В том что школа должна

Обновлено: 08.07.2024

Буквы и цифры можно выучить дома, к ЕГЭ подготовиться с репетитором, английский выучить через приложение. Но социализироваться и научиться жить в обществе таким образом не получится. Социализация — задача школы. Особенно важно, что именно в школьные годы формируются гендерные роли, на время учебы приходится половое созревание.

Педагоги онлайн-школы для детей и подростков Skysmart (@skysmart_parents) вместе с телеведущей Татьяной Лазаревой и психологом Ириной Ковалевой поговорили о роли женщин-учителей в школе, о том, чему в школе не учат, и почему традиционное школьное образование пора менять.

Ирина Ковалева, психолог: в своем нынешнем виде школа точно не выживет

Ирина Ковалева, психолог

Мы живем в стране, где преобладает женский тип воспитания — так сложилось исторически.

Женский тип воспитания до трех лет железно преобладает — у нас почти невозможно представить, чтобы мужчина пошел в декрет. Потом ребенок отправляется в садик, где сталкивается все с тем же типом воспитания — в саду дети должны делать все по расписанию, одеваться одинаково, даже ходить в туалет в одно время.

Я работала в детском саду и думала о том, чтобы дать больше свободы детям.

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задание 2 № 38832

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

по Э. В. Ильенкову


Задание 1 № 38831

1) В тексте широко представлена разговорная лексика, устаревшие слова и диалектизмы.

2) Синтаксис текста имеет сложную организацию: характеризуется использованием однородных членов, причастных оборотов. Это безусловный признак книжного стиля.

3) Перед нами рассуждение. Это подтверждает типичная для текстов-рассуждений композиция: 1) тезис (научить мыслить нелегко); 2) обоснование (формальное усвоение знаний не формирует мышление); 3) вывод (научить мыслить способен только настоящий педагог-профессионал, каким является не каждый педагог).

4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (мышление, усвоение и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (развитие способности, процесс усвоения)

5) Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики. Подтверждением этому служат, например, слова из текста: личность, мышление, процесс, профессионал-педагог.

1) В тексте широко представлена разговорная лексика, устаревшие слова и диалектизмы. − Неверно. Для текста публицистического стиля это не характерно.

3) Перед нами рассуждение. Это подтверждает типичная для текстов-рассуждений композиция: 1) тезис (научить мыслить нелегко); 2) обоснование (формальное усвоение знаний не формирует мышление); 3) вывод (научить мыслить способен только настоящий педагог-профессионал, каким является не каждый педагог). − Верно.

4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (мышление, усвоение и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (развитие способности, процесс усвоения) − Верно. Приведённые примеры подтверждают высказывание.

5) Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики. Подтверждением этому служат, например, слова из текста: личность, мышление, процесс, профессионал-педагог. − Верно. Приведённые примеры подтверждают высказывание.

Новый тренировочный вариант №25824959 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки, данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются решения и правильные ответы.

Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант №25824959

Ответы для варианта:

  • 1) В тексте широко представлена разговорная лексика, устаревшие слова и диалектизмы.
  • 2) Синтаксис текста имеет сложную организацию: характеризуется использованием однородных членов, причастных оборотов. Это безусловный признак книжного стиля.
  • 3) Перед нами рассуждение. Это подтверждает типичная для текстов-рассуждений композиция: 1) тезис (научить мыслить нелегко); 2) обоснование (формальное усвоение знаний не формирует мышление); 3) вывод (научить мыслить способен только педагог-профессионал).
  • 4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (мышление, усвоение и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (развитие способности, процесс усвоения)
  • 5) Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики. Подтверждением этому служат, например, слова из текста: личность, мышление, процесс, профессионал-педагог.

Правильный ответ: 2345

Задание 2 № 38832 Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

Правильный ответ: такое

Правильный ответ: 4

Задание 4 № 4703 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Правильный ответ: дешевизна

Задание 5 № 4197 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а как ВЕНОК творения. ОБИДНЫЙ промах привёл теннисиста к поражению в матче. Правила хорошего тона и ТАКТИЧНОСТЬ в отношении деятелей искусства неукоснительно соблюдаются на страницах известного издания. Военные создали новое оружие, в котором электромагнитное излучение используется для создания ощущения НЕСТЕРПИМОГО жара.

Правильный ответ: венец

Задание 6 № 12650 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

Правильный ответ: холодный

Задание 7 № 2988 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Правильный ответ: пятисот

Задание 8 № 7652 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Правильный ответ: 47831

  • 1) досконально, нестабильно, придираться
  • 2) расположиться, болото, сжигать
  • 3) получасовой, линейка, зарядить (телефон)
  • 4) прикоснуться, макать, ветряная (мельница)
  • 5) громыхало, травяной, воздушный

Правильный ответ: 35

  • 1) пр..обретение, пр..подал (урок), пр..рвать (собеседника)
  • 2) по..кормка, о..бивать (мяч), (кран) по..текает
  • 3) пр..родители, поз..брошенный, р..ссыпанный
  • 4) сверх..бдительный, раз..езд, под..язычный
  • 5) обе..кровленный, бе..компромиссный, ра..сердиться

Правильный ответ: 35

Правильный ответ: 24

Правильный ответ: 135

Задание 13 № 1690 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Надо было (не)спеша ехать дальше. С середины XIX века русские ученые (не)раз организовывали экспедиции на вулканы Камчатки. (Не)понятное поведение героя объяснено автором в последней главе. (Не)всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно. Наша команда (не)тренировалась и проиграла.

Правильный ответ: непонятное

Задание 14 № 6353 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Могло бы показаться, что всё осталось в комнате (ПО)ПРЕЖНЕМУ, ЕСЛИ (Б) не странный беспорядок на письменном столе. Весь народ, что вы видите, пришёл (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) посмотреть, как будут наказывать преступников. Ромашову показалось, БУД(ТО) он вовсе не спал, даже не задремал ни на миг, а просто (В)ТЕЧЕНИЕ одной секунды лежал без мыслей, закрыв глаза. Всё словно умерло; только ГДЕ(ТО) (В)ВЕРХУ, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюблённую землю. ЕСЛИ(БЫ) я знал, что экскурсия окажется такой утомительной, я бы придумал КАКУЮ(НИБУДЬ) отговорку, чтобы не ходить на неё.

Правильный ответ: затем чтобы

Задание 15 № 4091 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Цифры укажите в порядке возрастания. И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пышный каравай в плетё(2)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(3)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.

Правильный ответ: 123

Задание 16 № 7046 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Туч на небе не было и солнце не выглядывало. 2) Видеть её можно было ежедневно то с бидоном то с сумкой то с сумкой и бидоном вместе. 3) Жёлтые листья и утренние туманы напоминали об ушедшем лете. 4) Весь день идёт снег либо дождь со снегом. 5) Надежда с упреком взглянула прямо на Курочкина и тот замолчал.

Правильный ответ: 15

Задание 17 № 590 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

Правильный ответ: 123

Задание 18 № 2533 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). — Скажи-ка(1) дядя(2) ведь не даром(3) Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь(4) были ж схватки боевые, Да(5)говорят(6) еще какие! Недаром (7) помнит вся Россия Про день Бородина!

Правильный ответ: 1256

Задание 19 № 1013 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и ещё раз напомнил правила игры.

Правильный ответ: 14

Задание 20 № 709 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.

Правильный ответ: 234

Задание 21 № 16726 Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Лена, великая сибирская река, является одной из самых длинных рек планеты. (2)Её водный путь начинается возле Байкала, затем река делает огромную излучину в сторону Якутска, после она устремляется на север и впадает в Море Лаптевых, образуя обширную дельту. (3)Река Лена делится условно на три части: верхнее течение до впадения реки Витим, среднее течение до впадения реки Алдан и нижнее течение до дельты. (4)В нижнем течении, после впадения Вилюя, Лена разливается во всю свою необъятную ширь. (5)Именно в этих местах она и становится по-настоящему великой сибирской рекой, вызывающей восторг и восхищение. (6)В своём верхнем течении Лена имеет все признаки горной реки, её течение быстрое и стремительное, русло извилистое, во многих местах попадаются пороги. (7)В среднем течении глубина составляет 10–12 метров, а русло значительно расширяется. (8)Далее Лена течёт по Приленскому плато, которое состоит из известняка и доломитов и характеризуется чрезвычайно своеобразными крутыми склонами. (9)В 100 километрах выше по течению города Покровска природа создала необыкновенные по красоте Ленские столбы— это многокилометровый комплекс могучих скал, нависающих над широкой водной гладью.

Правильный ответ: 59

Правильный ответ: 45

Школа мало занимается воспитанием детей, сетуют родители. Подростки часто руководствуются прагматическими соображениями, а не нормами морали, хотя и прекрасно знают, что такое добро и зло, отвечают учителя. Им крайне сложно воспитывать учеников при бездействии семьи: слишком непрост моральный климат в обществе и невысок статус профессии учителя, а в самом образовательном учреждении больше всего ценятся достижения учеников в учебе, рассказали на семинаре в НИУ ВШЭ Елена Аржаных и Елена Новикова

Дело в том, что школы переориентировались почти исключительно на образование, поясняют эксперты. Воспитательные же достижения в рейтингах учебных заведений не учитываются. Вместе с тем, и учитель так загружен преподаванием и отчетами, что у него нередко просто нет сил на общение с учениками. При этом в школах уменьшены и учебные часы на литературу и русский язык – предметы, которые дают детям лучшие уроки нравственности, отмечают исследователи.

Между тем, как показал прошлогодний опрос (число респондентов-школьников составило 400 человек, родителей – 250 человек, педагогов – 30 человек), родители ждут от школы серьезной воспитательной работы. Да и сами педагоги заинтересованы в успешности воспитания в школе. Аржаных и Новикова дали свой рецепт развития воспитательного потенциала школы.

Школа – второй по значимости воспитатель

Как бы то ни было, запрос со стороны родителей на воспитательную работу школы очевиден. Но школа, выполняя ее, вынуждена сопротивляться негативному влиянию изменившейся социальной среды, которая часто агрессивна к ребенку. В итоге эффект воспитательных усилий школы может не оправдывать ожиданий.

У подростков нет высоких идеалов

Родители также отмечают тревожные симптомы в поведении подростков. Так, прагматизм детей подчеркнули 39,8% респондентов, инфантилизм и нежелание взрослеть – 33,8%, неуважение к старшим – 27,9%, эгоизм – 27,1%. Об агрессии, равнодушии и хамстве детей говорили примерно по 20% родителей. Печально, но доброту и способность к сопереживанию увидели в школьниках лишь 14% родителей.

Доброта с прагматическими целями

Социальная среда, которую многие педагоги считают агрессивной, подталкивает ребенка к выбору в пользу приспособленчества. Отсутствие положительных примеров в ближайшем окружении и обилие негатива формирует у подростков соответствующее поведение, отмечают и родители, и педагоги. Моральные нормы постепенно заменяются прагматичными правилами поведения, отметили 68% родителей.

При этом часть педагогов считает, что большинство детей прекрасно знают, что такое хорошо и что такое плохо. Но такое знание нередко остается сугубо теоретическим, отметили Аржаных и Новикова.

То есть на уровне деклараций подростки демонстрируют приверженность традиционным ценностям, а на деле, по мнению учителей, часто руководствуются прагматическими резонами. Добро и любовь порой представляются школьникам инструментами, с помощью которых можно получить награду в виде одобрения взрослых.

В детях нужно воспитывать человечность

Они также обращают внимание на те 15% родителей, которые затруднились с ответом. Такие семьи, по всей видимости, не могут четко определить свои приоритеты, сделать выбор между следованием духовным ценностям и прагматикой, позволяющей человеку легко преуспеть.

Наставничество учителя ограничивается обучением

Респонденты-учителя по-разному оценили воспитательную компоненту в школе. Часть педагогов считает, что воспитание в школе активно набирает вес, поскольку в силу проблем во взаимоотношениях детей учителю чаще приходится корректировать их поведение.

Впрочем, в большинстве случаев педагоги отмечают, что воспитание отошло на второй план, поскольку изменился сам подход к образовательному процессу. Школа сегодня – это учреждение, предоставляющее образовательные услуги. Это определяет работу педагогов, которые прежде всего обучают и лишь во вторую очередь – воспитывают, пояснили исследователи.

Лучше всего воспитывают экскурсии

Воспитательная работа в учебном заведении включает общешкольные традиционные мероприятия (праздники, встречи с ветеранами и пр.), тематические классные часы и разбор конкретных жизненных ситуаций с коррекцией поведения учащихся. Как бы то ни было, и у родителей, и у учителей в рейтинге школьных воспитательных акций лидируют познавательные мероприятия – экскурсии. 78% родителей считают, что экскурсии максимально способствуют воспитанию.

В рейтинге мероприятий, наиболее запомнившихся родителям и их детям, также лидируют экскурсии и походы в театры и музеи (40,4%). Среди наименее запомнившихся родителям мероприятий – дни рождения, дни самоуправления, интеллектуальные соревнования и классные часы. Показательно, что около четверти родителей вообще не ответили на этот вопрос. Они либо не смогли вспомнить ничего примечательного, либо просто не интересуются этой стороной школьной жизни, считают авторы доклада.

Положительную оценку нравственному воспитанию в школе поставили 40% родителей. Средне оценили работу педагогов 15%. Плохую отметку поставили воспитанию в школе 8%. И, наконец, более трети родителей (36,8%) затруднились с оценкой. Такой неопределенный ответ, по мнению Аржаных и Новиковой, может быть связан с тем, что родители плохо знают, что делает школа в области воспитания детей. Вероятен и другой вариант: родители просто не готовы афишировать свое реальное отношение к работе педагогов в школе, где учится их ребенок.

Как совершенствовать воспитательную работу?

Для того, чтобы школа могла давать детям более основательное воспитание, по мнению учителей, необходимо прежде всего выделить педагогу больше времени на такую работу. Причем в идеале ее значимость должна быть сопоставима со значимостью обучения как такового. Другие названные педагогами меры – повышение статуса учителя в обществе и набор в школу кадров, основной работой которых было бы воспитание. Следовало бы также вернуть урезанные учебные часы по литературе, истории и русскому языку.

Маленькая, с шестилетней началкой, дружными учителями, без буллинга и повального списывания. Именно такой должна быть идеальная школа в России, считают ученые Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Школа в селе Карпово Алтайского края. Фото: Сергей Куксин / РГ

По словам декана факультета менеджмента в сфере образования Елены Ленской, идеальная школа - это, прежде всего, небольшая школа на 500-800 учеников. Все гигантские комплексы в итоге теряют управляемость, а ученики в них обезличиваются. На уроках в хорошей школе говорит не учитель, а ученики. Модель "рассказал - спросил" отменяется, а начальная школа должна быть, как во всех развитых странах, шесть лет.

1. В школах будет демократичная и уважительная обстановка, исчезнет буллинг. В рамках исследования PISA детям уже после того, как они выполнили основное задание, давали анкету и спрашивали, что происходит в школе. Так вот, Россия вошла в топ-десятку… по буллингу! 37 процентов опрошенных учеников признались, что их травили, обзывали и унижали в школе. Самое печальное, среди тех, кто травит - большое количество учителей.

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

3. Началка станет гораздо длиннее - не 4 года, как сейчас, и уж никак не 3, как это предлагают некоторые школы. Год за два - зачем? В России сегодня и так самая короткая начальная школа. Во всех успешных странах, включая Финляндию, шестилетняя начальная школа. В Англии детей начинают учить в школе с 5 лет, в Финляндии, как у нас - с семи. Чем опасна короткая началка? В начальной школе закладываются основы для дальнейшего предметного обучения. Ребенку, который не умеет читать на хорошей скорости, извлекая необходимую информацию, потом будет очень сложно. То же - со счетом. Знания не успевают закрепиться. Некоторые исследователи утверждают, что скорость чтения практически не увеличивается после 12 лет. С какими результатами пришел к этому возрасту, так и будешь с этим учиться дальше".

4. Школа станет работать как единая команда. У нас сегодня учителя почти не общаются друг с другом на профессиональные темы. Они могут поздравлять друг друга с днем рождения, отмечать праздники, говорить о чем угодно - мужьях, своих детях, дачных увлечениях, путешествиях, но только не о школе. Сейчас в этом назревает необходимость. Елена Ленская уточняет: "Мне хотелось бы, чтобы в школах появилась своя система профессионального развития педагогов, которая строилась бы вокруг учеников. Это система, когда учителя собираются и обсуждают, например, какая нагрузка будет у детей на следующую неделю. Известно, что у нас каждый учитель считает, что его предмет самый главный и дает задание километровой длины. При этом проверить задание времени у учителя нет". Педагог в лучшем случае объясняет у доски - ну вот такие у нас типичные ошибки. А ученика не интересуют типичные, его интересуют свои и что ему с ними делать? Внутришкольная система профессионального развития также позволяет обсуждать не типичные, а вполне конкретные проблемы, возникнувшие в данной школе.

5. Ученики перестанут списывать. Международное исследование TALIS показало: почти все директора признались, что у них в школах списывают. "Списывают, конечно, во всех странах, но в России - особенно много. У нас иногда учитель сам призывает детей к этому - школе нужны хорошие результаты, так что все способы хороши. Система такова, что сама провоцирует списывание. В России, к сожалению, исторически сложилось так, что жаловаться на списывающих в школе не принято", - подчеркивает Елена Ленская.

6. На уроках будет говорить не учитель, а ученик. Недавно в одном из российских регионов была большая делегация педагогов из Сингапура. Они ходили по коридорам школ во время урока, слушали, что происходит в классах, и удивлялись, как много вещают у нас учителя. Это отживший способ преподавания. А у нас до сих пор процветает прямая фронтальная работа.

7. Профильное обучение не будет таким массовым. Как правило, выбор профессии и дальнейшего обучения ребенок делает к концу школы. Многие успешные люди меняли свои замыслы непосредственно перед поступлением. "Мы хотим загнать детей в какие-то рамки и разными способами - льготами при поступлении в вузы, дополнительными баллами после профильных классов закрепляем у ребенка неправильный выбор. И он остается с эти выбором. Вы знаете о том, что у нас уже появились инженерные детские сады? И при этом никто не думает о том, где эти инженеры потом будут работать. В экономике завтрашнего дня нужны будут универсальные навыки", - уверена Елена Ленская.

8. Школы снова станут небольшими. 500-800 учеников - это максимум. И поддерживать нужно не сильные школы, а слабые, как в Эстонии, которая уже второй раз занимает в исследовании PISA первое место среди европейских стран. Там вкладывают деньги не в элитные школы крупных городов, которые показывают хорошие результаты, а в маленькие сельские или островные школы, которые имеют меньше возможностей.

"Все учителя там прошли тренинги и научились разным методам работы с учениками. Например, групповой работе, когда школьники учатся взаимодействовать, решать вместе проблемы. Или технике перевернутого класса, когда теорию ученик изучает дома, а на уроке обсуждает ее вместе со всем классом и учителем, - рассказала "РГ" Елена Ленская. - Еще я бы взяла для нас в качестве примера азиатскую систему ротации директоров и учителей. В Южной Корее, Японии, Сингапуре директор или учитель не может работать в одной школе больше 5 лет. Потом он переходит в другую. И хорошие педагоги имеют возможность работать во многих школах. В Южной Корее, кстати, такой жесткий отбор кандидатов на должность учителя, что в школу после университета попадает только 30 процентов выпускников. Остальные ждут еще год или больше и снова сдают профессиональный экзамен".

Читайте также: