В вальдорфской школе учебно воспитательная работа направлена на виды деятельности

Обновлено: 05.07.2024

Штайнеровская педагогика по праву может быть отнесена сегодня к наиболее перспективным и успешно развивающимся направлениям мировой нетрадиционной педагогики. В настоящее время имеется свыше 600 штайнеровских школ в большинстве развитых стран мира, в том числе около 100 школ в России и странах СНГ.

В вальдорфских детских садах и школах дети с отклонениями в развитии чувствуют себя комфортно, так как учебный процесс позволяет учитывать их особые образовательные потребности.

Штайнеровская педагогика с ее бережным, внимательным отношением к внутреннему миру ребенка оказывает благотворное влияние на детей с проблемами в развитии. Принимая во внимание тот факт, что в нашей стране в последние годы все большее распространение приобретает система интегрированного обучения, знакомство с содержанием образования в штайнеровской педагогике полезно для будущего учителя: пополнится арсенал педагогических средств для преодоления неуспеваемости детей, сглаживания отклонений в поведении и развитии.

Целью многих гуманистических педагогических систем являются воспитание гармоничной личности, сочетающей творческое мышление, любовь и интерес к человеку, к миру, ответственность за себя и за окружающий мир. В штайнеровской педагогике для достижения этой цели разработаны уникальные планы и методики, философски обоснованные в трудах Р. Штайнера, апробированные в течение 80 лет работой вальдорфских школ и детских садов.
Вальдорфской школе присущи атмосфера тепла, искренности, взаимного уважения и доверия, отсутствие пристрастных суждений со стороны учителя, отсутствие системы оценок как формы давления на учащихся, эмоциональная насыщенность учебного процесса.

Штайнеровская педагогика рассматривает человека не только как результат взаимодействия его генотипа и окружающей среды. Природное и общественное в человеке видится лишь как часть его целостной человеческой личности, деятельность которой определяется ее духовным, индивидуальным, человеческим Я.

В соответствии с этим воспитание и обучение в штайнеровской школе направлены на создание оптимальных условий для развития человеческой индивидуальности в процессе ее собственной деятельности.

Поэтому учебно-воспитательная работа направлена на три вида деятельности:

  • развитие мышления, результатом чего должно стать умение делать целостные обобщения и быть творческим;
  • формирование уравновешенной жизни чувства, что является не только основой для формирования способности здравой оценки себя и окружения, но и основой способности социально ориентированного поведения;
  • развитие здоровой и сильной воли как основы способности к деятельности и самому действию.

Организация вальдорфской школы строится на следующих основах:

В структуры вальдорфского образования входят школы с двенадцатилетним сроком обучения и детские сады, находящиеся, как правило, при школах. Со школами могут быть связаны группы продленного дня, школа досуга, кружки, курсы и другие учреждения. Для детей, достигших шестилетнего возраста, в школе есть подготовительный класс, который поддерживает развитие раннего детства.

В детском саду находятся дети 3—7 лет в разновозрастных группах. Основной путь обучения детей — через подражание, создание ситуаций для сопереживания поступка, эмоционального переживания ребенком поступка-примера и соединения себя с поступком.

Основная ступень вальдорфской школы состоит из восьми учебных лет, которые охватывают период от школьной зрелости до завершения пубертата. Процессы формирования внутреннего мира ребенка требуют, чтобы в это время один учитель следовал за учеником, сопровождая его развитие подобно тому, как у нас один учитель работает с детьми в начальных классах.
Учебный план штайнеровской школы строится так, чтобы содержание и методы обучения точно соответствовали возрастному развитию сознания человека. В этом случае обучение поддерживает естественное развитие ребенка и воздействует на него терапевтически.

При адаптации учебного плана штайнеровских школ принципиально важно главное — понимание закономерностей развития ребенка и построение обучения с их учетом.
В обучении детей с нарушениями слуха или интеллекта весьма значимо использование наглядных средств обучения. Штайнеровская педагогика также придает первостепенное значение в обучении детей до пубертатного периода наглядности.

Вместе с тем, когда в штайнеровской педагогике говорят о наглядности в обучении, имеют в виду не только чувственную наглядность в виде картин, иллюстраций, рисунков, таблиц. Речь идет о наглядности духовного рода — образно-иносказательной, затрагивающей фантазию, чувства ребенка. Вальдорфская педагогика старается душевно-духовно оживить учебный материал, исходя при этом из того, что есть вещи, которые нельзя внешне сделать наглядными.

В младшем школьном возрасте реальность познается ребенком лишь в той мере, в какой зарождается внутреннее соприкосновение с ней. А оно возникает благодаря живому и яркому повествованию, обращенному к воображению ребенка. Так, прежде чем приступить к обучению письму, особо занимаются развитием образного восприятия и навыков работы рук. для этого существует специальный предмет — рисование форм.

В результате подобной работы изображение формы на бумаге рождается как следствие собственного опыта, прожитого всем детским существом через соответствующее движение. Образное восприятие ребенка развивается по мере осознания формы движения. Такой подход к ознакомлению с геометрическим материалом эффективен и в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Сенсомоторное восприятие является хорошей основой для формирования последующих математических представлений о геометрических фигурах у этих детей.

К ребенку, который только формирует жизнь чувства, не стоит обращаться на языке абстрактных понятий. Он усвоит их поверхностно. Ребенок до переходного возраста вживается в изучаемый материал силами своего воображения и учится на конкретных примерах в процессе практической деятельности. Поэтому в штайнеровских школах широко пользуются методом образного обучения, что также важно при построении учебного процесса с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Семилетний ребенок вживается в иные по своему качеству учебные образы, чем ребенок четырнадцати лет.

При обучении чтению и письму учитываются индивидуальные особенности развития детей. Те дети, которые по тем или иным причинам не научились читать вместе со всеми к концу 1 класса, не должны чувствовать своего отставания. для здоровья ребенка и будущей его взрослой жизни не имеет принципиального значения, научился он читать к этому времени, как все, или нет, считают педагоги штайнеровских школ. Ценностью более высокого порядка является утверждение в этом возрасте чувства неограниченного доверия к миру и чувства самоуважения.

Восьмиклассник вживается чувствами в то, что рассказывает учитель, который должен быть хорошим рассказчиком. для изучения самого предмета механическое запоминание дат и цифр наизусть бессмысленно.

Пробуждающееся логическое мышление у девятиклассников требует упорной и напряженной тренировки. Молодой человек должен попытаться вначале сам объяснить то или иное событие, явление, сам придумать теорию. Затем учитель может рассказать о тех теориях, которые уже существуют в современной науке, и лучше, если их будет не одна, а несколько. Это соответствует методам современного научного познания, которым должны научиться школьники. Обучая их самому методу, педагоги учат учеников мыслить и не бояться пользоваться собственным мышлением.

Для человеческого мышления небезразлично, заучивает ли человек наизусть готовую схему или теорему или сам пытается создавать и вырабатывать пусть неумелое и несовершенное, но свое собственное умозаключение.

Учебный план штайнеровской школы составляют так, чтобы в каждом классе и применительно к каждому изучаемому предмету во внимание принимался уровень развития сознания ребенка. Метод обучения, таким образом, меняется в зависимости от возрастной группы школьников. В годы школьного обучения до возраста пубертата обучение обращается к чувствам ребенка и к его воображению. Начиная с переходного возраста, обучение сознательно развивает мыслительные способности подростка, школьника учат вести точные наблюдения и тренируют умение делать собственные умозаключения.

В штайнеровской школе существует требование индивидуального подхода к воспитанию ребенка. В контексте представлений о человеке, которыми пользуется Штайнеровская педагогика, индивидуальность более сложна, чем перечень определенных человеческих качеств и их комбинаций в каждом человеке. В ее основе лежат представления о фундаментальных силах, которые ищут индивидуального неповторимого воплощения. Воспитание ребенка должно основываться на знании его типичных свойств, которые могут быть опорой для самовыражения индивидуальности.

Большую роль в личностной направленности, в гуманизации образования играет искусство. Оно является универсальным средством развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Искусство (живопись, лепка, танец, движения и речь, музыка), как особая форма духовно-практической деятельности, представлено в штайнеровской школе на всех годах обучения.

В художественном обучении, считают педагоги штайнеровских школ, следует опасаться слишком интеллектуальных и односторонних упражнений. Занятия искусством целостно развивают человеческую социальность, человеческие способности, если они не превращены в принудительный труд. Потребность в занятиях искусством и музыкой живет во всех детях.
Обучение музыке и искусству рассматривается как содействие целостному детскому развитию, и только на втором плане стоит достижение технических результатов.

Что касается одаренных детей (таких много, например, в сфере изобразительной, конструктивной деятельности среди глухих детей), то здесь важно не только то, насколько искусными музыкантами или художниками они станут, а то, каким образом с помощью искусства уравновесить и сделать гармоничным процесс детского возрастного развития и в результате этого укрепить человеческую индивидуальность ребенка.

В штайнеровской педагогике занятиям искусством и работе руками придается исключительно важное значение. Последняя особо много значит для развития мелкой моторики и, вторично, речи в коррекционной работе с детьми, имеющими любые отклонения в развитии. С особой тщательностью исследуются вопросы: какого качества искусство, в каких педагогических целях, в каком возрасте и как преподавать с тем, чтобы самым оптимальным способом поддерживать развитие ребенка.

Музыка и искусство в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания. Заметим, что в стандарте школьного образования глухих и слабослышащих детей музыкально-ритмические занятия как вид коррекционно-развивающей деятельности представлены с подготовительного по V класс.

В заключение еще раз отметим, что сущность педагогического процесса штайнеровской школы не только в передаче взрослыми социального опыта детям, но и главным образом во всестороннем гармоничном развитии, соответствующем внутренним потребностям личности на различных возрастных этапах, направленном на свободное и творческое самоопределение индивидуальности.

Это созвучно современному личностно-деятельностному подходу в отечественной общей и специальной педагогике. даже отдельные элементы штайнеровской педагогики в работе с проблемными детьми помогают находить оригинальные пути в развитии индивидуальности каждого ребенка, расширяя возможности его реабилитации и социальной адаптации.

История возникновения вальдорфской системы образования, базирующейся на духовной науке (антропософии), которая была создана австрийским мыслителем Р. Штайнером. Система обучения и воспитания вальдорфской школы. Методы преподавания и подачи материала.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.10.2017
Размер файла 22,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

на тему: Организация педагогического процесса в вальдорфской школе

История возникновения вальдорфских школ

Система обучения и воспитания вальдорфской школы

Человеческое различие -- это безмерное богатство. Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю -- огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.

Современная школа должна воспитывать детей так, чтобы, став взрослыми, они уверенно себя чувствовали и в лесной глуши, и в переполненном аэропорту большого города, чтобы при встрече друг с другом обращали внимание не на цвет кожи или принадлежность к той или иной конфессии, т.е. не на то, что является внешней формой, а видели действительную внутреннюю сущность человека.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в сегодняшнем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и всех его обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом поистине экологическим.

Целью данной работы определено следующее: рассмотреть систему вальдорфской школы как особую систему образования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

· проследить историю возникновения вальдорфских школ;

· познакомиться с системой обучения и воспитания вальдорфской школы;

· рассмотреть организацию преподавания в вальдорфской школе.История возникновения вальдорфских школ

Вальдорфская система образования базируется на духовной науке (антропософии), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером. В основе антропософии объединение человеческого и стоящего за ним духовного знания, которое предлагает человеку сознательные духовно-научные методы достижения познаний высших миров. Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству.

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс родились в 1919 г. в Германии в связи с возникшим в условиях послевоенного кризиса поиском новых форм социальной жизни общества.

Сегодня школы Рудольфа Штайнера распространены и известны во всем мире, кроме мусульманских стран. Их общее число достигает пятисот. Наибольшее распространение педагогика Штейнера получила у себя на родине, в Западной Европе. Только в Германии сегодня работает около ста пятидесяти вальдорфских школ. Новое педагогическое течение уже проникло на австралийский континент, в страны Южной и Центральной Америки, Японию и Южную Африку. В нашей стране вальдорфские школы открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Красноярске, Казани, Самаре, Ярославле, Иркутске, Обнинске и Владимире.

В России на сегодня существует 25 вальдорфских школ и около 60 вальдорфских детских садов. При этом меньше половины вальдорфских школ работают как государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения, основная часть российских вальдорфских школ являются негосударственными образовательными учреждениями. Три центра подготовки вальдорфских учителей были открыты в Москве, Петербурге и Ярославле, проходят регулярные курсы повышения квалификации, организуемые Международной ассоциацией вальдорфской педагогики стран Восточной Европы.

Система обучения и воспитания вальдорфской школы

Вальдорфская школа - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель: развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни.

Основополагающая идея вальдорфской школы состоит в том, что учитель собственным примером должен показать своим ученикам естественную возможность ориентироваться в самых разных отраслях знания. В школе не существует ведущей дисциплины в традиционном смысле слова; ученики изучают все предметы, потому что невозможно выбрать один из двух, не зная ни того, ни другого.

Расписание в Вальдорфской школе кардинально отличается от исконно принятого. Оно состоит из трех частей:

· В середине дня школьники занимаются такими предметами, которые активизируют дыхание и строятся как процесс упражнений: языком, музыкой и эвритмией (новое искусство движения, разработанное Р. Штайнером, выражающее с помощью жестов различие качества звуков речи и музыкального тона). Уже с первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни - с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.

· Трудовое обучение в вальдорфской школе также является обязательной частью школьного дня. По мнению Штайнера, такой план работы соответствует природе человека, его потребностям и жизненным ритмам. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными "мягкими" материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество.

Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.

Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.

В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким- то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям. В младших классах поздней осенью устраивается праздник фонариков. В то время, когда ночи долгие, а дни короткие, когда рано темнеет, когда еще не выпал снег, когда природа готовится к зимнему сну, а солнца почти никогда нет на небе - в такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зима не будет длиться вечно, что солнце скоро вернется и что на земле снова будет светло.

В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти: рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли. В вестибюле перед актовым залом устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в прошедшей четверти.

Набор в вальдорфские школы производится без селекции, принимаются дети с различными способностями и социальным происхождением. Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста, а продолжительность обучения составляет 12 лет, по содержанию оно соответствует государственным интегрированным комплексным школам, однако иногда вводится 13-й год для подготовки в высшие учебные заведения.

Кроме дневной формы обучения вальдорфские школы предлагают интернатную, а также образование с особой духовной направленностью.

Руководство школой осуществляется без директора, по принципу коллегиального самоуправления учителями и родителями. Учителя в вальдорфской школе должны отвечать не только за учебный процесс, но и сами строить и реализовать школьное управление.

вальдорфский школа воспитание обучение

Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся на учете индивидуальных потребностей каждого ученика.

На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициатива и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности. Организация учебного дня основана на знании природы ребенка, его дневного ритмичного цикла.

Подача материала начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории. Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам. Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.

Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.

Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями: самодисциплины; свободного, независимого, аналитического и критического мышления; благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.

Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем просто на передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность - отличительная особенность этих программ. Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей.

Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. Учебный план вальдорфской школы работает успешно из-за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста ребенка и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребенка отражаются в программе, которая не только перечисляет, какой материал дается детям, но и то, как он дается. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает общую атмосферу, в которой ребенку хорошо. Как правило, дети любят свою школу и с удовольствием учатся.

В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.

2) Вальдорфская педагогика: Антология/ Сост. А.А. Пинский и др.; Под ред. А.А. Пинского. - М.: Просвещение, 2003.

Подобные документы

Вальдорфская педагогика как система методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, духовных и душевных факторов. Создание и развитие вальдорфской педагогики.

доклад [17,4 K], добавлен 26.05.2008

Особенности образовательной системы Германии. Ступени общей (комплексной) школы Gesamtschule: основная, реальная и гимназия. Основные принципы обучения в школе Монтессори. Нетрадиционные методы преподавания учебного материала в Вальдорфской школе.

презентация [386,3 K], добавлен 10.11.2015

Понятие и основополагающие принципы, история вальдорфской педагогики, направления ее работы. Специальное обучение по Штайнеру. Особенности развития умственно отсталых детей дошкольного возраста. Проведение праздников в вальдорфском дошкольном учреждении.

курсовая работа [45,1 K], добавлен 27.06.2014

Черты, присущие здоровым людям. Критика социолога Антоновского, направленная против арадиционного медицинского мышления. Система здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Программа здоровьеформирующего образования вальдорфской школы.

презентация [120,4 K], добавлен 07.05.2016

Преимущества и недостатки проблемного обучения. Общие принципы организации деловой игры. Особенности вальдорфской школы, ее отличие от традиционных школ. Положительные и отрицательные стороны в применении деловых игр. Принцип модульного обучения.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 899509
Количество таблиц: 4
Количество изображений: 0

Похожие работы

. аппарата, уделялось немало внимания. (Различные аспекты этой проблемы рассмотрены в работах В.П.Беспалько, В.И.Журавлева, И.М.Кантора, Б.Б.Комаровского, В.В.Кроевского, Э.И.Моносзона, Ф.А.Фрадкина и др.). Научный аппарат специальной педагогики сформировался благодаря исследованиям крупных ученых из разных областей знаний: медицины, психологии, педагогики (В.П.Кащенко, Л.С.Выготский, Г.Я.Трошин, .

. человеческой личности, необходимости обеспечения гарантия ее права на развитие и реализацию систем потенциальных возможностей, права на достойное место в обществе и достойные условия жизни – вот концептуальные основы реформирования правового поля современной России. Права инвалидов закреплены в ряде документов ООН, таких, как: "Всеобщая декларация прав человека" "Конвенция о правах ребенка" " .




. активности и звукопроизносительной стороны речи. У таких детей тихий, плохо модулированный голос с носовым оттенком. Исследование шейно-тонического рефлекса при детском церебральном параличе с явлениями кривошеи В зависимости от тяжести и распространенности различают сле­дующие формы детских церебральных параличей: спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную гемиплегию, .

. и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др. В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под .

Особенности учебно-воспитательного процесса в вальдорфской школе

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Особенности учебно-воспитательного процесса в Вальдорфской школе

Ханукова Ирина Ивановна

Как заинтересовать ученика учением? Дети предшкольного возраста обычно хотят стать учениками, учиться в школе. Но проходит не так много времени, и мотивация ребенка к учению снижается. Как сохранить у школьника желание учиться, энтузиазм в освоении нового, интерес к исследованию разных явлений в мире, к самостоятельному поиску закономерностей и правил в разных учебных предметах? Решить эти проблемы можно, если то, что изучается в школе, тесно связано с возрастными особенностями обучающегося, с его реальной жизнью, вопросами, интересами, с ним самим.

Вальдорфская школа решает задачи всестороннего развития личности ребенка посредством соединения процессов обучения и воспитания во взаимосвязи активного наблюдения, переживания и познания явлений окружающего мира, художественного подхода к преподаванию школьных предметов, развивая в человеке все составляющие его существа (телесное, душевное и духовное).

Основа вальдорфской педагогики, ее фундамент – антропософская антропология, разработанная основателем антропософии и вальдорфской педагогики Рудольфом Штайнером (1861-1925).С антропософской точки зрения принято рассматривать существо человека в триединстве: тело, душа и дух (8, с.28).

Если рассматривать развитие ребенка от грудного возраста до достижения взрослости в двадцать один год, то можно различить три больших периода. Первый период: грудной и маленький ребенок, еще полностью погруженный в атмосферу родительского дома и окруженный материнскими заботами; второй период, когда он делает шаг в мир, и здесь школа, наряду с родительским домом, играет в мире ребенка важную роль; третий период — время завершения общего образования и подготовки к будущей профессии.

Говоря о продолжительности этих периодов, можно указать на три (примерно) семилетия. Внутри этих семилетий можно, конечно, констатировать смещение в индивидуальном развитии, а также различия в развитии мальчиков и девочек.

С биологической точки зрения можно обозначить те же периоды следующим образом:

1. период от рождения до смены зубов (от 0 до примерно 7 лет);

2. период от смены зубов до пубертета (примерно от 7 до 14 лет);

3. период от пубертета до совершеннолетия (примерно от 14 лет до 21 года).

Таким образом, вальдорфская педагогика осуществляет антропософский, духовнонаучный подход к познанию мира и человека (6, с. 29).

Рудольф Штайнер указал в своих педагогических докладах на то, что следует обращать внимание на соответствие физически-телесного и душевно-духовного развития ребенка, на его возрастные особенности, связанные с ними задачи воспитания (4, 7-8).

Школьное время жизни ребенка захватывает все второе и примерно половину третьего семилетия.

Содержание учебных программ вальдорфской школы опирается на возрастные особенности и потребности детей – это один из основополагающих принципов педагогики, созданной Р. Штайнером. Программа (содержание образования) вытекает из условий развития ребенка в определенном возрасте, согласно им учитель осуществляет выбор материала для занятий и способ работы с ним (3, с.19, 21-22).

Учебное расписание в вальдорфской школы строится в соответствии с естественными биологическими (телесными) дневными ритмами: в утренние часы предпочтение отдается интеллектуальному напряжению (преподавание эпохами), на середину школьного дня приходятся уроки предметов, требующих ритмического повторения (уроки упражнений: иностранные языки, русский язык, математика и др.), заканчивается день предметами, требующими волевых усилий (ремесленные и художественные технологии, физкультура). Выстроенный таким образом школьный день соответствует естественным ритмам жизнедеятельности ребенка и помогает ему оставаться здоровым и заинтересованным в учебе.

Все второе семилетие и даже еще один год ученика вальдорфской школы сопровождает классный учитель, ведущий большую часть учебных предметов с 1 по 7-8 класс и осуществляющий воспитательную работу в классе и работу с родителями учеников. Отношения первоклассника к своему первому учителю устанавливаются из чувства здоровой потребности в новом авторитете. Учитель становится для ребенка (после родителей) главным человеком, на которогоученик ориентируется, авторитет которого безоговорочно принимает. Учитель поддерживает отношения с семьей ученика все восемь лет, в большинстве случаев становясь по-настоящему близким человеком для ближайшего окружения ребенка. Это важно, поскольку от взаимодействия семьи и школы, от единства системы требований взрослых к ребенку зависит успешность ученика в учебном процессе. Таким образом, учебный процесс в вальдорфской школе ведет ученика по пути познания через развитие воли, чувств, живого мышления, благодаря которому знания можно не только воспринять, но и применить в жизни, к возможности найти и решить свою жизненную задачу, найти применение своим силам, способностям, идеям в постоянно меняющемся мире.

Р. Штайнер считал, что фигура классного учителя стоит в центре всего жизненного ритма школы. Восемь лет – большой срок. За это время и для учеников, и для учителя происходит ряд существенных личностных изменений. Каждый день на протяжении восьми лет учитель не только прорабатывает со своими учениками школьные предметы, но и помогает им разобраться в разнообразнейших жизненных ситуациях.

Система классного учительства в школе возможна благодаря еще одному существенному принципу вальдорфской педагогики – преподаванию ряда предметов эпохами (блоками, модулями). Эпоха, на которой изучается методом погружения один учебный предмет (например, арифметика, письмо в начальной школе или физика, геометрия в средних классах) длится обычно три-четыре недели и в учебном дне занимает всегда одно и то же время – два первых часа (так называемый главный, или основной, урок). Принцип преподавания эпохами оправдывает себя при изучении целого ряда предметов. Он является ведущим при изучении технологии, искусства в старших классах (художественные эпохи занимают послеобеденное время в расписании старшеклассников). Этот способ обучения позволяет сконцентрироваться на определенной теме до тех пор, пока упорным трудом поставленная цель не будет достигнута, а затем перейти к другой. Такой прием благотворно сказывается на ребенке, дисциплинирует его, приучает погружаться в учебный процесс, самостоятельно исследовать, находить закономерности, доводить начатое до конца, не рассеивая внимание (2, с.55). Преподавание эпохами существенно облегчает подготовку классного учителя к урокам: разработав основные темы предмета в подготовке к учебному году, учитель со своими учениками в течение эпохи глубже погружен в один учебный предмет, отслеживает прохождение учебного материала каждым учеником, при необходимости может корректировать программу (расширить или сократить изучение какой-либо темы) в зависимости от восприятия материала классом (3, с.35).

Один из основополагающих принципов вальдорфской педагогики – художественный подход к преподаванию учебных предметов (8, с.108). Это касается не только собственно художественного творчества детей – в вальдорфской школе дети многое делают своими руками, стараясь создать нечто красивое, гармоничное и в то же время полезное и нужное: осваивают рукодельные и ремесленные технологии, самые разнообразные техники живописи и рисования, занимаются пением, игрой на флейте и других музыкальных инструментах, эвритмией (искусство движения, связанное с речью и музыкой), литературным творчеством и театром. Художественный, образный подход к преподаванию разных учебных предметов помогает ученикам создать яркие описания исторических событий на основе рассказанного учителем или самостоятельно прочитанного, зарисовать и описать проведенные физические или химические опыты, найти свой индивидуальный стиль в оформлении тетради эпохи – своеобразной учебной книги, созданной каждым учащимся в процессе изучения определенного предмета (1, с.31-32).

В возрасте около 12 лет в человеке просыпается способность к абстрактному мышлению, в это время в учебный план (6 класс) вводятся предметы естественнонаучного цикла (где речь идет о феноменах, их причинах и следствиях), которые постепенно обретают все большую значимость. Разработанный Р. Штайнером в 1919 году учебный план для первой вальдорфской школы в г. Штутгарте предусматривает точную очередность введения отдельных предметов, которая до сих пор соблюдается в вальдорфских школах и подтверждается интересом и возрастающей любознательностью учащихся.

В вальдорфской школе обычно не поощряется соревнование, где награждаются те, кто считаются "лучшими" и "самыми" успешными в учебе, где человек оценивается по критерию "успеваемость", а к тем, кто движется в своем собственном темпе, проявляется открытая нетерпимость. Задачей Педагогической коллегии учителей, которая является и основным управляющим органом школы, является создание атмосферы социальности, толерантности, открытости, сотрудничества, уважения к каждому участнику учебного процесса.

Традиционные формы контроля знаний и умений (контрольные работы, диктанты) широко применяются и в вальдорфских школах, более того, являются обязательными, но их роль в учебном процессе иная: балльные отметки (которые появляются только с 8 класса) не служат основой оценки учащегося, но являются для учителя знаком реального продвижения ученика в обучении. Оценивающий момент такого контроля снимается, т.е. оценивание и контроль разводятся: характеризующие аспекты преобладают над оценивающими. Прообразом такой формы оценивания могут служить формы коммуникации, которые распространены в искусстве при обсуждении художественных работ (картин, спектаклей, фильмов, работы актера над ролью). Учитель способствует росту способности ученика самому оценить свою работу в процессе обсуждения, комментирования в форме вопроса и диалога. В конце каждого учебного года классный учитель/руководитель и учителя-предметники пишут итоговую характеристику каждого ученика, в которой отражаются как достижения, так и неудачи учащегося. Характеристика предназначена для родителей ученика и является официальным документом.

Р. Штайнер неоднократно говорил, что школа воспитывает человека не для настоящего и его потребностей; воспитание строится на мыслях и гипотезах прошлого, но нацелено на то, чтобы создать основу новых мыслей, в которых современная молодежь сможет почувствовать себя зрелой. Педагогика нацелена на будущее. В 18 лет молодые люди покидают школу, обладая способностью понимать и объяснять современные теории и гипотезы, чтобы быть открытыми для собственных идей и мыслей, соответствующих духу времени.

Подводя итог сказанному, можно выделить общепедагогические и методические принципы и идеи, на которых построена вальдорфская педагогика:

1. Принцип педоцентризма(в отборе содержания и методов образования школа ориентируется в первую очередь на ребенка: на актуальное состояние детей и ближайшие перспективы их развития; у ребенка поддерживается и развивается вовлеченность в образовательный процесс, главная цель – ребенок учится с интересом, он хочет ходить в школу).

2. Принцип разносторонности образования (идея по возможности гармоничного сочетания в образовательном процессе факторов развития мыслительных, эмоциональных и волевых функций личности; в частности, это означает наличие относительно большого удельного веса в учебном плане предметов эстетического и практически-прикладного циклов.

3. Идея развития на основе гетевского понимания органического метаморфоза (процесс развития ребенка идет, во-первых, не линейно, а ступенчато; во-вторых, в этом процессе происходят существенные превращения одних качеств в другие). С этим принципом тесно связан следующий.

4. Принцип возрастосообразности (требует постоянной соотнесенности отбора материала, дидактики и методики обучения с психолого-педагогическими характеристиками актуального возрастного состояния детей и перспективами их развития).

6. Принцип жизненной, практической направленности обучения (теоретическое обучение должно постоянно связываться с окружающими жизненными реалиями).

7. Принцип общечеловеческого подхода в образовании,неконфессиональности, светскости.

8. Идея свободы (конечная цель школьной педагогики – мировоззренческое, социальное и профессиональное свободное самоопределение каждой отдельной личности в контексте культурного осознания своей индивидуальной свободы и ответственности).

9. Идея педагогики как творческого процесса. Каждый учитель должен иметь возможность творчески выстраивать образовательный процесс исходя из индивидуальной педагогической ситуации класса и ребенка, а также возможностей и опыта. (5, с.21-22).

Школа – это пространство жизни, в котором происходит формирование личности, прежде всего ее ценностных ориентиров. В современном мире особенно это важно для подростков. Поэтому школа стремится сделать все, чтобы жизнь в ней была насыщенной, творческой, разнообразной, интересной, чтобы каждый ребенок (молодой человек) в школе чувствовал себя включенным в разнообразную деятельность. Вальдорфскую школу невозможно представить без праздников, фестивалей, выставок, кафе, рождественских ярмарок, театральных постановок, поэтических вечеров и других форм организации школьной жизни, в которых ребенок (а потом подросток, старшеклассник) имеет возможность найти себе место, проявить свою самостоятельность, инициативу, социальность, применить в жизни свои знания, умения, способности и интересы.

Из всего вышесказанного ясно, что вальдорфская школа объединяет вокруг себя людей, для которых высокой ценностью является целостное развитие ребенка как личности и человека. Хорошо, если молодой человек может выйти в жизнь не только способным к самостоятельной и ответственной жизни в современном обществе, но и здоровым, полным сил, творческих идей, желанием продолжать учиться и трудиться. Школа должна поддерживать тот интерес к миру, учению, любознательности и открытости, который дети приносят с собой в школу. У вальдорфской школы как сообщества учителей, учеников и их родителей есть все возможности достигнуть этих целей.

1. Вальдорфская педагогика: Антология/ Сост. А.А. Пинский и др.; Под ред. А.А. Пинского. – М.: Просвещение, 2003

2. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе/ Пер. с нем. – М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992

3. Краних М.Э. Антропологические основы вальдорфской педагогики/ Пер. с нем. Е. Колюховой/ Под общ.ред. В. Загвоздкина. – Киев, Генеза, 2008

4. Ливехуд Б. Фазы развития ребенка. / Пер. с нем.: Радская Э.М. - Калуга, Духовное познание, 1998

5. Образовательные программы российских вальдорфских школ / Сост.:Л,Н. Банзелюк, Ю.П. Васильев, О.В. Герасимова, В.К. Загвоздкин, Е.В. Ивашкина, О.В. Каплина, М.В. Клишина, У.А. Коноваленко, Т.В. Осиповская, В.А. Пегов, А.А. Пинский, М.А. Пинская, В.Б. Поярков, Т.А. Рокитянская, Е.Ю. Сергеева, Г.В. Случ, М.И. Случ, М.Ю. Смирнова, Е.Л. Строганова. – М.: Народное образование, 2009

6. Пегов В.А. Вальдорфская педагогика в России: опыт первых трех семилетий. Обзор научных исследований: Монография. – Смоленск: СГАФКСТ, 2013

7. Пегов В. Между свободой и зависимостями: К пониманию и воспитанию современных подростков: Монография. – Смоленск, 2010

8. Штайнер Р. Духовное обновление педагогики. Четырнадцать докладов для учителей, прочитанные в Базеле с 20 апреля по 11 мая 1920 года с ответами на вопросы/ Пер. с нем. Д.В. Виноградова – Калуга, Духовное познание, 2014

Аннотация

В статье описаны основополагающие принципы вальдорфской педагогики, созданной Рудольфом Штайнером (1861-1925), на которых строится и современная вальдорфская школа, вне зависимости от ее географического положения. Школа – это пространство жизни, в котором происходит формирование личности, прежде всего ее ценностных ориентиров. Учебный процесс, осуществляемый учителями в вальдорфской школе, ведет ученика по пути познания через развитие воли, чувств, живого мышления, благодаря которому знания можно не только получить, но и применить в жизни, к возможности в будущем найти и решить свою жизненную задачу, найти применение своим силам, способностям, идеям в постоянно меняющемся мире.

Ключевые слова

Вальдорфская педагогика; Рудольф Штайнер; антропософский духовнонаучный взгляд на развитие человека; возрастные особенности; семилетние периоды развития; образование и воспитание; классный учитель; художественный и феноменологический подход в преподавании; развитие воли, чувств, мышления; формирование личности.

SPECIAL ASPECTS OF WALDORF EDUCATION

The article describes the basic principles of Waldorf pedagogic, created by Rudolf Steiner (1861-1925), on which all modern Waldorf schools are built. School is a space for life, where a personality of a human being with its personal values is being formed. Teaching in Waldorf school helps a child to develop his will, senses and vivid way of thinking , which gives him a chance to find and solve his own life task and successfully use his forces, abilities and knowledge in our constantly changing world.

Waldorf pedagogic, Rudolf Steiner, antroposophic approach to the development of a human being,

age peculiarities, seven-years periods of development, education and personal development, artistic and phenomenological approach in teaching, development of will, senses and mind, formation of a personality.

Читайте также: