ детский сад №3 д. Ясенцы, Нижегородской области, Россия.

Читайте также: