Какие несчастья принес художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны ответ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ростовщик – персонаж повести Гоголя “Портрет”; человек, чей портрет приносил наряду с деньгами несчастья его владельцам. Ростовщик был пожилым человеком крупных размеров с азиатской внешностью. Он жил по соседству с талантливым Художником-самоучкой, которого попросил нарисовать свой портрет. Слава о старике-азиате ходила не лучшая.

Все, кто брали у него в долг деньги, обязательно переживали какие-то трагедии.

Так, например, один молодой, блистательный вельможа настолько обезумел, что навлек на себя гнев императрицы.

Вскоре он умер от безумия. История повторялась, так как все должники зловещего ростовщика либо сходили с ума, либо заканчивали жизнь самоубийством, либо становились ужасными ревнивцами и завистниками.

Избранник одной неписанной красавицы после займа у ростовщика стал настолько ревнивым, что чуть было не убил свою любимую, но вовремя одумавшись, убил сам себя.

Художник, согласившийся рисовать его портрет, так и не смог довести свое дело до конца, так как ему казалось, чем лучше он рисует внешность старика, тем живее получаются его глаза на полотне. В конце концов, им овладевает тягостное ощущение

вперемешку с отвращением к работе. Ростовщик умоляет его дорисовать портрет, потому как хочет остаться жить в этом портрете сверхъестественной силой.

Это в конец пугает художника, и он просто сбегает в монастырь.

Сам ростовщик на следующий день умирает, но как он и планировал его душа остается жить в портрете и продолжает приносить вред людям. Поначалу он одаривает ничего не подозревающих бедняг деньгами, а затем своим “живым” взглядом и необъяснимым влиянием сводит с ума, что и произошло с главным героем повести – молодым петербуржским художником А. П. Чартковым.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Художник разбогател, стал известным, но потерял свой талант, ведь он не совершенствовался, а писал штамповано, стал изображать портреты на заказ, т.е. не так, как видел, а как заказывали. Это только первая часть заканчивается тем, что, потеряв рассудок, Чартков скупает живописные работы талантливых художников и с ненавистью уничтожает полотна. Есть и вторая часть. Когда Чартков умер, портрет странного старика выставили на торги. Один из присутствующих рассказывает, что картина должна принадлежать ему, поскольку это произведение его отца. Автор картины рассказал сыну, сколько несчастья принесла странная картина тем, у кого какое-то время находилась. Он просил сына обязательно отыскать её и сделать так, чтобы она перестала существовать и портить жизнь людям.

Этот рассказ так повлиял на присутствующих на торгах людей, что они всё своё внимание направили на рассказчика и забыли смотреть на картину. Кто-то сумел этим воспользоваться и украл таинственный портрет.

1. Художник действительно посчитал, что он проиграл конкурс, потому что он написал картину, на которой все святые изображены с глазами ростовщика. Именно на дьявольское выражение глаз и обратили внимание посетители конкурса. Художник пришёл домой и стал все крушить, как будто в нем был сам дьявол. Он решил сжечь портрет ростовщика, но его друг забрал картину себе.

2. Да, это сильно мучило художника, но когда он избавился от картины, настало облегчение.

3. Герой хотел сжечь портрет, потому что он приносил одни несчастья ему.

4. Художник постригся в монахи, чтобы очистить свою душу. После очищения души он написал "Рождество Иисуса".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

- вывести основные проблемы повести, пригодные для использования в качестве аргументов в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку

Развивающая:
- развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя
- устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников;
- умение работать с текстом.

Воспитывающая:
воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;
- убедить учащихся, что чистота души человека зависит только от его самого;
- умение различать светлые и негативные стороны жизни.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-беседа

Наглядность: презентация

Оборудование: проектор, компьютер.

Опережающее домашнее задание.

Читать повесть, отвечая на данные вопросы (см. приложение)

Эпиграф к уроку:

Я думаю, с этой задачей мы справимся, если будем на уроке… (активными, заинтересованными, мыслящими). Желаю нам успеха!

Запишем тему урока.

- Ребята, начнём анализировать повесть, оттолкнувшись от композиции. Какова она?

Повесть состоит их 2 частей. В первой части дана история художника Чарткова и параллельно (кратко) история русского художника из Италии); вторая часть рассказывает о художнике, создавшем портрет ростовщика.

Как вы думаете, зачем нарушена логическая цепочка событий? ( Такая композиции держит читателя в постоянном напряжении) .

- Что узнаем мы о молодом художнике Чарткове в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)

Был ли у него талант? (чтение отрывков).

- Ребята, перед Чартковым два пути, выбор. Первый путь - это Добро, второй - Зло. Как вы понимаете Добро для Чарткова (Добро - это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу) а Зло? ( «стать модным художником, жить в достатке и растратить свой талант).

- Понимал ли это сам художник? (Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке . но этих толков не слышал упоенный художник..)

-Что стало целью для Чарткова? (Им овладела страсть наживы, золото как самоцель)
-Так бы и продолжалась жизнь Чарткова, если бы ни одно происшествие, какое?
- Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?
(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.)

- Что почувствовал Чартков, когда понял, что потерял свой талант?

-Как вы думаете, может ли этот момент считаться кульминационным в истории Чарткова? (да, может. Герой прозрел, осознал гибель своего таланта).

Но только ли талант погиб в художнике?

Душа Чарткова умерла (духовная смерть героя, в скором приведшая к физической смерти является развязкой истории о художнике Чарткове)

- Какое адское намерение родилось в его душе?

Проследим и запишем цепочку пороков, погубивших Чарткова: нетерпение, желание хорошо одеться, жить,- жажда славы, - страсть наживы, - страсть к золоту (бессмысленное накопительство),- осуждение, отвержение таланта, злоба, - зависть . Какой приём использует Гоголь? (градация). Но Чартков сам выбрал этот путь.

Так что же здесь главное? Портрет приносит горе каждому, кто с ним соприкоснётся. Портрет у Гоголя – это олицетворение зла, темного начала в мире).
В чем заключается смысл названия? Зло – неотъемлемая часть этого мира, оно всегда где-то среди нас, оно способно овладеть любым человеком.

- А сейчас поговорим о судьбе 3-го живописца, авторе портрета ростовщика. Что вы можете сказать о нем? (До создания портрета художник был добрым семьянином, писал картины для церкви).

-Какие чувства испытывал художник, смог ли закончить работу? После написания портрета жизнь резко меняется, он стал злым и эгоистичным) .

Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.

- Эти слова, ребята, можно считать гимном жизни. Они и сейчас актуальны.

Какой литературный прием использует автор в повести? (Три жизни, три художника. Прием сопоставления).


Оценки за урок.
Д/з : написать мини сочинение - рассуждение:

Читайте также: