Какое место занимает человек в мироздании философия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Для древнеиндийской философии характерно смещение акцентов в строну внутреннего мира человека, т. е. антропоцентризм.

С точки зрения другого древнеиндийского религиозно-философского учения — джайнизма человек должен пройти долгий и сложный путь освобождения души, чтобы своей духовной сутью контролировать материальную сущность и управлять ею.

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Наряду с отмеченными взглядами на человека в восточном мышлении еще с древности определенное место занимали также и проблемы природы, космоса, где человеку отводилось место песчинки в огромном мире. Однако космоцентрический взгляд на мир оказался наиболее характерным для ранних этапов развития античной философии. В соответствии с таким видением мира на первый план выдвигаются проблемы мироздания и космоса, дающие соответствующую основу для рассуждений и о самом человеке, которому еще со времен Сократа философия уделяла пристальное внимание.

Существенные изменения во взглядах на человека происходят в эпоху Возрождения, когда философию теоцентризма начинают все больше теснить другие мировоззренческие позиции — антропоцентризм и природоцентризм. Если в эпоху средневековья человек выступал как представитель той или иной корпорации, то в эпоху Возрождения он уже начинает представлять самого себя, когда возрастают его самосознание и общественная позиция. Человек растет как личность. Он все больше осознает себя творцом собственной жизни и судьбы. Он стремится к автономии и к господству над природой, начинает верить в безграничность своих творческих возможностей.

Наряду с усилением внимания к человеку в философии того времени возрождается интерес и к природе. Христианский Бог вытесняется пантеистическими концепциями Н. Кузанского, Д. Бруно, в которых вполне конкретный, всемогущий Бог становится безликим и уже не является творцом мира. Космоцентризм греков переосмысливается как природоцентризм, когда представления античных философов о конечном космосе, в центре которого находится Земля, уступают место космосу бесконечному и лишенному центра.

Наиболее же последовательные сторонники подобных взглядов, например, в социальной экологии, получившей развитие во второй половине XX в., настаивают на переносе внимания с природы, понимаемой слишком широко, на более конкретную ее часть — биосферу, в которой осуществляется жизнедеятельность человека, и требуют при этом отказа от антропоцентристских взглядов и замены их биосфероцентризмом. То есть вместо человека в центр философских исследований предлагается поставить природу, и таким образом не природа рассматривается через призму потребностей человека, а человеческая сущность и его потребности рассматриваются с опорой на знание природных законов и тенденций эволюции биосферы. интересное на портале

Тест "На сколько вы активны"
Тест "Подходит ли Вам ваше место работы"
Тест "На сколько важны деньги в Вашей жизни"
Тест "Есть ли у вас задатки лидера"
Тест "Способны ли Вы решать проблемы"
Тест "Для начинающего миллионера"
Тест который вас удивит
Семейный тест "Какие вы родители"
Тест "Определяем свой творческий потенциал"
Психологический тест "Вы терпеливый человек?"

В Новое время человек не перестает быть в центре внимания философии, но интерес к нему в значительной мере увязывается с его включенностью в общественные отношения. Однако изначально и в первую очередь в Новое время человек рассматривался как познающий субъект. Декарт, например, усматривал сущность человека, его специфическую особенность в разуме, в способности мыслить. И этот интерес к познавательным способностям человека в то время возрос настолько, что в значительной мере затмил самого человека, живая целостность которого, таким образом, оказалась нарушенной. Наиболее ярко это проявилось во взглядах французских философов-материалистов XVIII в. (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри), которые под влиянием внушительных достижений в области естествознания и механики механистически истолковали человека, отождествив его душу с сознанием, а тело — с автоматом, машиной.

Из всего многообразия мира И. Кант выделил три основополающие природы: неживую, живую и природу человека. Каждая из них, по его мнению, подчинена собственным законам: неживая природа — законам механики, живая — целесообразности, природа же человека характеризуется свободой. При этом он подчеркивал, что природа человека не сводима к двум другим природам и не может быть постигнута через них. Ее можно раскрыть, только исходя из ее собственных законов, проистекающих из свободы. Таким образом, высказав мысль о том, что человек есть такой же самодавлеющий объект природы, как и другие ее живые и неживые объекты, И. Кант открыл новые возможности видения человека и тем самым расчистил путь к построению философской антропологии как самостоятельного раздела философского знания.

Начиная с XIX в. усилиями таких философов, как Ф. Шеллинг, М. Штирнер, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и др., европейское мышление поворачивается в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования. Понятия жизни, чувства, воли, иррационального становятся предметом специального философского анализа и получают затем наиболее полное развитие в философии экзистенциализма, интуитивизма, персонализма.

Предпринятый краткий историко-философский экскурс в проблему человека показывает, что к началу XX в. были созданы все предпосылки, чтобы в философии возникла новая самостоятельная область знаний — учение о человеке, т. е. философская антропология.

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Человек является высшим звеном в цепи эволюционирующего бытия (на уровне живых систем планеты). Он — особое явление. Поэтому мы вполне логично посвящаем эту тему рассмотрению человека как высшего звена в цепи земных живых систем. Древний мудрец однажды сказал, что нет более интересного предмета для человека, чем сам человек.
Проблема человека является одной из фундаментальных, если не центральной, проблем во всей философской мысли мира. Протагорас охарактеризовал человека как мерило всего, что стало одним из фундаментальных мировоззрений и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным творцом всех культурных достижений на земле, разумным центром Вселенной, точкой, с которой все должно начинаться и к которой все должно возвращаться.

Фирдоуси писал:

Человек стал последним звеном в цепи,
и лучшее из всего воплощается в нем,
Как тополь, он поднимается с гордой головой,
С пониманием, одаренный мудростью и хорошей речью,
Он сосуд духа и разума,
И бессловесный мир подчиняется ему.

У. Шекспир говорит в Гамлете:

Жуковский:

Общее понятие о человеке

Что такое человек? На первый взгляд, этот вопрос кажется смешно простым: кто не знает (пусть и интуитивно, но хотя бы поверхностно, на мирском уровне), что такое человек! Но то, что нам ближе всего, то, что кажется наиболее знакомым, на самом деле оказывается самым сложным объектом знаний. Хотя многое в человеке уже понято (особенно научно-философски), есть еще много загадочного и необъяснимого в своей сущности (имея в виду сущность основополагающего порядка). Понятно: человек — это вселенная внутри вселенной! В нем столько же тайн, сколько и во всей вселенной. Более того, человек — главная тайна вселенной. И если говорить о неисчерпаемости для познания материального мира, то человек — венок природы — тем более неисчерпаем. Тайна этого явления тем больше увеличивается, чем больше мы пытаемся его проникнуть. Но бездна этой проблемы не только не отпугивает нас, но, наоборот, все больше и больше притягивает нас, как магнит.
Человечество всегда пыталось создать целостную философскую картину человека. Что является частью философских знаний о человеке? Философский подход к человеку раскрывает его сущность, определение форм его деятельности, раскрытие различных исторически сложившихся форм его бытия. Философия раскрывает место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, кем может стать человек, раскрывая свои потенциальные возможности, какова взаимосвязь между биологическим и социальным в нем, что такое человек как личность, какова структура личности, какова сущность социально-психологических личностных типов и др.
Проявления человеческой сущности чрезвычайно разнообразны — это ум, воля, характер, эмоции, работа и общение. Но какая из них отличительная черта? Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно стремится к чему-то, достигает того, чего хочет, и, не удовлетворяясь этим, стремится к новым целям и идеалам.

Проблемы человека и личности в современной философии

Мы подходим к человеку в его четырех различных измерениях: биологическом, ментальном, социальном и космическом. Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, а также в нейромускульных, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Под менталитетом понимается внутренний духовно-эмоциональный мир человека — его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. Но ни одно измерение отдельно не показывает человеческий феномен во всей его полноте. Чувак, скажем так, это рациональное существо. Что же тогда является его рассуждением: следует ли оно только биологическим законам или только социальным? Любой категоричный ответ был бы очевидным упрощением: человеческая мысль — это сложно-организованное биопсихосоанальное явление, материальная подложка которого измеряется биологически (точнее: физиологически), но чья субстанциальная, конкретная наполняемость — это несомненное переплетение ментального и социального, социального бытия, опосредованного эмоциональной и интеллектуальной сферами волеизъявления.

Гипертрофия генетических факторов и возможностей селекции, типичная для социальной биологии и социал-дарвинизма, имеет в качестве предпосылки снижение социального подхода в человеке. Человек действительно является естественным существом, но в то же время он является социоприродным существом. Природа дает человеку гораздо меньше, чем того требует от него жизнь в обществе.
Особенно следует сказать о тех концепциях, в которых при всем внешнем признании важности биологического фактора необоснованно оптимистичные заявления о возможности быстрого и необратимого изменения человеческой природы в нужную сторону озвучиваются только в результате внешних образовательных воздействий. История знает много примеров того, как с помощью мощных социальных рычагов менялась общественная психология (вплоть до массового психоза), но эти процессы всегда были кратковременными, а главное — обратимыми. Человек всегда возвращается в исходное состояние после временной неудачи, а иногда даже теряет достигнутые цели. Реформационные штормы и кратковременные всплески истощения не имеют исторического и социального смысла, они лишь дезориентируют волю и нарушают логику существующего развития.

Как биологические и социальные компоненты сочетаются в человеке? Человек рождается как биосоциальная единица. Но он рождается с незавершенными анатомофизиологическими системами, которые развиваются в условиях общества. Механизм наследственности, определяющий биологический аспект человека, включает в себя его социальное существо. Наследственность наделяет ребенка не только биологическими характеристиками и инстинктами. Первоначально ребенок обладает имитацией и способностями к обучению. Таким образом, ребенок рождается как человек.

Границы личности

Таким образом, личность — это мера целостности человека: Нет личности без внутренней целостности.

Человеческая индивидуальность

Индивидуальность — это неделимость, единство, целостность, бесконечность от головы до ног, от первого атома до последнего, через всюду, где бы я ни был индивидуальным существом.
Индивидуальность, конечно, не является абсолютной, она не имеет полной и окончательной полноты, что является условием ее постоянного движения, изменения и развития, но в то же время это наиболее стабильный фундамент, а как особый случай, инвариантный и один из фундаментов (другой фундамент — общество) структуры человеческой личности, которая меняется на протяжении всей своей жизни и в то же время является неизменной, самая тонкая, самая таинственная часть его души, скрытые под множеством оболочек.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уни­кальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо - ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная дея­тельность.

Человек - это соотношение внутреннего и внеш­него. Духовный мир человека - это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творче­стве. В итоге человек оказывается существом общест­венным.

Человек сам творит свой духовный мир, мир цен­ностей науки, искусства, морали.

Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризис­ном, может быть, даже безвыходном положении. Человеку не избежать бремени ответственности пе­ред собой лично и другими людьми. И для гражданина России это характерно не в меньшей степени, чем для обитателя любого региона нашего полного противоречий мира.

Важно четко различать стратегические цели и интересы России и тактические методы решения накопившихся проблем. Понятно, что в эпоху глобализации и информационной революции жить в изоляции нельзя, необходимо определить свое место в мировой экономике и в системе законодательного регулирования торговых и иных условий деятельности.

Речь идет о стратегии дальнейшего развития страны и наших общих перспективах. Нам, педагогам и будущим специалистам, а пока еще студентам Челябинского колледжа информатики, информационных технологий и экономики, нельзя оказаться в стороне от этой магистральной линии. Первым шагом к благополучному будущему является отличная учеба и активная гражданская позиция студента. России нужны высококвалифицированные специалисты, способные успешно продвигать экономику страны в число наиболее развитых и конкурентоспособных. Это должно быть не решением тех или иных административных структур, а осознанным выбором каждого жителя России - рабочего и инженера, студента и домохозяйки, бухгалтера и программиста, учителя и землепашца! И тогда социально-экономические преобразования в нашей с вами стране будут направлены на улучшения жизни всех россиян, а не избранной и обласканной всеми благами верхушки. Только при этом условии возможна консолидация общества на решение проблем развития России как сильного демократического государства, занимающего достойное место в мировом сообществе.

Вопросы для самопроверки:

1.Какие вам известны периоды и этапы развития научного знания?

2.Каковы основные идеи синергетики? Являются ли они частной формой диалектики или противоречат ей?

3.Как концепция глобальной эволюции решает проблему тепловой смерти Вселенной?

4.В чем заключается проблема места человека в окружающем мире?

5.Каким Вы видите свое будущее и как оно связано с перспективами развития нашей страны?

Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уни­кальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо - ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная дея­тельность.

Человек - это соотношение внутреннего и внеш­него. Духовный мир человека - это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творче­стве. В итоге человек оказывается существом общест­венным.




Человек сам творит свой духовный мир, мир цен­ностей науки, искусства, морали.

Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризис­ном, может быть, даже безвыходном положении. Человеку не избежать бремени ответственности пе­ред собой лично и другими людьми. И для гражданина России это характерно не в меньшей степени, чем для обитателя любого региона нашего полного противоречий мира.

Важно четко различать стратегические цели и интересы России и тактические методы решения накопившихся проблем. Понятно, что в эпоху глобализации и информационной революции жить в изоляции нельзя, необходимо определить свое место в мировой экономике и в системе законодательного регулирования торговых и иных условий деятельности.

Речь идет о стратегии дальнейшего развития страны и наших общих перспективах. Нам, педагогам и будущим специалистам, а пока еще студентам Челябинского колледжа информатики, информационных технологий и экономики, нельзя оказаться в стороне от этой магистральной линии. Первым шагом к благополучному будущему является отличная учеба и активная гражданская позиция студента. России нужны высококвалифицированные специалисты, способные успешно продвигать экономику страны в число наиболее развитых и конкурентоспособных. Это должно быть не решением тех или иных административных структур, а осознанным выбором каждого жителя России - рабочего и инженера, студента и домохозяйки, бухгалтера и программиста, учителя и землепашца! И тогда социально-экономические преобразования в нашей с вами стране будут направлены на улучшения жизни всех россиян, а не избранной и обласканной всеми благами верхушки. Только при этом условии возможна консолидация общества на решение проблем развития России как сильного демократического государства, занимающего достойное место в мировом сообществе.

Вопросы для самопроверки:

1.Какие вам известны периоды и этапы развития научного знания?

2.Каковы основные идеи синергетики? Являются ли они частной формой диалектики или противоречат ей?

3.Как концепция глобальной эволюции решает проблему тепловой смерти Вселенной?

4.В чем заключается проблема места человека в окружающем мире?

5.Каким Вы видите свое будущее и как оно связано с перспективами развития нашей страны?

Человек как непременная составляющая частица Космоса существует с определенного момента развития вашей Вселенной. Но по отношению к ее времени существования жизнь человечества - это краткий миг. Однако появление его не произвольно, а вызвано определенными потребностями Вселенной и Космоса. Поэтому он не может жить отдельно от них, а тесно с ними связан определенными функциональными зависимостями.

Человек всегда был, всегда есть и всегда будет единой органически связанной со всей Вселенной частицей. Именно в космическом плане бытия, а не в физическом и физиологическом, он являет собой определенную ценность, так как способен производить то, о чем сам не подозревает, а именно - энергию для вышележащих планов. Он превратился в интенсивный элемент энергообмена между Космосом и Землей.

В единстве человека и Вселенной Мы видим принцип первоосновы взаимодействия структур и Систем макро и микрокосмоса, и человек служит как бы связующим звеном между двумя ступенями Мироздания, за которыми следуют и другие ступени как вверх, так и вниз до бесконечности.

Кто придумал такое устройство Мира, кто воплотил его в жизнь ни Мы, ни кто-то еще до конца не постиг и, наверное, никогда не постигнет, ибо Мы также занимаем только определенную область Мироздания, а чтобы выйти на всеобщего Создателя, надо подняться до Его Уровня, что недоступно пока ни одному мыслящему существу. А тем более это касается человека, так как его знания о мире мизерны. Он не знает истинного строения даже своей Вселенной, а что уж говорить о Мироздании, которое бесконечно. Поэтому многие загадки надолго останутся скрыты для человека за толщей пространства.

Но, во-первых, во Вселенной нет неживой материи, там все живое, все развивается, движется и живет по своим законам развития. Это касается эволюции всего живого во Вселенной.

Во-вторых, все живое входит в единую Иерархическую Систему Вселенной, а она, в свою очередь, в вышестоящую Иерархию и т. д. Но лишь физическая материя служит фундаментом всего живого и неживого. Отталкиваясь от нее, уходят в бесконечность, утончаясь, миры. Однако все они связаны между собой цепочкой зависимостей: одно вырастает из другого и одно не может обойтись без другого. Поэтому существуют законы, которые устанавливают между ними конкретные отношения и взаимосвязи. По ним и принципу соподчинения развиваются все материальные и тонкие миры в вашей Вселенной, а контролирует всеобщий порядок Главный Иерарх Вселенной. Каждая Вселенная имеет своего Управителя.

Читайте также: