Входит ли портрет дориана грея в школьную программу

Обновлено: 05.07.2024

Работы, которые здесь публикуются, принесла нам почта. И это отрадно. Не только потому, что почта работает, но, главным образом, как признание факта стремления наших стран к культурному единству, к преодолению последствий политической конъюнктурщины времён постперестройки. Мы надеемся и впредьразвивать наше сотрудничество с учителями-словесниками, живущими и работающими за границами России.

Я ИДУ НА УРОК

Александр ГЕРЦИК,
г. Мозырь,
Беларусь

11-й класс

1-й урок. Лекция учителя о жизни и творчестве Оскара Уайльда и чтение отрывков из его произведений. Анализ предисловия к роману. Бэзил Холуард. Образ Генри Уоттона. Дориан Грей и Сибила Вэйн.

К первому уроку даются опережающие задания.

П ервый урок начнём с лекции о жизни и творчестве О.Уайльда. Оскар Уайльд (1854–1900) по рождению ирландец, сын знаменитого дублинского врача и известной поэтессы. Его ранние годы прошли в обстановке комфорта и богатства. Он получил университетское образование в Оксфорде, ему не приходилось работать ради куска хлеба, ничто не препятствовало его литературному призванию. Богемная обстановка, окружавшая его с детства, способствовала его увлечению новыми модными теориями о значении красоты, о превосходстве её над пользой и правилами морали.

Жизнь наравне с литературой воспринималась Уайльдом как высший и труднейший вид искусства, выразить в котором себя в полной мере можно, лишь найдя соответствующую форму и стиль. Задачу художника, да и всякого человека, он видел в том, чтобы стать творцом своей жизни, и биография самого Уайльда поистине походит на роман, происшедший в действительности.

Первые стихи начал писать ещё в Оксфорде. Он стремился внести в свою жизнь как можно больше поэзии, видя в ней — и вообще в искусстве — противоядие против прозаичного буржуазного уклада. В меру скромных средств, выделявшихся ему отцом, он начинает окружать себя красивыми вещами. В его лондонской квартире появляются ковры, картины, занятные безделушки, книги в нарядных переплётах, изящный голубой фарфор. Он отпускает себе длинные волосы, тщательно следит за своей наружностью, экстравагантно одевается: заказывает себе необыкновенный костюм из бархата и шёлка, напоминавший одежду людей эпохи Возрождения, и появляется в нём, держа в руке лилию или подсолнечник (эти цветы считались эмблемами красоты).

Оригинальность притягивала к нему людей образованных и взыскательных: Уолта Уитмена и Генри Лонгфелло, Виктора Гюго и Поля Верлена, Альфонса Доде и Эмиля Золя, Стефана Малларме и Марселя Пруста.

Наиболее впечатляющ Оскар Уайльд был в жанре разговорном, на который не скупился тратить свой талант. Его остроумие было невероятным. Блёстки ума, расточавшиеся им, требовали огромного напряжения, и далеко не все его отточенные фразы и даже целые устные новеллы, притчи, стихотворения в прозе оказывались занесёнными на бумагу — им самим или друзьями. Он пользовался тонким ядом иронии, сыпал бисером афоризмов, позволял себе роскошь быть непоследовательным, убеждал в уместности неуместного, во вздорности общепринятых мнений. Его звали “королём жизни” и “принцем Парадоксом”. Принцип парадокса положен в основу большинства произведений Оскара Уайльда.

В конце 80-х и начале 90-х годов Уайльд создаёт два тома сказок. Они были написаны под влиянием творчества Г.Х. Андерсена и сочетали красивую поэтическую форму с серьёзным гуманистическим содержанием. (Здесь прервём лекцию и послушаем выразительное чтение отрывков из сказок О.Уайльда и пересказы их содержания.)

Писатель ставит вопрос: что важнее — добро или красота? Герои уайльдовских сказок — эстеты, страстно влюблённые в красоту. Таков молодой король, любующийся статуями и картинами. Таков Счастливый принц: он всегда был весел и далёк от страданий, и после смерти ему воздвигли золотую статую; таков мальчик-звезда, оттолкнувший свою мать, так как она оказалась безобразной и старой. Но, встретившись с горем и нищетой, лучшие герои Уайльда прозревают и в своём стремлении помочь людям жертвуют всем. Золотой Счастливый принц при помощи ласточки отдаёт беднякам всё золото, которым покрыта его статуя, отдаёт и свои сапфировые глаза. Он становится слепым и безобразным, ласточка не хочет покидать его и гибнет от мороза у его ног, но им удалось внести немного тепла и радости в нищенские трущобы. Ответ в сказках Уайльда один: добро, служение людям выше и важнее красоты.

Умер Оскар Уайльд в 1900 году, в нищете, всеми покинутый.

После лекции обратимся к предисловию книги.

По окончании беседы подведём её итоги.

Поскольку искусство выше жизни, оно не может рассматриваться с точки зрения человеческой морали. Но это вовсе не значит, что писатель утверждает “безнравственное искусство”. Своим полемическим утверждением Уайльд подчёркивает, что искусство не может быть безнравственным. “Хорошо написанная книга” как произведение искусства всегда будет заключать урок человеку, потому что написана с позиций идеала и по законам красоты, которой чуждо всё безнравственное. “Плохо написанная книга” не является произведением искусства и не заслуживает внимания независимо от того, содержит она мораль или нет. Для художника высшим критерием является красота.

И наконец, самый известный парадокс: “Искусство совершенно бесполезно”. С точки зрения эстетической теории Оскара Уайльда иного не может быть. Понять произведение искусства может лишь человек, тонко чувствующий прекрасное, а для него моральный урок не нужен, ибо он сам живёт по законам красоты (например, лорд Генри). Для других же такое искусство будет недоступным: “Искусство — это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь”.

Следующий этап урока будет посвящён художнику Бэзилу Холуорду.

— Какое впечатление произвёл на Бэзила Холуорда Дориан Грей? Какое место он занял в жизни художника? Почему Бэзил Холуорд не хочет знакомить Дориана с лордом Генри?

Подведя итоги разговора, отметим, что Бэзил Холуорд заметил в юноше не только его внешнюю красоту, но и внутреннюю чистоту, которую эта красота отражала. И в начале своего жизненного пути Дориан ещё был способен на искреннее раскаяние и мог справедливо оценивать собственные поступки.

Портрет, написанный художником, на самом деле изображал не только главного героя, но одновременно и представление о прекрасном самого Бэзила Холуорда, который видел в юноше свой идеал. Художник стремился воплотить в своём искусстве гармонию тела и духа.

После этого на уроке начинается самое сложное — рассмотрение образа Генри Уоттона, духовного наставника Дориана Грея; выполняется опережающее задание № 2, кроме того, ученики отвечают на вопросы:

— Чем интересен Дориан Генри Уоттону?

— Прочитайте выразительно рассуждения лорда Генри о красоте и молодости. Как они повлияли на Дориана? Что почувствовал герой, когда увидел свой портрет?

Все слова и все действия лорда Генри по отношению к Дориану Грею последовательны и преследуют определённую цель.

Лорд Генри вовсе не намерен развращать главного героя, потому как это уничтожит прекрасный облик Дориана. Напротив, он намерен сделать всё, чтобы сохранить красоту своего друга. Первое, что делает лорд Генри, — пытается убедить Дориана в ценности молодости и красоты. И эта попытка увенчалась полным успехом.

Но даже не будучи безнравственным в собственных поступках, можно развращать других людей. Рассуждения Генри Уоттона заставили Дориана пожелать вечной молодости.

И последнее, что предстоит сделать на уроке, — охарактеризовать отношения Дориана Грея и Сибилы Вэйн.

— Как Оскар Уайльд передаёт в романе настроение двух влюблённых? Сопоставьте описание первого впечатления Дориана от Сибилы Вэйн с тем, что она говорит о Прекрасном Принце. Как повлияла любовь на Дориана? Какими ему кажутся теперь все теории Генри Уоттона?

— Как расценивает Дориан своё поведение по отношению к Сибиле в сцене расставания? Как передаёт автор борьбу совести и себялюбия в душе героя?

Любовь — это своеобразное единство красоты внешней и внутренней. Однако сам Дориан разрушил это единство, когда отверг Сибилу Вэйн. Эта девушка предложила ему то, о чём мечтал лорд Генри: любовь, которая стала бы искусством в реальной жизни. Именно поэтому Сибила утратила способность играть на сцене. Однако это единство оказалось недоступным Дориану Грею, он не понял ту, которая его любила.

К следующему уроку дадим домашние задания:

1. Подумайте над проблемой: как отражена в романе тема добра и зла, искусства и морали?

В торой урок начнём с обращения к фаустовской теме в романе:

— Когда главный герой начал терять чистоту души?

— Прочитайте окончание главы VIII. Какое решение принял Дориан после смерти Сибилы? Какую роль он отводит портрету?

— Как изображена в романе зависимость героя от портрета?

— Как вводится в книгу фаустовская тема? Почему произошла сделка с таинственными силами? Осознаёт ли герой, что погубил свою душу? Какое влияние на Дориана оказала книга, присланная Генри Уоттоном?

Подводя итоги работы класса, укажем, что после разговоров с лордом Генри Дориан осознал быстротечность времени, те опасности, которые несут годы для красоты. И герой высказал желание сохранить вечную молодость, предоставив своему портрету нести на себе печать времени и страстей. Произошло противоестественное разделение человека и его совести, и это разделение не могло не сказаться на поведении героя.

Освобождённый от совести Дориан постепенно утрачивает всё лучшее, что заложено в нём.

Осознав гибель своей души, герой сумел долгое время сохранять внешнее спокойствие. Он ведёт двойную жизнь, но в этом неповинны ни лорд Генри, ни Бэзил Холуорд. Виновен во всём лишь сам герой, и его наказание в романе было совершенно неизбежно.

Смирившись с тем, что его портрет будет меняться вместо него, герой одновременно поверил в свою безнаказанность, решил рассматривать произведение искусства как нечто подчиненное его желаниям. На самом деле Дориан становится рабом своего портрета. Он не смеет надолго покидать свой дом, так как опасается, что кто-нибудь может увидеть портрет и разгадать его тайну. Вначале он следит за изменениями своего лица на портрете, но затем начинает бояться собственного изображения. Развязка романа закономерна с точки зрения эстетики Оскара Уайльда. Когда Дориан пытается уничтожить портрет, мёртвым падает он сам, приняв принадлежащее ему безобразие, а прекрасное произведение искусства обретает первоначальную красоту и гармонию. Жизнь Дориана Грея кончилась, но искусство выше жизни, ибо только ему принадлежит вечность, — такова позиция писателя.

После этого вполне логичным станет обращение класса к теме жизни как искусства:

— Какую цель преследует Дориан, когда делает жизнь “первым и величайшим из искусств”? Охарактеризуйте круг интересов героя, используя материал XI главы. Почему для него одинаково значимы порок и красота? С кем отождествляет себя герой и почему?

Затем обратимся ещё к одной важной проблеме — порока и добродетели, искусства и морали в романе:

— Почему в конце концов Дориан решил показать изменившийся портрет его творцу, Бэзилу Холуорду? Почему он убил художника?

— Отчего порок сделался необходимым условием жизни Дориана?

— Чего жаждет Дориан в конце своего жизненного пути? Отчего он бросается с ножом к портрету?

Влияние Генри Уоттона на Дориана Грея было весьма сложным. Лорд Генри прекрасно знал, что порок уничтожает красоту, накладывает на лицо человека страшный след. Вот почему он неоднократно говорил Дориану о необходимости сохранить свою душу, подчёркивая мысль о том, что для наслаждения жизнью нужно душевное спокойствие, которое даёт только чистая совесть. Герой помнит об этих словах, и какие-то отголоски утраченной совести слышатся в речах Дориана и много позже, когда он потерял большинство своих лучших качеств. И вот тут внешность играет роковую роль в судьбе героя. Никто не верит в его раскаяние, так как просто невозможно допустить мысль о его порочности. Это вытекает из того, что порочный человек не может сохранить свою красоту. Время от времени у лорда Генри возникают какие-то сомнения, он постоянно “проверяет” своего друга, но эти проверки оказываются совершенно бессмысленными, ибо Генри Уоттон не видит портрета.

А между тем он хотел, чтобы Дориан Грей сделал искусством собственную жизнь, исходя из принципа неразрывного единства красоты и нравственности.

Парадоксально то, к чему приходит главный герой. Он, стремящийся к красоте и приятному времяпровождению, вынужден тайком развлекаться в грязных притонах, искать успокоения в опиуме, наслаждаться любовью продажных женщин. Это злая насмешка над тем идеалом, который рисовал Дориану Грею лорд Генри.

Так последовательно и стройно реализуется в романе эстетическая система Оскара Уайльда. Писатель утвердил своеобразный культ красоты, заявляя, что искусство выше жизни, что не оно подражает действительности, а действительность должна подражать искусству, которое неизмеримо выше жизни.

Плакат 1991 года Сергея Вепрева

Далее охарактеризуем художественные особенности произведения.

— В чём заключается близость романа О.Уайльда живописи? Проанализируйте описания природы, предметов, интерьеров. Что позволяет нам наглядно представлять их?

— Как меняется авторский взгляд в романе? Почему главным действующим лицом его начала является лорд Генри, а затем им становится Дориан?

— Что происходит с художественным временем в романе? Как оно движется до XI главы? Чем вызваны перерывы в развитии сюжета? Когда и почему “исповедь души” героя заменяется хроникой событий, а описания — прямыми авторскими характеристиками?

Как школьники хотели бы изменить учебную программу по литературе? Что в нее добавить, а что - категорически убрать? Российское движение школьников опросило более двух тысяч учеников о том, что они сегодня читают.

Более 49% школьников поделились, что читают каждый или почти каждый день. 33,4% - читают несколько раз в неделю. Фото: Олеся Курпяева/ РГ

Более 49% школьников поделились, что читают каждый или почти каждый день. 33,4% - читают несколько раз в неделю. Фото: Олеся Курпяева/ РГ

22% российских школьников хотят сократить обязательный "набор" русской классики и дополнить уроки изучением зарубежной литературы. Причем не только классической, но и современной. Более 10% ребят хотели бы видеть в ней книги о приключениях Гарри Поттера. Сразу за сагой о юном волшебнике идут произведения фантаста Рэя Брэдбери и культового писателя Стивена Кинга.

Фаворитом в антирейтинге для "исключения из школьной программы" стала "Война и мир": против нее проголосовали 16,5% респондентов. Среди частых причин нелюбви - "слишком большой объем", "тяжелый слог", "излишнее описание окружающих вещей" и "невозможность правильного восприятия произведения в школьном возрасте".

На втором месте - Николай Гоголь и его "Тарас Бульба" - более 7% респондентов отмечают его излишнюю жестокость.

Сразу после с минимальным разрывом идет "Муму" Тургенева. Многие школьники отметили, что "это произведение заставило плакать" и "негативно повлияло на их психическое состояние".

В ответах ребят также часто упоминается "Обломов", которого школьники называют "слишком затянутым и скучным", "Преступление и наказание" - за "слишком взрослую и мрачную" атмосферу.

О том, как развивать у ребенка вкус к литературе в условиях победившей "цифры", лингвисты, ученые, филологи, языковеды и журналисты говорили на конференции "Педагогика текста", которая прошла на площадке Российской академии образования. Эксперты подчеркивают: цифровизация дала "вторую жизнь" и классической литературе, и искусству. Сегодня крупнейшие музеи мира заняты поиском новых форматов.

- Мы спросили школьников, что они ищут в Cети, когда изучают творчество писателей. Ответы заставили нас задуматься о том, почему не существует официальных сайтов писателей для детей, и придумать проект, где будут выверены материалы и разумно собрано писательское и филологическое наследие, - объясняет завотделом развития Государственного музея Л.Н. Толстого Фекла Толстая. - Тут важно обратиться именно к современным педагогическим практикам, чтобы опробовать новые методы относительно довольно классического материала.

Фото: Михаил Пинкус

Какой хотят видеть литературу дети? Ученики образовательного центра "Сириус" и участники международного конкурса юных чтецов "Живая классика" ответили:

- заходя на официальный сайт писателя, они хотят получать анимированную информацию о его биографии, интересных фактах из жизни, местах и людях, связанных с ним;

- хотят иметь доступ к аудиоверсии и краткому пересказу произведений, видеть цитаты из них в современных мультимедийных форматах;

- не хотят слушать часовые лекции: им интересны пятиминутные версии и сочинения олимпиадников с комментариями, почему это хорошо;

- школьники предлагают на сайте, посвященном Льву Толстому, создать бота Толстого и его жены, которые будут помогать разобраться в материале;

- за свои успехи в изучении материала дети хотят получать бонусы в виде толстовки или футболки с официальным мерчем.

- Школьникам интересны истории, рассказанные посредством множества различных медиаформ, то есть находящие продолжения в других форматах: видеоигре, картине, блоге, - рассказал на площадке РАО писатель и литературовед Александр Архангельский. - Это, конечно, меняет наше отношение не просто к тексту, но и к границам любого текста. У нас появились цифровые возможности, которые мы, как правило, используем чисто технологически, а гораздо интереснее и эффективнее для школьника вести диалог с текстом и автором в новом формате.

Ранее кандидат филологических наук, автор учебников по литературе Ирина Мурзак предложила убрать некоторые тексты из школьной программы. Речь идет о больших романах "Война и мир", "Тихий Дон", которые дети почти не читают. По ее словам, совершенно легко можно заменить "Войну и мир", например, на "Детство", "Отрочество", "Юность" и "Отца Сергия", и с этими текстами детально работать. А "Войну и мир" давать обзорно. Филолог утверждает, что педагоги практически не используют новых методик при изучении "Войны и мира". Канон анализа текста сложился еще в прошлом веке. Поэтому школьники используют готовые анализы "Войны и мира", найденные в интернете, и не получают удовольствия от чтения.

- Мнение о том, что нужно сократить некоторые произведения классической литературы в школьной программе, мягко говоря, не очевидное и достаточно спорное. Особенно если учесть замечательные проекты, реализуемые Феклой Толстой по созданию виртуального мира знаменитого романа Л.Н. Толстого. Книги не утратили своей актуальности. Сегодняшняя цифровая реальность требует других подходов и форматов в преподнесении материала, - прокомментировал эту идею "Российской газете" ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО Сергей Богданов.

Перед вами книга из серии "Классика в школе", в которой собраны все произведения, изучающиеся в начальной школе, средних и старших классах. Не тратьте время на поиски литературных произведений, ведь в этих книгах есть все, что необходимо прочесть по школьной программе: и для чтения в классе, и для внеклассных заданий. Избавьте своего ребенка от длительных поисков и невыполненных уроков.

Роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" входит в школьную программу по литературе для 10 класса.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель урока: дать учащимся более углубленное представление об эстетизме, философии гедонизма, парадоксе; разобраться с учениками, в чем именно состоит преступление и наказание главного героя романа; рассмотреть все причины, которые и привели Дориана к трагедии; помочь разобраться ученикам в эстетических взглядах автора романа и выяснить, как они были опровергнуты в финале произведения; рассмотреть все этапы духовного падения Дориана Грея; обратить внимание на роль элементов фантастики в произведении; развить навыки анализа художественного произведения.

- Обучающие: обучить работе с художественным произведением; обучить производить анализ.

- Развивающие: развить способность находить главное, обобщать; развить практические, интеллектуальные и речевые способности учеников.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, текст романа.

I . Организационный момент

II . Изучение нового материала (лекция с элементами беседы)

Что для вас есть красота?

Человек всегда стремился и стремится к красоте, он воспевает ее в музыке, стихотворениях, живописи, скульптурах и т.д. Но в разные эпохи человек наделял это слово своим смыслом.

Практически любое произведение есть отражение личности его автора.

Итак, домашним заданием для вас было рассмотреть биографию писателя и познакомиться с произведением.

- Назовите черты эстетизма, которые вам известны? (отрыв искусства от общественной жизни; аполитичность; ограничение интереса к искусству вопросами эстетического наслаждения, красоты и художественной формы как самоцели).

- Можете ли вы доказать, что Уайльд исповедовал в своей жизни эстетизм и гедонизм? (Культ индивида, который противопоставлял себя уже изжившим культурным ценностям Викторианской эпохи, свобода в жизни, в отношениях с разными людьми, во внешнем виде, поведении и речи, бунт против общественной морали)

Несомненно то, что нужно поговорить и эстетических взглядах автора, его философии.

- Давайте вспомним принципы его эстетической теории.

1.Искусство – это не способ познания и преобразования действительности, искусство познаёт лишь красоту, т.е. самого себя.

2.Искусство ищет для себя образцы не в природе, а лишь в самом себе.

3.Искусство не может быть средством исправления морали, ибо красота и мораль – вещи несовместимые.

4.Нет книг нравственных и безнравственных, есть книги, хорошо написанные и плохо (т. е. главное – совершенство формы, но не глубина и актуальность проблем).

III . Закрепление знаний

Обратимся же теперь к самому роману. Рассмотрим с вами основные образы.

- Как вы думаете, кто является главным героем в романе? Почему? (Бэзил Холлуорд, Дориан Грей, лорд Генри Уоттон. Каждый из данных персонажей воплощает какую-то определенную идею).

- Кто из персонажей представляет теорию Уайльда? (Лорд Генри).

- Как вы можете его охарактеризовать? ( Чтобы ответить на этот вопрос ученикам нужно проанализировать вторую главу романа, отвечая примерно на следующие вопросы: как Генри относится к людям; кто его друзья, а кто его враги; как он представляет смысл жизни и т.п.).

- Какой философии придерживается Генри? (новый гедонизм). В чем его смысл? (для ответа на этот вопрос ученики опять обращаются ко второй главе романа)

- Есть ли что-то общее во взглядах Уайльда и Генри? Что именно? (стремление обоих к красоте, пренебрежение нормами морали).

- Почему мы считаем идеи Генри аморальными? (жить лишь ради своего наслаждения – эгоизм, за внешней красотой может скрываться пустота).

- Кто из героев не разделяет точку зрения Генри? (Бэзил).

- Что является главным для Бэзила? (творчество и искусство).

Холлуорд ищет гармонию и красоту в жизни и искусстве, вносит в него часть своей души, тем самым и расходясь с Генри. Дориана Грея же мы можем считать хорошим учеником этого философа-гедониста.

Теперь посмотрим, как данная философия наслаждения влияет на духовный мир человека. Рассмотрим судьбу Грея: когда началось разрушение его души, какие этапы оно проходило и как он превратился в один сплошной порок.

- Каким мы видим Дориана, когда только знакомимся с ним в мастерской? (ученики обращаются ко второй главе).

- Почему встреча с Дорианом придала Бэзилу вдохновение?

- Что понял Грей, когда впервые увидел свой портрет? Можем ли мы сказать, что это и есть первая ступень к пороку?

-Что было неверным в суждениях Дориана? (молодость и красота быстротечны, а без красивого облика нет и счастливой жизни). За вечную молодость и красоту Дориан готов был отдать душу.

- Этот мотив не новый в литературе. Где вы его встречали?

-В чём разница между героями? (цель Фауста – постигнуть тайны мироздания).

Второе испытание для юного героя – любовь.

-Кого полюбил Дориан? Саму Сибилу или ее образ на сцене? (он полюбил те чувства, которые она воплощала на сцене).

Грей увлёкся бутафорией, и это – вторая ступень на его пути.

- Как вы можете это доказать? (герой разлюбил девушку, увидев ее плохую игру на сцене, т.е. ему не нужна она как человек) – гл. 7

- Появились ли изменения в портрете после разрыва с девушкой? Почему? (Дориан проявил эгоизм и бессердечность. Это его третья ступень).

- Как герой оценил ситуацию? (Сибила сама виновата, а ему было тяжелее).

- Что происходило дальше в жизни Дориана? Чем герой ее заполнил? (погоня за новыми ощущениями: дендизм, мода, книги, притоны и т.п.).

- Как вы считаете, есть ли вина Бэзила в таких изменениях в Дориане?

- Почему Грей решился на убийство?

- Как это отразилось на портрете? (ученики обращаются к гл. 14) четвертая ступень – убийство

-Как ведет себя Грей после убийства друга? (спокоен)

-Как герой пытается выйти из ситуации? (не вспоминать, заполнить себя новыми ощущениями – теория лорда Генри => опиум).

-С кем встречается Дориан однажды в притоне? (Джеймс Вэйн)

- Каковы намерения этого парня?

-Какое чувство поселилось в Дориане после этой встречи? (страх из-за осознания своей вины).

Страх, который начал отравлять жизнь Дориана – пятая ступень.

-О каком хорошем поступке рассказывает он Генри? (любовная история с крестьянской девушкой Гетти).

-Как этот поступок отразился на портрете? (лицемерное выражение)

-Что понял Дориан, глядя на свой портрет?

-Какова его роль в жизни героя? (портрет – его совесть, его душа)

-Что решил сделать Дориан с портретом? (Убить портрет).

Это и есть последняя ступень.

-Почему уничтожение портрета убило самого Дориана?

(1 – человек не может жить без души; 2 – он замахнулся на святыню – на искусство – теория Уайльда) => портрет помолодел – искусство вечно, оно выше всего.

Зарисуем схему нравственного падения персонажа:

1.Осознание своей красоты

7. Убийство собственной души

Какой вывод можно сделать? Путь к пороку – путь к самоуничтожению.

4.Итоги урока

Генри говорил, что настоящая тайна счастья - в поисках красоты.

- Почему этот поиск не принёс счастья Дориану? (красота – в духовности, а не в наслаждениях и внешних атрибутах).

5. Рефлексия

Мы хорошо поработали, обсуждая не очень легкие и спорные вопросы. Стоит немного отвлечься, но с пользой.

Читайте также: