Важно ли на ваш взгляд рассмотрение в периодизации развития перинатального периода почему кратко

Обновлено: 30.06.2024


В статье проведен теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, показывающих влияние психологических факторов на формирование психики будущего ребенка. Показана необходимость психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка.

Ключевые слова: перинатальное развитие, пренатальное развитие, психологические факторы, развитие личности.

В нашем обществе современными женщинами уделяется недостаточное внимание психологической подготовке к зачатию ребенка, периоду беременности и родам. Социально-экономические проблемы, занятость на работе, семейные проблемы часто не позволяют женщинам быть более ответственными по отношению к себе, как будущей матери и по отношению к будущему ребенка. Многие беременные женщины просто не понимают важности принятия на себя этой ответственности, не осознают, что нервно-психические перегрузки, стрессы, тревоги и жизненная неопределенность могут в последствие сказаться на психическом здоровье будущего ребенка. Осознание приходит позже, когда происходят патологические необратимые процессы в соматическом и психическом развитии ребенка. В связи с чем, проблема психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка, становится актуальной. От ее решения во многом зависит здоровье наших детей и сохранность семьи.

Важно понимать, что решение о рождение ребенка должно в полной мере осознаваться как матерью, так и отцом. Женщина, вынашивая ребенка, передает ему свои чувства, эмоции и настроение, которые в свою очередь зависят от отношения женщины к ребенку, от принятия себя в роли матери, от отношения мужа к рождению ребенка и общей гармонии семейных отношений.

Перинатальное развитие — это период, непосредственно предшествующий рождению ребенка, совпадающий с ним или непосредственно следующий за ним. Пренатальное развитие — это развитие ребенка до рождения (психология беременности). Пренатальная стадия жизни — первая позиция человеческого существования, где духовные, психические и соматические факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику [9].

Исследованию перинатального периода развития личности посвящены работы таких зарубежных исследователей как Р. Ассаджиоли, А. Бертин, Т. Верни, Ж. Х. Грабер, С. Грофф, Ф. Дольто, Х. Никель, Д. Пайнз, Л. Нильсон, С. Фанти. Среди отечественных исследователей можно назвать таких как, В. В. Абрамченко, А. С. Батуев, Н. А. Гармошова, А. И. Захаров, В. В. Петренко и др.

Кратко обобщая выводы выше перечисленных авторов можно сказать, что они рассматривают пренатальную стадию жизни как первую позицию человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику, и где взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Современные исследователи психологии беременности ставят перед собой задачу изучения психологических факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать-дитя, эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в восприятии окружающего мира, отношение к будущему ребенку, влияние взаимоотношений с людьми на течение беременности [1, 2, 3, 5, 6, 9].

В психоанализе сложилась традиция рассмотрения беременности с одной стороны как вершины полоролевого и психосексуального развития личности, а с другой стороны как состояние могущего порождать глубокий личностный кризис. Данная точка зрения нашла свое продолжение в работах зарубежных и отечественных психологов [1, 2, 3, 5, 6, 8, 9].

Наступление первой беременности способствует появлению чувства материнства. Именно в этот момент, важно осознавать характер собственных отношений с матерью, модель ее поведения для того, чтобы сформировать свою модель материнства, принять на себя ответственность за принятое решение. Процесс взросления, индивидуализации будет способствовать самоактуализации и личностному росту будущей матери и убережет от повторного проживания чужих чувств, фиксаций, переносов [1].

Согласно исследованиям Н. В. Боровиковой, знания женщины о самой себе и о сопровождающих беременность соматических и психических состояниях создает благоприятный психоэмоциональный фон протекания беременности, способствует личному взрослению женщин, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок [2].

М. П. Коваленко уделяет особое внимание изучению эмоционального состояния беременных женщин. Эмоциональный стресс, страх, тревога, апатия является основной причиной негативных нарушений состояния здоровья матери и плода. У мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии по причине стресса матери. У девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перенатальных отклонений, чем у мальчиков [6].

Французский психоаналитик Ф. Дольто утверждал, что негативные переживания беременной женщины передаются еще не родившемуся малышу и могут вызвать у него невротические расстройства [4].

З. Фрейд также выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери [8].

А. И. Захаров, считает, что эмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается не только на последующем здоровье ребенка, но и на самом течении родов, порождая различные трудности как со стороны матери, так и со стороны ребенка [5].

Беременность, которая доставляет женщине дискомфорт, может привести к физиологическим осложнениям беременности, а у родившегося младенца к повышенной тревожности и депрессиям.

При вынашивании нежеланной беременности эмоциональные проявления женщин резко поляризованы. В одних случаях это устойчивый негативный, депрессивный фон настроения, в других — эмоциональная невключенность, безразличие и даже определенная эйфория. Субъективные ощущения, связанные с шевелением плода, очень противоречивы. Плод начинает идентифицироваться матерью как уже нечто существующее, отличное от нее [5].

Период появления ощущения, связанного с шевелением плода, в жизни женщины имеет очень важный психологический и эволюционный смысл. В этот момент в самосознании женщины не только возникает образ будущего ребенка, но и, что особенно существенно, этот образ наполняется качественно особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно характеризовать как сроднение.

Если ребенок нежеланный, роды у женщины чаще всего бывают преждевременными и масса тела новорожденных как правило ниже нормы. Дети рождаются слабыми, плохо едят, часто болеют, беспокойно спят, много плачут.

Переживания будущей матери из-за конфликтных отношений с супругом приводит к проявлению психогенной заторможенности у мальчиков, проявляющейся уже на этапе родов в отсутствии рефлекторного крика новорожденного. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша. Волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек [6].

Стрессы в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек.

Нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи, а для девочек — быстрыми стремительными родами [5].

Беременность является сложной жизненной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другому, миру.

В процессе беременности женщина взрослеет, готовится стать матерью, изменяются отношения с отцом ребенка, ближайшим социальным окружением. Интенсивные эмоциональные переживания женщин осложняют как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка, течение родов и дальнейшие детско-родительские отношения.

Все эти разнородные процессы находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее динамично [7].

Не вызывает сомнений влияние на течение беременности отношения женщины к окружающему миру, будущему ребенку, отцу ребенка, взаимоотношений с людьми.

В качестве значимых отношений беременной женщины Э. Г. Эйдемиллер выделил следующие отношения [9]:

  1. Отношение к себе (и в частности, как очень важный аспект самоотношения, отношение к собственному телу).
  2. Отношение к отцу ребенка.
  3. Отношение к вынашиваемому ребенку.

Именно эти три типа отношений влияют на процесс адаптации личности к ситуации беременности, благоприятное протекание родов, эмоциональное состояние женщины, благополучие ребенка.

Исследования Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добрякова, И. М. Никольской показали, что у женщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем [9].

Проведенный анализ теоретических исследований пренатального периода развития личности показал огромную роль психологической готовности беременных женщин к рождению ребенка. Женщины нуждаются в психологическом сопровождении, направленном на нормализацию психоэмоционального состояния, активизацию личностного адаптационного потенциала, подготовку к роли матери, к успешному прохождению беременности и родов. Важно формирование позитивного отношения женщин к будущему ребенку, которое во многом зависит от гармонии в семье, поддержки, доверии и взаимопомощи супругов, ожидающих ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): будущий ребенок, Отношение, рождение ребенка, беременность, женщина, отец ребенка, ребенок, род, значительное влияние, перинатальное развитие.

Перинатальные проблемы взрослого человека

Что влияет на формирование личности человека, его характер, поступки, отношение к окружающему миру?

Всегда считалось, что будущая жизнь человека определяется наследственностью, социальной средой, культурой, его воспитанием и окружением в детстве: в какой семье рос, какие взаимоотношения были между родителями и членами его семьи, какие методы воспитания применялись (жестокость, доброта, безразличие…) и т.д.

Однако, в последние годы все большее внимание уделяется перинатальному (внутриутробному) периоду развития ребенка — от момента зачатия и до его рождения. В это время формируются не только органы и системы малыша, начинается их функционирование, но происходит и психическое (эмоциональное) развитие плода.

Ученые пришли к выводу, что основным фактором развития человека (после рождения и во взрослой жизни) является то, что происходит с ним в перинатальном периоде, включая воспоминания о течении беременности, прохождении по родовым путям и первые несколько дней после рождения.

В соответствии с бодинамическим подходом к стадиям развития, начиная с внутриутробного состояния и примерно до трех месяцев после рождения, начинает формироваться отношение ребенка к окружающему миру (доверие или недоверие), основанное на ощущениях и информации, поступающих к нему от матери. Эта стадия называется структурой существования, которая делится на раннюю и позднюю.

Беременность чаще всего является осознанным и желанным событием, имеющим наибольшую ценность для женщины и мужчины. Внеплановая же беременность может стать как прекрасным подарком для женщины, так и тяжелым испытанием.

Часто, оказавшись психологически, физиологически или морально не готовой к беременности, женщина не может наладить взаимосвязь с будущим ребенком. Выходит, что в тот момент, когда у плода формируется основное отношение к миру, мать находится в полном смятении, недовольстве, переживаниях и страхе из-за своего положения и предстоящих родов.

Перинатальные проблемы взрослого человека

Отсюда велика вероятность того, что родившийся ребенок, испытавший внутриутробную травму, вырастет без доверия ко всему, что его окружает, со множеством комплексов и заниженной самооценкой. Он с трудом будет проходить социальную адаптацию, а во взрослой жизни его ожидают сложности в общении с окружающими. Таким людям в будущем свойственна нерешительность, в результате чего им сложно определиться с профессией, создать свою семью… В дальнейшем может проявляться холодность и к своим собственным детям.

У женщин с нежеланной беременностью чаще встречаются нарушения функций гормональной системы, обостряются хронические патологии, возникают вегетативные расстройства, их могут мучить тяжелые токсикозы, сопровождающиеся плохим настроением, раздражительностью. Такое течение беременности оказывает резко негативное влияние на формирование плода: у детей чаще возникают аномалии развития органов и систем, а после рождения возможно отставание в умственном и физическом развитии малыша.

Отрицательное отношение к своей беременности и связанный с этим постоянный стресс, приводят к образованию в крови женщины избыточного количества стероидных гормонов, которые, проникая через плаценту, влияют на формирование мозга плода, провоцируя впоследствии нервно-психические расстройства у ребенка.

Но, если в период перинатального развития малыш ощущает нежность и любовь родителей, чувствует себя желанным, то все процессы его роста и развития происходят, как правило, без отклонений. Именно такие дети рождаются уравновешенными, с высокими показателями интеллекта и здоровой психикой. Став взрослыми, они с легкостью способны достигать поставленных целей, уверенной поступью шагая к своему светлому и счастливому будущему!

Перинатальные проблемы взрослого человека

Важно положительное течение беременности, во время которого женщина ощущает себя комфортно, любит малыша и очень ждет его, разговаривает с ним, осознает свою высокую миссию материнства.

Трепетное и бережное отношение к беременной женщине и еще не рожденному малышу со стороны близких вызывает выработку гормона радости у беременной, который передается через плаценту ребенку, и малыш ощущает себя в безопасности, чувствуя любовь самых близких ему людей. Хорошее настроение и выработка эндорфинов у будущей мамы положительно влияют на умственное развитие ребенка, особенно в третьем триместре беременности, когда идет интенсивное развитие клеток головного мозга.

Многие специалисты рекомендуют будущей маме для лучшего развития интеллектуальных способностей, памяти, слуха и психоэмоционального состояния малыша в перинатальном периоде слушать классическую музыку, рисовать, заниматься рукоделием и всем тем, что радует, приносит ей удовольствие. Ведь именно перинатальный период является определяющим для формирования всех органов, чувств и психики ребенка.

Здоровая и счастливая беременность — залог успешной и счастливой будущей взрослой жизни вашего малыша!

P.S. Будущим мамам. Ожидая ребенка, даже если в жизни все пошло не так, как вы хотели, найдите в себе силы преодолеть препятствия на пути к счастливому материнству. Позвольте малышу начать жизнь с осознания, что ему рады и его очень ждут. И тогда, возможно, придя в этот мир, он станет не только вашей надежной опорой, но и изменит мир к лучшему!

Не забывайте, ребенок ЖИВЕТ уже с момента зачатия, а НЕ РЕПЕТИРУЕТ свою жизнь! И он достоин счастливого будущего и любви! Любви прекрасной женщины, имя которой — МАМА!

Влияние перинатального периода

Уже доказано научно, что ребенок практически с первых дней жизни чувствует состояние своей матери. Поэтому любое состояние, будь то физиологическое или эмоциональное может оказать сильное влияние на ребенка, а в дальнейшем и на его взаимодействие с миром.

Вот потому так важно в период беременности выстраивать гармоничное состояние внутри себя. Так закладываются будущие отношения между матерью и ребенком, наполненные любовью и взаимопониманием.

И самым первым этапом в таких будущих отношениях является зачатие ребенка. Понятно, что мотивы для рождения ребенка у всех участников этого процесса могут быть разными. Ребенок приходит с одной целью, его мать руководствуется другой, а у отца может быть свое представление обо всем этом.

Все это накладывается на цели и задачи самого ребенка, задавая ему особую программу для дальнейшей его жизни. Эмоции будущих родителей могут нести в себе радость ожидания, а могут нести в себе боль и разочарование от невозможности повлиять на происходящее.

Понятно, что очень важное влияние на мать ребенка, и как следствие на самого ребенка, оказывает обстановка в семье. Принимают близкие люди эту беременность или отвергают еще не родившегося ребенка – это все впоследствии может стать причиной беспричинных страхов у человека.

Так же огромное влияние на формирование характера человека и его мировоззрение оказывает очередность появления на свет. Каждый ребенок, по сути, появляется в иных условиях и отношения к себе его родителей. Это и жизненные опыт и понимание себя в этой ситуации.

Мать и дитя
Мать и дитя – нерушимая связь

По мере развития беременности развиваются и отношения между матерью и ребенком. Ребенок растет и его организм начинает полноценно участвовать в физиологических процессах материнского организма.

Насколько удачно и спокойно проходит этот период жизни, настолько спокойным, и можно сказать, удачливым по жизни будет в дальнейшем уже взрослый человек. Когда мама удовлетворена собой и протекающей беременностью, она передаст это состояние своему ребенку.

Если мама сильно беспокоится о своем состоянии, если беременность протекает в постоянных опасениях, то в дальнейшем у ребенка может развиться страх жизни. Если же мама как-то негативно относилась к своей беременности, у ребенка может развиться низкая самооценка.

Ну и, конечно же, сами роды. Есть таблицы, в которых расписана родовая деятельность по часам, что, на что влияет в какой период времени. Как протекала родовая деятельность, какие по продолжительности были роды. Патологические не патологические – все это имеет огромное влияние на человека в дальнейшем.

Если у будущей мамы в период беременности могла развиться психологическая травма, то ребенок тоже будет травмирован. А если мама после рождения ребенка будет неправильно с ним обращаться, то в дальнейшем у ребенка может развиться устойчивая патология в восприятии себя.

Новорожденный ребенок полностью зависит от своих родителей, а в частности от матери, которая для него и защита, и еда, и поддержка. Когда мать плохо заботиться о своем ребенке, то у него развивается стойкое понимание, что мир жесток и враждебен к нему.

Беспричинные страхи
Беспричинные страхи

Когда ребенок полностью окружен заботой и любовью. Если у ребенка нет причин тревожиться на ранних стадиях своего развития, он вырастает в спокойного и уравновешенного человека. Это будет не напускное, не наигранное состояние. Это будет стойкое внутреннее убеждение.

Во время обучения в Международном институте регрессологии, изучение перинатального периода является обязательной темой. То, что вскрывается при погружении в глубины памяти, иногда поражает, а в чем-то даже шокирует.

Чтобы найти причину ваших беспричинных страхов, не всегда нужно погружаться в глубины памяти прошлых воплощений. Иногда достаточно исцелить перинатальный период этой вашей жизни. Но чтобы найти корень причины, нужна глубинная работа над собой.

Не всегда мы имеем возможность понять истинные причины происходящего с нами. И не потому даже, что мы не обладаем полнотой знаний. Хотя и это тоже. Иногда мы просто не понимаем, где именно искать, так как травма может прятаться, порой приобретая весьма причудливые формы.

Какое решение примите Вы, бездействовать и дальше набивать шишки на ровном месте, или сделаете простые шаги, чтобы помочь себе?

  • Семья (отношения, родители, дети, личностный рост, соседи);
  • Страхи и фобии (страшные сны, боязнь чего-либо или кого-либо);
  • Таланты, навыки;
  • Личные вопросы по всем различным темам;
  • Знакомство с миром душ, с наставником.

Предлагаю вашему вниманию отрывок одного из таких откровений о своем перинатальном периоде, который открылся одной ученице МИР. Повествование ведется от первого лица.

После выражения намерения оказаться в самом начале жизненного пути, мне удалось вспомнить в животике, что я играла в решение задач. Мне кажется, что у меня этот файл с задачами был давно в запасе, я их сама создаю, и я в них часто играю.

Сложные жизненные задачи
Сложные жизненные задачи

Чтобы было интересней, я постоянно добавляю в задачу какой-то элемент, который настолько ее усложняет, что решение кажется невозможным. Что дальше будет — интрига, я рискую… Но я все равно ищу, ищу решение, и в итоге нахожу.

Задачки сложные, я сейчас даже не могу понять — как это. Такое чувство, что я с тех пор отупела после того, как родилась. И мне от этого досадно.

Кстати, уже несколько лет у меня такие мысли: перед приходом в эту жизнь я задала себе сложную задачку, и вот я всю жизнь ее решаю и не могу никак решить. В этой задаче много элементов, и у меня не хватает мозгов, но я все равно пытаюсь, ведь ее надо решить. Может если бы у меня расширилось сознание, то я смогла бы.

Еще в животике я чувствую приятный свет, когда люди снаружи доброжелательны. Поймала маму на мрачных мыслях. Не знаю, когда она стала пессимистичной, в каком возрасте. С самого детства я слышала от нее, что жить тяжело и разные поговорки для подтверждения этого.

Когда у меня было сильное волнение в 7 месяцев в животике, я не знаю — это было мое волнение или мамино. И еще во многих моментах я могла испытывать чувства мамы, а принять их за свои… Так же и мысли…

Тепло и уют
Тепло и уют родного дома

Я рада вспомнить бабушку, ее улыбку. С ней уютно. Сейчас пришло понимание, что существует нечто энергетическое.. не знаю, как назвать. Назову ДОМАШНИЙ ОЧАГ. Когда бабушка, мама, трудятся над созданием уюта в доме, вкладывает сюда свои чувства, частичку души, мысли о близких, образуется этот домашний очаг …

Его состояние и то, чем он наполнен, влияет на всю семью. Я в детстве чувствовала себя в безопасности, мне было уютно, я вспоминаю, что было чисто, хорошо. Я помню это ощущение и понимаю, что это создано родителями. Нет ни одного действия или мысли, которые были бы зря, — все оставляет свой след, все впитывается в домашний очаг. Это волшебно.

Когда я была в животике и когда родилась, у меня было ощущение домашнего уюта. Я чувствую огромное желание и стремление мамы и папы заботиться обо мне.

Можно смело утверждать то, что развитие ребенка от зачатия и до первых лет жизни являются очень важным периодом в жизни человека. Именно в этот момент формируется наше восприятие мира и нас в этом мире здесь и сейчас.

А взаимоотношения ребенка с матерью в этот период формируют отношение к себе и к тому, в каком мы мире живем. Так формируется характер и привычки человека, которые будут им управлять из глубин подсознания.

Вот потому так важно душевное спокойствие и эмоциональное здоровье будущей мамы. Она передаст своему ребенку чувство защищенности, и понимание того, что мир этот не так уж и плох, как может показаться многим.

Но если вы все же обожглись на чем-то, то это не вселенская трагедия. Это ценный жизненный опыт для вас. Как в этом убедить подсознание? – приходите, я знаю, как вам помочь!

ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал YouTube прямо сейчас, и вы будете в курсе самых свежих видео новостей от Международного института регрессологии. У нас на канале много различных медитаций, вебинаров, реинкарнационных исследований, и других видеотрансляций.

НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ .

Оставьте комментарий и расскажите, что Вы думаете…

Лучший способ выразить благодарность автору — поделиться с друзьями.


Перинатальный период и программа жизни.

Каково влияние матери на психику рождающегося человека? Как влияет сам процесс беременности, родов на психику человека и на его дальнейшую жизнь? VALUE — PSYCHOLOGY отвечает на эти вопросы, обращаясь к исследованию перинатальных матриц Станислава Грофа.

Прямая зависимость картины психических процессов будущего ребенка от психологического состояния беременной женщины наглядно демонстрируется в работах известного американского ученого, основоположника трансперсональной терапии, Станислава Грофа. Основой науки, узучающей психическую жизнь плода, является теория базовых перинатальных матриц. По С.Грофу, это стойкие функциональные структуры, которые являются базовыми для многих психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека.

Первая перинатальная матрица

Первая перинатальная матрица (БПМ-1) интегрирует опыт исходного биологического единства с материнским организмом во время внутриматочного существования.

В периоды безмятежной жизни в матке условия для ребенка почти идеальны, однако некоторые физические, химические, биологические и психологические факторы способны их осложнить.

Вторая перинатальная матрица

Вторая перинатальная матрица (БПМ-2) отражает процесс начала биологического рождения, его первой клинической стадии. При этом равновесие нарушается, плод испытывает периодическое мышечные сокращения и сжатия, но шейка матки еще закрыта. Символическим выражением проявившейся полностью второй клинической стадии родов становится опыт отсутствия выхода из ада. Находясь под влиянием этой стадии, человек может быть слеп ко всему положительному в мире, испытывает одиночество, беспомощность, неполноценность.

Третья перинатальная матрица

Третья перинатальная матрица (БПМ-3). Многие важные аспекты этой сложной матрицы переживаний можно понять по ее отношению ко второй клинической стадии родов. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии, шейка матки теперь раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильное механическое сдавливание, часто высокая степень гипоксии и удушье. На конечной стадии родов плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами, как кровь слизь, околоплодная жидкость. Символическим выражением третьей стадии родов становится борьба смерти-возрождения.

В зависимости от того как проходил процесс рождения, соответствующий БПМ-2 и БПМ-3, человек и в дальнейшем будет выбирать способы своего поведения в критических ситуациях.

Четвертая перинатальная матрица

С непосредственным появлением на свет связана четвертая перинатальная матрица (БПМ-4).

В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После отсечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид. Символическим выражением последней стадии родов является опыт рождения-смерти.

По нашим наблюдениям, травма внутриутробного развития, родовая и послеродовая травма у многих людей может проявиться во время болезни или стрессовой ситуации. Поэтому для того, чтобы человек мог полностью раскрыть свой потенциал и быть максимально успешным, необходимо вернуться на начальный (эмбриональный) период, заново пережить внутриутробную жизнь и стадии процесса рождения.

  1. Участие в тренинговой работе, где проигрываются любые негативные периоды рождения и перепроживаются с позиции того, как это должно быть в идеале, тем самым негативный опыт сменяется позитивным.
  2. Участие семейных пар в подготовке к родам с учетом формирования психических перинатальных матриц и развития родительской культуры.

Автор: Сушенцова Л.В.

Читайте также: