Москва как наследница византийской империи кратко

Обновлено: 02.07.2024

конечно, правового и территориального преемства не было,но было: 1) принятие православия греческого обряда, что во многом определило историю Руси. Так же князь Владимир породнился с византийским императором Василием 2, взяв в жены его сестру Анну. 2) Византини́зм (византизм) — совокупность политических, государственно-правовых, церковных и демографических особенностей. Читать далее

Я почти историк, хорошо разбираюсь в Античности и Древнем мире · 8 мар 2017

Официально - нет. Тем не менее, я не думаю, что даже Византийскую империю можно считать наследницей Римской империи, так как де-факто это было одно и то же государство, только без огромного куска западных территорий. Но Византийская империя была Римской (Ромейской) только на раннем этапе своего развития, в средние века они уже более чем обособились. Так вот, насколько я. Читать далее

1 июня 1472 года в базилике святого Петра и Павла в Риме Софья Палеолог - племянница последнего византийского императора Константина заочно обручилась с московским великим князем Иваном Третьим. По византийской традиции перед обручением над Софьей был проведен обряд коронации, таким образом русский князь брал в жены именно византийскую императрицу. После чего, через несколько дней вместе со своей свитой, охраной и представителями римского папы она выдвинулась на встречу своей судьбе в холодную Москву, не осознавая еще ту роль, которую ей предстоит сыграть в истории России и мира. Но для того, чтобы понять значение этого брака необходимо вернуться немного назад.

29 мая1453 года у стен Константинополя в бою с турками, сражаясь как рядовой воин, погиб последний император Византии Константин XI Палеолог. С падением города фактически прекратила свое существование Восточная Римская Империя, завершив таким образом более чем двухтысячелетнюю историю Римской цивилизации.

Но с гибелью Константина XI род Палеологов - влиятельнейшей греческой семьи не пресекся. За несколько лет до описываемых событий младший брат императора деспот(правитель провинции) Мореи(греческое государство в составе Византии) Фома Палеолог, ожидая нашествие османов перевез свою семью на остров Корфу а затем в Рим. После падения столицы Византии, он со своей семьей нашел прибежище при дворе римского папы.

Глава католической церкви не за спасибо приютил у себя императора без империи (после гибели Константина именно Фома наследовал трон), таким образом папа рассчитывал распространить влияние католичества на православное население бывшей империи. И действительно Фома и вся его семья приняли католичество, но прожил он после этого недолго и в 1565 году скончался, будучи не старым еще человеком в возрасте 56 лет.

После смерти Фомы, его осиротевшие дети остались при дворе римского папы и Павел II продолжил выделять финансы на содержание Палеологов, однако делал это не с большой охотой.

Турки были сильны, и надежды на то, что Византия возродится, а османы отступят становились все призрачнее, а значит наследники Константинопольского престола сыновья Фомы - Андрей и Мануил стали просто балластом, пускай и родовитым на содержании Рима. А вот дочери, по средневековым обычаям еще представляли собой интерес для политических интриг папы. Так Елену Палеолог выдали замуж за сербского деспота(правителя провинции) Лазаря Бранковича, Софья же была обещана итальянскому князю Караччоло, но тот умер, до её совершеннолетия.

В 1467 году приходит известие о том, что еще не старый Московский Великий князь Иван III овдовел, и тут в голову папе приходит мысль о том, чтобы предложить кандидатуру Софьи (Зои) в качестве невесты правителя загадочной северной страны.

В начале 1469 года в Москву прибыл гонец от папы Павла Второго и передал Великому князю послание, в котором предлагалась ему жениться на греческой принцессе. Посоветовавшись с боярами и митрополитом Филиппом, Иван Третий дал добро, на этот брак и в Рим отправился посол от московского государя Иван Фрязин, чтобы сосватать Софью, а по факту обсудить условия. Переговоры длились три года и Иван Фрязин не раз курсировал между Римом и Москвой.

У папы был свой интерес в этом браке. Софья была воспитана и образованна в католической среде, Московское же княжество было молодым, православным и очень большим государством уже тогда. Через Софью римский папа рассчитывал влиять на московского князя и возможно убедить принять католичество, тем более что оплот мирового православия - Константинополь пал.

Церемония обручения как было сказано выше состоялась 1 июня 1472 года, а 21 числа во все города, через которые должна была ехать Софья и её свита, были отправлены грамоты от имени римского папы в которых он просил содействовать в размещении невесте русского князя. Путь византийской принцессы пролегал через итальянские и германские княжества до Балтийского моря, далее на кораблях до Новгорода и затем уже в Москву.

Как мы видим путь до России был не близкий, лишь в ноябре Софья Палеолог и её свита прибыла непосредственно к Москве, когда митрополит Филипп заявил, что он покинет златоглавую если в город будет внесен католический крест, который нес один из папских легатов, которые присутствовали в свите византийской принцессы. По всей видимости именно они должны были стать основой католической миссии в Москве

Иван Третий решил этот вопрос прямо и просто, один из бояр - Федор Хромой подъехал на коне к легату, вырвал у него этот самый крест и убрал его в обоз. Филипп остался в Москве, а Софья не стала играть в папские игры и после венчания 12 ноября с московским великим князем приняла все православные обычаи и обряды. Годы, прожитые при папском дворе, не сделали её истовой католичкой, наоборот являясь по сути заложницей пусть и в весьма комфортных условиях, лишь только она освободилась от папского надзора, Софья вернулась к вере своих предков. А папские легаты после того, как одного из них на публичном диспуте разбил в пух и прах дьяк Никита Попович, вынуждены были вернуться в Рим не солоно хлебавши.

Более подробно про жизненный путь Софьи Палеолог можно прочесть в замечательной биографии из серии ЖЗЛ за авторством Матасовой Т.А. “Софья Палеолог”.

В 1480 -м году стояние на реке Угре завершило более чем двухсотлетнюю историю татаро-монгольского Ига, и Россия стала единственным независимым православным государством. В начале XVI века старец псковского монастыря Филофей напишет свое знаменитое послание сыну Ивана Третьего и Софьи Палеолог - Василию Третьему, в котором скажет, что первый Рим пал, второй Рим пал, Москва - третий Рим и четвертому не бывать. Именно потому, что в крови московского великого князя есть кровь последних византийских императоров Москва получает идеологическое обоснование как центр объединения русских княжеств в единое государство. А крест над Святой Софией будет грезой русской общественно-политической мысли и сотни лет спустя.

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки если было интересно и участвуйте в дискуссии, если есть что обсудить.




Сигизмунд Герберштейн и Андрей Курбский свидетельствуют о значительном влиянии Софьи и ее греко-итальянского окружения на Ивана III. Московские летописцы даже приписывают Софье внушение мысли окончательно порвать с Большой Орды[408]. Один из греков из ее свиты так слился с новой родиной, что удостоился быть здесь причислен к лику святых. Это был князь Константин, родом из Мангуп-Кале в Крыму (в монашестве Касьян Учемский или Мангупский). Он принял постриг в Ферапонтовом монастыре, а в 1490 г. основал под Угличем скит, где жил под именем инока Касьяна. Его обитель существовала до конца XVIII в.[409]

Сигизмунд Герберштейн и Андрей Курбский свидетельствуют о значительном влиянии Софьи и ее греко-итальянского окружения на Ивана III. Московские летописцы даже приписывают Софье внушение мысли окончательно порвать с Большой Орды[408]. Один из греков из ее свиты так слился с новой родиной, что удостоился быть здесь причислен к лику святых. Это был князь Константин, родом из Мангуп-Кале в Крыму (в монашестве Касьян Учемский или Мангупский). Он принял постриг в Ферапонтовом монастыре, а в 1490 г. основал под Угличем скит, где жил под именем инока Касьяна. Его обитель существовала до конца XVIII в.[409]

Крещение великого князя Владимира в Корсуни (фрагмент)

Юстинианова чума

Андрей Виноградов: Специалист по античности Елена Федорова в своей книге образно писала, что жители Рима, проснувшись поутру, еще не догадывались, что уже наступило Средневековье. О том, где заканчивается Рим и начинается Византия, историки спорят давно. Существует большой разброс датировок — от Миланского эдикта 313 года, когда христианство стало дозволенной религией в империи, до смерти василевса Ираклия в 641 году, когда Византия потеряла огромные территории на Востоке. К тому времени случилась не только трансформация титула правителя и изменения в его внешнем облике (отныне в подражание персидским Сасанидам византийские императоры стали носить длинные бороды), но и замена латыни греческим языком в официальном делопроизводстве.

Андрей Виноградов

Поэтому большинство историков этот период (с начала IV века до середины VII века), называют ранневизантийской эпохой, хотя есть и такие, кто считают то время продолжением римской античности. Конечно, трансформация Римской империи с нарастанием непосредственно византийских признаков (христианство в качестве государственной религии, отказ от латыни, переход от счета годов по консулам на эру от сотворения мира, ношение бороды как признак перехода на восточный вариант репрезентации власти) происходила постепенно. Например, константинопольский патриарх в коронации византийского императора стал участвовать только с середины V века. Это был очень важный момент, потому что отныне император получал власть не только от сената и войска, как было раньше, но и от Бога.

Именно тогда появилась идея симфонии — согласия государственной и церковной власти, позаимствованной Россией от Византии?

Она появилась спустя столетие — при Юстиниане I, когда коронация стала происходить в только что построенном соборе Святой Софии. Но источником права по-прежнему оставались законы двенадцати таблиц и мнения римских юристов. Их Юстиниан кодифицировал, и только новое законодательство (Новеллы) перевел на греческий язык.

Конечно, Византия стала естественным продолжением Древнего Рима, хотя и своеобразным. Когда в 395 году император Феодосий разделил империю между сыновьями — Аркадием и Гонорием, обе ее части стали развиваться разными путями. То, что мы теперь называем Византией — это трансформация Восточной Римской империи, в то время как Западная Римская империя деградировала и исчезла под натиском варваров в 476 году.

Падение Рима в 476 году

Падение Рима в 476 году

Иллюстрация: гравюра XIX века

Но через несколько десятилетий императору Юстиниану удалось отбить у варваров территорию современной Италии вместе с Римом, часть Испании и южное побережье Средиземного моря. Почему византийцам так и не удалось там закрепиться?

Во-первых, это свидетельствует, что к тому времени пути Запада и Востока Римской империи разошлись окончательно. Восточная Римская империя постепенно переходила на греческие традиции не только в культуре, но и в системе управления. На Западе главенствующая роль осталась за латынью. Это стало одним из первых проявлений нараставшего культурно-цивилизационного отчуждения между разными частями некогда единого государства.

Рождение халифата Историк Василий Кузнецов о появлении ислама, первом исламском государстве и ДАИШ

Во-вторых, во время Великого переселения народов Восточная Римская империя более успешно противостояла натиску варваров, нежели Западная. И хотя варвары несколько раз осаждали Константинополь и регулярно опустошали Балканы, на Востоке империя смогла выстоять, в отличие от Запада. Поэтому было уже поздно, когда при Юстиниане византийцы решились отвоевать Запад от варваров. К тому времени этнокультурный и политический ландшафт там необратимо поменялся. Пришедшие туда остготы и вестготы за несколько десятилетий перемешались с местным римским населением, и для них византийцы считались чужаками.

В-третьих, непрерывные войны против варваров на Западе и против Персии на Востоке сильно подорвали силы Византийской империи. К тому же именно в это время она серьезно пострадала от эпидемии бубонной чумы (Юстинианова чума), после которой пришлось еще долго и тяжело восстанавливаться. По некоторым подсчетам, в Юстинианову чуму погибло до трети населения империи.

Именно поэтому столетием позднее, во время арабского нашествия, Византия потеряла почти все Восточное Средиземноморье — Кавказ, Сирию, Палестину, Египет и Ливию?

По этой причине тоже, но не только. В VI-VII веках Византия сильно перенапряглась под тяжестью внутренних и внешних вызовов. При всех своих успехах Юстиниан не смог преодолеть религиозный раскол, раздиравший империю еще с IV века. Внутри христианства появились противостоящие друг другу течения — никейство, арианство, несторианство, монофизитство. Их поддерживали жители восточных провинций, а Константинополь их жестоко преследовал за ересь.

Поэтому в Египте или Сирии местные христиане-монофизиты с радостью встретили арабских завоевателей, потому что надеялись, что те не будут мешать им верить в Бога так, как они считают нужным, в отличие от ненавистных греков-халкидонитов. Кстати, поначалу так оно и было. Другой пример касается 614 года. Тогда евреи помогли взять Иерусалим персам, с которыми византийцы вели затяжную и кровопролитную войну. По некоторым версиям, причина была простой — Ираклий собирался насильно обратить евреев в христианство.

Собор Святой Софии, построенный при императоре Юстиниане I

Собор Святой Софии, построенный при императоре Юстиниане I

Повлияли ли на ослабление Византии климатические изменения, случившиеся в это же время?

Византия всегда была подвержена воздействую природных факторов. Например, в 526 году сильное землетрясение полностью уничтожило один из крупнейших городов империи — Антиохию. Климатический пессимум раннего средневековья привел к заметному похолоданию. Тогда даже замерзал Босфор, и громадные льдины с грохотом бились о городские стены Константинополя, что вызывало страх и ужас у его жителей, ожидавших конца света.

Заклятые друзья Почему Россия никак не может попасть в Европу

С другой стороны, все это парадоксальным образом привело к проникновению византийских культурных традиций на Запад. Такие шедевры, как росписи папской церкви Санта-Мария-Антиква в Риме или фрески в лангобардском храме в Кастельсеприо под Миланом, в то время могли создать только византийские мастера. Мусульманское нашествие на Востоке приводило к тому, что местное христианское население целыми провинциями переселялось на Запад. Известен случай, когда после одного арабского рейда на Кипр почти все жители Константианы — главного города острова — мигрировали на Балканы.

Аббасидский халиф аль-Мамун отправил посланника византийскому императору Феофилу

Аббасидский халиф аль-Мамун отправил посланника византийскому императору Феофилу

Иллюстрация: неизвестный художник XIII века / Biblioteca Nacional de España

Частично. Русь в отношениях с Византией вообще занимала особенное положение. Политически она никак не зависела от Константинополя. Исключением был правитель Тмутараканского княжества, входивший в политическую систему державы Рюриковичей и одновременно имевший статус византийского архонта. Это типичный пример двойной легитимации — нередкого явления в истории взаимоотношений крупных империй и их окраин.

Но в церковном и культурном отношении зависимость Руси от Византии существовала очень долго. На протяжении нескольких веков Русская церковь была частью Константинопольского патриархата. Все, что мы теперь ассоциируем с Древней Русью — храмы и купола на них как символ небесного свода, иконы, фрески, мозаики, книги, — является византийским наследием. Даже большинство современных русских имен, появившихся у нас вместе с христианством, имеют древнегреческое или древнееврейское происхождение.

Такая культурно-религиозная экспансия была целенаправленной политикой Константинополя. Например, после разгрома Первого Болгарского царства в 1014 году императором Василием II Болгаробойцей византийцам в числе трофеев досталось много славянских церковных книг, которые им оказались совершенно ненужными, поскольку церковную структуру на этой территории те собирались формировать на греческом языке.

Крещение княгини Ольги в Константинополе

Крещение княгини Ольги в Константинополе

Картина Ивана Акимова, ок. 1792 г.

Монгольское нашествие на Русь и падение Константинополя в 1204 году сильно нарушили связи Руси с Византией. Это даже заметно по сохранившимся древнерусским текстам. Начиная с XIII века Константинополь потихоньку исчезает с горизонта русской жизни, но не окончательно.

Крестоносцы против православных Историк Александр Назаренко об особенностях контактов Древней Руси и Европы

Крестоносцы против православных Историк Александр Назаренко об особенностях контактов Древней Руси и Европы

В церковной сфере Византия по-прежнему оказывала здесь серьезное влияние, особенно с того времени, когда после монгольского нашествия на Руси выявились две соперничающие политические силы — Москва и Великое княжество Литовское. Когда киевский митрополит переехал сначала во Владимир, а потом в Москву, в подчиненных Литве западнорусских землях регулярно пытались создать свою митрополию. В Константинополе этой ситуацией успешно манипулировали — то признавали отдельную митрополию в Великом княжестве Литовском, то в этом споре становились на сторону Москвы.

Но тут главное другое — если западнорусские земли (Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское) под воздействием контактов со своими западными соседями вошли в европейский политический мир, то в северо-восточной Руси (в Москве или в Твери) утвердилась политическая модель по домонгольскому византийскому образцу. Когда Москва окрепла и усилилась, она действительно принялась подражать Константинополю и стремилась стать новым сакральным центром.

Отсюда и царский титул у Ивана Грозного?

В политическом отношении 1204 год стал полной катастрофой для Византии, ненадолго распавшейся на несколько государств. Что касается религиозной сферы, то здесь ситуация даже парадоксальнее. До 1204 года Русь действительно постоянно находилась в церковном контакте с Западом, даже несмотря на схизму 1054 года. Как мы теперь знаем, в XII веке русские паломники посещали Сантьяго-де-Компостела (Испания), их граффити недавно нашли в Сен-Жиль-дю-Гарде, Понсе (Франция) и Лукке (Италия).

Взятие Константинополя крестоносцами

Взятие Константинополя крестоносцами

Фрагмент картины Эжена Делакруа / Wikipedia

Например, когда в XI веке итальянцы похитили и вывезли в Бари мощи святого Николая, для византийцев это событие стало катастрофой, а на Руси по этому случаю быстро установили новый религиозный праздник, получивший в народе название Николы Вешнего. Однако взятие Константинополя латинянами в 1204 году на Руси восприняли не менее болезненно, чем в самой Византии.

В данном случае речь шла об отрицании тех, кто иначе молился и не так причащался. В этих условиях византийская антизападная полемика воспринималась на Руси гораздо сильнее и ложилась на благодатную почву. Поэтому Русская церковь в вопросе сохранения чистоты веры оказалась строже Константинополя, который ради собственного выживания заключал с Ватиканом Лионскую унию 1274 года и Флорентийскую унию 1439 года.

На ваш взгляд, Флорентийская уния и помощь Запада могли спасти Византию от окончательного краха или империя к тому времени уже была обречена?

Конечно, к этому времени Византия себя изжила и была обречена. Даже удивительно, как она вообще смогла протянуть до середины XV века. На самом деле империя должна была пасть еще в конце XIV века, когда турки-османы осадили и едва не взяли Константинополь. Византия смогла просуществовать еще полвека благодаря вторжению Тамерлана, разгромившего османского султана Баязида I в битве при Анкаре в 1402 году. Что касается Запада, то после Флорентийской унии он действительно пытался помочь грекам. Но собранный под эгидой Ватикана крестовый поход против турок-османов завершился поражением европейских рыцарей в битве при Варне в 1444 году.

Крымский осколок Византии

Сейчас у нас иногда любят говорить, что Запад постоянно обманывал Византию и в итоге оставил ее на растерзание туркам.

Если говорить про турок, то к середине XV века они захватили почти все Балканы и уже угрожали другим европейским странам, а Константинополь оставался у них в глубоком тылу. Единственными, кто реально помогал византийцам оборонять его во время осады 1453 года, были генуэзцы. Так что подобные упреки я считаю несправедливыми — к сожалению, их у нас очень часто используют для политизации событий прошлого.

Княжество Феодоро в Крыму, пережившее Византию на 20 лет, стало последним ее осколком?

Да, это поздневизантийское государство пало в 1475 году наряду с последними генуэзскими крепостями в Крыму. Но проблема в том, что мы еще очень мало знаем об истории Феодоро. Большинство сохранившихся источников о нем — это генуэзские нотариальные документы и письма. Известны надписи княжества Феодоро, где одновременно присутствуют собственные символы (крест с именем Иисуса Христа), генуэзский крест и орел династии Комнинов, правителей Трапезундской империи. Так Феодоро пыталось лавировать между мощными силами в регионе, сохраняя при этом самостоятельность.

Известно что-либо об этническом составе населения Феодоро?

Он был очень пестрым, потому что Крым похож на мешок, в который все постоянно влезают, а обратно оттуда выбраться уже никак нельзя. Поэтому там издревле оседали самые разные народы — скифы, сарматы, аланы, древние греки и прочие. Затем в Крым пришли готы, чей язык сохранялся там до XVI века, а потом и тюрки с крымчаками и караимами. Все они между собой постоянно перемешивались — если верить письменным источникам, в Феодоро нередко чередовались греческие, готские и тюркские имена.

Как вы полагаете, Османская империя стала в некотором смысле наследницей погибшей Византии или, как говорил Солженицын про другой случай, соотносилась с ней как убийца с убитым?

О полном подражании Османской империи Византии говорить нельзя хотя бы потому, что это было мусульманское государство, основанное на других началах — например, турецкий султан считался халифом всех мусульман. Но Мехмед II Завоеватель, взявший Константинополь в 1453 году, в юности жил в византийской столице в качестве заложника и многое оттуда воспринял.

Вступление Мехмеда II в Константинополь

Вступление Мехмеда II в Константинополь

Фрагмент картины Жана-Жозефа Бенжамен-Констана / Wikipedia

Искаженное название Рима?

Совершенно верно. Так издревле на Востоке именовали сначала Римскую империю, а потом и Византию. Поэтому в системе власти Османской империи можно заметить некоторые византийские черты. От Константинополя, например, Стамбул воспринял идею безусловного господства над огромным пространством от современной Молдавии до Египта. Схожие признаки можно найти в управленческих аппаратах обоих государств, хотя все бюрократические империи немного похожи друг на друга.

А что Россия? Наша страна может считаться преемницей Византии? Стала ли она Третьим Римом, о чем когда-то писал старец Филофей?

Россия всегда очень этого хотела, но в самой Византии никогда не существовало концепции Третьего Рима. Наоборот, там считалось, что Константинополь навсегда останется Новым Римом, а другому никогда не бывать. К середине XV века, когда Византия стала крохотным и слабым государством на окраине Европы, ее главным политическим капиталом стало владение непрерывной тысячелетней римской имперской традицией.

После падения Константинополя в 1453 году эта традиция окончательно пресеклась. Поэтому никакое иное христианское государство, каким бы могущественным оно ни было, хотя бы в силу отсутствия исторической легитимности не могло и не может претендовать на статус преемника Рима и Константинополя.

Читайте также: